Караваджо и караваджизм

Техника и стиль

Живописный язык Микеланджело Меризи да Караваджо — это резкие светотеневые контрасты, грубая натура, скульптурность форм, эффектные ракурсы. Персонажи полотен взяты непосредственно из жизни: даже когда мастер кисти рисовал религиозные сцены, он изображал обычных мужчин и женщин с морщинистыми лицами и одетых в лохмотья.

Давид с головой Голиафа

Творческий подход к библейским сюжетам, а также гиперреалистичный стиль внесли Караваджо в список наиболее общепризнанных европейских мастеров. Без сомнения, художник был гением и намного опередил свое время, впервые применив технику «кьяроскуро» (в переводе с итальянского «светотень»)

«Караваджистское тенебросо» позволяет акцентировать внимание на тех частях картины, которые мастер считал главными

Он презирал других художников и писал исключительно с натуры. Однако пристальный взгляд на картины гениального бунтаря показывает, что он не был застрахован от стилистического влияния других мастеров. Даже этот скандалист и драчун не смог устоять перед соблазном почерпнуть вдохновение из уроков великих живописцев.

Усекновение главы Иоанна Крестителя

Особенности его творчества выдают влияние итальянских мастеров, в том числе Джованни Джироламо Савольдо, Моретто да Брешиа, Тициана и Леонардо да Винчи, а также уроженца Германии Дюрера. Влияние гения эпохи Возрождения Микеланджело ясно прослеживается в картине «Призвание апостола Матфея».

С его беспрецедентным натурализмом и безошибочным талантом передавать игру света и тьмы бунтарь произвел революцию в искусстве. Сегодня он считается одним из самых поразительно современных мастеров.

Джудит обезглавливает Олоферна

Караваджо написал себя в ряде своих работ, но наиболее выразительно он выглядит на картине 1594 года «Больной Вакх». Художник создал автопортрет сразу после тяжелой болезни, предположительно малярии. Молодой бог виноделия, внешне очень похожий на автора, кажется худым, бледным измождённым.

Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка с таким названием открылась 15 сентября в главном здании ГМИИ имени Пушкина, в 2010 году отмечалось 400-летие великого итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610), в 2011 году была грандиозная выставка его работ, я тогда на ней побывала, в журнале есть очерк об этом событии.

«Мальчик, укушенный ящерицей» (1593-1594) Караваджо

На этой выставке представлена только одна, но знаменитая ранняя работа двадцатилетнего Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» (фонд Лонги, Флоренция), она написана уже в его творческой манере, а это ярко освещенные фигуры и предметы на темном фоне, игра света и тени, эмоциональность и правдивость.
Остальные полотна на выставке — это картины известных последователей мастера, работавших в его манере, караваджистов, подражателей, причем подражать великому мастеру стали только после его смерти, это картины западноевропейских художников 17-18 веков, впервые собранные вместе, более 20-ти картин из собрания ГМИИ и тридцать из собрания фонда Лонги (Флоренция).

Искусствовед Роберто Лонги (1890–1970) собрал большую коллекцию, хранящуюся на его вилле во Флоренции, где сейчас находится центр изучения итальянского искусства эпохи Ренессанса и барокко.
Роберто Лонги был знатоком истории искусства, он открыл заново и самого Караваджо, и многих малоизвестных талантливых художников, благодаря Лонги приобретших известность, как Анджело Карозелли (1585–1662) и его картина «Аллегория бренности» (ок. 1608 – 1610), Караччоло (1578–1635) и Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656–1659).

Маттиа Прети «Концерт» (1620)

Геррит ван Хонтхорст «Пастух и пастушка»

На выставке представлены работы итальянских, французских, испанских, голландских художников — последователей Караваджо:17-й век представлен работами Орацио Борджанни, Карло Сарачени, редко выставляющиеся за пределами Италии, Дирка ван Бабюрена «Взятие Христа под стражу», Маттиаса Стомера «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита», шедевр Валантена де Булоня «Отречение святого Петра», пять полотен из серии «Апостолы» Хусепе Риберы, картины Бартоломео Пассаротти, Джованни Ланфранко и Джачинто Бранди, Гвидо Рени, Анджело Карозелли, Караччоло, Валантена де Булоня, Геррита ван Хонтхороста.18-й век – Джакомо Черути, Фра Гальгарио и Гаспаре Траверси.

Впервые выставляется большая алтарная композиция Джованни Бальоне (1566–1643), приобретение ГМИИ конца 2014 года.
Несколько картин из собрания ГМИИ перед выставкой прошли реставрацию.

На выставке много прекрасных картин, обратите особое внимание на картину «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575–1625), не представленного в собрании Фонда Лонги, так как его творчество лишь недавно изучено и вновь открыто после забвения.
Не все меня одинаково впечатлило, но при посещении любой выставки нескольких понравившихся полотен для меня достаточно.
Эта выставка — событие в культурной жизни Москвы, она из тех, что нельзя пропустить. C октября на выставке будут проводиться экскурсии, по субботам для детей, а по вторникам и четвергам — для взрослых, детские с 12 часов, для взрослых с 15 и 19 по расписанию

C октября на выставке будут проводиться экскурсии, по субботам для детей, а по вторникам и четвергам — для взрослых, детские с 12 часов, для взрослых с 15 и 19 по расписанию.

Выставка работает в главном здании ГМИИ с 15.09.2015 по 10.01.2016

Королевский дворец в Мадриде

  • Режим работы: с пн. по вс. — 10:00—20:00.
  • Стоимость: полный билет стоит 10 € (≈ 700 руб.), льготный — 5 € (≈ 350 руб.).

Королевский дворец по-другому называют Восточным — Palacio de Oriente. Это официальная резиденция испанских королей, построенная в XVIII веке.

Королевский дворец в Мадриде.

Дворец поражает тщательной отделкой интерьера: тронный зал в стиле рококо, фрески итальянских мастеров, в том числе Караваджо, фламандские гобелены, уникальное собрание скрипок Страдивари, фарфоровый зал, оружейная — можно потратить полдня, разглядывая детали убранства, которые тянут на самостоятельные произведения искусства.

Чтобы сполна насладиться прогулками и хорошей погодой, отправляйся в Мадрид весной или осенью, лето подходит для любителей жары, а зима — для тех, чьё настроение не зависит от температуры и облачности. Хотя в целом Мадрид — очень солнечный город, поэтому вряд ли может разочаровать в любое время года.

Столица Испании понравится разным путешественникам: и поклонникам изобразительного искусства, и завсегдатаям шумных баров, и влюблённым в зелёные пространства городских парков. Но удачнее всего — если всё это тебе по душе. Тогда ты по-настоящему полюбишь Мадрид.

История создания

Официально выставка начала работу в 1819 году.

Но история формирования фондов музея началась намного раньше: сначала галерея была доступна только для знати, и европейские монархи передали ей в дар немало сокровищ.

В 1785 году было решено отвести место под общественный музей в парке Прадо. Это ответ на вопрос, почему выставка так называется.

Основательницей считается жена короля Фердинанда VII — Изабелла Браганская.

Интересно, что сам король Фердинанд VII особого следа в истории не оставил, зато Изабелла, благодаря созданию музея, навсегда осталась в памяти народа.

После ее смерти дело продолжила Мария, вторая супруга короля. Будучи поклонницей живописи, саксонская принцесса решила создать выставку, не уступающую галерее Дрездена, открытую ее отцом.

Сейчас в коллекции больше 8 000 картин. Но места для них не хватает, поэтому в залах музея выставлена только четвертая часть.

Остальные шедевры Прадо хранятся в музейных запасниках. Здесь же представлены многочисленные скульптуры и драгоценности.

Пополнить сокровищницу помогли не только правители, но и частные коллекционеры.

Важную роль сыграла и национализация в Испании, в результате которой некоторые собрания перешли в собственность государства.

Ряд произведений искусства был конфискован у церквей.

Среди произведений живописи найдете картины Рубенса, Ботичелли, Тициана и, конечно, работы испанских мастеров.

Благодаря такому собранию музей Прадо в столице Испании стал главной культурной достопримечательностью страны.

Первая крупная выставка Караваджо/Бернини в Австрии

Несмотря на то, что Музей истории искусств располагает самой обширной и ценной коллекцией работ Караваджо и его последователей за пределами Италии, до сих пор в Австрии ни разу не проводилось выставки, посвящённой этому художнику и его времени. Здесь также едва ли можно было встретить произведения представителя более позднего поколения – скульптора Жана Лоренцо Бернини, чьё искусство также оказало влияние на австрийское барокко.

Выставка прослеживает феномен эпохи расцвета барокко и знакомит с новаторским искусством Рима того времени. К тому же, своеобразные способы самовыражения и нетрадиционный стиль жизни художника Караваджо и скульптора Бернини сами по себе часто становились в Риме поводом для сенсаций.

В столице

В 1591 году начинающий художник, без имени, денег и связей, прибыл в Рим. Культурная столица Италии, а практически всего мира, бурлит талантами и событиями и не торопится баловать нового своего жителя. Он, в скитаниях, живёт, где придётся, общается с простым людом, бродит в поисках дела по мастерским художников. Надо как-то зацепиться – не отказывается ни от какой работы и устраивается к первому в то время римскому живописцу-маньеристу Джузеппе Чезари, по прозвищу Кавалер д’Арпино (1568-1640). В мастерской Меризи знакомится с Марио Миннити, который впоследствии станет его моделью, учеником и даже, возможно, интимным другом.

В конце XVI века Рим – настоящее поле битвы религиозной идеологии: католическая церковь боролась с протестантами. Живопись в этой войне играла роль мощнейшего оружия: картины наглядно и доступно раскрывают тысячам неграмотных и простых прихожан истинный смысл христианства, демонстрируют удивительные виды Рая, ожидающие после смерти. Церковь внушала, что там и есть счастье. Чтобы обрести его, надо страдать на земле.

Но эта задача шла вразрез с видением Микеланджело Меризи, он отвергал всяческие компромиссы и желал проложить собственный путь. Просто копирование великих мастеров прошлого было не только не интересно, но и не убедительно. Все эти красивые картины его не умиляли. Он уже понял, как скоротечна и хрупка жизнь – ведь он к тому времени потерял отца, мать, деда

И его искусство с первых работ стало вызовом общественному вкусу и привлекло к нему внимание как к неординарному живописцу, уже получившему по традиции художественной среды приставку к имени «да Караваджо»

Интересные факты

Как и любая знаменитая галерея, испанский музей Прадо за свою историю видел немало.

В ноябре 1936 года, когда в стране началась Гражданская война, большая часть экспонатов была вывезена в сокровищницы Каталонии, Валенсии и Женевы. В Мадрид они вернулись только в 1939 году.

Вот еще несколько интересных фактов о музее Дель Прадо:

Самым старинным экспонатом стал бюст правителя Лагоша. Скульптура из диорита изготовлена в третьем тысячелетии до нашей эры. Позднее бюст перевезли в Национальный археологический музей, где хранится до сих пор.
В 1936 году по указу испанского президента Асаньи директором Прадо стал Пабло Пикассо. Этот пост живописец занимал до окончания Гражданской войны, но фактически в должность не вступил. Правда, время от времени Пикассо представлял музей за рубежом, сопровождая выставки живописцев, отправленных в ссылку. В 1937 году он участвовал в оформлении павильона Испании на выставке в Париже. К этому событию художник написал известную картину «Герника»

Сокровищница с бесценными экспонатами всегда привлекала внимание не только ценителей прекрасного, но и грабителей. Самое громкое ограбление произошло в 1918 году

Тогда в неизвестном направлении исчезло 18 предметов из «Сокровищ Дофина». В причастности заподозрили нескольких сотрудников, один из которых через несколько дней сдал уникальный экспонат в ломбард.
Еще одна неудачная попытка кражи произошла в 1961 году. Вор хотел проникнуть в помещение через крышу, но разбился, сорвавшись с нее. В кармане обнаружили записку с требованием выкупа за картины.
Здесь родился комик Тони Леблан, настоящее имя которого Игнасио Фернандес Санчес. Отец будущей кинозвезды работал в Прадо привратником и жил с семьей в маленькой квартирке, расположенной в стенах музея. Маленький Игнасио помогал отцу, находясь на посылках, а позже с гордостью рассказывал об этом факте биографии.
Иногда в музее показывают кино. Это происходит в честь открытия новых выставок, посвященных разным художникам и эпохам, в которые они жили.
Режим работы галереи с годами тоже менялся. В первые годы ее открывали для посетителей только 2-3 дня в неделю. Когда на улице шел дождь, залы были закрыты, чтобы исключить попадание грязи от большого скопления людей. Дело в том, что при строительстве здания полам не уделили должного внимания, и для удаления грязи долго использовали орошение водой. Со временем в галерее постелили паркетные полы, а в 30-х годах прошлого века заменили на мраморные.

Здание музея.

Последнее 10-летие

В 1601 году Караваджо обустроил собственную мастерскую и обзавёлся учениками. Здесь он пишет много произведений на религиозные темы, повторы по заказу и картины по велению души. Очень продуктивное время – шедевры сыпались один за одним.

Разгульная жизнь сломала всё. 29 мая 1606 года потасовка во время игры в мяч на спортплощадке превратилась в кровавую драку, результатом которой стала смерть одного участника. Караваджо обвинили в убийстве и Павел V, по закону того времени, объявил, что теперь любой имеет право безнаказанно покарать виновного и даже получить за это награду. Первые месяцы Караваджо прячется в имении Колонна и продолжает писать, затем скрывается в Неаполе у других благодетелей и почитателей своего таланта, создаёт великолепные полотна для церквей. Кажется, чем больше сгущаются тучи вокруг Караваджо-скандалиста, тем совершеннее полотна Караваджо-художника и тем яростнее и быстрее он пишет, совершенно не делая набросков к своим шедеврам.

Вдруг летом 1607 года Караваджо отправляется на Мальту, здесь он выполняет заказы, которые оцениваются по достоинству, и через год получает членство мальтийского ордена. Казалось бы, вот спасение, живи, твори. Он пишет невероятные по силе и эмоциям картины. Но снова инцидент, послуживший толчком к побегу. В октябре 1608 года он переправился на Сицилию, где в Сиракузах жил давний друг Марио Миннити, тот помог чем мог. В начале 1609 года Караваджо уже в сицилийской Мессине, в конце года – в Палермо, затем в Неаполе. Здесь то ли в драке, то ли при покушении рьяного последователя правосудия, желающего получить вознаграждение, Караваджо был легко ранен. В июле 1610 года началась кампания по помилованию художника, и тот на небольшом паруснике отплыл из Неаполя – в успехе дела никто не сомневался, Караваджо хотел быть ближе к Риму. Сведения о следующих событиях скомканы: 31 июля великий Караваджо был помилован, но он уже об этом не узнает – смерть оказалась быстрее папского указа – по пути в столицу, 18 июля, художник умер. Современные исследования останков причиной смерти называют стафилококк.

Герои картин и забота покровителей

В 1593 году Караваджо, вечно плохо одетый и дурно питающийся, с нездоровым увлечением горячительными напитками и часто пренебрегающий гигиеной, тяжело заболел, и около полугода жизнь его висела на волоске. Оправившись от изматывающей лихорадки, он пишет картину «Больной Вакх» (1593) – первый автопортрет Караваджо. Затем ему позируют простые обитатели Рима: уличные торговцы, цыганки, проститутки, бродяги, его дружки по шумным вечеринкам. Он уже пишет многофигурные полотна «Шулеры», «Гадалка» (1594).

Осень 1594 года принесла ему возможность упорядочить свою жизнь – кардинал Франческо дель Монте, известный ценитель живописи, предоставляет Караваджо свою виллу для жизни и творчества и обеспечивает всем необходимым. В том числе серьёзной работой, заказами от своей семьи и других богатых людей. Этот промежуток времени очень плодотворен: здесь, на вилле кардинала, было написано много прекрасных произведений, большинство из которых сохранилось и экспонируется в музеях.

Высвобождение чувств

Выставка представляет собой грандиозный зрелищный спектакль в стиле барокко в Музее истории искусств в Вене.

⦁   Основу экспозиции составляют новаторские произведения художника Микеланджело Мериси да Караваджо (1571‒1610)

⦁    скульптора Джана Лоренцо Бернини (1598‒1680). Впервые работы двух протагонистов с мировыми именами, каждый из которых по-своему повлиял на формирование европейского искусства 17 века, представлены вместе на одной выставке

Между собой их связывает внимание к реалистичному изображению природы и пафоса великих чувств. Раскрытие

⦁    сценическое воплощение человеческих эмоций, как творческая задача барокко, и стали центральной темой выставки, объединившей – от Караваджо до Бернини – около 70 шедевров римской живописи и скульптуры.

Влияние на мир искусства

Несмотря на то, что великий революционер живописи дожил только до 38 лет, он оказал глубокое влияние на современников и на более поздние художественные течения, особенно барокко и классицизм. Школа Караваджо представляет натуралистическое направление в живописи.

В то время как стиль гения итальянского барокко шокировал знать того времени, его картины в равной мере вдохновляли молодых, перспективных живописцев. Эти художники стали известны как караваджисты и распространили свое влияние по всей Европе, от Рима и Неаполя, до Нидерландов и Франции.

Неверие апостола Фомы

К 1605 году римские художники начали подражать стилю Меризи. А вскоре после этого мастера за пределами Италии включили драматические световые эффекты в свои знаковые работы.

Последователи Караваджо, ассимилировавшие технику и приемы мастера, и именитые художники, на которых великий итальянец оказал непосредственное влияние: Рубенс, Рембрандт, Вермеер, Веласкес, Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Гвидо Рени, Хусепе де Рибера, Геррит ван Хонтхорст, Валантен де Булонь.

Самые известные картины

Невероятно длинный список картин Караваджо поражает воображение: какой сгусток энергии был этот удивительный человек, чтобы столько написать уникальных полотен, настоящих шедевров, и при этом успевать буянить и бегать от властей. Как жаль, что порочные страсти в конечном итоге стали причиной раннего ухода мастера.

Зрителям широко известны картины Караваджо под названиями:

  • «Вакх» (1571-1610);
  • «Лютнист» (1595);
  • «Поцелуй Иуды» (1602);
  • «Музыканты»(Концерт) (1595);
  • «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596);
  • «Медуза» (1597);
  • «Иоанн Креститель» (1598, 1600, 1602, 1604, 1608, 1610);
  • «Призвание апостола Матфея» (1600);
  • «Распятие апостола Петра» (1600);
  • «Обращение Савла» (1601);
  • «Погребение Христа» (1603);
  • «Святой Иероним в размышлении» (1605);
  • «Шулеры» (1594);
  • «Гадалка» (1594);
  • «Корзина с фруктами» (1596);
  • «Давид с головой Голиафа» (1610) – последний автопортрет мастера.

Остановиться в перечислении работ, как и в описании прогрессивности живописца трудно – своим творчеством он заложил самый основательный камень в фундамент искусства на века.

Ранние годы

Микеланджело Меризи родился 29 сентября 1571 года в деревне Караваджо (отсюда пошло его прозвище). Художник вырос между тихим поселением в Ломбардии и шумным городом Миланом, где работал его отец, каменщик Фермо Меризи. Несмотря на низкий социальный статус, семья будущего мастера кисти была вхожа в дом влиятельного сеньора Франческо Сфорца да Караваджо.

Гадалка

В августе 1576 года Микеланджело Меризи было пять лет. В это время бубонная чума опустошила большую часть Европы. Милан также пострадал от вспышки болезни. Хотя художник и его семья пытались спастись от эпидемии в сельской местности, уже к октябрю 1577 года отец Микеланджело, его дедушка с бабушкой, дядя умерли от чумы. Мать будущего художника угасла от этой же болезни четыре года спустя.

Показать таблицу

Историческая справка
Годы жизни 29 сентября 1571 — 18 июля 1610
Страна Италия
Жанр Портреты, жанровая живопись
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, история, мифология, религия, натюрморты

В возрасте двенадцати лет Микеланджело Меризи переезжает в Милан и начинает обучение в мастерской старого живописца Симоне Петерцано. Этот период стал для живописца хорошей жизненной школой. Микеланджело Меризи научился здесь не только уверенно владеть кистью, но и ловко орудовать ножом и шпагой.

Вакх

Предположительно в 1588 году юноша без гроша в кармане попадает в Рим. Там, чтобы прокормиться, живописец перебивается случайными заработками, помогая другим гораздо менее талантливым художникам. Совершенно нищий Меризи писал небольшие жанровые сцены, портреты и натюрморты, чтобы заработать хоть какие-нибудь деньги. Первые его известные картины датируются 1592 годом. Композиции художника становились все более сложными.

Полотна Караваджо вскоре привлекли внимание кардинала Франческо дель Монте. Влиятельный господин пригласил его ко двору и даже поселил в собственном доме

С этого момента карьера живописца в Вечном городе быстро пошла в гору. Молодой художник в полной мере пользовался благосклонностью кардинала и его связями, чтобы получить заказы от самых щедрых покровителей и коллекционеров.

Происхождение

Родился 29 сентября 1571 года в Милане в семье архитектора. Отец Фермо Меризи управлял делами Франческо Сфорца, маркиза да Караваджо (приставка «да» после родового имени и перед названием населённого пункта в Италии означала, что этот человек выходец из данного городка). В 1576 году в Италии разыгралась эпидемия чумы, отец и дед будущего художника погибли. Мать Лючия Аратори собрала детей, которых в семье было пятеро, и уехала в провинцию – в городке Караваджо под Миланом её отец владел наделами земли. В 1583 году умер маркиз да Караваджо, у которого покойный архитектор Меризи работал много лет. Его наследница Констанца Колонна впоследствии станет помогать и покровительствовать талантливому сыну бывшего управляющего своих предков.

Справочная информация для туристов:

Музей располагается по адресу: Paseo del Prado, 8

Время работы: Музей работает ежедневно с 10-00 до 19-00, только в понедельник в музей можно попасть с 12-00 до 16-00 и только в основной зал.

В музее проходят дополнительные выставки, как правило, на них в субботу можно попасть до 21-00.

24 и 31 декабря – с 10-00 до 15-00

1 января, 1 мая и 25 декабря музей отдыхает.

Как добраться до музея: Доехать до него можно на метро, станция – Banco de España (Вторая линия).

Кроме того, до музея ходят городские автобусы №№ 1, 2, 5, 9, 10, 14, 15, 20, 27, 34, 37, 41, 51, 52, 53, 74, 146 и 150.

При музее имеется общественная парковка для автомобилей.

Вход в музей Тиссена-Борнемисы стоит 7 евро

Стоимость входного общего билета для взрослых – 7€ — 10€, в понедельник вход бесплатный. Если хотите попасть на дополнительные выставки, нужно будет доплатить ещё от 6€ до 17€

Бесплатно могут входить дети до двенадцати лет, официальные безработные (при наличии удостоверяющего документа) и члены Международного Совета Музеев.

Билеты со скидками предоставляются: пенсионерам, людям старше 65 лет, студентам (независимо от возраста и национальной принадлежности при наличии удостоверяющего документа), преподавателям факультетов изящных искусств, членам многодетных семей, инвалидам и лицам их сопровождающих.

За 30 минут до закрытия доступ в музей прекращается. Посетители должны покинуть залы музея за пять минут до закрытия.

Билеты можно приобрести в кассах у входа или на сайте https://entradas.museothyssen.org/espanol/individual/index.php

Музей Тиссена – Борнемиса, несомненно, является уникальнейшим собранием шедевров мирового искусства, посещение которого принесёт огромное удовольствие даже далёким от мира живописи людям.

Однако он привлекает к себе не только богатейшей коллекцией картин. Открытая терраса ресторана «Эль Мирадор» при музее, с которого открывается великолепная панорама на город – излюбленное место жителей и гостей испанской столицы.

Валерия

16 09 2015
P.S.

Пассаротти «Торговки птицей»

В первое посещение выставки сразу после открытия было так много народа, что разглядеть тонкости было сложновато, решила сходить еще раз, и не пожалела! День будний, очереди никакой!
На самой выставке, расположенной в одном зале и трех маленьких зальчиках второго этажа, было многолюдно, но не настолько, чтобы нельзя было внимательно и без помех разглядеть еще раз каждую картину.
В этот раз понравившихся картин оказалось еще больше, но я бы выделила три самых-самых!
Это работа Бартоломео Пассаротти «Торговки птицей» 1580 года, но ее присутствие на выставке последователей Караваджо вызывает вопросы, дело в том, что автор скорее предтеча Караваджо, родившегося в 1571 году…

Портрет юного художника

Самая яркая и красивая картина на выставке — «Портрет юного художника в красном берете» Витторе Гисланде (18 век).
Какое лицо, а наряд-то как красив!
Рассматривала картину и вблизи и, присев напротив нее на старинной и очень неудобной деревянной лавке, полюбовалась издали.

Сотрудничество с музеем Rijksmuseum Amsterdam

Выставка организована в сотрудничестве с музеем Rijksmuseum Amsterdam, где она будет проходить с 14 февраля по 7 июня 2020 года. В числе кураторов выставки — куратор секции южно-европейской барочной живописи Музея истории искусств Гудрун Свобода, директор картинной галереи Музея истории искусств Стефан Веппельманн, а также Фриц Шолтен, старший куратор секции скульптуры в музее Rijksmuseum.

Чтобы сделать осмотр выставки комфортнее, рекомендуем забронировать фиксированное время посещения. В этом случае вход на выставку возможен только во время забронированного временного интервала, при этом продолжительность пребывания на выставке не ограничена.

Кроме того, посетителям, например, с билетом Premium или Freitag-Abend-Special, будут предложены различные ваианты осмотра «Караваджо & Бернини».

Чтобы дать посетителям Музея истории искусств больше времени для посещения специальной выставки, часы работы выставки увеличены:

с15.10.2019 до 19.1.2020 выставка работает по следующему расписанию — понедельник, вторник, среда и пятница с 9 до 18 часов, а также четверг, суббота и воскресенье с 9 до 21 часа.

Магдалина по-новому

Честное, без приукрашивания отношение к жизни, реальное её отображение Караваджо стремился перенести на свои работы в любых жанрах. Наперекор существующим традициям пошёл Караваджо, создавая полотна по библейским сюжетам, в том числе картину под названием «Кающаяся Мария Магдалина» (1597) – здесь талант художника раскрылся наилучшим образом. Временами живя в трущобах и ходя чуть ли не в рубище, живописец точно знал, что из себя представляет терзающаяся блудница, решившая с горьким покаянием обратиться к вере. Потрясающе – никакой театральности, взора к небу и заламывания рук, а лишь задумчивая скорбь на лице и опущенные глаза Магдалины как свидетельство обращения к себе. Решение с одеждой также свежо и смело – героиня одета, как современница художника, который тем самым раскрывает библейскую историю как современную ему и даёт понять, что это рассказ из жизни.

Новое прочтение, помноженное на талант художника, стало настоящим открытием в живописи – о Караваджо говорили всё громче. Он перебирается в дом Чириако Маттеи, банкира и известного коллекционера. Контракты на украшение церквей обеспечивает его работой, которая впоследствии прославила художника ещё громче.

Репутацию портили только случавшиеся время от времени драки, порой кровавые. Попадал буйный повеса и хулиган и в тюрьму.

Личная жизнь

Художник никогда не состоял в браке. Мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. При этом большая часть его ранних работ изображала пухленьких симпатичных мальчиков в образе ангелов или лютнистов. Большинство юношей рисовались полуголыми, их чресла едва прикрывала красиво задрапированная ткань.

Святой Матфей и Ангел

А позы, которые принимали модели, дышали чувственностью и гедонизмом. В ряде работ художника фигурирует его помощник по имени Чекко. Людская молва причисляла мастера к приверженцам однополой любви. А в XX веке художника даже назвали гей-иконой. Хотя официальных доказательств того, что Караваджо предпочитал мужчин, не было.

Советы посетителям галереи Тиссена-Борнемисы

— В Мадриде есть акция, согласно которой в определенные дни посещение всех музеев в городе будет бесплатным. Вот эти «счастливые дни»: 18 мая, 12 октября, 6 декабря. 18 мая — это Международный день музеев, а 12 октября и 6 декабря — национальные праздники. Подробности в нашей статье «Праздники в Испании»;

— Если желаете посетить много музеев, то имеет смысл приобрести дисконтную карту Madrid Card. Ее владелец посещает бесплатно более 50 музеев, имеет возможность стать участником экскурсии по столице Испании по программе тура «Descubre Madrid», получает скидки в магазинах, ресторанах. Такая карта может сильно сократить бюджет отдыха в Испании;

— Дополнительным бонусом Madrid Card является и вход в музеи, минуя очереди. Вместе с карточкой выдается туристический справочник на разных языках, карта Мадрида, полезная информация об услугах и достопримечательностях в городе;

— Маленьких посетителей 3-5 лет в выходные дни в галерее знакомят с полотнами известных живописцев в форме игры «Инспектор Тиссен»;

— Галерея располагает магазином сувениров и книжной лавочкой, в которой можно найти уникальные альбомы с репродукциями и историей живописи. Некоторые такие книги можно купить только здесь, они станут отличным подарком или памятным сувениром из Испании;

— При планировании своего времени, учтите, что доступ в музей за полчаса до закрытия прекращается. Всех посетителей просят покинуть выставочные залы за 5 минут до окончания работы;

— Разрешается фотосъемка, но без вспышки;

— Три этажа здания обойти тяжело, но для уставших отведены места для отдыха. Запасайтесь удобной обувью, о чем мы подробно говорили в статье «Что взять туристу в Испанию»;

— Галерея обзавелась сетью Wi-Fi. Можете загрузить бесплатный путеводитель на русском языке и слушать его, используюя QR-code. Или можете загрузить заранее, если обзавелись мобильным интернетом. Как это сделать, читайте в нашей статье «Интернет в Испании дёшево»;

«Золотая коллекция» на то и названа «золотой», что ее сияние и ценность пройдут сквозь века. И будет обидно, если мимо вас. Поэтому не упускайте возможности посетить музей Тиссена-Борнемисы.

Желаем насыщеной культурной программы в Мадриде, и читайте наши интересные статьи об Испании (ссылки ниже).

Как начинался путь к искусству

По документальным свидетельствам в 1584 году начинается биография Караваджо как художника – он поступает на учёбу к миланскому мастеру северного маньеризма, модного тогда течения в западноевропейском искусстве, Симоне Петерцано. В историю итальянской живописи и в художественную панораму эпохи Возрождения этот авторитетный мастер, ученик Тициана, внёс в своё время ценнейший вклад.

Схватывая уроки мастера на лету, Микеланджело Меризи тут же стремился применить полученные знания, опробовать кисть. Скоро он пришёл к выводу, что живопись и стилистика маньеристов и параллельно существующих академистов слишком ограниченная, односторонняя и искусственная. Застывшие имитации великих художников Рима и Венеции вызывали ропот неудовлетворённости и у других живописцев. Стали появляться работы в так называемом ломбардском стиле, характеризуемом стремлением к реалистичности в отображении жизни. Новые идеи захватили и Микеланджело Меризи.

Первые пробы кисти в Милане нам не известны. Молодой художник изучал великих мастеров эпохи Возрождения, знаменитых венецианцев, и его самые ранние произведения, которые дошли до нас, свидетельствуют о влиянии учителя Петерцано, Леонардо да Винчи, Тициана, Грегори, Джорджоне. Изучение творчества мастера перспективы Андрея Мантеньи и произведений живописца Высокого Возрождения Джованни Савальдо подвели начинающего и жаждущего открытий и славы художника к эффекту светотени

Акцентируя внимание ученика на технике живописи, педагог Петерцано закладывал основу пути к вершинам мастерства. По достижении 18 лет Микеланджело Меризи, окрылённый страстным желанием самостоятельно творить и жить, решительно направляется в Рим

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: