Жил в двух временах и не любил кровавую историю
Главный секрет картин художника наверняка еще до конца не разгадан. Ведь ту же боярыню Морозову, Ермака, Суворова писали многие, а они нам больше всего запомнились по картинам Сурикова. Один из ключей к разгадке – Суриков жил в двух временах.
Суть в том, что, пожив в Питере и в Москве, художник заметил, что красноярцы ему напоминают москвичей, но не его времени, а XVII века. Приехав из Красноярска, он понял, что преодолел не только 3 000 верст, но и как минимум 200-300 лет. Это дало ему тот механизм, благодаря которому он смог приоткрыть дверь в прошлое. Поэтому его картины на историческую тему такие правдоподобные.
Еще один любопытный факт: историческая правда в картинах художника уступает место художественной задумке. Например, в картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изменил угол кремлевской стены, сделав его менее крутым, чтобы стена шла параллельно отряду петровских преображенцев. Так, по замыслу художника, наиболее явно видно противопоставление хаоса старой Руси новым порядкам, вводимым Петром.
«Утро стрелецкой казни»
Хотя сам Суриков никогда не говорил, на чьей он стороне – стрельцов, идущих на казнь, или царя. Он вообще был далек от политики.
А с картиной приключилась любопытная история. Ее впервые выставили на Девятой выставке передвижников 1 марта 1881 года. А вскоре после открытия выставки раздалась весть о взрыве на Екатерининском канале и убийстве Александра Второго. Выставку тут же закрыли.
К слову, на самой картине, которая говорит о казни, казни нет. Говорят, Илья Репин советовал Сурикову добавить на полотно парочку повешенных, а не просто пустые виселицы. Суриков сделал набросок, вошла няня его детей и упала в обморок. И художник сразу же отказался от этой идеи. Он не любил «чернуху» и считал, что на картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына» неправдоподобно много крови. Сам же он кровью поражать не будет, а лишь хочет, чтобы люди задумались о своей истории.
Вершиной творчества художника считается картина «Боярыня Морозова» – полотно на тему раскола в Русской Православной Церкви, который стал идеологической травмой для русского народа, сопоставимой с революцией 1917 года и Гражданской войной. Здесь Суриков также отходит от исторической правды.
«Боярыня Морозова»
Известно, что боярыню Морозову везли на санях, привязанную к стулу. Так и было на набросках картины, но стул мешает добиться динамики, и Суриков усадил Морозову прямо в сани.
Недавно специалисты Русского этнографического музея проанализировали картину «Покорение Сибири Ермаком». С точки зрения этнографии там очень богатый выбор костюмов и деталей эпохи. И обнаружили интересные моменты. Народы, которые там представлены, преимущественно западносибирского происхождения, а костюмы на них – эвенков и нганасанов, которые живут на берегах Енисея. Причем костюмы эти женские, а надеты на мужчин. Видимо, художнику они показались более яркими и красивыми.
Малоизвестные факты о Достоевском
- В начале советской истории и вплоть до середины 1950-х годов произведения Достоевского считались неблагоприятными для коммунизма. В 1956 году он был полностью реабилитирован, как писатель. Факты показывают, что в течение того года в СССР каждая статья о Достоевском утверждала, что его произведения были антикапиталистическими, и подчеркивали зло социального неравенства. В том же году была выпущена марка с его изображением.
- Достоевский называл Пушкина «полубогом» и «пророком». А его смерть в 1837 году стала для него тяжелым ударом.
- «Записки из мёртвого дома» имели громкий успех и оказались откровением для читателей, потому что до этого никто из писателей не пытался писать о жизни каторжников.
- Имея революционные взгляды, писатель, тем не менее отрицательно относился к людям, пытавшимся захватить власть путем государственного переворота. Роман «Бесы» — это намек на революционеров, из-за взглядов Достоевского Ленин не любил его произведения.
- На каторге Достоевский познакомился с осужденными польскими католиками. Его оскорбило их высокомерное отношение к православным узникам. Поэтому он много писал критических замечаний о римском папе Пии IX.
- Достоевский считал, что в пограничных состояниях человек воспринимается лучше, чем в повседневной жизни. Поэтому персонажи его романов всегда находятся в крайнем психическом состоянии и на грани самоубийства.
- На каторге Достоевский приобрел репутацию человека с открытым сердцем. Один из его друзей, Иван Ястржембский считал дружбу Достоевского главной причиной, по которой он сопротивлялся желанию покончить с собой в адских условиях каторжной жизни.
- За 30 лет, прожитых в Петербурге, Достоевский 20 раз переезжал на новое жилье. Он часто снимал угловые квартиры, чтобы изолироваться от людей и любоваться видом на церковь или собор.
- После каторги и военной службы Достоевский стал глубоко религиозным человеком, и его единственным идеалом в жизни стал Иисус Христос.
- На курорте в Баден-Бадене он проигрался в рулетку и ему пришлось заложить обручальное кольцо и свадебное платье своей жены. После этого он написал Тургеневу: «Я потерял все. Я совершенно разорен — я даже проиграл свои часы и задолжал отелю».
Олег Васянович
Олег Васянович. Киев. Зимняя Европейская площадь
Стиль Олега Васяновича, выпускника Национальной академии искусств, также основан на лучших традициях классической киевской школы живописи. Родился художник в Житомирской области, неподалёку от старинного города Коростень.
Рисовать Олег начал с самого детства. В начале 1990-х он окончил Художественную школу в Киеве, а после – Украинскую академию изобразительного искусства и архитектуры. Его стиль – реалистический импрессионизм. Его живописные пейзажи – очень выразительны и лиричны.
Киев занимает в живописи художника особое место: он рисует и старинные улочки, и современные проспекты. По мнению Олега Васяновича, в городском пейзаже можно передать особое состояние гармонии и чувство свободы, так необходимое человеку.
Олег Васянович часто пишет свои картины с натуры. Его привлекают игра теней, едва уловимые вибрации света, отражения.
Художник – участник множества выставок и благотворительных аукционов. Он много работал над иллюстрациями к детским и взрослым книгам. Его работы украшают отечественные и зарубежные картинные галереи (Чехии, США, Канады, Франции, Италии и др.), а также частные коллекции.
Интересные факты о Достоевском кратко
- За всю свою творческую жизнь Ф. М. Достоевский создал: восемь романов, двадцать шесть рассказов и повестей.
- В детстве, живя на территории Мариинской больницы, Достоевский регулярно общался с пациентами, что, несомненно, повлияло на его писательство спустя годы.
- Из-за волнующих жизненных событий и присутствующего при этом нервного перенапряжения он часто падал в обморок.
- Достоевский болел серьезным нервным заболеванием, эпилепсией, на протяжении всей своей жизни.
- Смерть отца в 1839 году вызвала у юного Федора серьезные нервные припадки, спровоцировав дальнейшее развитие эпилепсии.
- Первый брак Достоевского был несчастным. Писатель признавал, что их супружеская жизнь, несмотря на страсть была несчастливой, и они с женой часто жили отдельно.
- Сам себя Достоевский называл «Квазимодо». Внешностью писатель не блистал. Он был маленького роста, с болезненным цветом лица.
- Достоевский содержал свой письменный стол в безупречной чистоте, но писал совершенно бессистемно. Его рукописи заполнены каракулями и примечаниями на полях и обратной стороне бумаги.
- После освобождения из каторги Достоевского насильно зачислили рядовым в 7-й Сибирский линейный батальон.
- Даже после каторги и возвращения в Петербург, Достоевский оставался под наблюдением полиции практически до конца своей жизни.
- Достоевский восемь лет своей жизни боролся с игорной зависимостью, пока ему не удалось взять ее под контроль к 1871 году.
- Ф. М. Достоевский прожил с семьей четыре года за границей, чтобы выиграть время у кредиторов, перед которыми у него были большие долги.
- Как и Некрасов, Достоевский был очень страстным человеком, особенно когда дело касалось игры в карты.
- Книги Достоевского переведены более чем на 170 языков.
- Любимым напитком, для вдохновения, Достоевского был крепкий, горячий чай. Он пил его во время работы. Горячий самовар постоянно присутствовал в доме для писателя.
10 фактов о Достоевском, заслуживающие внимания
- Достоевский был лично знаком с сыновьями императора Александра II, а также встречался в декабре 1880 года с Александром III.
- В романе «Бесы» цензоры удалили всю главу «У Тихона». Позже эта глава несколько раз публиковалась отдельно.
- Роман «Игрок» был написан в Петербурге за 26 дней, чтобы не потерять авторские права и гонорары за свои труды. Федор Михайлович согласно «драконовскому контракту» с книгоиздателем Стелловским должен был написать новый роман до 1 ноября 1866 года. Стелловский покинул Петербург, чтобы не допустить своевременно доставки рукописи, но Достоевскому удалось получить квитанцию о том, что рукопись была доставлена ему 31 октября.
- Молодой писатель сильно смущался перед женщинами. Но это не помешало ему быть постоянным завсегдатаем всех петербургских борделей.
- В. М. Достоевский за месяц предчувствовал свою смерть и предупреждал о ней Дмитрия Григоровича.
- Достоевский умер в возрасте 59 лет 28 января 1881 года. В день своей смерти он сказал жене, что чувствует себя плохо и предчувствует смерть. Он попросил Евангелие, открыл, прочитал его, напомнил жене о своей преданной любви к ней и вечером умер.
- Писатель был похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры, где ему были возданы почести такие же, как и царствующим особам.
- По роману «Преступление и наказание» было снято более 25 различных фильмов, начиная с 1923 года. Фильмы снимались в Америке, Финляндии, России, Германии, Великобритании и Японии.
- Дочь Достоевского Любовь пошла по стопам отца и стала писательницей. Самой известной ее работой стали мемуары о жизни Ф. М. Достоевского. Внук и правнук великого писателя работали водителями трамвая.
- Итальянский художник Дарио Гамбарин создал гигантский портрет Достоевского на пшеничном поле к 200-летию со дня рождения писателя. По словам автора с помощью трактора и плуга он создал портрет площадью 25000 квадратных метров и длиной 250 метров за 9-10 часов.
Детство и юность
Никас Степанович Сафронов (настоящее имя — Николай) родился 8 апреля 1956 года (знак зодиака — Овен) в городе Ульяновске. Воспитывался в небогатой многодетной семье — у художника четверо старших братьев и младшая сестра. Отец Степан Григорьевич Сафронов был военным, вышедшим в отставку к моменту рождения Николая. Династия Сафроновых состоит из потомственных священников, родословная которых прослеживается до 1668 года. Семья Николая со стороны матери Анны Федоровны родом из города Паневежис и имеет финско-литовские корни. Отсюда и литовское происхождение псевдонима, выбранного художником.
Творческая биография Никаса началась еще в детстве: юноша копировал иллюстрации из школьных учебников и делал попытки выработать собственный стиль, где в манере, близкой к романтизму, воплощал собственные мечты о приключениях и путешествиях.
Окончив 8 классов средней школы, Николай отправился из родного Ульяновска в Одессу и поступил в мореходное училище. После первого года обучения Сафронов оставил морское дело и переехал в Ростов-на-Дону, где подал документы в художественное училище имени М. Б. Грекова. В молодости пробовал себя в качестве художника-бутафора в Ростовском театре юного зрителя и одно время подрабатывал дворником, грузчиком и сторожем. В 1975 году Никас ушел в армию, так и не окончив училище.
После армии парень перебрался в Паневежис, родной город его матери, где продолжил карьеру театрального художника-оформителя. В 1978 году переехал в Вильнюс и поступил в художественную академию на факультет дизайна.
Взрыв Храма Христа Спасителя и спасенное полотно
Дорога от Красноярска до Петербурга тогда занимала три месяца.
Кузнецов продолжал помогать художнику и во время учебы. Он купил его первую большую работу «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади». Меценат заплатил за нее 100 рублей, это были большие деньги, после смерти отца семья Суриковых жила на 13 рублей в месяц. Василий сразу же отправил 50 рублей домой.
«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»
Также во время учебы художник написал несколько работ на библейские сюжеты. После работы «Пир Валтасара» о Сурикове в Петербурге некоторое время говорили. За картину «Милосердный самарянин» художник получил золотую медаль и подарил своему благодетелю Кузнецову. После окончания академии Суриков оказался в числе лучших выпускников, которым предложили большой государственный заказ – написание картин для Храма Христа Спасителя.
«Пир Валтасара»
Для работы Сурикову пришлось переехать в Москву. И он написал несколько картин о Вселенских соборах, которые проходили начиная с 325 года. С этими работами связана еще одна загадка. Когда Храм Христа Спасителя был взорван, все работы оказались уничтожены.
А в ХХ веке, после Великой Отечественной войны одна из картин, на которой изображен четвертый Вселенский собор, была обнаружена в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. Кто, когда, при каких обстоятельствах вынес из храма полотно размером четыре на четыре метра, до сих пор остается загадкой.
Четвертый Вселенский Собор
За работу над оформлением храма Суриков получил огромные деньги – 10 000 рублей.
Время действия, которое изображено на картине, датируется 325 годом, когда большинство христиан были евреями, армянами, сирийцами и греками. Соответственно тип лица у них сильно отличается от европейского. И, чтобы изобразить своих персонажей, Суриков ходил на базар, знакомился с греками, армянами и писал с натуры.
Однако заказчикам такой ход не понравился, и художнику во многом пришлось подстраиваться под их требования. Это был его первый и последний опыт работы на заказ.
Никас Сафронов сейчас
В преддверии Великой победы в 2021 году Сафронов презентовал новую серию картин. В этот раз он написал портреты известных разведчиков. В интервью Никас сообщил, что свою коллекцию подарит Службе внешней разведки России и выразил надежду: картины будут сохранены и не подвергнутся передаче в частные руки.
Немногим позже знаменитости по указу президента РФ было присвоено звание народного художника России. В тексте документа значилась формулировка: «За большие заслуги в области изобразительного искусства».
В этом году Никас попал и в неприятную ситуацию. Его обвинила сноха, жена брата, в том, что тот якобы выкрал Анатолия из дома и спрятал в клинику. Чтобы ответить на нападки женщины и защитить честь своего имени, Сафронов пришел на передачу «Пусть говорят».
Работа-загадка и счастливый случай
Именно в училище он встретил преподавателя рисования Гребнева, который первым рассмотрел его талант и стал с ним заниматься, брал с собой на пленэр. Так появилась самая ранняя подписанная работа Сурикова – акварель «Плоты на Енисее». Василию Ивановичу на тот момент было 14 лет. И работа-загадка, отгадать которую исследователи не могут до сих пор – «Синий камень на Енисее». Пытаясь определить, где именно находится этот камень, называют самые разные места.
Затем в судьбе художника произошел еще один интересный и счастливый случай. К этому времени его отец умер, мама с сестрой и братом вернулись в Красноярск. Жить было не на что, и женщина решила сдать второй этаж дома постояльцам.
Первый — хозяйский этаж дома-музея Сурикова
Жильцами оказались дочь губернатора Красноярска Павла Замятина с мужем. Вскоре дочь рассказала отцу, что хозяйский сын очень хорошо рисует, и тот взял его в учителя для своей младшей дочери.
Обнаружив, что парень и правда талантливый, Замятин попросил у него 11 работ и отослал их в Санкт-Петербургскую академию художеств. Оттуда пришел отзыв, что у молодого человека есть задатки, он достоин у них учиться, но обучение платное. Денег у семьи Суриковых не было.
Второй — гостевой этаж дома-музея Сурикова
Тогда губернатор собрал купцов и промышленников и предложил им вскладчину отправить Сурикова на учебу. В те времена это была обычная практика. Бюджета у города практически не было, а дороги, больницы и другие важные объекты возводились за счет меценатов. Купцы не были в восторге от предложения губернатора.
Тогда известный золотопромышленник и меценат Петр Кузнецов сказал, что готов без всякой складчины, на свои деньги отправить молодого художника в Петербург. Вместе с Суриковым Кузнецов отправил еще одного способного человека, Дмитрия Лаврова. Позже Лавров вернулся и стал иконописцем и священником Минусинского уезда.
Петр Кузнецов с семьей
Любимый писатель Марлен Дитрих
На фото 1964 года актриса преклоняет колени перед писателем во время их встречи в Москве. О Паустовском Дитрих узнала, прочитав его рассказ «Телеграмма» в одном из сборников. А будучи на гастролях в Москве, голливудская звезда поделилась мечтой — увидеть писателя, который произвел на нее такое сильное впечатление.
Это казалось маловероятным — в те дни Константин Георгиевич уже тяжело болел. Но перед концертом Дитрих сообщили, что Паустовский находится в зале. Она потом вспоминала, что во время представления дико волновалась и совсем растерялась, когда в конце вечера увидела, что великий писатель поднимается на сцену. Марлен Дитрих тут же опустилась перед ним на колени.
Интересные факты
- Сафронов стал автором отдельного жанра живописи, которое получило название dream vision. Среди его работ в этом направлении стала широко известной картина «Весна. Любовь».
- Вопреки существующим мнениям, Сафронов — настоящая фамилия художника. Именно в таком виде она досталась ему от отца.
- Несмотря на возраст, выдающийся художник продолжает покорять многомиллионную женскую часть страны. При росте 178 см его вес держится в пределах 75 кг, что говорит об отличной форме Сафронова.
- Кошка художника Клеопатра привезена им из Египта. По рассказу Никаса, она спасла ему жизнь, когда тот, оставшись один в египетской пирамиде, не знал, как вернуться назад. Животное появилось из ниоткуда и буквально показало Сафронову дорогу, приведя его на остановку туристических автобусов. После этого он решил забрать кошку с собой в Россию.
- В 2016 году сын Сафронова Лука Затравкин сбил на пешеходном переходе женщину. 78-летняя Станислава Мышленцова погибла. Как оказалось, она переходила дорогу на красный свет. Об этом ДТП написали российские СМИ.
Трудовая деятельность
Михаил Михайлович после отчисления из института вынужден был самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Год он проработал контролером на железной дороге. Трудовая биография Зощенко была прервана, так как началась Первая мировая война. Будущий писатель отличился в боях. Он получил четыре боевых ордена. Это отмечено в биографии Зощенко. Интересных фактов в ней немало.
Несколько раз Михаил Михайлович был ранен, но оставался в строю. Только после отправления газом его попытались списать в запас. Однако он отказался оставить военную службу и снова вернулся на фронт. Революция помешала ему получить звание капитана. В 1915 году Михаила Михайловича назначили комендантом почтамта в Петербурге. Через шесть месяцев он переехал в Архангельск. От предложения покинуть родину и уехать во Францию он отказался.
Михаил Зощенко, биография которого интересна всем поклонникам его таланта, за свою жизнь сменил более пятнадцати профессий. Работал он и в суде, и в сапожной мастерской, даже разводил кур и кроликов. В 1919 году он решил пойти добровольцем в Красную Армию, но уже весной этого же года попал в госпиталь. После этого его демобилизовали. Поставив крест на карьере военного, он поступил на службу телефонистом.
Личная жизнь
Творческая биография Зощенко, кратко представленная в этой статье, тесно переплетена с его личной жизнью. В 1918 году он познакомился с Верой Кербиц – Кербицкой. Летом 1920 года они поженились, а в январе у писателя умерла мама. Единственный сын Зощенко Валерий родился весной 1922 года в Ленинграде.
Но писателя нельзя назвать однолюбом. Длительный роман у него был с Лидией Чаловой, которую принято считать музой Зощенко. Он с ней познакомился в 1929 году. Лидия была младше него на двадцать лет. Они сблизились, когда у молодой женщины погиб муж. Михаил Зощенко поддержал ее, а вскоре дружба переросла в любовь. В 1946 году Лидия решилась на разрыв с писателем. Жена Вера всегда была рядом с Зощенко. Он умер у нее на руках. Похоронена Вера рядом с мужем.
География — любимый школьный предмет
До того как стать известным, Паустовский сменил десятки городов и профессий. Родившись в Москве, через 6 лет переехал на Украину, где жил, взрослел, писал первые очерки в журналы. Затем вернулся в Москву, устроившись кондуктором трамвая. В городе он пробыл недолго — ждала работа на санитарных поездах. А после — на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге.
Февральская революция вернула его в Москву для работы репортером, но следом опять пошли переезды: Киев, Одесса, Крым, Сухуми, Батуми, Тбилиси, Баку, Ереван. Паустовский побывал даже в Северной Персии, пока в 1923 году не вернулся в Москву.
Факты про образование Достоевского
- С 1832 — 1834 годы Федор Достоевский был на домашнем и полупансионном обучении. Отец передумал отдавать Федора в Московский пансион, где к ученикам применялись телесные наказания.
- Первыми учителями Федора и его брата Михаила были: дьякон Екатерининского института И. В. Хинковский, который учил братьев Закону Божиему, русскому языку, словесности, арифметике и географии. Преподаватель Н. И. Драшусов, учивший их французскому языку. Отец Федора, Михаил Андреевич, обучал будущего писателя латыни.
- С 1834 года Достоевский учился в одном из лучших московских пансионов имени Чермака, где по словам преподавателей и сокурсников, его больше тянуло к литературе и чтению, а не играм.
- 1837 — 1843 гг. Достоевский по настоянию отца учился в Главном военно-инженерном училище Санкт-Петербурга. А все потому, что отец будущего писателя не верил, что творчество и карьера писателя его сможет прокормить.
- Учеба в инженерном училище мало интересовала молодого Достоевского. По ночам и в свободное время он искал облегчения от занятий, читая Шекспира, Гёте, Руссо, Байрона, Бальзака, Гюго, Гоголя и других русских писателей.
- В детские и студенческие годы Достоевского тянуло к исторической и романтической литературе, особенно к произведениям Вальтера Скотта, Энн Рэдклифф, Карамзина, Шиллера и Александра Пушкина, произведения которого он знал почти все наизусть. (Советую прочитать интересные факты о Пушкине и его жизни).
- Во время учебы в инженерном училище в 1838 году 17-летний писатель с товарищами создал литературный кружок.
- В 1843 году после окончания училища он был зачислен полевым инженером в Петербургскую инженерную команду в чине подпоручика.
- Летом 1844 года, через полгода после выпускного подал рапорт об отставке, решив посвятить себя всецело литературе и писательству, о чем мечтал с юных лет.
Сергей Позняк
Сергей Позняк. Зимний день в Печерской лавре. Троицкая надвратная церковь
По образованию киевлянин Сергей Позняк – художник-иллюстратор. Он – выпускник Украинского полиграфического института (г. Львов).
Сергей Позняк работал художником-мультипликатором на Киевской студии научно-популярных фильмов, а также сотрудничал с украинскими издательствами. Он – автор множества иллюстраций к произведениям художественной литературы – от приключенческих романов и детективов до фэнтези.
Сергей Позняк иллюстрировал сказки и учебники, а также рисовал карикатуры, открытки, сувенирные карты городов Украины.
Литературная деятельность
Творческая биография Михаила Михайловича Зощенко началась еще в детские годы. В восемь лет уже писал стихи. Немного позже он начал сочинять рассказы. В тринадцать лет он написал рассказ «Пальто». Затем последовали другие его детские произведения: «Калоши и мороженое», «Глупая история», «Елка», «Великие путешественники». В них отразились впечатления ребенка о семейных неурядицах и его детские воспоминания.
Трудовая деятельность, которую он вел после окончания гимназии, также позднее была отражена в его произведениях. В 1919 году Михаил Зощенко начал посещать литературную студию, которой руководил Корней Чуковский. Она была открыта при издательстве «Всемирная литература». Корней Чуковский, прочитав рассказы Зощенко, высоко оценил его литературный талант.
В этой студии Михаил Зощенко познакомился с Всеволодом Ивановым, Вениамином Кавериным и другими писателями, которые в начале 1920 года объединились в литературную группу «Серапионовы братья». Они пропагандировали освободить творчество от политики.
В это же время публикация первых произведений Михаила Зощенко сделала его популярным. Фразы из его юмористических рассказов стали крылатыми. Начиная с 1922 года, в течение 24 лет его книги переиздавались более ста раз. Его рассказы, такие как «История болезни», «Баня», «Беда», «Аристократка» и другие, полюбились читателям. Высоко оценил творчество Зощенко и писатель Максим Горький.
В своих произведениях Михаил Михайлович всегда ведет повествование от лица героя, давая возможность читателям лучше понять поступки персонажей.
Но не все произведения Зощенко понравились широкому кругу людей. Его юмористические рассказы очень популярны, чего нельзя сказать о серьезной прозе. Книга «Письма к писателю», выпущенная в 1929 году, не нашла отклика у широких масс. Более того, она вызвала возмущение читателей и негативную реакцию властей. Режиссера Мейерхольда даже заставили убрать из репертуара театра пьесу Зощенко «Уважаемый товарищ».
Такое отношение к его творчеству заставило Михаила Михайловича страдать, у него началась депрессия. Она усилилась после поездки на строительство Беломорканала. Власти специально в 1930 году организовали для литераторов это путешествие, чтобы они отобразили в своих произведения перевоспитание «преступных элементов» (как известно, канал строили заключенные).
Но впечатления у Зощенко от поездки были угнетающие. Он написал произведение совсем другого направления, чем желали власти. Своими мрачными впечатлениями он поделился в повести «История одной жизни», которая была издана в 1934 году.
Чтобы как-то покончить со своей депрессией, прозаик написал повесть «Возвращенная молодость», которая вызвала интерес у читателей.
Вдохновленный Зощенко уже на следующий год издал сборник рассказов «Голубая книга», где показаны человеческие отношения, которые он исследовал. Если простые люди продолжали зачитываться рассказами Зощенко, то партия заклеймила писателя. Ему запретили издавать любые произведения.
Тогда он начал писать для детей. Эти рассказы публиковались в журналах «Чиж» и «Еж».
Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену
Все последующие 40 лет творчества он не написал на заказ ни одной работы. Это один из феноменов художника. Практически все русские живописцы писали на заказ и только так могли безбедно существовать. Суриков же никогда не нуждался в деньгах.
Его картины покупали, и за ту цену, которую выставлял он сам.
Большую картину художник в среднем писал от 3 до 5 лет. И все это время жил на деньги, полученные от продажи предыдущей. Не отказывал себе в поездках в Сибирь, в Европу, дал детям хорошее образование. Выписывал лучше холсты и краски из-за границы.
Также он не вел никакой педагогической работы, хотя его несколько раз приглашали. Художник отвечал, что у него нет времени и очень много замыслов, которые он хотел бы реализовать. Именно поэтому у Сурикова не осталось учеников.
Хотя, как утверждают исследователи, его манера писать прослеживается в творчестве более поздних художников, но это скорее бессознательное влияние. Более того, Суриков не продал ни одной своей картины за рубеж, хотя у него не единожды просили.