Сергей Васильевич Рахманинов
Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.
Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.
Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.
«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.
Источники
- Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб . Ф.78. Оп.5. Д.165.
- Третья выставка работ художников ленинградского фронта . Л., Военное издательство Наркомата обороны. 1945. С.25.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1959. С.21.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог . Л., Художник РСФСР, 1963. С.15.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог . Л., Художник РСФСР, 1964. С.31.
- Воспоминания о горах // Ленинградская правда. 1963 г., 27 марта.
- Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л., Художник РСФСР, 1970. С.25.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года. Каталог . Л., Художник РСФСР, 1973. С. 13.
- Выставка произведений художника-альпиниста Петрова Бориса Степановича . Л., 1975.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог . Л., Художник РСФСР, 1980. C.21.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог . Л., Художник РСФСР, 1983. C.20.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1980. С. 92.
- Мэтью Каллерн Баун. Словарь русских и советских художников ХХ века. 1900-1980-е гг. Лондон, Изомар Лимитед, 1998 г.
- Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны . М., СХ России, 2000. С. 215.
-
Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Печатное издание, 2007. С.387, 393–398. ISBN 5-901724-21-6 ,
ISBN 978-5-901724-21-7 .
Творческий путь
- 1889 год – поступление в Хвалынское городское училище (в этом заведении ребята учились всего четыре года). Там Кузьма Сергеевич познакомился с несколькими иконописцами и нередко наблюдал за процессом создания икон. Это вдохновило будущего художника самому попробовать писать масляными красками не только иконы, но и пейзажи.
- 1893 год – неудачная попытка поступить в железнодорожное училище в Самаре. Продолжать сапожное дело своего отца Кузьма все же не захотел и, не собираясь бросать свои занятия рисованием, отправился к Федору Бурову, который преподавал живопись и рисунок.
- 1895 год – смерть Бурова. Так и не завершив свое художественное образование, Кузьма вернулся в Хвалынск. Однако сам он не сильно из-за этого огорчился, так стиль преподавания Бурова ему не нравился. Несмотря на то, что некоторые азы рисования ученики Бурова все же освоили, они ни разу «не подошли к натуре». В этом же году начинающему живописцу улыбнулась удача: крохотный городок на Волге посетил довольно известный в то время архитектор из Петербурга – Р. Ф. Мельцер. Пригласила его помещица Казарина для того, чтобы спроектировать новый особняк. Мать Кузьмы, работавшая горничной у Казариной, догадалась показать работы своего сына архитектора. Мельцер сразу признал талант начинающего живописца. Кузьма Сергеевич с помощью Мельцера уехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования, принадлежащее барону Штиглицу. Следует отметить, что Кузьма весьма достойно сдал вступительные экзамены. Примечательно, что Казарина и другие хвалынские помещики каждый месяц высылали художнику небольшую сумму для платы за обучение.
- 1897 год – переезд в Москву. Там Кузьма Сергеевич поступил в МУЖВЗ – Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителем стал известный художник Валентин Александрович Серов.
- 1905 год – завершение учебы в МУЖВЗ. После этого Кузьма Сергеевич на три года уехал за границу, где посетил Италию, Грецию и Северную Африку. Там он написал картины «Африканский мальчик», «Семья кочевников». Также он успел поучиться в нескольких частных академиях в Париже и Мюнхене.
- 1910 год – написание первой известной картины «Сон». Обнаженные фигуры персонажей вызвали резонанс в творческих кругах, пресса отнеслась к работе негативно. Полемика главным образом разразилась между Ильей Репиным и Александром Бенуа: первый картину упорно критиковал, а второй защищал.
- 1911 год – вступление в объединение «Мир искусства». Несмотря на то, что в раннем творчестве Петрова-Водкина прослеживаются яркие черты европейского модерна и символизма, к 1910 году он увлекается живописью эпохи Кватроченто (раннее Возрождение) и вновь обращается к русской иконописи, что и стало предпосылками к вступлению в «Мир искусства». В 1911 году художник пишет самую значимую для себя картину – «Купания красного коня». Именно из-за увлечения иконописью, особенно Новгородской школой, конь Петрова-Водкина написан красным цветом, как и конь на иконе Георгия Победоносца. Увидев эту картину, Илья Репин стал относиться к Кузьме Сергеевичу более благосклонно, признав его талант.
- 1913 год – начало работы в театре Незлобина. Там Кузьма Сергеевич проработал более 20 лет и оформил такие спектакли, как «Орлеанская дева», «Дневник сатаны», «Женитьба Фигаро».
- 1918 год – начало преподавательской деятельности в условиях реорганизации советского художественного образования. Преподавал Сергей Кузьмич сначала в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских, затем во ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, и наконец в Институте пролетарского изобразительного искусства до 1933 года. В это время художник пробует писать натюрморты, наиболее известна картина «Селедка».
- 1928 год – переезд из Ленинграда в Детское Село, в котором жила творческая элита. Врачи диагностировали прогрессирующий туберкулез, и Петров-Водкин был вынужден отказаться от живописи маслом. Он решил заняться литературным творчеством и пишет несколько автобиографических повестей и более десятка пьес и рассказов. Он даже попытался отдать некоторые из них в печать, но они были раскритикованы Максимом Горьким.
- 1932 год – избрание председателем ЛОССХ – Ленинградского отделения Союза советских художников.
- 1934 год – художник пишет свою последнюю картину – «Портрет В. И. Ленина», которая не была принята обществом и цензурой из-за «домашнего образа».
- 1936, 1937 годы – последние персональные выставки Петрова-Водкина, которые прошли в Москве и Ленинграде. В 1939 году художник умирает.
Художник Кузьма Петров-Водкин
Победители — поможет найти участника войны
В чем отличие сайта «Победители» от тех, что мы рассмотрели раннее? Его ключевая особенность и «изюминка» в том, что можно найти информацию о ветеранах, которые живы и сейчас живут среди нас.
Благодаря сайту «Победители» вы можете попробовать найти своего родственника, с которым утеряна связь. На нем есть информация более, чем о миллионе ветеранов. Сайт создали к годовщине 60летию победы в Великой Отечественной Войне, в 2005 году.
Как осуществить поиск ветерана?
Если вам удалось найти человека, вы можете осуществить и поиск его родственников. Делается это с помощью функции «Найти ветерана». После того, как вы прокрутите вниз страницу, увидите два раздела с названиями «Ищут» и «Отклик». Чтобы добавить и свой запрос, прокрутить вниз ещё раз и заполните все поля.
В них нужно прописать ФИО, место, где живёт ветеран, дата и день рождения, рассказать о поисках, желательно со всеми подробностями, а также Поля с именем и электронной почтой, по которой с вами могут связаться.
А если вы нашли человека, которого искали, то прямо на сайте можете написать отклик. В данном случае администрация сайта предоставит вам контакты для связи.
Д. И. Менделеев
Всемирно известный химик Дмитрий Менделеев — гордость России. Появившись на свет в Тобольске в семье директора гимназии, он не имел преград для получения образования. В 21 год молодой Менделеев с золотой медалью окончил физико-математический факультет Петербургского пединститута. Спустя несколько месяцев он защитил диссертацию на право чтения лекций и приступил к преподавательской практике. В 23 года Менделееву была присвоена степень магистра химии. С этого возраста он начинает преподавать в Императорском университете Санкт-Петербурга. В 31 год он становится профессором химической технологии, а через 2 года — профессором общей химии.
Источники
- Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.5. Д.165.
- Третья выставка работ художников ленинградского фронта. Л., Военное издательство Наркомата обороны. 1945. С.25.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1959. С.21.
- Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1963. С.15.
- Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1964. С.31.
- Воспоминания о горах // Ленинградская правда. 1963 г., 27 марта.
- Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л., Художник РСФСР, 1970. С.25.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1973. С. 13.
- Выставка произведений художника-альпиниста Петрова Бориса Степановича.. Л., 1975.
- Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников 1975 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1980. C.21.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1983. C.20.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л., Художник РСФСР, 1980. С. 92.
- Мэтью Каллерн Баун. Словарь русских и советских художников ХХ века. 1900-1980-е гг. Лондон, Изомар Лимитед, 1998 г.
- Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М., СХ России, 2000. С. 215.
- Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, НП-Печатное издание, 2007. С.387, 393–398. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка — не только основоположник русской классики. Он был первым, кто добился широкого признания за рубежом. Его произведения легли на основу русской народной музыки, в свое время Глинка стал в этом вопросе новатором. Михаил Иванович лично знал величайших литераторов своего времени: А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.А.Дельвига. Благодаря своей поездке по Европе, длившейся несколько лет, великий русский композитор впитал и мировой опыт.
Успех настиг его после выхода оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836). Она получила восторженные отклики. В.Ф.Одоевский назвал оперу так: «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки». Вторая опера эпическая «Руслан и Людмила» (1842) была встречена публикой не так тепло. Это был трудный период в жизни композитора, Россия переживала смерть Пушкина. Опера была оценена позже, для страны того времени она оказалась слишком новаторской. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.
«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», — говорил Михаил Иванович Глинка.
Музыка
Как ни удивительно, даже в 21-летнем возрасте Петр, получивший образование и заступивший на государственную службу, еще не помышлял о музыкальной карьере. Свое увлечение он, как и некогда родители, не воспринимал всерьез. Но, к счастью, отец будущего композитора Илья Петрович все же чувствовал, что сыну суждено стать великим музыкантом.
Чайковский-старший даже сходил к Рудольфу Кюндингеру, чтобы узнать его мнение относительно таланта наследника. Немецкий пианист категорично заявил, что особых музыкальных способностей у Чайковского-младшего нет, да и 21 год не тот возраст, чтобы начинать творческую карьеру. И сам Петр предложение отца совместить работу с получением музыкального образования поначалу воспринял как шутку.
Но когда узнал, что в Санкт-Петербурге открывается новая консерватория, руководить которой будет знаменитый Антон Рубинштейн, все в корне изменилось. Чайковский решил во что бы то ни стало поступить туда, что и сделал, оказавшись в числе первых студентов этого образовательного учреждения по классу композиции. А вскоре после этого бросил юриспруденцию, решив, несмотря на появившиеся проблемы с деньгами, посвятить себя музыке.
Анатолий Чайковский, Николай Чайковский, Ипполит Чайковский, Петр Чайковский и Модест Чайковский /
В качестве дипломной работы Чайковский написал кантату «К радости» к русскоязычному переводу одноименной оды Фридриха Шиллера. На музыкантов Санкт-Петербурга кантата произвела плохое впечатление. Особенно резко выразился критик Цезарь Кюи, заявив, что как композитор Чайковский крайне слаб, а также обвинив его в консерватизме. И это при том, что для Петра кумирами стали Александр Бородин и Модест Мусоргский — композиторы, не признававшие авторитетов и правил.
Но подобная реакция вовсе не смутила молодого творца. Получив после успешного завершения Петербургской консерватории заслуженную серебряную медаль, бывшую тогда высшей наградой, он с еще большим рвением и азартом взялся за работу. В 1866 году композитор переехал в Москву по приглашению брата своего наставника. Николай Рубинштейн предложил Чайковскому работу профессора в Московской консерватории.
Награды ВОВ: поиск по фамилии
К кому еще можно обратиться за информацией о наградах?
- На сайте ЦА Министерства Обороны в разделе «Награды ищут своих героев» опубликован список награжденных бойцов не получивших их. Дополнительные фамилии можно узнать по телефону.
Много полезной информации, которой порой нет нигде, можно найти на форумах вышеперечисленных сайтов. Здесь люди делятся драгоценным опытом и рассказывают собственные истории, которые могут помочь и вам. Существует много энтузиастов, готовых помочь всем желающим так или иначе. Они создают собственные архивы, проводят свои исследования, их так же можно найти лишь на форумах. Не обходите стороной такой вид поиска.
Память народа
Позже был открыт более современный сайт https://pamyat-naroda.ru/ «Память народа» с документами Второй мировой войны, который имеет более приятный дизайн и самое главное — больше информации, карт и исторических данных.
С помощью портала «Память Народа» стало еще проще восстановить боевой путь своего деда, найти документы о ранениях и наградах.
На странице https://pamyat-naroda.ru/ops/ вы можете ознакомиться с планами 226 операций с подробными схемами на карте. Каждая страница об операции содержит фамилии командующих и номера воинских частей, а также описание результата операции.
Рисунок 1 — Современная карта боевых операций во время ВОВ.
На странице https://pamyat-naroda.ru/memorial/ вы можете найти воинские захоронения в своем городе. Достаточно ввести название города и нажать кнопку «Найти». Всего содержится информация о 30588 захоронений по всему миру, кроме США.
Рисунок 2 — Воинские захоронения с указанием имен и фамилий.
Страница о захоронении содержит информацию о его состоянии (хорошее, плохое, отличное), вид захоронения, количество могил, количество известных и не известных захороненных. Также на странице доступен список захороненных с именами и датами рождения и смерти.
География — любимый школьный предмет
До того как стать известным, Паустовский сменил десятки городов и профессий. Родившись в Москве, через 6 лет переехал на Украину, где жил, взрослел, писал первые очерки в журналы. Затем вернулся в Москву, устроившись кондуктором трамвая. В городе он пробыл недолго — ждала работа на санитарных поездах. А после — на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге.
Февральская революция вернула его в Москву для работы репортером, но следом опять пошли переезды: Киев, Одесса, Крым, Сухуми, Батуми, Тбилиси, Баку, Ереван. Паустовский побывал даже в Северной Персии, пока в 1923 году не вернулся в Москву.
Заключение
Вместе с набросками и эскизами сохранилось около 1000 работ живописца Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. Несмотря на то, что художник еще при жизни получил признание, многие его работы подвергались критике. Особенности его манеры рисования (например — трехцветная гамма, черты иконописи, сферическая перспектива) вызывали много споров. Однако художник упорно продолжал поиски своего пути, не желая следовать общепринятым традициям. Из-за этого в течении многих десятилетий после его смерти советские музеи не желали приобретать картины Кузьмы Сергеевича.
Сейчас наследие Петрова-Водкина – общепризнанное культурное достояние в России и за рубежом, выделяющееся индивидуальным, неповторимым стилем.