О работе:
Картины своего цикла «Из жизни Христа» Поленов называл цитатами из Евангелия. Это большое полотно, открывшее цикл, — не исключение. Его авторское название — «Кто без греха?» Цензор, курировавший XV передвижную выставку, на которой экспонировалось полотно, заменил его на другое — «Христос и блудная жена». Более того, цензура вообще сомневалась по поводу оставления картины на выставке. Дело решило вмешательство царя Александра III — осматривая экспозицию до её официального открытия, он купил эту картину Поленова, опередив присматривавшегося к ней П. Третьякова и предотвратив возможные жёсткие действия цензуры.
Сомнения у критиков родились не на пустом месте. Эта работа художника «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа
Поленов акцентировал своё внимание на человеческом в Нём, выведя за скобки всё собственно метафизическое и мистическое. Христос у него — не Бог, а странник, мудрец, гуманист
Такое рационалистическое решение темы вполне соответствовало этическим исканиям того времени, во многом определявшимся книгами Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого (хотя сам писатель язвительно назвал поленовского Христа «полотёром»). Работа вызвала жаркие споры. Реакцию молодёжи точно иллюстрирует оценка В. Вересаева: «Картина даёт такого Христа, — писал он, — каким мы Его теперь и можем мыслить, — не Бога, а человека с огромной душой».
Другие работы художника
Больная
Картина рождалась долго — на протяжении 13 лет. Самый ранний эскиз датируется 1873 годом. Смерти тогда будто громоздились вокруг него. «Странные эти законы природы, — писал он, — сделают они что-то такое живое, прелестное, радостное и так беспощадно сами же его уничтожают. К чему всё это? Кому они так необходимы, эти страдания?» Это — лейтмотив картины, особняком стоящей в творчестве Поленова, — после этого жанровых картин на современные сюжеты он не писал.
Московский дворик
Сам Поленов, кажется, не придавал значения этой работе. Он создал картину будто между делом: «Ходил искать квартиру. Увидал записку, зашёл посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Между тем картина имела оглушительный успех — зрители почувствовали в этом городском пейзаже, дополненном элементами жанровой сцены, теплоту и прелесть будничной жизни, вещь небывалую для тогдашней живописи.
Заросший пруд
Эта картина — шедевр Поленова-колориста, представляющий цельный философский образ быстротечного времени. Жанр работы можно определить как «повествовательный пейзаж». Писать картину Поленов начал ещё до своего отъезда на русско-турецкую войну. Лето 1877 года он провёл в деревне Петрушки под Киевом, где и создал этюд, послуживший её основой. Картина, показанная в 1879 году на VII передвижной выставке, имела успех.
Бабушкин сад
Этот шедевр входит в своеобразную трилогию — её, помимо «Бабушкина сада», составляют картины «Московский дворик» и «Заросший пруд». Более того, с «Московским двориком» она перекликается топографически: старый дворянский особняк, изображённый здесь, — это то же самое здание, что и в «Московском дворике», но с другой стороны. Поленов соединяет в одном произведении пейзаж и жанровую картину, добиваясь при этом удивительной целостности образа.
Место действия
Поленов намеренно выбрал местом действия картины наружный дворик иерусалимского храма. Сделано это не случайно. Во внутренний двор — так называемый «двор Израиля» — язычники и иностранцы не допускались. В случае нарушения им грозила смерть.
Следуя логике, толпа могла привести грешницу только к одному из внешних двориков. Кроме того, изображая действие с внешней стороны храма, Василий Поленов мог нарисовать пейзаж, в чём с ним мало кто мог сравниться. К тому же, пейзажи Палестины не особо изменились на протяжении длительного времени. И как знать, быть может эти камни, которые так вдохновенно рисовал мастер, действительно, могли помнить Спасителя… Как он потом сам писал: «если и изменилась, то очень мало… небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы, всё это осталось приблизительно тем же».
Этюды к картине «Христос и грешница»
Голова старика. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1883 г. Холст, масло. 27×22. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (из коллекции Н.И. Кушнерёва )
- Инвентарный номер Ж-304
- ***
Апостол Пётр. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1880-e. Картон, масло. 19 x 15 см (7.48» x 5.79»). Инициалы и дата справа внизу.
Частная коллекция
Поза, ракурс, поворот головы апостола свидетельствуют о том, что именно этот этюд был использован для написания апостола Петра, изображённого на картине с посохом слева от фигуры Спасителя. Полотно «Христос и грешница» («Кто без греха?») (1888, ГРМ) по праву занимает главное место в творчестве Василия Поленова.
Полотно в течение долгих лет поглощало всё внимание художника. Сюжетом для него послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в VIII главе Евангелия от Иоанна
Действие картины разворачивается на площади перед величественным древним храмом. Слева от ступеней – Христос с учениками.
Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для личной коллекции. Галерея Л. Шишкина
***
Голова еврея из гетто. В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 44,3 х 31,1. Один из этюдов для картины «Христос и грешница» 1887 г., находящейся в Государственном Русском музее. Справа внизу подпись: В. Поленов. Приобретена П. М. Третьяковым. Инв. № 2795. Государственная Третьяковская галерея http://www.tez-rus.net/ViewGood20695.html
Голова фарисея. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?) В. Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. Воронежский областной музей изобразительных искусств, Воронеж
«Голова старика (натурщик Яхуд)». Этюд для картины «Христос и грешница». В.Д. Поленов. 1884 г. Холст на картоне, масло, 31,5 х 23,2. На обороте: «Собственность / Б.Г.Сахарова / размер 31х24». Частная коллекция (?) http://auction-rusenamel.ru/gallery?mode=product&product_id=2115600
Происхождение: собрание Б. Г. Сахарова. Сахаров Борис Георгиевич — племянник Николая Алексеевича Сахарова, художника, профессора МАРХИ, и Екатерины Васильевны Поленовой, старшей дочери В.Д.Поленова.
В связи с работой над картиной «Христос и грешница» Поленов предпринял несколько поездок для сбора материала, из которых привез много этюдов и эскизов. Для центральной фигуры фарисея художник выполнил в Риме несколько этюдов с натурщика по имени Яхуд.
Его имя обозначено на обороте этюда из собрания Воронежского музея. Еще один этюд приобрел П.М.Третьяков у автора в 1897 (ныне хранится в собрании ГТГ).
Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова (Н.С Игнатова).
Портрет старого еврея.
В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 30,5 х 21,6.
Подпись и дата ‘В. П. 84’ (внизу справа).
Частная коллекция
http://www.invaluable.com/auction-lot/portrait-of-an-old-jewish-man-24-c-w66ixw73uk
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- ***
Голова еврея из гетто. В.Д. Поленов. 1884 г. Этюд. Холст, масло. 28,3 х 21,7. Справа внизу подпись — монограмма: ВП. Приобретена П. М. Третьяковым. Инв.№ 2796. Государственная Третьяковская галерея
***
Голова Христа.
В.Д. Поленов. 1880-е.
***
Голова Христа. В.Д. Поленов. Ок. 1887 г. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) ?
Голова иерусалимского еврея. Этюд к картине «Христос и грешница». В.Д. Поленов. 1881-82 гг. Тарусская картинная галерея
Голова молодого еврея. В.Д. Поленов. 1884 г.
Фигура Христа. В.Д. Поленов. Этюд
Христос. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?)
В. Д. Поленов. 1884 г. или 1887?
Христос. В.Д. Поленов. 1880-е. Этюд. Холст, масло. 42,5 х 32,7 (овал). Государственная Третьяковская галерея
Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло. 114×75. Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Из коллекции К.Т.Солдатёнкова). Инв.№ 75
www.rmuseum.ru
Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» (1894) В.Д. Поленов. 1886 г. Холст, масло, 38,5 на 31. Подписана и датирована. Частная коллекция, США. Подлинность сертификата от Государственной Третьяковской галереи.
Выставки: Выставочный зал Союза советских художников, СССР, № 119 (этикетка на реверсе). Русское искусство второй половины XIX века и начале XX века, в Центральном Доме Художников СССР, Москва, 1951-1952 (этикетки на оборотной стороне). http://www.invaluable.com/auction-lot/polenov,-vasily-years:-1844-1927-study-of-christ-38-c-xfc9o9trvd
Образ Христа
Наиболее выразительно на картине выписан образ Иисуса Христа. Спаситель у Поленова выглядит немного усталым и погружённым в свои мысли. В его облике заметна душевность, что отличает его от других персонажей и, прежде всего, учеников, изображённых тут же.
Но при этом художник, обыгрывая сюжет картины, сумел подчеркнуть человеческую сущность Христа. По словам писателя Владимира Короленко, это «человек, — именно человек, — сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника».
Интересный момент: на многих эскизах и этюдах Христос, которого если верить Антону Чехову, Поленов писал с художника Исаака Левитана, изображён в белой шапочке. Точно так же он изображён и на ранних версиях основного полотна, но за несколько дней до первого публичного показа картины, уступая уговорам своей матери Марии Алексеевны, Поленов убрал шапочку.
Много замечаний, у тех, кто наблюдал за работой, вызвали и короткие волосы Христа. В частности, незадолго до выставки передвижников Павел Третьяков писал Поленову: «Я кое-что Вам заметил и ещё могу после заметить, да Вы сами отлично знаете. Мне жаль, что у Христа короткие волосы — вот с этим Вы, кажется, никак не соглашаетесь».
Споры о подлинности рассказа
История с грешницей отсутствует во многих древних списках Нового Завета: в Синайском кодексе (IV век), Ватиканском кодексе (IV век), Сирийской синайской рукописи (IV или V век), в ряде переводов она помещается только в примечаниях.
Карл Лахманн и Константин Тишендорф считают эту историю позднейшей вставкой по причине того, что стиль этого рассказа не соответствует стилю всего Евангелия от Иоанна. Этот эпизод на Востоке появляется впервые в сирийском переводе Евангелия VI века, в этот же период его начинают включать в себя греческие рукописи. Однако Августин Блаженный (354—430) в своём сочинении «Против Пелагия» пишет, что рассказ о грешнице в его время находился во многих кодексах, как латинских, так и греческих. Он пишет, что эта история была исключена некими маловерами из страха перед злоупотреблениями, к которым этот рассказ мог привести их жён. Этот эпизод св. Августин рассматривает в экзегетическом Трактате на Евангелие от Иоанна, где расположение его соответствует современному.
Кроме сообщения Августина этот рассказ был известен:
- в Апостольских постановлениях (конец IV века): «когда старцы поставили пред Ним другую некоторую согрешившую и, предоставив суд Ему, вышли, Он, сердцеведец Господь, после того, как спросил её, осудили ли её старцы, а она сказала: „нет“, — сказал ей: „итак, иди, и Я не осуждаю тебя“»;
- Папию Иерапольскому (ум. в середине II века), ученику Иоанна Богослова, написавшего это Евангелие;
- Свт. Амвросию Медиоланскому, который приводит эту историю в письме к Студию (№50, Maur. №25), где её и истолковывает. При этом стихи 7-11 он цитирует дословно, а содержание остальных пересказывает. По мнению свт. Амвросия, словами, которые Христос писал на земле, могли быть: «Земля, земля! Запиши…» (ср. Иер. 22:29, 30).
Приложения
Список используемой литературы
- Джованни Мунератти, Марио Эспозито, Лука Луиза, Мирано Терра деи Тьеполо. I Tiepolo nel Territorio di Mirano , Centro Studi Documentazione Tiepolo, Comune di Mirano , 2007.
- Жан Кайе, Картины, рисунки и пастели Джамбаттисты Тьеполо, Доменико Тьеполо и Лоренцо Тьеполо , каталог выставки галереи Кайе, 1974.
- Выставка в 2005 году в Кабинете кантональных эстампов: Бумажная Венеция, Город дожей времен Каналетто и Тьеполо , Музей Йениша , Веве , Швейцария ( ISBN 88 7439 231 1 ) .
- Гарри Мэтьюз , Джандоменико Тьеполо и Гарри Мэтьюз , Flohic Editions,1993 г., 79 с. ( ISBN 2-908958-65-1 ).
внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства :
- Ресурсы исследования
Исидор
:
- Примечания в общих словарях или энциклопедиях :
Живопись
В конце 1710-х годов Тьеполо покинул студию Ладзарини и приступил к самостоятельному созданию фресок в ряде часовен и церквей. Установлено авторство изображений на вилле в Массандзаго близ Падуи и храме Святого Евстафия и сподвижников, который называли Сан-Стае.
Стиль живописца проявился около 1720 года, когда ему была поручена работа по созданию сцен из «Книги Бытия». Во дворце Дионисо Дольфина, а также в соборе города Удине он сделал росписи под названием «Авраам и его сыновья».
Современники нарекли эти произведения набором холстов, полных остроумия и элегантности, определяющей чертой которых был легкомысленный и беззаботный настрой. Прохладная цветовая палитра создавала ощущение естественного дневного света, что делало картину реалистичной и почти живой.
Ранние шедевры, создававшиеся во втором десятилетии XVIII века, принесли мастеру много заказов от богатых и знатных семей. Он расписывал храм в Веролануова и скуолу Санта-Мария-дель-Кармело, а также капеллу Коллеони и ряд других итальянских церквей.
В 1740–1750-х годах Джанбаттиста работал над гравюрами и стал автором великолепных серий Capricci и Scherzi di fantasia. Они были изданы венецианским коллекционером, вдохновившимся фантастической темой и восточными персонажами, познававшими тайны бытия.
Джованни Баттиста Тьеполо — «Пир Клеопатры» В тот же период слава Тьеполо достигла границ Западной Европы, и его пригласили украсить Вюрцбургскую резиденцию, которую проектировал Балтазар Нейман. Художник расписал потолок и стены, основываясь на мифологических сюжетах, и продемонстрировал склонность к символизму и многочисленным аллегориям.
В 1753 году живописец вернулся на родину в Венецию и стал избранным президентом Падуанской академии искусств. В это время он создал фрески для залов Палаццо Лабиа с изображением Клеопатры и Антония, исполненных нежных чувств.
Спустя десятилетие Джанбаттиста получил заказ от короля Карла III и в течение 9 лет работал над декорированием мадридского дворца. Он написал панегирические полотна, утверждавшие превосходство Испании, которые украсили стены будуаров и потолок тронного зала.
биография
Джандоменико — старший сын Джамбаттисты Тьеполо и Марии Сесилии Гварди . Он является братом Лоренцо Тьеполо и племянником Франческо Гварди и Джанантонио Гварди .
Обученный в мастерской своего отца, в шестнадцать лет он был известен своим рисовальным мастерством и вскоре стал одним из его ближайших сотрудников. Он посвятил себя гравюре (1748-1749) и воспроизводил картины своего отца;
Его первая известная работа как художника — это « Крестные станции», выполненные на двадцатом году его жизни для церкви Сан-Поло в Венеции (серия Via Crucis ). Его « Исцеление бесноватого» 1748 года для Сан-Франческо ди Паола все еще очень близко к стилю Джамбаттисты. В 1750 году он подписал алтарь Святого Освальда, умоляя Святое Семейство об исцелении ребенка из приходской церкви Мерленго ( Тревизо ).
В возрасте двадцати трех лет он сопровождал своего отца к принцу-епископу Карлу Филиппу фон Грайффенклау на работу в Вюрцбургской резиденции между 1750 и 1753 годами. Он произвел впечатление на принца-епископа, который заказал у него две накладные расходы на Кайзерааль, а затем серию исторических и религиозных картин.
Вернувшись в Венецию, он работал с Пьетро Лонги в своей студии и со своим дядей Франческо Гварди . Между 1753 и 1754 годами он набросал свой Менуэт и планы своего отца, а между 1754 и 1755 годами он нарисовал фрески в пресвитерии церкви Сен-Фостен-и-Сен-Йовит в Брешии (она), проект которой предоставил Джамбаттиста, и эскиз. Он также написал около 1754-1755 гг. «Шарлатана» или «Зубного луциана» (81 × 110 см ), ранее приписываемого его отцу Джамбаттисте Тьеполо .
В году он вместе со своим отцом написал фрески на вилле Valmarana Ai Nani в Виченце . В частности, он посвящает себя изображению лесов в более иллюминистическом стиле, чем он, более классическом. Два года спустя в Оратории делла Пурита в Удине он выполнил восемь больших фресок светотени, в технике, в которой он преуспел всю свою жизнь. Он сопровождает его в реализации фресок на нескольких виллах (1759 и 1761 гг.).
Между 1761 и 1762 годами он создал восемь монохромных фресок trompe l’oeil на вилле Пизани (Стра) .
В году он сопровождал своего отца в Мадрид с Карлом де Бурбоном , королем Испании, чтобы нарисовать Gloria di Spagna в королевском дворце , и начал семь станций Via Crucis для церкви монастыря Сан-Фелипе Нери в Мадриде. (1768-1770). Он их добьет в Венеции. Сейчас они хранятся в Прадо .
Когда его отец умер в 1770 году , он вернулся в Венецию один, оставив своего брата Лоренцо в Мадриде. В 1772 году он был назначен мастером Венецианской академии, одним из основателей которой он был в 1756 году, и стал ее президентом в 1783 году .
В 1774 году , отдавая дань уважения своему отцу, он опубликовал первое издание Каталога различных произведений, изобретенных знаменитым Джамбаттистой Тьеполо и выгравированных им, а также гравированных его сыновей Джандоменико и Лоренцо .
В 1783 году он занимался украшением Герцогского дворца в Генуе , где написал фреску «Слава святого Жака Джустиниани» , ныне утерянную, но эскиз которой остается в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .
В 1791 году он вернулся на семейную виллу в Зианиго ( frazione de Mirano ), он приступил к фрескам, начатым в 1759 году и завершенным в 1797 году, которые, отделенные в 1906 году, хранятся сегодня в Ка ‘Реццонико в Венеции.
Богословское толкование
Греческий текст сообщает, что женщина была взята за прелюбодеянием «επ αυτοφωρψ» то есть на месте преступления и при обстоятельствах, что никто не может возразить о её вине. Смертная казнь за прелюбодеяние была закреплена иудейским законодательством в Лев. 20:10 и Втор. 22:13-24. Евфимий Зигабен пишет, что замысел фарисеев заключался в том, что милосердный Иисус пощадит в нарушение закона женщину и даст этим повод для обвинений против него. Так же рассуждал на Западе и блаженный Августин, прибавляя, что если бы Христос согласился на побиение камнями, то он поступил бы вопреки Своей кротости, благодаря которой и расположил к Себе народ, но фарисеям ясно, что Он так не поступит.
Действие Иисуса, когда он, не отвечая спросившим, начал что-то писать пальцем на земле, является жестом, который «делают те, которые не желают отвечать спрашивающим о чем-либо неуместном и неприличном. Зная лукавство их, Иисус Христос продолжал писать на земле и показывал вид, что Он не обращает внимания на то, что они говорили». Затем он дал ответ «кто из вас без греха, первый брось на неё камень» и вновь продолжил писать на земле. Согласно Втор. 17:7 свидетель преступления должен был первый кинуть камень в преступника и, произнеся такой ответ, Иисус рассматривает приведших к нему женщину людей не как официальных судей, а лишь обвинителей. По одному из распространённых мнений, Иисус написал на земле свой ответ и затем перечислил названия грехов, в которых были повинны обвинители женщины. Некоторые считают, что в пользу такого толкования служит употребление в тексте (Ин. 8:6) вместо обычного греческого ἔγραφεν («он написал») формы κατέγραφεν, что может означать «записал (перечень чьих-то проступков, грехов)». В Септуагинте в Книге Иова глагол в этой же форме употреблён в значении «перечислять (грехи)»: «Ибо Ты пишешь (κατεγραψας) на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей» (Иов. 13:26). Однако форма ἔγραφεν также может употребляться в значении «записывать, составлять список», так что сам по себе этот аргумент не имеет существенного значения, тем более что у Иоанна в том же отрывке для обозначения того же действия употребляется и форма ἔγραφεν (Ин. 8:8). Блаженный Августин дивится мудрости ответа Иисуса, так как Он не показал Себя противником законного правосудия, но, апеллируя к тому же правосудию, перед которым виновны сами обвинители, спас женщину и обнаружил Своё милосердие.
Заключительные слова Иисуса к прелюбодейке — «и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши», по мнению блаженного Августина и архиепископа Аверкия не должно пониматься как неосуждение греха, так как Христос пришёл «взыскать и спасти погибших». Архиеп. Аверкий предлагает следующую трактовку этих слов — «И Я не наказываю тебя за твой грех, но хочу, чтобы ты покаялась: иди, и впредь не греши». Блаженный Августин отмечает, что этими словами Христос также успокоил грешницу, которая могла бы на основании ответа фарисеям ожидать, что казнит её Сам безгрешный Христос. У Зигабена даётся толкование, что Иисус Христос знал, что она раскаялась всем сердцем и достаточным для неё наказанием служила публичность её посрамления перед многочисленными свидетелями. Также отмечают, что хотя некоторые богословы считают, что Иисус простил грех прелюбодеяния этой женщине, но при этом в других случаях он обычно прямо говорит: прощаются тебе грехи (Мф. 9:2; Мк. 2:5; Лк. 5:20 и др.). Б. И. Гладков считает, что правильнее понимать слова Христа как «не подвергаю ответственности за грех».
Работает
Картины
-
Церковь Сан-Поло в Венеции с 1747 по 1749 год
- Святой Филипп Нери в молитве .
- Мученичество Жана Непомуцена .
- Открытие настоящего креста Элен и Макер
- Через Круцис четырнадцать картин (130 × 149 см ) для молельни церкви Сан-Поло с 1747 по 1749 год: Иисус принимает Крест , Иисус впервые падает , Иисус и Вероника , Иисус падает во второй раз , Иисус влюбляется в третий раз …
- Христос и прелюбодейная женщина (1751), холст, масло, 84 × 105 см , Лувр , Париж
- Ребекка у колодца , Подвеска Христа и прелюбодейной женщины (1751), холст, масло, 84 × 105 см , Лувр , Париж
- Христос и прелюбодейная женщина , холст, масло, 112 × 179 см , Лувр , Париж
- Карнавальная сцена, или Ле Менуэ , (1754-55), холст, масло, 81 × 110 см , Лувр , Париж
- Le Charlatan, или L’Arracheur de dents , подвеска из Менуэ (1754-55), холст, масло, 81 × 110 см , Лувр , Париж
- Шарлатан , (1756 г.), холст, масло, 80 × 109 см , Национальный художественный музей Каталонии.
-
Младенец Иисус беседует с врачами (1759 г.), Оратория Пурита, Удине
- Мадонна с младенцем и тремя святыми (1759-62), холст, масло, 135 × 78 см , Национальный музей западного искусства , Токио
- Триумф Геракла (1760-62), модель Зимнего дворца, холст, масло, 88 × 61 см , Fondation Bemberg , Тулуза
- Портрет пажа (1762-1772), холст, масло, 64 × 46 см , Музей Уффици , Флоренция
- Mondo nuovo (около 1765 г.), холст, масло, 32 × 56 см , Музей декоративного искусства (Париж)
- На станции в сентябре этих Via Crucis для монастыря Сан — Филиппо Нери (1768-1770), в настоящее время в Прадо : Молитва в саду , Христос в Колонном , Терновый венец , Падение на пути к Голгофе , Христос разделась , Распятие , Снятие с Креста и Погребение Христа .
- Шествие троянского коня в Трою (1773 г.).
- Явление трех ангелов Аврааму (1773-1774), холст, масло, 200 × 281 см , Gallerie dell’Accademia de Venise
- Учреждение Евхаристии (1778), холст, масло, 138 × 100 см , Gallerie dell’Accademia de Venise
- Le Triomphe de la Religion , Эскиз для потолка (1780-1790), холст, масло, 150 × 112 см , Лувр , Париж
- Недокументированные даты
- Иисус исцеляет парализованного в Бетесде , холст, масло, 112 × 179 см , Лувр , Париж
- Портрет скульптора , Лионский музей изящных искусств , инв. п о B 1026
- Молодой человек , холст, масло, 83 × 63 см , Musée des Beaux-Arts d’Agen
Фрески и рисунки
-
Фрески из вилл с его отцом:
- Вилла Валмарана Ай Нани в Виченце (1757 г.): Пейзаж с любовью , Зимняя прогулка , Три крестьянина , Сидящий фермер , Мондо Нуово
- Семейная вилла в Зианиго-ди- Мирано (1759 г.)
- Вилла Пизани в Стра (1761)
- Личные работы
- Фрески в Палаццо Контарини (1789 г.) в стиле и тематике его отца.
- Вилла Зианиго (1749-1791), сохранившаяся в Ка ‘Реццонико : Мондо Нуово , Ла-Балансуар-де-Полишинель , Вилледжиатура , Полишинель и другие акробаты , Полишинель д’амур
- Сан-Леоне-ин-Глория, l’Esaltazione della Croce, Angeli e Virtù Cardinali , потолочная фреска для церкви Сан-Лио в Венеции (1783 г.)
- Divertimento per le ragazzi (1797), сто четыре пластины, нарисованные чернилами, пером и стиркой, с персонажем Пульчинеллы (часто используемой ее отцом) в картинах, пародирующих венецианское общество.
Гравюры
- Raccolta di teste , шестьдесят гравюр после Джамбаттисты
- Святой Винсент Феррер проповедует в деревне , офорт , 261 × 141 мм
- Святой Петр Регалато переносится через реку, которую несут два ангела , гравюра , 315 × 211 мм , по Джамбаттисте
- Крещение императора Константина , офорт, 453 × 223 мм , по Джамбаттисте
- Мученичество святой Агаты , офорт, 440 × 245 мм , по Джамбаттисте
- …
Что повлияло на сюжет
Искусствоведы полагают, что на сюжет картины оказали воздействие разные факторы. С одной стороны — это попытка реально трактовать образ Христа и евангельской истории. Находясь под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу», Поленов решил «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Кстати, немалую роль на принятие такого решения также оказала книга французского философа и писателя Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в которой подчёркивалась человеческая сущность Христа.
С другой, — специалисты признают влияние на художника позднего академизма и отмечают, что среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной».
Надо сказать, что мастеру пришлось нелегко. Ведь к тому моменту, когда он окончательно определил сюжет и начал работать над картиной, в русской живописи уже существовали такие известные полотна на евангельскую тематику, как «Тайная вечеря» Николая Ге и «Христос в пустыне» Ивана Крамского.
Описание картины Христос и грешница – Василий Поленов
Знаменитое полотно Александра Иванова “Явление Христа народу” производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. Каждый, кто имел отношение к живописи, пристально следил за созданием картины долгих 20 лет и мечтали в будущем написать столь же шедевральную и наполненную глубоким этическим содержанием работу. В их числе был и молодой художник Василий Поленов.
Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе “Христос и грешница”.
За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская легенда о встрече Христа с грешницей. По легенде, к Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии.
И продолжил писать, не проронив больше ни слова.
Постепенно люди стали расходиться, и ни один камень не был брошен в женщину. Когда в храме никого, кроме них не осталось, Иисус сказал ей, что так же, как и все, не станет ее судить и отпустил домой, велев больше не грешить.
Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Так, задуманное полотно должно было иметь достаточно большие размеры – 3,07 м на 5,85 м. В России же таких холстов не выпускали, поэтому художнику пришлось отправиться в Италию и заказывать холст там.
Эта поездка была не последней – неоднократно Поленов посещал Египет, Палестину и Сирию, чтобы глубже изучить нравы, быт и колорит Иудеи времен Христа.
Совершая путешествия на Восток, художник хотел на себе ощутить атмосферу библейских преданий, передав затем исторически достоверную обстановку на холсте.
Всего за время работы над картиной Поленов сделал больше 150 предварительных рисунков, эскизов и этюдов, часть из которых сегодня хранятся в ГРМ.
Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. По первоначальному замыслу, название картины было иным – “Кто из вас без греха?”.
Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на “Христос и грешница”.
Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа.
Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения? Дело в том, что Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах.
Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей.
Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города.
Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой.
И ему удалось это сделать.
(2 votes, average: 3.00
Персонажи картины
Рядом с Христом можно увидеть учеников. Мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, — это будущий евангелист Марк. Справа от Христа изображён Иоанн, а слева — Иаков, за спиной которого, облокотившись на посох, привстал Пётр. Рядом с ним Андрей, Филипп и Иаков Алфеев, а во втором ряду — Иуда, Клеопа и Матфей.
Человек с полузакрытым лицом, стоящий у кипариса позади учеников Христа, — один из тайных последователей Христа, фарисей Никодим. На переднем плане, у плетёных корзин, сидит Мария — мать Марка, а рядом с ней — её служанка Рода.
Выходящий из храма вместе с молодым человеком старик — учёный равин, фарисей Гамалиил. В будущем именно он после казни Христа заступится в синедрионе за его учеников-апостолов. Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдовица, про которую Иисус сказал, что она «прекраснее великолепных мраморных плит». Изображённый в правой части картины человек, едущий на осле, — Симон Киринеянин, ему придётся нести крест для распятия Христа на Голгофу.
Перед толпой, где находится грешница, выделяются фигуры яростного фарисея, который, судя по всему и задаёт каверзный вопрос, и ехидно улыбающегося саддукея. Из истории известно, обычно эти два течения враждовали друг с другом, однако сейчас объединились. Оно и понятно — ведь им предстоит развенчать того, кто объявил себя сыном Божьим!
Рисунки и принты
№ 21 Idee Pittoresche sulla Fuga в Эгитто.
Многие работы Доменико представляют собой рисунки, нанесенные тушью, и он был прекрасным рисовальщиком, хотя и слабее своего отца. Его Святой Амвросий обращается к юному Августину эскиз типичен для заказов, которые он получил бы. Святой Амвросий, с Crozier и митра, обращается и дает религиозные наставления безбородым Святой Августин. Композиция имеет пышность и грандиозность работы его отца, поставленную как часть театрального представления. Он, однако, берет Венецию 18-го века как место действия для этого акта 4-го века, опираясь на свой опыт города и свои многочисленные работы, изображающие жизнь в нем.
Доменико также был крупным гравером в травление, часто воспроизводящий собственные картины или картины своего отца. Но его оригинальные композиции включают серию из двадцати четырех иллюстраций Idee Pittoresche sulla Fuga в Эгитто («Живописные сцены из Бегство в Египет «), и один из четырнадцати Станции Креста.
История создания
Эту картину Василий Поленов написал по просьбе любимой сестры. Умирая в возрасте 36 лет, Вера Дмитриевна напомнила брату о давнем обещании продолжить дело великого художника Иванова (в семье Поленовых существовал культ этого живописца, созданный отцом).
Дмитрий Васильевич Поленов, известный русский дипломат и археолог, сумел дать детям разностороннее образование. Изучив юриспруденцию и математику, строительное дело и историю, Василий остановил свой выбор на изящных искусствах. Окончив с медалью Академию художеств, он вскоре заявил о себе как мастер пейзажа. Однако обещание, данное сестре, побудило его обратиться к евангельскому сюжету.
Работа над картиной длилась пятнадцать лет. Живописец предпринял поездку в Италию и Палестину, где создал серию пейзажных и портретных натурных зарисовок.
Вернувшись в Россию, летом 1885 года в подмосковной усадьбе Меньшово живописец сделал полноразмерную прорисовку будущего полотна величиной 325×611 см. В следующие два года в Москве, в кабинете Саввы Морозова, Василий Поленов работал над окончательной версией картины.
Экспозиция передвижников в Академии художников грозила стать крахом для живописца. Нетрадиционная подача образа Христа и провоцирующее название вызвали негодование у градоначальника Петербурга Грессера, а Победоносцев категорически вознамерился запретить полотно к показу.
Однако положение спас император Александр III: картина произвела на него столь сильное впечатление, что царь купил её для своей коллекции, заплатив весьма значительную сумму – более 30 тыс. руб. золотом. Правда, название было изменено на “Христос и грешница”.
Приобретённое полотно император не разрешил вывозить из страны, поэтому художник Коровин сделал копию меньшего размера, на которой лица персонажей прописал сам Поленов.