Как tiffany & co. монополизировала оттенок синего

Интересные факты о Тиффани

В 2007 году обнаружилось, что основной вклад в разработку рисунков плафонов Тиффани внесла женщина по имени Клара Пирс Уолкотт. То есть Луис их придумал не сам. Клара работала в подразделении с неофициальным названием «Девушки Тиффани». Именно она придумала растительные орнаменты в стиле модерн — Глициню, Нарцисс, Пион.

Вот что известно о ее жизни: родилась в 1861 г. в штате Огайо недалеко от Кливленда, интересовалась искусством. Окончила художественную школу Искусств при Музее Метрополитан. Там ее заметил Тиффани и взял на работу в 1888, когда Кларе было 27.

Первой ее работой стали Нарциссы. За свою карьеру Клара разработала 30 узоров светильников. Знаменитая «Стрекоза», блиставшая на выставке в Париже в 1900 году — тоже ее дизайнерская находка.

Клара работала на Тиффани 20 лет. В 1909 году она вышла замуж и была вынуждена покинуть компанию. Луис Тиффани запрещал сотрудницам выходить замуж, так как считал, что личная жизнь и семья отвлекают от работы.

comments powered by HyperComments

… по уникальной технологии

Помимо того, что Луис Тиффани заложил «первые кирпичики» моды на витражные светильники, он оставался, как и прежде, верен своему увлечению — изготовлению витражей. Его изысканные и неповторимые работы имели большой успех и широкое признание, но он продолжал совершенствовать свое мастерство. Именно потому Луису Тиффани удалось совершить своего рода революцию: перевернуть представление о витражах как о декоративно-прикладном искусстве.

Ему принадлежит идея соединять самые мельчайшие стеклянные кусочки разного цвета, используя для этого тонкую полоску медной фольги, чтобы оборачивать грань каждого стеклянного элемента. Прежде в качестве таких «прожилок» между цветными обрезками выступали свинцовые прутья: грубоватые, по мнению Луиса. И только металлическая фольга позволила аккуратно спаивать крошечные элементы для создания сложнейших работ. Именно филигранность и стала визитной карточкой Тиффани-ламп и прочих поздних витражных работ художника.

Фото: jackgrecoantiques.com

Кроме того, Луис Тиффани и само стекло для своих произведений старался довести до совершенства. Художественное чутье мастера требовало идеального соответствия тонов и оттенков его «красок» — стеклянных кусочков.

Потому, если желаемого цвета стекла не было, он экспериментировал с процессом его создания. К примеру, накладывал тонкие стекла разных оттенков друг на друга, пока не был абсолютно удовлетворен результатом. Или изготавливал и использовал иризирующее стекло с тончайшим, переливающимся металлическим покрытием. К слову, это стало его отличительным, фирменным знаком.

Л. К. Тиффани, витраж «Нагорная проповедь», Церковь Арлингтон-стрит, БостонФото: vitrage-tiffany.com.ua

Подробнее…

Здесь вначале нужно сказать об относительном недостатке ламп Тиффани. Из-за особенностей стекла лампы дают не слишком много света. Поэтому если вам нужно яркое освещение, в помещениях должны находиться несколько ламп. Только и того.

В гостиной лучше всего будут выглядеть одна-две пары бра «под Тиффани» плюс люстра в центре под потолком. При этом надо стараться, чтобы бра и люстра были выполнены в одном стиле.

В спальне хорошо дополняют друг друга потолочная люстра или торшер в стиле Тиффани. При желании торшер легко можно переставить в другое помещение. Прекрасно вписывается в интерьер и настольная лампа. При ее мягком, приглушенном свете, проходящем сквозь «стекла Тиффани», хорошо читать. Кроме того, такой свет создает умиротворение и покой — необходимые свойства спальни.

В детской лучше всего подойдет ночник Тиффани в форме цветка или какой-нибудь зверушки. Его мягкий свет поможет ребенку отвлечься и быстрее уснуть.

Наиболее эффектно витражные люстры Тиффани будут смотреться в столовой и на кухне. Такую люстру лучше всего расположить в центре кухни или установить над обеденным столом, чтобы выделить ту или иную зону.

Рабочий стол с лампой Тиффани  — это шик! Здесь лучше всего подойдет лампа со стеклами, дающими свет мягких, прозрачных тонов. Ну и, кроме того, такая лампа — украшение рабочего места сама по себе.

Место для отдыха. Для этих целей лучше подойдет люстра или бра со стеклышками приглушенных, насыщенных тонов. При ярком свете  — что за отдых?

Кстати. В настоящее время люстру Тиффани можно приобрести в готовом виде или заказать такую, какая, по вашему мнению, лучше всего подойдет для интерьера вашего жилища.

Мебель и декор

Воплотить желанный стиль поможет контрастность текстур. Используя изысканные кованые предметы с грубым кирпичом и мягкими шкурами, можно получить необычный эффект и создать дополнительные акценты на деталях. Мебель из старого дерева прекрасно дополнит гостиную с камином, а бирюзовый плед добавит нотку легкости.

Мебель в цвете Тиффани прекрасно дополнит любую комнату. Это может быть кухонный гарнитур, стулья или диван. Главный секрет в использовании бирюзовой мебели – верная «дозировка». Столь яркий оттенок нужно разбавлять, чтобы он раскрылся максимально выигрышно. Также потребуется повторить оттенок любыми деталями декора, чтобы дизайн стал гармоничным.

Бирюза позволяет вносить смелые коррективы в любой интерьер

Важную роль в интерьере от Тиффани играют предметы декора. Можно подключить изысканные принты, сделав помещение гораздо интереснее. Изящные и нежные узоры могут объединить Тиффани с китайским стилем, создав уникальный проект для спальни.

Страсть к стеклоделию

Стекло захватило мастера еще в молодости, после путешествия по странам Востока, где мозаичные мечети переливались на солнце всеми цветами радуги. В 1875 г. Луис Комфорт проводит свои первые эксперименты в стеклоделии на бруклинском предприятии Flint Glass Works. Сохранился один из первых витражей, выполненный в 1878 г. для верхнего этажа его студии Bella Apartments на 26-й улице в Нью-Йорке.

В 1878 г. образована компания Louis C. Tiffany and Company и Луис Комфорт открывает первый свой стекольный завод в Бруклине, но он вскоре сгорел.

В 1879 г. формируется бизнес-группа «Луис Тиффани и ассоциация американских Художников» вместе с Кэндис Уилер, одной из первых женщин дизайнеров интерьера и текстиля, своим бывшим учителем Сэмюэлем Колманом и Локвудом де Форстом, известным интерьерным и мебельным оформителем.

С 1880 г. Тиффани продолжает опыты со стеком на заводе Heidt Glass Furnace в Бруклине.

В 1881 г. компания Тиффани участвует в реставрации «Дома Марка Твена» в Харфорде (музей Сэмюэля Клеменса), где Тиффани делает оконные витражи, каминные экраны, витражные вставки над каминами и в центральном холле. К сожалению, его работы были удалены и кем-то выкуплены, когда один из наследников Клеменса продал дом в 1902 г.

Известность Л.К. Тифани в высших кругах позволила получить ему заказ в 1882 г. на стилевое изменение помещений Белого дома. «Луис Комфорт и ассоциация художников» разработала дизайн Восточного зала, Голубой комнаты, Красного зала, Государственной столовой, прихожей. Были установлены камины новой конструкции, осуществлена перекраска декоративных узоров, выполнены обои, текстиль, мебель. Стекольное оформление Тиффани представлено светильниками, викторианскими витражами, вестибюльным экраном до потолка из опалового стекла. Все это было демонтировано и удалено при реконструкции 1902 года.

Бизнес-группа просуществовала четыре года и распалась в 1883 г., хотя Сэмюэль Колман остался деловым партнером Тиффани по интерьерному дизайну.

Созданные со страстью…

Только человек, безгранично увлеченный своим делом, мог сотворить то, чем не перестают восхищаться уже более столетия. Таким человеком был Чарльз Льюис Тиффани, основатель ювелирной компании Tiffany&Сo, продукция которой — предмет мечтаний почти всех представительниц прекрасного пола. Таким же был и его сын, Луис Комфорт Тиффани — художник и дизайнер из Нью-Йорка. Правда, страстно влюблен он был не в дизайн ювелирных изделий, а в витражи.

Л. К. Тиффани, «Автопортрет»

Идея оказалась настолько удачной, а её исполнение настолько идеальным, что, появившись впервые на чикагской Всемирной ярмарке в 1893 году (знаменитой World’s Columbian Exposition, одной из самых масштабных выставок), лампы Тиффани моментально прославились. Их приобретали музеи и коллекционеры, ими восхищались искусствоведы. И конечно, эти утонченные и дорогие произведения искусства (ни больше ни меньше) служили украшением интерьера аристократов.

К слову, создатель необычных светильников предлагал различные варианты их конструкций: для масляного освещения и для электрического, которое в то время только-только стало общедоступным. Позднее лампы с абажурами «Тиффани» стали выпускаться серийно в мастерских дизайнера, а производство стало носить название Tiffany Glass Company.

Dream Garden mosaic («Сад мечты»)

Вершина мозаичного искусства Л.К. Тиффани — «Сад мечты», панно, 15 на 49 футов, установленное в 1916 г. в Curtis Publishing Company (штаб-квартире издательской компании Кертиса) по заказу главного редактора Эдварда Бока. На создание картины, которая объединяет 100 000 разной формы стеклянных частиц и 260 различных оттенков, потребовалось полгода. За месяц до монтажа, работа весом около четырех тонн, была выставлена в смотровом зале Tiffany Studios.

Художественный замысел и эскизы для мозаичного панно принадлежат талантливому американскому художнику, известному иллюстратору журналов и детских книг Максфилду Перришу. Метод чередования масляных красок и лака вносил в его картины иллюзию светимости. Перриша называли «мастер понарошку» из-за его фэнтезийных, тщательно прорисованных колоритных сюжетов. Совместная работа художников проходила бурно. В то время как Перриш жаловался, что мозаика не передает живописность и утонченность его эскизов, Тиффани возражал, что эскизы были технически расплывчатыми.

В июне 1998 года Dream Garden продан владельцу казино Стиву Винну, который планировал переместить его в Лас-Вегас. Неистовый протест общества историков, художников и активистов других организаций вынудили благотворительные фонды Пенсильвании выделить 3,5 миллиона долларов для выкупа достопримечательности. «Сад мечты» находится в вестибюле Curtis Center и принадлежит академии Пенсильвании.

По мере роста бизнеса, Тиффани расширяет предприятие в Квинсе. Он строит через дорогу от завода большое кирпичное здание Allied Arts Company (позже Tiffany Studios), где размещает деревообрабатывающие цеха, отдел ламп и люстр, литейные цеха для изделий из латуни, бронзы, железа. Это позволило ему производить все — от мебели, осветительных и настольных приборов до дверей лифтов и монументальной скульптуры. Какое-то время его бронзовый литейный цех был самым крупным в соединенных Штатах. На производственном пике фабрика насчитывала несколько сотен рабочих. К 1900 г. заводской склад Тиффани, крупнейший тогда в мире, содержал близко 200 тонн, рассортированного, по различным типам, оттенкам и фактуре стекла.


Здание Allied Arts Company

В 1902 г. умирает глава фирмы Tiffany & Co Чарльз Тиффани, оставив наследникам пятимиллионное состояние и контрольный пакет компании. Луис Комфорт принимает пост главного дизайн-директора и меняет название собственной фирмы на Tiffany Studios. С 1902 года начато строительство Laurelton Hall на Лонг-Айленде.

В 1904 г. на международной выставке в Луизиане Тиффани впервые выставил собственные конструкции ювелирных изделий. По его эскизам и раньше на фирме отца создавались украшения, но никогда не участвовали в конкурсных экспозициях.


Триптих, установленный
Tiffany Studios,
на трех окнах в Первой
пресвитерианской церкви
в Топека (Topeka).
Его стоимость в 1911 г.
была 14 000$.

1911 год: Стеклянный занавес для Дворца изящных искусств в Мехико.

Понадобилось пятнадцать месяцев, чтобы вырезать и собрать около миллиона кусочков стекол в грандиозную мозаику для занавеса в Национальном театре Мехико Palacio de Bellas Artes. Для создания эскизов и согласования художественной идеи с архитектором здания Адамо Боари, Louis C. Tiffany отправляет в Мексику театрального художника и живописца Гарри Стоуна. В 1911 г., 206 мозаичных панелей, собранных в мастерских Tiffany Studios прибыли в Мехико и были собраны в потрясающую картину 14 метров шириной и высотой 12,50 метра. Словно видимые через гигантское окно, снежные вершины, холмистая пустыня и цветущая долина составили три плана перспективы. Многоцветное небо занимает половину изображения, из-за чего глубина, созданного пространства кажется реальной и безграничной. Раздвижной механизм и удерживающую конструкцию для мозаики толщиной 32 см и весом близко 24 тонн, сконструировали две немецкие компании.


Раздвижной мозаичный занавес
Мехико Palacio de Bellas Artes


Фрагмент цветущих маков.


Фрагмент кустарника.

Особенности выбора мебели

Мебель в стиле интерьера тиффани должна обладать некоторой мягкостью, индивидуальностью, шиком. Этого можно достичь, отдавая предпочтение следующим моделям гарнитура:

  • воздушные диваны с пышной обивкой;
  • стулья на деревянном каркасе с мягкими сидениями и спинками;
  • кресла на высоких ножках с оригинальной обшивкой;
  • исключительно деревянные шкафы, окрашенный в изумрудный, нежно-голубой;
  • открытые стеллажи из массива дуба;
  • красивые комоды и высокие тумбы с дверцами и объемной фурнитурой.

Также приветствуется расстановка мягких пуфов, закрытых полочек для обуви, напольных вешалок с изящным металлическим каркасом.


Использование белой деревянной мебели в стиле интерьера тиффаниИсточник m-by.ru

Какие материалы будут использоваться для кулона?

ЗОЛОТО:

КАМНИ:

Каждая часть будет иметь не менее 30 камней. Предметы могут включать драгоценные камни и/или бриллианты. Вес в каратах на штуку будет варьироваться в зависимости от атрибутов.

Все камни встретятся с Tiffany & Co. этических стандартов и стандартов устойчивости.

Цвета CryptoPunk представлены как можно ближе с использованием натуральных цветов различных драгоценных камней.

ЭМАЛЬ:

Эмаль будет размещена индивидуально в квадратных колодцах, представляющих пиксели, составляющие изображение NFT. Каждый пиксель будет очертарен золотой рамкой.

Для применения эмали 159 цветовых кодов HEX были сопоставлены с более чем 70 оттенками эмали, масштабируя цифровые пиксели в пиксельные эмалевые скважины.

Каждая деталь будет отполирована вручную до зеркальной отделки перед эмалью. Каждый цвет эмали будет точно смешан и нанесен на изделие с помощью шприцев для точности.

ЦЕПЬ:

Кулон будет на 18-каратной золотой регулируемой цепочке между 18″-20″-22″ прямоугольными звеньями, которые черпают вдохновение из формы квадратных пикселей.

залог (подключающее устройство к подвеске) позволяет плавно перемещать кулона и подчеркнут 5 бриллиантами.

Преданная команда

На производстве Луиса Комфорта работали талантливые химики, дизайнеры, ремесленники, которые реализовывали художественные проекты Тиффани и создавали свои. Рождение всех объектов – результат совместных усилий, начиная от изготовления листового стекла и чертежей задуманной конструкции, заканчивая сборкой и отделкой изделия. За прекрасным стеклом Tiffany находился труд многих людей.

Луис комфорт был общительным человеком, ему удалось собрать команду единомышленников, которая ни один год успешно продвигала продукцию на рынке и создавала произведения стекольного искусства.

Артур Дж. Нэш (1849–1934)

Был заведующим заводом Тиффани, курировал все аспекты производства листового и дутого стекла. В 1892 году он руководил строительством завода Tiffany Glass. Нэш сыграл важную роль в успехе Тиффани. Он разработал формулы для новых видов стекла, чтобы получить впечатляющие цвета и художественные эффекты, удовлетворяющие Луиса Комфорта. Его вклад в искусство декоративного стекла был отмечен тремя серебряными медалями на Парижской выставке в 1900 году. Сыновья Нэша Дуглас и Лесли также работал у L. C. Tiffany и занимал важные руководящие посты.

Агнес Ф. Нортроп (1857–1953)

Была главным художником Л.К. Тиффани, проработав с ним почти 50 лет. Она разработала по его эскизам почти все ландшафтные и цветочные композиции витражных окон, создавала много своих проектов. Положение Нортроп на предприятии было особо привилегированным. Она была одной из самых высокооплачиваемых женщин в стране того времени, ей, как и ее коллегам мужчинам, была выделена собственная студия, она получала наравне с мужчинами признание международного уровня за свои работы. Была награждена за витражные конструкции серебряной медалью на Парижской всемирной экспозиции в 1990 г.

Клара Дрисколл (1861—1944)

Клара Дрисколл в рабочем помещении с другим сотрудником Тиффани.1901.

Была менеджером женского отдела резки стекла, для мозаик и абажуров. Училась в школе дизайна в Кливленде и Нью-Йоркской художественной школе при музее Метрополитен. Была дизайнером и разработчиком приблизительно тридцати моделей ламп, включая знаменитые «Глицинии», «Стрекоза», «Пионы». Первым ее проектом были «Нарциссы». Разрабатывала также бронзовые вазы и небольшие модные товары. В 1990 г. получила на Парижской всемирной выставке две бронзовые медали, одну – за лампу Dragonfly. Считается, что проработала у Тиффани в общей сложности двадцать лет. В то время замужним дама было не принято работать. После гибели первого мужа миссис Дрисколл устроилась на завод и успешно работала в течение нескольких лет, пока снова не собралась выйти замуж. Художница уволилась с завода, но свадьба расстроилась и Tiffany Glass с удовольствием взяла ее обратно. В этот период ею созданы лучшие произведения. Окончательно покинула студию в 1909 г., вторично выйдя замуж.

Мэй Фаллер (1891–1975)

Срок ее работы в Tiffany Studios неизвестен. Из писем и слов ее семьи, известно, что она участвовала в создании мозаик, в том числе и занавеса для Национального театра в Мехико в 1909 г. Фаллер также работала в отделе церковных окон, а затем служила в качестве секретаря отдела. Она позировала для окна «Купальщицы», разработанного Тиффани и установленного в Laurelton Hall. Это окно считается венцом витражного мастерства Тиффани.

Большое восточное окно, Йоркский собор, XV в.

Большой витраж Йоркского собора

Готический шедевр северной Англии, один из величайших из всех европейских соборов, включает в себя гигантское окно, обращенное на восток, которое было самым большим витражным окном своего времени (площадь 152 квадратных метра). Среди архитекторов средневековья шла конкуренция за то, кто сумеет создать целостную стекольную конструкция большего размера.

Изображение повествует о грядущем апокалипсисе. Работа была выполнена одним из самых знаменитых английских стекольных мастеров Джоном Торнтоном. Вряд ли можно сказать, что это произведение оказало какое- то судьбоносное влияние на архитектуру, но рейтинг составляли англичане и видимо никак не могли обойти стороной своего именитого соотечественника.

Горожане назвали это окно «Сердце Йоркшира»; сейчас существует легенда – если влюблённые поцелуются под большим окном (только не в соборе, а со стороны улицы), то их отношения будут долгими и крепкими.

Лик Христа из Висамбурского аббатства в Эльзасе, Германия

Лик Христа из Висамбура (Спас Висамбурский)

Историческое значение: самый древний витраж романского периода, дошедший до наших дней.

Ориентировочная дата создания — 1060 г. (XI в.). На самом деле существует много древних находок, которые конкурируют друг с другом за первенство и значение, но именно эта считается наиболее целостной, поэтому ей отдаётся предпочтение.

В профессиональных изданиях эту работу называют: «голова Христа из Вейссембургского аббатства» (по англ. — Head of Christ from Wissembourg) или «Христос Висамбурский»; при этом город Висамбур в различных русских изданиях могут склонять абсолютно по-разному. В настоящее время витраж хранится в музее города Страсбурга (Франция).

Интерьер от Тиффани

В 1885 г. Чарльзом Тиффани закончено строительство нового роскошного особняка в стиле романского возрождения на 72-й улице Нью-Йорка. Два этажа здания занимала семья Луиса Комфорта, который за год до переезда овдовел, оставшись с тремя детьми. Дизайн интерьера в особняке Комфорт разрабатывал, совмещая в одном пространстве особенности разных эпох и стран. Как и в других видах творчества, он не останавливался на едином направлении, сочетая различные жанры. Все выполнялось из множества дорогих материалов. Убранство стало своего рода рекламой. Дом посещало много состоятельных людей, и умелое смешение стилей стало дизайнерским почерком Тиффани. Ему всегда удавалось сбалансировать стилевое разнообразие интерьера, сделав его роскошным и одновременно элегантным.

Интерьер Нью-Йоркского особняка (1892) пылкого поклонника Л. К. Тиффани, сахарного промышленника и коллекционера Генри Хэвемайера Осборна, стал знаменит эклектическим сочетанием. В каждой комнате доминировало определенное оформление, указывая на некую эпоху или страну, сочетая при этом, хоть и стилизованную, но вполне современную мебель и элементы, не принадлежащие какому-либо стилю. Тиффани продумывал каждую мелочь, от обоев и росписи стен до мебели.

Луисом Тиффани создано множество интерьеров для особняков богатейших людей Америки, общественных зданий, гостиниц, ресторанов, церквей. Дизайн помещений различного назначения, мебели, лифтов, фонтанов, зеркал, дверей, окон и многого другого. То, что не могло производиться на его предприятии, заказывалось у лучших производственников. Тиффани, в период царящего модерна, гармонично сочетал арт-нуво с готикой, искусством арабских стран и стилем венецианского расцвета. Вершиной его дизайнерского таланта стал Laurel Hollow, поместье-парк на 243 тыс. m² земли Лонг-Айленда в Нью — Йорке.

К сожалению, до ныне его интерьеры не сохранились, в лучшем случае остались лишь отдельные предметы в музеях и немногие фотографии. С двадцатых годов нового века, искусство и дизайн стали совершенно иными, непохожими на то, что создавалось до этого. В угоду динамичному модернизму, беспощадно выметалось все старое, отвергалась классика, арт-нуво считался мещанской безвкусицей. Невероятно популярные на протяжении четверти века интерьеры в стиле Тиффани, стали забываться и перестали пользоваться популярностью.

Варианты отделки поверхностей

Дизайнерский ремонт с уклоном на стиль тиффани требует внимательного оформления. Отделку стоит выбирать в зависимости от способов освещения комнаты. Главное, чтобы палитра хорошо смотрелась, как при естественном, так и при искусственном свете.

Оформление стен

Большое внимание стоит уделить поверхности стен. Прежде, чем применять к ней финишную отделку, необходимо сделать поверхность идеально гладкой

Поэтому предварительно стоит выполнить шпаклевку по уровню. 


Организация интерьера спальни в стиле тиффани с отделкой стен бирюзовой краскойИсточник Pinterest

Чистовую отделку осуществляют обоями, изготовленными на основе текстиля, или краской голубого оттенка. Допускается незамысловатый узор: изображения в виде геометрических форм, флористики. Декорировать таким способом лучше одну стену, остальные сделать на несколько тонов светлее. Приветствуется различие отделочных материалов на всех четырех перегородках.

Облицовка пола

Вариант отделки пола в стиле интерьера тиффани выбирают в зависимости от назначения помещения. Если это гостиная или спальня, то лучше отдать предпочтение паркетной доске. Покрытие в ванной комнате, туалете или кухне лучше сделать каменным. Подходит и кладка кафельной плитки, только при условии ее максимальной имитации натурального сырья.


Оформление напольного покрытия паркетной деревянной доской в комнате тиффаниИсточник Pinterest

Откажитесь от большого количества ковровых покрытий. Лучше оставить пол открытым.


Стиль тиффани в комнате с отделкой пола узорчатой кафельной плиткойИсточник companiababich.blogspot.com

Отделка потолка

В данном интерьерном решении уместно использование многоуровневых воздушных конструкций. Они могут быть изготовлены из гипсокартонного материала, натяжных ПВХ-пленок или быть комбинированными.

Для таких потолков приветствуется использование внутренней дополнительной подсветки к основному освещению. Располагают второстепенный свет в нишах или по периметру потолка. Большие люстры устанавливают в центре. Если это хрустальный светильник, пусть он будет иметь необычную форму, дополнится эффектными «ветвями», оформленными мозаикой или кусочками битого витражного стекла.


Спальная комната в бежево-голубой и изумрудной палитреИсточник bucwar.ru

Чем ярче потолочная люстра, тем интереснее становится дизайн. При включении освещения многоуровневая поверхность потолка заиграет новыми красками.

Король Артур и Ланселот, 1862 г.

Король Артур и Ланселот

Витражное искусство пришло в упадок во времена Ренессанса, когда техники, которые мы сейчас называем «готическими», стали восприниматься как наивные, если не варварские. Только в 19 веке художники стали иначе смотреть на наследие прощлого и возрождать традиции. Автором работы является Уильям Моррис – крайне интересный и незаурядный человек своего времени. Моррис был поэтом, прозаиком, искусствоведом, социалистом-романтиком, критиковавшим современное общество за бездумное движение к техническому прогрессу; он видел идеал в работах мастеров средневековья и сделал многое для возрождение старых ремесленных традиций. В 1861 году Моррис создаёт фирму по производству предметов декоративно-прикладного искусства «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Именно в ней и создаётся отдел по производству витражей по старым, почти утраченным к тому моменту, техникам.

Историческое значение: во-первых, это символ возрождения старых традиций и технологий; во-вторых, в 19 веке произошёл окончательный поворот от религиозных сюжетов к светским.

Характерные черты

Стилю присущи особые черты, что отличает его от европейского модерна. Тиффани – это:

  • сочетание элегантности и простоты;
  • просторное открытое пространство;
  • умеренность декоративных элементов;
  • сочетание пастельных тонов с яркими красками;
  • добавление прикладного искусства.

Благородное сочетание дерева с бирюзой

Без сомнений, тренд был задан еще отцом создателя Чарльзом Льюисом, и каноны остаются неизменны спустя десятилетия. Стиль всегда отличала индивидуальность и роскошь в сочетании с простотой и свежестью. Новаторство основоположника заключалось в применении современных интерьерных решений: яркой мебели, оригинальных цветовых комбинаций и винтажных предметов.

Современное оформление создается при помощи сочетания инновационных изделий с ретростилем. Также направлению характерно дополнение интерьера большими зеркалами, мозаикой и светильниками из матового стекла.

Акцентный мебельный гарнитур выигрышно смотрится на фоне черно-белых стен

Откуда и как появилась лампа Тиффани

Первые образцы лампы появились в Америке в конце 19 века. «Отцом» лампы является американский предприниматель, художник и дизайнер Луис Комфорт Тиффани (Louis Comfort Tiffany).

Вообще-то господин Комфорт вначале специализировался на производстве витринных витражей. Но — после изготовления всякого витража обычно оставалось много разноцветных стеклышек, которые Комфорту Тиффани было жалко выбрасывать. И он решил изготавливать из этих стеклышек осветительные бытовые приборы — те самые лампы, ставшие в кратчайший срок знаменитыми и названными в честь самого Тиффани. 

Всякая лампа, в общем и целом, состоит из основания и абажура. С самого начала при изготовлении ламп Луис Тиффани стал применять революционную технологию. Во-первых, это касалось оснований ламп. Их Луис Тиффани изготавливал из металлов: чугуна, железа, меди.

Но главной «фишкой» ламп Тиффани были именно абажуры. Они, как и витражи, изготавливались из особого вида стекла, называемого опалесцентным. Такое стекло прекрасно пропускало естественный свет, но сквозь него ничего не было видно.

Кстати: опалесцентное стекло принято называть «стеклом Тиффани», хотя сам Луис Комфорт Тиффани не имеет к его изобретению никакого отношения. Стекло изобрел американский художник Джон Ла Фадж (John La Fudge). Тиффани был первым, кто по достоинству оценил это стекло и начал изготавливать из него вначале витражи, а затем и абажуры своих знаменитых ламп.

В итоге имя Джона Ла Фаджа сейчас забыто, а имя Луиса Тиффани так или иначе знакомо каждому. Такая вот печальная ирония судьбы. Хотя — Джон Ла Фадж добровольно и вполне официально разрешил Тиффани назвать изобретенное им стекло своим именем. Вероятно, за немалую сумму. Но — все равно грустно.

Помимо опалесцентного стекла, Тиффани взял в работу и другие виды стекол, которые, кстати, также изобрел не он, а кто-то другой. В первую очередь, это иризирующее стекло — то есть, стекло, посыпанное при изготовлении мелкой металлической крошкой. Свет, проходящий сквозь такое стекло, рассыпается на все соцветия радуги. Очень красиво!

Далее — складчатое стекло. Оно изготавливается специально выгнутым, складчатым и как бы смятым. Свет, проникающий сквозь такое стекло, выглядит необычно. Кроме того, на таком стекле проще расписывать различные узоры и сюжеты.

Кроме стекла, и сам процесс изготовления абажуров для ламп также был революционным. До господина Тиффани никто так абажуров не изготавливал. Всякий абажур на лампе был выполнен в форме узора или сюжета. Здесь были изображения природы (цветы, букеты или листья), изображения насекомых (например, стрекозы), всяческие абстрактные росписи.

Вначале на бумаге в цвете рисовался узор будущего абажура. Затем — к узору подбирались разноцветные стеклышки. При этом края каждого стеклышка оборачивались медной фольгой. Затем все стеклышки размещались на нарисованном на бумаге узоре и соединялись между собой оловянной спайкой. Тонкая и кропотливая работа, но это было лишь началом.

Потому что — другим важным условием была форма абажура будущей лампы. Вначале изготавливался макет абажура. Но это — долгий и отдельный разговор, а потому скажем лишь одно: не будь у Луиса Комфорта Тиффани художественных способностей и внимательности к деталям, то, может статься, не было бы и никаких ламп Тиффани.

Кстати, о художественных способностях Луиса Тиффани. В 2006 году стало известно, что большую часть узоров на знаменитых классических лампах Тиффани придумал вовсе не сам Тиффани, а некая Клара Пирс Уолкотт (Clara Pearce Walcott), работавшая в фирме Тиффани (в частности, знаменитую лампу со стрекозами). Там она проработала более 20 лет, после чего  Тиффани ее уволил, так как Клара вышла замуж. Тиффани был против, чтобы его сотрудницы выходили замуж, так как это, по его мнению, мешало полноценной работе.

Витражи из агата в Соборе Гроссмюнстер, Швейцария, 2006-2009 г.

Оконный витраж из пластин агата в Гроссмюнстере

В 2006 году Швейцарский собор Гроссмюнстер в городе Цюрих провёл конкурс на новые оконные витражи, в рамках реставрации и обновления здания. Дело в том, что оригинальные витражи были безвозвратно утрачены более 400 лет назад. Победителем конкурса стал немецкий художник Зигмар Польке. Он предложил нестандартную идею: использовать в работе не стекло, а полудрагоценный камень агат. В результате витраж был составлен из агатовых пластин.

Историческое значение: сама по себе работа не стала всемирно известной, но в рейтинг она попала для того, чтобы продемонстрировать насколько развились технологии XXI века, насколько широк и разнообразен стал инструментарий мастеров витражистов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: