Подготовка и объем
Инициатором выставки выступило Управление культуры Федерального министерства иностранных дел . В рамках внешней культурной политики тур финансировался Федеративной Республикой Германия ( спонсировался Федеративной Республикой Германия ) и Американской федерацией искусств под руководством ее директора Томаса Мессера, организованной на местном уровне.
На выставке было представлено 112 работ периода с 1905 по 1955 год. 1905 год был выбран в качестве начала группы художников- экспрессионистов Die Brücke . Фактически, самая старая работа, предварительное исследование Кете Кольвиц для ее офорта « Женщина с мертвым ребенком» , датируется 1903 годом
Основное внимание уделялось произведениям экспрессионизма и демонстрировало искусство, которое национал-социалисты оклеветали и преследовали как дегенеративное искусство. Таким образом, выставка является частью развития мюнхенской выставки Der Blaue Reiter с 1945 года
Мюнхен и искусство 20-го века нашли свое первое, широко приветствуемое выражение в 1949 году, что Джулия Восс охарактеризовала на FAZ 2013 как продолжение политики средствами искусстваэто был год основания Федеративной Республики; ранее подвергавшаяся остракизму современность выросла с этого момента до государственного управления.
Толчком к реализации проекта послужили в начале 1950-х годов отдел культуры Министерства иностранных дел, а также директор музея Карлсруэ и соучредитель документа Курт Мартин . Выбор был сделан Леони Рейгерс , директором-основателем Museum am Ostwall . Отбор основывался на высоком качестве работы и общем ранге художника. С акцентом на работы на бумаге, акварели и графике , подборка создала интимное понимание, которое, по словам Антона Хенце в его превью, также станет опытом для немецкого зрителя и аналогом документа (впервые проведенного в 1955 году). позволять.
Представленные работы были предоставлены во временное пользование, в основном из частных коллекций . Кредиторы были
- Museum am Ostwall , Дортмунд
- Галерея Гюнтера Франке, Мюнхен
- Хильдебранд Гурлитт , Дюссельдорф
- CA Isermeyer, Гамбург
- Поместье Германа Блюменталя ( наследие Блюменталя )
- Музей Леопольда Хёша, Дюрен
- Музей Вальрафа-Рихарца (Коллекция Йозефа Хаубриха ), Кельн
- Л. Претцелль, Целле
- Й. Шюрер, Мюльхайм
- Художественные музеи Крефельда
- Галерея Хелла Небелунг, Дюссельдорф
- Кунстхалле Бремен
- Галерея Алекса Фемеля, Дюссельдорф
- Галерея Springer , Берлин
- Государственное собрание графики, Мюнхен
- Германский национальный музей , Нюрнберг
- Людвиг Гроте , Нюрнберг
- Государственное собрание произведений искусства, Карлсруэ
- Художественные коллекции города Дюссельдорфа
- Частная коллекция, Кёльн
- Вольфганг Макке, Бонн
- Современная галерея Отто Штангля , Мюнхен
- Муниципальный музей , Вупперталь
- Галерея Рудольфа Гофмана, Гамбург
- Ханс Людорф, Дюссельдорф
- Частная коллекция Виттен
- Антон Хенце , Гревен
- Гюнтер Пайль, Дюрен
- Хелен Рольфс, Хиддесен
- До Шлеммера, Штутгарт
- Альберт Шульце-Веллингхаузен , Дорстен
Внешние ссылки [ править ]
- СМИ, связанные с Кете Коллвиц на Викискладе?
- Цитаты, связанные с Кете Коллвиц на Wikiquote
- Запись о Кэте Коллвиц в Wikipaintings
- Запись Кете Коллвиц в Союзный список имен артистов
- Кете Кольвиц в коллекции Музея современного искусства
- Выставка Кете Кольвиц в Центре феминистского искусства Элизабет А. Саклер в Бруклинском музее
- Выставка Кете Кольвиц в Национальном музее женщин в искусстве
- Газетные вырезки из газет о Кете Кольвиц в 20 веке Пресс Архивы в ZBW
Авторитетный контроль |
|
---|
Приложения
Библиография
- Распечатать
- (де) Август Клипштейн , Кете Кольвиц: Verzeichis des Graphischen Werkes , Берн,1955 г..
- (де) Александра фон дем Кнезебек , Кете Коллвит: Werkverzichnis der Graphik (2 тома) , Берн,2002 г..
- (ru) Иоганнес Сиверс, Офорты и литографии Кете Коллвиц ( 1890–1912 ) , Loys Delteil, 1913, 141 стр.
- Рисунок
- ( Авторы ) Отто Нагель ( ред. ), Вернер Тимм и Сибилла Шалленберг-Нагель , Кете Коллвиц: Die Handzeichnungen , Штутгарт,1980 г..
- (de) Уве М. Шнеде, Кете Кольвиц: Die Zeichnerin , Das Kunstverein, 1980, 188 с.
- Скульптура
(автор) Аннетт Зеелер , Кете Коллвиц: Die Plastik. Веркверцайхнис , Мюнхен,2016 г..
- Завершить работу
- (ru) Кете Кольвиц: графика, графика, скульптура , Goethe-Institut, 1967, 52 с.
- (ru) Кете Кольвиц: гравюры, рисунки, скульптуры , Institut für Auslandsbeziehungen, Cantz, 1980.
Другой
- (фр) Сильви Дуазле, Мишлен Дуазле (презентация и перевод), Le Journal de Käthe Kollwitz (1908-1943), L’Atelier contemporain, 2018, 308 стр.
- ( Авторы ) Ренате Хинц, Кете Коллвиц. Druckgrafik Plakate Zeichnungen , «EP 26», Elefanten Press Verlag, Berlin (West), 1980 p. 152 .
- (en) Марта Кирнс, Кете Коллвиц: женщина и художник , Feminist Press, 1976, 237 стр. ( ISBN ) .
- (en) Ханс Коллвиц, Дневник и письма Кете Коллвиц (перевод Клары Уинстон), Northwestern University Press, 1989, 272 с. ( ISBN ) .
- (fr) Сильви Пертоци, Мари Гисперт (перевод, предисловие), Но я, тем не менее, должен работать: журнал — статьи — воспоминания Кете Коллвиц , L’atelier contemporain, 2019, 518 с. Полный перевод журнала Кете Коллвиц за 1908-1943 годы ( ISBN ) .
- Гэри Шеффилд, Первая мировая война в 100 объектах: эти объекты, написавшие историю Великой войны , Париж, издания Elcy,2013, 256 с. ( ISBN 978 2 753 20832 2 ) , стр. 250–251
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства :
Слайды и текст этой презентации
КЕТЕ КОЛЬВИЦ
Жизнь и творчество
« Поле брани» из цикла «Крестьянская война», 1907 г.
Мать с близнецами, 1927-1937 гг.
«Покоится в мире его рук», 1935-1936 гг.
Плач (автопортрет), 1938-1940 гг.
«Бунт» из серии «Восстание ткачей», 1897 г.
Влюбленные, 1911 г.
Снова и снова в графике и скульптурах Кете Кольвиц поражают не только необычное выражение лиц и позы персонажей, но, прежде всего, руки. То поддерживающие, то защищающие, иногда сжатые в кулак, и при этом просящие; то сплетённые в жесте солидарности или братском объятии, они почти всегда несколько непропорционально велики и всё увереннее заполняют пространство картин.
Матери, гравюра из цикла «Война», 1922-1923 гг.
Женщина с мертвым ребенком, 1903 г.
Женщина с ребенком на коленях, 1911-1913 гг.
Одно из последних творений Кете Кольвиц — небольшая скульптура «Прощание». Горьким поводом для её создания послужила смерть мужа художницы — доктора Карла Кольвица. Скульптура посвящена отношениям мужчины и женщины на пороге между жизнью и смертью. Кажется, что их фигуры плавно переходят одна в другую. Мы чувствуем, с каким отчаяньем жена — сама Кете Кольвиц — обхватывает мужа, не желая принять очевидное: он уже опустил руки, чтобы расстаться с ней.
Прощание, 1940-1941 гг.
Памяти Карла Либкнехта, 1921 г.
Кете Кольвиц умерла незадолго до окончания войны, вдали от Берлина, в городке Морицбург под Дрезденом. До последних дней её не оставляла надежда, что после Второй Мировой войны — второй по счёту, которую её пришлось пережить — возникнет новый, лучший мир: «Но однажды появится новый идеал, и тогда со всеми войнами будет покончено. Я умираю с этим убеждением. Для достижения этого идеала придётся потрудиться, но он будет достигнут… Это новая идея, идея братства людей».
Автопортрет с рукой у лба, 1910 г.
Рабочая со спящим мальчиком, 1932 г.
Творчество Кете Кольвиц — грандиозный документ её морального завещания. Выразительное, гуманное, глубоко женское и дарящее утешение искусство художницы, графика и скульптора воистину можно назвать великим.
Сцена из «Жерминаля», 1893 г.
Автопортрет, 1926-1936 гг.
Жертва, гравюра из цикла «Война», 1922-1923 гг.
Рывок, 1903 г.
Мать защищает ребенка, 1941-1942 гг.
Дети Германии голодают! 1924 г.
Пьета, 1937-1938 гг.
Зов смерти, 1934-1935 гг.
«Рывок», офорт 1899 г.
Смерть с женщиной на коленях, 1921 г.
биография
Детство и обучение
Кете Шмидт — пятый ребенок Карла Шмидта, подрядчика общественных работ, социалиста и масона, и Катарины Рупп, дочери пастора. У нее есть старший брат Конрад (1863-1932), который будет экономистом, журналистом и членом СДПГ. Она пострадает от безвременной смерти своего брата Бенджамина.
Детство и юность она провела в Кенигсберге , Восточная Пруссия, получая уроки у своего деда по материнской линии. Учитывая то, как ее дочь готовится к рисованию, отец посоветовал ей брать уроки. С 1881 года 14- летняя Кете училась своему искусству у художника Густава Науйока и гравера по меди Рудольфа Мауэра .
В 1885 году она уехала из Кенигсберга в Берлин , где посетила школу рисунка и живописи и познакомилась с Герхартом Гауптманном и Арно Хольцем . В 1886 году она вернулась в Кенигсберг, а затем продолжила курсы Эмиля Нейде в Академии художеств , затем осталась в Мюнхене, где закончила обучение у профессора Людвига фон Хертериха и обручилась с Карлом Кольвицем, студентом-медиком. хочет посвятить себя бедному населению городов. Она вернулась в Кенигсберг в 1890 году.
Семья
Вернувшись в Кенигсберг, Кете Шмидт, молодая женщина 24 лет, в 1891 году вышла замуж за 28-летнего врача Карла Кольвица. Пара переезжает в дом в Берлине на углу Вайсенбургерштрассе, в рабочем районе Берлина. В 1892 году у них родился первый сын Ганс. В 1896 году Кете Коллвиц родила второго мальчика, Питера.
В 1904 году, посещая Париж , Кете Кольвиц познакомилась с несколькими студентами, поселившимися во французской столице. Поскольку одна из них живет в очень нестабильном положении, она предлагает взять на себя воспитание своего 11-летнего сына Георга Гретора. Она привозит ребенка с собой в Германию и воспитывает его как третьего сына.
Художественная карьера
Почтовая марка, выпущенная ГДР в 1970 году, с изображением плаката 1924 года, иллюстрированного Кете Коллвиц: Nie wieder Krieg! (Нет больше войны!)
С 1898 по 1903 год Кете Кольвиц преподавала в Берлинской художественной школе для женщин. После серии гравюр « Une revolte de tisserands» (1893–1897) она создала еще одну серию на тему «Крестьянская война» (1901–1908). В 1910 году она начала заниматься скульптурой, черпая вдохновение у известного скульптора Эрнста Барлаха . Она дружит с берлинским художником Отто Нагелем .
В начале августа 1914 года разразилась Первая мировая война . Его младший сын Петр, 18 лет , пал на поле чести 23 октября во время битвы в Первой битве при Ипре . Эта трагедия заставляет Кете Кольвиц обратиться к пацифизму и социализму . В ноябре 1918 года Германия потерпела поражение. Монархическая система рушится. Республика провозгласила и революционное движение жестоко подавлено.
В 1919 году 52-летняя Кете Кольвиц стала первой женщиной, ставшей членом Берлинской академии художеств. Она посвящает деревянную скульптуру для Карла Либкнехта , убитого соучредителем Коммунистической партии Германии (КПГ) , бывший член Социал — демократической партии (СДПГ) .
С приходом к власти нацистов в 1933 году Кете Кольвиц была вынуждена уйти в отставку с должности в Прусской Академии художеств и с должности руководителя класса графического дизайна . Его украшение Pour le Mérite в разделе «Искусство и литература» также было снято . Ему запрещено выставлять свои работы, хотя некоторые из его картин использовались нацистами в пропагандистских целях . Паре Коллвиц угрожают депортацией, но их известность защищает их.
В 1934 году она приступила к своему последнему циклу гравировки « Вом Тоде» («Смерть»), который завершила в 1937 году. В начале 1940 года ее муж, который несколько лет был слепым, умер в возрасте 77 лет.
Последние годы
Кете Кольвиц переехала на некоторое время в замок Бишофштайн (де) в районе Ленгенфельд унтерм Штайн (де) . В 1942 году ее внук Петр, 21 год, упал под Сталинградом, так как ее дядя, которому его имя отдавало дань уважения, упал во Фландрии в 1914 году. Берлин, подвергающийся бомбардировкам союзной авиации, она переехала в Нордхаузен в 1943 году. В ноябре 1943 года его квартира, расположенная на Вайсенбургерштрассе, подверглась бомбардировке и разрушению ВВС союзников. Через несколько дней квартира его сына Ганса постигла та же участь.
В июле 1944 года она уехала в Морицбург (Руденхоф), недалеко от Дрездена . Она умерла там в апреле 1945 года, через два месяца после бомбардировки, уничтожившей почти весь город, и всего за две недели до окончания войны в Европе . Его невестка умерла в 1963 году, сын — в 1971 году.
Кете Кольвиц похоронена с членами своей семьи на центральном кладбище Берлин-Фридрихсфельде . Его могила находится в разделе художников и была классифицирована как « могила чести ».
Примечания и ссылки
- Произношение на стандартном немецком языке ( верхненемецкое ), записанное в соответствии со стандартом API .
- ↑ и .
- (de) на vdbk1867.de (по состоянию на 9 февраля 2018 г. ) .
- Сейчас называется «Кольвицштрассе».
- Как и его отец, Ганс (1892–1971) стал врачом. Он женился на Отили Элерс (1900-1963). У пары четверо детей: Питер в 1921 году, Джордис и Ютта в 1923 году и Арне в 1930 году.
- ,стр. 98.
- ↑ и .
- (in) на kollwitz.de .
- .
- « Кете Коллвиц, зеркало эпохи », Руководство для печати ,10 марта 2017 г..
- .
- .
- Pontus Hultén, Париж-Берлин, Отчеты и контрасты, Франция-Германия 1900-1933, эксп. Кот, Париж, Центр Жоржа-Помпиду, 1978.
- Немецкая гравюра с 1900 по 1980 год Музея истории культуры и Кунстхалле в Ростоке, ГДР
- МИЛЬХАУ, Дени и Леппиен, Гельмут Р., Вокруг немецкого экспрессионизма и калигаризма , кошка опыта, Musée des Augustins, 1984
- BUROLLET, Thérèse, DAVRAY-PIEKOLEK, Renée, Symbols and Realities. Немецкая живопись 1848-1905 гг. , Кат. exp, Париж, Французская ассоциация художников-активистов, 1984.
- АМЕЛИН, Жан-Поль, лицом к лицу с историей, 1933–1996: современный художник перед историческим событием , кот. exp, Фламмарион, Центр Жоржа-Помпиду, 1996 г.
- ГЕЙЕР, Мари-Жанна; GISPERT, Marie, Utopie et revolte: немецкая гравюра югендстиля в Баухаусе во французских публичных собраниях, cat. exp, Страсбург, Страсбургские музеи, 2006
- ADICÉAM, Ашок, Большой брат: художник против тиранов , выставочный кот., Париж, Скира Фламмарион, 2011.
- ALLARD, Sébastien, COHN и др., Из Германии: от Фридриха до Бекманна , кат. эксп., Париж, Хазан, 2013 г.
- BERTRAND-DORLÉAC, Лоуренс, Бедствия войны, 1800-2014 гг. , Линза: Лувр-Ланс, Париж: Somogy ed. Изобразительное искусство,2014 г.
Потеря ребенка
Потеря ребенка — еще одна важная тема, которую в искусстве достаточно долго отображали только мужчины.
Евангельский сюжет об избиении младенцев был очень популярен в XIII–XVII веках.
Художники стремились передать весь ужас этого события: бессердечные стражники грубо хватают малюток, чтобы немедленно предать их смерти, а обезумевшие матери пытаются спасти своих детей.
Нельзя сказать, что подобные сцены были лишены реалистичности: многочисленные войны вполне могли служить для них прообразом (у того же Брейгеля мы видим в роли стражников карательные отряды герцога Альбы, славящегося своей непримиримой жестокостью в истреблении нидерландских протестантов).
Питер Брейгель (Старший) «Избиение младенцев» (ок. 1565–1567)
Однако взгляд художника-мужчины — это всегда взгляд со стороны. Что у Джотто, что у Никола Пуссена сцены избиения младенцев работают в лучших традициях драматического театра. Кричащие и плачущие женщины противопоставляются суровым воинам с оружием в руках, а обнаженные младенцы, лежащие на земле словно куклы, остаются недвижимы и беззащитны.
Джотто ди Бондоне «Избиение младенцев» (ок. 1306)
В этих сценах четко разделены добро и зло, сила и слабость. Женщины, как и дети, всегда пассивные объекты, жертвы действий мужчин.
Никола Пуссен «Избиение младенцев» (1629)
Более глубоко страдание матери, потерявшей ребенка, раскрывается в иконографии Пьеты — сцены оплакивания мертвого Христа Марией.
Сам сюжет возник в XIII веке в Германии и быстро распространился по всей Европе.
Изначально Марию изображали изможденной пожилой женщиной, держащей на руках истерзанное тело взрослого сына, но с развитием культуры Ренессанса образ стал меняться: Мария заметно помолодела, да и у Христа исчезли следы истязания. Исследователи полагают, что сюжет Пьеты возник как трагическая параллель к «Мадонне и младенцу».
Джованни Беллини «Мадонна на лугу, или Мадонна в зелени» (ок. 1505)
Таким образом художник соединил два главных христианских сюжета в одной композиции.
Женщины тоже обращались к сюжету Пьеты, но к христианскому канону в их работах, как правило, примешивался субъективный опыт утраты.
В 1938 году художница Кэте Кольвиц создала скульптуру «Мать с мертвым сыном», которая в 1993 году превратилась в мемориал жертв войны и тирании в Германии.
Кэте Кольвиц «Мать с мертвым сыном» (1938)
Несмотря на героический пафос, работа Кольвиц — результат личного переживания и несет в себе трагический опыт самой художницы. В Первой мировой войне погиб ее младший сын, а Вторая мировая забрала и внука.
В работах «Мать с двумя детьми» (1934), «Башня матерей» (1937–1938) и «Семена посева не должны быть перемолоты» (1941) Кольвиц обращается к социальному и политическому высказыванию. Идейные установки фашистской Германии предопределяли роли женщин и детей служением фюреру, поэтому художница изобразила матерей, которые своим телом, словно щитом, закрывают потомство от тлетворной идеологии.
Кэте Кольвиц «Мать с двумя детьми» (1934)Кэте Кольвиц «Башня матерей» (1937–1938)Кэте Кольвиц «Семена посева не должны быть перемолоты» (1941)
Творчество мексиканской художницы Фриды Кало скорее напоминает дневник — настолько много в ее картинах сокровенных переживаний. И одна из самых болезненных тем у Кало — невозможность стать матерью. В 18 лет Фрида попала в аварию и из-за полученных травм навсегда лишилась способности выносить ребенка.
Потерянный ребенок, орхидея (возможно, прообраз матки — «соединение сексуального и сентиментального»), улитка (сам процесс выкидыша, когда плод медленно выходит из лона), анатомический женский макет («попытка объяснить устройство женщины»), металлический механизм («механическая часть любого дела») и кости малого таза (перебитые в аварии, они стали причиной, по которой Фрида так и не смогла родить).
Фрида Кало «Больница Генри Форда» (1932)
Кровать Фриды словно парит в пустом пространстве на фоне безликого урбанистического пейзажа, который подчеркивает ее одиночество и отчаяние.
Материнство у художниц
В XVIII веке под влиянием философа Жан-Жака Руссо материнская нежность превратилась в самостоятельную тему женского портрета. Гармоничная связь между матерью и ребенком воспринимались как выражение добродетели и источник земного счастья. Тогда же на арт-сцене наконец-то появляются художницы, готовые осмыслить материнство через призму собственного опыта.
Когда француженка Элизабет Виже-Лебрен пишет королеву Марию-Антуанетту в окружении малолетних чад, она нарушает канон парадного портрета в угоду семейной идиллии. Вместо застывших поз и отстраненных лиц мы видим трогательную интимную сценку: в центре — королева с младенцем Луи-Шарлем на руках, старшая дочь Мария-Тереза ласково льнет к матери, а дофин Луи-Жозеф указывает на колыбель, затянутую траурной тканью (недавно от туберкулеза скончалась малышка София, младшая из отпрысков королевской семьи).
Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен «Портрет Марии-Антуанетты с детьми» (1787)
На портрете Виже-Лебрен ненавистная для французов Мария-Антуанетта показана и величественной монархиней, и любящей матерью (какой она, кстати, была в жизни) — примером для своих подданных.
Однако настоящую революцию в изображении материнства произвела американская импрессионистка Мэри Кассат. Кассат — которая, кстати, не имела собственных детей — совершенно по-новому раскрыла взаимоотношения матери и ребенка через сцены повседневной жизни.
Реализация и прием
Выставка началась 28 мая 1956 года в Нью-Йорке , где она была показана в галерее Грейс Боргенихт на 57-й улице и в галерее Вейхе на Лексингтон-авеню . В октябре она была на Busch-Reisinger музея в Гарвардском университете в Кембридже (штат Массачусетс) . В Сан-Франциско он был выставлен в Мемориальном музее М. Х. де Янга в. Критик гарвардской газеты The Harvard Crimson Лоуэлл Дж. Рубин приветствовал выставку как хорошее представление о неоднозначной ( флуоресцентной ) истории немецкого искусства 20 века. Он указал, что, по его мнению, существует сильная разница в качестве между ранними произведениями и последующим поколением: трудно представить себе более явный контраст, чем контраст между немецким искусством 1905–1935 годов и более поздним периодом 1935–1955 годов. . Есть примеры фотографического реализма, который был в порядке вещей при нацистском режиме, так что эта эпоха выглядит как большой пробел. Но его сухость в плане художественных идей проявляется в том, что пришло после. Современное немецкое искусство, кажется, сильно отстает от литературы в восстановлении после войны. Почти нет свидетельств оригинальности, которая повлияла на все западное искусство в начале века. Мы видим производные картины.
Кольвиц, Кете Вики
Ке́те Ко́львиц (нем. Käthe Kollwitz, урожд. Шмидт нем. Schmidt; 8 июля 1867, Кёнигсберг, Пруссия — 22 апреля 1945, Морицбург, Саксония) — немецкая художница, график и скульптор.
Биография
Родилась 8 июля 1867 года в Кёнигсберге. Старший брат Кете — марксист Конрад Шмидт. В 1885—1890 годах учёба у Штауффер-Берна в Берлине и Людвига Хертериха в Мюнхене. В 1890 году — первые офорты. В 1891 году вышла замуж за врача Карла Кольвица, который поселился на севере Берлина. В 1947 году площадь в этом районе была переименована в честь супругов Кольвиц. В 1892 году родился сын Ханс. В том же году Кольвиц была на премьере спектакля «Ткачи» по пьесе Герхарта Гауптмана, которая послужила толчком для серии её графических работ «Восстание ткачей» (1895—1898). В 1896 году родился сын Петер. В 1898 году серия «Восстание ткачей» была показана на Большой Берлинской художественной выставке. В 1898—1903 годах преподаватель в Женском художественном училище в Берлине. В 1902—1908 годах выполнила серию офортов «Крестьянская война». В 1904 году жила в Париже, посещала академию Жюлиана. В 1907 году, получив приз «Вилла Романа», жила во Флоренции. В 1910 году первые попытки в области скульптуры. В 1914 году на войне погиб её сын Петер. В 1917 году Пауль Кассирер организовал её юбилейную выставку. В 1919 году получила звание профессора и была избрана членом Прусской академии искусств.
В 1922—1925 годах создала серию гравюр на дереве «Война» и «Пролетариат». В 1924 году её работы были представлены на «Первой всеобщей выставке немецкого искусства» в Москве. В 1927 году посетила Москву. В 1928 году стала руководителем художественной мастерской графики в Прусской академии искусств. В 1932 г. в Советском Союзе прошла персональная выставка Кете Кольвиц. В 1933 году после прихода к власти национал-социалистов была вынуждена покинуть Академию искусств. В 1934—1935 годах создала серию литографий «Смерть». В 1936 году было негласно запрещено выставлять её работы, а в 1937 году была запрещена персональная выставка, приуроченная к 70-летию художницы. В 1940 году умер её муж Карл Кольвиц. В 1943—1944 годах эвакуировалась в Нордхаузен, а затем переехала в Морицбург под Дрезденом по приглашению принца Эрнста Генриха Саксонского.
Кете Кольвиц скончалась 22 апреля 1945 года на 77 году жизни. Похоронена вместе с мужем в семейной могиле на Центральном кладбище Фридрихсфельде.
Жизни и творчеству художницы посвящён фильм «Кете Кольвиц — Картины жизни» (1986) немецкого режиссёра Ральфа Кирстена, заглавную роль в котором исполнила Ютта Ваховяк.
Литература
- Раздольская В. И. Колльвиц: 1867—1945. — М.: Искусство, 1960. — 52 с.: ил.; 18 л. ил.
- Пророкова С. Кэте Кольвиц. Жизнь замечательных людей. — М.: Молодая гвардия, 1967.
- Нагель Отто. Кэте Кольвиц. — М.: Изобразительное искусство. 1971.
- Недошивин Г. Кете Кольвиц // Художники XX века. По страницам журнала «Творчество». — М.: Советский художник, 1974. — С. 12—20.
- Кэте Кольвиц. Дневники, письма, воспоминания современников. — М.: Искусство, 1980.
Материнство через фем-оптику
В 1970-х женские голоса в искусстве стали звучать все громче и настойчивей. Это совпало с открытием новых медиа, таких как фотография, видео и перформанс. Художницы быстро освоились с актуальными практиками, отводя центральную роль телу и стремясь разрушить его традиционное восприятие.
Венская акционистка VALIE EXPORT известна в первую очередь своими радикальными работами с сильным феминистическим уклоном. В 1976 году она делает серию цветных фотоколлажей, копируя жесты итальянской религиозной живописи, где представляет себя в виде Мадонны в окружении бытовых предметов — символов псевдоосвобождения домохозяйки в послевоенные годы.
В «Мадонне, рожденной от Пьеты Микеланджело» вместо тяжелых драпировок одеяния Девы Марии, на которых в оригинале покоится мертвый Христос, мы видим между ног художницы стиральную машину с красной тряпкой, выпадающей из открытого люка. Это имитация менструальной крови, которая даже после стирки не может быть уничтожена, потому что является частью природы женщины.
Вали Экспорт «Мадонна, рожденная от Пьеты Микеланджело» (1976)