Примечания
- Борисовская Н.А. Лев Бакст. — М.: Искусство, 1979. — С. 6. — 120 с.
- Леон Бакст // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- М.М.Клячко писала: «Его квартира производила на Левушку большое впечатление: так красиво, с таким вкусом она была убрана; сам прадед был шикарно одетый господин; он жертвовал много на приюты для бедных, и царь Александр II пожал руку, благодаря его». www.tretyakovgallerymagazine.com/img/mag/2008/1/062-081.pdf
- ↑ 12 [pv-gallery.ru/artist.php?i=231&letter=%CE Бакст Л. С.]
- ↑ 12 [www.eleven.co.il/article/10379 Бакст Леон. Электронная еврейская энциклопедия]
- [www.artrz.ru/menu/1804657343/1804782132.html Искусство и архитектура русского зарубежья — БАКСТ Андрей Львович]
- [www.nlr.ru/cont/ Весь Петербург (1894 — 1917), интерактивное оглавление.].
- [www.christies.com/lotfinder/paintings/leon-bakst-costume-design-for-firebird-5742285-details.aspx Sale 1161. Lot 114. Leon Bakst. Costume design for Firebird] (англ.). Christie’s (25 November 2013). Проверено 6 октября 2014.
- [news.tut.by/culture/382540.html Белгазпромбанк приобрел на аукционных торгах Christie‘s в Лондоне работы трех художников, выходцев из Беларуси]. TUT.BY (15 января 2014). Проверено 6 октября 2014.
- [news.tut.by/culture/428236.html Альбом эскизов для балета «Спящая красавица» дягилевских «Русских сезонов» вернулся на родину своего создателя, в Беларусь]. TUT.BY (17 декабря 2014). Проверено 1 декабря 2020.
- [unesdoc.unesco.org/images/0023/002352/235205r.pdf ЮНЕСКО. Генеральная конференция. 38-я сессия. 2020. Предложения государств-членов о памятных датах в 2016-2017 гг., в праздновании которых ЮНЕСКО могла бы принять участие]PDF
- [artbelarus.by/ru/news/323.html Открытие выставки «Художники Парижской школы – уроженцы Гродненщины»]. Арт-Беларусь (30 ноября 2015). Проверено 2015-29-12.
«Коронованный» Парижем
Бакст не стеснялся идти против канонов классического искусства и создавал очень смелые образы. Он одел танцоров в шаровары и платья, сшитые из прозрачных и лёгких тканей. Европейцы были потрясены: такого себе не позволял никто. Творчество художника показало, что цвет и декорации могут стать полноценными участниками представления, раскрывающими образы героев.
По Европе после Русских сезонов прокатилась волна моды на всё восточное и русское: в магазинах продавали тюрбаны, шали и костюмы, в которых можно было увидеть что-то общее со сценическими образами актёров.
Ида Рубинштейн и Вацлав Нижинский в костюмах к «Шехерезаде», 1910. (Pinterest)
В 1916 году Бакст задумался об открытии собственного дома моды, где бы он мог соединить разные направления дизайна. После гастролей труппы Дягилева он разрабатывал дизайн аксессуаров, одежды, посуды, и полученный опыт должен был стать основой творческой революции. Однако планам не суждено было сбыться: художник серьёзно заболел. В 1923 году, после Октябрьской революции, к нему приехали из России жена и сын. Ненадолго семья Бакста воссоединилась.
В 1924 году, в период работы над спектаклем «Истар» Иды Рубинштейн, известный дизайнер и художник умер. Проститься с ним пришли музыканты, поэты, артисты. Леона Бакста похоронили на кладбище Батиньоль в Париже.
Литература
- Воспоминания
- Бакст Л.Моя душа открыта: в 2 кн./ Лев Бакст.— Москва: Искусство XXI век, 2012.— 403+351с.— (Записки художника).— ISBN 978-5-98051-088-6.
- Бакст Л.Серов и я в Греции: дорожные записки/ Лев Бакст; .— М., 2016.— 134с.— ISBN 978-5-89580-139-0.
- Шагал М. З. (b) Моя жизнь/ Марк Шагал; .— СПб.: Азбука, 2016.— 221, с.— ISBN 5-267-00200-3.
- Исследования
- Беспалова Е. Р.Бакст и модернизм/ Елена Беспалова// Искусствознание.— 2014.— Вып.3—4.— С.235—275.
- Беспалова Е. Р.Бакст в Париже/ Е. Р. Беспалова.— М.: БуксМАрт, 2016.— 255с.— (Художественные стили, направления, объединения).— ISBN 978-5-906190-48-2.
- Боулт Дж. Э., Ковалёва О., Теркель Е., Чернухина А.«Волшебные слова»: литературное наследие Л. С. Бакста/ Джон Э. Боулт, Ольга Ковалева, Елена Теркель, Анна Чернухина// Третьяковская галерея (b) .— 2008.—№1 (18).— С.78-80.
- Голынец С. В. (b) Л. С. Бакст, 1866—1924.— Л.: Художник РСФСР, 1981.— 80с.— (Массовая библиотека по искусству).
- Голынец С. В.Рабинович — Розенберг — Бакст//С. П. Дягилев и современная культура: материалы Международного симпозиума «Дягилевские чтения», Пермь, май 2014/ сост. и науч. ред. О. Р. Левенков.— Пермь: Книжный Мир, 2014.— С.70.— ISBN 978-5-90-48-90-28-5.
- Кистович-Гиртбан Ирен (b) . «Опыт евразийского синтеза музыки и живописи». Вступ. ст. в сб.: Гусейнов М.С. Балханские эскизы = Balkhan sketches: пьесы-фантазии для фортепьяно/ Мамед Гусейнов; вступ. статья Ирен Кистович. (b) – Москва: Музыкант-классик. 2018. – 40 с. Цв. портр., цв. илл.; ст. Елены Володиной «Балханские эскизы». Статья о проблематике синтеза искусств на примерах произведений Андо Хиросигэ (b) , Л. Бакста, В.Верещагина (b) , В. Гартмана (b) , В. Мазуровского (b) .
- Лапик Н. А.Проблема интерпретации темы античности в эскизах театрального костюма Леона Бакста и модной иллюстрации начала ХХ в.// Вестник СПбГУКИ.— 2015.— Вып.2 (23)(июнь).— С.90—93.
- Наседкина Е. В.«Меня опять пишет Бакст…» Портреты Андрея Белого: история создания и интерпретаций// Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.— 2016.— Вып. 5 (46).— С. 64—71.
- Пружан И. Н.Лев Самойлович Бакст.— Л.: Искусство, 1975.— 232с.
- Счастный В. Г.Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы/ Владимир Счастный; .— Минск: Четыре четверти, 2016.— 149, с., л.цв. ил.— ISBN 978-985-581-014-9.
- Теркель Е.Лев Бакст: семья и творчество/ Елена Теркель// Третьяковская галерея.— 2008.—№1 (18).— С.62-77.
- Усова Н. М.«Трехфамилие» Бакста: Рабинович, Розенберг, Бакст. От Лейбы Рабиновича до Леона Бакста// Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.— 2016.— Вып. 5 (46).— С. 72—82.
- Шагивалеева Д. И.Наследие Льва Бакста в художественной культуре Англии// Вестник Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.— 2016.— Вып. 5 (46).— С. 93—100.
- Яншина С. В., Курамшина Ю. В.Мода как отражение действительности (на примере творчества П. Пуаре)// Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология.— 2014.— Т. 27 (66), вып. 1.— С. 242—246.
- Alexandre A., Cocteau J. L’art decoratif de Leon Bakst. — P., 1913.
- Lewinson A. (b) Bakst: The story of Leon Bakst’s life: (b) англ. (b) / text by André Levinson.— New York: Brentano’s, 1922.— 240p., LXVIIIp.fig.— OCLC (b) .
- Справочные издания
- Archer K.Bakst, Léon/ Kenneth Archer//The Dictionary of Art (b) : (b) англ. (b) : in 34 vol./ edited by Jane Turner.— New York: Grove’s Dictionaries, 1996.— Vol.3: B to Biard.— P.86–87.— XIII, 928p.— ISBN 1-884446-00-0.— LCCN (b) 96-13628.— OCLC (b) .
- Freitag W. M.Art Books: A Basic Bibliography of Monographs on Artists/ Wolfgang M. Freitag, ed..— 2nd ed.— New York, London: Garland Publishing, 1997.— P.18.— XXVI, 542p.— (Garland Reference Library of the Humanities; vol.1264).— ISBN 0-8240-3326-4.— LCCN (b) 96-28425.— OCLC (b) .
Происхождение и детство
Родился в Гродно 27 января (8 февраля) 1866 года в еврейской семье строгого мировоззрения, чтящей веру, предков и семейные ценности. В семье воспитывалось четверо детей (у Льва был брат и две сестры).
Глава семьи был биржевым предпринимателем, мать из известных в светском обществе купеческих – её отец, Пинхус Розенберг, был купцом первой гильдии, поставлявшим сукно для царской армии. Ему, получившему за заслуги статус почётного гражданина Санкт-Петербурга, жал руку сам император Александр II.
Ещё ребёнком Лев часто бывал у деда в столице, позже сюда переехала вся семья. Здесь у него начал формироваться вкус, интерес к произведениям искусства и к живописи как основному занятию в жизни.
Раннее творчество
В 1889 году впервые принял участие в выставке как Лев Бакст – художник взял псевдоним, происхождение которого объясняется родственными связями (Бакстер – фамилия по материнской линии). С этого времени начал выставляться в разных обществах (акварелистов и др.).
С 1891 года Лев Бакст начинает путешествовать по Европе. В 1893-м ему удалось получить заказ, для выполнения которого требовалось находиться в Париже. Здесь он воспользовался возможностью продолжить обучение (в студии Жерома, а также в частной академии).
Работая в Париже до 1897 года, художник время от времени уезжал в Санкт-Петербург, где тесно общался с коллегами, сотрудничал с разными изданиями. Вокруг Александра Бенуа в то время сплотились единомышленники, любители искусства, которые организовали художественное объединение «Мир искусства». Главой его художественного отдела и стал Бакст.
Журнальная графика, станковая портретная живопись, особая манера работы с известными моделями принесли особую славу художнику. Так, его не устраивали обычная поза и сухое выражение лица человека перед ним. Баксту требовалось, чтобы портретируемый «был оживлён до экстаза», в чём ему помогал товарищ, без умолку рассказывающий интересные истории и анекдоты во время работы живописца.
В то же время, благодаря своей безупречной репутации, молодой художник получил место учителя рисования при дворе – его пригласил великий князь Владимир Александрович преподавать живопись детям. В 1902 году – ещё один заказ, связанный с Парижем, теперь от Николая II.
В 1899 году стал почётным гражданином Петербурга, уже потомственным.
К 150-летию со дня рождения Л. Н. Андреева
3 сентября — 5 декабря 2021
К 150-летию Леонида Андреева, крупнейшего русского писателя и драматурга первой половины XX века, Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля представляет межмузейный выставочный проект под эгидой Ассоциации литературных музеев Союза музеев России.
Произведения Андреева шокировали современников, одни считали его безумцем, другие — гением, властителем дум наравне со Львом Толстым. Писателя называли русским Эдгаром По, «заглядывающим в бездну». Театральность, сценичность культурного поведения Андреева отмечались неоднократно. Корней Чуковский в своих статьях изобразил писателя актером, воспринимающим свою жизнь как спектакль. В рамках выставки судьба Леонида Андреева прочитывается как театральная метафора, развернутая на материале его ранней экспрессионистской пьесы «Жизнь человека».
Композиция пьесы воспроизводится в разделах выставки: «Рождение человека», «Любовь и бедность», «Бал у человека», «Несчастие человека». Это пространство поиска, где посетителю предстоит пройти сквозь лабиринт переплетений художественного вымысла и реальности, чтобы найти ответы на вопросы, которые мучили писателя на протяжении жизни, погрузиться в мир Леонида Андреева с помощью музейных артефактов, видео в формате виртуальной реальности, анимированных живописных работ.
Выставка знакомит не только с Андреевым-писателем, но и открывает другие его ипостаси — художника, фотографа, мыслителя. На выставке представлены цветные фотографии (автохромы), живописные работы, документы, фотографии, плакаты, книги, рукописи, эскизы декораций и костюмов из фондов ГМИРЛИ имени В. И. Даля, Орловского объединенного государственного литературного музея И. С. Тургенева, Литературного музея ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома), Российского государственного архива литературы и искусства, Российской государственной библиотеки, Музея Московского художественного академического театра, Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Музея Леонида Андреева в Бутове и частных коллекций.
Программа мероприятий к выставке включает лекции, кинопоказы, спектакли, кураторские и тематические экскурсии.
Кураторы: Марина Краснова, Наталья Громова, Тимур Хайрулин
Художник: Филипп Виноградов
Дизайнер: Татьяна Сафронова
Пресс-показ: 2 сентября в 16:00. Открытие выставки состоится 2 сентября в 17:30. Вход на вернисаж свободный.
Контакты для СМИ: Надежда Николаева, +7 967 160-06-80, [email protected]
Информационный центр: +7 495 695-53-08, [email protected]
Дом И. С. Остроухова в Трубниках
Трубниковский переулок, 17, стр. 1, метро «Баррикадная»
- Орел. Берег Орлика. Неустановленный фотограф. До 1917 г.
- Орел. У здания городской думы. До 1917 г.
- Санкт-Петербург. Арка генерального штаба. 1900 — е гг.
- Санкт-Петербург. Зимняя канавка. Вид с реки Мойки. До 1917г.
- Петербург. Невский проспект. 1867-1908 гг.
- Москва. Вторая Тверская-Ямская улица. Начало XX века.
- Москва. Старое здание Московского университета. Конец XIX — начало XX века.
- Л.Н. Андреев. Портрет. Около 1909 г.
- В.И. Иванов. 1910 г.
- Л.Н. Андреев. Портрет. 1908-1919 гг.
- Л.Н. Андреев с матерью и братом (?).1908-1919 гг.
- Л.Н. Андреев в Царицыно. Конец 1890-х — начало 1900-х гг.
- Л.Н. Андреев с матерью и теткой. 1908-1919 гг.
- Л.Н. Андреев. Портрет. 1908-1919 гг.
- Л.Н. Андреев. Портрет. 1908-1919 гг.
- Л.Н. Андреев. Портрет. 1909-1910 гг.
- Л.Н. Андреев. Дача «Белая ночь» (вилла «Аванс») в деревне Ваммелсу. 1908-1910-е гг.
- Л.Н. Андреев. Дача «Белая ночь» (вилла «Аванс») в деревне Ваммелсу. 1908 — 1910-е гг.
- Члены литературно-художественного кружка "Среда" с женами. 1910 г.
- Групповой портрет. 1905 г.
- А.И. Куприн. 1908 г.
- Л.Н. Андреев с матерью А.Н. Андреевой и сестрой Р.Н. Андреевой. 1900-е гг.
- Команда яхты «Далёкий». Начало 1910-х гг.
- Л.Н. Андреев на борту яхты «Далёкий». 1913 г.
- Л.Н. Андреев с сыном Вадимом. 1904 г.
- Л.Н. Андреев в окружении других пациентов. Сентябрь, 1901 г.
- Орел. Пушкарная улица. Дом Н.И. Андреева, отца Л.Н. Андреева, Последняя треть XIX века.
- З.Н. Гиппиус. Конец XIX — начало XX века.
- Е. Янтарев (наст. фам. Бернштейн). 1902 г.
- Л.Н. Андреев в кругу друзей и знакомых. 1901 г.
История полотна[ | ]
И. Пружан указывает, что всего Бакст работал в общей сложности над картиной около трёх лет. В начале 1905 года, по сообщению Бенуа, на выставке картин Союза русских художников он показал свой рисунок под названием «Terror Antiquus», судя по описанию, имевший непосредственное отношение к картине. Первое упоминание о картине относится к началу 1906 года.
Валентин Серов. «Похищение Европы», 1910: лицо Европы также написано под влиянием той же самой статуи акропольской коры. Историки искусства пишут, что Бакст пробудил в Серове интерес к античности.
В 1907 году Бакст совершил поездку в Грецию и на Крит вместе с Валентином Серовым. Он начал работать над этим полотном ещё до своей поездки в Грецию, а по возвращении принимается за него снова. На создание замысла картины также повлияли визиты художника в знаменитую Башню Вячеслава Иванова. После визита в Грецию Бакст пишет, что был вынужден переосмыслить свои представления об античном мире.
В письме к жене Бакст пишет: «В картине много изменений… статуя становится страшна и фон мрачнее — я всё добиваюсь того, чтобы картина меня самого смущала жуткостью; вода на первом плане недостаточно „бездонна“». «Картина моя мне разонравилась. Я не того хотел добиться, что вышло. Надеюсь, в следующей вещи удастся выразить вполне то, что тянет сделать. Может, я и ошибся с этой картиной, может, она мне пригляделась!».
«„Древний ужас“ был этапной вещью, прежде всего в творческой биографии самого Бакста. Это была последняя живописная работа художника, после которой он практически не работал маслом и не создавал картин (только в 1920-е годы декоративные панно в США и Великобритании). В то же время „Древний ужас“ оказался и этапной работой в истории отечественного искусства 1900—1910-х годов, обозначив ту линию его развития, которая превратилась в хроническую „болезнь“ всей отечественной культуры — неоклассицизм. В глазах современников это было если не выдающееся, то, несомненно, заслуживающее самого пристального внимания полотно. Хорошо известны отклики отечественных критиков по поводу „Древнего ужаса“ (Вяч. Иванова и М. Волошина). Но это произведение имело и крайне удачную экспозиционную судьбу за пределами России. Картина демонстрировалась на Брюссельской выставке (1910) и получила Золотую медаль, участвовала в Международной выставке в Риме (1911), на выставке „Мира Искусства“ в Праге (1912), на персональной выставке Бакста в Лондоне (1913)».
Первое появление «Древнего ужаса» — на выставке Осеннего Салона (Париж) и затем на выставке «Салон» (Санкт-Петербург) вызвало громкий резонанс. Рецензии в газетах варьировались от безудержного восхваления до полного неприятия.
Критик Сергей Мамонтов:
Александр Бенуа, наоборот, охарактеризовал картину, как значительное произведение, в котором Бакст сумел суммировать своё отношение к древности:
При этом Бенуа отмечал недостатки картины: отсутствие «зажигающей жизненности», «силы убедительности», сухость рисунка.
По мнению исследователя творчества художника Ольги Медведковой, это очень личное, практически автопортретное произведение Бакста.
Все новости рубрики
- Короткометражка Константина Еронина победила в номинации “черно-белое кино” на Канском кинофестивале
- В Ленобласти 68% населения выступили за развитие культуры в регионе
- В российских онлайн-кинотеатрах начали терять старые фильмы
- В Петербурге пройдет бесплатный концерт «Ленинградская симфония на берегах Невы»
- Дмитрий Назаров рассказал про свою актерскую мечту и назвал феномен сериала “Кухня”
- 09 сентября 2022, 16:25
- Глава Ленобласти Дрозденко обсудил с предпринимателями новые возможности и вызовы
- 09 сентября 2022, 15:37
- “Изменений не предполагается”: политолог рассказал о влиянии смены монарха на Англию
- 09 сентября 2022, 13:03
- Сервис Delivery Club перешел “Яндексу”
- 09 сентября 2022, 12:33
- В России для электросамокатов могут ввести ограничения
- 09 сентября 2022, 09:52
- В Петербурге более 30 автобусов справляются с толпами на остановке у ЖК «Чистое небо»
- 07 сентября 2022, 15:00
- Северный морской путь ожидает глобальные изменения на 1,8 триллиона рублей
- 07 сентября 2022, 13:48
- Путин заявил о том, что доллар теряет доверие по всему миру
- 07 сентября 2022, 14:36
- Дружеская попойка в Красном селе обернулась поножовщиной
- 06 сентября 2022, 17:56
- Россиянам рассказали, как продлить иммунитет к коронавирусу
- 06 сентября 2022, 17:47
- Жители Петербурга намерены уволить депутатов, проголосовавших за закон о КРТ
- 06 сентября 2022, 16:48
- Россиян предупредили о возможном росте смертельных случаев при коронавирусе
- 06 сентября 2022, 16:17
- Создатель PlayStation 4 и 5 Масаясу Ито заявил о своем уходе из компании
- 05 сентября 2022, 19:59
- Названы соцсети, в которых обязательно регистрироваться Госорганам России
- 05 сентября 2022, 19:05
- В Киришах пьяная женщина вернулась домой побитая и умерла на диване
- 05 сентября 2022, 19:05
- В Киришах пьяная женщина вернулась домой побитая и умерла на диване
предыдущая |
|
следующая |
- Максим Матвеев рассказал про современное кино и про то, почему он не дает советы Лизе Боярской
- Сергей Жуков рассказал о про должении сериала “Евгенич” и о концерте в Петербурге
- Петербург может стать российской столицей кинофестивалей благодаря Ленфильму
- В этом году в Петербурге проведут Международный фестиваль циркового искусства
- Григорий Лепс рассказал, почему не снимается в кино и носит очки
- В России для электросамокатов могут ввести ограничения
- В Петербурге более 30 автобусов справляются с толпами на остановке у ЖК «Чистое небо»
- Северный морской путь ожидает глобальные изменения на 1,8 триллиона рублей
- Путин заявил о том, что доллар теряет доверие по всему миру
- Дружеская попойка в Красном селе обернулась поножовщиной
- Россиянам рассказали, как продлить иммунитет к коронавирусу
- Жители Петербурга намерены уволить депутатов, проголосовавших за закон о КРТ
- Россиян предупредили о возможном росте смертельных случаев при коронавирусе
- Создатель PlayStation 4 и 5 Масаясу Ито заявил о своем уходе из компании
- Названы соцсети, в которых обязательно регистрироваться Госорганам России
- В Киришах пьяная женщина вернулась домой побитая и умерла на диване
- В Киришах пьяная женщина вернулась домой побитая и умерла на диване
предыдущая |
|
следующая |
Начало творческой карьеры
На смотре в Академии художеств Бакст провалился. В течение всего следующего года он учился писать с натуры, снова держал экзамен и справился — его допустили к занятиям. В академии юноша познакомился с единомышленниками. Одним из самых близких друзей стал Валентин Серов, с которым они вели долгие беседы по вечерам.
Несмотря на старание, Леон так и не закончил академию: он ушёл из неё после скандала, разразившегося из-за его работы на конкурсе. В рамках заявленной темы («Мадонна, плачущая над Христом») Бакст изобразил Мадонну старой женщиной с растрёпанными волосами. Судьи были вне себя.
Эскиз декораций Бакста к балету «Шехерезада», 1910. (Pinterest)
В 1891 году Бакст решил отправиться в заграничную поездку. В Париже он познакомился с молодым художником Альбертом Эдельфельтом, вместе с которым научился работать на пленэре. Этот опыт оказался очень полезен: через два года поступил заказ на большое полотно, посвящённое приезду делегации адмирала Авелана в Париж.
До начала 1900-х годов Бакст в основном жил во Франции и редко бывал в Санкт-Петербурге. Во время кратких визитов в Россию он зарекомендовал себя как отличный портретист. Ему удалось создать серию портретов своих знаменитых современников: Сергея Дягилева, Айседоры Дункан, Жана Кокто, Зинаиды Гиппиус и других. Андрей Белый вспоминал о работе художника: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлён до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».
В это же время Леон сблизился с Александром Бенуа, и это знакомство можно считать переломным моментом в его жизни. В кружок молодого критика входили писатели, философы, художники и просто любители искусства, поставившие перед собой цель уничтожить всё существующее, совершить революцию.
С 1898 года они начали выпускать собственный журнал, носивший название общества, — «Мир искусства». Сотрудником редакции нового издания, конечно, стал Бакст. Он занимался украшением обложки, рисовал красивые буквы и орнаменты. Кроме того, Леон иногда помогал Дягилеву, исправляя его работы. Художник пробовал свои силы и в иллюстрации, оформляя «Нос» Николая Гоголя. Эти рисунки можно рассматривать как первые опыты в разработке уникальных сценических костюмов. Позже в «Истории русской живописи» Бенуа написал: «У Бакста золотые руки».
Лев Бакст. «Майор Ковалёв встречает Нос», 1904. (Pinterest)
Мирискусники оставили значительный след в русской культуре. Они переосмыслили проблемы художественной формы и изобразительного языка, открыли новые пути в искусстве.
Творческое наследие художника
Портретная живопись Леона Бакста подарила миру немало произведений кисти, с которых в день сегодняшний смотрят на зрителя выдающиеся личности, современники художника. Неизменно интересны картины Бакста с запечатлёнными на них историческими событиями, притягательны полотна, на которых угадываются мимолётные и яркие впечатления автора, поклонника красоты тела.
Самые знаменитые картины Бакста:
- Автопортрет (1893),
- «Портрет Александра Бенуа» (1898),
- «Портрет Исаака Левитана» (1899),
- «Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года» (1900),
- «Ужин» или «Дама с апельсинами» (1902),
- «Портрет Л.П. Гриценко» (1903),
- «Портрет Андрея Белого» (1905),
- «Портрет Зинаиды Гиппиус» (1906),
- «Ливень» (1906),
- «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906),
- «Портрет Андрея Львовича Бакста» (1908),
- «Портрет Анны Павловой» (1908),
- «Портрет танцовщицы М. Казати» (1912),
- «Портрет будущей графини Анри де Буажелен» (1924) и другие.
Огромную часть жизни художник посвятил оформлению театральных постановок труппы Дягилева, работал с Идой Рубинштейн. Костюмы артистов и декорации спектаклей сводили с ума публику, которая боготворила автора.
Сегодня представить и оценить происходящее 100 лет назад можно, рассматривая потрясающие эскизы, доступные для просмотра, благодаря интернету и печатным изданиям. Подлинники разбросаны по музеям и частным коллекциям по всем континентам.
Творчество Бакста стало революционным в мировом театральном искусстве. Костюмы артистов, декорации, музыка гениев, постановка выдающихся хореографов – всё слилось воедино. Такого раньше не было.
Идей и энергии у художника было не на одну жизнь. И всё ему удавалось блистательно. Не удалось только исполнить громадные планы – жизнь, к сожалению, оказалась коротка.
церковь покрова на нерли картина с Герасимова
картина летний сад
Баулин Сергей Алексеевич художник
Первые шаги
Способности к рисованию определились, когда Лев учился в гимназии. Победа на конкурсе (рисовали портрет Жуковского) подтолкнула юного гимназиста оставить учёбу в 1883 году и резко изменить вектор своего развития – начинающий художник поступил в Академию художеств.
В Академии он не пропустил ни одного курса, виртуозно рисовал с гипса и с натуры, но закончить обучение не удалось. Комиссии очень не понравились экспрессия и новаторство работы на религиозную тему, подготовленной молодым художником на Серебряную медаль. Хотели выгнать просто так, но заступились Серов и другие именитые художники, и исключение из училища обосновали плохим зрением ученика.
Учёбу Бакст не оставил – посещал мастерскую Александра Бенуа, брал у него уроки живописи. С 1888 года начал работать – иллюстрировать детскую литературу, журналы.
Жил в большой квартире с братом и сёстрами (к тому моменту их родители развелись и занимались своей личной жизнью).
Наследие
В 2013 году корпоративная коллекция Белгазпромбанка пополнилась «Эскизом костюма Жар-птицы» Леона Бакста, приобретённым на аукционе Кристис. Эта работа стала одним из немногочисленных произведений художника, возвращенных на его родину — в Белоруссию (до этого в этой стране имелось лишь несколько произведений тиражной графики Бакста в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь). В 2014 году Белгазпромбанк приобрёл у частного коллекционера альбом «Произведения Леона Бакста для балета “Спящая красавица”» (1922) .
Bakst Costume design for L’Oiseau de feu 1922.jpg«Эскиз костюма Жар-птицы к балету “Жар-птица”» (1922)
На 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, прошедшей 2 ноября 2020 года, была принята резолюция о праздновании под эгидой этой международной организации 150-летнего юбилея Леона Бакста в Белоруссии (при поддержке Российской Федерации). Основным мероприятием, посвящённым юбилею художника в Минске, станет художественная выставка «Время и творчество Льва Бакста», которая будет организована по инициативе Белгазпромбанка в феврале 2016 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь .
Дизайнерская работа
После театральных работ Бакста Париж охватила мода на все восточное и русское. В магазинах стала появляться одежда, напоминавшая костюмы актеров. Кроме этого, Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей.
Л. Бакст. Вацлав Нижинский в роли китайского танцора В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. Максимилиан Волошин так отзывался о его творчестве: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже – как в дамских платьях, так и на картинных выставках». Правительство Франции даже наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.
Эскизы тканей Л. Бакста
Жар-птица
Смущённая Артемида
Занимался Леон Бакст и разработкой дизайна тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада». Он создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке. Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.
В 1921 году Леон Бакст оформил для Сергея Дягилева балет «Спящая красавица» на музыку П.И. Чайковского. Это была для него последняя крупная постановка. В 1920-е годы он написал также большой цикл панно на тему сказки «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне. Своим творчеством Л. Бакст способствовал становлению стиля «ар деко». Умер художник в Париже и похоронен на парижском кладбище Батиньоль.
- < Назад
- Вперёд >
Русские сезоны
В 1899 году Сергей Дягилев был назначен чиновником по особым поручениям. Понимая номинальность этой должности, он продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Дягилев приступил к реформированию «Ежегодника императорских театров». Его стараниями журнал превратился в серьёзное художественное издание. Дягилев не остановился на достигнутом и, пользуясь положением, привлёк к работе в театре знакомых художников: Бенуа, Коровина, Серова и других. В 1901 году они занимались оформлением балета Лео Делиба «Сильвия». Зрители были в восторге от созданных Бакстом декораций.
После отставки Дягилева художник продолжил свою работу в Императорском театре. В 1903 году ему предложили разработать эскизы костюмов для балета «Фея кукол» братьев Легатов. Уже позже Бенуа писал, что премьера спектакля принесла славу молодому художнику: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойдённым».
Лев Бакст. Эскиз к балету «Шехерезада», 1910. (Pinterest)
В том же году Леон женился на Любови Гриценко, дочери Павла Третьякова. Чтобы отец дал согласие на брак, жених принял лютеранство. В 1907 году у пары родился сын Андрей. Вскоре супруги решили развестись. По предложению Валентина Серова, Бакст отправился в короткую поездку по Греции, где создал несколько этюдов и множество зарисовок, ставших позднее основой театральных декораций.
С 1910 года он жил в Париже, где сотрудничал с труппой Сергея Дягилева. В 1909 году открылись Русские сезоны, от которых пришли в восторг европейские критики и зрители. Слава пришла не только к танцорам, но и к художникам. Леон Бакст вдруг стал известен всему миру: его удивительные сказочные декорации к «Клеопатре», «Карнавалу» и другим спектаклям покорили зрителей. Он осознавал свою большую творческую силу и говорил, что художник подобен дирижёру, «который может взмахом своей палочки… безошибочно извлечь тысячу звуков».
Лев Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра», 1909. (Pinterest)
Бакст, как и раньше, не ограничивался созданием декораций и активно работал над костюмами. По его эскизам шили для лучших артистов Императорского театра и труппы Дягилева — Анны Павловой, Вацлава Нижинского и Тамары Карсавиной.