Сочинение-описание картины «апостолы пётр и павел», эль греко (2 варианта — кратко и подробно)

Повторное изобретение Эль Греко (19 век)

Памятник Эль Греко напротив музея дель Греко в Толедо.

В 1838 году 7 января 1838 года в Лувре был открыт Испанский музей короля Луи-Филиппа. В 1835 году Луи-Филипп отправил барона Исидора Жюстена Северина Тейлора в Испанию, чтобы приобрести на его счет представительную группу произведений. из испанской школы. Тейлор обогатил королевскую коллекцию девятью картинами Эль Греко: четыре с религиозными мотивами, четыре портрета и евангелист. Среди 450 картин 85 испанских художников французская публика впервые смогла увидеть типичные произведения Эль Греко. В этот период идея о том, что Эль Греко представляет собой начало испанской школы, была впервые сформулирована в информативной манере. Господствующая идеология основателей музея поставила Эль Греко у истоков испанской школы и дала ему более или менее титул ее основателя. В 1838 году буквой «А» испанской живописи уже был Эль Греко, а буквой «Z» — Гойя . Тем не менее, Мурильо , Веласкес , Рибера , Кано и Сурбаран были художниками, на которых критики, художники и публика благосклонно отзывались об Испанском музее. Лишь небольшая элита предпочитала Эль Греко и Гойю .

С приходом романтических настроений работы Эль Греко подверглись новому анализу. Для французского писателя Теофиля Готье , французского поэта, драматурга , романиста , журналиста и литературного критика , Эль Греко был предшественником европейского романтического движения во всем его стремлении к странному и экстремальному. Готье ценил и восхищался более поздней техникой Эль Греко, соединяя его с современником искусства с самим собой: «Лучшие работы его второго периода напоминают романтические картины многого». Критик Захари Астрюк и ученый Поль Лефорт способствовали широкому возрождению интереса к его живописи.

Именно тогда родился миф о безумии Эль Греко. Второе поколение романтиков, приверженцы теории искусства ради искусства, искали фантастическое и редкое, то, что ускользало от норм и ограничений, что не поддавалось интерпретации и было уникальным. Следовательно, безумие было переоценено. Миф о безумии Эль Греко существует в двух версиях. С одной стороны, Теофиль Готье считал, что Эль Греко сошел с ума от чрезмерной художественной чувствительности. С другой стороны, публика и критики не будут обладать идеологическими критериями Готье и сохранят образ Эль Греко как «безумного художника», и поэтому его «самые безумные» картины не вызывают восхищения, а считаются историческими документами. доказывая свое «безумие». Во время работы Испанского музея Эль Греко стал идеальным романтическим героем , одаренным, непонятым, маргиналом, потерявшим рассудок из-за презрения современников. Критики Courrier Français и La Presse сохранят образ Эль Греко как «сумасшедшего художника».

В 1867 году Поль Лефорт , знаток испанской живописи, посвятил Эль Греко восьмистраничную статью с гравюрами четырех работ. В этой статье Лефорт превозносит Эль Греко, опровергая всемогущую банальность его «безумия» и объявляя его основателем испанской школы. В период с 1860 по 1880 год в ходе архивных исследований были обнаружены некоторые новые важные документы, такие как письмо, написанное хорватским миниатюристом Джулио Кловио , который охарактеризовал Эль Греко как «редкий талант в живописи». В 1890-х испанские художники, жившие в Париже, приняли его в качестве своего проводника и наставника. Однако в этот период Эль Греко все еще оставался делом для «немногих счастливых». Лефорт был против выдающихся критиков, таких как Шарль Блан и Луи Виардо , чьи враждебные комментарии к Эль Греко были широко распространенным явлением. Поэтому Лефорт написал статью, в которой рекомендовал историкам вернуть Эль Греко во владение.

ДОМЕНИКО ЭЛЬ ГРЕКО (Доменико Теотокопули)

Справа, внизу: e’poiei

Творчество Эль Греко трудно вместить в рамки одной национальной школы. Его произведения — итог развития всего европейского искусства XVI века.

Грек по происхождению, уроженец острова Крит, художник большую часть жизни провел в Толедо. Но прежде чем приехать на Пиренейский полуостров, он много лет работал в Италии. Мировоззрение Эль Греко сформировалось в стране самой развитой гуманистической культуры. Естественно, что его отношение к искусству было независимее, чем у современных ему испанских живописцев. Произведения Эль Греко, написанные на религиозные сюжеты, проникнуты философскими размышлениями о судьбах людей. В созданных образах он синтезировал свои представления о человеческих характерах. Эль Греко — автор новых, неизвестных до него в Испании, церковных циклов «апостоладос» (двенадцать апостолов во главе с Христом). К ним тесно примыкает эрмитажная картина «Апостолы Петр и Павел».

Сопоставление в одном произведении Петра и Павла представляло особый интерес для художника. Согласно священному писанию, Павел до принятия христианства яростно преследовал приверженцев этой веры, но, приобщившись к ней, стал фанатичным ее поборником. Напротив, апостол Петр, один из самых близких учеников Христа, не отличался последовательностью и силой духа. Он порой колебался, изменял христианству, но, раскаявшись, снова возвращался к нему.

В картине Эль Греко центральное место отводится Павлу. Он изображен в момент проповеди, опирающимся рукой на книгу (обязательный атрибут этого святого). Его фигура выделена не только фронтальным расположением, но и колористически. Темно-красный плащ святого с тяжелыми, широко уложенными складками — основной красочный акцент. Великолепно написана голова апостола: абрис очерчен сильно и энергично, четко проработаны объемы черепа, скул, носа. Темные горящие глаза делают лицо особенно выразительным. Павел трактован человеком сильным и убежденным. Рядом с ним Петр выглядит слабым, беспомощным. Его старческая седая голова склонилась, в выражении лица читается мольба о прощении.

Апостолы Эль Греко далеки от канонических образов святых, принятых официальной церковью. Они написаны в широкой, свободной, темпераментной манере, необычной для Испании XVI века и потому казавшейся особенно дерзкой. Когда смотришь на это произведение, становится понятным, почему испанский король отверг талантливого мастера: изображенные им святые не вызывают желания молиться.

Произведения Эль Греко, забытые сразу после его смерти, на протяжении трех столетий не привлекали к себе внимания. Интерес к ним возродился в начале нашего века. Именно тогда, в 1911 году, картина «Апостолы Петр и Павел» была подарена Эрмитажу П. П. Дурново.

С сайта www.elgreco.ru

Ловцы человеков

Из Священного Писания известно, что первоапостолы пришли к вере радикально разными путями. Рыбака Симона призвал сам Христос, дав ему имя Петр. Жестокого фарисея Савла поверг ниц глас Божий спустя год по воскресении Христовом, когда тот следовал в Дамаск, будучи преследователем первых христиан. Так он стал апостолом Павлом, одним из наиболее активных проповедников христианства

На эту разницу в их судьбах обращает внимание художник, помещая в правый нижний угол две книги. Нижняя, большая – очевидно Евангелие, на котором зиждется христианское учение

Поверх него раскрыта книга Деяний, созданная апостолами. Неизвестно, входило ли это в замысел Эль Греко, но получился занятный баланс. Фигура апостола Петра занимает меньше места на полотне, что с лихвой компенсируется наличием на переднем крае книги, в которой описываются самые важные события его жизни – годы, проведенные рука об руку со Спасителем.

Павел же, чья фигура доминирует на картине, левой рукой уверенно опирается на созданные им тексты (ведь именно он написал существенную часть апостольских Посланий), но правой словно принимает духовный опыт у более умудренного Петра. Это переплетение рук и жестов двух апостолов и есть смысловой и композиционный центр картины, неслучайно расположенный аккурат на золотом сечении. Именно взаимодействие и мистический обмен мудростью таких разных, но объединенных общим делом миссионеров, а не их противостояние – ключевая идея работы Эль Греко.

Карта миссионерского путешествия апостола Петра

Апостол Петр распространяет Благую Весть в Иерусалиме в День Пятидесятницы в 30 году нашей эры. Три тысячи человек, которые слышат его послание, становятся верующими (Деяния 2:14-41).

Петр исцеляет хромого у Красивых ворот храма. Его и Иоанна арестовывает охрана храма и запрещает им проповедовать (Деяния 3:1-4:22). Будучи руководителем церкви в Иерусалиме в течение следующих нескольких лет, Петр упрекает Ананию и Сапфиру, когда они лгут о деньгах, полученных от продажи земли (Деяния 5:1-16).

Петр выступает с речью, когда его и еще одного апостола арестовывают в Иерусалиме (Деяния 5:17-42). Петр и Иоанн отправляются в Севастию в Самарии в 35 году нашей эры и молятся о том, чтобы новые верующие самаритяне исполнились Святым Духом (Деяния 8:14-24).

Они возвращаются в Иерусалим, распространяя свою весть по пути во многих деревнях Самарии (Деяния 8:25). Позже в том же году Петр посещает верующих в Лидде (называемой Лод в Ветхом Завете) (Деяния 9:32-35). Он исцеляет Энея, который восемь лет был прикован к постели.

Сегодня в Лоде находится международный аэропорт Тель-Авива. Петра вызывают в порт Иоппии, где умерла одна из верующих Тавифа («Доркас» по-гречески, что означает «газель»). Петр молится за нее, и мертвая женщина оживает (Деяния 9:36-43).

Корнилий — богобоязненный сотник из язычников, принадлежащий к Италийской когорте. Он находился в римском административном центре в Кесарии. Во сне явилось видение ангела, который велит ему послать за Петром в Иоппию (Деяния 10:1- 8).

Петр, молящийся на плоской крыше дома Симона Кожевника в Иоппии. Также имеет видение, в котором ему сказано не называть «нечистым» то, что Бог сделал «чистым» (Деяния 10:9-23).

Вскоре после этого два слуги Корнилия из язычников и его помощник прибывают в Иоппию. Петр приглашает их в дом в качестве своих гостей.  Несмотря на то, что евреи обычно не ели с язычниками. Потому что они считались ритуально «нечистыми», а еда с ними делала еврея «нечистым».

Святой апостол Петр в Кесарии и Иерусалиме

Петр едет в Кесарию в конце 35 года нашей эры. Он делится Благой вестью о смерти и воскресении Иисуса с семьей и друзьями Корнилия из язычников. Святой Дух нисходит на всех присутствующих. Шестеро верующих евреев из Иоппии удивляются тому, что Бог излил Свой Дух на язычников. Так как они «слышали, как они говорили на разных языках и хвалили Бога».

Древний Иерусалим

Новые верующие из язычников крестятся как «они получили Святого Духа так же, как и мы!». Петр остается в доме язычников в Кесарии на несколько дней (Деяния 10:23-48). Петр отчитывается перед еврейскими верующими в Иерусалиме (Деяния 11:1-18).

Святые апостолы Петр и Павел получили свои имена от Иисуса Христа, они вошли в историю христианства. Читайте подробности о святых апостолов в Википедии. Поздравляем всех православных христиан с окончанием Петрова поста. Дорогие братья и сестры! Теперь вы знаете какой праздник 12 июля по церковному календарю.

Вам понравятся статьи:

Ловцы человеков

Из Священного Писания известно, что первоапостолы пришли к вере радикально разными путями. Рыбака Симона призвал сам Христос, дав ему имя Петр. Жестокого фарисея Савла поверг ниц глас Божий спустя год по воскресении Христовом, когда тот следовал в Дамаск, будучи преследователем первых христиан. Так он стал апостолом Павлом, одним из наиболее активных проповедников христианства

На эту разницу в их судьбах обращает внимание художник, помещая в правый нижний угол две книги. Нижняя, большая – очевидно Евангелие, на котором зиждется христианское учение

Поверх него раскрыта книга Деяний, созданная апостолами. Неизвестно, входило ли это в замысел Эль Греко, но получился занятный баланс. Фигура апостола Петра занимает меньше места на полотне, что с лихвой компенсируется наличием на переднем крае книги, в которой описываются самые важные события его жизни – годы, проведенные рука об руку со Спасителем.

Павел же, чья фигура доминирует на картине, левой рукой уверенно опирается на созданные им тексты (ведь именно он написал существенную часть апостольских Посланий), но правой словно принимает духовный опыт у более умудренного Петра. Это переплетение рук и жестов двух апостолов и есть смысловой и композиционный центр картины, неслучайно расположенный аккурат на золотом сечении. Именно взаимодействие и мистический обмен мудростью таких разных, но объединенных общим делом миссионеров, а не их противостояние – ключевая идея работы Эль Греко.

Конфликт: спор и примирение

В 15 главе книги «Деяния Апостолов» говорится о разногласии, которое возникло в христианской среде между апостолом Павлом, с одной стороны, и лидерами иудейской общины — с другой. В это «немалое состязание» вылился многолетний спор о возможности спасения язычников. В частности иудеи настаивали на соблюдении римлянами Закона Моисеева: обрезания и кашрута (особые требования к пище).

Далее на соборе в Иерусалиме Павел поддержал Петра, согласившись с тем, что необрезанных язычников тоже нужно обращать ко Христу и не требовать от них исполнения Моисеева Закона. Но позже проповедуя в Риме, встречая евреев, которые приняли Христа и продолжали строго придерживаться Закона предков, Петр  ест и пьёт с обрезанными и начинает чуждаться необрезанных.

Павел был возмущен таким поведением апостола, которое, по его убеждению, противоречило истине Евангельской и открыто при всех обличил Петра: сказал, что тот поступает так из лицемерия, подчеркнув, что христианство для всех, а не только для иудеев. На упреки собрата Петр не ответил.

Апостолы Петр и ПавелШкола или худ. центр: Средняя Русь; Русская икона Начало XVI в.Дерево, левкас, темпера.142 × 91 смГосударственный исторический музей, Москва, Россия

Подробные обстоятельства случившегося Павел описал во 2-м Послании к Галатам:

«Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

(Гал 2:14-16)

Кажется случилось непоправимое — конфликт. Однако Иоанн Златоуст, посвятивший данной теме целую беседу, разъясняет, что не было никакого конфликта:

Христос, как полководец, разделяя своих офицеров по родам войск, отдал язычников Павлу, а иудеев – Петру. Но иудеи не спешили отступать от своего закона, а Петр боялся отучать их от старых привычек, дабы не выдрать вместе с сорняками и слабые ростки веры во Христа. Павел же, руководствующий язычниками, помог своему брату.

Если бы он хотел укорить Петра, то не стал бы делать этого прилюдно, а пришел бы и сказал наедине. Но он делает ему замечание на глазах у всех: и язычников, и – главное, иудеев. Тем самым укоряя вовсе не великого апостола, которому не считал себя ровней, а косных евреев, дичившихся прочих христиан. И молчание Петра было вовсе не трусостью, а достойным ответом. Между тем, апостолы питали друг к другу глубокое уважение, и цель у них была одна – сделать новую Церковь Вселенской.

Петр и Павел: единство или борьба противоположностей?

Несмотря на кажущуюся простоту композиции, эта картина Эль Греко стала благодатным полем для интерпретаций, на котором поломали немало копий маститые искусствоведы. Версии о том, что именно имел в виду художник и какой смысл вкладывал в жесты первоапостолов выдвигались самые противоречивые, вплоть до противоположных. Согласно одной из них, на полотне запечатлен эпизод из жития святых, описанный в Послании к Галатам. В нем апостол Павел обличает своего старшего соратника в лицемерии и непоследовательности, после того как тот стал чураться язычников в присутствии принявших христианскую веру иудеев, в то время как ранее отмечал необходимость проводить миссионерскую деятельность не только среди евреев, но и других народов.

С этой точки зрения положение апостола Павла на картине трактуется как доминирующее, его жест – обвиняющим, а апостол Петр выступает раскаивающимся отступником. Но у этой концепции есть немало противников, и не безосновательно: ей не соответствует характер взглядов обоих святых. Они направлены будто бы не извне, а внутрь, на созерцание чего-то сокровенного от наших глаз. Больше похоже на то, что проповедники глубоко погружены в свои молитвы либо серьезные размышления духовного толка.

Конечно, стройность композиции держится на противопоставлении, как это очень часто случается у Эль Греко. Опыт и седина святого Петра контрастирует с решительностью и твердым взглядом его более молодого соратника. Излюбленным приемом художника в принципе была игра на контрасте, особенно между земными и небесными материями. И как обычно предпочитал поступать Эль Греко в подобных случаях, он подчеркивает его комбинированием в рамках одного полотна различных художественных средств.

Человеческая природа апостолов отражена при помощи четко, максимально реалистично прорисованных ликов, их рук, фона. А неотмирность, сопричастность Духу Святому нашла воплощение в сияющих накидках, написанных в свободной, экспрессивной манере. Иерархия апостолов передана при помощи колористики: в византийской иконописной символике золотистый – высший цвет в табели о рангах, а красный следует сразу за ним.

Детство и юность

Не все факты биографии исторических личностей известны потомкам. Вот и о дате рождения апостола Петра можно только гадать. Но в евангельских преданиях сохранилось указание на место, где родился святой – Вифсаида Галилейская, маленький городок на территории Палестины. Область Галилея располагалась дальше всех от Иерусалима. На ее территории проживали в основном язычники, ставшие впоследствии первой паствой Петра.

Картина «Святой Петр», Марко Дзоппо

При рождении апостол получил имя Симон. Именем Петр, которое с греческого переводится как «камень», его назвал Иисус за особую преданность, подразумевая в верном последователе учения основу Церкви.

Петр был женат на племяннице апостола Варнавы, растил дочь и сына. На жизнь зарабатывал простым и непритязательным трудом — ловил рыбу на Геннисаретском озере. Занятие, не приносившее большого дохода, требовало упорства и терпения.

В Евангелии от Матфея и от Иоанна рассказываются разные истории того, как Петр познакомился с Иисусом и уверовал в его учение.

Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо

По одной версии, к Иисусу Симона привел брат Андрей, ставший учеником Иоанна Крестителя и узнавший от него о Мессии. Иисус, взглянув на Симона, назвал его Кифой (по-арамейски – «камень», Петр – по-гречески). Камень – иносказательно вера, на которой строится Церковь.

Согласно другой — Господь застал братьев во время рыбалки, на берегу озера, и обратился к ним со словами:

Иисус показал глубокий смысл фразы, заполнив до краев рыбой лодки Петра и Андрея.

Иисус призывает Петра и Андрея

Исследователи не видят противоречий между двумя повествованиями. Они полагают, что Матфей делал акцент на жизни простых людей, занятых тяжелым трудом. Тогда как Иоанн подчеркивал, что задолго до встречи с Господом рыбакам была свойственна духовность, они слушали проповеди и готовились к приходу Мессии.

Предмет

Деталь Святой Петр и Святой Павел, Эль Греко, показывая руку Петра, держащего ключи от неба.

Святой Петр

Фигура слева в картине Эль Греко Святой Петр и Святой Павел можно идентифицировать как Святого Петра. в Библия, Петр — один из первых учеников, к которым призывает Иисус. в Книга Матфея Иисус сказал Петру: «И говорю тебе, что ты Петр, и на этой скале Я построю свою церковь, и врата ада не преодолеют ее. Я дам вам ключи от Царства Небесного; все, что вы свяжете на земле, будет связано на небесах, и все, что вы разрешите на земле, будет разрешено на небесах ». Эль Греко включил ключи от неба на этой картине, как видно на левой руке Петра.

Деталь Святой Петр и Святой ПавелЭль Греко, изображающий Пола с мечом, символ его смерти.

Святой Павел

Справа от картины — Святой Павел. Павел был одним из основных авторов Библии, а также основателем многих Христианин церкви. Пол родился Еврейский и жил в соответствии с этими верованиями, пока его на улице не посетил воскресший Иисус, что привело к его обращению в христианство. На картине Эль Греко Павел изображен с мечом, символом его мученичество за его христианские убеждения.

Петр и Павел: единство или борьба противоположностей?

Несмотря на кажущуюся простоту композиции, эта картина Эль Греко стала благодатным полем для интерпретаций, на котором поломали немало копий маститые искусствоведы. Версии о том, что именно имел в виду художник и какой смысл вкладывал в жесты первоапостолов выдвигались самые противоречивые, вплоть до противоположных. Согласно одной из них, на полотне запечатлен эпизод из жития святых, описанный в Послании к Галатам. В нем апостол Павел обличает своего старшего соратника в лицемерии и непоследовательности, после того как тот стал чураться язычников в присутствии принявших христианскую веру иудеев, в то время как ранее отмечал необходимость проводить миссионерскую деятельность не только среди евреев, но и других народов.

С этой точки зрения положение апостола Павла на картине трактуется как доминирующее, его жест – обвиняющим, а апостол Петр выступает раскаивающимся отступником. Но у этой концепции есть немало противников, и не безосновательно: ей не соответствует характер взглядов обоих святых. Они направлены будто бы не извне, а внутрь, на созерцание чего-то сокровенного от наших глаз. Больше похоже на то, что проповедники глубоко погружены в свои молитвы либо серьезные размышления духовного толка.

Конечно, стройность композиции держится на противопоставлении, как это очень часто случается у Эль Греко. Опыт и седина святого Петра контрастирует с решительностью и твердым взглядом его более молодого соратника. Излюбленным приемом художника в принципе была игра на контрасте, особенно между земными и небесными материями. И как обычно предпочитал поступать Эль Греко в подобных случаях, он подчеркивает его комбинированием в рамках одного полотна различных художественных средств.

Человеческая природа апостолов отражена при помощи четко, максимально реалистично прорисованных ликов, их рук, фона. А неотмирность, сопричастность Духу Святому нашла воплощение в сияющих накидках, написанных в свободной, экспрессивной манере. Иерархия апостолов передана при помощи колористики: в византийской иконописной символике золотистый – высший цвет в табели о рангах, а красный следует сразу за ним.

Петр и Павел: единство или борьба противоположностей?

Несмотря на кажущуюся простоту композиции, эта картина Эль Греко стала благодатным полем для интерпретаций, на котором поломали немало копий маститые искусствоведы. Версии о том, что именно имел в виду художник и какой смысл вкладывал в жесты первоапостолов выдвигались самые противоречивые, вплоть до противоположных. Согласно одной из них, на полотне запечатлен эпизод из жития святых, описанный в Послании к Галатам. В нем апостол Павел обличает своего старшего соратника в лицемерии и непоследовательности, после того как тот стал чураться язычников в присутствии принявших христианскую веру иудеев, в то время как ранее отмечал необходимость проводить миссионерскую деятельность не только среди евреев, но и других народов.

С этой точки зрения положение апостола Павла на картине трактуется как доминирующее, его жест – обвиняющим, а апостол Петр выступает раскаивающимся отступником. Но у этой концепции есть немало противников, и не безосновательно: ей не соответствует характер взглядов обоих святых. Они направлены будто бы не извне, а внутрь, на созерцание чего-то сокровенного от наших глаз. Больше похоже на то, что проповедники глубоко погружены в свои молитвы либо серьезные размышления духовного толка.

Конечно, стройность композиции держится на противопоставлении, как это очень часто случается у Эль Греко. Опыт и седина святого Петра контрастирует с решительностью и твердым взглядом его более молодого соратника. Излюбленным приемом художника в принципе была игра на контрасте, особенно между земными и небесными материями. И как обычно предпочитал поступать Эль Греко в подобных случаях, он подчеркивает его комбинированием в рамках одного полотна различных художественных средств.

Человеческая природа апостолов отражена при помощи четко, максимально реалистично прорисованных ликов, их рук, фона. А неотмирность, сопричастность Духу Святому нашла воплощение в сияющих накидках, написанных в свободной, экспрессивной манере. Иерархия апостолов передана при помощи колористики: в византийской иконописной символике золотистый – высший цвет в табели о рангах, а красный следует сразу за ним.

Смерть

Последним местом земной жизни Апостола Петра стал Рим. О том, что в этом городе ждет смерть, святого известил ангел, и Петр воспринял весть с благодарностью. С помощью апостола в Христа уверовали любимые наложницы императора Нерона и решили вести целомудренный образ жизни. По приказу римского правителя Петра схватили.

Картина «Смерть апостола Петра», Караваджо

Апостол уговорил палачей распять его вниз головой, поскольку считал себя недостойным умереть так же, как Сын Божий. Поэтому перевернутое распятие называется Петровским крестом. Предположительный день смерти святого – 29 июня по юлианскому календарю. Похоронен Святой Петр на склоне Ватиканского холма учеником Климентом Римским.

Сохранилась легенда, что, прежде чем попасть в руки римлян, Петр намеревался покинуть город, но по дороге встретил видение Христа. Апостол спросил, куда тот направляется, и получил ответ, что Спаситель идет в Рим, чтобы дать вновь распять себя. Петр устыдился и вернулся.

Картина «Господи, куда ты идешь?», Аннибале Карраччи

Для Русской Православной Церкви праздник Петров день приходится на 12 июля. В церквях проводятся специальные богослужения: накануне – всенощное бдение, утром – литургия. Желающие причаститься приобщаются к Христовым тайнам. На Руси в этот день начинались Петровские гулянья, помимо дня памяти, 23 сентября чествовались Петр и Павел Рябинники.

Два пути ко Христу

Если Петр был со Спасителем с самого начала, прошел с Ним весь путь, проявив малодушие лишь тогда, когда за Иисусом пришли римские солдаты, в чем горько каялся всю жизнь. Павел же вообще не принадлежал к числу 12 учеников и Мессию ни разу не видел. Более того, он был противником христиан и даже принял участие в страшной казни первого в истории мученика Стефана – стерег одежды палачей пока те побивали несчастного камнями. 

Простой рыбак из Галилеи и «фарисей сын фарисея», отлично знающий иудейский Закон — такие разные по происхождению, образованию и воспитанию. И жизненные пути у них тоже разные, но одинаково твердая вера и смерть одна: казнь за проповедь о Христе…

Икона праздника

Апостолы Петр и Павел

Иконография образов Петра и Павла весьма разнообразна. Их совместные изображения в христианском искусстве известны издревле, они обнаружены еще во фресковых циклах катакомб. Старейшим совместным образом проповедников, датируемым исследователями IV-м столетием, считается их образ на донце поминального сосуда, хранящегося в нью-йоркском музее Метрополитен.

Христос увенчивает апостолов Петра и Павла. Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

Над фигурами праведников изображен Искупитель, дарующий Своим преданным служителям драгоценные венцы. В том же музее находится и еще более раннее изображение праведников, датируемое III в., с названием «Петр, Павел и Перегрина (Торжествующая Церковь)».

Подобное творение того же периода есть в собраниях Ватикана, однако венец у апостолов на нем общий – один на двоих.

В 1887 г. при раскопках в Италии были найдены руины старинной инсулы, на стенах которой находились фрески III-IV столетий с ликами Искупителя и свв. Петра и Павла, предстательствующих за христиан. Уже в ту далекую пору приверженцы Христианского Учения весьма чтили миссионерские труды этих угодников, осознавая их особую близость к Престолу Божию.

Италия. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 425 г. 

Парные мозаичные образы проповедников сохранились в апсиде римской базилики Санти-Козма-э-Дамиано и в Равенне, в мозаике мавзолея Галлы Плацидии. Созданы они в V столетии. Поскольку воспоминание жизненных подвигов апостолов приходилось на одну дату, то и на праздничной иконе лики этих служителей издревле изображают вместе.

Это интересно: Святые апостолы Петр и Павел: праздник и образы в искусстве

Предание повествует, что первый образ праведников привез из Корсуня в русские земли равноап. кн. Владимир. Впоследствии этот лик передали в Новгородский собор св. Софии. Первую обитель, носящую славное имя подвижников, также возвели в Новгороде в 1185 г.

Из византийского искусства пришла традиция изображать свв. Петра и Павла в голубых (либо синих) хитонах и в плащах. Причем, плащ св. Петра традиционно писали охристым или золотистого цвета, а плащ ап. Павла – вишневым. Иногда в руках ап. Петра изображают крест с длинным нижним концом, символизирующий одновременно и страдальческую кончину праведников, и их пастырскую деятельность.

Апостолы Петр и Павел. Карл Золотарев.

В западноевропейском искусстве принято изображать ап. Павла с мечом в руках – орудием его казни.

В начале минувшего столетия академик В.Д. Фартусов в знаменитейшем «Руководстве к писанию образов угодников Божиих» рекомендовал изображать этих проповедников на праздничной иконе следующим образом:

Когда празднуют память святых апостолов Петра и Павла католики

Католическая церковь отмечает память этих христианских учителей и верных приверженцев Учения Иисуса 29 июня.

Интересный фактВ католической церкви св. Петр считается первым в истории римским папой.

Татьяна Расновская

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: