Собранная Огюстом Роденом коллекция
За последние 20 лет жизни Роден собрал большую коллекцию разных творений. Туда входят и артефакты античного времени, и вещи из Египта, Греции, Италии и стран Востока, которые он приобрел во время своих странствий. Помимо этого, Роден всегда много внимания уделял живописи и собрал много полотен за свою жизнь. За некоторые экземпляры он не платил ни копейки, художники просто обменивали свои работы на его. В числе таких творцов были: Жан-Поль Лоран, Александр Фальгьер, Эме-Жюль Далу, Альфонс Легро, Чарльз Коттет, Клод Моне, Эдвард Мунк и другие талантливейшие люди тех времен. Эта коллекция также хранится в музее в Париже.
Музей Родена оставит неизгладимое впечатление для всех ценителей прекрасного, путешественников, которые исследуют шедевры мира, ожившие в работах великого мастера.
Описание скульптуры
Первоначально автором была создана небольшая скульптура, имевшая высоту около 76 см. Она предназначалась для экспозиции в музее «Врата ада». Работа над ней длилась два года (1880-1882 гг.), и только в 1902 г. была создана статуя в полный человеческий рост.
Невероятная реалистичность – это то, чем в первую очередь впечатляется зрителя «Мыслитель». Роден создал его из бронзы в натуральную величину. Скульптура размещена на каменном постаменте и представляет собой обнаженную мужскую фигуру. Являясь поклонником творчества Микеланджело, автор выполнил свою работу в лучших традициях стиля знаменитого итальянца. Размер статуи в высоту составляет около 181 см. Обнаженный мужчина сидит на скале, опершись локтем о колено. Вся его фигура отражает глубокую задумчивость.
Копии «Мыслителя»
Коренастая фигура мыслителя для современников являлась олицетворением титанической мощи и сильного душевного напряжения. В дальнейшем именно ее стали использовать в качестве символа философии. После презентации широкой публике скульптура пришлась по душе всем, кто ее видел. Еще при жизни автора с его позволения было отлито 10 бронзовых копий, которые разъехались не только по Франции, но и по всей Европе. Сейчас существует 20 официальных копий, которые представлены в различных уголках мира. В том числе скульптуры в Копенгагене, у ворот музея Родена в Филадельфии, перед зданием департамента философии Колумбийского университета, в галерее Мельбурна, Женевы и др. По просьбе самого Родена, уменьшенная копия «Мыслителя» установлена на его могиле в Медоне.
Наследие
Работам Огюста Родена посвящены три музея. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. Основой его собрания стали скульптуры, рисунки и коллекция произведений искусства, которые Роден завещал государству. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Другой французский музей Родена был создан в 1930 году в Мёдоне, где находилась вилла Родена и где он был похоронен. В 1929 году на основе коллекции, принадлежавшей владельцу сети кинотеатров и филантропу Жюлю Мастбауму, был открыт музей Родена в Филадельфии.
Роден позволял массово производить копии своих скульптур для продажи, а после его смерти право изготавливать копии перешло музею Родена. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя». По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). В 1956 году во Франции был принят закон, ограничивавший количество копий, которые позволялось снимать со скульптуры, двенадцатью.
Памятник Бальзаку
Спустя десятилетие после создания «Граждан города Кале» Роден закончил свой последний большой монумент — памятник Бальзаку. Получивший к тому времени известность мастер Роден пережил подлинную трагедию: заказчики отвергли статую, в печати появились оскорбительные отзывы.
Среди выступавших против Родена был и его друг критик Рошфор. Такое отношение к статуе было тем более тяжелым для Родена, что он считал ее итогом всех своих творческих поисков. Замысел Родена был сложен и необычен — создать не просто портрет Бальзака, а выразить в облике всю мощь его творческого гения. Не все удалось скульптору, но его статуя заслуживала глубокого и всестороннего анализа. И хотя у Родена нашлись защитники и приверженцы, горечь пережитого осталась у него на всю жизнь.
Теперь «Бальзак» Родена установлен в Париже на бульваре Распай. Скульптура одновременно служит памятником и великому писателю и великому скульптору Франции.
Роден сумел в своем творчестве передать глубину и значительность человеческих переживаний, сложность чувств. Он писал в своем завещании молодым творцам: «Самое главное для художника — быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком и только потом — художником».
Из старого советского журнала
Кто такой Огюст Роден?
Огюст Роден был скульптором, чьи работы оказали огромное влияние на современное искусство. В отличие от многих известных художников, Роден не стал широко известен, пока ему не исполнилось 40 лет. Развивая свои творческие таланты в подростковом возрасте, Роден позже работал в декоративно-прикладном искусстве в течение почти двух десятилетий. В конце концов он вылепил спорное произведение «Побежденные» (переименованное в «Бронзовый век»), выставленное в 1877 году. Среди наиболее прославленных работ Родена — «Врата ада», памятник из различных скульптурных фигур, в том числе «Мыслитель» (1880) и «Поцелуй» (1882). Роден не дожил до завершения замысловатой пьесы; он умер 17 ноября 1917 года в Медоне, Франция.
Скульптура Родена “Мыслитель”
В течение своей долгой творческой деятельности Роден создал огромное количество произведений в самых разных жанрах — от монументальных памятников до портрета, но некоторые темы сопровождали художника всю жизнь. К их числу относится грандиозный замысел «Врат ада», навеянный «Божественной комедией» Данте. С 1880 года до конца дней работал над ними мастер, но так и не смог завершить этот сложнейший комплекс, включавший статуи и рельефы.
Одна из скульптур, входивших в этот ансамбль, получила право на самостоятельное существование и стала одной из самых важных в творчестве Родена — это «Мыслитель».
Гигант с руками рабочего, как бы вобравший в себя всю сложность и тягость раздумий современного человечества, напоминает образы, созданные великим скульптором эпохи Возрождения Микеланджело. (Позднее, в своем обращении к молодым ваятелям Роден писал: «Преклонитесь перед Фидием и Микеланджело».)
Продолжая и разрабатывая пластические приемы, найденные в «Бронзовом веке», Роден и в «Мыслителе» подчеркивает резкие провалы глаз, напряженные мускулы ног и спины, нервно сведенные пальцы. Сейчас эта статуя находится в Музее Родена, а раньше она стояла на площади перед Пантеоном в Париже.
Богемные обитатели отеля и рождение музея Родена
В 1904 г. во Франции вышел указ об отделении церкви от государства, в результате чего монахини были выселены из особняка. Здание и парк перешли во владение города и стали приходить в запустение, высказывались даже пожелания о сносе дома.
Тогда агент по продаже жилья стал сдавать комнаты особняка в аренду за мизерную цену представителям парижской богемы. В течение нескольких лет здесь жили и творили художник Анри Матисс, танцовщица Айседора Дункан, писатель и режиссер Жан Кокто, австрийский писатель Рильке и др.
В 1908 г. поэт Рильке и его жена пригласили в гости Огюста Родена, который пришел в полный восторг от внешнего вида здания, просторных помещений и заросшего парка. Он решил взять в аренду 4 комнаты на первом этаже здания с окнами, выходившими на прекрасный сад, и разместить здесь свою мастерскую.
Поселившись в отеле Бирона, Роден получил заряд творческого вдохновения, позволивший ему работать над созданием скульптур в течение нескольких лет. В комнатах он поставил простую мебель, а на стены повесил свои акварели и картины друзей — полотна Каррьера, Ренуара и Ван Гога.
Трудясь в гармонии с окружающей средой, скульптор создал множество прославленных работ. Постепенно он стал собирать в комнатах свою коллекцию, перевозя некоторые предметы с виллы Медона (где он жил вместе с женой и сыном).
Когда здание перешло в собственность города, Роден выпросил разрешение остаться в особняке с условием, что после смерти скульптора здесь будет устроен музей его работ. Все расходы по созданию коллекции он взял на себя.
Особенности творчества О. Родена
Почему же творчество молодого скульптора Родена вызвало такое недоброжелательное отношение? Все дело в том, что образ, созданный им, и сами приемы обработки скульптуры резко отличались от всех привычных, традиционных норм и правил.
Современники Родена, как правило, обращались к аллегорическим и мифологическим образам. Античное представление о гармонии и красоте давно уже утратило для них свою жизненную выразительность, превратившись лишь в определенные каноны.
Скульптура, которую одобряла Академия, не обладала выразительностью и богатством пластики, разнообразием форм. Ей были свойственны черты отвлеченности, сухости и холодности, внутренней неподвижности. Преобладал тип парадного портрета, внешне эффектного, но лишенного истинной глубины в раскрытии характера человека.
Полная внутреннего трепета, мучительных переживаний, решенная в необычной пластической манере — с глубокими тенями и световыми пятнами, создающими впечатление движения, — статуя Родена была вызовом всему академическому искусству.
Название «Бронзовый век» достаточно условно (и пришло к статуе позднее); оно говорит не столько об образе (Роден, бесспорно, изобразил современника, а не человека первобытной эпохи), сколько о теме — художник хотел показать пробуждающееся человечество.
Основные работы французского скульптора Огюста Родена
В 1880 году правительство поручило Родену оформить центральный вход в строящийся Музей декоративного искусства в Париже. Над этой работой мастер работал почти до конца жизни, назвав её «Вратами ада», которые стали величайшим творением Родена.
В процессе работы над семиметровыми «Вратами ада» он создал множество композиций (более 180 различных фигур), некоторые из которых впоследствии стали самостоятельными произведениями. Это «Мимолётная ночь», упоминавшийся выше «Поцелуй», «Адам» и «Ева». Самая знаменитая скульптура Огюста Родена – «Мыслитель» также создавалось для этой композиции. Первоначально он задумывался как портрет автора «Божественной комедии» Данте, которая вдохновила Родена на создание портала «Врата ада».
Практически одновременно с «Вратами ада» Родену заказали памятник, увековечивающий подвиг жителей Кале во время Столетней войны 1347 года, когда шестеро уважаемых граждан Кале ради спасения всего города согласились пойти а смерть. Над скульптурой «Граждане Кале» Роден работал с 1884 по 1888 годы. В своём необычайно реалистичном памятнике Родену удалось тонко раскрыть чувства и переживания каждого персонажа композиции.
Однако мэрии Кале, которая и была заказчиком скульптуры, его работа показалась несколько необычной, и она отказалась от неё. Работа была отлита в бронзе только спустя семь лет и установлена в Кале. До этого она выставлялась на выставке 1889 года и сразу стала знаменитой.
Граждане Кале
Огюст Роден
Скульптурная группа «Граждане Кале», заказанная муниципалитетом города Кале, была завершена Роденом в 1888 году. Во время Столетней войны английский король Эдуард III осадил город, и спустя некоторое время голод вынудил оборонявшихся к сдаче.
Король обещал пощадить жителей, только если шесть знатнейших граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Это требование было исполнено. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.
Роден революционно настоял на отказе от постамента, хоть волю его выполнили только после смерти скульптора, и фигуры находятся на одном уровне со зрителями.
1876 год. Микеланджело
Еще мальчиком, Роден, увидев в библиотеке книги с гравюрами Микеланджело, испытал невероятное потрясение и решил стать художником. Но очная встреча с его великими творениями происходит намного позже, во время путешествия 36-летнего Родена по Италии, где он посещает Геную, Флоренцию, Венецию, Неаполь и, конечно же, Рим. Творчество Микеланджело поражает Родена, он переосмысливает построение скульптурной формы и увлекается ей до страсти. Именно с этого периода начинается взлет и расцвет таланта Родена.
Микеланджело Буонаротти “Пьета” 1499 г.
Другим открытием Родена во время путешествия становится город Реймс и центральный готический собор этого города. Готика влюбляет в себя скульптора на всю жизнь.
Реймский собор, 1211 г.
Вернувшись из Италии, Роден погружается в работу над скульптурой «Бронзовый век», которая длится 8 лет. Сходство с произведениями Микеланджело бесспорно. Но при этом насколько иное воплощение идеи: Микеланджело рассказывает о страдании пленного раба, а Роден, живя уже в другом измерении, показывает пробуждение пульсирующей в каждой клетке человека жизни. В этой скульптуре нет ни одного безразличного, не наделенного жизнью и связью с внешней средой участка тела человека.
«Бронзовый век» производит сенсацию – впервые зрители видят такое невероятное сочетание совершенства пропорций, красоты тела и естественности позы. Кроме того, случается скандал – Родена обвиняют в том, что он сделал муляж, простой слепок с модели натурщика. Этому способствовал тот факт, что рост натурщика и высота скульптуры совпадают. Много усилий прилагает Роден, чтобы снять обвинения. Показания свидетелей помогают быть оправданным.
Портрет Виктора Гюго
Родена всегда интересовал характер, настроение и переживания человека, в каком бы виде и жанре скульптуры он ни работал. Поэтому таких поразительных результатов он достиг в портретах. Среди них наиболее известны портреты скульптора Далу, критика Рошфора, художника П. Пювие де Шаванка, писателя Виктора Гюго.
Вглядитесь в лицо французского писателя — и перед вами в мраморе будто оживает напряженная работа мысли. Роден не боится резко углубить складки на лбу и щеках, сдвинуть брови, передать неровную поверхность лица. Именно эти приемы и заставляют «оживать» лица портретируемых Роденом. Но не всегда изображенные им люди были в состоянии оценить созданное скульптором, их смущала смелая лепка формы, контрасты светотени, углубления и неровности на лице. Так, одна из самых блестящих работ — портрет Рошфора — очень долго лежала у его владельца на чердаке. Только несколько лет спустя, когда Роден стал широко известным мастером, этот портрет получил заслуженную оценку.
Но работа над портретами не стала основной для Родена. Его влекли значительные драматические темы и большое монументальное искусство.