Об авторе
Известный французский живописец Оскар Клод Моне родился в 1840 году в Париже. Его отец был бакалейщиком и хотел, чтобы сын также научился торговому делу. Однако, К.Моне с детства увлекся рисованием. Он отлично изображал карикатуры, благодаря чему приобрел известность.Первым учителем Моне стал пейзажист Э.Буден, с помощью которого он начал рисовать в стиле импрессионизма, создавая свои произведения на пленэре.В 1860 г. художника был призван в армию и направлен в Алжир, где перенес брюшной тиф. Тетя Клода Моне в 1861 г. откупила его от воинской службы, и живописец вернулся на родину.
В 1878 г. жена художника Камилла, чей образ запечатлен на полотне Дама в зеленом платье, умерла, что стало для него невосполнимой утратой. Клод Моне полностью погрузился в искусство, написав огромное количество уникальных картин.В 1892 г. он женился еще раз, взяв в жены Алису Ошеде. Последние годы жизни Клод Моне провел в деревне Живерни, где у него был дом с садом. Скончался художник от рака легких в 1926 г.
Описание изображения
Камилла в зеленом платье — портрет в натуральную величину . Камилла носит шелковое платье в зеленую и черную полоску , поверх которого черный жакет, отороченный мехом . Платье изумрудно-зеленого цвета соответствовало моде того времени с контрастными вертикальными полосками. Желтоватые кожаные перчатки и темный Капот украшены перьями служат в качестве аксессуаров . Камилла собирает волосы в узел на затылке, перевязанные черными лентами. Темно-красная, почти черная штора образует фон картины.
Моне удалось передать движение через композицию изображения. Шлейф платья обрезается по левому краю рисунка, вызывая движение в этом направлении, выходящее за край рисунка. Живости также придает игра складок юбки. Положение головы немного назад представляет собой момент паузы в изображении: фигура, кажется, слушает себя, а не реагирует на то, что к ней говорит человек. Это достигается за счет опущенных глаз и, как следствие, избегания зрительного контакта со зрителем. Картина подписана Клодом Моне 1866 г. справа внизу .
Известный, но небогатый
Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.
К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.
Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне
Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.
К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.
В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.
Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.
Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.
Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.
Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 годМестонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
БИОГРАФИЯ КЛОДА МОНЕ
Клод Оскар Моне появился на свет 14 февраля 1840 г. в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья уехала в Нормандию, в Гавр. Вопреки желанию отца стать бакалейщиком, Клод с юных лет испытывал тягу к живописи и с удовольствием рисовал карикатуры. На солнечных пляжах Франции Клод Моне познакомился с Эженом Буденом, известным пейзажистом и одним из провозвестников импрессионизма. Буден показал юному Моне некоторые приёмы живописной работы с натуры. В 1860 году Клод Моне был призван на военную службу и уезжает в Алжир, но из положенного семилетнего срока отслужил чуть меньше двух лет: он заболел тифом, это помогло художнику демобилизоваться.
Моне поступил в университет на факультет искусств, но разочаровался в присутствующем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. Там он заводит знакомствос Ренуаром, Фредериком Базилем и Альфредом Сислей. Они были практически сверстниками, придерживались похожих взглядов на живопись и стали основой художников-импрессионистов. В Академии Сюисса Клод Моне познакомился с Писсарро и Сезанном. Значительную роль в творчестве Клода Моне оказала работа в Буживале, где он создавал кабачок «Ла Гренуйер» вместе с Огюстом Ренуаром. Созданные этими художниками картины знаменовали рождение нового художественного направления — импрессионизма.
задний план
Завтрак в зелени , фрагмент, 1865/1866, музей Орсе , Париж
Мало что известно о происхождении Камиллы в зеленом платье . Изначально Клод Моне хотел написать многофигурную картину с названием « Завтрак в зеленом» для выставки в Салоне. Однако он отказался от этого проекта. Для этого предполагаются разные причины. С одной стороны, Моне мог понять, что он не успеет закончить большую сложную картину. Однако он также мог быть недоволен картиной или, как он сам позже сообщил, прислушался к совету Гюстава Курбе отказаться от представления, чтобы не вызывать критики. Вместо этого он сделал портрет своей будущей жены. Продолжительность картины всего четыре дня, переданная Теофилем Торе , долгое время подвергалась сомнению. Однако реставрация выявила свидетельство стремительного стиля живописи. Кроме того, уточнение этого времени искусствоведом также должно подчеркнуть великую виртуозность Моне. Снимок сделан в то время, когда Клод Моне и его друг Фредерик Базиль все активнее работали над широкоформатными портретами. Например, в январе 1866 года Базиль работал над картиной высотой 200 сантиметров и шириной 150 сантиметров, изображающей женщину и мужчину. На женщине было зеленое шелковое платье, которое он ранее позаимствовал и, возможно, передал Моне для его портрета Камиллы.
Моне представил Камиллу в зеленом платье вместе с несколько более старой пейзажной картиной «Улица Шайи» в Парижский Салон до последнего срока, 20 марта 1866 года . Он не назвал себя учеником Чарльза Глейреса , который в тот год был вице-президентом жюри, состоящего из 24 членов, как это сделали Альфред Сислей или Базиль. Обе картины были допущены к салонной выставке, где Камилла в зеленом платье вызвала в основном положительные отзывы публики и критиков. Дилеры Cadart & Luquet заказали копию картины меньшего размера, и продажи Моне также выросли. Два года спустя, в 1868 году, Клод Моне выставил картину « Камилла в зеленом платье» в Гавре на «Международной морской выставке». Там он выиграл серебряную медаль. Затем картина была продана.