Как отличить моне от мане?

На пути к абстракционизму

Художник не перестает экспериментировать со стилем написания картин. Он играет со светом, применяет различные новые эффекты. Постепенно техника Моне начинает всё более отдаляться от реалистичных картин мира. С 1890-х годов живописец начинает размывать контуры объектов, находящихся на полотне, и его творчество становится похожим на абстракцию. Некоторые специалисты в изобразительном искусстве считают, что именно Моне стал основополагателем абстракционизма.

Хочется отметить один интересный факт о Клоде Моне. Оказывается, он был успешным садоводом-любителем. Художник не только любил рисовать свой сад, но ему нравилось и покопаться в земле. Моне обменивался семенами со своими соседями по Живерни, ухаживал за цветочными клумбами и другими растениями в саду. Он даже переписывался с питомниками растений по поводу правильного ухода за садом.

За эту картину покупатель заплатил более 80 миллионов долларовКлод Моне «Пруд с водяными лилиями», 1919 годМестонахождение: Частная коллекция

Как отличить Моне от Мане?

Details
Category: Искусство / Выставки / Аукционы

Published: Wednesday, 23 January 2019 02:21

Hits: 2902

Люди, которые только начинают знакомиться с изобразительным искусством, часто путают Эдуарда Мане с Клодом Моне. Ведь у этих импрессионистов очень похожи не только фамилии, но и многие элементы биографии: они оба родились в Париже, оказывали знаки внимания одним и тем же дамам, а также частенько появлялись вместе, так как были приятелями. Современники, кстати, Моне и Мане также иногда путали, так как оба живописца носили бороды

AIF.ru же решил на этом месте оставить биографию Мане и Моне в покое и рассказать на что начинающим любителям искусства следует обращать внимание, чтобы лучше разобраться в особенностях творчества этих двух импрессионистов:

Сюжет

В интернете можно наткнуться на так называемую «краткую историю искусства», которая состоит из одного правила: «Моне — пятна, Мане — люди». И действительно — у Клода Моне очень много работ с изображением пейзажей («Впечатление. Восходящее солнце»), а у Эдуарда Мане — людей («Железная дорога», «Бар в Фоли-Берьер»).

Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г.

Но если бы всё было так просто… Дело в том, что у обоих мастеров встречаются полотна как с людьми, так и без. По этой причине искусствоведы советуют более детально присмотреться к другим элементам полотна, таким как стиль, цвет, свет и объём.

Эдуар Мане. Железная дорога, 1872—1873 гг.

Стиль

Оба художника были импрессионистами, однако стиль их картин всё же отличается. Так, Эдуард Мане всегда был значительно ближе к реализму, его картины более чётки и точны. Настолько, что некоторые искусствоведы вообще не относят его к импрессионистам, считая первым модернистом. Поэтому чем более реалистично выглядит полотно, тем больше вероятность, что его автором был Эдуард Манэ («Портрет Леона Леенхоффа», «Завтрак в мастерской»).

Эдуард Мане, Портрет Леона Леенхоффа, 1868 г. 

Творчество Клода Моне, напротив, очень далеко от реалистичного изображения действительности, этот художник стремился изобразить подвижность и изменчивость этого мира. В картинах Моне, как правило, нет чётких линий, они выполнены крупными, широкими мазками («Пруд с лилиями»).

Клод Моне, «Пруд с лилиями», 1899 г. 

Цвет, свет и объём

Поскольку Клод Моне начинал как карикатурист, большое значение в его работах играет то, какие эмоции они вызовут у зрителя. А одним из самых верных способов для художника передать эмоциональную составляющую — это цвет и свет. Поэтому если в картине главную роль занимает не достоверность предметов, а сочетание света и цвета — перед вами определённо Моне («Тополя», «Нимфеи»).

А вот в картинах Эдуарда Мане цвету уделяется не столь принципиальное значение, в них главный фактор — это объёмные сцены, порой с очень сложной композицией («Матадор», «Музыка в саду Тюильри»).

«Завтрак на траве» Моне и Мане

Эдуар Мане, «Завтрак на траве», 1863 г. 

И у Клода Моне, и у Эдуарда Мане есть картина «Завтрак на траве». Правда, первый художник завершил свое полотно в 1863 году, а второй тремя годами позже.

Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865—1866 г.

Праздник освобождения Франции на картинах Моне и Мане

Однажды оба художника посмотрели в свои окна. Моне был впечатлен цветами и нарисовал красно—бело—голубой праздник. Мане привык замечать людей на улицах и увидел немного другую картину — одноногий солдат.Они оба изображали один и тот же день на одной из своих картин. Это был день освобождения Франции от разрушительной франко-прусской войны. Война произошла, когда самообладание Наполеона привело к вторжению немецкого Бисмарка. После поражения Наполеона началась гражданская война, которая длилась 72 дня, и это привело к гибели тысяч людей и полному разрушению города. Франция отпраздновала окончание войны, организовав фестиваль 30 июня.

Картина Моне под названием «Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878»

Картина Моне под названием «Рю Монторгей в Париже, фестиваль 30 июня 1878» была написана, чтобы передать ощущения праздника, который заполнил улицы, и освобождения города. Флаги повешены на стенах зданий. Художник использует в основном трехцветную палитру: красный, синий, белый. Моне изобразил невероятное количество человеческих фигур, используя только маленькие черные линии. Он пишет эту картину так, словно кто-то выглядывает из окна высокого дома и наблюдает за праздником. Оптимизм, солнечная погода, ясная синева неба на фоне желтых зданий и ни намека на печальную причину этого праздника и на когда-то разрушенный город.

Эдуард Мане «Улица Монье с флагами»

Все это в противовес версии Мане, которая носит название «Улица Монье с флагами». Здесь наблюдатель находится уже на земле. Художник изобразил всего несколько человек, но более отчетливо и акцентированно. На здания также свисают флаги. Его цветовая палитра несколько отличается от Моне: Мане использовал синие и желтые цвета, разбавляя их темно-синим и черным цветом. У Мане, в отличие от Моне, есть элемент, дающий зрителям понять — этот праздник является частью войны. В нижней левой части по улице идет калека. Вполне вероятно, это жертва войны, ветеран, который был ранен во время жестоких войн. Этот элемент в корне меняет ощущение самой картины. Мане решил не только изобразить празднование, но и изобразить, что было потеряно и что было причиной его разрушения.Сравнивания эти полотна, создается ощущение, будто картина Моне — это разгар праздника и всех сопровождающих эмоций радости и восторга, а картина Моне — это уже конец праздника. Словно розовая пелена праздника Моне стерлась и появился реализм Мане, жестокий и печальный (в образе калеки). Хотя их идеи были такими похожими, их произведения приобретают невероятно разные ощущения. Один полон энергии и волнения, а другой более подавлен и удручен.Главное различие, которое поможет зрителям распознать автора — Моне — это пятна, Мане — это люди.

Сюжет

В интернете можно наткнуться на так называемую «краткую историю искусства», которая состоит из одного правила: «Моне — пятна, Мане — люди». И действительно — у Клода Моне очень много работ с изображением пейзажей («Впечатление. Восходящее солнце»), а у Эдуарда Мане — людей («Железная дорога», «Бар в Фоли-Берьер»).

Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце», 1872 г.

Но если бы всё было так просто… Дело в том, что у обоих мастеров встречаются полотна как с людьми, так и без. По этой причине искусствоведы советуют более детально присмотреться к другим элементам полотна, таким как стиль, цвет, свет и объём.

Эдуар Мане. Железная дорога, 1872—1873 гг.

Загадочный портрет Камиллы Моне

С картиной Ренуара “Моне, рисующий в саду” связан ещё один любопытный факт.

Не так давно специалисты музея сделали рентгеновский снимок полотна. Оказалось, что под ней – портрет Камиллы, жены Клода Моне. Неизвестно, кто его написал.

Покупать себе холст в неограниченном количестве мог только мастер из обеспеченной семьи, как, например, Дега или . Или Ван Гог, который получал хорошее ежемесячное содержание от своего брата.

Поэтому так много картин Ван Гога и сохранилось. Он мог себе позволить качественный холст. В отличие, например, от Гогена и Сезанна. Часть их работ утеряны в том числе из-за того, что они писали на чем попало.

Известный, но небогатый

Самобытность сделала Моне узнаваемым и интересным художником, только вот эта известность не приносила никакой прибыли. Семья бедствовала, чтобы купить необходимые материалы для живописи, приходилось урезать бюджет на питание, а ведь у Клода рос маленький сын.

К тому же, в 1870 году началась немецко-французская война, и Моне, чтобы не попасть в действующую армию, уехал из страны. Он перебрался в столицу Великобритании, где очень удачно познакомился с Полем Дюран-Рюэлем, который владел художественным магазином.

Поль Дюран-Рюэль, меценат, оказавший поддержку тогда ещё не признанному импрессионисту Клоду Моне

Немного улучшило финансовое положение семьи получение наследства от отца Клода, который умер в 1871 году. Жизнь в Париже стоила дорого, Моне решили переехать в столичный пригород – маленький городок Аржантёй. Место было выбрано не случайно, Клода очаровали и вдохновили местные пейзажи. Художника тянуло к речным и морским пейзажам, в Аржантее их было с избытком. Там Моне создал целую серию картин, посвященных судам, а также пейзажи с водоемами.

К тому же, Поль Дюран-Рюэль, с которым Моне познакомился в Лондоне, купил несколько картин художника. Этот человек в целом стал поддерживать зарождающееся направление в живописи – импрессионизм. Он первый открыто поддержал деятелей этого направления, среди которых помимо Моне, были ещё и Мане, Дега, Ренуар, Сислей и Писсаро, с которыми также был знаком и Клод, а с некоторыми из них вместе учился живописи.

В 1872 и 1873 годах живописец пишет две значимые для него и дорогие картины. На одной он изобразил своего пятилетнего сына Жана – «Жан Моне на своей лошади – трехколесном велосипеде». Эту картину Клод не будет нигде выставлять, так как она очень дорога его сердцу.

Второе полотно, где запечатлена его любимая натурщица и жена в одном лице – «Камилла Моне на скамейке в саду». Через пару лет свет увидит «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном», именно эту картину считают самой известной из раннего творчества художника.

Из знакомства с Гюставом Кайботом – коллекционером, охотно поддерживающим импрессионистов, впоследствии родилось общество, в которое вступили многие представители этого направления в живописи. Через год после знакомства Моне с Кайботом, в 1874 году, на бульваре Капуцинок была организована первая выставка нового сообщества.

Она открылась в фотоателье Надара и носила название «Выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов». Эту смелую экспозицию  называли ещё и «Выставка мятежников», так как в других местах импрессионистов пока не выставляли.

Клод Моне «Женщина с зонтиком. Мадам Моне с сыном Жаном», 1875 годМестонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Так как же их отличить друг от друга?

Сначала интересный факт: Мане и Моне были хорошими друзьями, однако началом их отношений послужила путаница на выставке и даже ссора: Эдуарда Мане поздравляли с успехом Клода.

Итак, вот несколько простых советов, которые помогут блеснуть знанием французской живописи:

1. Если на картине изображены люди, то скорее всего это Мане. Клод Моне любил пейзажи и все с ними связанное, люди же были фишкой его друга. Моне этой страсти не разделял, но зато с огромным энтузиазмом создавал циклы про стога сена или же Руанский собор в разное время года и суток.

Эдуард Мане, «Бар Фоли-Бержер», 1882

2. Если вам кажется, что пора протереть очки, то это Моне. В действительности, маэстро тонко и умело передает атмосферу вечера или утра, когда на землю опускается туман или солнце только-только восходит на горизонт, золотя облака и весь простор. Кажется, еще чуть-чуть и сам окажешься в поле или перед великим памятником архитектуры.

3. Заметили четкость линий и форм? Это Мане! Техника Клода Моне заключалась в коротких, резких и контрастных мазках, так что четкости в его полотнах вы не найдете.

4. Видите ирисы, лилии и другие прелести ботаники? Это Моне.

Клод Моне, «Водяные лилии», 1899

Перед вами две картины с одинаковым названием «Завтрак на траве», да еще и фамилии авторов причудливо похожи? Не волнуйтесь, сделайте глубокий вдох и посмотрите, на чем художник делает акцент.

Если детально показаны лица и формы людей, и вы вот-вот подмигнете вооон той дамочке в на заднем плане, то это Мане, если же природа прописана так, что вы готовы вдохнуть запах леса – Моне.

Итак, если обобщить все вышеупомянутое, можно вывести следующую формулу: «Мане – люди, Моне – пятна». Пользуйтесь с удовольствием, и надеюсь, что теперь что-то прояснилось. Любите французскую живопись и помните, что искусство – это совсем не скучно и неинтересно, а наоборот, очень увлекательно.

Ангелина Глотова

Рождение самобытного художника

У Эжена Будена юный Клод обучился навыкам рисования природы на пленэре. Первой картиной Моне можно считать написанный им в 17 лет «Вид на Рюэль». Она даже выставлялась в 1858 году в Гавре. В 1859 году молодой художник уезжает на свою малую родину в Париж. Там он посещает всевозможные художественные выставки и галереи, чтобы больше узнать о живописцах и их стилях. Так как денег у юноши мало, он пишет картины в студии для бедных художников.

Клода призвали в армию в 1861 году и направили в кавалерийскую часть, которая находилась в Алжире. На военной службе Моне пробыл недолго, он заразился тифом и через два года, вместо положенных семи, был уже дома. К тому же, его тетушка, очень любившая племянника, откупила его от военной обязанности, поэтому в армию молодой человек больше не вернулся. Он поступил в университет на факультет искусств, чтобы в скором времени разочароваться в образовательном процессе, который проходил в вузе.

Шарль Лулье «Портрет Клода Моне в армейской униформе», 1861 или 1862 годыМестонахождение: Музей Мармоттан-Моне, Париж, Франция

Подход к обучению живописи, который Моне видел в университете, ему совершенно не пришелся по вкусу, поэтому Клод сменил место обучения на студию Шарля Глейра. В этом месте встретились будущие французские импрессионисты: Ренуар, который напишет портрет Моне, Сислей и Базиль. Вот как описываются занятия в студии Шарля Глейра (отрывок из книги «Клод Моне» серии «Великие художники мира», составитель А. А. Бобкова):

После занятий в студии Глейра появились первые серьезные работы Клода Моне – «Завтрак на траве» и портрет Камиллы Донасье, который был назван «Дама в зеленом». Что интересно, коллега Клода живописец Эдуард Мане в одно с ним время, только немного раньше, написал картину с похожим названием «Завтрак на природе».

Клод Моне «Дама в зелёном», 1866 годМестонахождение: Картинная галерея, Бремен, Германия

Почти однофамилицы написали почти одинаковые картины, только вот их содержание разительно отличалось друг от друга, хотя тема оставалась одна – завтрак на лоне природы, можно сказать, пикник. Немного о картине Эдуарда Мане из книги серии «Великие художники мира»:

В 1866 году в художественном салоне состоялась выставка картин. Моне выставил свою «Даму в зеленом». Поначалу должен был выставляться «Завтрак на траве», но Клод просто не успел дописать полотно к началу выставки.

Картина же эта достаточно живописна и оригинальна по технике, хоть и имеет простую композицию. Тем не менее, Камилла Донасье принесла своему автору известность. «Завтрак на траве» Моне пришлось продать, так как финансовое положение у него было на тот момент не самое лучшее.

Клод Моне «Завтрак на траве», 1866 годМестонахождение: Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

Читати також

02.11.2021
3083

Алый, белый и золотой. Магия пейзажей Марины Бочаровой

  • Аутсорс як ефективний спосіб оптимізації бухгалтерських послуг
  • iPhone 14: нові можливості у останній лінійці
  • Дитина і смартфон: чи потрібні обмеження?
  • Як купити сільськогосподарські товари в Україні та не зіткнутися зі складнощами?
  • Переваги покупки косметики в інтернет магазині
  • Які кухарські ножі краще купити для домашньої кухні?
  • Курси англійської мови. Індивідуальні та групові заняття
  • Інтернет-магазин DON PION – з любов’ю до квітів!
  • Привіт, Honda HR-V e:HEV 2022!
  • Навушники для геймерів – дротові чи бездротові?
  • Протисонцеві окуляри. Як вибрати правильно?

Палитра цветов

В работах Мане есть палитра темных цветов под влиянием испанского художника барокко Диего Веласкеса, а также Гойи. Как правило, его картины изображали социальные сцены, портреты и некоторые натюрморты и пейзажи. А вот работы Моне имеют в основном палитру ярких пастельных тонов. Можно наблюдать сильную импрессионистскую тенденцию момента, захвата света. Работы Моне в основном ландшафтные, с редким появлением человека в качестве дополнительного элемента к ландшафту.Основное различие в цвете состоит в том, что Мане использовал черный в своей палитре. Моне и другие зрелые импрессионисты никогда не использовали черный.

Знаменитые стога Моне

Однажды Клод со своей приемной дочерью от Алисы Гошеде пошел на луга, чтобы написать скошенные поля. На лугах стояли стога с сеном, погода резко сменилась, и окружающий пейзаж принял совершенно иные оттенки. Уже начавший писать Моне отправил девочку за новым холстом, чтобы нарисовать луг в других оттенках. Пока дочка вернулась, погода снова преобразила природу в её цветовой гамме.

Следующим утром Клод, снарядившись уже пятью холстами, направился на луг. В результате этих хождений и смены погоды получилась целая серия картин со стогами сена в разных цветовых интерпретациях. При написании этих полотен Моне использовал лиловый цвет, интересно играя им на холсте. Эта серия была продолжена живописцем год спустя.

Стога получились разные: и летние, и осенние, и даже с шапками снега. Самая известная из этой серии картина «Стога. Эффект дождя и солнца», написанная автором в 1891 году. На выставке эти картины вызывают приятные впечатления у ценителей искусств, ими восторгаются.

Клод Моне «Стога сена в конце лета. Утренний эффект», 1891 годМестонахождение: Музей д’Орсэ, Париж, Франция

Сын парижского бакалейщика

У Клода Огюста Моне и его супруги Луизы Жюстины Обре в 1840 году появился на свет второй ребенок. Мальчика, родившегося 14 ноября, назвали Оскаром Клодом. Когда мальчику исполнилось пять лет, семья переехала из столицы Франции в нормандский город Гавр. Там, на берегу Атлантического океана, жила родная тетка Клода Мари-Жан Лекадр, чей муж держал торговую компанию. Туда  и устроился работать старший Моне. Летом вся семья отдыхала на даче Лекадров в Сент-Адресс – курортном городке.

Отдав сына в школу, отец надеялся, что мальчик выучится и после окончания учебы продолжит его дело бакалейщика. После кончины мужа тетки Жака Лекадра управление его компанией перешло к Моне старшему. Ожидания Огюста не оправдывались, мальчик совершенно не признавал дисциплины, учиться не любил и постоянно рисовал. Первыми рисунками Клода стали карикатуры на одноклассников и преподавателей в школе.

Младший Моне был парень не промах. Поняв, что карикатуры у него получаются на ура, он стал их продавать по 20 франков. Свои шаржи Клод размещал в багетном салоне, где их выставляли на витрину вместе с инструментами и материалами для живописи.

Клод Моне. Карикатура на Эжена Марселя, 1856 годМестонахождение: Институт искусств, Чикаго, США

Продавая карикатуры, юный предприниматель скопил себе приличное для молодого парня состояние в две тысячи франков. В том же салоне, где продавались рисунки Моне, он однажды повстречал художника Эжена Будена – известного на тот момент пейзажиста, и познакомился с ним. Живописец отметил, что у мальчика, бесспорно, есть талант к изобразительному искусству.

Новый знакомый настоятельно посоветовал парню начать рисовать нечто более серьезное, чем простые картинки. Молодой Клод стал брать уроки живописи у Будена, несмотря на противление этому отца. Огюст Моне ещё надеялся пустить сына по своим стопам.

Занятиям рисованием с настоящим художником против воли отца поспособствовала тетя Клода. Она опекала мальчика после смерти его матери. Беря уроки у Будена, юноша понял, что тяготеет к пейзажам.

Художник Эжен Буден, учивший молодого Моне живописи

Тяжелым бременем на плечи легли финансы и печаль

Несмотря на то, что картины Моне искрились яркими красками и светом, передавали всеобъемлющее ощущение счастья, их не спешили покупать. 1877 год художник посвятил серии работ на Сен-Лазарском вокзале. Он надеялся, что современный вид транспорта, изображенный на холсте, будет популярен среди обеспеченных граждан, часто пользующихся услугами железной дороги. Но почему-то они предпочитали старомодные картины с каретами и лошадьми.

Главный меценат импрессионистов Дюран-Рюэль, пострадавший финансово в экономический кризис, перестал покупать картины Моне. Для всех настали трудные времена, Клоду порой нечем было кормить семью. Спасал лишь Эрнест Гошеде – финансист, который ценил искусство и заказал живописцу серию панно для своего замка. Не только трудное финансовое положение тяготило семью Моне, в это время ещё тяжело заболела жена художника Камилла.

В семье Моне родился второй ребенок, это серьезно ослабило организм болевшей чахоткой Камиллы. Помимо этого, не было денег на хорошее питание и лекарства. Вскоре после родов Камилла умерла, это произошло в 1879 году. Заботиться о сыновьях Клода стала соседка по дому в Ветее, который снимала семья Моне вместе с супругами Гошеде. Через некоторое время у художника и Алисы Гошеде возникли чувства друг к другу. Муж Гошеде, узнав об этом, покидает возлюбленных, оставив с ними восьмерых своих с Алисой детей.

Клод Моне и Алиса Гошеде (крайние слева) с детьми, 1886 год

В чём разница

Самым простым способом отличия будет уяснение простой закономерности: Мане по большей части писал людей, а Моне – «пятнистые» пейзажи, однако этот способ не способен дать стопроцентную подсказку при определении авторства некоторых картин (к примеру, оба художника в своё время озаглавили свои абсолютно разные полотна названием «Большой канал в Венеции»). На первом фото картина Клода Моне.

Оба художника имеют титул «королей» импрессионизма, однако если разобраться, то даже в обстоятельствах получения этих званий есть коренные отличия. Эдуарда Мане прозвали «королём импрессионизма» исходящие желчью критики, мечтающие побольнее задеть и без того уязвлённое самолюбие мастера. Французские издательства даже печатали карикатурные изображения Мане в короне, а его приспешников тогдашние СМИ окрестили «бандой Мане». Самому мастеру, конечно, это не сильно льстило.

Клода Моне же «короновали» намного позже и без тени сарказма

К его полотнам относились более серьёзно, не считая, что художник пытается привлечь к себе излишнее внимание

Если внимательно проанализировать стиль Эдуарда Мане, то можно понять, что его картины трудно отнести к импрессионистскому стилю, да и сам мастер себя импрессионистом не считал. Он создавал на своих полотнах особый, ни на что не похожий стиль, то и дело бросающий вызов обществу, в котором приходилось жить очередному непризнанному гению своего времени.

Клод Моне

В 1865 году на одной из французских выставок импрессионистов никому тогда ещё не известный французский художник по имени Клод Моне представил широкой общественности два своих полотна, одним из которых был пейзаж «Устье Сены в Онфлёре». Картины пришлись публике по нраву, и всё бы ничего, но только на той же самой выставке представил критикам свою «Олимпию» и стремящийся к признанию Эдуард Мане… Однако о нём – чуть позже.

Клод Моне не стремился устроить революцию жанра, писал красивые и объёмные облака, иногда тяготел к маринизму. Некоторая небрежность и будто бы лёгкая незаконченность его работ стали отличительной чертой художника, помогли ему обрести собственный, узнаваемый почерк.

Критики с одобрением восприняли «Устье Сены в Онфлёре», одобрив слегка «взвихренный» стиль полотна, однако в прошлом реакция публики по отношению к полотнам Моне была не такой позитивной: картины талантливого импрессиониста долго не хотели признавать в начале его творческого пути.

Эдуард Мане

Всё в том же салоне в 1865 году Эдуард Мане ждал положительных рецензий на свою «Олимпию», и дождался реакции абсолютно противоположной. Публика приняла полотно негативно, с агрессией и неприязнью. Критики сравнивали руку изображённой Мане «ночной бабочки» с «отвратительной жабой», и не рекомендовали молодым девушкам даже смотреть на это полотно. Возможно, бесценный образчик искусства был бы уничтожен вместе с рамой, если бы не пара крепких охранников, успокоивших разбушевавшуюся аудиторию.

Масла в огонь лично для Мане добавляла ещё и история с фамильной путаницей: художник решил, что не слишком известный на ту пору Моне просто решил заработать на его фамилии, выставив свои работы. Согласно достоверным источникам, этот случай и свёл вместе двух великих мастеров импрессионизма, сначала поссорив, а затем сделав их друзьями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: