Личная жизнь
В галерее Герасимова немало живописных подтверждений его счастливой семейной жизни. Он очень любил старшую сестру, которую называл Саней, жену Лидию Николаевну, единственную дочь Галину. Их портреты излучают теплоту и свет. Пышные цветочные букеты, игра солнечных лучей на многих полотнах мастера также говорят о восторженности и душевной чуткости мастера.
Лидия Николаевна, супруга художника, была интересным человеком: в юности училась с дочерями Столыпина, когда Пётр Аркадьевич был саратовским губернатором, в годы Гражданской войны работала в Козлове, в штабе Южного фронта, приходилось ей встречаться с влиятельными революционерами, с Троцким, например. Она стала верной подругой художника, сделавшей его дом уютным и гостеприимным – своими руками вышивала занавески, скатерти, салфетки.
Герасимов бывал во многих странах, но по возвращении в Россию на следующий же день стремился в родной Мичуринск. Он признавался сестре, что любые камни в родном доме ему милее самых шикарных заграничных отелей.
О личной жизни
Юрий Любимов официально вступал в брак 3 раза. Впервые он женился ещё в студенческие годы, но супруги через некоторое время расстались.
Второй женой режиссёра была балерина Ковалёва Ольга Евгеньевна. В этом браке родился сын Никита, но и этот союз был недолговечным.
С 1959 по 1975 годы Юрий Петрович жил в гражданском браке с известной актрисой советского кино Целиковской Людмилой, которая была высокого мнения о таланте супруга.
Людмила Целиковская
В 1978 году мэтр театра познакомился в Венгрии на гастролях с журналисткой Каталин Кунц, которая стала его третьей официальной женой. В этом браке в 1979 году появился на свет сын режиссёра – Пётр.
С Каталин Кунц и сыном Петром
Любимов Александр Михайлович
25.02.1879 — 19.12.1955
Александр Михайлович Любимов – русский и советский художник, живописец, график, карикатурист, плакатист, педагог, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина и Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, член Ленинградского Союза художников.
Любимов родился в селе Пальцево Курской губернии в семье дворянина. Александр Михайлович много лет в своей жизни посвятил учебе. В 1895 году поступил в Центральную школу технического рисования барона А.Штиглица. С 1901 года занимался как вольнослушатель в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в персональной мастерской Ильи Репина.
После окончания Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в 1909 году мастер, по рекомендации И.Е. Репина, возглавлял Харьковское художественное училище, сотрудничал с журналом «Театр и Искусство», создал обширную галерею образов театральных деятелей начала века, среди которых были Горький, Шаляпин, Мейерхольд, Комиссаржевская, Станиславский, Собинов и другие.
В годы Гражданской войны Любимов выполнял агитационные панно и плакаты, оформлял агитпоезда, работал в Кавказском и Закавказском отделениях Окон РОСТА, сотрудничал с журналами «Красная панорама» и «Вокруг света», а также работал в области киноплаката.
Живописец участвовал в выставках, писал портреты, жанровые и исторические композиции, пейзажи, рисовал сатирические иллюстрации, театральные зарисовки, шаржи. Он работал в технике масляной живописи, акварели, гуаши, пастели, карандашного рисунка.
Во время Великой Отечественной войны Александр Любимов создавал антинацистские плакаты, изображал Гитлера и фашистов в жалком и неприглядном виде.
Живописную манеру художника отличают богатство тональных отношений и совершенный рисунок, широкое свободное письмо, использование разнообразной фактуры – от пастозно положенных цветовых пятен до прозрачных рефлексов и теней, создающих объемно-пространственную характеристику формы.
Произведения А.М. Любимова находятся в Государственном Русском музее, в Курской государственной картинной галерее им. А.А. Дейнеки, в Северо-Осетинском республиканском художественном музее им. М.С. Туганова, Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского и в других музеях, галереях и частных коллекциях в России, Великобритании, Германии, Италии, США, Франции и других странах.
О родителях, детстве и юности
Юрий Петрович Любимов появился на свет 17 сентября 1917 года в Ярославле третьим ребёнком семье. Отец будущего театрального режиссёра – Пётр Захарович занимался коммерцией. Мать – Борадашкина Анна Александровна работала учительницей в начальных классах. В 1922 году семья обосновалась в Москве, где отец Юрия продолжил заниматься торговлей и открыл продовольственный магазин.
Родители – Анна Александровна и Пётр Захарович
Анна Александровна прививала детям любовь к чтению книг и музыке. Когда выдавалось свободное время, Пётр Захарович ходил с детьми в театр. Самое большое впечатление детства осталось у Юрия от посещения МХАТа, где он посмотрел несколько спектаклей. Старший брат Любимова – Давид, имел талант художника. Он многое открыл Юрию в этом виде искусства, что в последствие очень помогало ему в режиссёрской работе.
В детстве (слева с братом)
В 1926 году для семьи наступило время испытаний. Сначала арестовали отца, затем мать. Следствие требовало у родителей выдать какие-то огромные суммы денег, которых у них не было. Дело закончилось тем, что Анна Александровна, боясь за детей, одних оставшихся дома (Давиду было на тот момент 13лет, сестре Наталье – 5, а Юрию – 9 лет), отдала все имеющиеся у неё драгоценности.
Закончив семилетку, Любимов решил выбрать профессию рабочего и пошёл в фабрично-заводскую школу, расположенную на Таганке, в свободное время он посещал хореографический кружок. Молодой человек планировал в дальнейшем поступить в институт и стать инженером, но неожиданно для всех поменял своё решение и поступил в студию второго МХАТа на актёрское отделение.
Главный режиссёр Театра на Таганке
- В 1964 году директор Московского театра драмы и комедии (впоследствии преобразованный в Театр на Таганке) Н.Л. Дупак, пригласил Юрия Петровича на должность главного режиссёра. В то время посещаемость театра была очень низкой.
- Основой нового коллектива стали, пришедшие в театр ученики Любимова. После дополнительного набора, в труппу были приняты такие в последствие знаменитые актёры как В. С. Золотухин, бард В. С. Высоцкий и Н. Н. Губенко и другие. Актёрский состав регулярно пополнялся выпускниками театральных училищ.
- Благодаря активной и плодотворной работе директора и главного режиссёра, театр через некоторое время стал самым авангардным в СССР. Дух новаторства был виден буквально во всём, начиная от декораций и заканчивая применением всех видов сценического искусства.
- Первоначально спектакли ставились по поэтическим произведениям известных русских и советских поэтов, а через некоторое время творческий коллектив театра обратился к прозе писателей страны.
- Посещать Театр на Таганке в 70-х годах 20 века стало престижным. Его постановки получали первые премии на международных театральных фестивалях.
- В 1980 году было отреставрировано старое здание театра и построено новое с техническим оборудованием, соответствующим требованиям того времени.
- К 1983 году Любимов, за остроту спектаклей, регулярно критиковался со стороны министерства культуры СССР. Чиновники стали считать его диссидентом. Одна часть его спектаклей была запрещена, другая находилась под этой угрозой.
[править] Примечания
- Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007. С.11, 13, 15, 20, 358, 361, 364—366, 371, 372, 381, 383—385, 387—389, 399, 400, 406, 439, 441, 446.
- Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. Кафедра монументально-декоративной живописи. СПб.: Искусство России, 2011. С.63.
- Александр Михайлович Любимов (1879—1955). Каталог выставки. СПб.: ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, 1991.
- Александр Михайлович Любимов (1879—1955). Живопись. Графика. СПб.: Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, 1998.
- Александр Михайлович Любимов. Живопись. Рисунок. Шарж. М.: Художник и книга, 2001. С.86.
[править] Ссылки
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
Детство и юность
Родился будущий артист и режиссер осенью революционного 1917 года в Ярославле в зажиточной купеческой семье. Когда Юрию исполнилось 5 лет, семья перебралась в Москву. Во времена НЭПа в Охотном ряду купец Петр Любимов держал лавку, в которой торговал шотландской сельдью. Родители Юрия Петровича – образованные люди. Отец окончил коммерческое училище, мама – педагогическое. Она работала учительницей в начальной школе.
Юрий Любимов
В конце 1920-х бывшего купца лишили гражданских прав как живущего на нетрудовые доходы. Лишенца Любимова неоднократно арестовывали. Чтобы обезопасить родных, Петр Захарович развелся с женой, но семья с трудом выживала. Помогала многочисленная родня, не отвернувшаяся от «опасного» родственника.
Юрий Любимов в молодости
Юрий Любимов окончил семь классов: в старшие парня не приняли из-за происхождения. Он поступил в техникум, чтобы получить специальность электромеханика. Но мир искусства манил Юрия. Увиденную в детстве на подмостках МХАТа игру Константина Станиславского Любимов запомнил на всю жизнь. Студент поступил в театральную студию, работавшую при 2-м МХАТе. В 1935 году 18-летний Юрий Любимов впервые вышел на подмостки. Так началась его творческая биография.
Смерть Юрия Любимова
Осенью 2012 года режиссера госпитализировали с сердечным приступом. После курса интенсивной терапии Юрий Любимов впал в кому, но через сутки вышел из нее. Летом 2013 года режиссер восстанавливал силы и отдыхал, готовился к новому сезону. Осенью он представил новый оперный проект в Италии, где так же отпраздновал свой день рождения. Весной следующего года уже в Москве состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова.
2 октября 2014 года Юрий Любимов в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Диагноз — острая сердечная недостаточность. Через три дня он скончался.
Учёба
Родители были против, но 22-летний сын уезжает и с блеском сдаёт вступительные экзамены в Московское училище. Начав обучение в 1903 году, Герасимов задержится здесь до 1915-го – ему хотелось учиться новому.
Сначала живописное отделение, затем архитектурное. Учителями были Серов, Васнецов, Милорадович, Клодт, Корин, Касаткин, Горский, Архипов, Пастернак.
Константин Коровин, часто бывающий в Париже, повлиял на становление Герасимова как живописца особенным образом. «Больше жизни!» – требовал он от своих учеников. Рассказы мастера о французском импрессионизме будоражили умы студентов, и ранние картины Герасимова демонстрируют это влияние.
Первые успехи и цели
С 1909 года Герасимов уже постоянный участник выставок, проводимых в Училище. Появились первые покупатели и заказчики. Так, известный московский писатель В.А. Гиляровский не пропускал ни одной ученической выставки – любил живопись и дружил с художниками. Оценить величину таланта студента он мог с первого взгляда, как и определить, откуда тот родом.
Видя потенциал Герасимова, Гиляровский покупал его выставочные работы, а также заказывал портреты членов своей семьи. Такое участие влиятельного и известного человека для молодого художника было хорошей моральной и материальной поддержкой.
Критика также высоко оценивала работы студента Герасимова – Александра в московской прессе упоминали как достойного пейзажиста. «Рожь покосили», «Большак. Зной», «Праздник весны», «Тёплый чернозём» и другие – ученические картины Герасимова, за которые молодой художник был назван в прессе «поэтом весны, поэтом молодой пробуждающейся природы».
Сам художник «любил жизнь и реальное в искусстве», поэтому в творчестве придерживался традиций русского реализма. Его привлекали краски Архипова, приёмы Цорна и свет Клода Моне – их он считал искренними, поэтичными и цельными. На эти качества в искусстве был нацелен и сам.
Окончание Училища
В 1915 году учёба завершена. В результате у Герасимова 2 диплома: он теперь художник I степени (имеет большую золотую медаль) и архитектор.
По второй специальности единственным результатом осталось здание театра, построенное в 1913 году на родине художника (взамен сгоревшего в 1909 году). Ещё студентом Герасимов принял участие в проектировании фасада и убранства внутри нового театрального здания в стиле модернизированного ампира (стоит Козлове по сей день и является гордостью города).
Другим архитектурным проектам не суждено было воплотиться в жизнь – стремление к живописи оказалось сильнее. Ей художник намеревался посвятить свою жизнь.
[править] Литература
- Эткинд М. Александр Михайлович Любимов. Л.: Художник РСФСР, 1971.
- Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.3. 1941—1947 годы. М.: Советский художник, 1973. С. 9, 25, 108, 153, 200, 251, 334, 342, 343, 375.
- Александр Михайлович Любимов (1879—1955). Каталог выставки. СПб.: ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, 1991.
- Александр Михайлович Любимов (1879—1955). Живопись. Графика. СПб.: Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, 1998.
- Александр Михайлович Любимов. Живопись. Рисунок. Шарж. М.: Художник и книга, 2001.
- Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007. С.11, 13, 15, 20, 358, 361, 364—366, 371, 372, 381, 383—385, 387—389, 399, 400, 406, 439, 441, 446.
- Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. Кафедра монументально-декоративной живописи. СПб.: Искусство России, 2011. С.63.
- Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019. С.34-36, 47, 324, 341, 342, 346, 348—351, 357, 366—370, 372, 383, 389, 391.
Научная деятельность
Лотман является одним из пионеров структурно-семиотического способа изучения литературы и культуры в отечественной науке. Он считается родоначальником Тартуско-московской семиотической школы. Наибольший интерес он проявлял к проблемам культуры и искусства, которые расценивал в качестве «вторичных моделирующих систем».
Первоначальной моделирующей системой в понимании Юрия являлся язык. Искусство он понимал, как часть культуры, наравне с наукой. После данных изысканий, он приступает к разработке семиотики – науке о коммуникативных системах и знаках, применяемых во время общения.
Такой метод Лотман задействовал для анализа художественных произведений, фильмов и спектаклей. Базируясь на исследованиях в этой области, он представил собственную модель коммуникации. Параллельно с этим ученый вывел понятие семиосферы – пространства, которое является условием для реализации коммуникации и существования языков.
За годы биографии Юрий Михайлович издал немало научных трудов по семиотике, включая «Внутри мыслящих миров» и «Люди и знаки». Отдельного внимания заслуживает его работа «Диалог с экраном», на страницах которой описывается подробный анализ языка кино.
В философии Лотмана особое место занимает информация, которую он сопоставляет со значением. По его мнению, информация представляет собой не только – знание, но знание во время перехода от незнания. И если это так, то задача искусства состоит в наделении объекта значением – создании информации.
Заслуги Лотмана были столь велики, что в 1977 г. он стал членом-корреспондентом Британской академии, а через несколько лет вошел в состав Норвежской и Эстонской академии наук, а также был избран академиком Шведской королевской академии наук.
В последние годы научной деятельности Юрий Лотман создал цикл телепрограмм «Беседы о русской культуре». В его основе была жизнь дворянства пушкинской эпохи. Примечательно, что значительная часть его трудов была посвящена исследованию литературы 18–19-го столетий.
Наибольший интерес у Лотмана был к творчеству Александра Пушкина. Он детально проанализировал биографию русского классика и опубликовал комментарии к «Евгению Онегину», за что в 1993 г. стал лауреатом академической премии им. А. С. Пушкина.
[править] Биография
Александр Любимов родился 25 февраля 1879 года в селе Пальцево Дмитриевского уезда Курской губернии в дворянской семье. В 1892 году с родителями переехал сначала в Курск, а затем в Санкт-Петербург.
В 1895—1901 годах А. Любимов учился в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица. С 1901 года занимался как вольнослушатель в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в мастерской И. Е. Репина. В 1909 году получил звание художника за картину «Каин».
Любимов А. Две пионерки. 1932
После окончания ВХУ А. Любимов в 1912—1919 годах по рекомендации И. Е. Репина возглавлял Харьковское художественное училище, где среди его учеников был А. Дейнека.
В 1927 году А. Любимов вернулся в Ленинград. По приглашению И. Бродского преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1934—1941, профессор с 1939 года) и Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (1949—1955, профессор с 1949 года).
С 1900 года участвовал в выставках, в том числе Императорской Академии художеств, общества имени А. И. Куинджи. Член Ленинградского Союза советских художников с момента образования в 1932 году. Писал портреты, жанровые и исторические композиции, пейзажи. Создавал сатирическую графику, театральные зарисовки, шаржи. Работал в технике масляной живописи, акварели, гуаши, пастели, карандашного рисунка. Персональные выставки произведений А. Любимова были показаны в 1949 году в Ленинграде и в 1991 и 1998 годах в Санкт-Петербурге.
Живопись А. Любимова отличают богатство тональных отношений и совершенный рисунок, широкое свободное письмо, использование разнообразной фактуры — от пастозно положенных цветовых пятен до прозрачных рефлексов и теней, создающих объёмно-пространственную характеристику формы.
Учениками А. Любимова — педагога были такие известные художники, как Ю. М. Непринцев, Н. Е. Тимков, А. А. Дейнека, А. И. Лактионов, П. П. Белоусов, М. Г. Козелл и другие.
Александр Михайлович Любимов скончался 19 декабря 1955 года в Ленинграде на 77-м году жизни от инсульта. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Произведения А. М. Любимова находятся в Государственном Русском музее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Франции, Великобритании, США, Германии, Италии и других странах.
Биография Лотмана
Юрий Лотман появился на свет 28 февраля 1922 года в Петрограде. Он рос и воспитывался в еврейской семье. Его отец, Михаил Львович, работал юрисконсультом, а мать, Сара Самуиловна, была швеей, позже освоившей профессию стоматолога.
Детство и юность
Помимо Юрия в семье Лотманов родились 3 дочери: Инна, Лидия и Виктория. Когда будущему литературоведу исполнилось 8 лет родители отдали его учиться в Петришуле, в стенах которого он провел 9 лет.
После этого Лотман продолжил получать образование на филфаке Ленинградского университета. В преддверии Великой Отечественной войны (1941-1945) его на 2-м курсе обучения призвали в армию. В данное время биографии он служил связистом.
Юрий проявил себя храбрым и грамотным бойцом, по причине чего ему доверили командовать отделением связи управления 3-го дивизиона 38-й артиллерийской бригады. В одном из боев он получил контузию.
За заслуги перед Отечеством Лотман удостоился ордена Красной Звезды, медали «За отвагу и прочих наград. После войны парень продолжил учебу в университете, который окончил в 1950 г. В дальнейшем получении образования ему было отказано по причине «некоммунистических» идей.
Это привело к тому, что Юрий Лотман решил продолжить свою деятельность в эстонском педагогическом Тартуском университете. Здесь он занял должность старшего преподавателя. В последующие годы биографии ему удалось защитить кандидатскую диссертацию, а в 1963 г. стать профессором.
[править] Биография
Анатолий Смирнов родился 14 ноября 1924 года в деревне Подборок Череповецкой губернии. После переезда семьи в 1932 году в Ленинград учился в Средней художественной школе.
После начала Великой Отечественной войны работал рабочим на судостроительном заводе. В 1942 году был призван в Красную Армию. Воевал сапёром на Ленинградском фронте, участвовал в боях под Выборгом, в освобождении советской Эстонии.
Смирнов А. Смазчица. 1957. Новокузнецкий художественный музей
После демобилизации вернулся к учёбе в СХШ, которую окончил в 1949 году. В том же году поступил на отделение живописи ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у В. В. Соколова, Л. В. Худякова, А. Д. Зайцева, Б. В. Иогансона. В 1955 году А. Смирнов окончил институт по мастерской профессора Б. В. Иогансона с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Проводы на фронт».
После защиты диплома А. Смирнов продолжил обучение в аспирантуре института. Одновременно началась его педагогическая работа на кафедре рисунка ЛИЖСА имени И. Е. Репина, продолжавшаяся до 1993 года.
В 1955 году по результатам дипломной картины А. Смирнов был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. С 1955 года участвовал в выставках, писал жанровые картины, композиции на историко-революционные темы, портреты, пейзажи, натюрморты.
Среди основных произведений, написанных А. Смирновым, картины «Берёзка», «Поле» (обе 1956), «Смазчица» (1957), «Север» (1958), «На защиту Петрограда», «На путях» (обе 1959) (обе 1959), «Лето» (1961), «В суровом краю», «Задание в разведку», «Север», «Портрет доярки» (все 1964), «Первые колхозники села Даргун» (1967), «Цветы на окне» (1968), «Натюрморт с фруктами» (1972), «На фронт», «Партизаны» (обе 1975) и другие.
Анатолий Иванович Смирнов скончался в 1997 году в Петербурге на семьдесят третьем году жизни. Его произведения хранятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Фильмы
В кино Юрий Любимов дебютировал в 1941 году. Артист появился на экране в роли Принца в картине «Цветные киноновеллы». В 1940-х актер снялся в десяти художественных фильмах, среди которых наиболее яркими оказались военная драма «Дни и ночи», комедия «Беспокойное хозяйство», драма «Голубые дороги» и культовая музыкальная комедия Ивана Пырьева «Кубанские казаки», где Любимову досталась роль Андрея.
Юрий Любимов в фильме «Кубанские казаки»
В 1950-е годы Юрий Любимов появился в восьми лентах, среди которых биографический фильм «Белинский», драма Александра Довженко «Прощай, Америка!», блестящий водевиль «На подмостках сцены» и киноповесть «Город зажигает огни». Больше он в кино не снимался, сосредоточив силы на театре.