Последние годы
В 1577 г. живописец отправился в Толедо, где и прожил до конца своей жизни. Там его ждал успех, начавшийся со знакомства с деканом собора Диего де Кастилья. Священнослужитель попросил Теотокопули расписать алтарь. Эта работа принесла ему известность среди дворян.
Эль Греко не смог выдержать искушение популярностью. С 1585 года он начал бездумно тратить все заработанные деньги. Художник брал в аренду дворцы у маркизов, требовал огромные суммы за свои полотна, вел себя крайне вызывающе.
В 1607 г. живописец узнал о том, что он тяжело болен. На лечение ушло много денег, постепенно Доменико обнищал. Его имя часто упоминалось в финансовых документах, художник брал взаймы у друзей и знакомых. С 1609 по 1611 год он не мог платить за аренду квартиры, в итоге лишился ее. Эль Греко умер седьмого апреля 1614 года в Толедо, его похоронили в монастыре Сан-Торквато. Позднее здание было разрушено, а останки живописца — навсегда утеряны.
Художник никогда не был женат, но ходили слухи о его отношениях с Жеронимой де лас Куевас, она даже жила вместе с Теотокопули. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником. Впоследствии именно ему досталось все имущество живописца.
https://youtube.com/watch?v=uhFYh9BrlA0
Картины Эль Греко из коллекции Немеша и Херцога
Гений Эль Греко (1541-1614) был заново открыт в XIX веке во многом благодаря усилиям Марселя Немеша, который одним из первых европейских коллекционеров начал проявлять интерес к этому забытому испанскому художнику и быстро «заразил» своей одержимостью другого известного венгерского коллекционера — сказочно богатого промышленника, владельца табачных плантаций и банкира по имени Мор Липот Херцог (Mór Lipót Herzog) (1869-1934). Барон Херцог, представитель разбогатевшей еврейской семьи, под влиянием своего друга и наставника Немеша стал увлекаться приобретением произведений искусства и скоро превратился в фанатичного собирателя — одного из ведущих коллекционеров Венгрии, который во многом определял развитие художественного вкуса в Европе.
Вместе с Немешем Херцог восхищался экстатическими образами, искаженными фигурами и иррациональными жестами героев картин уроженца греческого острова Крит, которого так привлекали темы мистического экстаза. Маньеристические излишества в творчестве Эль Греко оказались созвучны иррациональным тенденциям европейского модернизма, отрицавшего рациональность академического искусства и искавшего новых идолов. Эль Греко прекрасно подходил на эту роль. Он стал считаться предшественником модернизма и питал новейшие художественные течения, вдохновляя экспрессионистов и кубистов. Парадокс был лишь в том, что интерес к его работам в Европе пробудили выходцы из бедных еврейских семей, которые как раз благодаря «материалистической культуре» XIX века превратились в состоятельных дворян.
Эта эмоциональная картина считается одной из самых фантастических и одухотворенных в творчестве Эль Греко. Она изображает Христа, молящегося в Гефсиманском саду. Эль Греко удалось передать духовную борьбу Христа, понимающего неотвратимость грядущего распятия. Иисус взывает к Господу: «Отче! Пронеси эту чашу мимо Меня, но пусть будет не Моя воля, а Твоя!» С небес к нему спускается ангел, чтобы ободрить его. Тем временем ученики Иисуса мирно спят (художник изобразил их в нижней части картины). Еще дважды уходил молиться Иисус и дважды по возвращении находил своих учеников спящими. Возвратившись в третий раз, Иисус сказал: «Вы все спите и отдыхаете? Хватит! Время настало, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте, пойдем
Вот уже приближается мой предатель» (обратите внимание на группу солдат на заднем плане картины). Выразительно искаженные черты лица, удлиненные фигуры, напряженно-исступленные позы, чрезвычайно богатая цветовая гамма и грозное небо — всё это помогает художнику создать тревожный, сверхъестественный образ
Картина была написана Эль Греко в Толедо в 1605-1610 гг.
В результате приобретений, сделанных по совету своего друга Немеша (и в первую очередь купленных у него же картин Эль Греко), Херцог стал владельцем самой крупной коллекции произведений искусства, которая когда-либо существовала в Венгрии.
Картины известных художников
С началом Ренессанса иконография Святого Семейства на Западе сменяется собственно живописными произведениями. Зачастую художников не интересуют исторические или богословские подробности, но эстетическая красота изображенных.
Микеланджело
Созданная в начале XVI в., картина именуется «Мадонна Дони». Это название никак не связано со Священной историей, просто произведение создано к свадьбе нобиля Аньоло Дони из Флоренции. Центр композиции – Мария, держащая на руках Иисуса. Обоих обнимает Иосиф. На заднем плане – св. Иоанн Предтеча, другие герои Евангелия, представленные обнаженными. Искусствоведы считают, что целью художника было показать именно совершенство тела…
Микеланджело БуонарротиМадонна Дони. ок. 1507Tondo DoniДоска, масло, темпера. 120 × 120 смУффици, Флоренция
Рафаэль Санти
Современник Микеланджело представил Семейство как современных ему людей – это видно по окружающей обстановке, одежде. Он также отступил от традиционных изображений св. Иосифа, написал его без бороды, отчего старца действительно трудно узнать непосвященному.
Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом). 1506. Холст, темпера, масло (переведена с дерева). Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Рембрандт
Картина XVII в. представляет Марию под образом обычной европейской горожанки того времени. На заднем плане теряется в полумраке фигура Иосифа, выше их – ангелы, написанные типично европейской манерой.
Святое Семейство с Ангелами. Художник Рембрандт, 1645Масло 117 см (46 дюймов) × 91 см (36 дюймов). Эрмитаж
Рубенс
Картина представляет Младенца на коленях Мадонны. На заднем плане не только св. Иосиф, но также прав. Анна, мать Пречистой.
Нидерландский художник Питер Пауль Рубенс / Pieter Paul Rubens (1577 — 1640)Святое Семейство со святыми Франциском и Анной и Младенцем Святым Иоанном Крестителем
Тициан
Эта картина начала XVI в. также именуется «Святое Семейство с пастухом», так как на ней – эпизод, описанный св. Лукой, когда пастухи, узнавшие от Ангела о рождении Спасителя, пришли поклониться Ему.
Святое семейство с пастухом-картина Тициана 1510 года, ныне находящаяся в Национальной галерее Лондона. Он также ранее был приписан Тони ван Дейку]], который создал рисунок, копирующий его. Пройдя через другие частные коллекции, она была завещана Национальной галерее Уильямом Холвеллом Карром в 1831 году.
Эстебан Мурильо
На картине – своего рода бытовая сценка: играющий Иисус, держащий птичку, щенок, заинтересованный этой игрой. За ней с любовью наблюдают Мария с Иосифом (представленным довольно молодым). Узнать Святое Семейство без особых пояснений здесь уже невозможно.
Бартоломе Эстебан МурильоОтдых святого семейства на пути в Египет. Около 1655 годаисп. Descanso en la huida a EgiptoХолст, масло. 136,5 × 179,5 смГосударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Никола Пуссен
Полотно 1665 г. хранит Русский Музей Петербурга. Здесь представлены также св. Иоанн Креститель, прав. Елисавета. Сами герои узнаваемы, так как их одеяния более или менее аутентичны, а окружающая обстановка соответствует эпохе.
Никола Пуссен (1594 — 1665). Святое Семейство со св. Елизаветой и св. Иоанном Крестителем
Эль Греко
Испанский художник (2 пол. XVII в.) изобразил довольно далекую от исторической реальности сцену, где присутствуют не только Иисус, Мадонна, Иосиф, но также Мария Магдалина.
Святое Семейство. Холст, масло. 1595 год. Художник El Greco написал её во время пребывания в Толедо. Находится в больнице де Тавера в этом городе.
Верещагин
Это одна из самых нетрадиционных трактовок сюжета. Русский художник, создавая картину, находился под впечатлением книги Э. Ренана «Жизнь Иисуса», «очищенной» от чудес «биографии» Христа. Мы видим бытовую сценку из жизни обычной семьи – работающий за верстаком Иосиф, Мария, занятая детьми (по Ренану, у Иисуса были родные братья и сестры), наконец, взрослый Иисус, уединившийся с книгой.
Василий Верещагин «Святое семейство», 1884. Русский центр искусства.
Марсель Немеш: венгерский коллекционер и меценат
Марсель Яношалми Немеш (иногда Марцелл Немеш или Немес) (Marcell Jánoshalmi Nemes, первоначальное имя Mózes Klein) (1866-1930) — один из крупнейших коллекционеров произведений искусства в Венгрии начала XX века и одна из самых противоречивых фигур эпохи. Это был амбициозный делец, поначалу умело использовавший покупку картин в основном в качестве спекулятивных инвестиций, а затем фанатично увлекшийся коллекционированием, что и стало истинной страстью 40-летнего Немеша в начале нового века.
Грандиозная деятельность Немеша на поприще мецената и коллекционера сделали его легендой еще при жизни. Родившись в бедной еврейской семье, Немеш сделал успешную предпринимательскую карьеру на торговле углем в Трансильвании, операциях с ценными бумагами и недвижимостью, а в начале XX века стал всемирно известным деятелем в сфере благотворительности и влиятельным арт-дилером. Когда в его распоряжении оказывалось достаточно денег, он приобретал на аукционах картины и скульптуры, ценность и престиж которых со временем только росли. Обладая тонким чутьем и даром предвидения, Немеш в больших количествах приобретал полотна Эль Греко и Гойи, а также великих французских мастеров XIX века, начиная с Коро и Курбе и заканчивая Пикассо.
Немеш регулярно устраивал выставки своих новых приобретений в будапештском Музее изобразительных искусств, разрешая прессе публиковать фотоотчеты об этих событиях. Избранные работы из своей коллекции он с шумным успехом выставлял в Мюнхене и Дюссельдорфе. Немеш имел хорошо налаженные связи в среде музейных экспертов и критиков, прекрасно общался с журналистами и умел сделать себе рекламу. Ему нравилась публичность, и он энергично добивался внимания прессы, понимая реальную силу этой «четвертой власти».
Кроме того, будучи щедрым покровителем искусств, Немеш в больших количествах приобретал работы талантливых молодых венгерских и зарубежных художников. Благодаря его финансовой поддержке — разнообразным фондам и стипендиальным программам — многие венгерские живописцы смогли продолжать обучение за границей: в Вене, Мюнхене, Париже…
Сам меценат в 1918 году купил дом в Мюнхене и с 1920 года постоянно жил в Германии, но при этом часто наведывался в Будапешт и в свою парижскую квартиру. Кроме того, на подъеме своей карьеры он приобрел виллы в Гармише и Давосе и принимал там видных гостей. Из-за излишней расточительности мецената, «жирные» времена в его жизни нередко сменялись сложными периодами, и тогда коллекционеру приходилось расставаться с любимыми шедеврами. Как только его финансовое состояние улучшалось, Немеш снова пополнял свое собрание. Но в целом никакие сказочные доходы были не в состоянии покрыть гигантских расходов Немеша. Его постоянно преследовали финансовые неурядицы из-за избыточных трат на произведения искусства и роскошные особняки. После внезапной смерти Немеша выяснилось, что он оставил много долгов, поэтому его наследники были вынуждены провести несколько крупных аукционов.
В 1930 году венгерский художник Херман Липот (Herman Lipót) побывал в пышной мюнхенской резиденции Марселя Немеша на престижной улице Леопольдштрассе. Квартира походила скорее на дворец и произвела на гостя сильное впечатление. В своем дневнике Херман записал: «Здесь я увидел исключительные редкости, какие вряд ли встретишь в другой квартире. Обедаешь под полотнами Гойи, в кофе пьешь в тени Рембрандта и Тициана».
После смерти Немеша его обширная коллекция распалась и оказалась разбросана по всей Европе и Америке: ее наиболее известные картины сегодня украшают лучшие музеи мира, включая Музей Оранжери в Париже, галерею Тейт в Лондоне и Берлинскую картинную галерею в «Культурфоруме», а также Метрополитен-музей в Нью-Йорке и музей Гетти в Лос-Анджелесе.
Творческий путь
За несколько лет юноша успел научиться масляной живописи, в его картинах присутствовали черты венецианского колоризма. Примечательно, что он часто скептически высказывался в адрес других художников, хотя и был подвержен их влиянию. Свои полотна живописец подписывал полным именем, однако при встрече представлялся людям «Эль Греко» для удобства.
В Риме Доменико встретил Джулио Кловио. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. Правитель был восхищен работами художника, он предложил тому пожить при дворе.
В общей сложности Теотокопули провел в Риме 7 лет. В 1572 он стал членом Академии святого Луки, подружился с местными теологами. В том же году он открыл студию вместе с другими живописцами. Но у них не было заказов, картины не пользовались спросом. Из-за разногласий между коллегами студию пришлось закрыть.
Чуть позднее художник познакомился с испанцами, которые уговорили его переехать в Мадрид. Там он хотел получить работу при дворе короля Филиппа II, но эта затея не увенчалась успехом. Еще в 1573 он предоставил правителю эскиз полотна «Мученичество святого Маврикия», но тот не был впечатлен. Король передал заказ Ромуло Чинчинатто, отказавшись от услуг Эль Греко.
Выставка из собрания Немеша в Музее изобразительных искусств Будапешта
Материал для выставки был отобран из различных венгерских и зарубежных музейных собраний, а также частных коллекций. Представленные работы прекрасно отражают разнообразие и широту коллекции, некогда принадлежавшей знаменитому арт-дилеру (“marchand amateur”, то есть не только любителю, но и торговцу предметами искусства).
В общей сложности на выставке можно увидеть 120 экспонатов, включая античные вазы, изделия из стекла, средневековые скульптуры, шедевры старых итальянских и голландских мастеров, а также ценные предметы прикладного искусства различных периодов (в основном из нынешнего собрания Музея прикладного искусства в Будапеште). Благодаря целостному музейному пространству, все эти разнообразные произведения воспринимаются как единый ансамбль, создавая атмосферу, напоминающую жилище коллекционера.
Особый интерес представляют портреты и карикатуры на самого мецената (особо стоит отметить портреты, написанные Йожефом Рипль-Ронаи (1912) и Оскаром Кокошкой (1928)). Кроме того, выставлен портрет влиятельного критика Белы Лазара (Béla Lázár) (1869–1950), написанный самим Немешем, который был не чужд художнических амбиций.
Выставка представляет обзор деятельности Марселя Немеша как коллекционера и покровителя искусств и разделена на два основных раздела. Первый раздел выставки посвящен шедеврам итальянской, немецкой и голландской живописи — избранным картинам из коллекции Немеша.
К этому же разделу относятся выдающиеся работы Эль Греко и некоторые работы современных западноевропейских мастеров (Курбе, Сезанна, Аристида Майоля) и венгерских художников — представителей «классического модернизма».
Выставка продлится до 19 февраля 2012 года.
Повторное изобретение Эль Греко (19 век)
Памятник Эль Греко напротив музея дель Греко в Толедо.
В 1838 году 7 января 1838 года в Лувре был открыт Испанский музей короля Луи-Филиппа. В 1835 году Луи-Филипп отправил барона Исидора Жюстена Северина Тейлора в Испанию, чтобы приобрести на его счет представительную группу произведений. из испанской школы. Тейлор обогатил королевскую коллекцию девятью картинами Эль Греко: четыре с религиозными мотивами, четыре портрета и евангелист. Среди 450 картин 85 испанских художников французская публика впервые смогла увидеть типичные произведения Эль Греко. В этот период идея о том, что Эль Греко представляет собой начало испанской школы, была впервые сформулирована в информативной манере. Господствующая идеология основателей музея поставила Эль Греко у истоков испанской школы и дала ему более или менее титул ее основателя. В 1838 году буквой «А» испанской живописи уже был Эль Греко, а буквой «Z» — Гойя . Тем не менее, Мурильо , Веласкес , Рибера , Кано и Сурбаран были художниками, на которых критики, художники и публика благосклонно отзывались об Испанском музее. Лишь небольшая элита предпочитала Эль Греко и Гойю .
С приходом романтических настроений работы Эль Греко подверглись новому анализу. Для французского писателя Теофиля Готье , французского поэта, драматурга , романиста , журналиста и литературного критика , Эль Греко был предшественником европейского романтического движения во всем его стремлении к странному и экстремальному. Готье ценил и восхищался более поздней техникой Эль Греко, соединяя его с современником искусства с самим собой: «Лучшие работы его второго периода напоминают романтические картины многого». Критик Захари Астрюк и ученый Поль Лефорт способствовали широкому возрождению интереса к его живописи.
Именно тогда родился миф о безумии Эль Греко. Второе поколение романтиков, приверженцы теории искусства ради искусства, искали фантастическое и редкое, то, что ускользало от норм и ограничений, что не поддавалось интерпретации и было уникальным. Следовательно, безумие было переоценено. Миф о безумии Эль Греко существует в двух версиях. С одной стороны, Теофиль Готье считал, что Эль Греко сошел с ума от чрезмерной художественной чувствительности. С другой стороны, публика и критики не будут обладать идеологическими критериями Готье и сохранят образ Эль Греко как «безумного художника», и поэтому его «самые безумные» картины не вызывают восхищения, а считаются историческими документами. доказывая свое «безумие». Во время работы Испанского музея Эль Греко стал идеальным романтическим героем , одаренным, непонятым, маргиналом, потерявшим рассудок из-за презрения современников. Критики Courrier Français и La Presse сохранят образ Эль Греко как «сумасшедшего художника».
В 1867 году Поль Лефорт , знаток испанской живописи, посвятил Эль Греко восьмистраничную статью с гравюрами четырех работ. В этой статье Лефорт превозносит Эль Греко, опровергая всемогущую банальность его «безумия» и объявляя его основателем испанской школы. В период с 1860 по 1880 год в ходе архивных исследований были обнаружены некоторые новые важные документы, такие как письмо, написанное хорватским миниатюристом Джулио Кловио , который охарактеризовал Эль Греко как «редкий талант в живописи». В 1890-х испанские художники, жившие в Париже, приняли его в качестве своего проводника и наставника. Однако в этот период Эль Греко все еще оставался делом для «немногих счастливых». Лефорт был против выдающихся критиков, таких как Шарль Блан и Луи Виардо , чьи враждебные комментарии к Эль Греко были широко распространенным явлением. Поэтому Лефорт написал статью, в которой рекомендовал историкам вернуть Эль Греко во владение.
Кто и как изображен на иконах
Первые иконы Святого Семейства появляются на Западе. Чаще всего на них – Иисус, а по сторонам Его – Мария, Иосиф. Иногда пишутся также св. Иоанн Предтеча, Елисавета, мать Богородицы Анна.
Икона «Святое семейство» – в чем ее неканоничность
Подобные иконы сейчас появляются также на православном Востоке, будучи, как правило «калькой» католических икон, лишь созданных по православной традиции.
Довольно много таких образов можно встретить на Святой Земле за последние годы. Как правило, изображаются только Иисус, Мария и Иосиф. При этом:
- главы супругов наклонены друг к другу; согласно отзывам паломников, эта нежность особенно умиляет, как пример истинно супружеской любви, вот только Иосиф был другом, покровителем, а не мужем Богородицы;
- некоторые образы содержат вообще иконографически недопустимый жест, когда прав. Иосиф обнимает мнимую жену за плечо;
- при этом устойчиво впечатление, что благословляющий Отрок на иконе – как бы отдельный сюжет, ведь глаза родителей устремлены не на Него.
Вот как пишет об иконе на форуме портала «Азбука веры» пользователь под именем «чтец Николай» 4 апреля 2015 г.:
Дополнение: еврейские коллекционеры в Будапеште начала XX века
К началу XX века коллекционерская деятельность в Будапеште переживала золотой век, причем ее основными представителями были как раз Немеш, Херцог и другие представители элитного еврейства. Это были разбогатевшие буржуа, которые собрали в своих виллах на холмах Буды и во дворцах на стороне Пешта впечатляющие художественные богатства, делавшие эти дома больше похожими на частные музеи. Столь интенсивной деятельности в сфере коллекционирования предметов искусства, какая наблюдалась в этот период в Будапеште, не было ни в одной другой стране Центральной Европы.
Еврейская буржуазия в ту эпоху занимала видное положение в венгерском обществе: это были крупные банкиры, юристы, доктора, предприниматели, представители финансовой элиты… Многие из них были посвящены в рыцари самим императором Францем-Иосифом. Они были членами парламента и завсегдатаями элитных клубов и салонов, покровителями искусства и учредителями литературных обществ. Зачастую они были большими патриотами Венгрии, чем сами этнические венгры. Они были в большей степени интегрированы в венгерское общество и ощущали себя в Будапеште в большей степени «своими», чем евреи в Праге или Вене. Многие из них давно приняли христианство, имели дворянский титул. Однако именно искусство и литература стали для этих людей основным механизмом закрепления своего аристократического статуса в социуме: чуть ли не каждый представитель еврейской элиты в Будапеште рубежа XIX-XX вв. тратил свою энергию и средства на коллекционирование произведений искусства.
Перечень использованных в статье репродукций картин из собрания Немеша (позднее частично находившихся в собрании Херцога):
1) Якопо дель Селлайо. Иоанн Креститель. Около 1485 года.
2) Полидоро да Ланчано (ок. 1515–ок 1565). Христос и грешница.
3) Бартоломеус Брейн Старший (1493–1555). Портрет юриста Петруса фон Клаписа. Около 1528 года.
4)Эль Греко (1541–1614). Кающаяся Мария Магдалина. Около 1589 года.
5) Эль Греко (1541–1614). Снятие одежд с Христа. Около 1600 года.
6) Эль Греко (1541–1614). Святое семейство со святой Анной. Около 1605 года.
7) Эль Греко (1541–1614). Моление о чаше (Христос на Масличной горе). Около 1608 года.
Адам Маньоки (1673 — 1757). Портрет Ференца II Ракоци. 1724 год.
9) Михай Мункачи (1844–1900). Христос перед Пилатом. 1880 год.
10) Йожеф Рипль-Ронаи (1861–1927). Дядя Пьячек и куклы (Piacsek bácsi babákkal). 1905 год.
11) Йожеф Рипль-Ронаи (1861–1927). Портрет Марселя Немеша. 1912 год.
12) Йожеф Рипль-Ронаи (1861–1927). Лайош и Эдён, мои братья (Lajos és Ödön). 1918 год.
13) Оскар Кокошка (1886–1980). Портрет Марселя Немеша. 1928/29 год.
использованная литература
- Барр-младший, Альфред Х. (1946). Пикассо, 50 лет его искусства . Музей современного искусства.
- Браун Джонатан, Манн Ричард Г. (1997). «Тон». . Рутледж (Великобритания). ISBN 0-415-14889-8.
- Байрон, Роберт (октябрь 1929 г.). «Греко: эпилог византийской культуры». Журнал Burlington для ценителей . Издательство Burlington Magazine Publications, Ltd. 55 (319): 160–174. JSTOR .
- Ворона, Джон Армстронг (1985). «Изобразительное искусство — конец золотого века». . Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-05133-5.
- Foundoulaki, Efi (1992). «От Эль Греко до Сезанна». От Эль Греко до Сезанна (каталог) . Национальная галерея-музей Александроса Соутсоса.
- Дункан, Дэвид Дуглас (1961). . Харпера.
- Фундулаки, Эфи (24 августа 1990 г.). «Чтение Эль Греко через Мане (по-гречески)». Анти (445): 40–47.
- Готье, Теофиль (1981). «Chapitre X». Voyage en Espagne (на французском языке) . Gallimard-Jeunesse. ISBN 2-07-037295-2.
- «Греко, Эль». Британская энциклопедия . 2002 г.
- Грирсон, Ян (2000). «Кто есть Око». Глазная книга . Издательство Ливерпульского университета. ISBN 0-85323-755-7.
- Гуинар, Поль (апрель – июнь 1967 г.). «Бодлер, Испанский музей и Гойя». Revue d’Histoire littéraire de la France . 67 (445): 40–47. JSTOR .
- Хелм, Роберт Мередит (2001). «Неоплатоническая традиция в искусстве Эль Греко». Неоплатонизм и западная эстетика под редакцией Афродиты Александракис и Николаса Дж. Мутафакиса . SUNY Нажмите. ISBN 0-7914-5279-4.
- Джонсон, Рон (октябрь 1980 г.). «Авиньонские девицы» Пикассо и Театр абсурда «. Журнал искусств . V (2): 102–113.
- Кандинский Василий, Марк Франц (1987). L’Almanach du «Blaue Reiter» . Клинксик. ISBN 2-252-02567-0.
- Ламбраки-Плака, Марина (1999). Эль Греко-Грек . Кастаниотис. ISBN 960-03-2544-8.
- Маринас, Кристина (1981). La Galerie Espagnole de Louis-Philippe au Louvre, 1838-1848 . Издание «Реюньон национальных музеев».
- Прокопью, Анджело (март 1952 г.). «Эль Греко и критская живопись». Журнал Берлингтон . Публикации журнала Burlington, Ltd. 94 (588): 74 + 76–80. JSTOR .
- Рассиас Иоанн; Алексиу Христос; Бьен Питер (1982). «Греко». Демотический греческий II: летающая телефонная будка . UPNE. ISBN 0-87451-208-5.
- Сандерс Алан, Кирни Ричард (1998). «Меняющиеся лица». По следам воображения: к культуре постмодерна . Рутледж (Великобритания). ISBN 0-415-11950-2.
- Шиханл, Дж. Дж. (2000). «Критика музейной культуры». . Oxford University Press, США. ISBN 0-19-513572-5.
- Сушер-де-ла, Дор (1960). Пикассо на Антибах (на французском). Париж: Фернан Хазан.
- Тазартес, Маурисия (2005). Эль Греко (перевод на греческий София Джаннецу) . Исследователь. ISBN 960-7945-83-2.
- Валлиер, Джеймс Т. (осень 1964 г.). «Влияние Эль Греко на ранние работы Джексона Поллока». Художественный журнал . Колледж художественной ассоциации. 24 (1): 6–9. JSTOR .
- Уэти, Гарольд Э. (1962). Эль Греко и его школа (Том II) . Издательство Принстонского университета. ASIN B-0007D-NZV-6.
Детство и юность
Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.
Эль Греко
Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.