Задержания и арест
Оппозиционная активность художника вызвала ожидаемую реакцию власти. К тому же в 2010 году Нобелевская премия мира была присуждена критику режима в Китае, правозащитнику Лю Сяобо. Официальный Пекин дал старт волне репрессий против диссидентов. Юристов, активистов и писателей сажали в тюрьмы. Не избежал наказания и Ай Вэйвэй.
Первое задержание состоялось в августе 2009 года. Ай Вэйвэй поехал в Чэнду, чтобы дать показания в пользу активиста Тянь Цзожэня, который расследовал нарушения при строительстве школ в Сычуане и, как следствие, был обвинён в призывах к подрыву государственной власти. В конечном итоге он был приговорён к пяти годам лишения свободы. Его соратников задержали, чтобы не допустить их участия в суде в качестве свидетелей. Ай Вэйвэй и его команда также находились под наблюдением и снимались на видео с момента их прибытия в Чэнду.
В 3 часа утра полиция вломилась в номер Ай Вэйвэя, жестоко избила его и забрала на допрос. В лифте художнику удалось сделать фото своего отражения в зеркале и опубликовать его в сети. Эта фотография впоследствии была взята за основу мозаики из деталей Lego.
Следующий инцидент произошёл 3 апреля 2011 года, когда Ай Вэйвэй был задержан в аэропорту Пекина. Заключение продолжалось 81 день. Художник не знал, где он находится, как долго это будет продолжаться, в чём его обвиняют. Несколько раз в течение дня его приковывали наручниками к стулу и допрашивали.
Двое надзирателей неизменно находились рядом с ним на расстоянии в 80 см. Каждый предмет мебели — стол, стул, раковина, унитаз, даже стены — были покрыты слоем полиэтилена. Свет никогда не выключался в комнате. Каждый запрос на связь с адвокатом отклонялся.
За 81 день Ай Вэйвэй в мельчайших подробностях изучил свою камеру. После освобождения он реконструировал её в натуральную величину и сделал инсталляцией. Кроме того, он сконструировал серию из 6 диорам S. A. C. R. E. D. Каждая из них представляет сцену повседневной жизни в заточении: S — ужин, A — обвинители, C — очищение, R — ритуал, E — энтропия (состояние сна), D — сомнение (показывает художника, сидящего на унитазе и находящегося при этом под пристальным взглядом охранников). Название S. A. C. R. E. D отсылает к термину homo sacer, то есть человеку, который в римском уголовном праве считался вне закона и поэтому мог быть безнаказанно арестован или убит.
Фрагмент S. A. C. R. E. D. Ужин. (фото автора)
Фрагмент S. A. C. R. E. D. Энтропия. (фото автора)
Фрагмент S. A. C. R. E. D. Сомнение. (фото автора)
Фрагмент S. A. C. R. E. D. Обвинители. (фото автора)
Свобода передвижения была возвращена ему в 2015 году. Ай Вэйвэй переехал в Берлин.
Работа с мрамором
Во времена династии Мин (1368−1644) при императорском дворе было модно воспроизводить обыденные предметы в изысканных материалах. Не преследуя какой-либо цели, они подчеркивали статус и престиж правящей династии.
Ай Вэйвэй продолжил эту традицию. Выбирая мрамор в качестве материала, художник хочет придать веса воссоздаваемым объектам, чтобы превратить их в памятники. Выполненные из камня предметы имеют не только личный, но и социальный или политический контекст.
Один из примеров кропотливого труда китайских мастеров — работа «Семена подсолнечника». Каждая из семечек воспроизведена в фарфоре, имеет индивидуальную форму и окрас. Над этим произведением трудились 1600 мастеров
Инициируя этот проект, Ай Вэйвэй хотел обратить внимание общества на проблемы перепроизводства и исчезновение ремёсел. При этом художник критикует конформизм китайского общества, где интересы масс довлеют над интересами личности.
Эрмитаж
Эрмитаж.
Pixabay
Фото:
С января по май в музее будет действовать постоянная экспозиция «Галерея Петра Великого». В апреле пресс-служба Эрмитажа анонсировала проект «Пасха в России», а в мае – выставку «Гардероб Петра I».
Также весной откроется выставка «Вигилиус Эриксен – портретист императрицы. К 300-летию со дня рождения». В 2022 году исполняется 300 лет со дня рождения этого датского художника, долгое время работавшего в России и известного в основном благодаря масштабным портретам Екатерины II. Произведения из коллекций музеев России и Дании будут показывать с мая по сентябрь.
В июне ждем такие проекты, как «Марк Куинн. Хронос и Космос» и «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина».
Марк Куинн, современный британский скульптор, в своих произведениях вдохновляется искусством прошлых эпох, анализирует и актуализирует его.
Вторая же выставка представит собрание С.И. Щукина (выдающегося русского собирателя) с небывалой полнотой: будут показаны все произведения Сезанна, Гогена и Матисса из великого собрания, а также картины Моне, Ван Гога, Пикассо, Дерена и многих других мастеров новой французской живописи.
В октябре посетите выставку «Египтомания», а в декабре – «Приключения барона Мюнхгаузена в России».
Миграционный кризис как гуманитарная катастрофа
2015 год стал переломным в жизни Ай Вэйвэя. Китайские власти разрешили ему вновь путешествовать. В Берлине, куда Ай Вэйвэй переехал, он стал свидетелем последствий миграции беженцев и связанных с этим политических дискуссий в Европе.
В том же году во время отпуска на греческом острове Лесбос он воочию лицезрел, как множество переполненных лодок с людьми всех возрастов пребывали в Грецию. Поражённый, художник решил исследовать эту проблему. Он оборудовал студию на Лесбосе и начал снимать фильмы о судьбе беженцев. По мнению Ай Вэйвэя, происходящее — один из самых серьёзных гуманитарных кризисов современности. Эта тема, как и свобода мысли и слова, стала центральной в его творчестве.
Объект, который Ай Вэйвэй нашёл в одном из заброшенных лагерей для беженцев, 2015. (фото автора)
«Сегодня всё больше людей вынуждены покидать дома своих предков по разным причинам — война, религиозная дискриминация, политические преследования, ухудшение состояния окружающей среды, голод, бедность. Сможем ли мы когда-нибудь избавиться от этого? Может ли цивилизация, построенная на несчастье других, существовать вечно? И кто может быть уверен, что их самих однажды не вырвут из дома и не выбросят на чужой берег только для того, чтобы столкнуться с дискриминацией и заставить просить сочувствия?» — говорит Ай Вэйвэй.
Кристальный шар, 2017. Спасательные жилеты были найдены на Лесбосе. (фото автора)
В сентябре того же года стало известно о гибели трёхлетнего сирийского мальчика Айлана Курди, который, переплывая Средиземное море в переполненной лодке, утонул. Фотография с безжизненным телом на пляже в Бодруме облетела весь мир. Ай Вэйвэй сделал постановочное фото, на котором он сам лежит на пляже в той же позе, что и погибший ребёнок. Кадр был опубликован в журнале India Today и вызвал немало скандал.
Художника обвинили в эксплуатации трагедии в коммерческих интересах
На это Ай Вэйвэй возразил, что намеревался привлечь внимание к страданиям беженцев. Позже отец Айлана Курдин поблагодарил художника в личном письме
Позже было сделано Lego-полотно на основе фото Ай Вэйвэя, лежащего на пляже.
В настоящее время Ай Вэйвэй живёт и работает в разных городах мира, в том числе в Пекине, Берлине, Кембридже. В своих арт-проектах он выступает как защитник прав человека и фундаментальных демократических ценностей.
Что есть культурное наследие?
В 1993 году он вернулся в Пекин, чтобы ухаживать за своим отцом. После десяти лет в Штатах он чувствовал себя иностранцем, чужаком на родине. Он гулял по знакомым улицам и не узнавал их. Чтобы зафиксировать этот опыт и отрефлексировать его, он использовал камеру.
На родине Ай Вэйвэй начал коллекционировать керамику эпохи неолита и старинную китайскую мебель, восхищаясь мастерством, с которым она была сделаны, и которое, по его мнению, оказалось под угрозой исчезновения из-за стремительной беспощадной модернизации и неизменно растущего массового производства. Из-за строительного бума в Китае в 1990-х культурные артефакты, найденные при раскопках, выставлялись на продажу за бесценок.
По-новому он начал работать с техникой реди-мейда
Используя знакомые ему объекты, он фокусировал внимание зрителей на том, насколько губительной для традиций была и Культурная революция, и современная капиталистическая установка, цензурирующая искусство. Так, неолитическая ваза с логотипом кока-колы — это критика общества потребления, готового променять национальное наследие на нечто новое и коммерчески успешное.
Один из крупнейших проектов, посвящённых этой теме, — серия скульптур и Lego-картин. Старый Летний дворец недалеко от Пекина, известный как Юаньминъюань, представлял собой комплекс дворцов и садов, спроектированных иезуитами в европейском стиле. Частью комплекса были водяные часы в виде фонтана с двенадцатью струями, каждая из которых выходила из скульптуры, изображавшей голову животного китайского зодиака.
В 1860 году, во время Второй опиумной войны, англо-французские войска разграбили и в значительной степени разрушили Старый Летний дворец. Пропали и головы животных из фонтана. Некоторые из них с тех пор считаются утерянными. Часть из них оказалась в частных коллекциях, а позднее была выставлена на аукционах.
Сегодня разрушение Юаньминъюаня считается национальной трагедией. Неоднократно проводились демонстрации с требованием вернуть уцелевшие элементы декора фонтана. Результатом долгого разбирательства стало то, что одна голова была признана подделкой, а семь были переданы китайским музеям.
Ай Вэйвэй, размышляя над тем, что есть наследие, а что — подделка, выполнил 12 позолоченных бронзовых голов, создав таким образом новую интерпретацию скандальных фигур. По мнению художника, головы животных на самом деле не представляют культурной ценности, так как были выполнены для дворца, построенного в угоду политическим интересам.
Помимо бронзовых скульптур он также создал Lego-картины. Для каждого из животных выбран специальный фон с включением известных сооружений (Белый дом в Вашингтоне, Эйфелева башня в Париже, Сиднейский оперный театр и т. д.). Это отсылает к серии фотографий «Исследование перспективы», в рамках которой Ай Вэйвэй снимал то, как показывал средний палец памятникам архитектуры.
Топографическая карта Франции — реки из платины, города из уральских самоцветов, надписи — золотые
В Компьеньском дворце во Франции хранится шедевр, вызвавший в свое время у посетителей парижской выставки бурю восторженных эмоций. Это — карта, представляющая собой мраморную доску толщиной 8 см и площадью в 1 квадратный метр, на которой мозаикой набраны 86 департаментов Франции. Для их обозначения использовались уральские яшмы, агат, авантюрин, нефрит, сердолик и другие камни. Элементы пришлифовывались настолько плотно и тщательно, что границы между ними были практически незаметны. Отметками городов служили уникальные уральские самоцветы — красный турмалин, аквамарин, александрит, хризоберилл, топазы, изумруды, дымчатый горный хрусталь. Названия городов выполнялись золотом, а реки и озера обозначались платиной. Из золота были изготовлены штифты, предназначенные для крепления к основанию самоцветов и платиновых элементов.
Топографическая карта Франции для русской экспозиции на Всемирной выставке в Париже 1900 г.
Идея создания этой карты принадлежала директору Екатеринбургской гранильной фабрики Василию Васильевичу Мостовенко. Он посчитал, что вазы и подобные им изделия не смогут произвести должное впечатление на посетителей такого грандиозного форума, и предложил в качестве альтернативы изготовить карту Франции. Управляющий Кабинетом Его Императорского Величества одобрил предложение Мостовенко. На изготовление этого уникального экспоната потребовалось 25 месяцев напряженного труда всех работников Екатеринбургской гранильной фабрики. Изготовление карты велось в три смены практически без выходных. Но, по словам Мостовенко, рабочие не жаловались, поскольку они смогли значительно улучшить свое материальное положение, благодаря щедрой оплате сверхурочных часов.
Впечатляющий общий вид, уникальные самоцветы, аккуратнейшее исполнение вызывали восхищение у посетителей выставки на протяжении всего международного форума. Шедевр, оцененный французами в 6 млн. франков, был подарен Николаем II президенту Франции. Долгое время карта выставлялась в Лувре, а в настоящее время она находится в Компьеньском дворце.
Манеж
Первая в России персональная выставка легендарного французского художника Кристиана Болтански.
Предоставлено организаторами
Фото:
Пока здесь могут сказать лишь о весеннем проекте – первой в России персональной выставке легендарного французского художника Кристиана Болтански. Точная дата открытия неизвестна, ориентировочно – в начале марта.
В этом году здесь также запланирована выставка о русском балете. Подробностей пока нет, скорее всего, событие состоится во второй половине 2022 года. Также есть ряд проектов, которые сейчас находятся в стадии обсуждения, но анонсировать их пока рано.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП), являющийся филиалом ЦВЗ «Манеж», о своих планах говорит чуть более уверенно.
- Самой масштабной выставкой 2022 года станет межмузейный проект «Портрет художника». Даты проведения: 12 декабря 2022-го – 27 февраля 2023 года. Проект обращён к искусству ХХ–ХХI вв. «Стремление к самопознанию, самоидентификации – одно из коренных свойств человеческой натуры испокон веков. В художественной среде оно проявляется, прежде всего, в создании автопортретов», – говорится в анонсе. Выставка автопортретов охватит все выставочные пространства музея с первого по третий этаж. Её составят более 150 произведений живописи, скульптуры, объектов из собрания МИСП, Государственного Русского музея, Театрального музея и частных коллекций.
- С 10 марта по 18 апреля любуемся работами живописца, графика и поэта Владимира Яшке (1948–2018) – яркого представителя ленинградского андеграунда 1980-х, члена легендарной группы «Митьки».
- С 6 июня знакомимся с творчеством звезды в современном художественном мире Завена Аршакуни (1932–2012). Член знаменитой «Группы одиннадцати», яркий представитель «левого ЛОСХа», принадлежит к поколению «шестидесятников», он способствовал радикальному преобразованию художественной структуры советского искусства.
- С 25 апреля будет представлено более 60 живописных и графических произведений ещё одной участницы легендарной «Группы одиннадцати» – Валентины Рахиной (1932–2013).
- С 10 октября по 20 ноября в МИСП пройдет выставка «Александр Лабас (1900–1983) и революция».
Кроме того, в МИСП с 2022 года стартует новый долгосрочный проект – «Петербургское искусство ХХ века в частных коллекциях». Первой выставкой в рамках проекта станет представление собрания известного коллекционера Н.П. Ботки, который благодаря своей активной деятельности и сотрудничеству с музеями Санкт-Петербурга занял достойное место в художественном сообществе нашего города. Дата проведения: 29 августа – 2 октября.
Центральный музей связи имени А.С. Попова
Музей связи.
rustelecom-museum.ru
Фото:
Тут все просто. Есть предварительный план с пока еще рабочими названиями выставок и даты:
- 8 апреля: «Почта космонавтов» ко Дню космонавтики.
- 27 апреля: Весенний вернисаж «Мир в открытке».
- 6 мая – 17 июня: Выставка современных художников «Артефакт».
- 20 мая: Выставка проекта «Детиссимо».
- 24 июня – 24 августа: «100 эпизодов из жизни ученого-практика (к 100-летию М.И. Кривошеева)».
- 11 сентября: «К 150-летию Центрального музея связи имени А.С. Попова».
- 5–16 октября: Петербургский вернисаж «Неделя почтовых коллекций – 2022». «Россика».
- 28 декабря: «Мир в новогодней открытке».
Музей здоровья
Музей здоровья.
https://vk.com/health_museum
Фото:
В 2022 году главное событие в музее – открытие второй площадки у метро «Пионерская». И этому радостному событию поспособствовала, как ни странно, пандемия.
«Сложная эпидемиологическая ситуация в стране и у нас в городе обусловила глубокий интерес населения Петербурга к вопросам собственного здоровья и здоровья близких. Мне приятно сообщить, что наш проект «Музей здоровья» расширяется», – комментирует Евгений Шляхто, академик РАН, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова» Минздрава России.
На основной же площадке Музея здоровья на Моховой запустят два новых образовательных модуля: ментальное здоровье и ветеринария.
«Русские сезоны» снова в Петербурге: в РНБ открылась выставка к 150-летию Сергея Дягилева
Вход свободный
Фото: Дмитрий Фуфаев/ «Петербургский дневник»
В новом здании Российской национальной библиотеки открылась мультимедийная выставка «Русские сезоны навсегда», посвященная 150-летию уникального человека – Сергея Дягилева, который когда-то без использования оружия заставил Европу полюбить все русское. Учитывая личность юбиляра, открытие не могло ограничиться сухими речами людей в строгих костюмах, руководство РНБ организовало артистический перформанс, объединив театр, балет и даже дефиле костюмов.
Здание РНБ на Московском проспекте просто создано для перформансов в стиле Сергея Дягилева: музыканты Академического ансамбля Санкт-Петербурга со скрипками, арфой и другими инструментами выглядели крайне гармонично в этих стенах. Артисты шоу-балета Светланы Соколовой и Марии Савиной поразили гостей не только подчеркнуто асинхронными танцами на ажурных лестницах библиотеки, но и диковинными костюмами в стиле художника, дизайнера и сподвижника Сергея Дягилева – Леона Бакста.
«Мы взяли на себя смелость и представили, что бы делал Сергей Дягилев, если бы творил в наше время, так и родился этот перформанс. Мы не хотели копировать его известные работы, а попытались именно продолжить его творчество», – рассказал режиссер отдела культурных программ РНБ Дмитрий Турков.
Генеральный директор РНБ Владимир Гронский напомнил, что Сергей Дягилев всегда работал на стыке жанров.
«Он не был ни художником, ни танцовщиком, ни композитором, по большому счету, он был первым методологом креативных индустрий, проектным менеджером, который умел объединять таланты, а после ими восторгался весь мир. Кутюрье на Западе появились после его знаменитых «Русских сезонов». Символично, что в этом году мы также празднуем 350-летие Петра Великого, который прорубил окно в Европу. Так вот, Сергей Дягилев через это окно экспортировал в Европу российское искусство», – рассказал он.
В центре выставки «Русские сезоны навсегда» – труд и книги. Многие представляют жизнь художников (в самом широком смысле слова) начала ХХ века как бесконечный праздник декадентов, однако создатели экспозиции уверяют, что слава не свалилась на Сергея Дягилева с небес, ему действительно пришлось много работать. Он поставил перед собой задачу избавить русский культурный мир от налета «провинциализма», а также найти лучших артистов. Именно он привез в Европу Николая Римского-Корсакова, Сергея Рахманинова, Александра Глазунова, Федора Шаляпина, Анну Павлову, Вацлава Нижинского и многих других артистов, сделав их мировыми звездами.
«Мы поместили экспонаты в огромные ящики, которые используются для перевозки декораций и прочего артистического реквизита. Так мы хотели показать выездной характер его творчества, ведь ему пришлось проложить дорогу новому искусству», – пояснил Владимир Гронский.
Еще одним важным элементом выставки стала книга.
«Сергей Дягилев был активным читателем Российской императорской библиотеки и вообще библиофилом. Все проекты Дягилева сошли с книжной полки: источниками идей, либретто, музыки были книги, вдохновившие маэстро и его сподвижников на творческую работу. Также в нашей экспозиции можно увидеть замечательный журнал «Мир искусства», редактором которого также был Сергей Дягилев», – рассказал гендиректор РНБ.
Посетить выставку «Русские сезоны навсегда» совершенно бесплатно можно до 15 октября, часы работы можно посмотреть здесь.
В оппозиции к власти
12 мая 2008 года разрушительное землетрясение магнитудой 7,9 произошло на юго-западе Китая. Сильнее других пострадала провинция Сычуань, где целые деревни и города были стёрты с лица земли. Более 90 тыс. человек погибли, более 5 млн зданий было разрушено, около 6 млн человек остались без крыши над головой, тысячи детей были погребены под развалинами школ.
Когда Ай Вэйвэй узнал о произошедшем, он отправился в Сычуань. Ему удалось выяснить, что последствия землетрясения могли бы быть менее разрушительными, если бы при строительстве не были нарушены нормы безопасности. Из-за коррупции и небрежности было разрушено множество общественных зданий, в том числе школ, где находились дети.
Информация была предана огласке накануне Олимпийских Игр в Пекине. Ай Вэйвэй и группа волонтёров в течение двух лет собирали информацию, чтобы найти виновных и привлечь их к ответственности. Подобная работа встречала сопротивление со стороны полиции: неоднократно волонтёры задерживались или подвергались допросу.
Художнику и группе волонтёров удалось идентифицировать 5197 погибших учеников. Вся информация была опубликована в блоге художника. Китайские власти сначала подвергли блог цензуре, а затем заблокировали его полностью. Аккаунты художника были удалены из китайского сегмента интернета.