«Белая ворона»
Андрей Бартенев, фото которого вы можете оценить в нашей статье, всегда ощущал себя «белой вороной» в сообществе людей. Он становится сенсацией всегда и везде, где бы ни появился, — так неординарны все его творческие проекты и необычен весь вид.
На поддержание своего внешнего облика Андрею приходится тратить чрезвычайно много сил, ведь это одна из главных частей его образа. Сочетание самых немыслимых элементов в одежде вкупе с невероятными цветами и покроем — его фирменный стиль. Обыватель буквально повергается в шок при виде человека в странной шляпе, оранжевом пальто в яблоках и очках чудной формы.
Сам художник немного расстроен, что за границей его внешний вид вызывает у окружающих позитив и любопытство, а в России зачастую — агрессию (несколько раз на художника нападали на улице с целью избиения).
Медицина
В 29-летнем возрасте Александр Вишневский успешно защитил докторскую диссертацию. В скором времени он был отправлен в загранкомандировки, в ходе которых исследовал урологию, половую систему и нейрохирургию.
Тогда же Вишневский занялся написание научных статей. С 1904 по 1911 год он занимал должность приват-доцента кафедры топографической анатомии. Тогда же мужчина начинает преподавать хирургическую патологию и терапию в стенах родного университета.
Весной 1912 г. Александру Васильевичу доверили должность профессора на кафедре хирургической патологии. Спустя 4 года он стал главой кафедры госпитальной хирургии. Во время Первой мировой войны (1914-1918) он продолжал преподавать, занимая высокие посты в военных госпиталях Казани.
В послевоенные годы Вишневский несколько лет руководил областной клиникой Татарской АССР. В период 1926-1934 гг. он возглавлял хирургическую больницу Казанского университета. В результате, ему удалось приобрести репутацию не только талантливого врача, но и организатора.
К тому моменту Александр Вишневский стал автором порядка 40 научных трудов. Он написал множество уникальных работ по мочеполовой системе, хирургии желчных путей, нейрохирургии, хирургии и др. В конечном счете, он стал одним из наиболее авторитетных специалистов в СССР в области хирургии.
Вскоре Вишневский издал очередную научную работу, которая приобрела огромную известность. Во время эксперимента он заметил, что новокаин обладает не только обезболивающим эффектом, но и благотворно влияет на устранение воспалений и заживление ран.
Это привело к тому, что Александр разработал инновационные способы лечения, включая создание масляно-бальзамической повязки – мази Вишневского (1927). Данная мазь представляла собой антибактериальное и вяжущее средство, ускоряющее процессы восстановления тканей. Врач разработал известный метод обезболивания – новокаиновую блокаду.
Мазь Вишневского активно использовали в ходе Великой Отечественной войны (1941-1945), спасшую жизни множеству советских солдат. Она применялась при воспалительных процессах, тромбофлебите, гангренах, карбункулах и прочих болезнях. Данный препарат принес огромное признание его автору.
Способ обезболивания по Вишневскому стал повсеместно практиковаться в разных уголках СССР, будучи доступным для всех слоев населения. Положением на сегодня этот метод считается малоэффективным, поскольку может становиться причиной рака кожи и гематологических болезней.
Интересен факт, что в 1929 г. Александр Вишневский посетил США, где выступил с научным докладом о своем методе, прозванным – «русским». В 1934 г. он обосновался в Москве, оставив в Казани десятки учеников. Примечательно, что 18 его воспитанников удостоились профессорской степени.
Александр Вишневский с коллегами
Тогда же Вишневскому присвоили звание Заслуженного деятеля науки РСФСР. В конце 1947 г. он вошел в состав АМН СССР, после чего в столице был основан Институт экспериментальной и клинической хирургии, главой которого стал Александр Васильевич.
К тому моменту жизни академик уже был обладателем орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, а также Сталинской премии 2-й степени. Вишневский пользовался огромным авторитетом среди коллег, считаясь одним из основателей советской нейрохирургии.
Исаак Бродский
В Америку Исаак Бродский, один из главных представителей соцреализма, отправил восемь картин, одна из которых — «После дождя» — была приобретена во время передвижной выставки в Бирмингеме.
Когда произведения приехали в Бирмингем, в городе не было своего музея. Но выставка русского искусства вызвала большой интерес публики, что побудило патронов и местных экспертов совместно выбрать одну из картин из экспозиции для приобретения. Этим полотном оказалась работа Бродского «После дождя» — она должна была стать первым экспонатом будущего музея.
Формально произведение было куплено в редакцию газеты The Birmingham News, а хранилось в публичной библиотеке. Спустя месяц после приобретения полотна в библиотеке случился пожар, однако работу эвакуировали при первом же появлении дыма — газеты радостно сообщали о её спасении. Сегодня картина Бродского висит в залах администрации библиотеки, но посмотреть её можно в каталоге выставки.
Команде Музея русского импрессионизма удалось частично восстановить выставку середины 1920-х годов и собрать знаковые произведения, которые сегодня хранятся в музейных и частных собраниях России и мира. Результатом этой работы стала выставка-исследование «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924», которая пройдёт с 16 сентября по 16 января в Музее русского импрессионизма.
Скандалы
С именем Бартенева связано немало скандалов, хотя, в сущности, он безобидный художник-пацифист. Так, на одной частной вечеринке для богатого клиента концептуалисту заказали проведение вечера. Каково же было удивление представителей высшего общества, когда им в качестве развлечения было представлено шоу из нескольких десятков кошек и собак, которые занимались процессом размножения.
Андрей Бартенев на фоне работы Вовы Перкина В 2011 году на Первом канале в программе «Давай поженимся» вышел необычный выпуск, приуроченный к празднованию Хеллоуина. В качестве жениха выступил Бартенев, который пришел в студию в оригинальном образе — в костюме надувной кукурузы. Концептуальный наряд оказался слишком неудобным для съемок, задевал декорации, что вызвало гнев у Ларисы Гузеевой. Однако дизайнер сумел договориться с телеведущей и сделать один из ярких и незабываемых выпусков проекта.
В 2021 году публику шокировала эпатажная свадьба Ксении Собчак и Константина Богомолова. Пара отправилась в загс в открытом катафалке — желающие могли лицезреть пару, уютно устроившуюся в столь «оригинальном» средстве передвижения. Но на этом «скандальные» события торжества не закончились. Бартенев предстал перед гостями в роли подружки невесты. Для этой почетной миссии дизайнер создал костюм с 19 надувными шарами с изображениями женского лица. В загсе художник исполнил танец, чем привел в восторг гостей.
Михаил Нестеров
Михаил Нестеров также участвовал в нью-йоркской выставке. Художник был перфекционистом: кропотливо работал, по множеству раз переписывая, казалось бы, незначительную деталь. Часто Нестеров оставлял произведения незаконченными, а потом возвращался к ним, но уже на новом холсте. Некоторые из таких работ выставлялись в США: например, картина «Голова великомученицы Варвары».
Первоначальная версия произведения под названием «Чудо» была написана в 1895 году. В 1921 году художник переписал работу и в таком виде отправил её в Америку. После выставки в Нью-Йорке он уничтожил картину, и на том же холсте в разное время писал небольшие этюды. От полотна уцелели лишь фигура юноши и голова Варвары. Причины таких действий весьма прозаичны: образ Варвары написан с музы художника Елены Праховой. Несмотря на взаимную симпатию, история не получила счастливого конца: влюблённые так и не смогли быть вместе.
Валентин Серов
Ещё один участник американской выставки — Валентин Серов, выдающийся ученик Ильи Репина. Серов ещё при жизни приобрёл популярность не только в России, но и за границей: его работы выставлялись в Париже, Дрездене, Мюнхене, Венеции. Одно из отправленных на выставку в Нью-Йорк произведений — «После Куликовской битвы» — создавалось для оформления зала Москвы в Историческом музее.
Работа так и не была закончена художником из-за множества комментариев и замечаний со стороны Учёного совета Исторического музея. Помимо графических эскизов Серов написал три живописных варианта, один из которых отправил в Америку. В Нью-Йорке полотно было приобретено, однако в 1992 году его вернули в Исторический музей: одна из зарубежных компаний преподнесла её в дар.
Бартенев сейчас
В наши дни художественные акции Бартенева проводятся в столице, в основном в развлекательных центрах. Эксцентрик выбрал в свои инструменты буйство красок, множество ярких воздушных шаров и различных световых эффектов. Все работы Бартенева, в особенности самые свежие, наполнены радостью и позитивными эмоциями. Костюмы последних перформансов отличаются скромностью и простотой – они призваны в первую очередь не мешать свободному передвижению актеров.
В 2021 году Андрей провел несколько акций: «Дайте любви!», «Портреты счастливых людей», «Ногами — в воде, головой — в облаках». Эти представления возымели громкий успех и максимальную отдачу зрителя.
В начале 2021 года зрители первого канала были обрадованы новостью, что новым ведущим программы «Модный приговор» станет именно Андрей Бартеньев, который придет на смену Александру Васильеву. Но Андрея взяли лишь в качестве временного ведущего, однако он успел собрать несколько замечательных образов и помог личностно раскрыться участникам шоу.
Эксцентричный модельер и дизайнер, художник и актер, педагог и автор замечательных статей об истории искусства, Андрей Бартенев не просто эпатирует публику, но и вкладывает глубинный смысл в свои работы. Ко вкусам художника в выборе нарядов можно относиться по-разному, но глупо отрицать, что, так или иначе, ему присуще неповторимое чувство стиля, на грани с инопланетным, неземным. Как бы то ни было, Андрей продолжает творить, делая упор на исключительно положительном впечатлении, за что стоит его поблагодарить: в этом порой мрачном мире такая сумасшедшая толика радости способна не только встряхнуть и ободрить, но и заставить поверить в то, что мир не так однообразен и скучен, как казалось ранее.
Кто он?
Если говорить о принадлежности к какой-то определенной профессии, то так вот просто, одним словом и не определишь. Художник? Да, пожалуй, можно сказать и так. А еще Бартенев является режиссером, дизайнером, модельером, скульптором и даже немного писателем. Все перечисленные творческие интересы входят в круг профессиональной деятельности Андрея Бартенева.
Он обладает уникальной работоспособностью и талантом, одевается в яркие эпатажные костюмы, носит на голове разноцветные шарики и другие необычные предметы. Говорит, что по ночам видит фантастические сны и обладает способностью перемещаться в соседние галактики. Он никогда не изменяет своему творческому кредо и делает что хочет. Причем Андрей не пытается объяснить окружающим, что он хотел сказать или показать в своих инсталляциях, говоря, что его конек — визуализация, а вот трактовка увиденного — это уже удел зрителей.
Сегодня работы Андрея Бартенева находятся в экспозициях лучших зарубежных галерей. Да и сам он чаще бывает за рубежом, чем дома в России. Здесь он, как уже было сказано, мало известен широкой публике, а вот за границей нашего непризнанного гения буквально носят на руках.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Мурина Елена. Рябушкин. — М.: Советский художник, 1961
- Кузнецов Б. М. Андрей Петрович Рябушкин / Оформление Э. И. Копеляна. — Л.: Художник РСФСР, 1969
- Андрей Петрович Рябушкин: Альбом / Авт.-сост. Н. Г. Машковцев. — М.: Изобразительное искусство, 1976
- Механикова В. М. Андрей Петрович Рябушкин. — Л.: Художник РСФСР, 1989
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Проголосуйте page
Драматический театр
Такая разносторонняя творческая личность, как Андрей Бартенев, не могла не попробовать себя в качестве театрального актера. Еще в начале 2000-х, будучи на резком взлете своей карьеры, он поучаствовал в постановке Shlem.com, воссозданной по роману небезызвестного и также крайне эксцентричного писателя Виктора Пелевина. В данном экспериментальном спектакле авторы поставили перед собой цель соединить само представление с видеопроекцией и общением зрителей в интернет-пространстве. Постановка приняла участие в Фестивале современного искусства NET, но шоу не возымело ожидаемого успеха и не впечатлило критиков. Однако это событие показало Бартенева как художника, который находится в непрерывном поиске новых средств самовыражения и неочевидных форм искусства.
Пётр Кончаловский
Пётр Кончаловский был сезаннистом и испытывал сильное влечение к Европе: он потрясающе говорил по-французски, выезжал на этюды в Италию со своим тестем Василием Суриковым, был одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», члены которого вдохновлялись новой французской живописью. В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Однако известен он стал благодаря своим натюрмортам, исполненным в стиле близком аналитическому кубизму и фовизму.
В Америку Кончаловский отправил почти 20 своих работ, созданных в начале 1920-х: портреты, пейзажи, натюрморты и ню. На одном из представленных портретов изображён Александр Вишневский — актёр, с 1898 года состоявший в труппе Московского художественного театра. Вишневский сыграл роли во многих чеховских пьесах — «Чайке», «Дяде Ване», «Трёх сёстрах». Актёра отличали сильный голос и видная фигура, которую умело запечатлел Кончаловский.
Творчество
Свои картины Андрей Бартенев пишет в смешанных техниках, прибегая к декупажу, графике, пастельной живописи, коллажу. Среди самых известных работ художника — «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Спокойствие двух клоунесс», «Девочка с двумя фейерверками», «Портрет в сапогах», «Автопортрет в роли Арнольда Нижинского», «Я фей, я фей прекрасный». Стилистически его картины склонны к крайней степени абстракции, а скульптуры и вовсе сводят с ума простого обывателя.
Однако по-настоящему широко художник проявляет себя создавая зрелищные представления. Среди самых известных его перфомансов — «Фауст», «Снежная королева», «Нижнее белье для Африки», «Спящие красавицы». Также Андрей взял на себя роль организатора фестиваля иллюстрации «Институт улыбки», а также выставки «Люби кутюр!». Его представления всегда имели громкий успех, приковывая к себе любопытные взоры художественных критиков и простых любителей искусства.
Детство и юность
Сева Вишневский родился в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Отец Виталий Петрович — инженер-геодезист, работавший землемером. Мальчик учился в Первой петербургской гимназии (ныне школа № 321, расположенная на Социалистической улице). Среди выпускников учебного заведения — младший брат «солнца русской поэзии» Василий Пушкин, композитор Михаил Глинка, естествоиспытатель Владимир Вернадский, ортопед Генрих Турнер, а также причисленный к лику святых Леонид Чичагов (Митрополит Серафим).
С детства Сева познакомился с типографской и редакторской работой — редактировал гимназический журнал «Из-под парты» и посещал издательства, расположенные в том же здании, что и квартира Вишневских. Историю в гимназии преподавал Василий Янчевицкий (впоследствии — писатель В. Ян) — энтузиаст скаутского движения. Гимназисты выезжали в лагеря и на раскопки, зачитывались книгами Луи Буссенара.
Начавшуюся в 1914 году войну подростки восприняли как приключение и начали сбегать на фронт. Юный Вишневский дошел до передовой с егерским полком, побывал в двух боях, но тут его узнал священник военной части, ранее преподававший в гимназии Закон Божий. 14-летнего бойца отправили в тыл, а через 3 дня рота практически полностью погибла.
Всеволод досрочно сдал экзамены за 5-й класс и вернулся на фронт, где через 2 месяца получил Георгиевский крест за отвагу и находчивость, проявленные в разведке. Дальнейшая биография Вишневского развивалась стремительно. В 1916 году будущего писателя ранили, и он превратился в убежденного большевика. В 1917-м боец вернулся в Петроград и участвовал в захвате Варшавского вокзала, а в марте 1918-го обеспечивал безопасный переезд большевистского правительства из Северной столицы в Москву.
В следующие полтора года Вишневский служил пулеметчиком на Волжском буксире и воевал в составе Первой конной армии, возглавляемой Семеном Буденным. В 19 лет, находясь на службе в Новороссийске, парень написал первую пьесу «Суд над кронштадтскими мятежниками» и поставил ее с черноморскими матросами.
Декоративная композиция «Согдиана»
Владимир Муратов Время создания: 1980 Гусевский хрустальный завод, Владимирская область, Гусь-Хрустальный Хрусталь цветной, грань оптическая, техника гутная, обработка пескоструйная
Владимир Муратов. Декоративная композиция «Согдиана». 1980. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Елена Титова Директор Всероссийского музея декоративного искусства
Я хорошо знаю художественное стекло советского и постсоветского периодов, со многими художниками знакома лично. Владимир Сергеевич Муратов — один из нескольких, совсем немногих, корифеев, художник широчайшего творческого диапазона — во многом определил пути развития отечественного художественного стеклоделия. Многие его работы стали новаторскими для своего времени как по формообразованию, так и по методам их декоративной обработки и цветовому решению. Работа с цветным гутным стеклом принесла автору множество творческих удач и профессиональное признание. Автор легко и красиво общается через свои произведения с непростыми собеседниками — космосом, историей человечества… Композиция из цветного хрусталя «Согдиана», строгая и отточенная в силуэте, наполнена ассоциациями, уносящими в эпохи древнейших, исчезнувших цивилизаций (согдийцы — древний народ иранского происхождения, бывший посредником между Римской, а позже Византийской империями и Китаем. — TANR). Глядя на «Согдиану», можно медитировать часами. И в то же время, если говорить о ней в контексте современного дизайна, современной стекольной пластики, это, безусловно, одна из самых значительных работ в мире!