Биография сорокин павел семенович

[править] Биография

Иван Сорокин родился 9 (22) июля 1910 года в селе Старая Ерыкла (ныне — в Тереньгульском районе Ульяновской области). Его отец Семён Петрович Сорокин занимался сельским хозяйством и столярным ремеслом. После окончания в 1923 году сельской школы-четырёхлетки работал с отцом по столярному делу.

С детских лет И. Сорокин проявлял способности к рисованию. В 1930 году впервые участвовал в выставке в Куйбышеве. В 1931 году как проявившего «исключительные способности» правление колхоза «Знамя борьбы» командировало И. Сорокина в Москву для обучения на рабфаке ИЗО. Из Москвы по личному распоряжению наркома просвещения А. С. Бубнова И. Сорокин был направлен в Ленинград на рабфак при Институте пролетарского изобразительного искусства. В 1936 году как успешно окончившего подготовительные курсы И. Сорокин без экзаменов был переведён на первый курс живописного факультета ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у М. Д. Бернштейна, Н. Х. Рутковского, Е. Е. Чепцова.

В январе 1942 года И. Сорокин был призван в Красную Армию. Служил в радиополку в Бугуруслане, позднее в Горьком. По некоторым сведениям принимал участие в операциях на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах. Старший сержант.

Сорокин И. Попов демонстрирует адмиралу Макарову первую в мире радиостанцию. 1948

В 1944 году И. Сорокин был откомандирован в Москву в только что образованный Музей связи Красной Армии. В мае 1945 года с группой военных художников был направлен в специальную командировку в Германию для сбора исторических материалов по истории связи, в том числе, трофейных. Собранные материалы использовались в фондовых выставках, включались в музейные экспозиции. В том же 1945 году для Музея связи РККА И. Сорокин написал три картины: «Герои-связисты на приёме у маршала войск связи П. Пересыпкина», «Портрет А. С. Попова, изобретателя радио», «Портрет генерала-лейтенанта Борзова». Награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

В декабре 1945 года И. Семёнов демобилизовался и вернулся к учёбе в ЛИЖСА имени И. Е. Репина, который окончил в 1948 году по батальной мастерской Р. Р. Френца с присвоением квалификации художника живописи за представленную дипломную картину «Изобретатель радио А. С. Попов» (в других авторитетных источниках, в частности, в каталоге юбилейной выставки 1958 года, посвящённой 200-летию Академии художеств, приводится иное, более развёрнутое название дипломной картины — «А. С. Попов демонстрирует адмиралу С. О. Макарову первую в мире радиостанцию»).

В том же году картина И. Сорокина «А. С. Попов демонстрирует адмиралу С. О. Макарову первую в мире радиостанцию» экспонировалась в Москве на Всесоюзной художественной выставке, посвящённой 30-летию Комсомола, где получила высокие оценки.

Сорокин И. Портрет Н. И. Андрецова. 1976

В 1949 году за дипломную картину «А. С. Попов демонстрирует адмиралу С. О. Макарову первую в мире радиостанцию» (1948) И. Сорокин был удостоен Сталинской премии второй степени, что является исключительным случаем в истории советского изобразительного искусства. Тогда же журнал «Огонёк» поместил репродукцию картины на обложке одного из номеров. В дальнейшем картина неоднократно копировалась по заказам государственных учреждений, в большинстве случаев с журнальной иллюстрации или открытки, в силу чего копии не обладают строгостью оригинального рисунка и лишены колористических достоинств оригинала. Часто встречаются на рынке искусства.

В 1948-1951 И. Сорокин работал в творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством Б. В. Иогансона. Одновременно с 1949 года преподавал на кафедре живописи ЛИЖСА, с 1953 года — доцент.

С 1948 года постоянно участвовал в выставках, писал портреты, жанровые и исторические композиции. Среди основных произведений написанных И. Сорокиным, картины «Портрет заслуженной учительницы М. Волгиной», «Портрет старого путиловца А. Фомина» (обе 1957), «В судовом комитете крейсера „Аврора“ накануне Октября» (1960), «Беседа В. И. Ленина с Гербертом Уэллсом» (1961), «Комитет бедноты за работой», «Портрет Анны Кирсановой» (1964), «Заседание Военного совета Карело-Финского фронта», «Портрет А. Воронова, народного артиста РСФСР» (1971), «Портрет художника Н. И. Андрецова» (1976) и другие.

Иван Семёнович Сорокин скончался 15 марта 1986 года в Ленинграде на семьдесят шестом году жизни. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Биография

Антон Сорокин родился 29 июня 1884 года в Павлодаре в семье богатого купца-старовера. В 1892 году вместе с семьей переехал в Омск.

Сменил несколько профессий: был учеником иконописца, торговал кожей и солью, работал счетоводом в Управлении Омской железной дороги, регистратором в пригородной больнице.

Писать начал с 1900 года. Главная тема — власть золота над людьми. Его пьесу «Золото» собирался ставить В. Э. Мейерхольд в театре В. Ф. Комиссаржевской, однако постановка была запрещена цензурой. Вершиной творчества Антона Сорокина является антивоенная повесть «Хохот Жёлтого Дьявола» (впервые опубликована в газете «Омский вестник» в 1914 году).

После революции Сорокин занимает одно из ведущих мест в литературной жизни Омска. В свое время Антон Сорокин получил от Давида Бурлюка «Удостоверение в гениальностии», которое впоследствии выдавал уже своим ученикам. Учениками Сорокин считал всех молодых литераторов, которые бывали у него в гостях. Дом писателя на Лермонтовской улице (сейчас ул. Лермонтова, 28а) стал литературно-художественным клубом, объединившим литераторов и художников. Здесь бывали В. В. Иванов, Л. Н. Мартынов, Е. Н. Забелин, А. И. Алдан-Семенов, Л. Сейфуллина и многие другие. Иванова и Мартынова Сорокин считал своими лучшими учениками.

В 1926 году Сорокин стал членом Союза сибирских писателей. Также являлся членом омской организации работников науки, литературы и искусства, литературно-художественной секции при Сибирском отделении государственного издательства.

В 1928 году уехал на лечение от туберкулёза в Крым, однако по дороге, в Москве, скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Нестеров портретист

До революции в творчестве художника портрет как жанр почти не существовал. Лишь единичные работы с образом близких: дочери Ольги, жены Екатерины, да ещё несколько значимых личностей (Горький, Толстой).

При советской власти на полотна художника пришёл самый цвет нации, её гордость. Это были выдающиеся деятели в самых разных областях: гений физиологии Иван Павлов, коллега и товарищ Виктор Васнецов, мастер монументальной скульптуры Вера Мухина и многие другие. Художник не раз подчёркивал, что пишет только хороших и симпатичных ему людей. Поэтому любой портрет из обширной плеяды знаменитостей кисти Нестерова не обезличенное или праздное изображение, а демонстрирующая характер портретируемого, яркая и прочувствованная работа мастера.

В 1941 году – Сталинская премия за портрет Павлова, написанный в 1935-м. Есть у художника и автопортреты, в графике и живописи, их около десятка. На заказ художник портреты не писал, дорожа независимостью, руководствовался только собственными желаниями и решениями.

Последние годы

Нестеров жил в эпоху исторических потрясений, выпавших на долю его горячо любимой России, без которой он себя не мыслил. Задела гроза и художника, и его семью. В 1938 году был обвинён в шпионаже и расстрелян зять живописца, муж его первой дочери. Ольгу сослали в Джамбул, откуда она вернулась с началом войны. Был арестован, к счастью, только на две недели, и Михаил Васильевич.

Прощальной картиной художника стала «Осень в деревне», написанная в 1942 году, в тревожное и полуголодное военное время. Пушкинские стихи звали старого и больного живописца к мольберту и любимой работе, а сирена о фашистском налёте – в бомбоубежище.

Писал художник и воспоминания – ведь в богатой на события жизни ему встречалось так много замечательных и известных людей. Книга «Давние дни» была издана в начале 1942 года и имела успех.

Художника не стало 18 октября 1942 года, причиной смерти был инсульт. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Работа в храмах

После выставки Нестеров получил приглашение участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве. Решившись принять его, отправился в Европу – надо было внимательнее изучить византийское искусство. Впоследствии роспись храмов, работа бок о бок с искусными мастерами, в частности, с Виктором Васнецовым принесла Нестерову лавры профессионала и множество заказов. Если фресками, созданными в Киеве и Абастумани (Грузия), художник был не вполне доволен, то работой в Марфо-Мариинской обители (Москва) он увлёкся серьёзно. Причём подошёл к ней творчески, внося новшества – кроме святых и посвящённых героями фресок были простые люди в поисках пути ко спасению. Последним храмовым заказом стала работа в Спасо-Преображенском соборе (Сумы). В общей сложности художник расписывал церкви более 22-х лет.

“Душа народа” или “На Руси”

Учёба, первые заработки и профессиональные звания

В 1881 году Нестеров отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через год, разочаровавшись, возвращается в Москву, надеясь продолжить обучение у любимого педагога. Но застал Перова тяжело больным и едва успел закончить портрет умирающего наставника.

В 1882 году – Нестеров вновь студент Училища живописи, на этот раз он ученик Саврасова А.К., позже Маковского В.Е.

В 1884 году художник зарабатывает первые деньги, иллюстрируя издания, в том числе сборники сказок Пушкина, произведения Гоголя и Достоевского. В это же время увлекается исторической тематикой допетровской эпохи. В этом амплуа и получил известность, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» квалифицирован как свободный художник. В 1886 году Нестеров получил Большую серебряную медаль – на конкурс выставлялась картина «До государя челобитчики». Теперь Нестеров классный художник третьей степени.

Другие источники поиска данных о родственниках до революции по фамилии

Если ваши предки проживали до революции в Москве или Санкт-Петербурге, то существенно помогут в поисках адресные справочники «Вся Москва» и «Весь Петербург». Здесь вы можете отыскать по фамилии бесплатно данные об адресе вашего родственника, а также о его занятии. Эти справочники доступны в интернете на сайте исторической библиотеки https://www.shpl.ru.

Также могут помочь «Памятные книжки» — сборники сведений о людях в губерниях, занимающих какую-либо должность (от обычного врача до председателя собрания). Во всех таких книжках есть указатели, которые помогут отыскать нужного человека. Просмотреть некоторые бесплатные памятные книги можно на сайте http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9503.

Произведения живописи кисти Нестерова

В галерее художника сотни картин. Некричащие и ненавязчивые, тихие и мудрые, они овладевают сердцами постепенно, спокойно и навсегда остаются в них.

Наиболее известны:

  • «Христова невеста» (1887;
  • «Пустынник» (1889);
  • «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890);
  • «На горах» (1896);
  • «Святая Русь» (1901-1906);
  • «Два лада» (1905);
  • «Портрет дочери» (1906);
  • «Душа народа» или «На Руси» (1915-1916);
  • «Весна-красна» (1922);
  • «Портрет Ивана Павлова» (1935).

Многим картинам Нестерова уже более 100 лет. Они просвещают и звучат, будят чистые помыслы и взращивают патриотизм. Они действительно живые.

«Видение отроку Варфоломею» художника Нестерова

«Святая русь» – взгляд М.Нестерова в начале ХХ века

Биография Михаила Ларионова

Происхождение и детство

Родился 31 мая 1862 года в Уфе в религиозно-патриархальной купеческой семье. Из восьми детей оставалась одна девочка, когда появился на свет очень слабенький Миша. Родители готовились к худшему, но мальчик, к счастью, выжил. Мария Михайловна, дочь купца Ростовцева из Ельца, и Василий Иванович, человек прямой и уважаемый в обществе, родители Михаила, жили дружно. Отец занимался торговлей, но больше по долгу, чем по призванию. Любил читать, увлекался историей. Поэтому, хоть и надеялся передать сыну семейное дело, всё же поддерживал его гуманитарные увлечения и интерес к рисованию – мальчик с детства проявлял чуткое отношение к природе и художественное дарование.

Учебные военные годы

Борис Иогансон хорошо подготовил Виктора Сорокина. Его приняли в художественный институт сразу на второй курс. Там он занимался в мастерской С. Герасимова. Студента впечатлили работы Европейских импрессионистов. В стенах института к художнику пришло профессиональное понимание живописи. Его произведение «Татарская деревня» даже отправили на выставку молодежи. В первые месяцы войны Сороки вступил добровольцем в маскировочную бригаду. Он рисовал на крышах домов кроны деревьев для цветомаскировки зданий от бомбежек.

Виктор Сорокин (справа) и коммунар-студиец Н.А Пушкин (1930-ые)

В октябре 1941 года институт был эвакуирован в Самарканд. Начался новый виток в творчестве. Природа Средней Азии отличалась своими контрастными красками. Художнику пришлось решать новые художественные задачи. Там появились на свет картины «Самаркандский пейзаж» и «Портрет пожилой женщины». Дорабатывать их пришлось уже в Москве по возвращении из эвакуации. Именно картина из Самарканда стала выпускной работой, которая позволила с отличием окончить институт.

Творчество

Антон Сорокин является автором около двух тысяч произведений — большая их часть была обнаружена в рукописях писателя после его смерти. В одном из писем писатель скажет о себе так:

Художественные выставки

Учился в мастерской художника-иконописца. Участник выставок с 1917 г.

  • 1917 г. — Выставка Общества художников и любителей искусств Степного края (7 работ). Омск.
  • 1919 г. — Выставка картин, акварелей, рисунков русских художников (дирекция Д. Д. Бурлюка). Омск.
  • 1919—1921 годы — «Заборные» выставки.
  • 1921 г. Выставка «Художники в пользу голодающих». Омск.

Коллекционировал произведения омских и приезжих художников в 1918—1920-е годы. Художественные работы Сорокина хранятся в ОГИК музее и ООМИИ им. М. А. Врубеля.

Литературные произведения

  • «Золото: Стилизованная монодрама» (1912)
  • «Смертельно раненые» (1912)
  • «Стоны последние» (1914)
  • «Тююн-Боот» (1919)
  • «Хохот Жёлтого Дьявола» (1908—1909)

Память

В августе 2004 года в рамках празднования дня основания Омска на бульваре Мартынова (аллее Литераторов) был открыт мемориальный камень Антону Сорокину.

Личная жизнь в период учёбы

Автопортрет 1915 г.

Летом 1883 года, приехав домой на каникулы, Михаил познакомился с Марией Мартыновской, просто влюбился, встретив девушку на улице. Молодость и чувства привели к тому, что через год Мария и Михаил стали женихом и невестой, а в 1885 году молодые обвенчались, хотя родители были против. Молодые Нестеровы были счастливы: Михаил много работал – любовь окрылила и вдохновила его, Маша занималась нехитрым хозяйством и ждала ребёнка. В мае 1886 года родилась дочь Ольга, но на следующий день родильная горячка унесла жизнь Марии, верной Музы художника. От отчаяния Михаила спасла необходимость заботиться о малышке – он отвёз её к своим родителям в Уфу. Пока не подрастёт. Сам вернулся в Москву, надо было работать.

[править] Литература

  • Центральный Государственный архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.158.
  • 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.31.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961. С.40.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.39.
  • Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.53.
  • Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.20.
  • Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.115.
  • Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М.: Союз художников России, 2000. С.267.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007. С.357, 364, 389, 390, 394, 397, 400, 405.
  • Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.60.
  • Васильев В. В. Сорокин Иван Семёнович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Т.2. С.395-397.
  • Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.341, 349, 373, 374, 377, 380, 393.

[править] Примечания

  1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.115.
  2. Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.341, 349, 373, 374, 377, 380, 393.
  3. Васильев В. В. Сорокин Иван Семёнович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Т.2. С.395.
  4. Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М.: Союз художников России, 2000. С.267.
  5. Центральный Государственный архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.158. Л.2.
  6. Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М.: Союз художников России, 2000. С.267.
  7. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.60.
  8. Двести лет Академии художеств СССР. Каталог выставки. М.- Л.: Искусство, 1958. С.173.
  9. Васильев В. В. Сорокин Иван Семёнович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Т.2. С.396.
  10. Васильев В. В. Сорокин Иван Семёнович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014. Т.2. С.397.
  11. 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.31.
  12. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961. С.40.
  13. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964. С.39.
  14. Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965. С.53.
  15. Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М.: Союз художников России, 2000. С.267.
  16. Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.20.

Книги

  • Сорокин А. Напевы ветра. — Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. — 188 с. — тираж 30 000 экз.
  • Сорокин А. Запах родины / Сост. Е. И. Беленький. — Омск: Омское кн. изд-во, 1984. — 272 с., ил. — тираж 30 000 экз.
  • Сорокин А. Хохот жёлтого дьявола: Повесть, рассказы. Вяткин Г. Возвращение / Сост., прим., послесл. Е. И. Беленького, В. М. Физикова. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986. — 464 с., ил. — тираж 50 000 экз. — («Литературные памятники Сибири»).
  • Сорокин А. Тридцать три скандала Колчаку / Сост., прим. и предисл. И. Е. Лощилова, А. Г. Раппопорта. — СПб.: Красный матрос, 2011. — 148 с., ил. — ISBN 5-7187-0249-9.

Биография

Существует такая категория читателей, которые разыскивают что-то новое и необычное, то, чего уже на перелистанных помногу раз страницах классических авторов не найдешь. Поэтому те самые острые ощущения и оригинальность жанра книголюбы ищут на полках писателей 21 века. И, говоря уже о них, стоит сказать о Владимире Сорокине. Этот мастер пера самобытен. В нем не улавливаются ни нотки Паланика, ни почерк Уэлша, и даже на Пелевина и Прилепина он не похож.

Писатель Владимир Сорокин

Рукописи гения литературы у некоторых вызывают восторг, а у других – непонятное чувство, такой же осадок, как от просмотра фильма Алексея Балабанова «Груз 200». Но Владимир Георгиевич привык описывать реальность такой, какая она есть, его книги созданы для тех, кому уже давно пора снять розовые очки. Он известен по романам «Сахарный Кремль», «Тридцатая любовь Марины», «Норма», «Метель», «День опричника», «Манарага» и т.д.

Русский Север в творчестве Нестерова

Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.

Учёба и первый успех: Уфа, Москва

До 12 лет Михаил учился в мужской гимназии на родине. По решению семьи в 1874 году отправился в Москву для поступления в техническое училище, но провалил экзамены. Был принят в реальное училище К.П. Воскресенского, молодое, но уже именитое столичное учебное заведение с расширенной программой изучения точных наук.

По рекомендации самого Воскресенского, директора и опытного педагога, который обратил внимание на наклонности Михаила, Нестеров в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первыми наставниками начинающего художника стали Сорокин П.С., Прянишников И.М

Особенное влияние на становление Нестерова как художника оказал любимый им преподаватель В.Г. Перов. В Училище была практика проводить выставки работ учеников, в них принимал участие и юный Нестеров с интересными жанровыми работами бытовой тематики. Биография Михаила Васильевича Нестерова, художника, позже принятого в Товарищество передвижников, началась с картин: «Снежки», «Домашний арест», «Экзамен в сельской школе», «В ожидании поезда», «Знаток» и «Жертва приятелей». Сегодня они выставляются в Третьяковской галерее.

Заключение

В работах талантливый живописец отражал свое внутреннее мировоззрение. Главным в нем была страстная любовь к жизни. Особенно на завершающем этапе жизненного пути

Сорокин стал дорожить каждым неповторимым мигом своего существования в этом мире. У него была одна задача – успеть прочувствовать и эти переживания передать на холст. Поздние его полотна рекомендуется смотреть издали. Тогда можно увидеть, как мешанина красок превращается в трехмерную картину. Он один из немногих Творцов кисти, который овладел эффектом пространственности в живописи. Все свое творчество он посвятил одной цели – дух людей поднимать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: