История песни «рай» («город золотой»)

A-Gallery

В торговом центре представлена уникальная в своем роде галерея «A-Gallery». Это современная интерактивная художественная галерея. Как же много значит подача. Ведь не так просто привлечь модного современного зрителя к классическому импрессионизму. Но стоит это оцифровать, добавить динамики, подобрать чувственный видеоряд — как зритель сразу погружается в захватывающую историю художника. На огромных стенах-экранах посетители могут наблюдать шедевры мирового искусства, узнавая что-то новое и о художниках и об искусстве. 

Время работы: с 10.00 до 22.00

Адрес: ул. Академика Заболотного, 37

Киевский национальный музей Русского искусства

Название музея говорит само за себя. Огромная коллекция работ российских и украинских мастеров изначально принадлежала промышленнику и меценату Терещенку, потом ее передали в дар городу. Среди древнейших произведений искусства — икона домонгольского периода «Борис и Глеб». Произведения русского искусства досоветской эпохи представлены картинами Серова, Перова, Васнецова, Репина, Верещагина, Врубеля, Шишкина и многих других именитых мастеров. С 17 марта по 17 апреля будет работать выставка «Натюрморт. Nature morte. Still life» из фондов музея в рамках проекта «Виды и жанры изобразительного искусства».

Время работы: с 10.00 до 18.00 (Касса до 17.00), пн, чт — выходные

Адрес: ул. Терещенковская, 9

Галерея «Карась»

Галерею открыл художник Евгений Карась для того, чтобы «поделиться» предметами искусства, которые находятся в частных коллекциях, со всеми желающими. Современное искусство и здание ХІХ века — чудесный симбиоз для восприятия искусства и погружения в мир воображения. С 17 марта по 5 апреля будет действовать выставка «Мнимая очевидность» художника Александра Найдена. Познание тьмы и света в работах мастера, который старается разгадать содержание современного искусства.

Время работы: с 11.00 до 19.00

Адрес: спуск Андреевский, 22-А

Фотографии экспозиций могут не соответствовать текущим экспозициям.

Пришлось зарабатывать на свадебных платьях

Несмотря на то, что картины Марии Авксентьевны оценивались в десятки тысяч долларов, жила она бедно. Чтобы заработать, стала шить на заказ свадебные платья. При этом художница не пользовалась ни выкройками, ни журналами мод, – а только своей фантазией. Она никогда не брала в руки ножницы, а кроила платья весьма своеобразно – рвала ткань руками.

В творческом наследии Марии Примаченко более 500 работ. Искусствоведы сравнивают их с картинами Босха, а их сюжеты – с фильмами Хичкока. Ее рисунками японцы иллюстрируют буквари, их даже используют в европейской рекламе. По легенде, ее искусством восхищался сам Пабло Пикассо.

***

По инициативе ЮНЕСКО, 2009 год, когда художнице исполнилось бы 100 лет, был объявлен Годом Марии Примаченко.

*Примитиви́зм (наивное искусство) – стиль живописи, для которого характерно обдуманное упрощение картины, делающее ее формы примитивными, как творчество ребенка или рисунки первобытных времен.

Экспозиции музея

В экспозициях музея посетителям предстоит оценить все многообразие форм, материалов, декорирования и назначения предметов бытового употребления, которые руки талантливых мастеров разных эпох смогли превратить в высокохудожественные произведения искусства.

Примечательно, что в каждом экспонате можно проследить яркие региональные особенности, когда, казалось бы, одинаковые по своему назначению, бытовые вещи и предметы в разных регионах Украины отличаются формой и выполнением.

Экспонат музея

Экспозиционное пространство Государственного музея украинского народного декоративного искусства занимает более полторы тысячи квадратных метров. Посетители музея имеют уникальную возможность в одном месте ознакомиться сразу со всеми видами народного искусства Украины, многие из которых в современном мире уже почти изжили себя. Здесь можно увидеть образцы ковроделия, ткачества, набойки, вышивки, собрания керамики и фарфора.

Уникальные экспонаты иллюстрируют собой такие сложные виды народных промыслов как резьба и роспись по дереву, художественная обработка изделий из кожи, рога и металла.

Экспонат, иллюстрирующий вид народного промысла

Представлены в экспозициях обширные коллекции народной живописи, иконописи, писанок и вытинанок.

Тематически музейная экспозиция распределена на две части, каждая из которых дает представление об определенном периоде истории украинского народного искусства. Первая часть охватывает большой период: первая половина 17 столетия – начало 20 столетия. Во второй части экспозиции представлены экспонаты советского периода. Для удобства осмотра каждая часть в свою очередь делится на несколько секций, упорядоченных по историческому, хронологическому и этнографическому принципам. Секции содержат экспонаты по следующим направлениям народного искусства: текстиль, вышивка, керамика, стекло и фарфор, живопись, одежда, резьба по дереву и др.

Экспозиция музея

Более пяти тысяч экземпляров находятся в коллекции ковров и тканей, как фабричного изготовления, так и сделанных вручную. Высокохудожественные ткани ручного изготовления представлены разнообразными скатертями и рушниками, национальными костюмами и постельными покрывалами, украшенными оригинальной вышивкой.

Национальные костюмы

Фабричные ткани представлены продукцией, изготовленной известными ткацкими фабриками Украины: Кровелецкой, Богуславской, Дигтяровской, которые продолжают активную деятельность уже не одно столетие. Собрание набивной ткани не столь обширно, но ценно тем, что в нем содержатся редчайшие образцы тканей 17-19 столетий.

В коллекции представляющей предметы резьбы по кости и дереву насчитывается несколько тысяч экспонатов. Здесь представлены весьма разнообразные резные вещи, которые использовались повседневно жителями различных областей страны: мебель и посуда, инструменты и резные части конской упряжи, музыкальные инструменты 18-19 столетий и многое другое.

Предметы резьбы

Наиболее ценными экспонатами коллекции керамики можно считать образцы декоративной черепицы, датированной 15-16 столетиями. А коллекционное собрание предметов искусства из стекла, принадлежащее музею народного декоративного искусства, одно из самых крупных среди украинских музеев. Весьма ценны, в качестве как исторических, так и художественных экспонатов, так называемые «гуты», изготовленные мастерами-стеклодувами 17-18 столетий.

Декоративной живописью увлекались в Украине мастера с давних времен, но как отрасль народного искусства она оформилась только ближе ко второй половине 20 столетия, так как до этого времени немногие их народных живописцев могли позволить себе такую роскошь, как рисование гуашью, акварелью или темперой на бумаге. Государственный музей украинского народного декоративного искусства обладает самой большой коллекцией работ народной художницы Марии Примаченко, талантом которой восхитился Пикассо, увидевший ее картины на выставке в Париже.

Декоративная живопись

В музее представлено более 500 полотен со сказочно-фантастическими, удивительно добрыми композициями Марии, многими из которых японцы иллюстрировали свои буквари.

Отдельный зал отведен под творческое наследие народной художницы Екатерины Белокур, холсты которой входят в сокровищницу мирового искусства.

Мировоззрение и позитивное восприятие жизни художницей

Биография Марии Примаченко не обошлась без трудных моментов в жизни. В детстве художница болела страшной болезнью — полиомиелитом, что наложило свое негативное отражение на судьбу мастерицы. Мария всю жизнь передвигалась на костылях. Этот факт повлиял и на живописную манеру автора. Невыносимая физическая боль в совокупности с безудержной творческой фантазией и стремлением к жизни выливались в причудливые образы. Сейчас это носит название арт-терапии. Противостояние радости и боли, добра и зла, тьмы и света наблюдаются в каждом полотне Марии Приймаченко.

У художницы был довольно строгий характер, но она приветливо относилась к людям. Иногда Приймаченко дарила гостям своего дома картины. Для Марии существовало два мира. В первом жили все, а второй, внутренний, принадлежал только ей.

Ее мир был наполнен разными фантастическими существами, здесь пели дивные птицы, рыбы научились летать, на лугу паслись радужные коровы с глазами человека, а добрый храбрый лев был защитником от врагов.

Творчество 70-80-х годов

Особый расцвет ее творчества приходится на начало 70-х годов. Если раньше художница изображала реальных зверей, то в 70-80-х гг. в ее работах появляются фантастические звери, которых в реальности не существует. Это и четырехглавый древний болотный зверь, и болотный рак, и Хорун, и прус, и дикий горботрус, и дикая волезаха. Название дикого чаплуна она мотивировала словом «чапати». Делается акцент на лапах зверя, которые могут продираться через ольховые заросли. Есть звери фиолетовые, черные, синие; грустные, веселые, улыбающиеся, удивленные. Есть звери с человеческими лицами. Злыми являются звери-аллегории. Так, фиолетовый зверь в «буржуйской» фуражке, разрисованный стилизованными бомбами, злостно оскалился, показывая острые зубы и длинный хищный язык («Будь проклята война! Вместо цветков растут бомбы», 1984 г.).

Гениальность художницы

Мир искусства открывал удивительное творчество Марии Примаченко минимум два раза. Первый раз художница обрела популярность в 1935 году в рамках кампании поиска талантов среди народа

Тогда работы сельской мастерицы привлекли внимание столичной рукодельницы Татьяны Флору, которая собирала шедевры народного искусства для выставки. В результате художница с успехом работает в киевских экспериментальных мастерских

Талант художницы способствовал тому, что она освоила навыки лепки и раскрашивания изделий из глины.

Работы художницы быстро начали набирать популярность и за границей. С удивительными зверями могли познакомиться посетители московских, пражских, монреальских, варшавских и других европейских выставок. Ценителям искусства демонстрировали рисунки Марии Приймаченко «Два попугая», «Черный зверь», «Пес в кепке», «Зверь в красных сапогах», «Бык на прогулке», «Красные ягоды».

Всемирная выставка Марии Приймаченко, что состоялась в Париже, принесла украинской художнице большую славу, за что она была награждена золотой медалью. Именно во французской столице с работами художницы впервые ознакомились маститые коллеги, такие как Пабло Пикассо и Марк Шагал. Они по достоинству оценили ее творчество и даже начали использовать для своих произведений похожие мотивы.

Второй раз талант народной художницы открыли в 60-х годах. Этому способствовали известный искусствовед и драматург Григорий Местечкин, а также журналист Юрий Рост. Статья о творчестве Марии Примаченко, которая была опубликована журналистом в газете «Комсомольская правда», повторно сделала ее популярной.

Галерея «Триптих»

Киевская галерея «Триптих» на Андреевском спуске, первая частная галерея в Украине, существует с 1988 года.Четверть века «Триптих» являет собой галерею в классическом смысле слова – институцию, желающая достичь взаимопонимания между художником и зрителем

Организаторы выставок и деятели галереи не гонятся за модой и актуальностью, но обращают внимание на искусство «высшей пробы». Выставляются в галерее в основном украинские мастера, но двери открыты для всех, кто соответствует философии «Триптиха»

Время работы: вт-сб с 11.00 до 19.00, вс с 11.00 до 18.00, пн — выходной

Адрес:  Андреевский спуск, 34

Тематика картин художницы

Если ранние работы опирались на сказочные сюжеты, то работы, которые Мария
Аксентьевна
создала в свой зрелый период творчества, трудно назвать просто сказочными. Для этих картин наиболее точным будет такое определение, как «символико — аллегорические композиции».

В эти же годы художница обращается к теме человека, к теме современного общества и современного мира. В отличие от мира сказки, современный мир кажется Примаченко
серым, как итог — более блеклые цвета красок на картинах этого периода.

В 70-е годы художница начинает сотрудничать с печатными изданиями. В связи с этим Мария
Аксентьевна
предстает перед всем обществом в новом качестве — иллюстратор детских книг. По этим иллюстрациям можно сделать выводы о том, что художница умеет смотреть на мир детскими глазам: ее картинки непосредственны, радостны и они досказывают литературный текст.

История мелодии песни «Город золотой»

Но начнем мы не со стихотворения, которое легло в основу будущей песни, а с музыки. В 1972 году советский монополист грамзаписи, фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI-XVII веков» советского композитора, лютниста и гитариста Владимира Вавилова.

Открывала сборник «Сюита для лютни: Канцона и Танец». Ее автором был указан Франческо да Милано, однако позже выяснилось, что автором произведения был сам Вавилов. Он же сочинил почти все остальные композиции, вошедшие в пластинку, кроме «Спандольетты» и «Зеленых рукавов».

О причинах, заставивших его скрыть авторство, говорит Тамара Вавилова, дочь Владимира Федоровича:

Композитор умер 11 марта 1973 года, приблизительно через год после выхода пластинки.

Потеря работ

Иванковский историко — краеведческий музей , где хранилось несколько работ Примаченко, был сожжен во время вторжения России в Украину в 2022 году с предполагаемой потерей 25 ее работ. Однако, согласно сообщению журналистки Тани Гончаровой в социальной сети , местные жители смогли спасти некоторые работы Примаченко от огня. Согласно интервью с правнучкой Примаченко Анастасией Примаченко в The Times, десять ее работ были спасены местным жителем, который вошел в музей, когда он горел.

Влада Литовченко , директор Вышгородского историко-культурного заповедника, отметила, что в музее хранятся не только работы Примаченко, но и других украинских художников, таких как Анна Верес ; она заявила: «Еще одной из невосполнимых потерь историко-культурного авторитета Украины является уничтожение Иванковского историко-культурного музея агрессором в эти адские для нашей страны дни».

Творчество Примаченко

«Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…».

Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.

Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960-1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин).

В 1936 г. Марию Авксентьевну пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства.

Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре — «Крокодил».

За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко наградили дипломом первой степени. В дальнейшем её произведения с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге.

В 1986 году она создала свою Чернобыльскую серию картин.

Художниця-наивистка Мария Приймаченко не была наивной, когда речь шла о трагизме мира. Она не знала, где могила ее мужа, и этот мотив — частый в ее работах.

В 1971-м написала картину «Солдатские могилы». Ее можно трактовать и как предчувствие Чернобыля — именно в том году начали строить ЧАЭС с ее четырьмя реакторами. Вот и на той картине — лес, а в нем светятся четыре могилы, похожие на четыре солнца или четыре огромных яйца в разрезе, — огненный желток, а в нем солдатская каска.

Картины Приймаченко якобы традиционно «украинские», но это — страна грез, а не реальности.

Режиссер Сергей Проскурня вспоминает: как-то приехали к ней из Киева вертепники, пели о «нашей славной Украине», и Мария Оксентиевна вдруг грустно сказала.

Мария Авксентьевна Примаче́нко (укр. Марія Оксентіївна Примаченко, иногда Приймаченко; 30 декабря 1908 (12 января) 1909 год — 18 августа 1997) — украинская народная художница. Народный художник УССР (1988). Представительница «народного примитива» («наивного искусства»).

М. А. Примаченко родилась 30 декабря 1908 (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.

Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.

Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).

Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом — полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и храбро перенесла все жизненные невзгоды, в том числе и гибель мужа на фронте. А сын, Фёдор Васильевич Примаченко (1941-2008), был её учеником и являлся народным художником Украины.

«Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…». Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.

Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960-1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин). В 1936 году Марию Авксентьевну пригласили в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства. Её творчество стало более разнообразным — Мария рисовала, вышивала, увлеклась керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства хранятся её керамические кувшины и блюда этого периода. Аким Герасименко, признанный мастер украинской керамики, охотно передавал Примаченко изготовленные им изделия различных форм, а она расписывала их изображениями рыжих лисичек, страшных зверей, шагающих по стеблям клубники голубых обезьян или покрытых цветами зелёных крокодилов.

Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре — «Крокодил». За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко наградили дипломом первой степени. В дальнейшем её произведения с неизменным успехом экспонировались на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге. В 1986 году она создала свою Чернобыльскую серию картин.

Решением Киевского городского совета № 13/1068 от 22.01.2009 в честь Марии Примаченко был переименован столичный бульвар Лихачёва.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Карьера

Дикий чаплун. 1977 г., на почтовой марке Украины.

Гороховый зверь , 1971 г., на украинской почтовой марке.

На Первой республиканской выставке народного творчества 1936 года были представлены картины Примаченко. Выставка экспонировалась в Москве , Ленинграде , Варшаве . Примаченко награждена дипломом первой степени за участие в этой выставке народного творчества. В 1937 году работы художника выставлялись в Париже.

Творчество Примаченко вдохновлено украинскими, в особенности полесскими , народными традициями. Они включают ссылки на мир природы и сказки. В 1930-е годы она перешла от вышивки к живописи, и ее работы этого периода написаны на белом фоне. Развивались ее смелые и выразительные линии, она по-новому сочетала традиционные украинские мотивы.

В период с 1960-х по 1980-е годы ее стиль продолжал развиваться: картины приобретали все более яркую цветовую палитру и новый выбор ярких фонов для ее работ. В это время она перешла от работы акварелью к работе гуашью. В 1970-е годы Примаченко также стала помещать на оборот своих полотен короткие фразы или пословицы, которые относились к теме произведения.

Мыстецький Арсенал

С 2003 года Арсенал стал культурно-художественным учреждением. Постоянной экспозиции в здании нет, но они регулярно сменяют друг друга. Выставки, фестивали, дни музеев или книжные фестивали — множество разнообразных культурных событий происходит в Арсенале. Только подошла к концу выставка работ Марии Примаченко, как на пороге открытие «Тени забытых предков. Выставка» ‒ масштабный музейный проект, посвященный культовому фильму Сергея Параджанова. Посетители смогут узнать не только об одноименном произведении, но и о создании фильмов в общем, а также об особенностях украинской культуры.

Время работы: ежедневно с 11.00 до 22.00

Адрес: ул. Лаврская, 10-12

Галерея «Парсуна»

Галерея коллекционных авторских кукол представляет уникальные и неповторимые работы украинских и зарубежных мастеров. Куклы в галерее «живут» по соседству с первоклассной живописью и антикварной мебелью. В галерее «Парсуна» постоянно проходят тематические выставки, проводятся мастер — классы с участием известных мастеров-кукольников из Украины, России, Голландии. Проводится обучение доступное не только специалистам, но и широкому кругу любителей, желающих приобщиться к миру авторской куклы. До 29 марта действует выставка «По ту сторону радуги», посетив которую можно заглянуть в удивительный сказочный мир, и оценить задумку авторов, когда куклы являются частью картин.

Время работы: вт-сб с 11.00 до 17.00, вс, пн — выходной

Адрес:  ул.Хорива, 43, оф.1

биография

Крестьянин из села Болотня в правительстве Киева , пострадавший от полиомиелита , она никогда не бывала далеко от своего села, где отличалась природным талантом к искусству. Очень рано она украсила свой дом и дома своих соседей краской.

Открытая Татьяной Флору , она была приглашена в экспериментальную мастерскую Национального художественного музея Украины, где с 1936 года совершенствовала свой стиль. Она много там создала: вышивки, керамические украшения, сделанные специально для нее керамистом Якимом Герассименко . В том же году, 1936 году она участвовала в популярной художественной выставке , где она получила диплом 1 — й  степени.

Его способ рисования гуашью, особенно, или акварелью на бумаге Wathman с промышленными кистями, пропитан популярными традициями. Его творения, которые вызывают в памяти легенды его страны, связывают древние украинские народные традиции и современность. Его живописный дар воплощать идеи, чувства и впечатления в жизнь постепенно превратился в настоящее мастерство в его искусстве. Она работала над горизонтальным форматом, чтобы проиллюстрировать серию событий, а над вертикальным форматом иллюстрировала «репрезентативные композиции». Очень оригинально она могла изобразить деревья в «двоении», одновременно показать интерьер и экстерьер дома, очеловечить его фантасмагорических животных с большими глазами, обрамленными длинными ресницами, выразить двойственность печали и радости. С его могилами, украшенными цветами и ручники — ярко раскрашенные вышитые полотенца.

В 1986 году в тридцати километрах от ее села произошла авария на Чернобыльской АЭС, которой она посвятила целую серию работ; Она также известна как иллюстратор детских книг, в том числе «Сигонь» и «Сигонь » Михаила Стельмаха .

Выставки его работ имели необычайный успех в Российской Федерации , Польше , Болгарии , Франции и Канаде .

Мария Примаченко была награждена орденом «Знак Почета» в 1960 году. В 1966 году ее цикл картин «Людям на радость» был удостоен Национальной премии имени Тараса Шевченко — высшей художественной награды для украиноязычных авторов.

Его сын Федир, тоже художник, продолжает сохранять традиции популярного искусства, демонстрируя при этом оригинальность.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: