Музей академии штиглица в санкт-петербурге: из русской сказки в итальянское палаццо

Кошки – за Фабра?

Однако в самом музее к подобным выпадам относятся спокойно, выставку демонтировать не собираются и пытаются объяснить общественности смысл скандальной экспозиции.

«Ян Фабр не раз рассказывал журналистам о том, что собаки и кошки, которые появляются в его инсталляциях – это бездомные животные, погибшие на дорогах. Фабр пытается дать им новую жизнь в искусстве и, таким образом, победить смерть, — поясняют сотрудники Эрмитажа. — Фабр призывает к бережному отношению к животным, которые многие столетия сопровождали человечество, войдя в историю и мифологию. Сегодня отношение человека к животным потребительское. Кошек оставляют на дачах. Старых собак выгоняют из дома. Акцентируя кошек и собак в старом искусстве, Фабр показывает, что по всем своим качествам они подобны людям, а потому их любовь и радость, их болезнь и смерть подло вытеснять из нашего сознания.

Художник уверяет, что он на стороне зоозащитников. Фото: РИА Новости

Сам Фабр подчеркивает, что он вместе с зоозащитниками всего мира выступает против потребительского отношения к животным. Мы любим не их, а свою любовь к ним, считает художник. Мы готовы избавиться от них при первой возможности, стоит животному заболеть или состариться. Найденные им вдоль автострад тела сбитых машинами животных он превращает из отходов потребительского общества в укор человеческой жестокости.

Мнения по поводу выставки разделились. Фото: РИА Новости

В пику хэштэгу #позорэрмитажу, который запустили противники выставки, работники музея создали свой #кошкизафабра.

«Наш музей уж более других и в самые тяжелые времена привечает животных и заботится о них, — заявил на официальной странице музея в соцсетях директор Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ. — Надо сказать, что эрмитажные кошки появились тогда, когда громадное количество «любителей животных» в голодные годы выбрасывали этих животных на улицы. И с этих улиц сотрудники Эрмитажа их подбирали. Так что эрмитажные кошки – одно из свидетельств того, что Эрмитаж знает, о чем говорит и что делает».

Нашлось и немало сторонников своеобразного искусства. Так, музыкант Сергей ШНУРОВ назвал выступающих против выставки невежественными. «Борцы за «высокий уровень культуры», как я уже писал неоднократно, повсеместно невежественны, но, сука, очень культурны», — написал он в своем Instagram.

Кроме того, в Интернете есть множество реплик в поддержку политики Эрмитажа:

«Осуждать выставку Фабра и обвинять его в жестоком обращении с животными — это примерно то же самое, что называть хирурга, который успешно удалил опухоль, потрошителем».

«Я что-то не поняла ничего. Люди не прочитали о том, что Фабр хотел сказать этой выставкой? Это же так все элементарно. Или ищем очередной повод поднять ор и найти козла отпущения?»

А куратор выставки Дмитрий ОЗЕРКОВ и вовсе считает, что главная цель экспозиции достигнута вне зависимости от вызванных ею эмоций – люди заговорили о необходимости борьбы против жестокого обращения с животными.

«Позор Эрмитажу»: Минкультуры прокомментировало скандальную выставку Яна Фабра

12-11-2016, 15:34

Фото: соцсети

Министерство культуры РФ прокомментировало проходящую в Эрмитаже скандальную выставку Яна Фабра, отметив, что руководство музея имеет право организовывать различные проекты не согласовывая их с министерством.

— Действительно, выставочный проект «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния – воин красоты», представленный в Государственном Эрмитаже, вызвал широкий резонанс, контрастируя с признанными шедеврами мирового искусства. Государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, имея достаточно широкую независимость и свободу, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их тематическую направленность, художественное решение и дизайн, — говорится в сообщении министерства, отмечая, что такое доверительное отношение позволило реализовать много успешных проектов. Однако, уточняют в ведомстве, выставка Яна Фабра стала исключением.

— Выставка «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния – воин красоты» – скорее, исключение, подтверждение того, что все формы публичного представления – это не только высокая миссия, но и определенная зона ответственности музея, за которую можно и нужно уметь держать ответ, — сообщает пресс-служба Минкультуры.

Фото: ВКонтакте

Напомним, что сразу после открытия в Эрмитаже выставки Яна Фабра интернет взорвался гневными комментариями. Посетителей музея возмутили чучела домашних животных, вывешенных на крюках на фоне картин фламандских художников. В сети сразу же появился хэштег #позорэрмитажу.

При этом сам художник заявил, что не убивал никаких зверей ради искусства, а трупы животных, из которых были сделаны чучела, он нашел на дороге. Более того, его выставка призвана искоренить в обществе потребительское отношение к домашним питомцам.

История

Центральное училище технического рисования им. Штиглица

К последней четверти XIX века в России стала ощущаться нехватка собственных художественных кадров, способных мыслить в ногу со временем и создавать утилитарные произведения искусства. Разрешить эту проблему взялся видный меценат и крупный промышленник барон Александр Людвигович Штиглиц, живший с 1814 по 1884 годы. Здание музея, каким мы его знаем сейчас, было построено не одновременно с созданием училища.

Архитекторы Р. А. Гедике и А. И. Кракау спроектировали постройку, в которой первое время располагалось училище. Но вскоре пришла идея поместить Центральное училище технического рисования в здание, где каждый зал мог бы помочь студентам взглянуть на любую историческую эпоху не через призму музейных заколоченных витрин, а буквально дышать ею. Так появился Музей прикладного искусства.

Максимилиан Егорович Месмахер, живший с 1842 по 1906 годы, первый директор училища, известный петербургский архитектор и уважаемый человек — спроектировал здание музея, которое было торжественно открыто 12 мая 1896 года. На открытии присутствовали также члены императорской семьи.

Все должно было отвечать этой задаче:

  • экспонаты
  • материалы убранства
  • мебель
  • роспись плафонов и стен

Всего было создано 32 аутентичных зала, каждый из которых представлял определенную эпоху истории развития искусства: античность, Средневековье, Возрождение, барокко и так далее. Главной доминантой всего музея стал Большой выставочный зал, купол которого можно увидеть даже с набережной Фонтанки. Он залит естественным светом и является аллюзией на античные внутренние дворы-колодцы. В оформлении залов музея принимали участие сами студенты училища, таким образом отрабатывая практические навыки. Они быстро снискали признания как высококлассные профессионалы и успешно работали в крупнейших фирмах и мастерских.

К сожалению, и музей, и училище, которое в нем находилось, постигла та же трагическая участь. Октябрьская революция с принесенной ею реформой художественного образования затронула и Центральное училище имени Штиглица.

Ленинградское художественно-промышленное училище имени Мухиной

Великая Отечественная война подарила училищу вторую жизнь, как это не парадоксально. Страна стояла в руинах, необходимы были люди, которые могли бы восстановить старые здания и построить новые, восстановить инфраструктуру страны. В феврале 1945 года на базе старого училища имени Штиглица было образовано Ленинградское художественно-промышленное училище, через 8 лет получившее посвящение создателю главного монумента СССР Рабочий и колхозница Вере Игнатьевне Мухиной.

За годы простоя многие залы музея пришли в негодность, кое-где прекрасную отделку стен и росписи закрасили малярной краской, великолепный наборный паркет разобрали. С возвращением училища на свое законное место началось частичное восстановление здания музея. И снова активное участие в нем приняли студенты училища. Конечно, большая часть экспонатов не была возвращена музею из Эрмитажа, свои фонды он постепенно восполнял из коллекций музеев по всему миру. Также не была восстановлена логика зальных композиций Месмахера, где каждый зал полностью принадлежал единой идее и единой эпохе.

«Страсти Господни»

В своей грандиозной по сложности композиции картине «Страсти Господни» Мемлинг довольно необычно раскрыл библейские эпизоды. Он разместил их в среде, похожей на один из городов Нидерландов, сочетая мифологию с реалистичными эпизодами. 23 сюжета жизни Иисуса Мемлинг объединил в повествовательную композицию, где отсутствует центральная сцена.

Эпизоды распределены внутри и на окраинах идеалистического средневекового города, который обнесён стеной с увенчанными куполами экзотическими башнями. Зрителю кажется, что он смотрит на композицию «с высоты птичьего полёта», поэтому находящаяся за городом голгофа хорошо видна. Необычны для живописи Северного Возрождения внутреннее освещение по всей картине и детально проработанные тени и полутона. Ещё никто не создавал столь возвышенные и безмятежные пейзажи, приковывающие взгляд не менее, чем персонажи картины.

Александр фон Вагнер, Александр фон Лицен-Майер “Возвращение с охоты” (1864)

Александр фон Вагнер (1838-1919) – венгерский художник, профессор Мюнхенской академии изобразительных искусств. Он работал над историческими сюжетами и сценами из венгерской жизни. Посещал Венгрию, Италию и Испанию.

Александр фон Лицен-Майер (1839—1898) – тоже венгерский художник, иллюстратор. Известен циклом иллюстраций к произведению Гете “Фауст”, имевший большой успех в Германии. Художник занимал должность директора Дюссельдорфской академии изящных искусств.

Совместное полотно венгерских художников стало парным к произведению Ханса Макарта “Полуденный отдых при дворе Медичи”(1863-64) в особняке барона Штиглица.

Александр фон Вагнер, Александр фон Лицен-Майер “Возвращение с охоты” (1864)

Тончайшие лессировки

Ганс Мемлинг обладал большим талантом. Но это не единственное его оружие

Обращает на себя внимание техника тонких лессировок, которой художник владел в совершенстве и без которой невозможно было бы добиться столь впечатляющих результатов в портрете, пейзаже и натюрморте

Действительно многое зависит от техники. Так что, если вам интересно, как работали «старые мастера» и с помощью каких инструментов достигали потрясающих эффектов реалистичности, можете прочитать эту книгу. В ней рассказывается о том, как, создавая полупрозрачные лессировочные слои, получать глубинное пространство и гармоничные природе оттенки.

Как посетить музей Академии Штиглица

График работы музея Штиглица, экскурсии

Посещения музея Академии Штиглица возможно только в составе экскурсионных групп.

Экскурсии проводятся со вторника по воскресение. Понедельник выходной. Проходят обычно каждый час с 11:00 до 15:00.

Запись по тел. +7(812)273-5903 со вторника по пятницу, с 11:00 до 17:00 (кроме праздничных дней) или через сообщения в .

Цена билетов

Стоимость для посетителей в составе группы, продолжительностью 1,5 часа:

  • полный билет 900 рублей;
  • дети до 7 лет 300 рублей;
  • 500 рублей школьники, студенты, пенсионеры и другие льготные категории граждан.

Оплата только наличными.

Индивидуальные и тематические экскурсии с посещением музея Академии Штиглица

  • Инстаграмный Петербург: Академия Штиглица, колокольня Исаакия и Анненкирхе. Автобусно-пешеходная. Вот это интересный вариант экскурсии, когда можно посетить сразу несколько эффектных мест Санкт-Петербурга с посещением Академии Штиглица. Длится 5 часов.
  • Экскурсия по Академии Штиглица. 1,5 часа. В общем тоже самое, что купить билет непосредственно в Академии, но дороже. Вариант на случай, если в Академии билеты не продаются.

Как добраться

Адрес музея Академии Штиглица:  Соляной переулок, 15. Проще всего дойти пешком от метро Чернышевская. Ориентир — Пантелеймоновская церковь, находится слева от Академии.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. ШтиглицаВУЗ в Санкт‑Петербурге

Ссылки

О посещении музея на сайте Академии.

Музей Академии Штиглица в ВКконтакте — vk.com/stieglitz_museum

Страничка ВК Академии Штиглица — vk.com/stieglitzacademy

Щедрость дороже денег

Думая о нуждах России в целом, Штиглиц не забывал и потребности отдельных людей, своих коллег или скромных работников. Так, например, он учредил ссуды сослуживцам в Государственном банке и жертвовал деньги в общую ссудо-сберегательную кассу. А в Нарве он, лютеранин, построил для работников своих фабрик православную церковь Святой Троицы. Он также щедро выплачивал премии, и, заметьте, во время всеобщих волнений на заводах работники его фабрик не бастовали наравне с прочими, а гнали агитаторов вон.

А.Л. Штиглиц, 1865.

В 1884 году Александр Людвигович скончался. Его завещание удивило и осчастливило многих — не забыв никого, он разделил между разными людьми и организациями около 38 млн рублей. Даже его камердинер получил 5000 рублей. А Центральному училищу технического рисования он завещал еще 9 миллионов — сумму, достаточную для того, чтобы оно могло долгие годы существовать только на проценты с этих денег.

Интересно, что Штиглиц мог хранить свои многочисленные капиталы во многих странах Европы, но предпочитал держать их исключительно в России, отчего многие финансисты приходили в недоумение. Он же обосновывал это так: «Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние».

Архитектура

Здание Академии имени Штиглица построено в стиле историзма – одного из направлений эклектики, для которого характерно соединение в единой композиции черт разных стилей прошлого. Месмахер объединил все итальянское искусство, включая Флоренцию и Венецию эпохи Возрождения, в этом фасаде.

Он прорезан большими окнами, напоминая этим причудливые венецианские палаццо, но прочные крепкие стены и техника обработки камня явно отсылает нас к эпохе романики. Очень характерны для эпохи итальянского Ренессанса сдвоенные арочные окна. На медальонах, идущих вдоль окон первого и второго этажа, изображены профили прославленных мастеров:

  • Рафаэля
  • Дюрера
  • Лоренцо Гиберти и других

Имена тех, чьи изображения не дошли до наших дней, выложены мозаикой. На треугольном фронтоне, венчающем фасад Академии имени Штиглица, изображены аллегории живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Они благословляют художника, который имеет явное портретное сходство с архитектором здания Академии и ее первым директором М. Е. Месмахером. Завершается фронтон фигурой крылатой Славы, ожидающей великих художников, постигнувших тайны этого непростого ремесла.

Барон Александр Людвигович фон Штиглиц

Барон Штиглиц (1814-1844) – крупнейший российский банкир, меценат, управляющий Государственным банком России (1860—1866), благотворитель. На его средства было учреждено Училище технического рисования в Петербурге. Это было ценнейшим вкладом для культуры России.

Барон Александр Штиглиц на портрете К. Штейбена (1840-е)

Сейчас это художественно-промышленная Академия им. Штиглица – крупнейшее высшее учебное заведение, выпускающее живописцев, дизайнеров, искусствоведов и других людей творческих специальностей. Оно навсегда обессмертило имя барона.

У барона Александра Людвиговича был свой особняк на Английской набережной в Петербурге, построенный по проекту архитектора А.И.Кракау в 1859-62 годы.

Для украшения парадных залов особняка барон приобретал и заказывал картины современных немецких и австрийских художников. Произведения отличались по манере, жанрам и уровню исполнения, были написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, принадлежавшими к важнейшим художественным школам крупнейших европейских городов: Вены, Мюнхена и Дрездена.

Барон Штиглиц стал обладателем одних из самых ранних работ Ханса Макарта, Ханса фон Маре и дуэта А. Вагнера и А. Лицен-Майера. На сегодняшний день произведения этих авторов являются очень редкими и потому очень ценными. Рассмотрим каждую картину из коллекции барона Штиглица подробнее и особенности творчества и биографии каждого автора.

Творчество Мемлинга

Продолжая позднеготическую живописную традицию, Мемлинг в религиозных картинах с тонко разработанными интерьерными и пейзажными фонами испытал влияние итальянской живописи Возрождения.

Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.

Один из его ранних шедевров — триптих «Страшный суд» (1466—1473), выполненный для управляющего брюггским филиалом банка Медичи Якопо Тани

Характерные черты североевропейской живописи XV века проявились в этой монументальной композиции: внимание к деталям, световые эффекты, которые могли быть достигнуты только тончайшим письмом масляными красками, реализм

Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.

Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.

Однако впоследствии его влияние продолжалось ограниченное время и только в пределах одной страны: по словам Фридлендера, «последующие поколения расценили его произведения как бледные и невыразительные».

Вновь открыл живопись Мемлинга Фридрих Шлегель, поставив его произведения в один ряд с выдающимися картинами немецкой школы.

Основные выводы: почему стоит посетить музей прикладного искусства Академии Штиглица и что находится рядом

Если вы открыли для себя Музей прикладного искусства Академии Штиглица только сегодня – обязательно посетите это культурное место с экскурсией.

  • Через подлинные экспонаты и исторические реплики он проведёт вас по культурным вехам, познакомит с талантами европейский мастеров и наших соотечественников, раскроет художественные стили, свойственные Античности, Средневековью, Возрождению и последующим эпохам в новом свете.
  • Восторг от интерьеров гарантирован, каждая комната уникальна и просто шедевр.

Достопримечательности рядом:

  • Пантелеймоновская церковь, соседнее здание.
  • Музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер. 9
  • , в 5 минутах ходьбы.
  • Михайловский замок.
  • Михайловский сад.
  • Марсово поле.
  • Мозаичный дворик Владимира Лубенко, ул. Чайковского 2/7Д
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: