Портрет Софьи Крамской
По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.
Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?
Грузинское проклятие картины и незнакомки
Вторая женская история ещё печальнее. В конце XIX века к Крамскому случайно попал медальон. Открыв его, он увидел темноволосую грузинку. К тому моменту восточной красавицы уже не было в живых. Но художнику удалось выяснить подлинную историю жизни неизвестной.
Мария Федоровна, вдова Павла I, выписала себе из Грузии фрейлину с нежной внешностью. Варвара Туркестанова хорошо прижилась во дворе. Милое лицо с прямыми чертами и острый ум выделяли её среди других фрейлин. Варвара стремилась укрепить своё положение в обществе, поэтому начала оказывать знаки внимания Александру I. Император не устоял перед чарами восточной красавицы.
В этот же момент на Варвару обратил внимание князь Владимир Голицын. Движимый духом состязания, он втянул девушку в любовный треугольник
Вскоре Варвара забеременела. Точно определить отцовство было невозможно. Девушка молила о выкидыше. Ребёнок родился здоровым, но император не проявил к нему интереса. Очень скоро ему надоела и молодая наложница. Варвара своего падения вынести не смогла. Девушка покончила с собой. Узнав её историю, Крамской вдохновился отчаянным положением фаворитки. В качестве «модели» он использовал изображение из медальона.
- 3 + 2: как Наталья Фатеева разбила сердце Андрею Миронову
- Что скрыто в картине Пукирева «Неравный брак»
- Символы и знаки, которые мы понимаем неправильно
- Как изменились значения старинных крылатых выражений
- Легендарные парадные Санкт-Петербурга, куда просто так не попасть
Источники и библиография
- Алексей Явленский , Лионский музей изящных искусств , 1970.
- Алексей фон Явленский, каталог выставки в Арле в Espace Van Gogh в 1993 году, издательство Actes Sud, ( ISBN 2-7427-0024-2 ) .
- Явленский / Веревкин, Каталог выставки в Музее-галерее де ла Сейта в Париже, 2000 г. ( ISBN 2-906524-74-3 ) .
- Доктор Тайфун Белгин, профессор Ральф Мельчер, Жаклин Мунк, Андрей Наков , Марк Рестеллини , профессор Раймунд Штекер, Дениз Вендель-Порай, Детмар Вестхофф, доктор Роман Цигльгенсбергер, Экспрессионизм и экспрессионизм — Der blaue Reiter vs Brücke — Берлин-Мюнхен 1905-1920 гг. каталог выставки Pinacothèque de Paris , 2011, 376 с. ( ISBN )
- Ицхак Гольдберг , Явленски или обещанное лицо , Париж, Éditions L’Harmattan, колл. «Философские увертюры»,1998 г., 253 с. ( ISBN 978-2-7384-6569-6 ),
Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга
Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.
В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.
Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.
Примечания и ссылки
- Прозванный «обелискальным наби» из-за своего роста, Ян Веркаде удалился в общину монахов Бёрона и был рукоположен в священники в 1897 году под именем Дом Виллиброд Веркаде.
- На выставке в Мюнхене, La Maison du Père Pilon , периода Овер-сюр-Уаз . Забыл Мюнхен к объявлению войны Амие , что принесет ему VanGogh в Швейцарии, где он нашел убежище, а также картину Роберта Делона (вероятно , город Париж н о 3 ).
- Брак , Вламинк , Дерен , Кис ван Донген и Жорж Руо будут участниками второй выставки НКВМ
- Отправной точкой этой серии является полотно « Ле Шемин» (1914), которое дает образное изображение вида из окна. Но вскоре пейзаж становится более стилизованным, а части картины очень близки к абстрактной трактовке.
- Это Веревкина, в Письмах к незнакомцу , неизменно называет «горничной», «повар», и что, в конечном счете Явленский предпочитают к «баронессы».
- Ханна Беккер фон Рат, коллекционер и меценат, создает «Ассоциацию Явленского», которая платит художнику скромное ежемесячное пособие в обмен на несколько картин.
- (De) Kunsthalle Bremen, (по состоянию на 6 апреля 2021 г. )
- (De) Stadt Duesseldorf, (по состоянию на 6 апреля 2021 г. )
- (De) Stadt Duesseldorf, (по состоянию на 6 апреля 2021 г. )
- (De) Stadt Duesseldorf, (по состоянию на 6 апреля 2021 г. )
- (De) Stadt Duesseldorf, (по состоянию на 6 апреля 2021 г. )
- (in) Google Art and Culture, (по состоянию на 6 апреля 2021 г. )
- (De) Bayerische Staatsgemäldesammlungen, (по состоянию на 8 апреля 2021 г. )
- (де) Bayerische Staatsgemäldesammlungen, ,8 апреля 2021 г.
- (De) Bayerische Staatsgemäldesammlungen, (по состоянию на 8 апреля 2021 г. )
- (De) Staatsgalerie Stuttgart, (по состоянию на 8 апреля 2021 г. )
- (De) Staatsgalerie Stuttgart, (по состоянию на 8 апреля 2021 г. )
- (De) Staatsgalerie Stuttgart, (по состоянию на 8 апреля 2021 г. )
- (in) ALBERTINA Sammlungen Online, (доступ осуществлен 8 апреля 2021 г. )
- (in) ALBERTINA Sammlungen Online, (по состоянию на 8 апреля 2021 г. )
- (in) ALBERTINA Sammlungen Online, (доступ 8 апреля 2021 г. )
- (in) ALBERTINA Sammlungen Online, (доступ 8 апреля 2021 г. )
- (in)
- (in) Художественный музей Цинциннати, (по состоянию на 9 апреля 2021 г. )
- (in) Мемориальный художественный музей Аллена, (по состоянию на 9 апреля 2021 г. )
- (in) Тель-Авивский художественный музей, (по состоянию на 6 апреля 2021 г. )
- (De) Kunstmuseum Liechtenstein, (по состоянию на 9 апреля 2021 г. )
- (De) Kunstmuseum Liechtenstein, (по состоянию на 9 апреля 2021 г. )
- (in) Kunstmuseum Den Haag, (по состоянию на 9 апреля 2021 г. )
- (in) Художественный музей Ден Хааг, (по состоянию на 9 апреля 2021 г. )
- ↑ and (de) Kunstmuseum Basel, (по состоянию на 6 апреля 2021 г. )
биография
Он происходит из семьи военного дворянства. Семья последовательно проживает в нескольких городах Белой Руси и современной Польши по поручениям отца-полковника императорской армии. В польской церкви он впервые испытал значительный религиозный опыт, когда обнаружил чудотворную икону .
С 1877 по 1882 год он учился в Московском кадетском училище и впервые видит выставку живописи 1880 года на Всемирной выставке , событие, которое разрушает его жизнь. Он начал рисовать и регулярно посещал Третьяковскую галерею .
Его отец умер в 1872 году . Молодой Алексей поступил в Александровскую военную академию и в 1884 году был назначен лейтенантом в Москве. Он живет в городе и часто посещает художников и коллекционеров; эта среда стимулирует его интерес к живописи. Он писал пейзажи и татарскую степь, а в 1898 году получил перевод в Санкт-Петербург, где находится Императорская Академия художеств, где он учится.
В году он познакомился с Ильей Репиным , великим русским художником-реалистом и романтиком того времени. Одна из учениц Репина — Марианна фон Веревкина , дочь генерала, командующего Петропавловской крепостью и уже имеющая известное имя как художница. В 1895 году, приглашенный в семейную собственность Веревкиных, он познакомился с Элен Незнакомовой, которая стала его женой в 1922 году после того, как в 1902 году подарила ему сына Андреаса. Явленский оставил армию в 1896 году в звании капитана и в сопровождении Верефкина покинул армию. для Мюнхена, чтобы продолжить уроки Антона Ажбе , известного художника и учителя того времени. Он знакомится с Кандинским , уехавшим из России годом ранее. В 1898 году он уехал на лето в Россию в компании Веревкина и Элен, затем посетил Венецию и покинул школу Азбе вскоре после своего возвращения в Мюнхен. Его живописные работы в то время по сути представляли собой натюрморты, написанные на всех типах носителей, таких как тряпки, служившие холстом. Он уехал в Литву и, будучи больным, нашел Веревкина в 1901 году в Крыму для выздоровления. В 1902 году Элен Незнакомова родила единственного сына Андреаса.
В 1905 году он работал в Карантеке , в Бретани , и благодаря вмешательству Дягилева Явленский отправил в Осенний салон шесть картин, которые были выставлены в русской секции. По этому поводу он встретился с Анри Матиссом .
Вернувшись в Мюнхен, он встретил « наби », художника-монаха и мистика Яна Веркаде и Поля Серюзье . В 1908 году он купил картину Ван Гога и познакомился с русским танцором Александром Сахаровым, который стал его близким другом.
Явленский проводит лето в Мурнау , на юге Баварии , в «Доме русских», в компании Веревкина, Кандинского и Габриэле Мюнтер , всех художников, которые являются одними из основателей Новой ассоциации художников Мюнхена ( Neue Künstlervereinigung München) или NKVM, которая провела свою первую выставку в галерее Thannhauser в Мюнхене в декабре и которая в 1912 году породила группу под названием « Der Blaue Reiter » ( Синий всадник ). Примерно в это же время Явленски встретил Франца Марка и Эмиля Нольде . Он участвует в выставках Sonderbund и Neue Kunst в Гольце в Мюнхене.
В 1914 году состоялась первая выставка Мюнхенского сецессиона (Neue Münchner Sezession), затем, после объявления войны, Явленский укрылся в Швейцарии в Сен-Пре с Элен и Марианной. В полной изоляции он начинает рисовать вид, который открывается из окна: это серия вариаций . Таким образом, художник вступает на путь, ведущий к величайшему обнажению.
В Цюрихе , который стал местом встречи европейских художников и писателей, спасающихся от войны, Явленски встречает Жана Арпа , Вильгельма Лембрука и Мари Лорансен . Он начинает свою серию « Мистических голов и видений Мессии» . С 1918 по 1921 год он переехал в Аскону и начал серию « Абстрактные головы» . Встречается с поэтом Райнером Марией Рильке и скульптором Архипенко . В году он покинул Аскону и переехал в Висбаден .
После разлуки с Верефкиным он женился на Элен Неснакомофф в 1922 году. В 1924 году Эмми Шайер создала группу «Четыре блюза», в которую вошли Явленски, Лионель Фейнингер , Пол Клее и Кандинский, для продвижения своих работ в Соединенных Штатах на Западном побережье. . Он встретил Лизу Кюммель в 1927 году, которая помогла ему классифицировать и каталогизировать его работы в последние годы его жизни.
С 1929 года Явленский все чаще страдал от артрита, который в конечном итоге его парализовал. В 1938 году он перестал рисовать; он заканчивает диктовать свои воспоминания Лизе Кюммель. Марианна фон Веревкин умерла6 февраля 1938 г.в Асконе . Явленский умер в Висбадене на15 марта 1941 г., в возрасте семидесяти семи лет. Похоронен на Русском кладбище в Висбадене .