Слон и голубка
Диего Ривера — художник, работающий в стиле мексиканской монументальной живописи, — стал самой большой любовью Фриды. Когда они познакомились, он был старше ее на двадцать лет, выше на двадцать сантиметров и тяжелее на сто килограммов.
Они с Фридой поженились 21 августа 1929 года. «Союз слона и голубки», — с горечью прокомментировали рождение новой семьи близкие Фриды. Ее отец единственный из них присутствовал на свадьбе. Жених был одет на американский манер и носил гигантскую ковбойскую шляпу, а Фрида выбрала стиль коренных индейцев: длинную юбку и традиционный шарф ребозо, накинутый на плечи. Позже Диего вспоминал, как в середине церемонии «дон Гильермо Кало встал и сказал: „Господа, да это же просто какая-то комедия!“».
Фото сверху — Фрида вот-вот станет сеньорой Диего Ривера, фото снизу — Фрида и Диего повторно вступают в брак. На картине Фрида предстает в образе матери, а Диего — маленького мальчика.
Голубой дом Фриды Кало
Есть в Мехико — сити район Койоакан, там на пересечении улиц Лондрес и Альенде, можно найти известный на всю Мексику, небесно-голубой дом, построенный в колониальном стиле. В нем расположен музей прославленной мексиканской художницы Фриды Кало, экспозиция которого полностью посвящена ее непростой жизни, неординарному творчеству и огромному таланту.
Дом, окрашенный в яркий голубой цвет, принадлежал родителям Фриды с 1904 года. Здесь в 1907 году, 6 июля появилась на свет, будущая художница, которую при рождении нарекли Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон. Отец девочки Гулермо Кало, еврей, приехавший в Мексику из Германии, занимался фотографией. Мать – Матильда была уроженкой Америки и испанкой по происхождению. С детства девочка не отличалась здоровьем, перенесенный в возрасте 6 лет, полиомиелит, навсегда оставил след в ее жизни, Фрида была хромой на правую ногу. Таким образом, судьба ударила Фриду в первый раз. ( экскурсионный маршрут «Дороги Кетсалькоатля» с посещением музея Фриды Кало)
Пронзительное творчество Фриды Кало
Фрида Кало — мексиканская художница, известная своими автопортретами. Ни на одной из своих работ она не улыбается. Фрида всегда серьезная, немного грустная, с густыми бровями и пронзительным взглядом черных глаз. Ее картины — отражение ее самой.
Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Кайоакане, пригороде Мехико. Ее отцом был фотограф Гильермо Кало, немец еврейского происхождения. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями. Фрида Кало была третьим ребенком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а ее правая нога стала тоньше левой. «Фрида — деревянная нога» — дразнили ее сверстники, а она, наперекор всем, плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3−4 чулка, чтобы та выглядела как здоровая. Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака.
Фрида Кало, 1919 год. (wikipedia.org)
Жизнь Фриды круто изменилась дождливым вечером 17 сентября 1925 года, когда автомобиль, в котором ехала будущая художница со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. От силы удара молодого человека выбросило из машины. Но он легко отделался — лишь контузией, чего не скажешь о Фриде. Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра. Правая нога, иссушенная полиомиелитом, была переломана в одиннадцати местах. Тридцать два раза Кало побывала на операционном столе.
Кроме этого Фриду постоянно преследовала мысль о возможном проявлении наследственного заболевания: отец страдал эпилепсией. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Кало тогда было 18 лет. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Фрида начала с автопортретов: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
«17 сентября 1926 года — Фрида Кало (Авария)». (pinterest.com)
В 22 года Фрида Кало вышла замуж за мексиканского художника Диего Риверу. Их первая встреча произошла тогда, когда Фрида, еще подростком, увидела Диего расписывающим стены Национальной подготовительной школы
Он поразил ее детское воображение, она выслеживала его, дразнила «старым Фасто», старалась привлечь внимание и однажды, словно предвосхитив их общее будущее, заявила школьным друзьям: «Я непременно выйду замуж за этого macho и рожу от него сына».
Фрида Кало и Диего Ривера, 1932 год. (pinterest.com)
В то время Ривера был самым известным мексиканским живописцем. Он был искренним коммунистом, борцом с буржуазией, популярным среди простого люда оратором. Его всегда обожали женщины, а он отвечал им взаимностью. Их семейная жизнь с Фридой бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали «страстные, одержимые и порой мучительные» отношения.
В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Кало был жестоким. Гордая, она не стала своей болью делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина, вероятно, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти увечья. «Всего-то несколько царапин!» — назвала полотно ироничная Фрида.
После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам жены. Знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды, застав Фриду с американским скульптором Исамо Ногучи, Диего выхватил пистолет. К счастью, не выстрелил.
Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Львом Троцким. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.
Автопортреты
Спустя год после аварии Фрида вновь слегла с болезнью. Она не могла встать, поэтому мать установила ей кровать с балдахином, повесила внутри небольшое зеркало и заказала специальный мольберт, а отец принес коробку с красками. Ей оставалось лишь рисовать саму себя, вглядываясь в небольшое зеркало. Все, что ей было доступно для изучения, — это собственное лицо.
Так появились автопортреты художницы, которые она затем рисовала всю жизнь. Провокационные, чувственные, странные. В национальных платьях и мужских костюмах. «Я пишу себя, потому что знаю эту тему лучше всего», — говорила Фрида.
У Фриды было много разных автопортретов: с обрезанными волосами, с мексиканской собачкой, обезьянкой, мужем Диего… Всю жизнь она изучала себя
Детство и юность
Родилась Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон за три года до мексиканской революции, 6 июля 1907 года, в поселении Койоакан (пригород Мехико). Мать художницы Матильда Кальдерон была безработной фанатичной католичкой, державшей мужа и детей в строгости, а отец Гильермо Кало, боготворивший творчество Бетховена и Шопенгауэра, работал фотографом.
В 6 лет Фрида переболела полиомиелитом, в результате которого ее правая нога стала тоньше левой на несколько сантиметров. Постоянные издевки сверстников (в детские годы у нее было прозвище «деревянная нога») только закалили характер Магдалены. Назло всем не привыкшая унывать девочка, превозмогая боль, играла с парнями в футбол, ходила на плаванье и занятия по боксу. Также Кало умела грамотно маскировать свой изъян. В этом ей помогали длинные юбки, мужские костюмы и надетые поверх друг друга чулки.
Примечательно, что в детские годы Фрида грезила не карьерой художницы, а профессией врача. В 15 лет она даже поступила в Национальную подготовительную школу «Препараторию», в которой юное дарование на протяжении пары лет изучало медицину. Хромоногая Фрида была одной из 35 девушек, которые получали образование наравне с тысячами юношей.
В сентябре 1925 года произошло событие перевернувшее жизнь Магдалены с ног на голову: автобус, на котором 17-летняя Кало возвращалась домой, столкнулся с трамваем. Металлические перила вонзились девушке в живот, проткнули матку и вышли в паховой области, позвоночник сломался в трех местах, а ногу, искалеченную детской болезнью, не спасли даже три чулка (конечность поломалась в одиннадцати местах).
Три недели барышня пролежала в больнице без сознания. Несмотря на заявления врачей о том, что полученные травмы не совместимы с жизнью, отец, в отличие от супруги, которая ни разу не пришла в госпиталь, не отходил от дочери ни на шаг. Глядя на обвитое гипсовым корсетом неподвижное тело Фриды, мужчина считал победой каждый ее вдох и выдох.
Вопреки прогнозам светил медицины, Кало очнулась. После возвращения с того света Магдалена почувствовала невероятную тягу к написанию картин. Отец сделал для горячо любимого чада специальный подрамник, позволявший творить лежа, а также прикрепил под балдахином кровати большое зеркало, чтобы дочь во время создания произведений могла видеть себя и окружающее ее пространство.
Уже через год Фрида сделала свой первый карандашный набросок «Авария», в котором бегло зарисовала катастрофу, искалечившую ее физически и душевно. Твердо встав на ноги, Кало в 1929 году поступила в Национальный институт Мексики, а в 1928 году стала членом коммунистической партии. В то время ее любовь к искусству достигла своего апогея: Магдалена днем сидела за мольбертом в художественной студии, а вечерами, облачаясь в экзотический наряд, скрывавший ее увечья, отправлялась на вечеринки.
Изящная, утонченная Фрида непременно держала в руках бокал вина и сигару. Непристойные остроты экстравагантной женщины заставляли гостей светских раутов хохотать без остановки. Поразителен контраст между образом импульсивной, жизнерадостной особы и проникнутыми ощущением безысходности картинами того периода. По заявлениям самой Фриды, за шиком красивых одеяний и лоском вычурных фраз скрывалась ее покалеченная душа, которую она являла миру только на холсте.
Произведения Фриды Кало
Среди работ художницы 70 автопортретов – к себе чаще всего был обращён взор Фриды Кало в долгие месяцы преодоления недугов и травм. Чем ей было хуже, тем более шокирующе выглядели картины – открытое выражение чувств было её почерком.
Наиболее известные работы:
- «Больница Генри Форда (Летающая кровать)» – 1932;
- «Всего-то несколько царапин!» – 1935;
- «Две Фриды» – 1939;
- «Сон (Кровать)» – 1940;
- «Автопортрет с обрезанными волосами» – 1940;
- «Корни» – 1943;
- «Сломанная колонна» – 1944;
- «Раненый олень» – 1946.
Последней картиной стал натюрморт «Да здравствует жизнь!» (1954) – «Viva la Vida» вырезано на спелой алой дольке арбуза – истинный лозунг стойкой женщины и талантливой художницы, символ её жизнелюбия и цель существования на земле.
Взгляд в душу Фриды Кало «Две Фриды»
Биография Ильи Сергеевича Глазунова: вклад в искусство и общественную жизнь России
Биография и творческий путь Остроухова И С
Мечты о медицине
В 1922 году Фрида начала ежедневно ездить в центр Мехико. Поездка занимала час. Одаренная ученица, она стала одной из первых девочек — среди двух тысяч учеников их было всего тридцать пять, — принятых по конкурсу в Национальную подготовительную школу, считавшуюся лучшей в Мексике.
В этой школе училась будущая элита страны, девочек туда стали принимать только благодаря политике нового министра просвещения Хосе Васконселоса. Фриде было четырнадцать, она выбрала пятилетний курс, готовивший к изучению медицины. Интересовала её биология, в частности анатомия и ботаника.
В первом ряду справа Кристина Кало, в третьем ряду справа Фрида вместе с подругами
Снова вместе
Тяжёлый разрыв ухудшил состояние Фриды, она по совету врачей отправилась в Сан-Франциско. По стечению обстоятельств Ривера также оказался здесь (бежал от ареста по обвинению в покушении на Троцкого). Узнав о том, что Фрида рядом, он вдруг подумал, что не напрасно судьба их сводит и они должны быть вместе.
В декабре 1940 года пара вновь воссоединилась – видно, они действительно не могли друг без друга. Теперь Фрида сумела воспользоваться положением «потерпевшей». Условием стала сексуальная свобода обоих супругов без претензий – собственник Ривера лояльно относился только к своим загулам и был просто взбешён, но втайне решил, что будет контролировать бунтарку. Ещё одним пунктом брачного договора было раздельное ведение финансовых дел.
Болезненная любовь и питала Фриду, давала вдохновение, и подрывала и без того слабое здоровье. Диего с головой кидался в романы, теперь прикрывшись брачным договором, а Фрида всё больше времени проводила в больницах, не снимая специальные корсеты.
Фрида Кало приехала на свою персональную выставку на карете скорой помощи
Здоровье Кало продолжало ухудшаться, и она провела последние несколько лет своей жизни в больнице и за ее пределами. Фрида была в основном привязана к дому, для передвижения использовала инвалидную коляску и костыли. Несмотря на это, работы её оценивались высоко, и она продолжала рисовать.
Фрида рисует в постели
В апреле 1953 года открылась ее первая персональная выставка в Мексике в Galería Arte Contemporaneo. В то время Кало находилась на постельном режиме по указанию врача и ее присутствия не ожидали. Однако, она позаботилась о том, чтобы приехать на машине скорой помощи и приказала перенести свою кровать в галерею. Ее привезли на носилках к кровати, где она смогла насладиться открытием. Всего несколько месяцев спустя ее правая нога была ампутирована в колене из-за гангрены, и через год после ампутации она была найдена мертвой в возрасте 47 лет.
Материнство
У Фриды Кало не было детей. После аварии врачи настаивали, чтобы Фрида отказалась от мечты о материнстве. Она трижды нарушала этот запрет, но ее тело трижды выносило собственный вердикт. Врожденная патология (как и у всех сестер Кало), травмы, полученные в результате аварии, в том числе перелом таза, а также плохие анализы крови: Фрида не могла выносить ребенка.
После очередного выкидыша она писала доктору Элоессеру: «Милый доктор… я так надеялась, что у меня будет маленький Диего. Потеряв его, я была безутешна, я постоянно плакала, но теперь понимаю, что мне ничего не остается, как принять все как есть… В конце концов, существуют тысячи вещей, которые навсегда останутся выше моего понимания, окутанные завесой тайны. И вообще нужно брать пример с кошек: я не умерла, а это уже кое-что!».
«Больница Генри Форда» стала первой работой Фриды на металле. И одной из самых страшных и печальных работ
Живопись
Фрида Кало прославилась за счет своих колоритных автопортретов (всего написано 70 полотен), отличительной особенностью которых являлась сросшаяся бровь и отсутствие улыбки на лице. Свою фигуру художница часто обрамляла национальной символикой («Автопортрет на границе между Мексикой и США», «Автопортрет в образе Техуаны»), в которой превосходно разбиралась.
В работах художница не боялась обнажать как свои («Без надежды», «My birth», «Всего-то несколько царапин!»), так и чужие страдания. В 1939-м поклонница творчества Кало попросила ее отдать дань памяти их общей приятельнице – актрисе Дороти Хейл (девушка покончила с собой, выбросившись из окна). Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Заказчик пришел в ужас: вместо красивого портрета, утешения для родных, Магдалена изобразила сцену падения и безжизненное тело, истекающее кровью.
Достойно внимания и произведение под названием «Две Фриды», которое художница написала после краткосрочного разрыва с Диего. Внутреннее «я» Кало представлено на картине в двух ипостасях: Фриды мексиканской, которую безумно любил Ривера, и Фриды европейской, которую отверг возлюбленный. Боль потери выражена сквозь образ кровоточащей артерии, соединяющей сердца двух дам.
Мировая известность пришла к Кало, когда в 1938 году в Нью-Йорке состоялась первая выставка ее работ. Однако быстро ухудшающееся здоровье художницы сказалось и на ее творчестве. Чем чаще Фрида ложилась на операционный стол, тем мрачнее становились ее картины («Думая о смерти», «Маска смерти»). В послеоперационные периоды были созданы полотна, пестрящие отголосками библейских историй, – «Сломанная колонна» и «Моисей, или Ядро творения».
К открытию выставки ее работ в Мексике в 1953 году Кало уже не могла самостоятельно передвигаться. За день до презентации были перевешаны все картины, и красиво оформленная кровать, куда легла Магдалена, стала полноценной частью экспозиции. За неделю до смерти художница написала натюрморт «Да здравствует жизнь», отражавший ее отношение к смерти.
Картины Кало оказали огромное влияние на современную живопись. Одна из выставок в музее современного искусства в Чикаго была посвящена влиянию Магдалены на мир искусства и включала работы современных художников, для которых Фрида стала источником вдохновения и примером для подражания. Выставка проходила под названием «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».
Желание рисовать
Мысль начать рисовать пришла как способ отвлечься (вспомнился ранний опыт – автопортрет 1922 года). Отец соорудил подрамник специальной конструкции, для рисования лёжа, закрепил у кровати зеркало. Так Фрида стала сама для себя не только собеседницей и советчицей, но и натурщицей. Это занятие захватило её, живопись стала спасательным кругом и целью, ради которой теперь стоило жить. Спустя год после аварии, разорвавшей жизнь Фриды на «до» и «после» подобно тому, как трамвай разорвал автобус, среди пассажиров которого она была, начинающая художница, вспоминая страшные события, по памяти, рассказам и по наитию набрасывает карандашом картину случившегося. Этот рисунок – первое и последнее изображение катастрофы, больше к ней в своём творчестве Фрида никогда не обратится.
Личная жизнь
Еще в годы учебы Кало познакомилась со своим будущим мужем – мексиканским художником Диего Риверой. В 1929 году их пути снова пересеклись. На следующий год 22-летняя девушка стала законной супругой 43-летнего живописца. Брак Диего и Фриды современники в шутку называли союзом слона и голубки (знаменитый художник был намного выше и толще супруги). Мужчину дразнили «принцем-жабой», однако ни одна женщина не могла устоять перед его обаянием.
Магдалена знала о неверности мужа. У самой художницы в 1937 году разгорелся роман со Львом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос и бороды. Дело в том, что супруги были рьяными коммунистами и по доброте душевной приютили у себя бежавшего из России революционера. Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул их дом. Также Кало приписывали роман с известным поэтом Владимиром Маяковским.
Все без исключения амурные истории Фриды окутаны тайной. Среди предполагаемых любовников художницы числилась и певица Чавела Варгас. Поводом для сплетен послужили откровенные фотографии девушек, на которых Фрида, облаченная в мужской костюм, утопала в объятиях артистки. Впрочем, Диего, открыто изменявший жене, на ее увлечения представительницами слабой половины человечества не обращал внимания. Такие связи представлялись ему несерьезными.
Несмотря на то, что супружеская жизнь двух звезд изобразительного искусства не была образцовой, Кало не переставала мечтать о детях. Правда, из-за травм женщине так и не удалось испытать счастье материнства. Фрида пробовала вновь и вновь, но все три беременности закончились выкидышем. После очередной потери ребенка она взялась за кисть и начала рисовать детей («Больница Генри Форда»), в основном, умерших – так художница пыталась примириться со своей трагедией.
Судьба картины
В год написания своеобразного шедевра у Фриды случился выкидыш, ко всем несчастьям добавилась смертельная болезнь ее матери. Все это не могло не сказаться на эмоциональном фоне представляемого холста. Накопленная злость на неустроенность и несправедливость жизни отчетливо передалась через подобранную гамму оттенков.
В нижней части картины обозначена лента для нанесения надписей с мудрыми мыслями, но она пуста. То ли на тот момент никаких высказываний не пришло в голову автора, то ли она так сделала специально, вкладывая в это некий намек, символ.
У многих поклонников живописи сие произведение вызывает резкое отторжение. Даже сегодня, несмотря на свободу нравов, картина смотрится дерзко и вызывающе, на грани искусства и порнографии. Но, кажется, Фрида на похожую реакцию и рассчитывала.
Те же, кто оправдывает художницу, упор делают на то, что в процедуре родов вообще-то и в реальности мало эстетики. Но что поделаешь, такова жизнь.
Ныне полотно под названием «Мое рождение» находится в частной коллекции американской поп-звезды Мадонны, которая обожает творчество Фриды и является владелицей основной части подлинников своеобразной богемной коммунистки. Обладание шедевром искусства обошлось певице недешево, но она достаточно состоятельна, чтобы позволить себе поторговаться на аукционе в пределах нескольких миллионов долларов…
Грандиозная композиция весьма реалистично передает процесс родов. Казалось бы, радостное событие – появление нового человека на свет – происходит в слегка затемненном интерьере спальной комнаты в сочетании с кровавыми пятнами на белой простыне, что символизирует боль, трудности и превратности судьбы, ожидающие дитя в будущем.
Жизнь Фриды не раз привлекала внимание кинематографистов: начиная с восьмидесятых годов прошлого столетия вплоть до наших дней было снято несколько кинолент об уникальной художнице, включая те произведения, в которых персонаж по имени Фрида Кало присутствует в кадре на вторых ролях
Фильм | В роли художницы |
1. «Фрида» (Мексика, 1983) | Офелия Медина |
2. «Фрида» (США-Канада-Мексика, 2002) | Сальма Хайек |
3. Сериал «Троцкий» (Россия, 2017) | Виктория Полторак |
Личности художнице посвящено несколько документальных лент, а также песен в исполнении не очень известных широкой публике музыкальных коллективов.
Просим Вас прокомментировать статью, нам очень интересно Ваше мнение!
Фрида Кало хотела быть врачом
В детстве Кало мечтала стать врачом, а искусство было просто хобби, взращенное ее отцом, фотографом. Эта мечта закончилась в 18 лет, когда Кало и ее парень попали в ужасную аварию. Деревянный автобус, на котором они ехали, столкнулся с трамваем, в результате чего железные перила пронзили Кало через таз. Смертельные травмы удерживали Кало в течение нескольких месяцев в постели. Именно в это время отец Кало создал специальный мольберт, который позволял ей рисовать лежа.
Фрида за мольбертом, который ей создал отец
В результате несчастного случая Кало пришлось жить с хронической болью, и ей часто требовались операции, чтобы справиться с травмами позвоночника.
Кало солгала о своем возрасте по уважительной причине
В 6 лет Фрида заболела полиомиелитом. Ее правая нога была короче и тоньше, чем левая (длинная юбка помогала ей замаскироваться), что стало причиной для отсутствия на занятиях в школе в течение довольно долгого времени. После поступления в элитную национальную подготовительную школу в 1922 году она погрузилась в индигенизм, новое чувство мексиканской культурной гордости. Таким образом, чтобы продемонстрировать свою приверженность мексиканской культуре и скрыть тот факт, что она старше, она снизила на три года свой возраст. Всю оставшуюся жизнь Фрида Кало заявляла, что родилась 7 июля 1910 года — в год, когда началась мексиканская революция.
Фрида Кало с супругом, Диего Ривера