Ф. марк. «»дикие» германии»

прием

Влияния Синего всадника

Галка Шейер с Фейнингером, Кандинским, Клее и Явленским, коллаж на странице газеты « San Francisco Examiners » от 1 ноября 1925 г.

Пауль Клее преподавал с 1921 года, а Василий Кандинский с 1922 года в Баухаусе в Веймаре, а затем в Дессау . Кроме того, Кандинский, Клее и Алексей фон Явленский, трое из художников, участвовавших в Blue Rider, вместе с Лионелем Фейнингером под руководством Галки Шайер сформировали выставочную группу Die Blaue Vier — воспоминание о Blue Rider — в Веймаре. Шайер в основном в США представлена.

Мюнхен как место авангарда в современном искусстве закончился роспуском «Синего всадника». Его идеи были забыты, а в эпоху национал-социализма многие работы их художников были названы « дегенеративными », уничтожены или проданы за границу. Продажа имела непредвиденные последствия: картины «Синего всадника» стали известны международной публике, а после 1945 года идеи художников получили более широкое признание за границей, чем в Германии. Художники из Дании, Бельгии и Нидерландов, такие как Асгер Йорн или группа CoBrA, продолжили идеи Кандинского и Марка.

Только в 1949 году Мюнхенский Дом искусств под руководством Людвига Гроте показал «Синего всадника. Мюнхен и искусство ХХ века. Путь 1908–1914 гг. «Работы художников-участников. Габриэле Мюнтер была членом почетного комитета и смогла присутствовать на открытии заново абстрактной живописи, которое Кандинский постоянно продолжал. Среди многих других коллекционеров она была одним из кредиторов экспонатов, как и вдовы художников Нина Кандинская и Соня Делоне . Также были представлены картины из коллекции Хильдебранда Гурлитта , бывшего арт-дилера Гитлера . Организаторами выступили Bayerische Staatsgemäldesammlungen , Münchner Städtische Galerie и «Отдел по делам культуры», отдел американских оккупационных властей, ответственный за культурный обмен. Одновременно с этой мемориальной выставкой в галерее Штангл 30 августа 1949 года была показана выставка Франца Марка. Акварели и рисунки , к которым был издан каталог с предисловием Клауса Ланкхейта .

С сегодняшней точки зрения Blue Rider — одна из важнейших станций .

Синий всадник в Ленбаххаусе

Ленбаххаус, вид на сад 2013

После разрыва Василия Кандинского с Габриэле Мюнтер в 1920-х годах возник юридический спор о праве собственности на его картины Мурнау, который в 1926 году в значительной степени закончился в пользу Мюнтера. В нацистскую эпоху она спрятала многих Кандинского и других членов «Синего всадника» в подвале своего дома. По случаю своего 80-летия в 1957 году она завещала большую часть своего имения городу Мюнхен. В их числе 25 его собственных картин, 90 картин Кандинского, написанных маслом, и более 300 его акварелей, темперных листов, картин и рисунков на стекле. Таким образом, Мюнтер создал предпосылки для представительства Der Blaue Reiter в Städtische Galerie im Lenbachhaus в Мюнхене. В 1965 году Фонд Бернхарда и Элли Кёлер был добавлен к пожертвованию Мюнтера, пополнив фонды, в частности, картинами Франца Марка и Августа Макке. Поскольку Ленбаххаус был закрыт на ремонт на долгое время до весны 2013 года, многие работы художников Синего всадника были представлены на других выставках. С 7 мая 2013 года, в день открытия, их показывают посетителям при дневном свете.

Синий год 2011

Почтовая марка Deutsche Post 2012 года с мотивом Марка « Синяя лошадь I.

Свободное государство Бавария в 2011 году отметило два юбилея: 125-летие со дня смерти «сказочного короля» Людвига II и одновременно 100-летие Голубого всадника. Многие выставки в музеях показали работу участвующих художников в специальных шоу, например, замок — музей Мурнау , то Марк Музей Франца в Кохеле — ам — Зее, в Buchheim музей в Бернриде и Penzberg Городского музея .

The German Post AG представляла собой памятную марку , выпущенную к столетнему юбилею , стоимостью 145 евроцентов. Дата выпуска — 9 февраля 2012 года. На марке изображена работа Франца Марка « Синяя лошадь I» 1911 года, дизайн выполнен дизайнером коммуникаций Ниной Клаузинг из Вупперталя.

Василий Кандинский

Василий Кандинский (1866—1944) был основателем и идеологом «Синего всадника». «Отец абстракционизма», он стоял у истоков всего беспредметного искусства ХХ века.

Кандинский был «генератором» новых, непривычных идей — о художественных формах, о темах, которые художник должен затрагивать в своем творчестве.

И сам же эти идеи реализовывал как живописец. Он утверждал, что искусство — дело души художника, т. е. все определяется лишь индивидуальностью личности.

Кандинский предложил новую трактовку символики цветов: белый — безмолвие, синий — под стать цвету неба — мистика, тайна, желтый — земной цвет, зеленый — равнодушие, он не возбуждает чувства, всегда неподвижен, черному приписывался конец всего, который наступит после угасания Солнца, а красный устремлялся к беспокойству. Великий живописец считал, что краски должны притягивать зрителей, но не раскрывать истинное содержание картины. И одна из главных идей в его творчестве — отказ от любых предметных форм, выражение их сущности через «вибрацию» цветовых пятен.

В конце жизни лидер и первооткрыватель беспредметной образности сказал: «Живопись — это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».

Живопись Василия Кандинского, его творческие воззрения, невероятная творческая и личностная многоплановость поражают, восхищают, но вместе с тем глубоко и всесторонне изучаются теперь уже поколениями исследователей. Любителей его творчества — миллионы, его полотна — украшение любой музейной, а тем более, частной коллекции.

1911

К этому этапу относятся картины, созданные мастером до его обращения к беспредметному. Вообще, Кандинский принял решение стать художником только в 30 лет. До этого он изучал экономику и право и даже получил докторскую степень по этим наукам. Но после 1896 года он уехал в Мюнхен учиться рисовать, чтобы стать настоящим художником. С этого момента начинается его профессиональная творческая деятельность. Первые работы создавались под влиянием импрессионизма и пуантилизма. Нашли свое отражение в ранних работах и религиозные воззрения художника, и русский фольклор. В начале 1900-х годов Кандинский много экспериментирует: это и небольшие картины маслом, и цветные рисунки, и даже гравюры на дереве. Художник находится в постоянном поиске.

28.06 Приключения «Синего всадника». О дружбе и творчестве Франца Марка и Августа Маке (I)

Posted at 13:02h
in Featured, Живопись, Искусство
by

Всего четыре года — с 1910-го по 1914-й — понадобилось Францу Марку и Августу Маке, чтобы оказать влияние на европейское искусство. Художники объединения экспрессионистов «Синий всадник» ушли из жизни во время Первой мировой войны: 27-летний Маке погиб в 1914-м в Шампани, а 36-летний Марк в 1916-м недалеко от Вердена.


Портрети Франца Марка (1913) и Августа Маке (1903) на выставке в Музее Оранжери

Глядя на фотографии этих двух друзей, полных сил молодых мужчин, на выставке «Приключения “Синего всадника”: Франц Марк и Август Маке» в Музее Оранжери, нельзя не вспомнить слова директора музея Сесиль Дебре о том, что они не успели дать зазвучать своим талантам в полную силу.

Встреча


Зеленый этюд, 1908, Франц Марк, Kunsthalle Mannheim, Мангейм


Белье на ветру, 1906, Франц Марк, Museum Folkwang, Эссен


Наш цветущий сад, 1911, Август Маке, Hamburger Kunsthalle, Гамбург


Лесной поток, 1910, Август Маке, Eskenazi Museum of Art — Indiana University, Блумингтон

У Франца Марка и Августа Маке, на первый взгляд, было мало общего. Прежде всего, их разделяла семилетняя разница в возрасте. Марк учился в Мюнхенской школе изящных искусств, в то время — центре символизма в живописи. Маке получил образование в Дюссельдорфской школе прикладных искусств и был подвержен влиянию ар-нуво и японизма.

До встречи друг с другом в январе 1910 года оба побывали в Париже. Марка впечатлили работы постимпрессионистов Ван Гога и Гогена, а Маке — Сезанна.


Белый кувшин, цветы и фрукты, 1910, Август Маке, Franz Marc Museum


Соломенная ваза, сахарница и яблоки, 1890-1893, Поль Сезанн, Musée de l’Orangerie, Париж

Для того, чтобы символически выразить лиризм природы, Марк сделал объектом своего творчества животных.


Собака на снегу, 1911, Франц Марк, Städel Museum, Франкфурт-на-Майне

Маке отдавал предпочтение цвету, его подход в живописи был более натуралистичным и рациональным.


Игрушки маленького Вальтера, 1912, Август Маке, Städel Museum, Франкфурт-на-Майне


Лютнистка, 1910, Август Маке, Centre Pompidou, Париж


Картина для детей, или Кот за деревом, 1911, Франц Маке, частная коллекция


Лошадь на фоне пейзажа, 1910, Франц Марк, Museum Folkwang, Эссен

Несмотря на эти различия, Франц Марк и Август Маке стали друзьями «с первого взгляда» и повлияли на творчество друг друга.


Портрет Франца Марка, 1910, Август Маке, Staatlichen Museen, Берлин


Клоун, автопортрет-карикатура, 1913, Август Маке, Kunstsammlungen, Хемниц

Синий всадник


Мурнау, улица с упряжкой, 1909, Василий Кандинский, Neue Gallery, Нью-Йорк


Церковь Святой Марии в Бонне, дома и одна труба, 1911, Франц Марк, Kunstmuseum, Бонн

В 1911 году Марк и Маке познакомились с Василием Кандинским. Художники решили издавать альманах «Синий всадник», в котором попытались объединить такие авангардные течения эпохи, как экспрессионизм, футуризм и кубизм.

Василий Кандинский об альманахе «Синий всадник» в письме Францу Марку, 1911 год:

«Сейчас я работаю над новым проектом — альманахом, в котором будут статьи, колонки и репродукции. Это зеркало отразит связь прошлого с будущим. Рядом с произведением египетского искусства мы расположим рисунки детей, китайскую работу разместим рядом с “Таможенником” Руссо, а образец наивного искусства — рядом с картиной Пикассо. Со временем мы привлечем писателей и музыкантов».

Кандинский и Марк, по словам куратора выставки Сары Имат, стремились к созданию Гезамкунстверка, «универсального произведения искусства», — идее, столь дорогой немецкой философии и живописи с момента ее появления в период романтизма. Свет увидел лишь один номер альманаха «Синий всадник», вышедший в мае 1912 года.

Музей кайзера Фридриха

Государственные музеи Берлина — одно из самых старых и разветвленных музейных объединений в Западной
Европе. История берлинских музеев началась с художественного собрания бранденбургских курфюрстов — так
называемой кунсткамеры, сформировавшейся в конце XVI века. В течение последующих веков собрание непрерывно
пополнялось, что привело к разделению его на несколько музейных коллекций. Сформировавшиеся на основе
кунсткамеры, собрания предметов естественной истории и античного искусства превратились в отдельные музеи, а
наиболее ценные предметы декоративно-прикладного искусства составили собрание Берлинского замка.
Девятнадцатый век ознаменовался открытием множества новых музеев, построенных знаменитым архитектором Карлом
Фридрихом Шинкелем (1781–1841) и его учениками. Для публики открылись: Королевский музей (ныне — Старый
музей, 1830), Новый Музей (1855), Национальная галерея (1861), в XX веке получившая наименование «Старая
Национальная галерея» после того, как была открыта «Новая». Продолжило эру бурного строительства на Музейном
острове возведение Музея кайзера Фридриха.

С самого начала Музей кайзера Фридриха задумывался как музей искусства итальянского Возрождения, ведь в
Берлине к этому времени была собрана едва ли не самая значительная за пределами Италии музейная коллекция
итальянской скульптуры и живописи. Инициатором и вдохновителем идеи создания музея со своим зданием и
коллекцией был Вильгельм фон Боде (1845–1929) — искусствовед и музейный деятель, многие годы ведший
беспрецедентную кампанию по приобретению предметов искусства в Италии и за ее пределами. В интерьерах
новооткрытого музея нашел отражение вкус Боде как собирателя: живопись, скульптура и предметы
декоративно-прикладного искусства выставлялись вместе, что отличало обстановку музея от традиционной.
Отдельные залы, такие как Ротонда или Базилика, были попыткой воссоздать архитектуру и внутреннее убранство
итальянских церквей. Другие, наполненные множеством мелких предметов, становились своего рода кабинетами
редкостей, напоминавшими интерьеры домов частных коллекционеров.

Через несколько лет очередь расширять помещения дошла до берлинского Античного собрания — в 1910 году на
близлежащей территории началось строительство Пергамон-музеума. Помимо знаменитого Пергамского алтаря в нем
были выставлены коллекции Переднеазиатского музея и Музея исламского искусства. C 1930 по 1939 год рядом
располагался Немецкий музей, в котором были представлены шедевры немецкой скульптуры.

Коллекция костюмов Натальи Шабельской — прикосновение к тайнам души русской

Наталья Леонидовна Шабельская, урожденная Кронеберг, с дочерьми за годы упорной и кропотливой работы собрала уникальную коллекцию старинных русских костюмов: городских, сельских, старообрядческих, купеческих. В ней были представлены всевозможные головные уборы, образцы тканей, кружева, вышивки, пряничные доски и игрушки. С середины 90-х годов началась фотофиксация коллекционных предметов одежды и их сопровождение выкройками.

Из коллекции русских костюмов Натальи Шабельской

В России коллекция размещалась в частном московском «Музее Старины», под который была отведена часть площади особняка Шабельских на углу Бронной и Садовой улиц. К восстановлению и классификации экспонатов, привезенных из различных губерний необъятной России, Шабельская применяла научный подход. Каждую выставочную единицу сопровождало описание с указанием губернии, а иногда уезда, в котором бытовала эта вещь.

Русские костюмы из собрания Натальи Шабельской

Красота российской старины пленила жителей и гостей французской столицы. Для усиления эффекта коллекцию решили улучшить. Так, среди исторически достоверных костюмов появились парчовые и шелковые сарафаны, удивительные головные уборы «под кокошники», созданные в мастерской Шабельской. Меховые воротники из лисы с застежкой сзади и головные уборы с понизью, закрывавшей брови, показанные в Париже, в реальном обиходе также не присутствовали. В рамках экспозиции были представлены эффектные фотографии женских костюмных комплексов.

___

Французская печать дружно отметила, что Всемирная Парижская выставка стала триумфом российской промышленности и культуры. Фантастический итог этого международного форума, состоявшегося на стыке двух веков: экспонаты, представленные Россией, завоевали 1589 наград, из которых — 212 Гран-при, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и более двух сотен почетных отзывов.

Берлин, 1945

Уже в конце 1944 года берлинские укрепленные хранилища, надежно защищавшие произведения искусства в
предшествующие годы войны, перестали внушать уверенность немецкому командованию. В обстановке строгой
секретности и нехватки транспортных средств с ноября 1944-го по апрель 1945-го несколько грузовых экспедиций
эвакуировали более 1200 картин из бункера в Фридрихсхайне в соляную шахту «Кайзерода» в местечке Меркерс
приблизительно в 400 км к юго-западу от Берлина. Именно там вместе с другими ценными находками — золотым
запасом Рейхсбанка и знаменитым бюстом Нефертити — в апреле 1945 года они были обнаружены силами армии США,
имевшей в составе специальное подразделение, созданное для поиска произведений искусства (MFA&A).

Участь оставшейся в Берлине части собраний была иной. С момента взятия города советскими войсками 2 мая
1945 года усилия трофейных бригад, выполнявших во многом схожую с подразделением вооруженных сил США
функцию, были сосредоточены на эвакуации произведений из бункера Цоо. В соответствии с соглашением о
четырехстороннем разделении Берлина территория Зоологического сада должна была находиться в британском
секторе оккупации, и музейные фонды перешли бы союзникам. Все ценности из хранилища, в том числе знаменитый
«Клад Приама», в спешном порядке были эвакуированы в сторону советского плацдарма Берлин — Карлсхорст для
последующей отправки в СССР. Огромную сложность в транспортировке представляли монументальные рельефы
Пергамского алтаря.

К этому моменту в бункере в Фридрихсхайне, формально находившемся под контролем советских войск, уже
произошел первый из двух разрушительных пожаров. Сначала загорелось хранилище в нижнем ярусе, где
размещались картины большого формата — их эвакуация оказалась невозможна. Более 400 первоклассных
произведений искусства, среди которых были семь крупных работ Рубенса и мастерской, прославленные «Святой
Матфей» Караваджо и «Царство Пана» Синьорелли, безвозвратно погибли. За первым пожаром, случившимся между 5
и 6 мая, последовал второй, произошедший между 14 и 18 мая и уничтоживший музейное хранилище в верхнем ярусе
бункера. Среди множества укрытых там фондов были: античная и средневековая скульптура, византийское,
китайское, японское искусство, декоративная керамика, ювелирные изделия, монеты, рамы. Причины и точные
обстоятельства как первого, так и второго пожара доподлинно не установлены, хотя есть веские основания
считать, что по крайней мере один из них стал результатом поджога.

ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1945–1946

В отличие от картин, находившиеся в бункере в Фридрихсхайне предметы скульптуры, керамики и декоративного
искусства не были полностью уничтожены огнем. Уже первый анализ показал, что из-под слоя пепла и мусора,
образовавшегося в хранилище в результате пожара, можно спасти часть фондов. Работы, начавшиеся осенью 1945
года под руководством археолога, профессора Московского университета В. Д. Блаватского и продлившиеся до
весны 1946-го, представляли собой полноценные археологические раскопки — важнейшей задачей было
идентифицировать каждый найденный предмет. Несколько тысяч извлеченных фрагментов были отправлены двумя
разными поездами в Москву и Ленинград, что привело к разделению фондов.

Директор ГМИИ им. А. С. Пушкина С. Д. Меркуров, настаивавший на пополнении фондов трофейными коллекциями,
несколько переоценил возможности музея, нуждавшегося в помещениях и специалистах. О том, чтобы приступить к
полноценной реставрации произведений из берлинских собраний в стенах ГМИИ, где в это же время находились
коллекция Дрезденской галереи и несколько других, привезенных из разных регионов Германии, не могло быть и
речи — в самом московском музее, пережившем эвакуацию фондов и испытавшем на себе все тяготы военного
времени, имелось немало проблем. Тем не менее значительный объем консервационных мероприятий —
идентификация, склейка фрагментов, очистка — был проведен в начале 1950-х годов силами небольшого числа
реставраторов.

Амбициозным планам Меркурова по созданию музея мирового искусства не суждено было сбыться, а в политике
СССР по вопросу трофейного искусства в 1950-е годы наметился иной курс. Отчасти следуя примеру американского
правительства, возвратившего музеям Западного Берлина 200 шедевров живописи, которые после войны были
вывезены в затяжное турне по городам США, СССР развернул масштабную кампанию по возврату перемещенных
ценностей в музеи Восточной Германии и Польши. Возвращение картин Дрезденской галереи, которому
предшествовала выставка в Москве, стало самым известным ее эпизодом. В результате передач 1955–1958 годов из
вывезенных советскими войсками 2,5 млн предметов порядка 1,5 млн вернулись в ГДР. Перед отправкой в Москве и
Ленинграде прошли выставки, которые посетили свыше 1 млн человек. После их завершения экспонаты были
доставлены в Берлин, где незадолго до этого старое здание Музея кайзера Фридриха было открыто для публики
под новым названием — «Музей Боде». Значительную часть экспозиции в нем заняли скульптуры, извлеченные из
бункера в Фридрихсхайне и отреставрированные в Советском Союзе.

Синий всадник

Василий Кандинский стал основателем художественного объединения «Синий всадник». Объединение было основано в декабре 1911 года в Мюнхене.

В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Их объединял интерес к средневековому и примитивному искусству и движениям того времени —фовизму и кубизму.

В группе также были Август Маке, Марианна Веревкина, Алексей Явленский и Пауль Клее.

Август Маке и Франц Марк придерживались мнения, что у каждого человека есть внутреннее и внешнее восприятие действительности, которые следует объединить посредством искусства. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства.

Франц Марк. Башня синих коней (1913)

По существу, «Синий всадник» представлял собой редакционную группу одноимённого альманаха.(Название предложили Кандинский и художник Франц Марк — оба любили лошадей и отдавали в живописи предпочтение синему цвету). Успел выйти лишь первый номер в 1912 г., а в начале 1914 г. он же вышел повторным изданием. Выпустить второй номер помешала война.

Однако художники, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Альманах «Синий всадник» оказался в числе первых программ авангардистов. Он ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен — вопрос содержания».

В. Кандинский. «Амазонка». 1911. Азербайджанский музей искусств, Баку

Художники высказывались об особенностях современного искусства: важной роли цвета, отказе от попыток подражания реальным формам. Они анализировали совершенно разные произведения искусства, от средневековой готики вплоть до лубка, подтверждая их скрытое родство в поисках выразительности

Именно тогда впервые в ранг высокого искусства были возведены детские рисунки.

Много страниц альманаха посвящено проблемам музыки и театра, поскольку экспрессионисты пропагандировали идею родства искусств и возможности их синтеза.

В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона. Кампания против его представителей увенчалась циничной акцией: в 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство». Выставленные на ней картины подлежали уничтожению. Многие из них действительно погибли, а часть произведений была продана за границу. В 1992 г. они на некоторое время вернулись из различных собраний в Берлин, чтобы «принять участие» в экспозиции-воспоминании об акции 1937 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: