литература
- Нийоле Адомавичене: Мир как великая симфония — Микалоюс Константинас Чюрленис , отредактированный Райнером Бадде, Музей Вальрафа-Рихарца , Oktogon Verlag, Кельн, 1998. ISBN 3-89611-050-0
- Витаутас Ландсбергис, Освальдас Даугелис, Раса Андрушите u. а .: Микалоюс Константинс Чюрленис — картины, наброски, мысли , иллюстрированная книга, издано М.-К. Художественный музей Чюрлениса, издательство Folio, Вильнюс 1997. ISBN 9986 33 003 3
- Лама Бялопетравичене, Музей Вильгельма Лембрука : Чюрленис и литовская живопись 1900-1940 , Дуйсбург 1989. ISBN 3-923576-57-9
- Хайнц Фаульстих . Микалоюс Константин Чюрленис — Психологические размышления о своей жизни и творчестве. Диссертация, Тюбинген, 1953.
- Витаутас Ландсбергис: М.К. Чюрленис — Время и содержание — Биография на английском языке, Вильнюс, 1992.
- Витаутас Ландсбергис: Королевская консерватория Лейпцига глазами студента, письма М.К. Чюрлениса , в: Вклады в музыковедение, опубликовано Ассоциацией композиторов и музыковедов ГДР, выпуск 1 1979, страницы 42-69, Берлин (Восток) 1979 .
- Зента Мауриня : Потому что риск прекрасен — история жизни , раздел: «Каунас — дыхание бесконечности», страницы 457-465, Мемминген, Дитрих 1953.
- Гинтарас Береснявичюс, Ивонн Лювен, Кай Ульрих Мюллер: Литва , Verlag JC Bucher, Мюнхен 1994. ISBN 3-7658-0833-4
Жизнь
Языком образованных литовцев его времени был польский, как в этой рукописи « Мысли» (Мысль).
Микалоюс Константинас Чюрленис с женой Софией Кимантайте-Чюрлёнене (1886-1958) в 1908 году. Благодаря им он приблизился к литовскому языку.
Микалоюс Константинас Чюрленис был старшим из девяти детей в польскоязычной семье. Его мать Адели имела немецких предков, а отец Константинас был органистом. Соответственно, он рано познакомился с музыкой. С 1889 по 1893 год он обучался в оркестровой школе польского князя Михала Огинского в Плунге . Поддержка князя позволила ему в 1894 году изучать музыку в Варшавской Музыкальной Академии по предметам фортепиано и композиции. Зигмунт Носковский был одним из его учителей . В 1899 году он получил диплом. Вместо того, чтобы впоследствии занять постоянную должность, Чюрленис в 1901/02 году решил усовершенствовать свое музыкальное образование в Лейпцигской консерватории под руководством Карла Рейнеке и Саломона Ядассона . С 1902 года он начал интересоваться живописью и брал первые уроки живописи в Варшаве. Он видел себя синестетом . Кроме того, он все больше и больше занимался философскими вопросами. Дьердь Далос пишет: «Народный художник, чрезвычайно популярный в СССР как композитор и художник, стремился к синтезу этих двух видов искусства». С 1904 по 1906 год он был учеником Варшавской школы изящных искусств. После этого Чюрленис был очень активен как в композиционном, так и в художественном отношении: он давал концерты и участвовал в многочисленных художественных выставках. В 1907/08 жил в Вильнюсе . После этого поселился в Санкт-Петербурге . Ближе к концу жизни он страдал психическим расстройством. Он лечился в различных больницах, но умер в возрасте 35 лет от пневмонии . Посмертно он получил наибольшее признание в Литве. И его музыка, и его картины встретили большой отклик. В 1987 году было создано общество Чюрлениса. Витаутас Ландсбергис считается величайшим ценителем своего творчества. Сегодня Чюрленис имеет статус национального героя. Его именем названы Микалояус Константино Чюрленио гатве в Вильнюсе и астероид (2420) Чюрленис .
Морская соната, финал (1908)
Композиции
- Оркестровые произведения
- » Мишке » (В лесу), симфоническая поэма (1900/01; VL 1)
- Симфоническая поэма «Джура» (Море) (1903-07; VL 5)
- «Кястутис», увертюра (Эскизы, 1902; VL 2)
- Вокальная музыка
- «Юрате», опера (этюды, 1908/09)
- «De profundis», кантата для хора и органа (1899; VL
- несколько духовных хоров (1898–1902)
- другие хоры и песни
- около 60 переложений народных песен для хора
- Камерная музыка
- Тема и вариации для струнного квартета си минор (1898; VL 80)
- Струнный квартет до минор (1901/02; VL 83)
- Фуги для струнного квартета
- Каноны для струнного квартета
- Фортепианная музыка
- Соната для фортепиано фа мажор (1898; VL 155)
- Соната для фортепиано до-диез минор для четырех рук, проигрыш (1898; VL 156)
- «Джура» (Море), цикл (1908; соч. 28)
- два ноктурна фа-диез минор (1900; соч. 4 № 1) и до-диез минор (1901; соч. 6 № 2)
- Циклы изменения
- 16 циклов прелюдий (с 1896 г.)
- Положить
- Каноны
- всего около 200 фортепианных произведений
- Органная музыка
- Прелюдии
- Положить
Чюрленис как композитор
Творчество Чюрлениса уходит корнями в . Пышные гармонии и восторженные звуковые ландшафты уже характеризуют его первые работы. Народная музыка его страны также имела для него большое значение; он собрал множество песен и гармонизировал их. Но Чюрленис был очень новаторски настроен и начал проводить удивительные композиционные эксперименты. В этом контексте очень примечательно развитие техники композиции на основе сериала. Здесь он предвосхитил технику двенадцати тонов Шенберга , не нарушая , конечно, тональности . Тем не менее его работы демонстрируют необычайно свободную гармонию . Чюрленис также оказался очень независимым в плане ритма . Он разработал очень сложные ритмические структуры и применил полиритмику и даже полиметрию . Некоторые из его поздних работ характеризуются ярко выраженной полифонической структурой, что ведет к тенденции к неоклассицизму . В центре его композиционного творчества была фортепианная музыка. Интересно влияние живописи на его музыку: многие работы четко написаны и пытаются передать музыкальные пейзажи. Его композиции также имеют замечательную тональную окраску. Чюрленис был первым литовским композитором высокого уровня. Его работы, каталогизированные Витаутасом Ландсбергисом, также имеют международное значение.
Пустая страница
Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для одной из сонат, Чюрленис написал для нее три картины: «Аллегро», «Анданте» и «Финал».
Чюрленис создал семь живописных сонат : Соната 1 (Соната солнца, 5 (Соната моря, 1908), Соната 6 (Соната звезд, 1908), Соната 7.
Широко знаменитая «Соната моря» – это «сюита» из трех картин Чюрлениса, которая по праву считается одной из самых живописных его работ.
Описание картин Микалоюса Чюрлениса «Соната моря»
Это и впрямь Эолова арфа, звучащая от прикосновения воздушных струй. Слушая ее, мы как будто наяву видим картины природы, нарисованные звуками. Впервые экспонирует свои работы в Варшаве в 1905 году.
Зажжение
В 1889 году, хлопотами друга семьи, врача Юзефа Маркевича, Кастукас был зачислен в оркестровую школу князя Огинского, внука того самого Михаила Огинского, написавшего знаменитый полонез «Прощание с родиной». Школа находилась в городе Плунге, за 300 км от Друскининкая, и юному музыканту пришлось впервые покинуть стены родного дома.
Князь Огинский, известный филантроп и меломан, содержал бесплатную музыкальную школу с общежитием для оркестрантов. Для одарённых подростков из небогатых семей это был практически единственный шанс получить профессиональные музыкальные знания. Князь быстро разглядел в Чюрлёнисе незаурядный талант и прекрасные человеческие качества. Несмотря на большую разницу в возрасте, они подружились и относились друг к другу с большим уважением. Их дружба продолжалась около 15 лет, до самой смерти Огинского. Князь сыграл ключевую роль в становлении будущего мастера.
В годы учёбы Чюрлёнис изучил игру на флейте и занялся композиторской деятельностью. Музыка стала для него всем. Он погрузился в творчество полностью, с головой, впитывал новые знания и эмоции, вкушал музыкальную историю, воспарял в импровизациях. Игра в оркестре давала новые ощущения и переживания – чувство сплочения, общего дела и единого дыхания. Успехи Чюрлёниса в композиции позволили ему удостоиться большой чести – исполнять музыку собственного сочинения в составе оркестра. В такие моменты он словно пребывал у самого алтаря в прекрасном храме, имя которому «Музыка».
Во дворце, где располагалась школа, была огромная библиотека, а окрестности так и манили к чтению и размышлениям. Гуляя по парку и наслаждаясь красотами окрестностей Плунге, Кастукас начал рисовать. Просто так, без руководства, он зарисовывал всё, что попадалось ему на глаза – потаённые уголки парка, ухоженные домики местных жителей, лица друзей и коллег по оркестру. Но это было просто увлечением – главной страстью юного Чюрлёниса в те годы была музыка.
В 1894 году, благодаря материальной поддержке князя Огинского, Кастукас, уже ставший Константинасом, поступил на учёбу в Варшавский музыкальный институт. Это было не просто огромной удачей, но событием, похожим на чудо. Мир для Чюрлёниса расширился.
Цикл «Зима» 1907
«Фуга»
Многие его работы — яркие примеры синтеза искусств. Именно этого добивался Чюрленис. Картина «Фуга» — яркий пример. С ее помощью мы можем увидеть художественное и музыкальное значение произведения для автора.
Почему же художник назвал свою картину музыкальным термином? Ответ в образах, которые мы видим на полотне. Похожие друг на друга элементы чередуются и располагаются на нескольких уровнях. Все это явно напоминает мелодические ритмы музыкального произведения. Его ритм мы можем наглядно увидеть в образах, созданных художником.
При этом живописца постоянно мучили депрессии, с каждым годом справляться с ними становилось все труднее. В 1911-м он умер от внезапной простуды и полного психического истощения.
Презентация на тему: » Микалоюс Константинас Чюрленис (1875-1911) Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну..» — Транскрипт:
1
Микалоюс Константинас Чюрленис ( ) Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну..
2
Микалоюс Константинас Чюрленис был музыкантом, художником, поэтом. Мечта о единении искусств (идея «синтеза искусств») нашла в Чюрленисе едва ли не лучшее по сей день воплощение. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Автор музыкальной живописи
3
Дружба Теплыми отношениями навеяна тема одной из самых романтических и возвышенных по духу работ Чюрлениса «Дружба» (1906), которую он подарил Брониславе Вольман. Ей же посвящен целый ряд его музыкальных сочинений, включая и самое значительное из написанного композитором — симфоническую поэму «Море».
4
Образ «Фуги» Центральный образ «Фуги» Чюрлениса, ее тема — это ель. В нижней части картины, в экспозиции (по аналогии с музыкой), она доминирует (больший размер, более темный цвет). Ей сопутствуют образы скорбно сидящих литовских сказочных королей, но они по колориту бледнее, менее значимы, как и противосложение в музыке. Экспозиция с ее основными образами плавно переходит в разработку, отличающуюся масштабностью и высветляющимся колоритом. Аналогично и в музыке — разработочное развитие характеризуется обычно интенсивным тональным модулированием, изменяющим колорит темы. Третья часть картины — реприза — очень четко отграничена. Для нее художник приберег, точно так же, как это делается и в музыке, более сильные и конструктивные приемы — стретту и одновременно зеркальное отражение темы. Вопреки реальным, оптическим законам, елочки отражаются при этом не точно друг против друга, а со сдвигом, подобно темам в музыке фуги.
5
Сотворение мира Среди работ среднего периода у Чюрлениса есть цикл, порожденный мечтой о гармонии и красоте — «Сотворение мира» ( ). В нем 13 листов. Следование библейской легенде прослеживается лишь в самом начале — в 3- ем листе: исполинская рука прорезает пространство. «Да будет» — начертано в углу картины.
6
Сотворение мира И рождается свет, а со светом — жизнь: морские кораллы, грибы, цветы. Мир наполняется цветом и светом. От беспорядочного хаоса он движется к гармонии.
7
Сотворение мира В 12-ом листе это гармоническое начало символизируется арфами.
8
Сотворение мира В заключительном листе налицо движение от хаоса через красоту и гармонию — к разуму. Последний цикл не окончен; я думаю работать над ним всю жизнь… Это сотворение мира, но не нашего, библейского, а какого-то другого фантастического. Мне хочется создать цикл по меньшей мере из ста картин… М. К. Чюрленис
Чюрленис как художник
Как живописец Чюрленис предпочитал пейзажи, но был близок и к символизму . Его картины часто имеют философскую подоплеку. Снова заметно влияние музыки на живопись: Чюрленис создал несколько циклов картин, которые он назвал « сонатами », а отдельные картины которых он назвал « Аллегро », « Анданте » и т.п. Ä. Перезаписан. Отдельные образы основаны на характере соответствующих музыкальных инструкций: например, Andante передает довольно спокойную атмосферу. Некоторые картины даже имеют название « Фуга ». Этот синтез музыки и живописи уникален в истории искусства. Чюрленис создал около 280 картин, в том числе 200 картин и 80 графиков .
Цикл из 13 картин СОТВОРЕНИЕ МИРА
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
36,3cm × 31,3cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (I)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
36,2cm × 31cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (II)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
37cm × 31,3cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (III)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
36,5cm × 31,5cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (IV)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
36,7cm × 31,6cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (V)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
36,3cm × 31,5cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (VI)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
36cm × 31,5cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (VII)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
36,7cm × 30,7cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (VIII)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
36,5cm × 30,5cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (IX)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
36,5cm × 30,3cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (X)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
36,7cm × 30,1cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (XI)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
37cm × 30cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (XII)
Warning: trim() expects parameter 1 to be string, array given in /home/ciurlion/domains/ciurlionis.eu/public_html/wp-content/themes/tabularasa/template-daile.php on line 40
37cm × 31,6cm
СОТВОРЕНИЕ МИРА (XIII)
Пациент В. Бехтерева
Биографы отмечают, что у Чюрлениса могло быть наследственное биполярное расстройство. Известно, что однажды его отец надолго покинул семью, отправившись в бесцельные скитания по Руси. Жизненный уклад, равнодушие к неустроенности самого Константинаса характерны для страдающих маниакально-депрессивным психозом.
В Петербурге Константинас жил в одиночестве, изо всех сил пытаясь добиться признания. Мысли о беременной супруге, непонимание среди современников, интенсивная работа, нищета подкосили ментальное здоровье художника.
Выдающийся психиатр Владимир Бехтерев, осмотрев Константинаса, сделал вывод о состоянии, граничащим с безумием, вызванном переутомлением и перенапряжением, осторожно предложил перевезти творца в спокойное умиротворенное место, то есть, в психбольницу
Волшебная живопись Микалоюса Чюрлениса
С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. Здесь он учился играть на флейте и пытался сочинять музыку.
В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву. Здесь в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Ему предлагают должность директора музыкальной школы в Люблине, но он отвечает отказом.
Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. Здесь он все больше говорит о занятиях живописью.
Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву.
Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки, которые являются его основным заработком. Молодой композитор еле сводит концы с концами и мучительно переживает, что не в силах помогать своим родителям.
Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.
Чюрленис упорно трудился, пополняя свои альбомы все новыми набросками, эскизами, этюдами с натуры, усердно работал над гипсовыми масками. Он посещает художественную студию. Чюрленис стремился к тому, чтобы живопись зазвучала, а краски подчинились музыкальному ритму. В 1903 году он создает свою первую картину «Музыка леса».
В 1904 году в Варшаве он поступает в Школу изящных искусств. В школе он увлеченно занимается астрономией, космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора.
Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты», сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».
В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург.
В Петербурге у них не было ни работы, ни денег, ни друзей. Не смотря на все трудности, что-то необъяснимое держало художника в этом городе. Он был страстно увлечен русской культурой. Именно здесь он сочинил свою лучшую музыку и написал свои лучшие картины. К сожалению, он не смог удержать жену, не привыкшую к такому образу жизни. Она вернулась домой.
В Петербурге Чюрленис познакомился с выдающимися русскими художниками, такими как Мстислав Добужинский, Лев Бакст, Рерих, Лансере, Константин Сомов, что существенно облегчило его существование в Петербурге. Они дали ему возможность зарабатывать и участвовать в выставках.
В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства».
К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».
В 1909 году он принял участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах стали появляться благосклонные отзывы о его картинах.
Начиная с 1909 года художник все чаще и чаще испытывал чувство депрессии, беспричинной тоски, неуверенности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему все это ухудшало его состояние.
Состояние художника все время ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Жена перевозит его домой в Друскининкай.