Франсиско Гойя: шедевры испанского художника
Сегодня Франсиско Гойя считается одной из самых влиятельных фигур в истории искусства. Его обычно связывают с движением романтизма, которое появилось в XVII веке.
Однако Гойя одновременно прославился и как один из мастеров «старой школы», и как основоположник современного искусства. Хотя эти роли могут показаться несовместимыми, его картины доказывают эту взаимосвязь.
Представляем шесть знаменитых шедевров испанского художника.
Благодаря царственности, наготе, войне и даже оккультизму, эта подборка иллюстрирует необычный и, самое главное, беспрецедентный подход художника к живописи.
«Маха обнаженная», 1797-1800
В 1797 году Гойя начал работать над одной из своих самых противоречивых картин — «Маха обнажённая». Как следует из простого названия девушку из низших классов Мадрида, позирующую полностью обнаженной.
Хотя точное происхождение произведения неизвестно, историки считают, что оно было заказано Мануэлем де Годой, первым государственным секретарем Испании, который хотел пополнить свою коллекцию произведений с изображением обнаженных фигур.
«Маха одетая», 1798-1805
Через пять лет после окончания работы над «Махой обнажённой» Гойя написал «Маху одетую». Картина отображает одну и ту же девушку в такой же позе.
Одежда — не единственное различие между двумя работами. Фигура и кровать во втором случае занимают больше места в композиции. Это могло быть сделано преднамеренно, потому что девушка в одежде, как правило, не так смущает зрителя. Разница особенно очевидна при взгляде на обе картины в музее Прадо.
«Портрет семьи Карла IV», 1800-1801
В 1799 году, в возрасте 53 лет, Гойя стал Primer Pintor de Cámara — самая престижная должность для испанского придворного художника. В своей картине, на которой изображена королевская семья, он передал все недостатки фигур в деталях.
Разница между декоративным и изобразительным искусством
«Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814
Несмотря на то, что Франсиско Гойя был придворным художником, самая известная его работа не связана с королевской семьей. «Третье мая 1808 года в Мадриде» — это радикально политическая работа. Художник отдает дань уважения испанцам, которые восстали против французской армии во время одной из наполеоновских войн.
На картине изображена армия Наполеона, столкнувшаяся с испанскими гражданами после восстания. Драматический, полный действия и наполненный эмоциями сюжет показывает момент, когда французы убили группу беспомощных пленных, все из которых сражались, чтобы спасти своих лидеров и страну от завоевания Наполеона.
«Сатурн, пожирающий своего сына», 1819-1823
После «Третьего мая 1808 года в Мадриде» в работах Гойи все больше стало заметно отчаяние. С 1819 по 1823 год он написал несколько депрессивных картин, которые висели на стенах в доме больного и стареющего художника. В это время он пережил два тяжелых заболевания. Депрессия выражалась не только в сюжетах, но и в темной цветовой гамме.
Одной из самых известных работ этой серии является картина «Сатурн, пожирающий своего сына». В римской мифологии Сатурн был лидером титанов, которые свергли своего отца, Целуса, в попытке стать правителями Вселенной.
После успешного свержения Целуса он боялся, что его собственные потомки сделают то же самое. Чтобы избежать этой участи, он убил и съел всех своих детей вскоре после рождения. Гойя изобразил ребенка в образе взрослого.
«Шабаш ведьм», 1821
Еще одна всемирно известная работа из «темной» коллекции — «Шабаш ведьм». Жуткий сюжет, как полагают, связан с ухудшением психического и физического состояния художника. Тем не менее, еще до своих страданий он предпочитал мрачную палитру и говорил, что для него более важны тень и свет.
Отрывок, характеризующий Молочница из Бордо
Караффа стоял, сосредоточившись, впившись изучающим взором в моё лицо, будто стараясь понять, что же по-настоящему творилось в моей искалеченной страданием душе… Его умное, тонкое лицо, к моему величайшему удивлению, выражало искреннее волнение (!), которое, тем не менее, показывать мне он явно не собирался… Видя, что я очнулась, Караффа мгновенно «надел» свою обычную, безразличную маску, и уже во всю улыбаясь, «ласково» произнёс: – Ну, что же Вы, Изидора! Зачем же всех пугать? Вот уж никогда не думал, что Вы можете быть столь слабонервной!.. – а потом, не выдержав, добавил: – Как же Вы красивы, мадонна!!!.. Даже когда находитесь в таком глубоком обмороке… Я лишь смотрела на него, не в состоянии ничего ответить, а в моём раненом сердце скреблась когтями дикая тревога… Где был отец? Что Караффа успел сотворить с ним?! Был ли он всё ещё живым?.. Я не могла посмотреть это сама, так как эмоции застилали реальность, и видение от меня ускользало. Но Караффу спрашивать не хотелось, так как я не желала доставлять ему даже малейшего лишнего удовольствия. Всё равно ведь, что бы не случилось – изменить ничего было уже нельзя. Ну, а о том, что ещё должно было произойти, я была уверенна, Караффа не откажет себе в удовольствии немедля мне об этом сообщить. Поэтому я предпочитала ждать. А он уже снова был самим собой – уверенным и «колючим»… От его недавней «восторженности» и «участия» не осталось даже следа. Думаю, он был самым странным, самым непредсказуемым человеком на свете. Его настроения кардинально менялись в течение нескольких секунд, и за самым приятным комплиментом мог последовать самый короткий путь в руки палача. Караффа был уникален в своей непредсказуемости и, опять же, прекрасно это знал… – Мадонна Изидора, разве Вы разучились говорить? Помилуйте, Ведьмы Вашего «полёта» обязаны быть посильнее! Во всяком случае, я всегда был в этом уверен. Насколько я понял, Вы среди них – Воин? Как же, в таком случае, Вы могли так легко пойматься на простейшие «человеческие» эмоции?.. Ваше сердце владеет разумом, Изидора, а это недопустимо для столь сильной Ведьмы, как Вы!.. Разве не у Вас, одарённых, говорят: «Будь всегда одинок и холоден, если идёт война. Не пускай своё сердце на “поле боя” – оно погубит тебя». Разве это не Ваши заповеди, Изидора? – Вы совершенно правы, святейшество. Но это ещё не значит, что я полностью с ними согласна. Иногда любовь к человеку или человечеству может сотворить чудеса на «поле боя», Вы не находите?.. Хотя, простите мою наивность, я совершенно выпустила из виду, что эти чувства вряд ли знакомы вам… Но, как же хорошо Вы помните наши заповеди, Ваше святейшество! Неужели Вы ещё надеетесь когда-нибудь вернуться в Мэтэору?.. Ведь того, кто дал Вам свой «подарок», давно уже нет там. Мэтэора выгнала его так же, как выгнала и Вас… Не так ли, святейшество?
Испания 18-19 веков
Вся жизнь художника прошла в его родной Испании, он писал портреты ее высшего света и гравюры о ее жизни. За свою долгую жизнь Гойя стал свидетелем ужасающих событий того времени. Художник жил во времена испанской инквизиции, тогда церковь имела огромное влияние в государстве и, как следствие, сильно тормозила общественный прогресс. Инквизиция была официально отменена только через 10 лет после ухода художника из жизни, за 6 веков своего существования она сгубила тысячи невинных людей.
В период Наполеоновских войн Испания тонула в крови. Оккупация Испании сильно повлияла на ее экономику, страна голодала, но продолжала активное сопротивление. Шесть лет испанцы яростно сражались с наполеоновскими захватчиками и в конце все же одержали победу, пусть и ценой миллионов жизней.
Вспыхнувшая после гражданская революция приведет к затяжной партизанской войне. Все эти страшные события найдут отражение в гравюрах и офортах художника.
Офорты Гойи «Бедствия войны» пронизаны ненавистью к войне и глубоким состраданиям к ее жертвам.
Жизнь Франсиско Гойя
Великий художник появился на свет в 1746 году в городе Сарагоса (столица испанского автономного сообщества Арагона). Его мать, Грасиа Лусьентес, происходила из семьи мелких аристократов, а отец – Хосе Гойя – был ремесленником, он занимался обработкой металла. Понятно, что семья Франсиско была среднего достатка. О ранних годах жизни будущего художника известно не слишком много подробностей. Исследователи утверждают, что образование он и его два старших брата получили довольно поверхностное. В 1751 году мальчика отдали в церковно-приходскую школу, где он показал хорошие способности в двух направлениях – живопись и математика. Видя у сына тягу к изобразительному искусству, Хосе Гойя отдал четырнадцатилетнего Франсиско на обучение к монаху Хосе-Ласан-и-Мартинес, местному весьма посредственному рисовальщику. Вряд ли он мог дать действительно серьезную подготовку своему ученику. Во всяком случае, сам Франсиско высказывался о своем учителе не слишком лестно. Он утверждал, что все обучение Ласан-и-Мартинеса заключалось в копировании картин художника Веласкеса. Однако, несмотря ни на что, учитель сумел разглядеть большой талант, скрытый в его ученике. Именно благодаря Мартинесу Франсиско смог получить в 1761 году свой первый большой заказ – ему было поручено расписать ризницы в церкви деревни Фуэндетодос.
Дважды, в 1763 и 1766 годах, Франсиско Гойя делает попытки поступить в мадридскую Академию Сан-Фернандо, но обе они оказались безуспешными.
В 1775 году Гойя приступил к работе у своего родственника Франсиску Байеу, который в то время был придворным художником, а уже в 1779 году он с успехом представляет монарху свои работы. Кроме того, Гойя зарабатывает трудом живописца свой первый капитал. В 1780 году он заключает выгодный контракт на роспись купола одного из самых больших храмов в Испании – собора дель Пилар. В 1786 году Франсиско становится придворным художником Карла III, а после смерти этого монарха он продолжает работать при дворе Карла IV.
Известно, что в конце 1792 – начале 1793 годах Гойя тяжело заболел. Точно не известно, какой именно недуг подкосил здоровье художника, но последствия для него были самыми печальными – Франсиско Гойя оглох.
Война с Францией 1808-1814 годов сильно повлияла на творчество художника. В течение этих долгих военных лет Гойя работал над интересными жанровыми картинами и создал целый цикл картин, посвященных этой войне. В 1820 году он снова тяжело заболел. Спустя два года, в 1822 году художник навсегда покинул Мадрид и поселился в Париже. Вдали от своей родины он продолжал писать картины. Скончался великий мастер в 1828 году.
Офорт — что это?
Офорт — это гравюры на металле. При изготовлении такой гравюры используется металлическая пластина, которая покрывается кислотоупорным лаком. После на этой пластине особыми инструментами «выцарапывается» рисунок. Далее все помещается в кислоту (в переводе «офорт» переводится как «крепкая вода»), которая убирает металл в свободных от лака местах. Потом, после кислоты, остатки лака снимают, и на очищенную пластину наносится краска. Эта техника стала использоваться в 16 в.
В этой технике работало много известных художников: Иван Шишкин, Альбрехт Дюрер, Рембрандт, Сальвадор Дали и Ф. Гойя.
Серия офортов Гойи займет почетное место в мировом искусстве. Эти офорты были созданы, чтобы хоть как-то изменить общество.
«Бедствия войны»
Самая тяжелая серия офортов, состоящая из 82 шт., изначально была названа художником «Фатальные последствия кровавой войны Испании с Бонапартом и другие выразительные капричос». Гойя всем сердцем переживал и сострадал своему народу. Ослабшая и изможденная после войны с Наполеоном Испания страдала, но не сдавалась. Невозможно описать, что пришлось пережить испанцам в эти ужасные годы оккупации.
Гойя создает офорты, в которых пытается изобразить всю глубину страданий его родной страны. На его век пришлась революция 1789 года, жестокая инквизиция, война и еще две революции 19 в.
Серия офортов «Бедствия войны» Франсиско Гойи станет отражением той боли, которую испытывал художник в эти годы. На лицах изображенных им людей читается ужас и страх, боль и отчаянье.
Жестокое подавление народного бунта найдет отражение в гравюре «Расстрел повстанцев в ночь на 3-е мая». Вся серия связана с героической борьбой народа Испании за свою свободу. Гойя изображает солдата, который пытается изнасиловать девушку и получает удар ножом в спину от старухи, в гравюре «Они не хотят». Он рисует множество трупов с криком «Я видел это!». Его работы шокируют и не дают забыть кошмар, через который прошел каждый испанец в те ужасные годы.
Заканчивает серию офортов гравюра «Правда умерла». В центре картины лежит обнаженная девушка, олицетворяющая Испанию, а над нею молятся мужчины. Очень символичное заключение.
Офорты Гойи выразительны, типажи изображенных людей впечатляют своей эмоциональностью. Динамичные сюжеты будоражат воображение. В форме басни, рассказа художник разоблачает истинный двор, знатных вельмож, духовенство и все пороки общества, которые ежедневно наблюдает среди людей.
В заключение
При жизни художник Франсиско Гойя был очень знаменит, он стал известным портретистом и достаточно состоятельным гражданином своей страны. Однако офорты Франсиско Гойи не обрели столь широкой известности в его время. Их опубликуют только спустя 35 лет после смерти автора.
Но сколько бы ни прошло лет, темы, которые поднимает в своих гравюрах художник, актуальны и по сей день. Человеческие пороки никуда не делись, и ужасы войны ничуть не изменились: все та же кровь, насилие и трупы. В разные времена неравнодушные по-разному боролись с несправедливостью и безнаказанностью своей эпохи. Франсиско Гойя обладал многогранным талантом, который позволил ему выразить свое неравнодушие к происходящему вокруг в гравюрах. Сейчас его офорты выставлены в Музее Прадо и во дворце де Лириа в Мадриде.