Ленинградский нонконформизм
Традиции авангардизма начали возрождаться в Ленинграде после войны, однако развитие они получили в 1950-е годы, с приходом молодых художников. Первыми представителями нового поколения были ученики Средней художественной школе при Академии художеств, в том числе Александр Арефьев, Владимир Шагин, Геннадий Устюгов. Будучи исключёнными из школы «за формализм», они образовали «Орден нищенствующих живописцев» и начали учиться живописи у Георгия Траугота.
После окончания хрущёвской оттепели, открывшей художникам современное западное искусство, в Ленинграде сформировалось четыре основные группы художников-нонконформистов. Первая — кружок авторов, объединившихся вокруг Арефьева и Шагина, исповедовавшая экспрессионизм и гротеск. Вторая — образованная в 1964 году группа «Живописное Возрождение» (позднее — «Санкт-Петербург») во главе с Михаилом Шемякиным, создавшая направление метафорический синтетизм. Третью группу объединил вокруг своей студии Осип Сидлин, среди его учеников — Анатолий Басин, Евгений Горюнов, Игорь Иванов. Четвёртая группа — «Домашняя академия», созданная в начале 1960-х годов Владимиром Стерлиговым, учеником Казимира Малевича. В неё входили художники Александр Батурин, Сергей Спицын (одновременно состоявший в Союзе художников), Геннадий Зубков, Владимир Смирнов, Михаил Цэруш, Александр Носов, Александр Кожин, Алексей Гостинцев.
Изредка художникам-нонконформистам удавалось устраивать быстротечные выставки на небольших площадка, а первое заметное мероприятия состоялось в весной 1963 года. 30 и 31 марта в Эрмитаже свои работы в рамках «Выставки художников-рабочих хозяйственной части Эрмитажа. Навстречу 200-летию Эрмитажа» выставили Михаил Шемякин, Константин. Кузьминский, М. Никитин, В. Кравченко, Олег Лягачев, Владимир Уфлянд, Владимир Овчинников. За этот «бунт такелажников» поплатился должностью тогдашний директор музея Михаил Артамонов.
В 1968 году художники выставлялись в клубе радиозавода имени Н. Г. Козицкого, в остальное время показы проходили на квартирах, в том числе в мастерской Владимра Овчинникова и квартире Константина Кузьминского. В это время начинается объединение ленинградских нонконформистов.
Бульдозерная выставка 1974 года проходит с участием представителей Ленинграда. Вслед за ней в родном городе они организуют разрешённые показы работ в ДК имени И. И. Газа (1974) и ДК «Невский» (1975), впоследствии названные «газоневщиной». Для закрепления успеха создаётся «Товарищество экспериментальных выставок», задачей которого становится получение разрешений на проведение выставок. Власти всячески противодействуют этой деятельности, выставки по-прежнему проходят на небольших, удалённых площадка, поэтому вновь возвращается практика квартирных показов, иногда проходят уличные акции, заканчивавшиеся конфликтами с милицией и арестами.
Во второй половине 1970-х годов формируются новые группы: «Алеф» Евгения Абегауза, «Летопись» Бориса Кошелохова. Однако к концу десятилетия давление властей вынуждает многих художников эмигрировать из страны. Оставшиеся художники-нонконформисты предпринимают попытку начать открытый диалог с властью и пишут письмо в отдел культуры при ЦК КПСС. В ответ им указывают, что место неформального искусства — в самодеятельности. Но ещё до получения официальной реакции, которой пришлось ждать полгода, 14—17 ноября 1981 года организуется выставка на Бронницкой, в которой свои работы удалось показать 61 художнику. Но главным стало то, что в процессе подготовки выставки родилась идея нового объединения — «Товарищества экспериментального изобразительного искусства», благодаря которому в следующие 10 лет было организовано 13 общих, 48 групповых и 7 персональных выставок в Ленинграде и 21 за границей, в которых приняло участие более 500 художников.
Свидетельство очевидца
«Естественно, путь в официальные выставочные залы авторам, исповедующим« чуждые »формы живописи и скульптуры, был закрыт. Выход из сложившейся ситуации был найден в акциях« квартирных выставок », на которые стекались толпы заинтересованных людей. Центром этого движения были Л. Ястреб, А. Ануфриев, В. Стрельников, В. Хрущев, С. Сычев.Энергия художников была направлена на создание образов, лишенных идеологической и политической окраски. чистого искусства, в котором содержание и форма являются предметом эстетического удовольствия, а не политического комментария. Этим одесситы отличались от движения московских нонконформистов , многие идеи которых, конечно, были им близки. всего три часа на заборе в Оперном театре весной 1967 года ».
Ни Станислава Сычева, ни Валентина Хрушки сегодня нет в живых. Но резонанс их дерзкого акта, первого акта публичного неповиновения Советам, был огромен. Он вышел далеко за пределы Одессы, несомненно послужил образцом московских выставок, в частности, бульдозерной выставки.
объем памяти
- В 1997 году прошла выставка « Сычик + Хрущик» — современная версия этого известного мероприятия. Юные художники воссоздали события заборной выставки собственными работами.
- В 2010 году в Одессе в память о событиях 1967 года прошла выставка Заборов — 2, в которой приняли участие Сергей Ануфриев , Сергей Боголюбов , Вадим Гринберг , Вадим Бондаренко , Леонид Уитцехов , Дмитрий Дульфан и другие. Выставка размещалась в реставрационных лесах Морского музея.
- Очередная реконструкция Выставки Забора была сделана для масштабной выставки « Одесская школа», которая проходила с 12 по 30 июня 2013 года.
- В Музее современного искусства Одессы на «Фестивальной выставке» есть мемориальный зал, реконструированный этой самой выставкой, в том числе надпись на заборе « Сычик» .
Часть I, История
Термин «второй русский авангард» появился в середине 50-х в СССР, тогда же, когда возникло и само движение русских нонконформистов. Период с 50-х по 80-е был рассветом нового стиля в искусстве, связано это было с т. н. «хрущевской оттепелью», когда после смерти И. В. Сталина началось послабление внутриполитической обстановки, смягчение цензуры и повышение уровня свободы слова.На фоне развернувшейся кампании «десталинизации» творческая интеллигенция активно пользовалась предоставленной ей свободой мысли и самовыражения. В этот период истории главными корифеями в разных сферах искусства были:1. В кинематографе: Андрей Тарковский, Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов и пр.2. В литературе: Борис Пастернак, Александр Солженицын, Виктор Некрасов, Михаил Булгаков, Исаак Бабель и пр.3. В живописи: Оскар Рабин, Евгений Кропивницкий.С ослаблением «линии партии» жанр «сталинского соцреализма» в искусстве сменился на более свободный и концептуальный авангард, отсылающий к ранним идеям русских модернистов начала XX века.Бурное развитие нонконформистов продолжалось вплоть до 1 декабря 1962 года, это был переломный момент в искусстве: в этот день Никита Хрущев посетил выставку художников-авангардистов, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР (МОСХа). Неготовность восприятия абстрактного «нового искусства» привела к серьезным конфликтам между властью и деятелями искусства. Хрущев потребовал исключить из Союза художников всех участников выставки, но, как оказалось, практически ни один из участников выставки в Союзе художников не состоял.
В период «оттепели» в СССР было два условных направления в искусстве:1. Авангард, с присущим ему формализмом и концептуализмом, изощренными формами и двойными смыслами2. Новый реализм — более современная интерпретация «сталинского соцреализма», который полностью соответствует партийной политике и носит агитационно-пропагандистский характер. После инцидента 1 декабря 1962 года данный жанр остался едва ли не единственной формой живописи в СССР
История явления
У истоков «второго одесского авангарда», по мнению искусствоведов, стоял Олег Соколов. Точкой же отсчёта «одесского нонконформизма» стал 1967 год, когда молодые художники Валентин Хрущ и Станислав Сычёв организовали «Заборную выставку» своих работ «Сычик+Хрущик» на заборе одесского Оперного театра. Эта выставка продолжалась всего три часа. Так началось движение советского неофициального искусства.
Художники, воплощавшие «чуждую» культуру нашли выход к зрителю через «квартирные выставки». Пик активности квартирных выставок пришелся на середину 1970-х. Примечательно, что это были не закрытые показы: двери квартир были открыты для всех желающих, и эти выставки собирали множество зрителей.
Ядром движения одесского нонконформизма стали: Александр Ануфриев, Валерий Басанец, Виктор Маринюк, Владимир Стрельников, Станислав Сычёв, Валентин Хрущ, Людмила Ястреб. К этой основной группе, название которой дала Людмила Ястреб, — «нонконформисты», впоследствии присоединились Е. Рахманин, О. Волошинов, В. Цюпко. От московского неофициального искусства, «одесский нонконформизм» отличался отсутствием политизации, уходом в «чистое искусство», поиском эстетических форм самовыражения.
Самиздатовское издание 1980-го года «Одесские художники» даёт перечень художников одесского авангарда: Валентин Хрущ, Евгений Рахманин, Николай Морозов, Владимир Цюпко, Игорь Божко, Александр Стовбур, Валерий Басанец, Михаил Ковальский, Сергей Князев, Владимир Наумец, Николай Степанов, Александр Дмитриев, Надежда Гайдук, Виталий Сазонов, Виктор Рисович, Михаил Черешня, Евгений Годенко, Руслан Макоев, Анатолий Шопин, Олег Соколов, Юрий Егоров, Александр Ануфриев, Владимир Стрельников, Виктор Маринюк, Людмила Ястреб.
Большинство участников группы в 1980-х годах эмигрировало, умерло или перебралось в Москву. На смену пришло новое поколение художников: Александр Ройтбурд, Василий Рябченко, Сергей Лыков, Елена Некрасова. Эта группа малоизвестных в «официальной» среде Союза художников и не связанная со средой неофициальной — «нонконформистской», провела в конце 1980-х две крупные резонансные выставки «После модернизма 1» и «После модернизма 2» в пространстве государственного учреждения — Одесского художественного музея. Тематика, сюжеты работ, их масштабные форматы положили начало нового направления в изобразительном искусстве Одессы. В промежутке между двумя вышеупомянутыми выставками состоялась выставка «Новые фигурации» в Одесском литературном музее, к участию в которой были привлечены молодые художники Киева. Это стало началом интеграции «Одесской группы» в контекст актуального на тот период общеукраинского арт движения.
Виртуальное путешествие
Гости из Санкт-Петербурга подготовили не только выставку. Например, с 10 по 14 сентября в Иркутске впервые пройдут Дни Эрмитажа. Они включают в себя мастер-классы для реставраторов, лекции, экскурсии и многое другое.
«Мы хотим показать, чем живёт наш музей: это и реставрация, лекции и разные другие программы, _- рассказывает сотрудник пресс-службы Государственного Эрмитажа Тамила Мординова. — Даже выставки мы стараемся делать разными для разных городов. Это и знаковые произведения искусства, и предметы из кладовых, которые позволяют понять, насколько большая у нас есть коллекция. В Иркутске такое событие проходит впервые, и он станет отправной точкой для большой программы Дней Эрмитажа, которые пройдут ещё в девяти городах. В каждом будет своя уникальная программа».
Если выставка «Союз земли и воды» будет открыта для ценителей искусства до 9 ноября, то Дни Эрмитажа в Иркутске пройдут только с 10 по 14 сентября. Один из элементов его программы — это экскурсии по музею в Санкт-Петербурге с использованием шлемов виртуальной реальности, которые позволяют рассмотреть его залы, буквально не вставая со стула, и даже «пролететь» под потолком, рассмотрев экспонаты с высоты.
На VR-экскурсии залы Эрмитажа можно осмотреть со всех сторон. Фото: АиФ/ Анна Попова
«Мы привезли два VR-проекта: это 18-минутный фильм-погружение в историю с Константином Хабенским и два виртуальных зала Эрмитажа — зал Юпитера и зал галереи искусств древней живописи с обзором на 360 градусов, — объясняет сотрудник музея Игорь Соловей. — Это возможность для гостей музея получить незабываемый опыт».
Сотрудники Эрмитажа также подготовили для иркутян цикл лекций об истории музея и самых знаковых экспонатах их коллекции.
«У меня будет три лекции: об истории и архитектуре залов и зданий музея и шедеврах Западноевропейского искусства с XIII по XVIII века и с XVIII по XXI века, — рассказывает лектор Эрмитажа Павел Дейнека. — Даже не все петербуржцы знают, что в музее где находится, и сколько в нём залов. Расскажу о том, что должен увидеть человек, который впервые пришёл в Эрмитаж. Он действует на неподготовленного посетителя ошеломляюще и часто обилие информации оставляет неоднозначные чувства. Хочу дать представление о том, что в построении экспозиции нет случайных поворотов, и все имеет значение с точки зрения логики и истории».
Коллекция шедевров Эрмитажа настолько огромна, что даже истинные любители этого музея вряд ли когда-нибудь смогут увидеть все его экспонаты. Некоторые шедевры на выставке «Союз земли и воды» выставляются впервые.
«Думаю, что даже завсегдатаи Эрмитажа найдут на этой выставке тот экспонат, который ещё ни разу не видели, — уверен Павел Дейнека. — Бывают случаи, когда произведение искусства находится в архивах не один десяток лет прежде, чем его увидят в музее. Например, на выставке в Казани мы продемонстрировали картину художника первой половины XX века, которую никто не видел в течение 75 лет».
Несоответствие Одессы
Неофициальное искусство СССР «Юг» было неофициальным искусством в Одессе во второй половине XX — го века.
По мнению искусствоведов, Олег Соколов стоит у истоков «второго авангарда Одессы». «Одесса-нонконформист» начинается в 1967 году , когда молодые художники Валентин Хрущев и Станислав Сычев устраивают выставку своих работ «Закрытая», «Сычик + Хрущик» на заборе Одесского театра оперы и балета . Эта выставка длилась всего три часа. Так началось неофициальное одесское художественное движение.
Художники, олицетворяющие «чужую» культуру, нашли выход для зрителя через «квартирные выставки». Одесское движение нонконформизма инициировали Б. Круш, Люсьен Дульфан, С. Сичев, Людмила Ястреб, А. Ануфриев, В. Стрельников. В эту массовую группу, имя которой дала Людмила Ястреб — «Маверикс», позже присоединились Э. Рахманинов, А. Волочин, В. Цюпко. Неофициальное московское искусство отличалось от искусства «нонконформистской Одессы» отсутствием политизации, путем к «чистому искусству» и поиском эстетических форм выражения.
В самоизданном издании года «Художники Одессы» представлены авангардные одесские художники: Валентин Хрущ, Евгений Рахманинов, Николай Морозов, Владимир Цюпко, Игорь Божко, Александр Стовбу, Валерий Басанец, Михаил Ковальский, Сергей Князев, Владимир Наумец, Николай Степанов. , Александр Дмитриев, Надежда Гайдук, Виталий Сазонов, Виктор Рисович, Михаил Череченский, Евгений Годенко, Руслан Мако, Анатолий Шопин, Олег Соколов, Юрий Егоров, Александр Ануфриовастр Юрий Егоров, Александр Ануфриовастр Юрий, Лымник Виктор Стрельник.
Большинство участников группы эмигрировали, умерли или переехали в Москву в 1980-х. Авангардное нонконформизм этого времени продолжается — Александр Ройтбурд (1961 г.р.), художник и куратор, его творческая деятельность привела к продвижению Одессы и Украины. искусство на международном уровне; Валерий Гегамян (1925-2000), ставший основателем художественно-графического факультета Одесского педагогического института и деканом; Алексей Ильюшин (род. 1926) — наверное, последний представитель «одесского нонконформизма», живущий здесь и повидавший все его периоды, создатель ярких пейзажей и жанровых картин, мастер композиции.
Участники движения
Список известных советских художников-нонконформистов из «Второй волны русского авангарда»:
Москва
Эрнст Неизвестный , скульптор (1925-2016), Оскар Рабин (1928 года рождения), Владимир Янкилевский (1938-2018), Илья Кабаков (1933 года рождения), Олег Васильев (1931-2013), Эрик Булатов (1933 года рождения), Комар и Меламид , Леонид Соков , Виктор Пивоваров, Юло Соостер, Борис Свечников, Владимир Яковлев (1934-1998), Анатолий Зверев (1931-1986), Дмитрий Плавинский (1937-2012), Лидия Мастеркова (1927-2008), Владимир Немухин (1925-2016), Эдуард Штейнберг, Игорь Новиков, Михаил Гробман, Михаил Кулаков, Лев Кропивницкий (1922-1994), Валентина Кропивницкая (1924-2008), Михаил Одноралов, Олег Целков, Александр Юликов (1943 года рождения), Андрей Гросицкий (1934-2017), Василий Ситников, Дмитрий Краснопевцев (1925-1995), Леонид Ламм, Игорь Челковский и другие.
Ленинград
Юрий Дычленко, Евгений Рухин (1943-1976), Александр Арефьев (1931-1978), Алек Рапопорт (1933-1997), Тимур Новиков (1958-2002), Анатолий Бассин (1936 г.р.), Юрий Джарких (Джарки) (род. в 1938 г.), Алексей Хвостенко (1940-2004), Валерий Клевер, Юрий Гуров, Анатолий Белкин (1953 г.р.), Александр Ней (1939 г.р.), Владимир Лиссунов (1940-2000), Иванов Игорь Васильевич (1934-2017) )), Наталья Тореева (1941 г.р.), Евгений Горюнов (1944-1994 гг.) И другие.
Одесский нонконформизм
«Южным» направлением неофициального искусства СССР стало неофициальное искусство в Одессе второй половины XX века.
У истоков «второго одесского авангарда», по мнению искусствоведов, стоял Олег Соколов. Точкой же отсчёта «одесского нонконформизма» стал 1967 год, когда молодые художники Валентин Хрущ и Станислав Сычёв организовали «заборную» выставку своих работ «Сычик+Хрущик» на заборе одесского Оперного театра. Эта выставка продолжалась всего три часа. Так началось движение одесского неофициального искусства.
Художники, воплощавшие «чуждую» культуру, нашли выход к зрителю через «квартирные выставки». Ядром движения одесского нонконформизма стали: Александр Ануфриев, Валерий Басанец, Виктор Маринюк, Владимир Стрельников, Людмила Ястреб. К этой основной группе, название которой дала Людмила Ястреб, — «нонконформисты», впоследствии присоединились Игорь Божко, Олег Волошинов, Руслан Макоев, Станислав Сычёв, Евгений Рахманин, Александр Стовбур, Валентин Хрущ, Владимир Цюпко и другие художники.Обособленную позицию занял художник Люсьен Дульфан. От московского неофициального искусства, «одесский нонконформизм» отличался отсутствием политизации, уходом в «чистое искусство», поиском эстетических форм самовыражения.
Самиздатовское издание 1980-го года «Одесские художники» даёт перечень художников одесского авангарда: Валентин Хрущ, Евгений Рахманин, Николай Морозов, Владимир Цюпко, Игорь Божко, Александр Стовбур, Валерий Басанец, Михаил Ковальский, Сергей Князев, Владимир Наумец, Николай Степанов, Александр Дмитриев, Надежда Гайдук, Виталий Сазонов, Виктор Рисович, Михаил Черешня, Евгений Годенко, Руслан Макоев, Анатолий Шопин, Олег Соколов, Юрий Егоров, Александр Ануфриев, Владимир Стрельников, Людмила Ястреб, Виктор Маринюк.
В 1990-е годы к составу группы присоединяются Сергей Савченко и Василий Сад.
Большинство участников группы в 1980-х годах эмигрировало, умерло или перебралось в Москву. На смену пришло новое поколение художников: Александр Ройтбурд, Василий Рябченко, Сергей Лыков, Елена Некрасова. Эта группа малоизвестных в «официальной» среде Союза художников и не связанная со средой неофициальной — «нонконформистской», провела в конце 1980-х две крупные резонансные выставки «После модернизма 1» и «После модернизма 2» в пространстве государственного учреждения — Одесского художественного музея. Тематика, сюжеты работ, их масштабные форматы положили начало нового направления в изобразительном искусстве Одессы. В промежутке между двумя вышеупомянутыми выставками состоялась выставка «Новые фигурации» в Одесском литературном музее, к участию в которой были привлечены молодые художники Киева. Это стало началом интеграции «Одесской группы» в контекст актуального на тот период общеукраинского арт движения.
Музеи
В 1990-х годах многие образцы «неофициального искусства» вошли в фонд и экспозицию ГТГ, Русского музея, Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), не говоря о частных галереях.
Музей нонконформистского искусства в Санкт-Петербурге создан Товариществом «Свободная культура» в 1998 году в рамках Арт-центра «Пушкинская, 10».
В 2000 в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) был открыт музей «Другое искусство». Основу его составила коллекция неофициального искусства, которую собрал легендарный московский коллекционер Леонид Прохорович Талочкин (1936—2002).
Музей современного искусства Одессы создан в 2008 г. на основе собрания работ мастеров «второй волны одесского авангарда» коллекционера М. Кнобеля.
- Миллер, Ишмаэль
- Соль (провинция)
- Super Session
- Список государств — участников Конвенции о биологическом оружии
- Дактиномицин
- Журден, Эрик
- Межкомнатные двери фабрики «Софья»: высокое качество материалов и максимальная прочность
- Преимущества использования услуги промышленного альпинизма
- Пион кавказский
- ЛАЗ-5255
Часть III, Новая история одесского авангарда
10 апреля 2008 года меценатом Вадимом Мороховским на основе собрания работ коллекционера Михаила Кнобеля был создан Музей современного искусства Одессы.
В фонде Музея современного искусства Одессы хранится множество экспонатов советского неофициального искусства: картины, фотографии, графика, видеозаписи и документация перформансов. Формат музея подразумевает «демократичный подход»: авторы не загнаны в жесткие рамки Союза художников, за посетителями нет пристального контроля, а тематика экспозицию понятна аудитории.Также на базе МСИО был создан экспериментальный центр «Музеон», в котором проходят временные выставки на бесплатной основе, лекции и перформансы, а в свободное от мероприятий время функционирует библиотека с современной литературой для всех желающих.МСИО постепенно уходит от традиционной концепции: музей стал пространством для культурной жизни города.
Ленинградские коллективы художников
Круг Афефиева («Круг Афефьева»)
Александр Арефьев был лидером группы Maverick в Ленинграде. Он был выслан из Советского Союза в 1977 году и вскоре умер в Париже в 1978 году. В состав группы входили следующие художники: А. Арефьев (Арех), Валентин Громов (1930), Ричард (Ричард) Васми (1929-1998), который известен также его цитатой: «Художник всю жизнь расписывал свой саркофаг » , Владимир Чагин (1932–1999), Шолом Шварц (1929–1995), Наталья Жилина (1933–2005), которая была близка к этой группе, и поэт Руаль Мандельштам (1932-1961), вдохновивший группу на их творчество. Их группа называлась «Орден нищенствующих художников» или «Орден непобедимых художников», и они не были признаны до тех пор, пока не возникло новое движение Маверик в Ленинграде и их участие во Дворцовых выставках. Культура Газы (1974) и Невский Дворец культуры (1975).
«Другие» художники-нонконформисты (середина 1970-х)
Помимо того, что художники участвовали как школы или группы, описанные выше, эти художники индивидуально участвовали в важной эпохе советского индивидуального искусства. Они активно участвуют в неофициальном искусстве, включая участие в квартирных выставках и неофициальных художественных выставках, таких как знаменитые выставки «Газа-Невский индивидуалец» в Ленинграде в середине 1970-х годов.. В 1990 году вышел альбом « Художники культуры из Газы-Невского» , составленный Е
Андреевой и изданный в рамках цикла « Современный Ленинградский авангард» в Ленинграде, Россия. Помимо художников «Школы Сидлина», «Стерлиговской группы» и «Арефьевского кружка», в этот альбом среди других основоположников газо-невской культуры вошли следующие артисты: Евгений Абезгауз (Eugene Abeshaus) (1939-2008), Валентин Афанасьев (1945 г.р.), Анатолий Белкин (1953 г.р.), Михаил Шемякин (1943 г.р.), Юрий Дичленко (1941 г.р.), Вадим Филимонов (1947 г.р.), Юрий Галецкий (1944 г.р.), Владлен Гаврильчик (род. в 1929), Татьяна Кернер (1941-1973), Виталий Кубасов (1937 года рождения), Михаил Кулаков (1933-2015), Николай Лубушкин (1936-1992), Александр Манудсов (1947-1990), Юрий Медведев (1939 года рождения) ), Владимир Михайлов (1931 года рождения), Александр Морев (1934-1979), Евгений Михнов-Войтенко (1932-1988), Владимир Некрасов (1939 года рождения), Александр Окун (1949 года рождения), Владимир Овчинников (1941 года рождения) , Юрий Петроченков (р. 1942), Алек Рапопорт (1933-1997), Юлий Рыбаков (р. 1946), Евгений Рухин (1943-1976), Игорь Синявин (р. 1937), Игорь Тулпанов (1939 г.р.), Геннадий Устюгов (1937 г.р.), Игорь Захаров (1943 г.р.) и другие.
В 1990 году вышел альбом « Художники культуры из Газы-Невского» , составленный Е. Андреевой и изданный в рамках цикла « Современный Ленинградский авангард» в Ленинграде, Россия. Помимо художников «Школы Сидлина», «Стерлиговской группы» и «Арефьевского кружка», в этот альбом среди других основоположников газо-невской культуры вошли следующие артисты: Евгений Абезгауз (Eugene Abeshaus) (1939-2008), Валентин Афанасьев (1945 г.р.), Анатолий Белкин (1953 г.р.), Михаил Шемякин (1943 г.р.), Юрий Дичленко (1941 г.р.), Вадим Филимонов (1947 г.р.), Юрий Галецкий (1944 г.р.), Владлен Гаврильчик (род. в 1929), Татьяна Кернер (1941-1973), Виталий Кубасов (1937 года рождения), Михаил Кулаков (1933-2015), Николай Лубушкин (1936-1992), Александр Манудсов (1947-1990), Юрий Медведев (1939 года рождения) ), Владимир Михайлов (1931 года рождения), Александр Морев (1934-1979), Евгений Михнов-Войтенко (1932-1988), Владимир Некрасов (1939 года рождения), Александр Окун (1949 года рождения), Владимир Овчинников (1941 года рождения) , Юрий Петроченков (р. 1942), Алек Рапопорт (1933-1997), Юлий Рыбаков (р. 1946), Евгений Рухин (1943-1976), Игорь Синявин (р. 1937), Игорь Тулпанов (1939 г.р.), Геннадий Устюгов (1937 г.р.), Игорь Захаров (1943 г.р.) и другие.
1980-е годы
Тимур Новиков (1958-2002) был одним из лидеров ленинградского искусства 80-х, а в 1982 году его теория «нулевого объекта» стала одной из основ русского концептуального искусства. В 1990-х он основал неоакадемизм.
Ленинградские художники Игорь Поляков и Александр Иванович Раппопорт (р. 1959) в 1984 году создали подпольную арт-группу «Боевые слоны».
Ольга Киселева была одним из лидеров российского искусства новых медиа.
Африка (Сергей Бугаев) — еще один важный художник из Санкт-Петербурга, появившийся в 1980-х годах.