Биография Эдгара Дега
Эдгар Дега появился на свет 19 июля 1834 года в Париже. Он рос и воспитывался в состоятельной аристократической семье Огюста де Га и Селестины Мюссон. У своих родителей он был старшим из 5 детей.
Детство и юность
Первая трагедия в биографии Дега произошла в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать. Подросток крайне сложно перенес потерю близкого человека. Он был способным ребенком, проявлявшим интерес к латыни и истории.
В 1852 г. Эдгар окончил лицей Людвига Великого, после чего продолжил получать образование в университете на факультете права. Отец хотел, чтобы сын стал успешным юристом, но самого юношу юриспруденция мало интересовала.
Вместо этого, Дега проявлял живой интерес к рисованию. Поскольку он воспитывался в богатой семье, он мог не думать о деньгах и подолгу заниматься только творчеством. По своей натуре он был очень требовательным человеком, вследствие чего старался каждую свою художественную работу доводить до идеала.
В поисках совершенства Эдгар мог сутками напролет рисовать портреты, забыв обо всем на свете. В итоге, для прекращения работы его приходилось буквально силой оттаскивать от рисунков или полотен. В 1855 г. он поступил в школу изящных искусств, где учитель Ламотт побудил его изучать творчество лидера европейского академизма Энгра.
Одновременно с этим Эдгар Дега глубоко исследует картины великих художников в Лувре. Затем он посещает Испанию и ряд итальянских городов. Благодаря этому, ему удается существенно расширить свой культурный кругозор и получить массу впечатлений от увиденного в местных музеях и галереях.
Возвратившись домой, Дега открыл мастерскую
В это время биографии он уделял особое внимание исторической и портретной живописи. В результате, он написал немало портретов, на которых были изображены его близкие родственники
Детство и юность
Будущий художник родился 19 июля 1834 года в семье преуспевающего банкира. Отец Огюсто де Га являлся организатором неаполитанского торгового дома. Мать Селестина Мюссон была дочкой брокера хлопковой биржи.
Глава семейства содержал жену и детей, а Селестина, как хранительница домашнего очага, поддерживала уют и порядок в доме. Мать скоропостижно скончалась, когда мальчику не было и 13 лет.
Художник Эдгар Дега
Эдгар рос способным ребенком: увлекся латынью и историей. Окончив в 1852 году лицей Людвига Великого, юноша поступает в Парижский университет на факультет права. Однако молодой человек понимает, что юриспруденция – это не его.
Огюсто хотел, чтобы старший сын получил образование и пошел по его стопам, унаследовав в дальнейшем семейный бизнес. Узнав о намерении сына бросить университет, он решает не довлеть над отпрыском, предоставляя Эдгару возможность выбора.
Получив благословение отца, в 1855 году молодой человек поступает в школу изящных искусств, где наставник Ламотт прививает юноше любовь к лидеру европейского академизма Ж.Д. Энгру.
Эдгар Дега в молодости
Эдгару повезло родиться в семье аристократов. Парень никогда не испытывал трудностей, связанных с нехваткой денег. Пока другие начинающие художники боролись с голодом и с опаской смотрели в завтрашний день, юноша в 1856 году решает оставить учебу и на 2 года уезжает в Испанию.
Там молодой человек изучает главные культурные центры страны – Флоренцию, Неаполь, Рим, вдохновляется картинами мастеров эпохи Ренессанса.
Окрыленный юноша по возвращению в Париж открывает мастерскую, создавая ряд произведений на исторические сюжеты.
Автопортрет Эдгара Дега
Эдгар смело отказывается от идеализации античной жизни, показывая какой она могла быть в современной интерпретации. Несмотря на титанические усилия и огромное желание, в рамках своего творчества объединить античность и современность у Дега не вышло.
Знакомство с Эдуардом Мане, случившееся в 1862 году, перевернуло жизнь Дега с ног на голову. Художник стал завсегдатаем уютного кафе «Гербуа». Там амбициозные импрессионисты обсуждали концепции новых сюжетов в живописи и собственное видение действительности.
Эдуард Мане
Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки». Главная задача художника – показать внутренний мир героя, во взгляде, в движении руки, в повороте головы в полной мере суметь раскрыть личность. Дега в корне отличался от импрессионистов, он воспринимал окружающий мир как динамичную стихию бытия, не пытаясь вычленить из нее и капли вдохновения. Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа.
В дальнейшем эти воспоминания помогали передавать ритм городской жизни, создавая детализированные образы людей, мест и событий.
Портрет Эдгара Дега
Материальное благосостояние позволяло Эдгару пребывать в вечных поисках себя. Живописец нарушал каноны, экспериментировал со светом, формой, издевался над композицией – в общем, делал все возможное и невозможное, чтобы новое видение создало эффект свежести работ.
В результате творческих скитаний творец сумел добиться точной выветренности композиционного строя полотен, в которых больше не было ничего случайного. Все элементы подчеркивали смысл сюжета.
У модистки (1882)
Дега всегда считал себя реалистом, хотя и рисовал в манере импрессионизма. Реализм его работ настолько велик именно за счёт изображения реальных моментов из жизни парижан. Однажды он проходил мимо витрин дамских шляпных магазинов и не смог отвести глаз от происходящего за витриной. В результате таких наблюдений появился целый цикл «У модистки».
Одна из первых картин изображает двух дам — покупательниц, одна из которых примеряет шляпку. В своей работе Дега использует диагональную композицию, на переднем плане изображены аксессуары — всевозможные шляпки. Но они не отрывают внимания зрителя, его привлекают именно увлечённые дамы, которых словно застали врасплох за примеркой модных шляпок.
Страсть к передаче движения – главная особенность творчества Эдгара Дега
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 20.07.2017 16:39 Просмотров: 2187
Любимыми сюжетами Э. Дега были скачущие лошади, балерины на репетиции, прачки и гладильщицы за работой, одевающиеся или причесывающиеся женщины. Самое известное произведение Э. Дега – «Голубые танцовщицы».
Э. Дега «Голубые танцовщицы» (1897). Бумага, пастель. 65 х 65 см. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва)Тема танца – любимая тема художника, она неоднократно повторялась в его рисунках, масляной живописи и пастели. Но по красоте цветовой гармонии и композиции эта работа признана лучшей в этой тематике.«Голубые танцовщицы» созданы им в поздний период творчества, когда зрение художника сильно ослабло, и он начал работать большими цветовыми пятнами.
Личная жизнь
Биографы Эдгара Дега до сих пор почти ничего не знают о его личной жизни. На данный момент не известно ни одного подтверждения того, были ли у него близкие отношения с натурщицами или другими женщинами. Сам он никогда не делился подробностями из интимной жизни.
Неоднократно позировавшая для Дега Сюзанна Валадон говорила, что художник часто делал ей комплименты, но интимные отношения были исключены. Мастер считал, что женщина создана не для любви, а для вдохновения.
Даже после создания цикла картин «Сцены в закрытых домах», посвященной куртизанкам и легкомысленным барышням, никто и никогда не сомневался в непорочности Эдгара
Известно, что ему не нравилось повышенное внимание к своей персоне
Вместо этого Дега предпочитал находиться в уединении. Современники отзывались о нем, как о сдержанном, вспыльчивом и ворчливом человеке. Кроме этого, он являлся талантливым мимическим артистом, а также не имел никаких учеников.
Звезда (1876-1877)
Дега обожал балет, это видно, с какими любовью и трепетом он изображал своих балерин. Волшебный мир театра привлекал Художника со всех сторон — со стороны сцены, стороны кулис, балетных классов. Его интересовал весь процесс подготовки к балету. Именно пастель смогла вознести балерин Дега на уровень небожительниц. Изысканные мягкие тона, нежность, воздушность и прозрачность делают его работы превосходными. Центральная фигура картины — балерина, которая парит в воздухе, касаясь сцены кончиком пуантов. Она белоснежная, вся светится изнутри.
На заднем плане декорации и кулисы. Из-за декорации видна фигура респектабельного человека, мецената, роль которого в жизни примы неоднозначна. Эта фигура возвращает зрителя из волшебной страны эльфов в суровую земную жизнь.
Художник Эдгар Дега: биография и творчество
Эдгар Дега появился на свет 19 июля 1834 года, был первенцем в семье успешного банкира Огюсто де Га. Тринадцатилетний мальчик пережил смерть матери, что стало для него большим ударом.
Эдгар Дега с юных лет проявлял склонность к живописи. Отец же хотел видеть его юристом, который бы продолжил семейное дело. После окончания лицея в 1852 г. молодой человек поступил на правовой факультет в Парижском университете, однако очень скоро понял, что юриспруденция не для него. К счастью, Огюсто де Га не стал давить на сына и предоставил ему возможность самостоятельного выбора. При этом прагматичный отец посоветовал юноше сосредоточиться на жанре портрета, он полагал, что именно это принесет живописцу деньги и славу.
В 1855 г. Эдгар начинает учебу в школе изящных искусств. Наставником его был Луи Ламот (Louis Lamothe), ученик легендарного Энгра (Jean Auguste Dominique Ingres). В сердце Дега на всю жизнь осталась любовь к энгровской ясной форме, его певучим линиям. В 1856 г. молодой художник прервал учебу и на два года уехал в Испанию. Здесь юноша посещал ключевые культурные центры, знакомился с шедеврами гениев Ренессанса. Вернувшись в столицу Франции, окрыленный Дега открыл свою мастерскую, где начал писать картины на исторические, античные сюжеты.
В ранних произведениях Эдгара Дега еще почти нет сложной техники, изысканных художественных приемов — того, что сделало его впоследствии узнаваемым во всем мире. Однако уже тогда в работах зарождается непредсказуемость движений, элементы, ускользающие за пределы холста, фотографическая случайность сюжета.
В 1862 г. Дега знакомится с Эдуардом Мане (Édouard Manet) — это событие одно из главных в его жизни. Мане представил Эдгара другим молодым художникам, впоследствии они стали известны миру как импрессионисты. Дега часто посещает кафе «Гербуа», где амбициозные коллеги обсуждают свое видение действительности, делятся идеями новых сюжетов. Благодаря тонким манерам, образованности, своеобразному обаянию живописец заслужил в этом кругу высокую репутацию.
Эдгар Дега видел и ощущал мир вокруг как динамичную стихию, никогда не стихающую жизнь мегаполиса. А фотографическая память художника помогала ему подмечать все особенности Парижа. В своих картинах он воссоздает ри]городской жизни, детально изображает обстановку помещений, образы горожан, события.
Любимой темой импрессиониста был балет. В своих произведениях художник мастерски передает этот мир грации и красоты, при этом работы его лишены нарочитой сентиментальности. В отличие от других художников Эдгар Дега представляет труд балерин без прикрас, он проникает за кулисы, показывая, как они тренируются, переодеваются, отдыхают. До него живописцы изображали танцовщиц официально, претенциозно, в картинах не было и речи о легкости.
Помимо балета, Дега страстно увлекался лошадьми. Он был очарован этими грациозными животными, их природной пластикой. Художнику очень нравились традиционные римские скачки. Этой теме посвящена целая серия его картин.
Что касается личной жизни, то Эдгар Дега всегда был одинок. Для него это было единственным комфортным душевным состоянием, мастер не любил повышенного внимания к собственной персоне.
Последнее десятилетие жизни гения было очень печальным. Дега потерял зрение, его захватил горестный пессимизм. Бесцельно слоняясь по улицам Парижа, художник испытывал неописуемую боль от невозможности созерцать жизнь и запечатлевать ее на холсте. Скончался Эдгар Дега 27 сентября 1917 года.
Голубые танцовщицы.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва.
“Голубые танцовщицы”, на мой взгляд, одна из самых прекрасных работ Дега. Сияние голубого цвета и изящность поз танцовщиц доставляют поистине эстетическое удовольствие.
Дега любил писать танцовщиц балета в самых неожиданных ракурсах. Не исключение и эта картина. Мы наблюдаем за ними сверху, поэтому видим только их плечи и талии. Они на нас не смотрят, а лишь поправляют свои платья перед началом выступления.
Дега было свойственно обрезать углы, чтобы ещё больше подчеркнуть спонтанность изображённого. Две балерины на картине “Голубые танцовщицы” “не попали в кадр” полностью. Это ещё больше подчёркивает эффект “моментального снимка”.
Живопись
Балет был излюбленной темой мастера импрессионизма. Популярность балетных сцен, запечатленных Дега, легко объяснить: на своих полотнах художник мастерски показывает мир красоты и грации, не перегружая картины излишней сентиментальностью.
Тема балета фигурирует в творчестве многих художников. Для написания картин все как один пользовались услугами именитых натурщиц. Игра светотеней, специально подобранная для портрета поза – эти нюансы лишали полотна души. Дега первый осмелился показать труд работниц сцены без прикрас.
Картина «Голубые танцовщицы» написана любимой художником пастелью. Четыре балерины в голубых балетных пачках в предвкушении выхода на сцену не находят себе места. Каждый день они отыгрывают роли и каждый день волнуются, как перед дебютом. Глядя на них, зритель невольно сопереживает героиням, чувствуя тот же мандраж. Асимметричность композиции и неравномерный обрез краев говорит об увлечении художника фотографией
Помимо балета, живописец увлекался лошадьми. Эти грациозные животные завоевали любовь творца, когда тот пребывал в Италии. Дега являлся поклонником традиционных римских скачек. Художника привлекала природная пластика лошадей, а профессиональные жесты наездников вызывали в художнике неподдельный восторг.
Первая картина цикла «скачки» появляется на свет В 1860 году и носит название «Джентльмены на скачках: перед стартом». Это полотно является копией стиля и характера художника.
Нечеткие, расплывчатые всадники теряются на фоне плоского ландшафта. Дега переписывает эту работу спустя 20 лет. В поздней версии фоном стали бескрайние холмы и фабрики.
Произведение Эдгара Дега «Абсент», поднимая проблему алкоголизма, в полной мере отражает нравы парижской богемы того времени. Чувство одиночества лучше испытывать вдвоем. Потеря надежды – вот что объединяет этих далеких и в то же время близких людей. Блеклый колорит картины усиливает чувство ничтожности собственного бытия.
Приукрашать действительность живописец не хотел, предоставляя зрителю возможность воочию увидеть те реалии, что его окружают.
Одной из основополагающих работ 19 века является «Площадь согласия». В какой-то момент у мастера не осталось денег и ему пришлось браться за работу любого плана. Мастер вынужден был изобразить семью виконта, а затем продать полотно ему. Это помогло художнику выручить сумму денег, необходимую для жизни. В собственности Л. Лепика картина находилось долгое время. О ее судьбе ничего не было известно до начала 20 века.
Спустя время «Площадь согласия» была обнаружена в собрании именитого владельца картинной галереи П. Дюрана-Рюэля. Однако нижняя часть работы оказалась отрезана. Именно она содержала автограф художника. Отсутствие подписи усложнило определение автора. После долгих тщетных попыток сбыть шедевр, наконец, его приобрел немец О. Герстенберг.
Сюжет работы прозаичен. Несмотря на мнимое спокойствие бледность красок и плавность линий, мысль не лежит на поверхности. Дети и взрослые на картине смотрят в разные стороны. Налицо извечный конфликт отцов и детей. Отраженная разница во взглядах и мировоззрении поколений, словно в насмешку, получает название «Площадь согласия».
Дега умел удивлять зрителя, заставив сопереживать герою, изображенному на полотне. «Гладильщицы» не стали исключением. Работница с бутылкой вина, изнемогающая от скуки и однообразия, стала символом труженицы начала ХХ века.
Сразу бросается в глаза изнеможённость второй женщины. Она не гладит – она валится с ног. У нее нет ни сил, ни желания даже на то, чтобы поднять голову. Ведь вокруг всё та же безысходность и груды белья. Маэстро импрессионизма позволяет людям увидеть Париж под другим углом.
«Прачки» суровы и реалистичны. Великий мастер с чувством глубокого гуманизма относился к человеку труда.
В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей
Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения
Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Но у прирожденных балерин нет времени на посторонние мысли – они живут танцем, и секунда бездействия, как смерть. Классическая цветовая гамма придает полотну академичность, однако энергия безучастного движения в пространстве возвращает зрителя в мир импрессионизма.