Семья
Автопортрет, 1985
Гелий Коржев, несмотря на пролетарскую суровость своей живописи, происходил из интеллигентной семьи. Впрочем, дворянские корни не афишировались. Дед художника, Петр Васильевич, приятельствовал со Львом Толстым, сочинял музыку, писал картины. А по профессии был архитектором-землеустроителем и занимался железными дорогами.
!Портрет отца М.П.Коржева, 1966
Архитектором стал и отец художника, Михаил Петрович. Ученик Алексея Щусева и один из основоположников советской ландшафтной архитектуры, он приложил руку к созданию огромного количества зеленых ансамблей в столице и других городах. Например, парка Горького, Измайловского и Лефортовского парков, реконструкции Александровского сада… В Королеве созданный им парк «Коржевские» культуры» до сих пор, кажется, цел. Еще он любил старые дворянские имения. Парк графов Бобринских в усадьбе Бобрики под Тулой, устроенный легендарным Андреем Тимофеевичем Болотовым в XVIII веке, был воскрешен именно силами Михаила Коржева. О его нраве многое говорит то, что в своем цикле, посвященном «Дон Кихоту», Гелий Коржев придал главному герою черты и характер своего отца.
Мать же художника, Серафима Михайловна, была учительницей русского языка и литературы в средней школе и оказала колоссальное влияние на образование сына. Вдобавок квартира, где вырос Гелий, находилась рядом с Пушкинским музеем — он не только ходил туда с детства в художественную студию, но и выучил все картины в залах практически наизусть.
Взрослая жизнь
Когда началась Великая Отечественная, Коржеву было шестнадцать. Юноша на нее не попал. Он учился в знаменитой Московской средней художественной школе, которую эвакуировали в Башкирию. Впрочем, сначала он уезжать не хотел: перед эвакуацией мальчик успел закончить курсы снайперов и всерьез собирался на фронт. Только уговоры любимой учительницы заставили его все-таки уехать в эвакуацию вместе со школой.
Вернувшись из Башкирии, Коржев поступил в Суриковское училище. Кроме стандартных занятий в натурных классах были и другие уроки: вместе с однокурсниками он работал в Пушкинском музее. Разбирал трофейные сокровища, привезенные из Дрезденского музея. И бесконечно любовался шедеврами, впитывая подход старых мастеров к реализму и их способ поэтизировать реальность.
Гелий Коржев. Рыцари чаепития. 2010. Институт русского реалистического искусства
Гелий Коржев. Лишенная родительских прав. 2006. Институт русского реалистического искусства
Гелий Коржев. Свалка. 2007. Институт русского реалистического искусства
Молодой художник, выпустившийся в 1950 году, в следующее десятилетие постепенно обретал свои темы и изобразительный язык. А также славу. В 1957–1960 годах он создал свою первую громкую работу — триптих «Коммунисты»: «Интернационал», «Поднимающий знамя» и «Гомер (Рабочая студия)». Затем последовала серия «Опаленные огнем войны». Самый пик его активности — 1960–80-е годы. Посыпались награды: звание народного художника СССР, Государственная премия, орден Ленина… Его полотна закупали Третьяковская галерея , Русский музей . Они стали классикой соцреализма. Их печатали в учебниках, на открытках, плакатах.
Всемирно известный художник Гелий Михайлович Коржев — советский живописец, яркий представитель «сурового стиля», обладал удивительным даром видения. Одним жестом, выражением лица он мог передать то, о чём думало целое поколение.
Педагог, профессор, академик АХ СССР, народный художник, лауреат нескольких Государственных премий, в том числе орденом Ленина — никогда не состоял в рядах коммунистической партии, никогда не оглядывался на других, и больше всего дорожил своей внутренней свободой. Гелий Коржев был первым секретарем Союза художников РСФСР. Характерно, что от заработной платы председателя творческого союза Гелий отказался, положенной по должности служебной машиной — не пользовался, да и персональных выставок себе не устраивал. Он был настолько самодостаточен, что практически всю жизнь был закрыт от окружающего мира и писал до последнего вздоха только то, что волновало его душу.
Герои его полотен — простые люди, но с крепким внутренним стержнем, способные на героические поступки, неординарные, сильные духом.
Коржев хотел показать как идеалы, так и недостатки своего времени. Он никогда не полировать действительность, как делали почти все соцреалисты того периода. Его основным постулатом была прописная истина: «Суть метода реализма — непрерывная борьба художника с ложью». На его полотна попадала только правда — такая, какой видел ее художник.
В конце 80-х и начале 90-х годов Коржев неожиданно и кардинально меняет направление своего творчества, он начинает писать остросоциальные картины в карикатурном жанре. На его полотнах возникают мифические существа уродливые, страшные и смешные одновременно. Тюрлики, так художник назвал своих персонажей, живущих собственной жизнью, на его полотнах. Этому циклу предшествовал ряд реалистичных картин, изображавших беспробудное пьянство и деградацию советского общества, которые со страшной силой вызывали протест в душе Гелия Михайловича.
Неожиданный гротескный цикл творений, посвященных тюрликам, возник как диагноз тогдашней перестроечной действительности и стал памфлетом на современное общество. В переломное время люди мутировали и, превратившись в тюрликов, стали предвестниками развала огромной страны.
Тюрлики Коржева, всеми силами стремясь быть похожими на людей, дошли до последней черты внутреннего измельчания, когда интеллектуальное и духовное убожество начинает накладывать весьма заметный отпечаток на внешность. Чудом уцелевшие среди мутантов люди, пытаются поговорить с ними в надежде вразумить их, или хотя бы найти какой-то общий язык для взаимопонимания. Однако все бесполезно, мир стремительно меняется в худшую сторону.
Серия Коржева «Мутанты» мало знакома российскому зрителю, так как большая ее часть осела за границей и восхищает уже не одно десятилетие международной публики. До сих пор не известно, что подтолкнуло художника к работе над ней. Точность наблюдений и уровень философского проявления в этой серии удивительны. Художник ставит безошибочный диагноз нашему больному обществу, пораженному гнусными и постыдными болезнями.
Однако вскоре художник покончил с гротескной серией и переключился к осознанию истинных ценностей и вечных тем — на библейские сюжеты. Видимо таким образом мастер решил показать, что все мы рано или поздно приходим к осознанию истинных ценностей. Коржев воспроизводит библейские истории в виде современных событий и сюжетов. Например, его известное полотно «Адам и Ева» напоминает сцену из постапокалипсиса, а его герои больше похожи не на первых, а на последних людей на земле.
Подытоживая пройденный свой творческий путь, Гелий Михайлович в 80-летнем возрасте пишет потрясающее полотно «Заложники (Живой заслон)» — фашисты согнали уцелевших горожан, чтобы выставить в качестве живого щита перед наступающими подразделениями Советской Армии, которые вынуждены будут стрелять по своим согражданам.
Драматизм ситуации, глубокий и сложный символический смысл этого полотна говорит о понимании художником нынешнего состояния русского народа, его беззащитность и безысходность. Никакой сентиментальности, лишь страшная правда жизни, выполненная в жесткой реалистической манере, в лучших традициях «сурового стиля».
Уединение
В 1986 году Коржев, уже заслуженный мэтр, потерял обоих родителей, что сильно повлияло на его душевный настрой. Да и сам он был уже не молод. Художник ушел со всех официальных постов в Совете депутатов РСФСР, Союзе художников и Академии. Закрывшись в мастерской, он начал цикл, который, конечно же, не попал на страницы советских учебников. Крах СССР, как и для большинства стариков, стал для него переворотом мировоззрения.
В уединении создает он новый программный триптих — на сей раз «Адам и Ева». Пишет «Иуду», «Сусанну и старцев», «Искушение», «Лишенных рая»… Это все тот же узнаваемый суровый стиль Коржева: с лаконичной композицией и строгим колоритом. Его герои сохранили выверенную жестикуляцию, постаревшую от загара кожу, морщины и рубцы. Под ногами у них все та же выгоревшая земля. Но вместо солдат-инвалидов и старух-колхозниц перед нами ветхозаветные герои. Впрочем, это тоже люди, уставшие от труда, пережившие очень много.
Гелий Коржев «Лишенные рая», 1998
За этими картинами на библейские сюжеты последовал целый цикл «христианских» полотен. Также в поздний период он пишет фантасмагорический цикл о тюрликах — странных созданиях, который лучше, чем многие реалистические картины, передает ужас конца окружающего мира и наступления новой реальности.