Флора заокеанья
В эпоху Великих географических открытий (XV–XVII века) и последующей колонизации новых земель крупнейшими европейскими державами представление человека об окружающем мире, в частности о флоре и фауне, изменилось. В это время происходит так называемый «Колумбов обмен» — перемещение растений, животных, культурного наследия, человеческих популяций, болезней, технологий между Старым Светом, Америкой и Африкой, — который полностью меняет существующий миропорядок.
Именно в это время в Европу такие сельскохозяйственные культуры, как помидоры, картофель, рис, табак, кукурузу, какао, которые довольно быстро полюбились жителям метрополий и значительно изменили их потребительские привычки.
Прибытие англичан в Вирджинию в конце 1500-х годов. Источник
Установление связей с Новым Светом повлияло и на науку. С получением доступа к тысячам неизвестных ранее видов растений и животных, требующих изучения, зоологи и ботаники поняли, что существующего свода знаний о флоре и фауне недостаточно. Однако привозимые из-за океана экземпляры не удовлетворяли их научных запросов: информацию о механизмах адаптации, особенностях размножения и распространения неисследованных видов можно было получить лишь в местах их обитания — в горах, джунглях и прериях.
Ботанические иллюстраторы за работой, гравюра из книги Леонарта Фукса «Описание растений» — одного из первых печатных изданий, содержащих изображения растений Нового Света. Источник
Так, в течение XVI–XVIII веков практически на каждом корабле, который шел в Африку или Америку, находился ученый, в чьи задачи входило не только исследование, но и зарисовка экзотической флоры и фауны. Ученый-живописец был одним из центральных членов первых географических экспедиций, однако нередко и торговые и военные корабли соглашались взять на борт дополнительного пассажира.
Одним из выдающихся художников того периода был естествоиспытатель Жак Ле Муан де Морг (1533–1588). В 1564 году король Франции Карл IX его как официального картографа миссии по колонизации полуострова Флорида, в ходе которой он создал несколько десятков рисунков, изображающих культуру местных народов, экзотические растения, пейзажи и представителей фауны. Альбом с 59 акварельными ботаническими иллюстрациями — его главный вклад в развитие этого жанра живописи.
Жак Ле Муан де Морг, «Пион», ок. 1575 года. Источник
Наряду с де Моргом значительными фигурами в истории ботанической живописи этого периода были Мария Сибилла Мериан (1647–1717) и две ее дочери — Йоханна Хелена (1668 — ок.1723) и Доротея Мария (1678–1743). Посвятив более 50 лет жизни научной работе в Германии и Голландии, в 1699 году художница решает покинуть Европу и уезжает в Нидерландскую Гвиану, ныне Суринам. Там она проводит более двух лет, совершая экспедиции в труднопроходимые джунгли, исследуя и зарисовывая различные растения, а также птиц и членистоногих.
Якоб Хоубракен, «Мария Сибилла Мериан, портрет в цвете», ок. 1700 года. Источник
Позже на основе своих наблюдений она подготовит двухтомную работу «Метаморфозы насекомых Суринама» (1705), в которой подробно опишет и изобразит все стадии жизненного цикла насекомых и их взаимосвязь с растениями-хозяевами. Вскоре после публикации книга произведет революцию в науке и внесет имя Марии Сибиллы Мериан в историю не только энтомологии и ботаники, но и искусства.
Мария Сибилла Мериан, «Метаморфозы насекомых Суринама» (1705). ИсточникМария Сибилла Мериан, «Метаморфозы насекомых Суринама» (1705). Источник
В то же время интерес к ботанической живописи возникает и в высших кругах европейского общества. Члены королевских семей, придворные вельможи и другие состоятельные европейцы заказывают у ботанических иллюстраторов так называемые флорилегиумы — богато иллюстрированные альбомы с акварельными рисунками растений. Некоторые заказчики посылают своих придворных художников за океан в составе географических экспедиций. Другие нанимают знаменитых живописцев для работы над созданием таких альбомов в своих дворцовых и приусадебных садах и парках, полных завезенных из Нового Света экзотических растений.
ДЕТСКАЯ ПРОГРАММА «ГОГОЛЬФЕСТ»
ВДНХ, павильон №2
пр. Академика Гушкова, 1
9 — 10 сентября
В рамках «ГогольФест» для детей школьного возраста пройдет мастер-класс, который поможет направить фантазию на создание мира неповторимых персонажей. Преподавателями выступят молодые художники, архитекторы, сценографы Киева и Львова. Также вы сможете посетить чтения для детей, воркшоп кукольника, фруктовый зал, презентацию сборника польских пьес для детей и молодежи, дизайнерский проект «Космическая одиссея», мастер-класс по малой прозе и пр. Стоимость абонементов: 370 — 490 грн. Детальная программа фестиваля тут.
Зарождение живописной традиции
Первые изображения растений появились еще в Древнем Египте и Месопотамии около 4000 лет назад. Эти цивилизации славились развитым сельским хозяйством и высоким уровнем художественной культуры, поэтому неудивительно, что свои истоки ботаническое искусство берет именно там. Изображениями растений в первую очередь декорировали стены дворцов правителей, сосуды для вина, вазы, посуду, реже — монеты, оружие и одежду.
«Спелый ячмень», ок. 1353–1336 до н. э. Реалистичность образа отличает рельеф от многих дошедших до нас живописных фрагментов древности, выполненных в стилизованной или орнаментальной технике. Источник
Культура Древнего Египта, во многом основанная на культе смерти, породила и другой тип изображений — наполненный мистическим, сакральным смыслом. Древние египтяне верили, что при переходе умершего в мир иной любые скульптурные и живописные изображения предметов быта, продуктов, оружия «оживают» и обеспечивают человеку безбедное вечное существование. Именно поэтому стены древнеегипетских усыпальниц нередко украшали рисунками или рельефами с изображениями различных плодов, сахарного тростника и лотоса.
ВЫСТАВКА «ТЕНИ ЗИМНЕГО САДА»
Национальный музей искусств им. Б. и В. Ханенко
ул. Терещенковская, 15
8 сентября — 8 октября
Свежие новости
- Королева Єлизавета ІІ: 26 відомих висловів монарха
- Померла Королева Єлизавета II: вона правила 70 років
- У Токіо відкрили перший український ресторан
- Вийшов трейлер фільму «Далі» про українок, які в Європі рятувалися від війни
-
Серед полонених з «Азовсталі» є дівчина на дев’ятому місяці вагітності
Новости на главной
Музей Ханенко открывает выставку мастера офорта Константина Калиновича. Вдохновением для него служат произведения Босха, Брейгеля Старшего, Вермеера и Аверкампа. При этом работы украинского художника — это не только виртуозная стилизация, «игра в старину», но и изображение современного человека, постоянно переосмысливающего себя. На выставке представлены около 50 живописных произведений и офортов мастера. Стоимость билетов: 25 грн — взрослые, 13 грн — студенты, 6 грн — школьники и пенсионеры.
Эко-арт эпохи экологического кризиса
С наступлением эпохи глобальных экологических проблем ситуация начинает меняться. Экологический бум конца 1970-х — появление первых зеленых организаций, рост интереса к садоводству и разведению растений в домашних условиях, проведение масштабных кампаний по сохранению биоразнообразия — побуждает художников снова обратиться к миру флоры в поисках вдохновения.
Маргарет Ми, Aechmea tillandsioides, 1976 год. Margaret Mee/RBG Kew
По этому поводу Екатерина Баранова пишет:
Смена потребительских привычек (к примеру, распространение веганства) и внедрение программ экологического образования в школах оказывают сильное влияние на отношение человека к природе. Зеленая эстетика всё большую популярность — и мода на традиционную ботаническую иллюстрацию возрождается.
Филиппа Никулински, Eucalyptus Sweedmaniana. Philippa Nikulinsky/State Buildings
Золотой век ботанической живописи
В 1750–1850-е происходит расцвет ботанического искусства. В Европе открываются публичные ботанические сады и аптекарские огороды, организуются научные конференции, посвященные вопросам изучения растений, проводятся первые выставки работ ботанических иллюстраторов — всё это подогревает общественный интерес к живописному жанру и обеспечивает ему огромную популярность.
Сиденем Эдвардс, «Пассифлора», 1799 год. Источник
С этим периодом связано имя Пьера-Жозефа Редуте (1759–1840), одного из самых продуктивных художников в истории живописи. За 67 лет активной творческой деятельности Редуте успел поработать учителем рисования последней королевы Франции Марии-Антуанетты, организовать классы по акварельной живописи для богатых аристократов при Национальном музее естественной истории в Париже, выпустить более десятка иллюстрированных каталогов, получить орден Почетного легиона — высшую награду Франции — и даже заслужить покровительство императрицы Жозефины де Богарне, первой жены Наполеона Бонапарта. По свидетельствам историков, императрица была одним из самых преданных поклонников творчества Редуте: свою спальню во дворце Мальмезон она именно его рисунками.
Пьер-Жозеф Редуте, Rosa Hudsoniana Salicifolia, 1817 год. Благодаря непревзойденной техники рисования, в особенности передачи цвета, Редуте справедливо называли «Рафаэлем цветов». Источник
Сегодня наследие художника насчитывает более 2100 ботанических иллюстраций, изображающих около 1800 различных видов растений. Главным плодом его творчества, бесспорно, является альбом «Лилейные» (Les Liliacées) — выдающийся памятник ботанической живописи, над которым он работал с 1802 по 1816 год. Полное издание альбома состояло из 486 точечных гравюр, раскрашенных вручную самим художником или его помощниками, а также сопроводительной информацией о каждом растении.
Пьер-Жозеф Редуте, Fritillaria imperialis. Источник
В это же время творят и другие талантливые живописцы, благодаря которым жанр ботанической иллюстрации достигает вершины своего развития. В их числе Уильям Кертис (1746–1799), Маргарет Мин (1751–1834), Франц (1758–1840) и Фердинанд (1760–1826) Бауэры и еще целый ряд художников. Одни служат при монарших семьях в Европе и создают серии рисунков для украшения их резиденций; другие преподают в академиях художеств и публикуются в периодических журналах; третьи продолжают научную работу в отдаленных уголках планеты и исследуют флору и фауну заокеанских колоний.
Фердинанд Бауэр, Banksia coccinea, ок. 1805 года. Источник
Однако к концу 1870-х интерес к этому направлению в искусстве стремительно угасает. Ученые теперь всё чаще обращаются к новому способу визуализации объектов исследования — фотографии, а молодые художники порывают с традициями классической живописи и манифестируют создание новых течений.
«Триптих» навевает зимние сны
Константин Калинович – представитель племени украинских художников, имена которыхв строку интернет-поиска лучше вбивать по-английски. В Европе и Америке выдающегося графика знают гораздо лучше, чем дома
Украинские персональные выставки Калиновича проходили в Одессе и Львове. А вот в столице о нем давно ничего не было слышно, что чести Киеву не делает. Один из выдающихся мастеров современности, Константин Калинович скромно проживает в городе Луганске, плодотворно трудится во славу живописи, графики и рукописной книги, регулярно получает призы на международных форумах.
За заслуги перед профессией (в 1992-м Калинович окончил Украинскую академию печати) Королевское общество живописцев-граверов Великобритании приняло его в свои ряды в качестве члена-корреспондента. С тех пор в Европе Константин выставляется с завидной регулярностью. Список его персональных выставок отличается нереальной географией: там есть все, от Швеции до Македонии. Площадки все больше образцово-показательные, которыми не стыдно похвастаться интеллигентному человеку – центры искусств, крупные библиотеки, знаменитые музеи, художественные галереи.
В Киеве Константина Калиновича представляет «Триптих» – галерея, настоянная на именах со знаком европейского качества. К началу лета предлагает киевлянам изысканное мороженое – живописно-графическую серию «Зимние сны». «Это собрание иллюстраций к воспоминаниям о зимних снах, о жизни деревьев, птиц, собак и людей в заснеженном мире, – рассказывает автор. – Музей замерзших мгновений… Можно согреть их взглядом – и птичка полетит, собачка почешет за ухом, а человечек побредет по снегу».
Что бы ни писал Калинович – человечка или собачку – рядом с героями всегда птицы, часто – черная и белая. День и ночь, земля и небо, добро и зло, радость и горе… Что бы ни символизировали эти пернатые, главное в них – неизбежность и скрытая до поры до времени сила. В этом месте можно почтить минутой молчания память Альфреда Хичкока, главного орнитолога мирового кинематографа. А еще вспоминается Андерсен – знаменитый сказочник наверняка полюбил бы рисунки Калиновича. Некоторые его картины такие же жалостливо-страшные, как и сказки датчанина.
Похожие сны, действительно, навевает вечерняя зимняя усталость, когда после длинной прогулки по морозу приходишь домой, забираешься под теплое одеяло и касаешься щекой подушки. Перед тем как заглотнуть человека целиком, сонная летаргия транслирует на сетчатку увиденное за день. Изображение получается четким, тщательно прописанным, но со сдвинутой куда-то точкой сборки – точь-в-точь как творчество Калиновича.Персональные выставки:
1990 – Королевский национальный фестиваль Уэльса, Римней Валлей, Великобритания
1992 – Центр искусств «Лантарнам Гранж», Комбран, Великобритания
1993 – галерея «Галарт», Львов, Украина
1995 – Городская библиотека, Гютерсло, Германия
1998, 1999 – галерея «Урал», Ассен, Нидерланды
1999 – павильон Гугенхейма – институт Ренселаэрвиль, США
2000 – галерея «Эпреув д’Артист», Антверпен, Бельгия
2001 – галерея «Сусеккулен», Олофстрем, Швеция
2001 – Музей-квартира Бродского, Санкт-Петербург, Россия
2002 – Чайный домик Летнего сада, Санкт-Петербург, Россия
2005 – Центр украинской культуры – передвижная выставка по городам Финляндии
2005 – Музей Альбрехта Дюрера, Нюрнберг, Германия
2006 – галерея «Шулок», Изерлон, Германия
2007 – галерея «Самларграфик», Ваннеберга, Швеция
2007 – Художественная галерея – Стара Загора, Болгария
2008 – Национальная библиотека, Скопье, Македония
ФЕСТИВАЛЬ «УКРАИНСКО-НЕМЕЦКОГО ГОДА»
Контрактовая площадь
9 — 10 сентября, с 12.00 до 22.00
Детей ждут экспериментальные площадки с мастер-классами по робототехнике на базе конструкторов Lego Mindstorms и Lego WeDO. Малая академия наук организует для ребят научный пикник, а «Экспериментаниум» удивит научными шоу. Гости фестиваля попробуют традиционные немецкие блюда и напитки, а также примут участие в кулинарных мастер-классах. Также даст представление Кукольный театр немецкого актера Олафа Меллера. Литературный сад предложит всем большой выбор книг, поэтические мастер-классы с известными литераторами, разнообразные развлечения для детей. В течение двух дней, начиная с 19.00, музыкальное настроение будут создавать немецкие группы «Kellerkommando» и «Messer», а также украинские коллективы. Вход свободный.
КИНОФЕСТИВАЛЬ «КОРОТКИЙ МЕТР ИЗ НИДЕРЛАНДОВ»
Культурный центр «Кинотеатр «Киев»
ул. Большая Васильковская, 19
9 — 10 сентября, 15.20; 19.00
Сборник из восьми разножанровых картин — драмы, комедии, анимация, танец, триллер, приключения — рекомендованных Институтом кино Нидерландов будет продемонстрирован на языке оригинала с украинскими субтитрами. В программе: приключенческая анимация «Йонас и океан», романтическая комедия «Блеск», сатирическая анимация «Паника», анимационная мелодрама «Отто», драма «Болезненное воображение», триллер «Дос Сантос», комедийная анимация «Бинго!», мелодрама «Танец». Стоимость билетов: 70, 80 грн.
Фото: Kyiv Flower Market
Ботаническая иллюстрация на службе науки
Со временем изображения растений стали служить не только мистическим и декоративным целям, но и научным. Лекари и ученые Древнего мира ботанический рисунок при составлении травников и лечебников, в которые наряду с описанием свойств целебных растений помещали и их изображения. Ученики и преемники составителей таких документов дополняли их новыми зарисовками и описаниями, постепенно накапливая научные знания о пользе трав, ягод и кустарников и передавая их последующим поколениям.
Псевдо-Апулей, Incipit Herbarium, страница из книги. Источник
Несмотря на то, что самые ранние экземпляры таких книг были утрачены, известно, что еще в IV веке до н. э. Аристотель изучал применение растений в медицине и не обходился без визуализации объектов исследования. Его ученик Теофраст (ок. 371–287 годов до н. э.), которого справедливо называют отцом ботаники, внес огромный вклад в развитие естественных наук и медицины. Он оставил два многотомных труда — трактаты «История растений» (Historia Plantarum) и «Причины растений» (De causis plantarum), — в которых впервые предпринял попытку систематизировать растительный мир и подробно описал структуру, размножение, пользу и вред, а также места произрастания более 500 видов растений.
Теофраст. Источник
Наряду с древнегреческим фармакологом Кратеуасом (I век до н. э.), чьи рисунки многократно копировались его последователями, именно Теофраст заложил основы ботанической иллюстрации в традиционном ее понимании.
В Эрмитаже открылась выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина»
Экспозиция максимально близка к оригинальной «щукинской»
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
В субботу, 25 июня, в Манеже Малого Эрмитажа состоялось торжественное открытие выставки «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Экспозиция посвящена коллекционеру французского модернизма.
Как рассказали в пресс-службе Государственного Эрмитажа, выставка, организованная совместно с Государственным музеем изобразительных искусств (ГМИИ) имени А. С. Пушкина и внуком Сергея Ивановича Щукина Андре-Марком Делок-Фурко, уникальна тем, что именно в Северной столице хранятся важнейшие произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса, которые не могут покидать Эрмитаж по состоянию сохранности. Отмечается, что кураторы создали экспозицию, максимально близкую к оригинальной «щукинской». Так, полотна, хранящиеся в Эрмитаже и ГМИИ имени А. С. Пушкина, впервые покажут вместе в столь полном составе.
«Мы сегодня подошли к завершающей стадии совершенно исключительного музейного проекта, посвященного памяти Щукина и Морозовых, которые стали самыми великими коллекционерами мира — пожалуй, они могли бы сравниться только с Екатериной Великой. Послезавтра в Москве открывается выставка братьев Морозовых, и вместе получилась выставочная симфония, подобной которой на свете нет. Это — плоды солидарной работы двух музеев, между которыми разделена коллекция Щукина», — сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Он подчеркнул, что соединить ее было непросто, но получилось замечательно.
«Эта выставка, конечно же про Щукина, но она и про весь русский Серебряный век. Мы привыкли, что Серебряный век — это, в основном, поэты, но это еще и Щукин, и Морозовы, и Дягилев, и все эти люди, которые оказали сильнейшее влияние на европейскую культуру и фактически создали русский авангард», — отметил Михаил Пиотровский.
Выставка построена не только на рассказе о самой коллекции, но и на образе знаменитого дома Щукина в Знаменском переулке в Москве. Кураторам удалось подробно воссоздать основные помещения, в каждом из которых находятся репродукции оригинальных фотографии соответствующих комнат.
Экспозиция будет доступна по всем входным билетам в Главный музейный комплекс, в том числе и по Пушкинской карте.
Ранее мы писали, что Эрмитаж вводит годовой мораторий на выставки в Европе и США.