Гойя франциско «третье мая 1808 года в мадриде» описание картины, анализ, сочинение

Восстание 2 мая 1808 года: Мадрид против французских оккупантов

2 мая 1808 года двадцатипятитысячный французский гарнизон, расположившийся в Мадриде, встретился с разъяренной толпой горожан. Схватив, что попало – чаще всего ножи или даже просто камни и палки – жители Мадрида нападали на вооруженных и подготовленных французских солдат. К народному бунту присоединилось лишь одно испанское военное подразделение: так артиллеристы из казарм Монтелеон навсегда вписали свои имена в историю страны.

В начале мая 1808 года Мадрид жил в напряжении: там стоял французский гарнизон, а среди горожан то и дело ползли разные слухи. Последний из них состоял в том, что наполеоновский маршал Мюрат собирается вывезти из страны наследника короля инфанта Франсиско. Учитывая, что чуть раньше его отец — король Карл IV — отрёкся от престола, это бы означало фактический захват власти в Испании.

Испанцы боялись того, что Наполеон захватит власть в стране

Дело в том, что французский войска стояли в испанской столице уже довольно долго: Наполеон под хитрым предлогом — якобы ради усиления армии в Португалии, с которой Франция вела войну — ввел их туда и не торопился уходить. Естественно, испанцам, которые видели к тому же неспособность своего престарелого короля как-то повлиять на ситуацию, такое положение дел не нравилось.

«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.

Для начала восстания нужна была лишь искра — правдоподобного слуха о намерениях французов оказалось вполне достаточно.

Мюрат начал действовать очень жестко в отношении повстанцев

Утром 2 мая некоторые ничего не подозревавшие французские солдаты, расквартированные в испанской столице, вышли на прогулку и были буквально растерзаны толпой.

В городе то и дело раздавались крики «Смерть французам!» Стало понятно, что военного столкновения не избежать: Мюрат начал стягивать имевшиеся у него в распоряжении силы, в то же время испанская армия получила приказ — не выходить из казарм.

Ослушаться приказа смогло лишь одно подразделение: артиллеристы казарм Монтелеон высыпали на улицы, чтобы сражаться за независимость своей страны.

«Третье мая 1808 года в Мадриде». Художник Франциско Гойя.

«Я послал в Испанию больше войск, чем собирался, так как во всяком случае не хотел допустить, чтобы события обернулись против нас, а страх перед фаворитом и английские интриги, которые уже тогда сплетались с интригами Фердинанда, могли к этому привести. Мюрат, который командовал армией, делал только глупости и ввел меня в заблуждение», — говорил позже, как описывает это в своих воспоминаниях французский дипломат Арман де Коленкур, сам Наполеон Бонапарт.

По мнению Наполеона, Мюрат сделал много ошибок в Испании

Основные столкновения произошли в центре города: площади Пуэрта дель Соль и Пуэрта Толедо были буквально залиты кровью. Там же погибли капитаны артиллеристов Педро Веларде и Луис Даоис, которых принято считать национальными героями и лидерами восстания.

Ожесточенные уличные бои шли лишь несколько часов: несмотря на то, что некоторым горожанам удалось завладеть французскими ружьями, силы были не равны. Армия Мюрата стягивалась в центр Мадрида со всех концов города, а повстанцам неоткуда было ждать пополнения.

В итоге французам удалось потопить восстание в крови: тысячи повстанцев остались лежать замертво на городских улицах.

Смерть Веларде 2 мая 1808 года. Художник Мануэль Кастеллано.

Уже вечером того же дня Мюрат решил с помощью жестоких мер брать ситуацию под свой контроль: в первую очередь это означало, что маршал собирается запугать испанцев и предотвратить следующие попытки восстания. «Жители Мадрида, давшие увлечь себя на ложный путь, предались мятежу и убийствам.

Военно-полевые суды, которые выносили смертные приговоры, были лишь формальностью: часто пойманных на улице испанцев расстреливали целыми группами, не разбираясь в том, участвовали ли они в бунте.

Тысячи испанцев погибли в ночь со второго на третье мая 1808 года

Надо сказать, что и здесь план Мюрата дал сбой: репрессии лишь подтолкнули испанцев в других городах к тому, чтобы выступить с оружием в руках против оккупантов. Во всей стране ввели осадное положение: расстрел грозил всем, кто остановится на улице в обществе более шести человек.

Несмотря на это, в разных городах Испании стихийно начали возникать хунты (органы местного самоуправления), которые сопротивлялись власти французов.

Количество вооруженных столкновений росло в геометрической прогрессии: так началась долгая и кровопролитная война, в которой Испания отстояла свое право на независимость.

AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!

Бессмертные полотна: лучшие картины Франциско Гойя

За время своей жизни художник успел создать множество картин, они все, без сомнения, являются шедеврами и достоянием испанского народа. Самая полная коллекция работ хранится в Мадридском музеи Прадо. Однако современники выделяют наиболее удачные картины мастера. Они повлияли на многих художников того времени. Самые популярные полотна:

  • «Маха обнаженная»
  • «Маха одетая»
  • «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»
  • «Семья Карлоса IV»
  • «Сатурн, пожирающий своих детей»

Эти картины можно смело назвать шедеврами, которые получили широкое признание в наше время. Гойя писал все эти произведения, руководствуясь как внутренними ощущениями, так и отражая проблемы его любимой Испании. Каждая работа – это целая история, которую художник рассказал миру.

Маха обнаженная

Полотно создавалось в период с 1795 по 1800 гг. Через образ очаровательной открытой махи, творец передал портрет испанской горожанки того времени. Гойя перешагнул все каноны и изобразил женщину, для которой смыслом жизни стала любовь. Художник подчеркнул ее привлекательность и темперамент – именно такой образ в понимании Гойи был присущ испанским дамам. Очарование, молодость и непреодолимая тяга к жизни и любви – все это мастер искусно изобразил на полотне. «Обнаженная маха» это настоящая испанская Венера! Именно так оценивал мастер испанских женщин, считая их образцом чувственности и преданной любви.

Маха одетая

Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Очаровательная девушка стала символом женской недоступности, при этом она игрива и чувствует свою власть над мужчиной. Соблазнительные линии ее тела скрытые под одеждой, она манит и в то же время исполнена достоинством и девственной чистотой. Гойя очень любил подчеркивать противоречия в людской натуре: женщина на его полотнах это всегда воплощение любви и страсти, но она горда и непреступна.

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.

В 1814 г была написана эта картина. Ее по достоинству считают непревзойденным шедевром. Художник смог точно передать атмосферу страшного насилия и несправедливости над человеком. Картина отображает его переживания и искреннюю ненависть к ужасам войны. Он трагически переносит смерть своих соотечественников, это творение можно назвать настоящим протестом Гойя против кровопролития и существующего режима.

Семья Карлоса IV

Холст увидел свет в 1800 г. Этот групповой портрет был заказан художнику самим королем. Однако в этом произведении Гойя не побоялся открыть все «секреты» королевской семьи. Художник очень точно отобразил их жизнь и манеру правления: богатые наряды и шикарные драгоценности не могут прикрыть пустоту души и изъяны тела. Мастер намеренно не стал приукрашать образы, а даже подчеркнул их несостоятельность, надменности и разобщенность. Сам мастер присутствует на полотне, он скромно стоит в темном углу и созерцает людей, которые исполнены притворством, а правит их судьбами коварство и жадность. Этот шедевр сам мастер называл «карикатурой», с ее иронией и правдивостью.

Сатурн, пожирающий своих детей

В период с 1819 по 1823 гг. мастер создал свое творение, которое отразило его внутренние переживания и страх за свою страну. Гойя написал настоящий шедевр, в котором отразил всю свою боль и страх за судьбу Испании, в то время переживающую неудачную революцию. Франсиско очень точно изобразил беспощадное время, которое пожирает своих «детей». Безысходность, страх, ужас и умершая надежда – это основные темы этого «мрачно» полотна.

Франсиско Гойя – это великий художник, который оставил яркий след в искусстве, только он мог писать такие разные картины: прекрасный и чувственный романтизм и ужасающий мрачный реализм.

§Ритм в картине

В этой картине Гойя при помощи ритма охарактеризовывает силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую хоть какое сопротивление ей.

На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Французские бойцы армии Мюрата стоят плотно, как стенка, они изображены практически со спины, мы не лицезреем их лиц — это безликая, бездушная машина. Ритм положений ног, склонённых поз французских боец, целящихся в повстанцев; ритм больших киверов, сабель, портфелей на спинах боец; ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками делают напряжение, подчёркивают организованность, злость и жестокость наполеоновской армии. Французские бойцы стоят в тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, агрессивных сил.

Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Это светлые силы свободы и справедливости. Они и стоят у холмика, символизирующего высоту их духа. На повстанце, воздевшем к небу руки, белоснежная рубашка, что символизирует как чистоту его эталонов, так и близость к смерти, погибели. Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сути. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. На его руках — стигматы, следы крестных мук Спасателя за всех людей, направления рук и ног образуют форму андреевского креста, на котором был распят апостол Андрей. Гойя тем поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу собственного народа за освобождение от иноземного ига.

Это восстание стало началом народного сопротивления французской оккупации, с мая 1808 по всей Испании развернулась освободительная партизанская война, так именуемая герилья, кончившаяся в феврале 1814 года изгнанием французов из Испании.

Гойя и Революция… — sandinist

16 апреля – Скончался Франсиско Гойя (1746-1828).

Знаменитая серия офортов Гойи «Бедствия войны» (1808 — 1820) вызвана к жизни подавлением первой испанской революции и последовавшей за ней войной с Наполеоном.

В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. 2 мая началось народное восстание, к вечеру подавленное французскими войсками. Дикая расправа с побежденными запечатлена Гойей в картине «Расстрел повстанцев в ночь на 3-е мая».

«Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»

В серии «Бедствия войны» Гойя изобразил борьбу широких масс испанского народа с наполеоновскими войсками, осаду Сарагосы и голод 1811 года. Народ восстал против своих поработителей. Крестьяне шли против регулярных войск Наполеона с ножами, кольями, топорами.

Они дрались с исступлением и гневом, отстаивая каждую пядь земли («Со здравым смыслом или без него?»). С такой же яростью дрались женщины. «Они стали, как дикие звери», — говорит Гойя.

«Они стали, как дикие звери!»

Груды трупов, телеги с мертвецами, расстрел повстанцев и насилие над женщинами изображены с ужасающей живостью. «Я видел это!», «Невозможно видеть это!» — такими словами сопровождает Гойя два своих офорта.

«Какое мужество!»

В офорте «Какое мужество!» Гойя запечатлел подвиг жительницы Сарагосы, вставшей у орудия, когда все защитники батареи погибли. Художник воплотил в этом образе трогательную нежность облика героини и величие ее подвига…

«За что?»

В 1823 году, после разгрома второй испанской революции (1819 — 1823) и казни ее вождя Риего, Гойя уехал во Францию, в Бордо, где и скончался 16 апреля 1828 года.

«Стычка в войне за независимость»

Также читайте:

Хосе Ортега-и-Гассет. «Гойя и народное»

Гойя. Картины и биография

Великий романтик: биография Франсиско Гойя

Франсиско Гойя – известный испанский художник, который представлял направление романтизм в искусстве. Родился мастер в маленькой деревушке Фуэндетодос в 1746г, на севере Испании. Позже семья переехала в Сарагос, и здесь начался путь талантливого художника, уже в 13 лет он стал обучаться живописи. Первое признание Гойя получил в качестве отличного портретиста, а уже в 1786 г Франсиско удостоен чести стать придворным живописцем и писать для короля.

Однако мировоззрение мастера резко поменялось после Французской революции – эти события потрясли его, к тому же состояние здоровье в этот период резко ухудшилось, и творец потерял слух. С этого момента полотна становятся более мрачными и даже пугающими, мастер перенес на них свое ощущение безысходности и одиночества. Эти творения быстро приобрели популярность. Творил мастер целых 70 лет и умер 1828 г во французском Бордо.

Ярмарочный городок в Нижнем Новгороде

Нижегородская ярмарка. Изображение: rzd-expo.ru

План Нижегородской ярмарки. 1897. Изображение: rzd-expo.ru

Торговля на Волге со странами Востока началась недалеко от Казани еще в XIII веке. Позже ярмарка переместилась в Нижегородскую губернию, сюда приезжали купцы со всей России и стран мира. Торговые ряды состояли из деревянных лавок, балаганов и трактиров. В 1816 году большой пожар уничтожил постройки, и торговые ряды решили отстроить заново из долговечного камня. Проект нового ярмарочного городка в Нижнем Новгороде поручили разработать и воплотить Августину Бетанкуру.

Инженер отправился на Волгу в 1817 году, чтобы осмотреть новое место для торговых рядов. Ярмарку требовалось обеспечить водой, и Бетанкур решил построить городок на удобном для судоходства левом берегу Оки, при впадении в Волгу. Между берегами Оки он соорудил разводной плавучий мост. Он купил усадьбу недалеко от будущей ярмарки, и с тех пор каждое лето с семьей проводил там.

Вместе с архитектором Огюстом Монферраном он подготовил планы городка и чертежи зданий. В центре ярмарки возвели гостиный двор, который насчитывал 60 корпусов, в нем расположились 2,5 тысячи торговых лавок. На центральной площади стоял главный корпус и административные постройки. Для купцов построили квартиры и склады. Нижегородская ярмарка стала первым торговым рынком в стране, оборудованным подземной сводчатой канализацией.

В 1822 году ярмарка открылась. Купцы продавали товары из далеких районов России и разных стран мира: провизию и сырьё, меха и металлические инструменты. Ярмарка работала один раз в год, с июля по август, и собирала до 200 тысяч человек.

§Техника выразительности

В отличие от вышеупомянутых портретов тут силуэт фигуры разрывается, она вся заполняется разнонаправленными движениями, их ритмический набросок становится резким. Контрасты света и тени усиливаются, внезапно вспыхивают и настолько же быстро исчезают. Некий мятежной энергией, грубостью окутаны цветовые сочетания, потерявшие былую декоративную упорядоченность и строгость. Но особую выразительность и живописную раскрепощенность приобретает тут яркая поверхность. Фактура и ранее была у Гойи активной и различной. Но сейчас из декорирующего средства она перевоплотился в остросодержательное. Это уже не наружняя, осязательная черта изображенного материала, поверхности, а условная, символическая форма. Схожую роль фактура игралась у Эль Греко, а в недалеком будущем приобретет всеобъятное значение в живописи Ван Гога.

3 шедевра из музея Прадо

Творчество

3 шедевра из музея Прадо

20 ноября 2019 2 569 просмотров

Лиана Хазиахметова

Национальный музей Прадо отметил 200-летие. Из книги «Главное в истории искусств» рассказываем про три картины, которые хранятся в мадридском музее.

Крестный путь, Рафаэль

Рафаэль известен непревзойденным мастерством в изображении людей и разнообразием художественных интересов. Джорджо Вазари в 1550 г. назвал его «королем художников». Термин выдержал проверку временем и не утратил актуальности.

Эта картина, также известная как Lo Spasimo («мучение»), изображает Христа несущим крест на Голгофу. Когда Христос спотыкается под тяжестью креста, Мария падает на колени и протягивает ему руку. Так Рафаэль показывает, что она сопереживает боли Христа. Обмен героев взглядами передает множество эмоций.

Благодаря ярким цветам и плавным контурам этот убедительный образ одновременно и реалистичен, и идеален. Толпа на переднем плане уравновешена действием, изображенным на дальнем плане.

Левая и правая стороны также композиционно уравновешены: слева могучий Симон Киринеянин, решительно поднимающий крест, а справа плачущие женщины позади Девы Марии.

Картина была заказана монастырем Санта-Мария-дель-Спасимо в сицилийском Палермо. Корабль, везший ее из Рима, утонул, но картина чудесным образом достигла порта Генуи: она была в футляре и не пострадала от воды. Среди картин Рафаэля наиболее известны великолепные Мадонны и большие фрески Станца делла Сеньятура Ватикана. Он был одним из самых знаменитых художников Высокого Возрождения.

Менины, Диего Веласкес

Диего Веласкес (1599–1660), которого часто называют «художником из художников», был одним из самых востребованных живописцев своего времени. Он вдохновлялся творчеством Караваджо, был и знатоком искусства прошлого. Его живые и непосредственные картины роскошны и лаконичны; их правдивость необычна для испанских королевских кругов.

«Менины» — таинственный королевский портрет, изображающий мастерскую Веласкеса в королевском дворце. Девочке с золотыми волосами, инфанте Маргарите, дочери Филиппа IV, короля Испании, и Марианны Австрийской, тогда было 5 лет. Она одета в пышное громоздкое платье и окружена фрейлинами (менинами).

Одна из них, стоя на коленях, предлагает ей напиток, другая присела в реверансе. Рядом двое карликов: Мария Барбола и Николао де Пертусато, игриво толкающий ногой сонного мастифа. Королевский камергер дон Хосе Нието остановился на ступеньках в задней части комнаты, придерживая занавес, чтобы в помещение попадал свет.

Король и королева, отраженные в зеркале, находятся как будто рядом со зрителем. На единственном автопортрете Веласкес поместил себя рядом с королевской семьей, в придворном костюме, перед своим холстом. На его груди красный крест ордена Св. Якова, который он получил по окончании картины.

Говорят, король приказал добавить на нее крест после смерти Веласкеса.

Третье мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя

Франсиско Гойя (1746–1828) создал таинственные и яркие картины, запечатлев трудности и опасности жизни в Испании XVIII и XIX вв., что оказало большое влияние на его последователей.

2 мая 1808 г. армия Наполеона вошла в Мадрид, жители города восстали против вторжения. В наказание на следующий день французские солдаты арестовали и расстреляли сотни испанцев.

В центре картины Гойя изобразил испанского рабочего на коленях перед рядом солдат, с руками, раскинутыми, как у распятого Христа. Правая рука отмечена стигмой, напоминающей раны на теле Христа.

Фонарь на земле — единственный источник света, который усиливает драматизм происходящего, создавая длинные темные тени и яркие пятна света.

На переднем плане художник изобразил окровавленные трупы — тела мужчин, которые отдали жизни за свой город. Рядом с крестьянами изображен францисканский монах, стоящий на коленях и облаченный в серое.

Он не был участником восстания, но его все равно арестовали французские солдаты — так Гойя показывает их мстительность и жестокость. Одетые в серые шинели и киверы, с саблями, они в упор целятся в испанцев.

Солдаты обращены спиной к зрителям, поэтому остаются обезличенными — этим Гойя показывает то, что их личность исчезает при необходимости повиноваться приказам. Мрачный колорит в сочетании с яркими пятнами света усиливает ужас происходящего.

Из книги «Главное в истории искусств»

Фабрика бумажных денег

Михаил Рашевский. Большая бумагоделательная машина. Изображение: citywalls.ru

Экспедиция заготовления государственных бумаг. Начало XX века. Санкт-Петербург. Изображение: rzd-expo.ru

В 1815 году Августин Бетанкур спроектировал Экспедицию заготовления государственных бумаг — типографию денежных знаков. Бумажные деньги в России назывались ассигнациями и появились еще в XVIII веке, ими расплачивались, как и серебряными рублями. Ассигнации в те годы легко было подделать. Этим воспользовалась армия Наполеона во время Отечественной войны 1812 года. Французы массово печатали подделки на бумаге лучшего качества, поэтому их сложно было отличить от подлинника. После войны страна оказалась наводнена фальшивками, их срочно требовалось заменить новыми купюрами. Нужно было разработать новый тип бумаги, защитить деньги сложным рисунком и наладить производство.

Прежде материал для ассигнаций изготавливали в Царском селе, а печатали их в Петропавловской крепости Петербурга. Инженер для удобства объединил типографию и бумажное производство в одном месте – в Адмиралтейском районе Петербурга на берегу Фонтанки. Здесь построили также граверную, механическую и нумерационную мастерские. В Европе бумагу делали с помощью паровых машин, и Бетанкур оборудовал новую фабрику по европейскому примеру. Кроме производственных корпусов, за два года здесь построили школы и больницу, жилье для руководства и рабочих.

Инженер создал рисунки для ассигнаций и разработал новые водяные знаки. Он решил изготавливать бумагу для купюр на основе льняного тряпья и конопляного волокна – пеньки. Биограф Алексей Боголюбов в книге «Августин Августинович Бетанкур» писал об оснащении Экспедиции: «Были установлены 6 роллов для размалывания в бумажную массу пеньки и тряпья, 12 черпальных чанов для ручного отлива бумаги, 4 литографских, 2 винтовых печатных и 2 гидравлических пресса». Летом 1818 года Экспедиция заготовления государственных бумаг (сегодня – фабрика «Гознак») вступила в строй, новые ассигнации быстро заменили прежние купюры.

Третье мая 1808 года

Картина создана в память о событиях, связанных с Мадридским восстанием против французских оккупационных сил. На самом деле, данная работа является правой половиной  диптиха. Левая половина представляет собой непосредственно сами события, происходившие 2 мая 1808 года. Революционная картина, несомненно, знаковая часть испанского искусства 19 века. Тем не менее, авангардное полотно было холодно принято современниками и критиками, так как автор отверг все правила и принципы господствующих тогда направлений живописи. «Третье мая 1808 года» не содержит храбрых поступков, благородных дел и героев. Вместо этого Гойя изображает мрачную и кровавую казнь.

2 мая 1808

В отличие, например, от смерти Марата, авторства Жака-Луи Давида, или «последнего дня Помпей» Брюллова, в этой работе присутствует лишь бесцельная смерть.

Дата первой демонстрации картины публике доподлинно неизвестна. Наряду со «Вторым мая» она хранилась в музее Прадо, и даже не была включена в каталог от 1872 года. Тем не менее, с приходом современных художников и свежих художественных веяний, работа была признана в качестве новаторского шедевра. Символ зверств войны помещает работу на уровень с такими полотнами как «Герника» и «Резня в Корее», Пабло Пикассо.

Создание картин

Обе работы были завершены в течении нескольких месяцев и были малопригодны для украшения королевского дворца, в результате чего и оказались в хранилище Прадо.

Уличные бои

Вместе с прибытием дона Карлоса начался общий сбор всех испанских войск, находившихся в городе. Неорганизованные до этого, разделенные расстоянием между казармами и французами, испанские роты и полки тут же стали стягиваться к Пласа Майор, откуда начали организованное наступление по всем направлениям. Парк Монтелеон, уже полуразрушенный после многих штурмов, был деблокирован, а раненного и полуоглохшего от пальбы Педро Веларде вынесли на улицу на руках. На соседних улицах в это время кипел бой – французы бились с испанцами, не жалея себя и противника. Ворвавшись в один из городских храмов, французы перебили находившихся там женщин и детей, укрывшихся от битвы. В ответ на это испанцы с ходу казнили всех раненых, находившихся в городском госпитале, а по городу прошел негласный призыв – пленных не брать. Французы также не церемонились с испанцами, как военными, так и гражданскими, из-за чего кровь лилась рекой, а ожесточение достигло наивысшего пика. Луис Даоис, из первых рядов командуя артиллерией, решил использовать особенности городского боя, и стал выкатывать пушки на огонь прямой наводкой во фланги и тылы французов, пользуясь прикрытием гусар, горожан и пехоты. Квартал за кварталом, улица за улицей, испанцы зачищали город от присутствия армии Наполеона, не считаясь с потерями. Часть французских войск оказалась окружена в парке Пасео дель Прадо, и была вынуждена сдаться – лишь благодаря личному вмешательству дона Габриэля их не казнили на месте. Бой продолжался до полуночи, и лишь когда часы отметили первые минуты 3 мая, звуки битвы постепенно стихли. Все французские войска, находившиеся в городе или рядом с ним, были уничтожены, бежали или попали в плен.

Испанец с Канарских островов

Памятник Августину Бетанкуру. Пуэрто-де-ла-Крус, Тенерифе, Испания. Фотография: tenerifetoday.es

Августин де Бетанкур и Молина родился в 1758 годуна самом крупном из Канарских островов – Тенерифе. Его предки были французами: моряк Жан де Бетанкур захватил Канары в начале XV века, но его потомки сохранить власть не смогли, и архипелаг стал испанским. Августин рос в большой семье, его отец служил в испанской армии. В родном городе Бетанкура Пуэрто-де-ла-Крус производили шелк, и будущий архитектор еще в детстве увлекся механикой и технологией окраски ткани. В юные годы он построил прядильную машину для шелковых нитей: конструкция не была принципиально новым аппаратом, но значительно упростила труд рабочих.

В 1779 году Бетанкур отправился в Испанию и стал студентом самого престижного учебного заведения страны — Королевского училища Святого Исидора в столичном Мадриде. Будущий архитектор изучал здесь точные науки, механику и высшую математику. Одновременно он учился в Королевской академии искусств в классе рисования, несколько лет спустя после окончания Бетанкура избрали её почетным академиком.

Инженер «для особых поручений государя императора»

Императорский тульский оружейный завод. Тула. Изображение: dmdonskoy.ru

Премацци Луиджи. Девушка с кувшином (фрагмент). Конец XIX века. Изображение: ru.wikipedia.org

В 1808 году Бетанкура лично представили Александру I в городе Эрфурте в Пруссии. В тот же год инженер приехал в Россию, его зачислили в свиту «для особых поручений государя императора», а немногим позже он получил высокий чин генерал-лейтенанта.

На новом посту Августин Бетанкур по поручению императора переоборудовал старейший в стране оружейный завод в Туле. Высокое мастерство тульских оружейников сочеталось с отсталой по европейским меркам технологией производства. Инженер оснастил завод паровыми машинами и современными токарными станками.

Для царскосельского фонтана «Девушка с кувшином» инженер создал систему подачи воды, а фигуру девушки сваял скульптор Павел Соколов. О фонтане ходили легенды: верили, что его вода исцеляет любовную тоску. Поэтесса Анна Ахматова в начале XX века посвятила ему стихотворение «Царскосельская статуя». Сегодня фонтан, как и прежде, украшает парк Царского села: у ног прекрасной бронзовой девушки лежит разбитый кувшин, из него по протоку струится вода.

Расстрел повстанцев в Мадриде | Великие художники

Франсиско Гойя «Расстрел повстанцев в Мадриде» 1808г,» Восстание на Пуэрто дель Соль «,1808

«Гойя и война»

Музей Прадо,Мадрид,Испания

Романтизм

В мае прошлого года исполнилось 200 лет с того момента, как в Испании вспыхнуло восстание против наполеоновских войск. События стоят в одном ряду. Только об Отечественной войне 1812 года известно гораздо больше, чем об испанской герилье. Существует миф об Отечественной войне, который странным образом уживается в нашем сознании с мифом о Наполеоне. Зато об испанской герилье существует поразительный художественный образ, созданный очевидцем этих событий, художником Франско Гойей.

Мы конечно знаем образ созданный Л. Толстым. В искусстве наиболее правдивый образ Отечественной войны создал Верещагин, но всё-таки верещагинский цикл, во-первых, не свидетельство, а реконструкция, во-вторых, на моей памяти не было такого, чтобы все картины этого цикла можно было увидеть в одной экспозиции. Многих картин мы не знаем. А ведь эти картины могли бы изменить наше представление о 1812 г., которое во многом построено на парадной живописи начала 19 века. В Испании в честь годовщины герильи в Музее Прадо собрали картины Франсиско Гойи, посвящённые событиям 1808 г. и устроили выставку «Гойя и война»

Самые известные картины— это: «3 мая 1808 года: расстрел повстанцев в Мадриде» и » Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года: бой с мамелюками».

Но огромное значение имеет то, что наряду с живописью выставлены офорты из серии «Ужасы войны». Достаточно взглянуть на репродукции этих картин и офортов, чтобы ощутить, что между ними имеется внутренне различие. Офорты ближе к впечатлениям очевидца. Живопись— это результат осмысления событий в правильном, патриотическом духе. Особенно это видно в картине «Расстрел…». Героический пафос картины бросается в глаза, сюжет понятен каждому испанцу: оккупанты расстреливают патриотов, которые не боятся смерти. Кстати имена этих патриотов недавно были обнаружены испанским учёным, и скоро на месте расстрела будет сооружена гранитная плита.

Смысл картины «Восстание» не так однозначен. Во-первых, в ней нет противопоставления: регулярная армия против народа, воины цивилизации против дикарей (как это может представляться), среди захватчиков воины в чалмах—то есть те же «дикари», что и восставший народ. И те и другие вооружены кинжалами, примитивными орудиями убийства. Война перестаёт быть делом техники, рыцарским ритуалом, становится исключительно порождением страсти. Восстание изображено как зловещий кровавый карнавал. В офортах ужас присутствует вперемешку с абсурдом. В них нет разделения изображённых персонажей на палачей и на жертв. Жертвы в своём отчаянии оказываются страшнее убийц. Название одного из офорта говорит само за себя: «Они стали как дикие звери» (изображена женщина, пронзающая копьём француза). В названии другого офорта можно даже прочитать иронию: «Какое мужество!» (девушка, перешагивая через трупы мужчин, подходит к пушке, чтобы сделать выстрел). А ведь это только малая часть офортов из военного цикла! На людей, побывавших на выставке «Гойя и война», она произведёт неизгладимое впечатление.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: