Общество передвижников
В конце 1869 года Илларион Михайлович Прянишников загорается идеей создать общество художников, творчество которых было бы доступно простым людям вне зависимости от рецензии, что получила та или иная работа от императорской канцелярии. Подобный проект подобного неподцензурного союза был невероятно смелым и радикальным для того времени, он имел мало шансов на успех. Однако в начале 1870 года под активным руководством Иллариона было создано «Товарищество передвижных художественных выставок», получившее в народе название «союз передвижников».
Для русских художников 19 века тема народного быта стала особенной. Несмотря на то что до первой революции было еще далеко, все больше членов высших слоев общества стали интересоваться жизнью простого люда, и довольно значительное число представителей творческой интеллигенции старалось обрисовать картину народного быта в своих произведениях.
(1840 — 1894)
Илларион Прянишников – яркий представитель Товарищества передвижных художественных выставок. Вся его творческая жизнь с юности и до последнего дня оказалась неразрывно связана с этим объединением и его эстетикой.
Прянишников был одним из его учредителей, руководил его московским отделением, дружил со многими его участниками, вместе с ними преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, пестовал и направлял новое поколение мастеров-реалистов.
В своем творчестве он продолжил направление острой социальной критики, заданное его старшим современником и товарищем по искусству Василием Перовым, развивая его в русле «новелл в живописи». Прянишников прекрасно знал отечественные типы и нравы, обладал мягким юмором и сочувствием к простому человеку – он и сам познал бедность.
В юности он служил у лавочника и был свидетелем многих сцен, аналогичным тем, которые мы видим на его полотнах. Таковы, например, его знаменитые «Шутники», принесшие славу и официальное признание художнику.
Каждая его картина была меткой и наблюдательной сценой из жизни. Вместе с тем, Прянишников не бичевал пороки, не произносил страстных, но однобоких приговоров – он, храня верность передвижничеству, в то же время, по словам Александра Бенуа, «отбросил всякие намерения учить, рассказывать, навязывать свои мысли и обратился к простому изображению действительности».
Прянишников – истинно московский художник, он писал: «Для нас, русских жанристов, Москва – клад». Это ключ к пониманию работ мастера, всегда остававшегося жанристом, но привнесшего в этот жанр много нового, своего, типично прянишниковского.
Он не был эпигоном и двойником Перова, как многие воспринимают и сейчас его творчество, в его произведениях больше юмора, воздуха, света, движения.
Особым светом, красивой и сдержанной серебристой живописью отличаются его большие поздние полотна – «Спасов день на Севере» (1887) и «Крестный ход» (1893), где именно цвет определяет спокойную гармонию и праздничность настроения.
Нельзя не отметить и педагогическую деятельность Прянишникова – более двадцати лет он преподавал в МУЖВЗ, где среди его учеников были такие выдающиеся мастера отечественного искусства как М.В. Нестеров, С.И. Светославский, С.В. Иванов, А.Е. Архипов, А.С. Степанов, В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля и многие другие.
Илларион Михайлович Прянишников родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимошево Боровского уезда Калужской губернии в купеческой семье.
Учился в Московском училище живописи и ваяния в 1852-1855 и 1857-1865 годах у Е.Я. Васильева, С.К. Зарянко, Е.С. Сорокина, награжден малой и большой серебряной медалями.
В 1875-1877 принимал участие в оформлении храма Христа Спасителя. Обращался к книжной иллюстрации, работал в технике офорта и литографии.
В 1873-1894 годах преподавал в МУЖВЗ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870, член правления московского отделения ТПХВ). Действительный член ИАХ (с 1893).
Произведения
- «Мальчик-коробейник» (1860-е),
- «Чтение письма в мелочной лавке» (1860-е),
- «Шутники. Гостиный двор в Москве» (1865, ГТГ)
- «Погорельцы» (1871),
- «В 1812 году» (1874, ГТГ)
- «Порожняки» (1871, Харьковский художественный музей, вариант 1872 г. — в ГТГ)
- «Жестокие романсы» (1881),
- «Охота пуще неволи» (1881),
- «Дети на рыбалке» (1882), Красноярский государственный художественный музей им. В.И. Сурикова.
- «Возвращение с ярмарки» (1883),
- «Спасов день на Севере» (1887, ГТГ),
- «В мастерской художника» (1890),
- «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (1888, Художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов).
- «В ожидании шафера» (1891). Серпуховский историко-художественный музей
Картины, находившиеся в доме брата Сергея Михайловича в Лальске, и в 1918 году переданные в Великоустюжский музей:
- «Портрет брата»,
- «Портрет жены брата»,
- «Гостья»,
- «Вид фабрики Сумкина»,
- «Ярмарка в Лальске».
Другие картины «лальского» цикла: