Босх и Брейгель. «Мистические образы и тайны»
Где: городское пространство «Хлебозавод» (строение № 1, пятый этаж)
Когда: до 30 августа 2020-го
Полотна нидерландских художников эпохи Возрождения Питера Брейгеля Старшего и Иеронима Босха наполнены мистическими, сюрреалистическими и часто пугающими образами. Чем дольше и внимательнее вглядываешься в изображение, тем больше удивительного и странного замечаешь. Кисти Брейгеля принадлежит, например, знаменитое изображение Вавилонской башни. Живописцы были знакомы и взаимно влияли на интересы и творчество друг друга, так что и выставка их работ совместная. Оба в сумме оставили после себя меньше сотни картин. Именно поэтому в московской экспозиции представлены только репродукции. Оригиналы хранятся в разных частях света, в том числе и в частных собраниях.
Организаторы заботятся о гостях выставки, так что одновременно в помещение пускают только 30 человек – лучше заранее выбрать час для того, чтобы окунуться в таинственный, пугающий и вместе с тем привлекающий художественный мир Брейгеля и Босха.
Пресс-служба
«Портрет неизвестной в зеленом на фоне Эйфелевой башни (портрет Марианны Заркенау)». 1924 год. Из собрания ГМО «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске
Марианна Эриковна Зарнекау (1890–1976), в девичестве фон Пистолькорс, – дама высшего общества, героиня светской хроники, чьи фотографии до революции регулярно публиковались в «Столице и усадьбе», петербургском журнале о красивой жизни. Ее матерью была знаменитая княгиня Ольга Палей, вторая супруга великого князя Павла Александровича (сына императора Александра II).
В юности Марианна фон Пистолькорс блистала на придворных балах и маскарадах. Эскизы костюмов для нее создавал художник Лев Бакст, в нескончаемом списке ее поклонников числился легендарный театральный режиссер Николай Евреинов. Не смог избежать ее чар и Юрий Анненков. Этот портрет он написал в 1924 году, когда оба они уже жили в эмиграции. Несмотря на нежность акварели, лицо модели сурово.
Красавица была известна не только своей красотой и родством с императорской фамилией, но и склонностью к злословию и распусканию слухов об императрице Александре Федоровне. Ее подозревали даже в соучастии в убийстве Григория Распутина, к которому так благоволила чета Романовых и их приближенные.
После революции светская львица начала выступать на сцене под псевдонимом Павлова и с 1919 по 1921 год входила в труппу Большого драматического театра. Во время зарубежных гастролей она осталась в Риге, где начала работать в Театре русской драмы. Позже она продолжила гастролировать по Европе уже под другим псевдонимом – Марианна Фьори. В 1936 году она переехала в Нью-Йорк, где успешно продолжила свою артистическую карьеру на Бродвее. О своей жизни в России до и после революции она предпочитала не вспоминать.
Ги Бурден. «Следуй за мной»
Где: Центр фотографии имени братьев Люмьер
Когда: до 30 августа 2020-го
Яркое, провокационное, стильное, спорное, но обсуждаемое – это о творчестве модного французского фотографа второй половины XX века Ги Бурдена. Он увлекся фотографией в 1940-е, будучи в армии, и это дело оказалось делом его жизни. Несмотря на то что Бурден работал в сфере коммерческих проектов, он выводил на первый план само изображение, творчество, креатив, эксперимент, а только потом – продукт. Искусство было приоритетом для него. Вы наверняка видели фото, где глаза девушке закрывает вереница женских рук с красным маникюром. Это работа Ги Бурдена. Или целую серию изображений, где гуляют одни лишь ноги без дамы? Это тоже работы Ги Бурдена. В Центре фотографии им. братьев Люмьер вы можете увидеть больше фотографий человека, который подкрашивал воду в море, если она была недостаточно синей для его задумки, и с которым работали Vogue, Chanel, Versace, Issey Miyake и многие другие бренды и журналы.
Ги Бурден, Vogue. Париж, май 1970The Guy Bourdin Estate 2020 Courtesy of Louise Alexander Gallery
Портрет А.М. Горького. 1920 год. Из собрания Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН
Наибольшую известность Юрий Анненков снискал как портретист, создав галерею образов деятелей русской культуры. Именно в портретах особенно ярко проявилось мастерство художника – блистательного рисовальщика и тонкого психолога. Используя минимальный набор выразительных средств, несколькими линиями, иногда красочными пятнами он создавал поразительно сложные и емкие образы, не только передающие характеры конкретных личностей, но и определяющие исторический период в целом.
В 1920 году была выпущена его книга «Портреты», в которую вошло 80 портретов писателей, художников, режиссеров и актеров. Образы, созданные Анненковым, стали каноническими: многие позже были многократно тиражированы, использовались в оформлении книг. Многие портреты очень узнаваемы, даже теми, кто не знаком с наследием Юрия Анненкова.
Кстати, его моделями становились не только деятели искусства. Чуть позже, в 1924 году, Анненков стал лауреатом первой премии всесоюзного художественного конкурса за портрет Владимира Ленина.
Портрет Евгения Замятина. 1921 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
С писателем Евгением Замятиным Анненков познакомился в 1917 году. Благодаря общности взглядов они быстро подружились. Их объединяли почти 20 лет дружбы и сотрудничества: художник иллюстрировал многие произведения писателя, Замятин был одним из авторов текстов к знаменитому альбому Анненкова «Портреты».
Анненков считал Замятина своим «самым большим другом» и наставником в литературе. В своем дневнике он писал: «Для меня же Замятин это прежде всего – замятинская улыбка, постоянная, нестираемая. Он улыбался даже в самые тяжелые моменты своей жизни». Вероятно, именно эту улыбку Юрий Анненков и стремился запечатлеть.
Портрет Евгения Замятина поразительно точно соответствует литературным описаниям облика писателя, оставленным его современниками. Вот как писал о нем Корней Чуковский: «У Евгения Ивановича Замятина была простительная маленькая слабость: он стилизовал себя под английского шкипера. Курил трубку, сплевывал, как истый йоркширец, часто приговаривал “олл райт” и, напуская на себя британскую флегму, слушал и говорил, не меняясь в лице. Но лицо у него было тамбовское, глаза наивные, деревенские, с хитрым прищуром, темно-русые буйные волосы никак не хотели улечься в английский пробор. В качестве инженера-кораблестроителя он незадолго до революции был командирован в Нью-Касл и Глазго, откуда и вывез свои британские манеры и повадки».
«У лампы». 1909 год. Из частного собрания
Пастель «У лампы» – одна из немногих сохранившихся юношеских работ Юрия Анненкова – экспонируется впервые. Художник мастерски в свободной импрессионистической манере запечатлел образ своей старшей сестры Надежды. Работа «У лампы» впечатляет звучностью цвета, усиленной игрой света и тени.
На творчество Анненкова импрессионизм оказал косвенное влияние, проявившееся на раннем этапе. Как многих художников русского авангарда, его не миновало юношеское увлечение новой французской живописью. В конце 1910-х в статье «Лирический трамплин» он напишет: «…в сущности, все было чрезвычайно просто. Футуризм являлся логическим завершением импрессионизма». В импрессионизме и постимпрессионизме Анненков видел отправную точку своих экспериментов в области кубизма, реализма и абстракционизма.
Портрет сестры он создал в возрасте 18 лет, в последний год учебы в частной петербургской гимназии Столбцова. В том же 1909 году, провалив экзамены в Императорской Академии художеств, Анненков поступил в мастерскую Яна Ционглинского. Спустя два года Ционглинский посоветует способному ученику отправиться в Париж. Анненков проведет во Франции два года – будет брать уроки у Мориса Дени и Феликса Валлотона и все больше проникаться новаторскими идеями.
Юрий Анненков. «Революция за дверью»
Где: Музей русского импрессионизма
Когда: до 23 августа 2020-го
Графика и живопись, коллажи и иллюстрации, эскизы к театральным декорациям и костюмы для французских актеров – все это работы художника-авангардиста начала XX века Юрия Анненкова. Но главное, что в его работах нашла отражение целая эпоха. До того как переехать во Францию в 1924 году, Юрий Анненков успел запечатлеть в портретах своих друзей, знакомых и просто выдающихся современников: Анну Ахматову, Велимира Хлебникова, Максима Горького, Сергея Есенина и других. Выставка «Революция за дверью» в Музее русского импрессионизма должна была закрыться в мае 2020 года. Но эпидемия поменяла планы организаторов – экспозицию продлили. Интерес к разнообразному и разноформатному творчеству Юрия Анненкова растет не только на родине, но и в Европе. Но мы все же советуем не ждать открытия границ и успеть насладиться работами авангардиста на московской выставке. К тому же на ней уже собраны картины из коллекции парижского Центра Помпиду. Некоторые работы российский зритель и вовсе увидит впервые.
Эскиз декорации к спектаклю «Газ» по пьесе Г.Кайзера, режиссер К.П.ХохловПресс-служба