Узбекские художники

Интересные факты

  • Монументальное панно «Тебе, человечество!», которым Таир Салахов выразил восхищение покорением космоса, впервые выставлялось 12 апреля 1961 года. По признанию художника, он даже не подозревал, что дата совпадет с полетом Юрия Гагарина.
  • В 1973 году живописцу было присвоено звание «Народный художник СССР». Такой высокой наградой его заслуги отмечены в Азербайджане и постсоветской России.
  • Национальность Таира — азербайджанец, но сам себя он считал человеком мира и имел гражданство России и Азербайджана.
  • Дети Салахова пошли по стопам отца: Алагез стала художницей, Айдан открыла студию современного искусства в Москве, Иван реставрирует живопись в Третьяковской галерее.
  • Будучи школьницей, Алагез Салахова познакомилась с 17-летним Константином Райкиным (их родители дружили семьями). Спустя 12 лет они случайно встретились и увлеклись друг другом, несмотря на то что оба были в браках. У Алагез и Константина появилась своя семья, но ненадолго, пока ветреный Райкин не увлекся очередной красавицей. Женщина тяжело переживала развод и больше не выходила замуж, но ее сын от первого брака до сих пор дружит с артистом.

Карьера

Для себя живописец выбрал определенный тип. Черты его прослеживаются на каждом портрете. Интересно, что даже при условии, что модель единственная, она не надоедает. Полотна художника отлично смотрятся в любом интерьере, особенно перекликаясь с классическим. Пусть внешность красавиц и полностью соответствует подиумным канонам, внутренний их мир наверняка далек от реалий действительности.

Полотна – ода вечной женственности. Мастерская палитра многообразна. Темных тонов живописец не любит, все его творения отличают нежность и свет. Каждая работа – комплимент чуть таинственной незнакомке. Изображаемая и сама по себе очаровательна, но становится еще краше, раскрываясь под влюбленным взором живописца. А модели Разумовым любимы, это заметно с первого взгляда. Изысканность полотен наилучшим образом передает нежность пастели.

Иногда появляются и более яркие тона, иное настроение. Но даже черный становится полупрозрачным и воздушным. Он играет оттенками. Обычно темными изображаются перья на шляпках либо подчеркивающие изысканность ножки чулки.  Черные наряды не выглядят траурно-глухими. Они едва окутывают фигуру, придавай ей легкость.

У Глазунова Константин обучился классической живописи. Его героини вполне реалистичны, но окружены световоздушностью, сродни которой работы импрессионистов. И получается современный портрет.

Женщина на картине всегда в одиночестве. С ней нет спутника, наверное, еще не встретила его либо не нашла. Обычно изображается она за столиком в кафе. Кажется, что действие происходит в Париже. К такой красавице непросто подойти, чтобы завести разговор ни о чем.

Да и букеты ей непременно надо посылать ежедневно. Она же станет расставлять их в задумчивости по вазам, читая вложенную визитку. Героиня портретов Разумова так легка, что унести ее может порыв ветра. Да и сидит она всегда на краешке кресла либо стула: миг – и очаровательное видение исчезнет.

Биография поэта

Будущий поэт родился в семье врача из города Коканд (Ферганская область) 6 марта 1889 года. Отец мальчика считался уважаемым гражданином, поскольку занимался врачебным делом, благодаря чему смогу дать сыну достойное образование. Юноша сначала обучался в мектебе (в переводе с арабского – «школа»), а позднее – в медресе.

Уже с ранних лет Хамза увлекался просветительством, которому он посвятил большую часть своей биографии. В то же время юноша начинал пробовать себя в поэзии и писал лирические стихи на таджикском и узбекском языках. Многие произведения, относящиеся к раннему периоду творчества Ниязи (1903–1914 гг.), найдены и открыты широкой публике только после кончины писателя.

Закончив учебу в медресе, Хамза создал собственную школу для детей из неблагополучных семей и начал там преподавать. Параллельно занимался творчеством: в произведениях наряду с темой неразделенной любви все чаще встречались вопросы социального неравенства и борьбы за право на просвещение.

Тяжело страдая и видя классовое и гендерное неравноправие узбекского народа, Ниязи с воодушевлением отнесся к Октябрьской революции 1918 года. В это же время он написал пьесу «Бай и батрак», положившую начало узбекской драматургии.

В 1920 году Ниязи вступил в ряды РКП(б) и создал передвижную театральную труппу на фронтах войны в Туркестане, которая самоотверженно гастролировала в опасных регионах. Продвигаясь по партийной линии, он вскоре стал членом политотдела РККА, а после и Облполитпросвета, где продолжил заниматься просветительской деятельностью.

Среди основных достижений автора на общественных началах называют проведение реформы узбекского языка и активную борьбу с религиозными традициями, нарушающими права человека. Например, с закрепощением . Волновали писателя и вопросы материнства и детства – в 1926 году он открыл первый в СССР детский дом в городе Ходжейли, названный впоследствии именем поэта. Ниязи не имел жены и собственных детей, однако сделал невероятно много для всех узбекских женщин и их малышей.

Религиозные группы узбекского населения не могли простить поэту его убеждений, что и привело к трагической гибели просветителя. 18 марта 1929 года он погиб от рук реакционных фанатиков после организованного им в кишлаке Шахимардан праздника в честь Международного женского дня. Во время празднования 23 женщины селения сделали выбор в пользу отказа от паранджи, подавляющей их личность, что и вызвало гнев мужчин, забивших инициатора праздника камнями.

Путь к славе и признанию

Никас родился в Ульяновске в семье военного. Уже в раннем детстве он проявлял интерес к рисованию. Он копировал иллюстрации из учебников и книг. Повзрослев, Никас стал воплощать на бумаге свои мечты о путешествиях и приключениях.

После получения среднего образования Сафронов отправляется в Одессу, где поступает в морское училище. Недоучившись до конца, он отправляется в Ростов-на-Дону. Там он вступает в ряды студентов художественного училища. После первого курса его забирают в армию. После возвращения на гражданку Сафронов перебирается в Паневежис – родной город матери. Там он работает художником-оформителем. Затем Никас отправляется в Вильнюс, где поступает в художественную академию на факультет дизайна.

После получения диплома он уезжает в Москву. Там вступает в ряды студентов Московского академического художественного института.

Первая выставка художника состоялась в начале 70-х, следующая – через 6 лет в Вильнюсе.

Мировая слава пришла к нему в 90-х, после демонстрации серии работ под названием «Река времени».

В 2021 году Сафронов открыл собственную художественную школу. Она находится в Москве, в Брюсовом переулке.

Год назад в Музее современной истории открылась выставка «Иные миры». Работы Никаса были оценены по достоинству.

Далее расскажем о личной жизни Никаса Сафронова.

Интересно: Как выглядит бывший муж Тамары Гвердцители

Детство и юность

Таир родился 29 ноября 1928 года в Баку в многодетной семье партработника Теймура Салахова и его супруги Соны.

Когда мальчику не было и 10 лет, отца репрессировали и расстреляли. Тогда Сона осталась с пятью детьми совершенно одна: никто не хотел общаться с семьей врага народа. Позже живописец вспоминал, что они жили тогда будто в изоляции. Только спустя 19 лет Теймура Салахова оправдали, и доброе имя рода было восстановлено.

После окончания школы юноша отучился в художественном училище Баку, а затем продолжил образование в Суриковском институте в Москве. Годами позже, уже имея квалификацию «художник-живописец» и несколько ярких работ, он вернулся в московский вуз в качестве преподавателя.

Творческий путь

В 1978 году Сафронов впервые представил свои работы на суд зрителя. Выставка состоялась в Паневежисе, спустя 2 года – в Вильнюсе. Работы художника вызвали интерес, за ним закрепилась репутация сюрреалиста.

Перебравшись в Москву, Сафронов начал сотрудничать с журналами – работал оформителем в изданиях «Дипломат», «Мир звезд», арт-директором «Пентхауса». Художник быстро нашел свою нишу в творчестве – писал портреты знаменитостей и поначалу просто дарил их

Так Никас привлекал к себе внимание и становился своим в мире богатых и знаменитых

Художник создал большую серию «Река времени», знаменитости были изображены в старинных нарядах, заменяли героев известных полотен. Многие популярные личности с удовольствием приобрели собственные портреты в историческом антураже. Художник, без сомнения, умело льстит своим заказчикам, идеализирует их внешность, заслуги и значение.

Выставки работ Сафронова проходят во всех больших городах России, публика в глубинке может увидеть известные картины мастера и познакомиться с творчеством живописца.

Справка: с 2021 года в Москве работает школа живописи, открытая Сафроновым.

Детство

На светмальчик появился в алтайском городке, точнее, пристанционном поселке, Заринске. Наверное, рисованием мальчик увлекался с детства. Он мечтал об общении со сверстниками, которым также нравится искусство. Поэтому после окончания школы поступил в Новоалтайский художественный техникум.

Перспективный художник отправился после завершения обучения в столицу, где с 1994 по 2001 учился у Ильи Глазунова. Затем началось становление. Работы живописца неоднократно появлялись на международных аукционах.

Любимым жанром стал портретный. Самая частая тема – женская. Наполненные поэзией творения Разумова доступны ценителям чарующих образов, наполненных прелестью.

Главенство мнения искусствоведов и критиков сошло на нет еще в прошлых столетиях. Теперь ориентация идет на собственный вкус, а не предполагаемую гениальность картины. Да и значение полотна – вопрос времени. Пока же идет период любования созданными Разумовым образами.

Творчество

После пяти лет учебы амбициозный дизайнер отправляется завоевывать столицу и поступает в Московский академический художественный институт имени В. И. Сурикова. Кроме того, коллекцию дипломов Сафронова пополнил столичный университет технологии и управления, в котором он учился на факультете психологии.

Выставлять свои работы Сафронов начал с 1972 года. После выставки в 1978-м о художнике заговорили как о талантливом сюрреалисте. Первая серьезная экспозиция состоялась в 1980 году в Вильнюсе. Позже, переехав в Москву, Никас работал арт-директором журнала элитной недвижимости «Пентхаус», совмещая эту деятельность с работой оформителя в журналах Aura-Z, «Дипломат» и «Мир звезд».

Несмотря на то, что Никас уже был известен в узком кругу художников, мировая слава пришла к нему в начале 90-х годов прошлого века. В то время Сафронов начал трудиться над серией полотен с портретами общественных деятелей и политиков. Среди его клиентов — президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко, многие высокопоставленные чиновники России, Украины, Беларуси и Туркменистана, а также знаменитости, в числе которых Никита Михалков, Филипп Киркоров, Николь Кидман.

Никас Сафронов и его картины

В 2005-м Никас создал автопортрет в костюме капитана Блада, на котором представил себя серьезным и задумчивым. Такой образ художника был высоко оценен критиками.

Выставки Сафронова проходили в крупных городах СНГ. В 2007 году экспозиция его картин находилась на территории Кремля в корпусе управления делами президента Российской Федерации. Заказывают портреты или пейзажи Никаса только обеспеченные люди, так как стоимость полотен варьируется в пределах $ 6–10 тыс.

В работах художник использует особый стиль, в который вкладывает обобщение творческого метода, где классическая живопись сочетается с использованием воображения и интуиции.

В ноябре 2016 года Никас поделился новостью, что написал портрет Дональда Трампа. Правда, в спешке спутал Белый дом с Капитолием.

Пейзажи Никаса Сафронова

По словам мастера, он спешил завершить работу, услышав от министра иностранных дел России Сергея Лаврова информацию, что победа Трампа на выборах весьма вероятна. Готовый портрет художник пообещал преподнести новому президенту Америки в дар.

В конце лета 2016 года Сафронов открыл собственную школу живописи, таким образом воплотив в жизнь давнюю мечту о собственной мастерской. Она находится в Москве, в Брюсовом переулке.

Никас Сафронов открыт всему новому. В последнее время художник участвует в неожиданных для себя коллаборациях, о чем сообщает со страниц «Инстаграма». Принты по мотивам его работ появляются на предметах гардероба из коллекций дизайнера Светланы Лялиной, изображениями картин Сафронова украшаются подарочные коробки продукции фабрики шоколада «Бабаевский».

Также художник продолжает делать эксклюзивные подарки знаменитостям. Он преподнес авторские портреты Александру Ширвиндту, Софи Лорен, Нику Кейву. Фото с владельцами картин Сафронов размещает в персональном микроблоге.

В сентябре 2019 года в Государственном музее современной истории России открылась выставка Сафронова «Иные миры». Это не простое мероприятие в галерее: благодаря современным технологиям и таланту художника посетители увидели иллюзию изменения пространства в виде цифрового декора. За счет мультимедийных проекторов картины приобрели дополнительный объем и иной ракурс восприятия.

«Это национальное достояние народа, и его нельзя прятать»

Знаменитый таджикский искусствовед Лариса Додхудоева картины знаменитых русских и западноевропейских художников, которые были выставлены еще в старом здании музея, хорошо помнит. И объясняет, что отсутствие информации об этих работах в интернете, возможно, объясняется тем, что мы сами не предоставляем ее исследователям творчества художников.

— Эти картины – наше национальное достояние, и где их еще выставлять, как не в Национальном музее? — говорит она. – В Британском национальном музее в постоянной экспозиции находятся экспонаты из Амударьинского клада, в Национальной библиотеке Парижа выставлены рукописи из Бухары; почему бы нам не показать, какими сокровищами мы обладаем? Если для этих картин нет места в Национальном музее, пусть передадут их в другие музеи страны. Но показывать их нужно.

10:15 29 сентября, 2015

Э.Рахмон поблагодарил Таиланд за поддержку в реставрации экспонатов Национального музея

Другой наш источник, который попросил не называть его имя, отметил, что вокруг картин великих мастеров, которые хранятся в нашем фонде, уже не первый год ходят «нехорошие» слухи и в СМИ, и в кругах художников и, чтобы их развеять, проще всего их показать.

— Этими картинами должны заниматься местные научные сотрудники: писать о них статьи, публиковать в международных изданиях. Возможно, они и пишут, но, видимо, до зарубежных научных кругов их работы не доходят, — говорит он. – Поэтому Душанбе и нет в списках городов, в которых хранятся мировые шедевры. Сюда не приезжают исследователи творчества этих мастеров, никто не пытается удостовериться в их подлинности.

Картины выдающихся мастеров помнит и таджикский историк Гафур Шерматов. По его словам, в последний раз он видел их в постоянной экспозиции в конце 90-х.

— Я помню эти работы еще со школьных времен, потом, когда занимался историческими исследованиями, выяснил, что часть картин русских художников была передана нам в 1947 году в соответствии со специальным решением правительства СССР, — рассказывает он. —  Я считаю, что русский народ, который присутствует в нашей стране со дня основания Таджикской ССР, уже является частью нашей национальной культуры. И, соответственно, работы великих русских мастеров отчасти и наша история и, точно, наше национальное достояние.

Кроме того, Шерматов отмечает, что с помощью постоянной экспозиции работ таких выдающихся мастеров Таджикистан мог бы позиционировать себя для туристов не только как республика с красивой природой, но и как государство, которое обладает коллекцией мировых шедевров.

Ведь обладает же?

«Собираюсь мечеть поставить в деревне деда и найти корни в Татарии»

— Кого бы вы отнесли к самым успешным российским и башкирским предпринимательницам?

— Очень сложно кого-то назвать, ведь настоящих предпринимателей, кто делает дело на пустом поле, надо отделить от тех, кому достались фабрики, заводы и прочие дела в нужное время, в нужном месте. Я знаю таких, но они многим неизвестны в большинстве случаев. Должна быть разная степень оценки. Быть предпринимателем, выращивающим капусту или огурец, — это одно. Или же быть тем, кто получил народное добро, продал его и уехал за рубеж — да у него денег больше, но предприниматель ли это? Конечно, есть и такие, которые, получив фабрику, сделали из нее серьезное предприятие. Пока у нас кумирами будут «светские львицы» (вообще не понимаю этой профессии), мы не будем находить хороших поваров, продавцов, строителей и даже врачей! И думаю, даже хороших мам, у которых в глазах только поиск богатого папы — что они могут дать своим детям?

Тогда знаете ли каких-нибудь предпринимательниц из Татарстана, которые могут служить примером?

— Дамира Зигановна (Фатыхова, — прим. ред.) — комбинат школьного питания города Набережные Челны. Благоговею перед этой женщиной. Лично не знакома с основательницей «Бахетле» (Муслима Латыпова, — прим. ред.), но думаю, что она поднялась своим трудом и талантом. Очень люблю Зуфара Фадиповича (Гаязова, глава «Татинтерсгрупп», — прим. ред.): он всегда в процессе творческом.

— Расскажите немного о себе, Расима Азгаровна: откуда ваши корни, какие у вас увлечения?

— Полутатарка, полубашкирка. Папа говорил, что он сын казанского купца из рода Нугайбековых. Дед был муллой. Когда в 37-м его хотели сослать в Сибирь, вся деревня встала на его защиту, и жители сказали, что если отправите его, все уедем за ним. Все вот собираюсь мечеть поставить в этой деревне и найти вообще все свои корни в Татарии. Хобби нет, люблю все — книги и бассейн, особенно работу. Для меня жить — означает работать. Есть дочь и два внука, к сожалению, они не рядом.

Тимур Рахматуллин, фото pishka.ru

биография

Таир Салахов родился 29 ноября 1928 г.в Баку в семье чиновника Теймура Салахова ( г.р. ) и его жены Соны ( г.р. ). В году его отца арестовали и расстреляли, но только в 1956 году все обвинения были сняты из-за «отсутствия состава преступления». В интервью газете « Коммерсантъ» Таир Салахов сказал:

«Мой отец был арестован 29 сентября 1937 г., Я это очень хорошо помню, мне было всего 9 лет. Он был генеральным секретарем Лачинского райкома компартии. В4 июля 1938 г.После воссоединения третьей стороны — у меня есть дело моего отца, есть четыре ужасных статьи против него — он был приговорен к смертной казни. Мы узнали об этом в 1956 году после его реабилитации. Все это отметило нас, его пятерых детей. Мы не верили, что наш отец сделал что-то плохое, все, что мы хотели, это вернуть имя отца и матери » .

Он вспомнил и другие подробности:

«Наша мама самостоятельно вырастила пятерых детей. Двадцать лет в наш дом никто не заходил, все боялись, потому что это была семья врага государства. Нам никто не пожал руку, мы выросли в изоляции. Помню, как отец клал под чернильницу рубль и говорил: «Так кто же сегодня лучше всех будет рисовать Чапаева?» И пока он спал, мы пытались это сделать. Думаю, именно эти маленькие конкурсы подтолкнули нас к тому, чтобы стать художниками. У меня есть картина, портрет моей мамы. Она перед агавой, но она не оставляет ее позади, это мы — ее дети! … » .

В году Салахов закончил Академию художеств им. А. Азимзаде, но строчка «сын врага государства» в его дипломе помешала ему поступить в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина . Несмотря на это, в 1957 году он закончил учебу в Институте живописи им. В.И. Сурикова (мастерская П.Д.Покаевского) как художник-живописец.

Член Коммунистической партии с 1964 года.

С по 1974 год Таир Салахов преподавал в Азербайджанском государственном университете имени М.Алиева, а с 1975 года — в Московском институте живописи им. В.И. Сурикова (в качестве ассистента, а с 1973 года — преподавателя).

Первые произведения были созданы во время учебы в Академии и Институте («  Вегес  », «  Эстакад  » в 1955 году )

Они сразу привлекли внимание зрителей и специалистов. Вскоре он стал одним из величайших советских художников периода «оттепели» и одним из основоположников так называемого «сурового стиля» живописи, бросавшего вызов реализму сталинского периода.

Таир Салахов помогает проводить реставрационные работы в храме Христа Искупителя , работающий в Совете Академии художеств России , курирующий этот проект. Некоторые важные росписи выполнены учениками Салахова. Благодаря стараниям художника проходят выставки известных зарубежных художников, таких как Ф. Бэкон , Г. Юккер, Я. Розенквист , Р. Раушенберг , Я. Кунеллис , Р. Тамайо и  др. , организованы в России.

Таир Салахов работает Генеральным секретарем в Совете художников Азербайджана ( — ). Преподает в Государственном институте искусств им. М.А. Алиева ( — ).

В — годах Салахов заведовал кафедрой живописи и композиции Института живописи им. В. И. Сурикова. Он возвышает всю плеяду известных художников . Был первым секретарем совета директоров Совета художников СССР ( — ).

С года он является академиком-секретарем отделения живописи и членом Президиума Академии живописи России (до мая 1992 года — АП СССР ). В году избран вице-президентом.

С года он был вице-президентом Международной федерации художников (IFA).

Семья

  • Первая жена — Ванцетта Мухит Ханум, живописец, дочь народной артистки СССР Тамары Ханум. У них трое детей и внук:
    • Салахова, Лара Таир (род. ) — дочь.
    • Салахова, Альсез Тайр (род. ) — дочь, бывшая жена Константина Райкина .
    • Салахова Айдан Тайровна (род. ) — дочь, живописец, академик АПР.
    • Кайхан Салахов (р. ) — внук, художник, архитектор, скульптор.
  • Вторая жена — Варвар

    Салахов Иван Таирович ( 1977 г.р. ) — сын, реставратор, работает в Государственной Третьяковской галерее.

    Александра Салахова, солистка Государственного ансамбля Игоря Моисеева. У них есть ребенок:

Обязанности

  • Член Президиума Академии художеств СССР с 1979 года , вице-президент Академии художеств России с 1997 года.
  • Академик Академии художеств (  ; член-корреспондент, ). Народный артист СССР ( ). Герой Социалистического Труда ( ). Лауреат Государственной премии СССР ( ) и Государственной премии Российской Федерации ( ). Член Коммунистической партии Советского Союза с 1964 года .
  • Депутат Верховного Совета СССР ( — ). Депутат Верховного Совета Азербайджана РС ( — ). Член ЦК КПСС с — 1991 гг .

Ранние годы и юность

Никас (Николай) вырос в большой дружной семье, он был пятым сыном у родителей, у художника есть еще младшая сестра. Отец происходит из известного в Ульяновске рода священников, история которого прослеживается по симбирским летописям до середины 17 века. Сафронов всегда интересовался своими предками, имя Николай позже сменил на более богемное Никас, так как его мать родом из литовского города Паневежис.

В детстве Никас делал первые попытки обрести свой стиль в рисунке – копировал иллюстрации и добавлял собственные элементы, в которых пытался воплотить мечты о путешествиях и грезы о прекрасном. В школьные годы Сафронов еще не собирался стать художником, просто рисовал, что ему нравилось.

Учеба

Окончив 8 классов, Никас уехал в Одессу, чтобы поступить в мореходное училище. Через год учебы Сафронов понял, что ошибся с выбором профессии, желание заняться живописью победило. Юноша забрал документы из мореходки и перебрался в Ростов, где поступил в художественное училище.

Многодетные родители особой помощи парню оказать не могли, юноше приходилось работать, чтобы прокормиться. Никас зарабатывал, как мог, трудился грузчиком, дворником, сторожем. Затем устроился в местный ТЮЗ бутафором. Эта работа соответствовала будущей профессии и помогала обрести нужные навыки.

Сафронов проучился в Ростове с 1973 по 1975 год, затем его призвали в армию. Срочную службу парень проходил в Эстонии. Демобилизовавшись, Никас уезжает в Паневежис – родной город матери. В то время небольшой городок знал весь Союз, в Паневежисе работал драмтеатр под руководством Баниониса, куда Сафронова взяли художником.

1978 году Никас становится студентом художественного института в Вильнюсе, а в 1982 году получает диплом дизайнера. Переехав в Москву, Сафронов продолжает образование – оканчивает Суриковский институт и изучает психологию в Институте управления и технологий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: