М.н.воробьев

Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем.1835

Воробьев М.Н.Холст, масло75 x 111

Русский музей

Аннотация

Изображена набережная перед зданием Академии художеств, сооруженная по проекту архитектора К. А. Тона. Хорошо видны фигуры египетских сфинксов с лицами фараона Аменхотепа III (XIII век до н. э.). Воробьев, вся жизнь которого была связана с Академией художеств, изображал набережную со сфинксами в разное время суток, при разном освещении.

Биография автора

Воробьев М.Н.

Воробьев Максим Никифорович (1787, Псков – 1855, Санкт-Петербург)
Живописец, рисовальщик и гравер.
С 1798 – воспитанник Императорской Академии художеств (ИАХ). Занимался архитектурой у Тома де Томона, пейзажной живописью – у Ф.Я. Алексеева и, вероятно, у М.М. Иванова. В 1810–1812 в качестве помощника Ф.Я. Алексеева участвовал в экспедиции по городам Средней России (Москва, Воронеж, Орел). В 1813–1814 написал картину «Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV…», за которую в 1814 получил звание академика. В 1817 направлен ИАХ «для снятия видов окрестностей Москвы». В 1820–1821 прикомандирован к дипломатической миссии Д.В. Дашкова, с которой путешествовал по Ближнему Востоку, Сирии и Палестине. Во время русско-турецкой войны 1828–1829 состоял при свите императора для написания этюдов, с которых по возвращении в Петербург исполнил ряд картин. Последние годы жизни работал преимущественно над итальянскими видами по этюдам, сделанным в окрестностях Рима и Палермо во время путешествия 1844–1845. С 1815 по 1855 преподавал в ИАХ, с 1823 – профессор. После смерти Ф.Я. Алексеева занял место руководителя класса перспективной живописи, а с 1826 – и пейзажного класса; с 1827 – советник по перспективной живописи, с 1843 – заслуженный профессор ИАХ.

Египетские сфинксы и Аменхотеп III

В древнем Египте львы жили за долиной Нила, были красивы и сильны. Египетские скульпторы вырезали из камня статуи львов и ставили их у храмов и гробниц для защиты от злых сил. Позже вместо головы льва они высекали голову фараона и стали считать,  что сфинкс имеет силу льва и ум человека, ведь фараоны  считались посланниками бога солнца Ра.

Аменхотеп III родился в древней столице Египта Фивы, расположенной в 700 км  к югу от Средиземного моря. Взошел на престол еще совсем мальчиком, когда ему было около 10 лет и правил приблизительно в 1388–1351 годы до нашей эры. За время его пребывания у власти было развернуто грандиозное строительство. Построены великолепные храмы и памятники скульптуры, развивалась торговля, а созданные в то время произведения искусства составляют лучшие коллекции музеев мира. На аллее, ведущей к дворцу Аменхотепа III, стояли  сфинксы, охранявшие его от зловещих сил.

В 1820 году при раскопках древней Фивы грек Янис откопал два сфинкса из сиенита, лик которых был портретным изображением фараона Аменхотепа III. На голове у скульптур была двойная корона, олицетворяющая власть над Нижним и Верхним Египтом, а кобра в виде украшения символизировала покровительство и защиту.

Значение творчества М.Н.Воробьева

И все же самые значительные произведения Воробьева связаны с Россией, с Петербургом.

Он был большим мастером архитектурного пейзажа, линейной и воздушной перспективы.

М.Н.Воробьев.Исаакиевский собор и памятник Петру I. 1844 г.

Обращаясь к городским пейзажам, Воробьев стремился выразить в них настроение природы. Он писал город в разную погоду, в разное время суток в отличие от предшественников, коротые довольствовались таким состоянием природы, которое давало возможность лишь эффектно отобразить архитектурные формы.

40 лет жизни отдал Воробьев воспитанию русских художников. Благотворное влияние его педагогического таланта испытали знаменитые впоследствии живописцы: М.Лебедев, И.Айвазовский, братья Чернецовы, Л.Лагорио, А.Боголюбов, И.Шишкин. Великолепно образованный, свободно владеющий несколькими языками, знаток и тонкий ценитель музыки и литературы, умный, доброжелательный к людям, Максим Никифорович Воробьев сумел сказать свое искреннее слово в искусстве и оставить большое наследие.

М.Н.Воробьев. Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника. 1842 г.

Сфинкс с Университетской набережной

Самые известные из петербургских сфинксов, одна из икон города, находятся на набережной около университета на Васильевском острове. Они также являются единственными оригинальными античными скульптурами в городе прямо из Египта!

Сфинксы в Санкт-Петербурге происходят из Фив и были найдены рядом с храмом (наиболее распространенная версия говорит о гробнице) фараона Аменхотепа III. На постаментах, на которых они стоят, вырезаны в честь этого правителя Верхнего и Нижнего Египта, скульптуры также имеют свои особенности.

Сфинксы в СПБ, которым более 3500 лет, были обнаружены греческим искателем древних сокровищ в 1820-х годах в Александрии во время путешествия Андреем Муравьевым — русским дипломатом и камергером при царском дворе, который после консультации с царем Николаем, выкупил сфинксов и отправил их в столицу на борту корабля «Добра Надежда».

По-видимому, они оказывают чрезвычайно сильное негативное влияние на окружающую среду. Местные жители утверждают, что долгое время глядя в их каменистые лица и даже оставаясь по соседству, вы в лучшем случае можете чувствовать себя хуже. В худшем — даже сойти с ума! История фиксирует множество случаев внезапных атак безудержной агрессии и потери самоконтроля, происходящих в непосредственной близости от древних скульптур.

Наиболее известный случай такой истерии, кроме того, в массовом масштабе, произошел в феврале 1899 года. Большая демонстрация студентов прошла по петербургским улицам. Первоначально демонстрация прошла гладко, но дело приняло драматический оборот, когда марширующие Невские моряки достигли высоты сфинксов.

В этот момент как студенты, так и солдаты, казалось, что обладали — без всякой видимой причины они внезапно бросились друг на друга. Армия открыла огонь, было много убитых и раненых.

В 1938 году, в свою очередь, комсомолец, вооруженный палкой, преследовал членов своей бригады, выкрикивая «богохульство» против Сталина, за что ему тогда пришлось многое объяснить НКВД. Самое интересное в этой истории — именно перевод преступника, который утверждал, что действовал под влиянием сфинкса, который навязал ему свою волю!

Египетский мост

Вход на Египетский мост охраняют четыре чугунных зеленых сфинкса — единственный сувенир первого египетского моста, который рухнул в 1905 году. Пикантность этой строительной катастрофы дополняется тем фактом, что красивый мост, украшенный богатыми египетскими мотивами, рухнул в реку в тот самый момент, когда проходил конный отряд царских гренадеров. К счастью, никто не пострадал, кроме одной лошади.

Вероятно, это была ошибка в материале, из которого была сделана одна из трех цепей моста, на которых держалась конструкция.

Вскоре появился слух, что это проклятие, брошенной женщины, живущей перед мостом. Видимо, она была влюбленна в офицера, то то предал ее и, увидев войска на мосту, в порыве гнева выкрикнула в окно «Чтобы вы все упали!». Через несколько мгновений мост сломался, и солдаты купались в ледяной воде — была зима.

Египетский мост, на этот раз в гораздо более простой форме, был позже восстановлен, и единственным элементом, который выделялся после первоначальной конструкции, являются 4 чугунных сфинкса.

Начало творчества

По окончании Академии Воробьев получил золотую медаль, удостоился личного дворянства и был определен помощником Ф.Я.Алексеева (1753-1824 гг.) для писания видов русских городов. Три года увлекательной, плодотворной работы с натуры в Москве, Орле, Воронеже. Проба сил в разной технике: акварель, рисунок, масло.

«Уборка сена» (1812 г.)

М.Н.Воробьев. Уборка сена.1812 г.

В имении Л.Н.Львова “Никольское” близ Торжка Воробьев написал небольшую картину “Уборка сена”. Непритязательный у нее сюжет: два крестьянина заняты будничной работой. Тощая лошаденка на фоне старой мельницы. Хорошо скомпонована жанровая сцена. Глубокие тени, упавшие на землю. Динамика движения серых с белесым отсветом облаков на солнечном небе. Глядя на картину, приходит ощущение тревоги и хрупкости сельской тишины.

Так в одном из ранних полотен художнику удалось передать романтическое мироощущение, которое найдет завершенное выражение в его городских пейзажах.

Детство

Он родился в семье отставного солдата в 1787 году. Когда Воробьевы перебрались из Пскова в Петербург, маленький Максим оказался прямо в обителе муз — Академии художеств (счастливое предзнаменование!). Его отцу, получившему здесь место вахтера, отвели небольшую каморку. Но душа мальчика рвалась туда, где на стенах и потолках он мог созерцать живописные и скульптурные образы прекрасных женщин в легких, развевающихся одеждах, мудрых старцев, благородных мужчин.

Кто-то из молодых художников, приметивших любопытного мальчика, рассматривающего росписи, показал изображение темноглазого юноши с нежным лицом. Максим запомнил его имя — Рафаэль Санти. Всякий раз, встречаясь с ним глазами, он чувствовал, как учащенно бьется сердце.

Отец замечал — сын все что-то чертит обломками графита, подобранными в классах, ночами плачет.

И Никифор решился — на стол “высочайшего совета” легло прошение, написанное корявым, неразборчивым почерком: “…отдаю сына своего Максима, родившегося в 1787 году августа 6-го числа, с тем, что до истечении срочного времени обратно и ниже на время каких бы то причин не было требовать не буду…”

Работы в путешествиях

Воробьеву посчастливилось многое повидать. Огромное количество рисунков, акварелей, сепий привез он из путешествия в Палестину. В качестве рисовальщика участвовал в экспедиции графа В.М.Головнина в Китай. Глубокое впечатление произвела на него могучая и суровая стихия Байкала.

М.Н.Воробьев. Вид Иерусалима,1821 г.М.Н.Воробьев.Босфор. Вид на Константинополь.1829 г.

«Итальянский пейзаж» (1847 г.)

В 1844- 1846 годах в путешествии по Италии Воробьев сделал много зарисовок и этюдов в окресностях Рима и Палермо. И позже на их основе писал картины.

М.Н.Воробьев.Итальянский пейзаж.1847 г

История появления

Самые древние памятники Санкт-Петербурга — сфинксы увидеть которых можно на Университетской набережной. Величественные фигуры, с загадочными лицами.

Они были найдены в Египте археологом Яном Аноназис, в прекрасном состоянии.

Все историческое сообщество того времени удивлялось их сохранности. Раскопки проводились на средства английского консула в Египте, по фамилии Сольт. Большинство находок, по договору принадлежало ему.

Сфинксов отправили в Александрию на платах. По удивительному стечению обстоятельств в это время там же находился Муравьев. Величие памятников древнейшей архитектуры настолько поразили его, что он тут же написал письмо и приложил рисунок, на имя русского посла в Константинополе Рибопьера.

Посол, конечно, не уполномочен был принимать такие решения самостоятельно, и написал прошение Николаю I. Император, обсудив ценность покупки с членами Академии художеств, дал свое согласие на их приобретение.

Несмотря на это, сделка чуть не сорвалась. Сфинксов хотело приобрести и французское правительство. Но начавшаяся во Франции революция отвлекла его, от археологических находок.

В 1831 году сфинксы были проданы России за 62 000 рублей, покупка была довольно дорогой. До Петербурга они добирались еще год. Во время перевозки одна из статуй пострадала, шрам на лице сфинкса можно видеть до сих пор.

В апреле 1834 года статуи установили на пристани реки Невы, перед Академией художеств. На созданном специально для них постаменте сделал надпись архитектор К. Тон: «Сфинкс из древних Фив в Египте, перевезен в град святого Петра в 1832 году».

Возраст скульптур Петербурга — около трех с половиной тысяч лет. Когда-то они возвышались на аллее сфинксов, ведущей к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419-1383 гг. до нашей эры.

Головы загадочных существ, созданных неизвестным египетским скульптором, похожи на самого Аменхотепа III. Их украшают короны Верхнего и Нижнего Египта, а иероглифы, высеченные на статуях, означают титулы Аменхотепа.

Если перевести надпись украшающую памятник на русский язык, можно узнать один из его титулов: «Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод».

Высечены фигуры из розового гранита (сиенита) Асуанских ломок, который когда-то добывали в южном Египте. В 2002 году была проведена полная реставрация и мероприятия по консервации этих удивительных памятников.

Добраться до сфинксов нетрудно. От станции метро «Василеостровская» через пешеходную зону выти на Большой проспект, перейти на другую сторону, и пройти прямо еще немного, до Университетской набережной. Оказавшись там, вы сразу увидите эти великолепные фигуры.

Сфинксы — загадочные существа, их всегда окружает ореол таинственности. Со скульптурами на Университетской набережной связывают несколько легенд.

Считается, что у них меняется выражение лица в течение дня. С самого утра лик древних изваяний спокойный и уравновешенный, но как солнце начинает стремиться к закату, выражение их лиц становится злым и угрожающим.

Говорят, сфинксы волшебные и исполняют желания. Если взяться за клык грифона, который охраняет покой сфинкса, и смотреть в глаза древнему существу, загадывая желание, то он его исполнит.

Тысячи лет существуют сфинксы, их грустные глаза наполнены тайнами, которые никогда не разгадать.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 1 603 times, 1 visits today)

Обучение в Академии художеств

Не оказалось таких причин, которые заставили бы 11-летнего воспитанника Максима Воробьева расстаться с мечтой стать художником.

Однако его зачислили сначала в архитектурный класс знаменитого Тома де Томона, автора здания Биржи и Ростральных колонн в Петербурге. Учеба под руководством строгого француза, приверженца ясных и четких классических линий, оказала большое влияние на Воробьева.

Последние академические годы прошли в живописном классе прославленного Федора Алексеева. Как тоненькая ключевая струйка, затерянная в лесной глуши, настойчиво и терпеливо пробивает русло на широкий простор, так в глубине веков берет начало жанр городского пейзажа, обретающий с течением столетий законное и славное место в отечественном искусстве. Сначала очень условные изображения архитектуры в иконописи, на фресках. Первые “першпективные” виды, которыми расписывались в 17-ом веке павильоны в кремлевских садах при царе Алексее Михайловиче.

Но вот бурная Петровская эпоха, как и всему в России, сообщила “видописанию” мощное движение вперед. Гравюры, “кунсты” запечатлели стремительные успехи российского градостроительства. Проходит время, и вместо сухих, идеально правильных видов — “прешпектов” в живописи появился одушевленный образ города, запечатленный Ф.Алексеевым. Плечом к плечу с мастером работает его молодой ученик Воробьев. Следующее слово в искусстве за ним — самым талантливым последователем знаменитого пейзажиста.

Сколько сфинксов в Санкт-Петербурге

Попробуем их сосчитать.

  • Самые древние сфинксы на Университетской набережной .
  • Самыми первыми были выполнены два Строгановских сфинкса из розового мрамора. В 1796 году они были установлены на даче Строганова, а затем в 1908 году перенесены во двор Строгановского дворца на Невский проспект, 17. У фигур женские лица, а их голову обвивает платок с ниспадающими на плечи концами. Корона, головной платок или священное ожерелье на голове сфинкса — это символы власти .
  • В конце 18 века появились сфинксы у пристани на Свердловской набережной напротив бывшей дачи Безбородко, дом №40, но затем они исчезли. Воссоздали их в конце 1950-х годов из серого гранита по образцам скульптур у Строгановского дворца. Возможно, что автор этой пары животных — тот же, что у дворца Строганова .
  • С северной стороны Пулковской горы на Киевском шоссе находится фонтан, созданный в 1809 году по проекту архитектора Тома де Томона, по четырем углам которого расположены четыре сфинкса.
  • В 1826 году на Египетском мосту установлены четыре чугунных сфинкса работы скульптора П.П. Соколова. В 1905 году случилась трагедия — когда по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, он рухнул. Причиной катастрофы явились раскачка моста и не вполне прочная его конструкция. Хотя сфинксы и охраняют Египетский мост, назвать этих животных египетскими нельзя, поскольку египетские сфинксы высекали с мужскими лицами, а эти скульптуры с женскими лицами похожи на греческие изваяния .
  • Такие же сфинксы украшают пристань у Каменноостровского моста на набережной Малой Невки. Две скульптуры были изготовлены как пробные для Египетского моста и потом их бросили во дворе обычного дома. Но в 1971 году их нашли и украсили ими пристань на набережной Малой Невки у дома №11. Но на этом испытания животных не закончились — во время наводнения в декабре 1975 года они буквально погрузились в воду, а позже над ними не раз надругались вандалы и даже у одного из них оторвали корону. После реставрации в 2005 году скульптуры располагались у здания Мостотреста, за счет которого и восстановили скульптуры. У ворот на Индустриальном проспекте у дома №42 они были в полной безопасности и Мостострой не хотел расставаться со своими подшефными животными. В 2010 году мифических животных все же возвратили на Малую Невку. Их уникальность в том, что это единственные сохранившиеся пробники великого зодчего Павла Соколова. В 2011 году им исполнилось 185 лет .
  • В 1826 году самые оригинальные сфинксы были установлены во дворе Горного института на 21-й линии Васильевского острова, дом №2. Среди зелени Вы увидите две небольшие скульптуры черного цвета с женскими благородными и выразительными лицами работы скульптора Александра Постникова .
  • В 1995 году на набережной Робеспьера напротив тюрьмы Кресты в память жертвам политических репрессий были установлены сфинксы работы скульптора Михаила Шемякина. Две бронзовые скульптуры расположены на гранитных постаментах так, что к жилым домам они обращены обычным профилем, а в сторону тюрьмы — изъеденным черепом. На пьедестале можно прочитать строки из произведений Владимира Высоцкого и Марины Цветаевой, Александра Солженицына и других авторов. Утверждают, что эти мифические животные помогают несправедливо осужденным быстрей вернуться домой.

У Египетского моста

Из всех мифических существ древние сфинксы на Университетской набережной в Санкт-Петербурге имеют наибольшую историческую ценность, ведь их возраст около 35 веков (14 веков до нашей эры и 20 столетий в наше время) и они по праву считаются символами Северной столицы.

Памятник жертвам политических репрессий

Самые молодые сфинксы в городе — две фигуры.  Они образуют памятник, созданный в 1995 году в честь жертв политических репрессий. Он стоит на пристани Робеспьера, прямо напротив тюрьмы «Кресты» на другой стороне Невы — печально известного центра содержания политических заключенных.

Сфинксы особенные и производят большое впечатление. Из их истощенных тел торчат кости — они больше похожи на бездомных собак, чем на гордых королевских львов. На половине лица обоих сфинксов, стоящих перед арестом, изображен голый череп — символ смерти.

У самых молодых петербургских сфинксов еще нет своих легенд, все перед ними. Зная, однако, петербуржцев, вы можете быть уверены, что рано или поздно они получат самые странные мифы о себе.

Приобретение сфинксов

После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе — Египетская пирамида, а в Павловске — Египетский вестибюль.

Царское село, пирамида

Египетский вестибюль

После русско-турецкой войны 1828–1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту. Один из найденных в Фивах сфинксов привезли на продажу в Александрию. Здесь А.Н. Муравьев увидел эту необычное изваяние и восхищенный этим произведением искусства, отправил письмо российскому послу с предложением купить скульптуры. Эта просьба была переадресована в Петербург Николаю I. После одобрения покупки Советом Академии художеств,  было решено, что приобретение будет целесообразным для России. К этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, но с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.

В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год прибыли сфинксы в Санкт-Петербург

Легенды и мифы о сфинксах

Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них.

  • Вот как писал известный искусствовед и критик Сергей Волконский: «Они закрыли глаза, увидев кровавый крест на дверях еврейских жилищ, и раскрыли их только на новом месте, проснулись от холода снежной вьюги, проснулись и увидели над мёрзлой белой рекой золотом блеснувший тот же самый знак Креста. Это в день Крещения, на том берегу, перед Зимним дворцом проходила церемония водосвятия, так называемая «Иордань»… Раскрыли сфинксы глаза и сомкнули их навеки…».
  • Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель. Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге — городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.
  • Рассказывали, что именно из-за сфинксов 8 февраля 1899 года была жестоко разогнана студенческая демонстрация недалеко от пристани на Университетской набережной.
  • Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать — они могут сойти с ума.

Но существуют и добрые мифы:

  • Есть поверье, что если погладить сфинкса, он станет покровителем и будет стеречь Ваше добро.
  • Многие утверждают, что желания, загаданные у пристани рядом с сфинксами, исполняются.

Городские пейзажи М.Воробьева

Изображения Москвы

М.Н.Воробьев.Вид Московского Кремля (со стороны Каменного моста).1819 г.

Художник еще не раз возвращался к картинам на подобные сюжеты, положившие начало традиции изображения воинских и государственных церемоний в русской живописи. Но сколь ни значительны были успехи Воробьева на официальном живописном поприще, лирическая природа его художественного дарования выразилась в другом.

“Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста)” (1818 г.)

М.Н.Воробьев.Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста).1818 г.

В 1818 году появилась большая картина художника “Вид Московского Кремля (со стороны Устьинского моста)”. Кремль писали многие отменные мастера, но произведения Воробьева заметно выделяются. Конечно не из-за документальной точности передачи храмов, башен и колоколен.

Художник представил кремлевский холм как чудо, отраженное в зеркале вод Москвы-реки, вознесенное будто самой природой над обыкновенным и заурядным. Нельзя не почувствовать восторг живописца перед неповторимой, созданной руками человека красотой Московского Кремля.

Художники и до Воробьева писали Кремль, но он нашел такую точку обзора, которая давала возможность представить древний ансамбль наиболее целостно. Линейная перспектива сменяется у него световоздушной — от этого пространство кажется бесконечно глубоким.

Воробьев был одним из первых в русском искусстве, кто “населил” улицы, площади, набережные горожанами с их повседневными заботами. Полощут женщины белье на отлогих берегах Москвы- реки, заняты нехитрым промыслом рыбаки, идут по своим делам прохожие. Такие простые приметы реальной жизни переданы живописцем с большой теплотой и любовью.

Изображения Петербурга

Творческая судьба художника была связана не только с Москвой, но и с новой столицей- Петербургом, который стал для него источником вдохновения.

М.Н.Воробьев. Восход солнца над Невой. 1830 г.

“Вид Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге” ( 1817 г.)

М.Н.Воробьев.Вид Дворцовой набережной в Санкт-Петербурге.1817 г.

Картина Воробьева “Дворцовая набережная” получила такую популярность, что пейзажисту пришлось рисовать несколько вариантов.

В чем же секрет небывалого успеха произведения с изображением гранитной набережной Невы и рядом каменных дворцов? Вероятно, в том, что Воробьев открыл ускользающее от обычного взгляда очарование Дворцовой набережной в предрассветный час, неузнаваемо меняющий знакомый пейзаж.

Растворяются, теряют четкие очертания в лучах поднимающегося солнца каменные громады. Их торжественная череда, нарочито смещенная Воробьевым к правому краю картины, освобождает место для показа рассветного неба, для “легких и чистых”, как писали современники, “струй” Невы, впитавших краски наступающего утра.

Одному французу, изумленному игрой невских волн на полотне Воробьева, живописец объяснил, что он воплотил образ, вызванный музыкой великого Моцарта. Иностранец не понял художника. И тогда Воробьев взял в руки скрипку. Потрясенный человек признавался, что “никогда не предполагал столь тесной связи между музыкой и живописью”.

“Осенняя ночь в Петербурге” ( 1835 г.)

В пору творческой зрелости Воробьев написал картину “Осенняя ночь в Петербурге”. Когда смотришь на нее, понимаешь- этот художник настоящий поэт. Полотно нельзя назвать иначе как романтической балладой, посвященной прекрасному городу.

М.Н.Воробьев.Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами на Неве ночью. 1835 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: