Добужинский мстислав валерьянович

В витебске открылась выставка мстислава добужинского

В Арт-центре Марка Шагала открылась выставка работ одного из первых учителей Марка Шагала.

Мстислав Валерианович Добужинский родился в 1875 году в Новгороде в семье офицера,принадлежавшей к старинному роду литовских дворян. Окончив гимназию в Вильно художник продолжил обучение на юридическом факультете Петербургского университета. Студентом увлёкся живописью, которой обучался в частных студиях Петербурга и Мюнхена. Стал известен как талантливый график и театральный декоратор.

Выставка работ первого директора знаменитого Витебского художественного училища называется  «Мстислав Добужинский. Театральные костюмы и декорации» (из собрания Музея театра, музыки и кино Литвы).

Представитель Музея театра, музыки и кино Литвы

В ноябре 1918 года по приглашению Марка Шагала и по поручению Отдела изобразительных искусств при Комиссариате северо-западных областей Добужинский приехал в Витебск для организации Витебского художественного училища.

Возможно, к переезду его подтолкнуло и то, что в Витебске всё еще оставался отец художника, генерал-лейтенант Добужинский Валериан Петрович, служивший в качестве помощника начальника окружного артиллерийского управления Двинского военного округа.

Только в самом начале 1919 отец художника вернулся на родину, в Вильно.

В конце декабря 1918 Мстислав Добужинский официально вступил в должность директора училища. В нём он одновременно руководил одной из мастерских и был членом коллегии подотдела изобразительных искусств Витебска. К концу учебного года, в феврале 1919, в связи с усложнившимися условиями поездок из Витебска в Петроград, где находилась его семья, Добужинский вынужден был покинуть училище.

По документам за время пребывания в Витебске М. Добужинский заседал в декабре в жюри конкурса вывесок для школ, оформил сцену в городском театре в память об К.Либкнехте и участвовал в торжественном открытии Народное художественного училища 28 января 1919г. Так же осталось несколько рисунков и акварелей с видами зимнего Витебска, подписанных 1919 и 1923 годами.

После ухода Добужинского в феврале-марте 1919 года учебное заведение возглавил Марк Шагал. Новый директор продолжал воплощать в жизнь свою идею училища как системы свободных мастерских, руководителями которых выступали художники разных направлений со своим видением задач и методов преподавания.

Мстислав Валерианович Добужинский

С 16 сентября по 12 октября в Арт-центре Марка Шагала будут экспонировать 139 работ Мстислава Добужинского, которые передал для выставки Музей театра, музыки и кино Литвы. Всего в Литве хранится более тысячи эскизов и работ художника в области театрального искусства.

В 2009 года коллекция была признана документальным наследием государственного значения и включена в литовский национальный регистр программы ЮНЕСКО «Мировое наследие». В ней собраны наиболее значительные и зрелые работы художника, созданные для литовского театра. Лишь небольшая часть собрания представлена на выставке в Арт-центре Марка Шагала.

К сожалению картины с видами Витебска на выставке не представлены.

М. Добужинский Витебск, Лестница,1923, фото из интернета

↑ Профессиональный художник

Добужинский Мстислав Валерьянович картина «Гримасы города» фото

Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве

Добужинский был в числе первых поклонников таланта литовского живописца и композитора Микалоюса Чюрлёниса, которого долгое время критики обходили вниманием. Глубокое понимание символического искусства Чюрлёниса, его фантастического мира мечты, сказочных видений свидетельствует о тонком чутье Добужинского в сфере художественного творчества

В 1919 г. он получил назначение на пост директора художественного училища в Витебске. Когда был создан театр БДТ, на первых порах спектакли там оформлял Мстислав Добужинский. Кроме того, он много занимался преподавательской деятельностью, работая в штате частных художественных школ Петербурга. В 1922 г. стал профессором Петроградской Академии художеств.

Художественная энциклопедия — добужинский

Мстислав Валерианович (1875, Новгород – 1957, Нью-Йорк), русский график и театральный декоратор. Участник художественного объединения «Мир искусства» (с 1902 г.). Родился в семье офицера. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884–85) в Санкт-Петербурге, в художественной школе в Мюнхене у А. Ажбе (1899–1901) и в Надьбанье (Венгрия) у Ш. Холлоши; в 1901 г. изучал искусство гравирования под руководством В. В. Матэ.

К. А. Сомов. Портрет М. В. Добужинского. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В творчестве Добужинского особое место занимает Санкт-Петербург. В отличие от других мирискусников, художник воссоздаёт не его парадный блеск и славное историческое прошлое, а образ современного города, безлюдного и бездушного; дворы-колодцы и зловещие закоулки («Домик в Петербурге», «Старый домик»; оба – 1905; «Человек в очках», 1905—06; «Окно парикмахерской», 1906; «Гримасы города», 1908; серия «Городские сны», 1900—10). Городские пейзажи пронизаны тревожными предчувствиями, подчас трагической безысходностью.

Добужинский плодотворно работал в области книжной и журнальной графики, оформляя юмористические и сатирические издания («Шут», 1902; «Жупел», 1905–1906; «Адская почта», 1906), а в 1900—10-х гг. – авторитетные литературно-художественные альманахи («Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»). Стильные и изысканные обложки, иллюстрации и виньетки художника, созданные в аскетически-строгой чёрно-белой гамме, во многом определили облик этих журналов. Добужинский прославился как тонкий и проникновенный интерпретатор литературных произведений (иллюстрации к «Казначейше» М. Ю. Лермонтова, 1913; «Белым ночам» Ф. М. Достоевского, 1923; «Трём толстякам» Ю. К. Олеши, 1928, и др.). Блестяще владея мастерством создания лаконичных эмблем, разработал множество экслибрисов (книжных знаков), почтовых открыток и марок.

Добужинский был также выдающимся театральным декоратором, работал как художник кино. Особую известность приобрело оформление спектакля Московского художественного театра по пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне» (1909). Позднее сотрудничал с антрепризой С. П. Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром. В 1924 г. покинул Россию; жил и работал в Литве, Франции, Англии, США. Написал книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976 г., в Москве в 1987 г.).

Персоналии

Добужинский Мстислав Валерианович

М.В. Добужинский. 1952 г.

График, живописец, художник театра, педагог. Родился в Новгороде. Учился: 1885-1887 — в Рисовальной школе Императорского Общества Поощрения художников, 1895-1899 — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, 1896-1899 — в мастерской Дмитриева-Кавказского, 1899-1901 — в школе Холлоши. Участник выставок с 1902 года. Член-экспонент «Мира искусства» в 1902-1906, 1911-1924 годах, Союза Русских художников в 1904-1910 годах, «Жар-Цвет» в 1924 году. Член Союза работников искусств с 1918 года.

C 1893 г. почти каждый год (до 1914) гостил летом в деревне Семеновке Кирсановского уезда (ныне Инжавинский р-н) Тамб. губ. у своей матери Е.Т. Добужинской (в девичестве Софийская). В своих воспоминаниях М.В. Добужинский писал: «Скромные тамбовские впечатления оказались наиболее плодотворными и вдохновительными… Здесь я начинал себя чувствовать художником». Тамбовщине посвящены «Вид Инжавина, Тамбовская губ.», «Булочная» и др., иллюстрации к «Тамбовской казначейше» М.Ю. Лермонтова, к произведениям С.Н. Сергеева-Ценского.
Преподавал: 1906-1910 — в школе Званцевой, в 1911-1917 — в Новой мастерской, в 1918-1919 годах в Витебском училище, в 1919 году в Высшем институте фотографии и фототехники (профессор), в 1918-1923 годах в Высших государственных художественно-технических мастерских и бывшем Училище Штиглица. С 1897 года рисовал для журналов, сотрудничал в журналах «Жупел», «Адская почта», С 1900-х годов иллюстрировал русскую классическую и современную литературу, оформлял книги для детей. С 1907 года работал для театров Санкт-Петербурга и Москвы, антрепризы С.П. Дягилева, С 1925 года — для театров Рима, Парижа, Каунаса, Нью-Йорка. В 1924 году уехал из России. Скончался в 1957 г. в Нью-Йорке.

Литература: Чугунов Г. М.В. Добужинский. Л., 1988; Художники народов СССР. М., 1972; Гусарова А.П. М.В. Добужинский. М., 1975; Мстислав Добужинский. Тамбовские впечатления. Тамбов, 2001.

Для справки.

1. Добужинский М.В. Азбука «Мира искусства» / Автор проекта Г. Н. Рождественский; Сост. Е. В. Пашутина; Послесл. А.А. Рюмина, Мстислав Валерианович. Добужинский. — М.: Изд. журн. «Наше наследие», 1998. — 95с.: ил.; большой. — ( 100 лет «Мир искусства, 1898-1998. 10 лет «Наше наследие», 1988-1998.).
2. Добужинский М.В. Письма / Изд. подгот. Г.И. Чугунов, М.В. Добужинский. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2001. — 444с., л. ил.: средний.
3. Добужинский М.В. Воспоминания / Изд. подгот., Г. И. Чугунов; , Мстислав Валерианович. Добужинский. — М.: Наука, 1987. — 477 с., л. ил.: средний; 22 см. — ( Литературные памятники. ). — В прил.: М. В. Добужинский и его «Воспоминания» / Г. И. Чугунов.

См. статью ведущего библиотекаря отдела музыкально-нотной литературы ТОУНБ им. А.С. Пушкина О.И. Барыкиной «Творческое наследие Мстислава Добужинского в фонде Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А.С. Пушкина»

Глава из «Воспоминаний» М.В. Добужинского «Деревня»
Письма М.В. Добужинского из д. Семеновки Кирсановского уезда Тамб. губ.
Ссылки в Интернете

«Окно парикмахерской», Добужинский

Год написания: 1906Размер: 28,2 × 20,9 смМестонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Вариант 1 — Кратко

7 предложений/ 83 слова

Простое по технике исполнения полотно Мстислава Добужинского «Окно парикмахерской» наполнено глубоким психологизмом. В центре сюжета картины нарядная витрина парикмахерской с расположившимися в ней двумя манекенами.

Из окна на зрителя смотрят лица мужчины и женщины. Головы манекенов причёсаны, а лица нарумянены, но в свете стоящего рядом фонаря они выглядят бледными и пугающими.

Яркой витрине противопоставлен весь окружающий пейзаж. Окно парикмахерской расположено в грязном рыжем здании, рядом с которым проходит серая безжизненная дорога. По ней ссутулившись обречённо бредёт одинокий человек в шляпе и сером пальто.

Вариант 2 — Подробно

24 предложения/ 264 слова

Картина Мстислава Добужинского «Окно парикмахерской» рассказывает зрителю о грустных реалиях человеческой жизни. Полотно проникнуто глубоким психологизмом и содержит элементы примитивизма.

В центре сюжета витрина парикмахерской. В большом продолговатом окне видны головы двух манекенов — мужского, а над ним женского. Художник лишь символически изображает их лица. Тем не менее можно заметить, что щёки женщины покрыты яркими румянами, брови густо подведены, а волосы уложены в аккуратную причёску. Тёмные кудри мужчины также красиво обрамляют лицо, а усы и бородка манекена имеют идеальную форму.

На улице вечер, поэтому на дорогах уже зажглись фонари. Один из них расположился справа от окна. В его жёлтом свете лица мужчины и женщины выглядят не яркими и манящими, как это должно быть днём, а бледными и пугающими. Темнота в окне за спиной манекенов также создаёт устрашающее впечатление.

Нарядные манекены в витрине похожи на призраков. Это призраки хорошей красивой жизни, которая недоступна обычным людям. Оттого мир, в который мужчина и женщина приглашают проследовать клиентов парикмахерской, кажется лживым и отталкивающим. Он противопоставлен реальной действительности. На картине она предстаёт в образе ссутулившегося прохожего, устало бредущего по улице, высоко подняв воротник своего пальто.

Взгляд мужчины опущен, руки обречённо сложены в карманы. Голову незнакомца прикрывает чёрная широкополая шляпа. Этот человек не смотрит по сторонам, а просто идёт своей дорогой. Герою всё равно, что там происходит в окне парикмахерской, потому что его обычная жизнь сера и однообразна, в ней нет никаких румян, белил и пышных укладок.

Серой и безликой также кажется улица, по которой движется мужчина. Рыжая стена дома, где расположилась витрина парикмахерской, залита грязью. Дорога выглядит пустынной, нигде нет и намёка на растительность. Всё вокруг безжизненно и печально.

см. также:Все сочинения-описания картин

Мстислав Добужинский «Человек в очках».

Ядерные реакторы РБМК 1000 Математика Курсовые
Альтернативная энергетика ВВЭР Информатика Черчение
Теплоэнергетика Реактор БН Сопромат Электротехника
Ядерная физика Ядерное оружие Графика Карта

Печатно-графическое искусство западной Европы XVIII века. Победа буржуазного строя в Англии. Рост буржуазных элементов во Франции. Повсеместное распространение периодической печати и изданий политической литературы. Нарастание элементов вычурности в аристократических изданиях (Ян Чихольд о кризисе эстетики европейской книги в последней четверти XVIII века). Искусство справочно-информационной книги для третьего сословия (французская «Энциклопедия искусств и ремесел»). Великие европейские шрифтовики XVIII века. Стилевые изменения в искусстве шрифта. Типометрия как наука. Выпуск «Руководств для типографов» с образцами шрифтов и политипажных орнаментов. Технология печати XVIII века. Стереотипия. Периодическая печать и политический плакат эпохи Великой французской буржуазной революции.

Мстислав Добужинский. Человек в очках (Портрет К. А. Сюннерберга). 1905—1906 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Западноевропейская майолика и фаянс XVI — XVII веков Керамика Бернара Палисси. Появление наряду с майоликой производства фаянса. Первое европейское производство во французском городке Сен — Поршер (оригинальные сосуды с росписью и лепниной). Делфтский фаянс (Голландия) XVII в. Украшения плиток, ваз, блюд многоцветным декором синей подглазурной росписью ( в традициях китайского фарфора эпохи Мин) с мотивами цветущих кустов, фантастических птиц, морских пейзажей, с жанровыми сценками. Влияние стиля барокко. Керамика Германии XVI — XVII веков. Развитие производства керамических изделий с плотным спекшимся черепком (каменные массы) — смесь глины с минеральными добавками. Крупные керамические центры Зигбург, Ререн, Фрехен, Крейсен. Христианская тематика в крейсеновской керамике. Александр Иванов и его место в русском искусстве. Объем и характер его наследия.Особенности биографии. Отношение к академической школе. Ранние произведения. Соотношение библейской и античной тематики. Формирование магистральной темы. “Приам у Ахилла”, “Иосиф толкует сны в темнице виночерпию и хлебодару”, “Беллерофонт, отправляющийся в поход против Химеры”. Академические рисунки.

Заграничное путешествие. Раннеитальянские произведения. Знакомство с Н.М.Рожалиным. Приобщение к идеям русского “любомудрия”. Путешествия по Италии. Путевые записки. Картина “Аполлон, Гиацинт и Кипарис”. Работа над сюжетом “Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина”. Замысел и концепция картины “Явление Мессии”: “сущность всего евангелия”. Форма плана и ее кристаллизация в эскизах. Картина “Явление Христа Марии Магдалине”. Переписка с Обществом Поощрения художников и с отцом. Знакомство с Н.В. Гоголем; проблема творческого взаимодействия. Гоголь в изображении Иванова и Иванов в изображении Гоголя. Статья Гоголя “Исторический живописец Иванов”. Этюдный метод Иванова и его особенности. Проблема законченности. Фигурные этюды. Этюды и картина. Роль двойных этюдов.

Инженерная графика Начертательная геометрия Теория цепей Сопромат
Лабораторные работы Электротехника Математика

↑ Детство. Юность

Добужинский родился 2.08.1875 в Новгороде. Его отец был военным, служил преподавателем петербургского Михайловского артиллерийского училища, в отставку вышел генерал-майором. Мать была артисткой, певицей. Родители разошлись, едва родился Мстислав. Мать уехала, а отец взялся за воспитание и образование сына. Оба родителя очень любили мальчика, так что ему пришлось в детстве поочередно жить то у отца, то у матери. Проживая с отцом в Кишиневе, Мстислав поступил в гимназию, а закончил гимназический курс в Вильне.

Способности и тяга к рисованию обосновали его поступление в Императорскую школу общества поощрения художеств (Петербург), где он проучился с 1885 по 1887г. Художественному мастерству Добужинский учился у словенского живописца Антона Ажбе и у венгерского художника Шимона Холлоши в течение 1899 – 1901 годов в Мюнхене.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: