Иконостас гогена и комната пикассо: в эрмитаже воссоздали дом коллекционера щукина

Как смотреть выставку

Первое, что видят зрители, которые приходят на выставку «Рождение современного искусства…», это «Танец» и «Музыка» Матисса: в особняке Щукина самые объемные работы висели над лестницей, между первым и вторым этажами. Далее посетители проходят через две маленькие комнаты и попадают в музыкальный салон, где находятся картины импрессионистов и где начинается рассказ о развитии французского модернизма. Оттуда – в розовую гостиную напротив. Далее – в большую столовую, где представлена коллекция работ Гогена, потом – в комнату Пикассо и кабинет Сезанна.   

«Во времена Щукина комната Пикассо производила на всех чудовищное впечатление, – рассказывает Ольга Леонтьева. –  Непривычные образы, пугающая живопись, да еще в такой концентрации. И все это обрушивалось на гостей. У Щукина было 50 произведений Пикассо. Конечно, не все входило в эту комнату, но и то, что люди видели, производило сильное впечатление. Гости приходили в состояние шока, про Щукина говорили как про маньяка и сумасшедшего, швыряющего деньги на ветер».  

На выставке в Эрмитаже представлено 100 работ из фонда Эрмитажа, остальные 50 картин привезли из Москвы.

«Когда шел раздел работ, Государственный музей изобразительных искусств все самые крамольные вещи, а тогда это была крамола, отправил в Эрмитаж, – продолжает Ольга. – И самые большие картины отправили к нам, потому что здесь были площади. Директор Эрмитажа Иосиф Орбели сказал тогда: «Мы возьмем все, что вы нам отдадите». Некоторые работы не покидают стен музея,  другие крайне редко путешествуют, потому что все они слишком хрупкие. А главная функция музея – хранить. Потому что, если мы не будем хранить, потом нечего будет показывать».

Путешествуя по Пушкинскому музею

Хотя коллекция экспонатов огромнейшая, широкой публике доступны лишь около 2% всех фондов. Экспозиции Пушкинского музея время от времени меняются, но большая часть собраний вообще никогда не выставляется.

Сейчас в музее существуют 4 постоянные экспозиции. Одна из них состоит из собрания слепков. Экспозиция позволяет познакомиться с выдающимися произведениями античных времен, Средних веков и эпохи Возрождения, которые хранятся в знаменитых музеях мира.

Еще одна экспозиция – оригинальные произведения древних цивилизаций, многие из которых были найдены во время археологических раскопок музея. Один из самых уникальных музейных экспонатов – клад, который был обнаружен в конце XIX века немецким ученым Генрихом Шлиманном при раскопках древней Трои.

В галерее Пушкинского музея

второго этажа представлены полотна мастеров VIII – XX веков. Здесь можно увидеть коллекции древней мозаики и икон византийских мастеров, работы Боттичелли, Давида, Кранаха, Пуссена. Любители более поздней живописи могут познакомиться сработами французских импрессионистов и постимпрессионистов: Ван Гога, Пикассо, Гогена, Матисса. Есть в музее и работы американских и европейских скульпторов и художников XIX – XX столетий.

Эта экспозиция достаточно интересно построена: в отдельном зале представлены художественные эпохи и национальные школы. К примеру, здесь можно побывать в «Итальянском дворике» или «Греческом дворике», которые привлекают своей архитектурой, передающей элементы палаццо Барджело и Афинского Акрополя. Или можно увидеть «Голландскую школу XVII века» с работами Рембрандта и его учеников и произведения художников Северного Возрождения в зале «Искусство Германии и Нидерландов XV – XVI в.в.».

Многие собрания произведений искусств попали в музей тем или иным путем из личных коллекций

В существующем в музее отделе личных коллекций полностью сохранена целостность этих частных коллекций и уделено внимание личности самого коллекционера

Московский Музей изобразительных искусств

ведет большую просветительную работу. При нем работает для детей и юношества, где организуются выставки, встречи с художниками, музыкальные концерты и представления. Для любителей искусства организуются лекции, кружковые занятия, разработано свыше 15 маршрутов экскурсии, которые позволяют осмотреть созданные мастерами различных эпох экспонаты. Причем, экскурсии организуются с помощью аудиогида или гида-экскурсовода на русском и английском языках. расположен по адресу: г. Москва, Колымажский пер., 6/2, стр. 3.

Генрих Семирадский. По примеру богов

Государственная Третьяковская галерея

28 апреля — 21 августа 2022 года

Генрих Семирадский, по происхождению поляк, обучался в Петербурге и Харькове, но большую часть своей творческой жизни провёл в Италии, из-за чего работы художника можно отнести к европейской неоклассике. Семирадский известен как один из популярных представителей позднего академизма — «последний классик» искусства XIX века. Выставка носит название одной из картин — «По примеру богов».

В экспозиции нового здания Третьяковской галереи на Крымском Валу представят около сотни произведений художника. В проекте также примут участие работы современных авторов. Можно будет увидеть произведения мастеров «Новой Академии» Тимура Новикова, серии фотографий Тимофея Парщикова Times New Roman и работы проекта группы AES+F «Пир Трималхиона». 

Космизм в русском искусстве

Русский музей

17 ноября 2021 года — 10 марта 2022 года

На этой выставке представлены работы живописцев, в творчестве которых можно проследить связь с идеями космизма. Такие мастера абстрактного искусства, как Казимир Малевич, Василий Кандинский, Михаил Матюшин и Иван Кудряшов, представлены рядом с живописцами, в чьих работах сохранились предметные формы, но само содержание посвящено Земле или Вселенной. 

В экспозицию вошли 150 работ из Русского музея, московского Музея космонавтики, Третьяковской галереи, Новосибирского государственного художественного музея, Тверской областной картинной галереи, а также из разных личных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга. 

Иван Морозов, младший брат

Страстью к коллекционированию актуальной живописи Михаил заразил и Ивана, чьё первое приобретение относится к этому же времени. Любой коллекционер, как и любой художник, должен был пройти определённые ступени развития, и Морозовы проходили их очень быстро. Все художники-авангардисты прошли через этап импрессионизма. Это можно сравнить с тем, что без разбега невозможно перепрыгнуть пропасть.

Михаил и Иван пришли к пониманию новой живописи эволюционно, постепенно. Этот путь начинался через русских художников, среди друзей Морозовых были Константин Коровин, Валентин Серов и Игорь Грабарь, то есть люди, которые находились на максимальном уровне развития и созвучия с новейшими европейскими течениями.


«Иван Морозов», В. Серов, Третьяковская галерея. (Wikimedia Commons)

Иван тоже начал с приобретения полотен русских художников, и продолжал их покупать и дальше. Он начал свою коллекцию с картин Левитана и Коровина, художников русского импрессионизма, а в годы Первой мировой войны он стал первым крупным коллекционером, который включил в своё собрание произведения Марка Шагала. Путь был пройден огромный.

«Мост Ватерлоо. Эффект тумана», Клод Моне, 1903, Государственный Эрмитаж. (Wikimedia Commons)

Французские картины для своей коллекции он приобретал на ощупь, и не сразу самые радикальные вещи. Начал он, например, приобретать Клода Моне с «Эффекта тумана», вещи нежной, спокойной, не взрывной. Он тщательно взвешивал каждую свою новую покупку. Известен рассказ о том, что у него в коллекции была целая стена работ Сезанна с одним пропуском. И он объяснял, что здесь должен висеть «голубой» Сезанн, то есть вещь последнего периода художника. И он ее выбирал очень долго. У него был выбор, и он хотел получить самое лучшее. У него были «глаз» и «нюх». Вот так формировалась его коллекция. Талант коллекционера — это особый дар, присущий не каждому.

Время воссоздавать коллекции

Через сто лет после насильственного слияния и разъединения собраний настало время их триумфального возвращения. В июне 2019 года в Москве ГМИИ имени А. С. Пушкина открылась выставка «Щукин. Биография коллекции», а в Петербурге в Государственном Эрмитаже — «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». Эти выставки такие же разные, как и коллекции Сергея Щукина и братьев Морозовых. Если в Москве сделана попытка поместить картины из Щукинского собрания в контекст своего времени и развесить их так, как их видел сам коллекционер и его гости, то в Эрмитаже полотна из коллекций Морозовых говорят сами за себя и не нуждаются в обрамлении.

Автор — заместитель заведующего Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа.

Судьба коллекции Михаила и Ивана Морозовых

После смерти Михаила Морозова его вдова, Маргарита Кирилловна, урождённая Мамонтова, передала его коллекцию Третьяковской галерее. После революции она осталась в Москве, прожила долгую, но тяжёлую жизнь и умерла в 1958 году.

Драматически сложилась судьба Ивана Морозова и его собрания. У него отобрали фабрику, коллекцию национализировали, а в большей части его дома разместилось общежитие какого-то наркомата. Ему оставили три маленькие комнатки. Его даже не назначили директором собственной коллекции, а всего лишь помощником хранителя. Несколько месяцев Иван Морозов продержался в этой роли, но всё-таки эмигрировал в Швейцарию, где не перенеся разлуки с коллекцией, вскоре умер.

Многое можно было продать, было бы желание, но к счастью продали очень немного. Все картины из коллекций Морозовых остались в России, за исключением четырёх. В голодные 1920−1930 годы американскому предпринимателю, внуку основателя компании «Зингер» Стивену Кларку советским правительством были проданы «Ночное кафе» Винсента ван Гога, портрет «Мадам Сезанн в оранжерее», «Горничная» Огюста Ренуара и «Зеленая певица» Эдгара Дега.

Алексей Щусев

Государственная Третьяковская галерея

Ноябрь 2022 года — май 2023 года

Алексей Щусев — один из наиболее известных русских архитекторов прошлого века. До революции 1917-го он занимался созданием иконостасов и проектированием храмов, а в годы СССР его идеи были воплощены в здании НКВД и Мавзолее Ленина. Именно Щусев спроектировал Казанский вокзал в Москве, столичную станцию метро «Комсомольская» и частично Марфо-Мариинскую обитель. 

Выставка в Третьяковке приурочена к 150-летию со дня рождения архитектора. Экспозиция будет состоять из рисунков и других материалов, которые относятся к проектированию его архитектурных ансамблей. Гости выставки также узнают о роли Третьяковки в жизни Щусева (в 1920-х он возглавлял галерею). В проект вошли работы мастеров эпохи модерна, в том числе Александра Бенуа и Зинаиды Серебряковой.

Пётр Щукин. Главный меценат Государственного исторического музея

Старший брат, в отличие от младших, «западников» увлекался русским искусством. Вместе с братьями он входил в торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» и в деловых поездках начал заниматься коллекционированием. Началось это с профессионального интереса, с покупки тканей и персидских ковров, а закончилось тем, что он, страстная натура, стал покупать всё, относящееся к русской истории. Он не мог остановиться. В Москву ехали целые телеги, наполненные образцами древнерусского искусства. Он, в отличие от своих братьев, не знал точно, что именно ему нужно, и не умел и не хотел выбирать. В 1905 году он передал свою огромную коллекцию Государственному историческому музею (более 300 тысяч предметов!), а часть его коллекции хранится сегодня в Музее Востока.


«Портрет Петра Щукина», Андрей Карелин, ГИМ. (Wikimedia Commons)

О чем рассказывают залы и запасники Пушкинского музея

Сегодня это один из самых больших музеев страны, где, в отличие от Третьяковской галереи, собраны произведения зарубежного искусства с древних времен и до наших дней. Сегодня экспозиции Пушкинского музея

представлено свыше 670 тысяч экспонатов. По их количеству музей опережает разве только Эрмитаж. Это обширнейшая коллекция гипсовых слепков, специально изготовленных для музея европейскими мастерскими по снятым с оригиналов формам. Собраны в музее и подлинные работы художников-живописцев, графиков, скульптуров и различные произведения декоративно-прикладного искусства.

С момента основания хранится в нем и богатейшая «египетская» коллекция, принадлежащая русскому ученому Голенищеву, где представлено около 6 тысяч подлинных памятников Древнего Египта, собранных ученым во время своих многочисленных путешествий и раскопок.

Постепенно собралась прекрасная коллекция произведений живописи и скульптуры Западной Европы XII—XX веков, часть которой составили частные коллекции русских коллекционеров. Например, подлинные полотна итальянских художников XII-XIV веков представлены из личной коллекции М.С. Щекина. Ряд картин были переданы музею Эрмитажем. Сегодня посетители музея могут любоваться шедеврами итальянских, голландских, испанских, фламандских, французских, английских художников.

Иван Щукин. Крёстный отец коллекционера Сергея Щукина

Именно Иван привил любовь к современному французскому искусству своему старшему брату Сергею Щукину. Он всегда был в стороне от семейного бизнеса. Поначалу он увлекался коллекционированием философских и богословских книг, но переехав в Париж, оказался в самом центре художественной жизни Европы. Иван познакомился здесь с новым течением живописи — импрессионизмом, и впоследствии познакомил с ним Сергея. Иван первым оказался вхож в круг галериста Поля Дюрана-Рюэля, и первого Сезанна в семье купил не Сергей, а Иван.


«Портрет Ивана Щукина», Игнасио Сулоага, Государственный Эрмитаж. (Wikimedia Commons)

Правда, в 1900 году он свою французскую коллекцию продал, потому что увлёкся старым испанским искусством. Его проводником в мир старой школы стал испанский художник-импрессионист Игнасио Сулоага, который стал его ближайшим другом. В то время такие великолепные художники как Гойя, Эль-Греко и даже Веласкес, не были так популярны, как сейчас. У Ивана возникли финансовые проблемы, и когда он решил продать свою испанскую коллекцию, то оказалось, что многие из картин поддельные. Он не смог рассчитаться с кредиторами и в 33 года свёл счёты с жизнью. Подлинники из его собрания стали украшением крупнейших музеев Европы. Если бы не его преждевременная смерть, возможно он стал бы обладателем такой же значительной коллекцией, какую собрал его брат Сергей.

Не коллекция Щукина, а коллекции Щукиных

Выражение «коллекция Щукина» у всех на слуху. Большинство людей справедливо полагает, что речь идёт о великолепном собрании картин французских художников, импрессионистов и постимпрессионистов. Но для кого-то станет открытием, что у Сергея Щукина (1854−1936) было ещё три брата — старший Пётр (1853−1912) и два младших, Дмитрий (1855−1932) и Иван (1869−1908). И все они были страстными коллекционерами, их собрания были такого же высокого уровня.

Все четверо были очень разными людьми, но их всех объединяла любовь к прекрасному и тяжёлые испытания судьбы, такие сильные, что не все смогли их вынести.

Страсть братьев Щукиных к коллекционированию возникла не вдруг, не на пустом месте. Их дед, купец Василий Петрович Щукин, положил начало семейному капиталу, занявшись после войны 1812 года торговлей тканями. В середине века один из его шести сыновей, Иван Васильевич, стал купцом первой гильдии, и вошёл в десятку крупнейших российских торговцев мануфактурой, а его состояние стало исчисляться миллионами. Он не знал иностранных языков, не так много успел поучиться и не занимался коллекционированием, но среди родственников и ближнего окружения текстильного магната было немало блестяще образованных людей и тех, кто собирал предметы искусства. Его друг, купец и благотворитель, Кузьма Солдатенков, собирал картины и книги, известными коллекционерами были ближайшие родственники Щукиных Боткины. Автор книг и исследователь жизни и коллекций Щукиных Наталья Семёнова предполагает, что братья Щукины не только приобрели «нюх» на прекрасное, с детства тренируя вкус и «глаз», но и получили этот дар по наследству от Боткиных. А Пётр Бурышкин, бытописатель московского купечества считает, что оно у них «было в крови».

До революции здесь выставлялись исключительно скульптуры

В основном — гипсовые копии античных статуй и мозаик. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, его первым директором был историк, археолог и искусствовед Иван Цветаев. Он лично заказывал слепки античных фигур в зарубежных мастерских. Единственными представленными подлинниками были экспонаты из внушительной коллекции египтолога Владимира Голенищева. Она насчитыывала более 6 000 предметов, привезенных ученым лично с раскопок в Египте.

Картины в музее появились только после революции, когда их конфисковали из частных коллекций и национализировали. Также фонды музея пополнились после Великой Отечественной — в них попали картины из Дрезденской галереи и западноевропейских музеев.

Сергей Щукин. Коллекционер-революционер

Сергей Щукин был самым слабым из братьев. Он был очень невысокого роста, заикался и в детстве часто болел. Возможно, чтобы справляться с недугами ему нужны были яркие впечатления, сильные эмоции и жизнь на преодоление. Именно он после смерти отца встал во главе огромной текстильной империи и с успехом справлялся с её делами. Из-за этого он только после сорока лет стал собирать собственное собрание живописи. Талантливый бизнесмен оказался талантливым, и самое главное — смелым коллекционером.


«Портрет Сергея Щукина», Кристиан Крон, Государственный Эрмитаж. (Wikimedia Commons)

Параллельно с Сергеем Щукиным коллекцию современных французских художников стал собирать другой текстильный магнат, Иван Морозов. Но если список их любимых авторов часто совпадал, то коллекции различались по сути. Если Иван Морозов подбирал картины, которые были в русле продолжения традиций французской живописи, то Сергей Щукин искал полотна парадоксальные, острые и радикальные. А после того, как эти произведения становились признанными, он шёл вперёд и увлекался новыми авторами. Он больше не покупал импрессионистов, а переходил к постимпрессионистам.

Сергей Щукин был не просто коллекционером, который в одиночестве любовался своими сокровищами, а наоборот старался сделать своё собрание доступным. Он приглашал и даже зазывал смотреть картины молодёжь, и особенно студентов художественных училищ. А их руководство, опасаясь дурного влияния, запрещало ученикам посещать дом на Знаменке, чтобы не дай бог они не испортили свой вкус. Их опасения не были напрасными, и возможно авангард двадцатых-тридцатых годов в России не был бы таким мощным без влияния Щукинской коллекции.

Сергей Щукин категорически не покупал русских художников, но всех пускал смотреть свою коллекцию и сам водил экскурсии. Показывая новую картину, он заранее ожидал, что его гости будут шокированы увиденным и любил приговаривать с изрядной долей иронии: «Сумасшедший писал, сумасшедший купил!» В ответ обыватели шептались, что страшные трагедии происходят в его семье потому, что в его доме висит «всё это». С собой покончили два его сына, и брат Иван. Умерла его молодая, красивая и любимая жена. А Сергей Иванович сразу после её смерти всю свою коллекцию завещал Третьяковской галерее.

Как создавался музей

На протяжении долгого времени Московский университет имел собственный Кабинет изящных искусств и древностей. В нем находилась библиотека, и хранились старинные вазы, большая коллекция монет и несколько гипсовых слепков с древних скульптур. В конце XIX столетия университетский профессор Иван Владимирович Цветаев выступил с инициативой создать в городе новый музей, посвященный изящным искусствам.

Среди архитекторов провели конкурс проектов, и в Москве началось строительство огромного здания для музея. Его возводили на высоком подиуме в лучших традициях греческих античных храмов. Всеми работами руководил талантливый архитектор Роман Иванович Клейн. Спонсировал строительство нового музея владелец стекольных фабрик и дипломат Юрий Степанович Нечаев. Этот меценат вложил в этот проект огромную по тем временам сумму в 2,6 миллиона рублей.

Зал № 15. Греческий двори. По центру — слепок портала собора Либфрауенкирхе

Любопытно, что при проектировании музея не предусматривалось электрическое освещение. В те времена полагали, что скульптуры лучше всего смотреть при естественном свете, поэтому инженер и архитектор Владимир Григорьевич Шухов разработал над зданием музея уникальные стеклянные перекрытия.

Мраморные колонны для украшения фасадов поначалу хотели сделать из уральского камня. Однако, достаточно быстро выяснилось, что подобрать камень нужных кондиций не удастся. Поэтому музейные колонны длиной 10 м заказали в Норвегии. Когда они были готовы, колонны довезли до России по морю, потом перегрузили на баржи и доставили по рекам в Москву.

Зал № 25. Искусство Древней Италии и Древнего Рима

Пока шла стройка, Цветаев работал над созданием будущей экспозиции. Он собирал деньги от благотворителей и заказывал за рубежом гипсовые копии с известных скульптур. В начале прошлого века исследователь Египта Владимир Семенович Голенищев продал будущему музею свое собрание древнеегипетского искусства.

Музей был открыт летом 1912 года в присутствии государя и верхушки российского дворянства. Тогда он носил имя российского императора Александра III и находится в ведении Московского университета.

Новая экспозиция быстро приобрела популярность у москвичей. По будням ее посещали более 700 человек, а в воскресные дни и праздники гостями музея становились около 2,5 тысяч зрителей.

Зал № 28. Итальянская скульптура XV века

Все, кто приходил сюда, могли увидеть слепки с античных статуй, копии малых архитектурных форм и античных мозаик. Подлинными экспонатами были только древние саркофаги, папирусы и жертвенные дары из египетских гробниц. Любопытно, что в первые годы работы в новом московском музее не выставлялось ни одной картины.

Дальнейшее объединение и разъединение коллекций

После национализации в Москве сначала появилось два новых музея западного современного искусства, Первый — Щукинский, второй — Морозовский. Потом их объединили в Морозовском особняке на Пречистенке. Коллекцию Ивана Морозова объединили с коллекцией Сергея Щукина, и произошла трагедия. Оба собрания потеряли лицо. Они превратились в братьев-близнецов — Щукин-Морозов, и десятилетиями о них так и писали как о близнецах, через дефис. А они абсолютны разные. Морозов и Щукин видели по-разному, искали разное и находили.

Особняк Ивана Морозова на Пречистенке. (Wikimedia Commons)

В таком виде музей просуществовал до 1941 года, во время войны его эвакуировали, а по её окончании не открыли, и многие вещи так и хранились упакованными, а большие холсты, такие как «Танец» Матисса, были просто накатаны на валы без подрамников. И они так лежали долго, пока в 1948 году не началась война с космополитизмом, с западным влиянием и с буржуазным искусством. На самом высоком уровне было принято решение музей закрыть. Постановление политбюро предписывало ликвидировать его в десятидневный срок. Злопыхателей у музея всегда было много, а Академия художеств, в таком виде, в каком она тогда существовала, просто визжала от восторга, они были счастливы, потому что воспринимали это как долгожданную и окончательную победу единственно правильного «изма» — социалистического реализма над формализмом.

Картины стали делить люди, которые очень хорошо понимали, их ценность. Разделом занимались профессионалы, с одной стороны — директор Пушкинского музея Сергей Меркуров, скульптор-монументалист, который всех этих художников-авангардистов по своим парижским годам просто знал лично. А с другой стороны был академик Иосиф Орбели, он об этом ничего не знал, но у него была жена, Антонина Изергина, историк искусств. Она возглавляла отдел нового искусства Эрмитажа и очень хорошо всё понимала, давая мужу грамотные рекомендации.

Подобные передачи начались ещё в начале 1930-х годов. Москва уже тогда делилась картинами из коллекций Морозовых и Щукина, получая взамен классическое искусство из Эрмитажа, и таких траншей ещё до войны было несколько, потому что в Музее современного западного искусства помещалось далеко не всё. Это очень маленькое здание. Морозовский особняк был в своей экспозиционной части — это всего 500 квадратных метров. У них были огромные фонды, и они начали ими делиться ещё до войны.

Картины Поля Гогена из коллекции Ивана Морозова хранятся в Государственном Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина. (Wikimedia Commons)

А в этот раз, всё делилось строго пополам. Пополам, но не совсем. Москва по-хозяйски брала себе то, что можно будет когда-нибудь выставить, если заглянуть далеко вперёд и предположить, что пройдёт время и режим станет более мягким. А в Ленинград отдавали то, что они считали, что в Советском Союзе выставлено не будет НИКОГДА, и поэтому Эрмитаж получил самых лучших Пикассо и Матиссов. А в остальном, всё по-честному, есть восемь картин — четыре сюда, а четыре сюда. И нельзя сказать, что кто-то остался в обиде, но такой акцент на возможно/невозможно был.

Что следует знать посетителю музея

Пушкинский музей включает в себя основной корпус, галерею искусств стран Европы и Америки 19-20 веков и отдел личных коллекций.

  1. Основное здание ГМИИ им. Пушкина Адрес: г. Москва, ул. Волхонка, д.12, станция метро Кропоткинская. Часы работы Пушкинского музея: основное здание музея работает ежедневно с 11.00 до 20.00 (касса с 11.00 до 19.00), по четвергам с 11.00 до 21.00 (касса 11.00 до 20.00). Выходной день – понедельник. Цена билета: 300 рублей, льготная – 150 рублей, Дети до 16 лет – бесплатно. Телефоны для связи:
    Автоответчик (495) 609-95-20
    Справки по телефону (495) 697-95-78
    Экскурсионное бюро (495) 697-74-12
  2. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX – XX в.в. Адрес: г. Москва, ул. Волхонка, д.14, станция метро Кропоткинская. Часы работы: основное здание музея работает ежедневно с 10.00 до 19.00, по четвергам с 10.00 до 21.00. Выходной день – понедельник. Цена билета: 300 рублей, льготная – 150 рублей, Дети до 16 лет – бесплатно.
  3. Отдел личных коллекций Адрес: г. Москва, ул. Волхонка, д.10, станция метро Кропоткинская. Часы работы: основное здание музея работает ежедневно с 10.00 до 19.00, по четвергам с 10.00 до 21.00. Выходной день – понедельник. Цена билета: взрослый 200 рублей, детский – 100 рублей, Дети до 16 лет – .

Ещё по этой теме: Музей В.В. Маяковского. Парк имени Горького в Москве.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: