биография
La Vie Familiale (Семейная жизнь), 1912 г., высота ок. 6 футов (1,8 м). Выставлялась в 1912 г. Осенний салон, Париж и 1913 год Оружейная Шоу в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне. Фотография из Comœdia Illustré (1912 г.) оригинальной скульптуры, позже случайно разрушенной
Александр Архипенко родился в Киев (Российская империя, сейчас же Украина ) в 1887 году Порфирию Антоновичу Архипенко и Поросковой Васильевне Маховой Архипенко; он был младшим братом Евгений Архипенко.
С 1902 по 1905 год учился в Киевском художественном училище (КХУ). В 1906 году он продолжил свое художественное образование в Сергей Святославский (Киев), а позже в том же году там прошла выставка с Александр Богомазов. Затем он переехал в Москва где ему довелось выставить свои работы на групповых выставках.
Архипенко переехал в Париж в 1908 г. и проживал в колонии художника La Ruche, среди эмигрант Украинские художники: Владимир Баранов-Россин, Соня Делоне-Терк и Натан Альтман. После 1910 года у него были выставки в Салон независимых, Осенний салон вместе с Александра Экстер, Казимир Малевич, Вадим Меллер, Соня Делоне-Терк, Жорж Брак, Андре Дерен и другие.
В 1912 году у Архипенко состоялась первая персональная выставка в Музей Фолькванг в Hagen в Германии, а с 1912 по 1914 год преподавал в собственной художественной школе в Париже.
Без названия, 1912 г., опубликовано в журнале Action, Кайе индивидуалисты философии и искусства, Октябрь 1920 г.
Recherche de Plastique, 1913. Выставлялась на Эрстер Дойчер Хербстсалон, Берлин, 1913, выставка, организованная Херварт Уолден (Галерея Der Sturm ), включая Метцингер, Делоне, Gleizes, Léger, Маркусси и Пикабиа
Четверка Архипенко Кубистические скульптуры, включая Семейная жизнь и пять его рисунков, появившихся в неоднозначном Оружейная Шоу в 1913 г. в Нью-Йорк. Эти работы были карикатурно изображены в Нью-Йорк Уорлд.
Архипенко переехал в Отлично в 1914 г. В 1920 г. участвовал в Двенадцатая международная биеннале Венецианского искусства в Италия и основал свою художественную школу в г. Берлин в следующем году. В 1922 г. Архипенко участвовал в Первая русская художественная выставка в галерее van Diemen в Берлине вместе с Александрой Экстер, Казимиром Малевичем, Соломон Никритин, Эль Лисицкий и другие.
В 1923 году эмигрировал в США, и участвовал в выставке Русская живопись и скульптура. В 1929 г. стал гражданином США. В 1933 г. выставлялся в украинском павильоне в г. Чикаго как часть Век прогресса Всемирная выставка. Александр Архипенко внес наибольший вклад в успех украинского павильона. Его работы занимали одну комнату и были оценены в 25000 долларов.
В 1936 году Архипенко участвовал в выставке. Кубизм и абстрактное искусство в Нью-Йорке, а также многочисленные выставки в Европа и других местах в США. Он был избран в Американская академия искусств и литературы в 1962 г.
Александр Архипенко умер 25 февраля 1964 года в Нью-Йорке. Он похоронен в Кладбище Вудлон в Бронксе, Нью-Йорк.
Вклад в искусство
Статуэтка, 1916
(центр) Жан Метцингер, c.1913, Le Fumeur (Человек с трубкой), Художественный музей Карнеги, Питтсбург; (слева) Александр Архипенко, 1914 г., Танец Медрано (Медрано II), (справа) Архипенко, 1913 г., Пьеро-карусель, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. Опубликовано в Le Petit Comtois, 13 марта 1914 г.
Архипенко вместе с французско-венгерским скульптором Джозеф Чаки, выставлялись на первых публичных выступлениях Кубизм в Париже; Салон независимых и Осенний салон, 1910 и 1911 гг., первый после Пикассо, использовать кубистский стиль в трех измерениях. Архипенко отбыл из своего времени, используя граненые плоскости и отрицательное пространство создать новый способ взглянуть на человеческую фигуру, показывая одновременно несколько видов объекта. Он известен тем, что вводил скульптурные пустоты и изобретательно смешивал жанры на протяжении всей своей карьеры: создавал «скульптурные картины», а затем экспериментировал с такими материалами, как прозрачные. акрил и терракота. Вдохновленный работами Пикассо и Брака, он также известен тем, что представил коллаж широкой аудитории благодаря его Медрано серии.
Скульптор Энн Уивер Нортон несколько лет учился у Архипенко.
Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:
-
vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;
-
gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;
- myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
- familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
-
books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;
-
jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.
Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.
Биография
1958г — Родился в посёлке Сензас Кемеровской области;
1977-1979г — Служба в армии по призыву;
1979-1981г — Учёба в Казанском строительно-художественном училище № 16 по специальности «художественная резьба по дереву»;
1984-1985г — Вольнослушатель в Казанском художественном училище им. Н. И. Фешина по направлению «академический рисунок»;
1986-1989г — Учёба в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого ,факультет скульптуры;
1989-1995г — Учёба в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества ,факультет скульптуры;
С 1996г — Преподаватель академического рисунка в РАЖВиЗ.
Работы
1995г — Оформление лепными работами спектакль «Ужин» По заказу Олега Табакова;
1996г — Памятная доска Семенову Н. Н. и Капице П. Л. ФИЗТЕХ г. Москва;
1997г — автор памятника Св. благоверного князя Даниила московского в г. Москве;
1998г — Воссоздание поклонных православных крестов (канон) резьба, камень,
Данилов ставропигиальный мужской монастырь;
1998г — Резьба мраморного иконостаса в Храме святителя Николая в Старом Ваганькове г. Москва;
1998г — Резьба белокаменного киота для Знаменской Церкви г. Красногорск;
2007г — Мраморные резные престолы для Храма Вознесение г. Звенигород;
2007г — Крест (Распятие) гранит на могиле М. С. Евдокимова Алтай;
2007г — Памятная доска Крейсеру «Варяг» Шотландия;
2008-2016г — Памятник «Бойцам спецназа – солдатам России» с. Новый Быт.
Вклад в искусство
Статуэтка, 1916
(центр) Жан Метцингер, c.1913, Le Fumeur (Человек с трубкой), Художественный музей Карнеги, Питтсбург; (слева) Александр Архипенко, 1914 г., Танец Медрано (Медрано II), (справа) Архипенко, 1913 г., Пьеро-карусель, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. Опубликовано в Le Petit Comtois, 13 марта 1914 г.
Архипенко вместе с французско-венгерским скульптором Джозеф Чаки, выставлялись на первых публичных выступлениях Кубизм в Париже; Салон независимых и Осенний салон, 1910 и 1911 гг., первый после Пикассо, использовать кубистский стиль в трех измерениях. Архипенко отбыл из своего времени, используя граненые плоскости и отрицательное пространство создать новый способ взглянуть на человеческую фигуру, показывая одновременно несколько видов объекта. Он известен тем, что вводил скульптурные пустоты и изобретательно смешивал жанры на протяжении всей своей карьеры: создавал «скульптурные картины», а затем экспериментировал с такими материалами, как прозрачные. акрил и терракота. Вдохновленный работами Пикассо и Брака, он также известен тем, что представил коллаж широкой аудитории благодаря его Медрано серии.
Скульптор Энн Уивер Нортон несколько лет учился у Архипенко.
Библиография
- Karshan D.H. Archipenko: sculpture, drawings, and prints, 1908—1964. —Danville: Centre College; Bloomington: Indiana UP, 1985.
- Alexander Archipenko, a centennial tribute. —Washington: National Gallery of Art; Tel Aviv: Tel Aviv Museum, 1986.
- Азизян И. А. Первая волна скульптурного авангарда: Архипенко, Цадкин, Липшиц // Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2000. — ISBN 5-02-011659-9 С.145—153.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3/5 — (2 голоса)
Творчество
В середине 1890-х, воспользовавшись тем, что дебютные картины привлекли внимание специалистов, Бенуа выступил как историк и теоретик искусства. Он написал раздел о русских мастерах для выпуска альманаха «История живописи XIX века»
Спустя пару лет Александр с друзьями посетил Францию для того, чтобы написать «Версальские серии», представлявшие собой сцены с прогулок короля Людовика Великого де Бурбона, а также его придворных, жен и детей.
В 1897-м цикл акварелей, созданный по возвращении из Парижа и предместий, заслужил восторженные отзывы знатоков живописи. Три работы после официальной выставки приобрел создатель «Третьяковки» — Павел Михайлович Третьяков.
В тот же период Бенуа стал основоположником и идейным вдохновителем творческого союза «Мир искусства». Совместно с театралом Сергеем Павловичем Дягилевым и портретистом Константином Андреевичем Сомовым он занимался пропагандой прогрессивного русского и западноевропейского искусства и выпускал тематический журнал.
Со временем участники объединения постарались привлечь внимание общественности к исконным народным промыслам, прикладному декоративному искусству, графике и архитектуре. Благодаря статьям, созданными «мирискусниками», в обиход вошли понятия «русский сезанизм» и «авангард»
В начале 1900-х Бенуа создал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» Александра Сергеевича Пушкина. Окружающие с первого взгляда не оценили прелесть графических изображений, поэтому зарисовки увидели свет только стараниями единомышленника — Дягилева.
Иллюстрация Александра Бенуа к «Медному всаднику» / «Наследие Александра Бенуа»
Позже Александр Николаевич в статусе признанного мастера-графика предоставлял работы для оформления классических книжных изданий, напечатанных в гостипографии имени Ивана Федорова. В 1923-м на свет появилась книга великого русского поэта с 37 рисунками Бенуа.
Запоминающимися литературно-художественным произведениями живописца и теоретика считались картина «Аполлон и Дафна», а также издания «Азбука в картинках». Образы, в основанные на греческой и русской мифологии, пришлись по душе массе людей.
В 1910-х Бенуа проиллюстрировал повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». Серия завершенных картин отличалась детальной прорисовкой костюмов и городских пейзажей. Искушенным читателям казалось, что они попали в театр.
Автору удалось вызвать сильные эмоции благодаря многолетнему сотрудничеству с антрепризой Сергея Дягилева, известной под названием «Русские сезоны». Гастролируя вместе с артистами имперской оперы и балета в статусе худрука, Бенуа сформировал особый взгляд на изобразительное искусство и сделал живопись похожей на спектакль.
После Февральского переворота, приведшего к свержению монархии, Бенуа занимался охраной памятников старинного и классического искусства. Став главой картинной галереи петербургского Эрмитажа, художник создал актуальный каталог работ.
Вкладом сына архитектора в развитие русского искусства считалось оформление спектаклей, шедших на сцене столичных театров. Красочными декорациями славились балет «Петрушка» и оперетта «Женитьба Фигаро».
В начале 1920-х Александр Николаевич завершил работу над новым альбомом акварелей. 26 картин с авторским предисловием, послесловием и подписями получили название «Версаль»
Французский дворцово-парковый комплекс неизменно притягивал внимание живописца. Мастерство в изображении изящных пейзажей заслужило море похвал
Всеволод Аверин
Автолитография «Звери зоосада» Всеволода Аверина
Всеволод Григорьевич Аверин (1889 — 1946 гг.) родился в Харькове. Один из самых известных советских художников, книжный иллюстратор, член Ассоциации художников. Учился в Харьковском художественном училище, после чего проходил обучение у К. Киша и Е. Штейнберга.
Всеволод Аверин с 1927 года участвует в областных, всесоюзных и зарубежных выставках. Картины художника были выставлены на пяти персональных выставках: в 1936 году, в 1937 году, в 1949, 1992 и 1999 годах (после смерти художника). Аверин — яркий представитель харьковской художественной школы, работал в жанре реализма. Большинство картин — изображения животных в технике литографии, а также картины в жанре пейзажа и портрета.
Самые популярные работы: пейзажи «По Осетии», «Крым», портреты Николая Некрасова, Александра Пушкина, Николая Чернышевского, «Тигрица», альбом «Звери зоосада», серия «Олени у ясел», «Телята», «Рыбы».
Аверин проиллюстрировал большое количество детских книг, считается автором иллюстраций к «Атласу анатомии человека».
Творчество Архипенко
В 1912 году в биографии Александра Архипенко была представлена новая техника скульптуро-живописи, разработанная в попытках объединить форму и цвет воедино.
Тем не менее, главный вклад Архипенко в искусство 20 века состоит в том, что он работал над противоречивыми формами. Он осознал эстетическую ценность пустоты.
Архипенко работал также над резным пластиком, светящимся изнутри.
Его близкие к абстракции фигуры принесли автору международную известность. Среди них «Torso in Space» (Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк), «Walking Girl» (музей Гонолулу), «White Torso» (Чикагский клуб искусств).
Работы Архипенко близки к кубизму, он активно использует в скульптуре «негативное пространство».
Произведения Архипенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. 12 его рисунков находятся в Государственном Эрмитаже.
Вклад в искусство
Статуэтка, 1916
(центр) Жан Метцингер, c.1913, Le Fumeur (Человек с трубкой), Художественный музей Карнеги, Питтсбург; (слева) Александр Архипенко, 1914 г., Танец Медрано (Медрано II), (справа) Архипенко, 1913 г., Пьеро-карусель, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. Опубликовано в Le Petit Comtois, 13 марта 1914 г.
Архипенко вместе с французско-венгерским скульптором Джозеф Чаки, выставлялись на первых публичных выступлениях Кубизм в Париже; Салон независимых и Осенний салон, 1910 и 1911 гг., первый после Пикассо, использовать кубистский стиль в трех измерениях. Архипенко отбыл из своего времени, используя граненые плоскости и отрицательное пространство создать новый способ взглянуть на человеческую фигуру, показывая одновременно несколько видов объекта. Он известен тем, что вводил скульптурные пустоты и изобретательно смешивал жанры на протяжении всей своей карьеры: создавал «скульптурные картины», а затем экспериментировал с такими материалами, как прозрачные. акрил и терракота. Вдохновленный работами Пикассо и Брака, он также известен тем, что представил коллаж широкой аудитории благодаря его Медрано серии.
Скульптор Энн Уивер Нортон несколько лет учился у Архипенко.
Художественные техники
По мнению Архипенко, «трудно разделить творчество художника на периоды». Он добавляет: «Я никогда не учился в школе: меня исключили из школ. Я исследовал, изобретал и экспериментировал, затем меня подражали … Для каждого художника искусство — это восходящее творческое течение к индивидуальному открытию истины в формах природы, а периоды — это просто коробки в умах критиков. »
Проблема, которую ставит скульптура, по мнению Архипенко, — это объем и связь масс между ними. В этом он даже более экстремистский, чем современные скульпторы, такие как Бранкузи или Дюшан-Вийон, которые, как и он, являются членами группы Section d’Or. Его основная ставка — это пустота, которая имеет силу отсутствующего объекта и тем самым создает объем. Упрощение, очевидно объемность при сохранении фигуративного аспекта — вот принципы его скульптуры. В ее искусстве, характеризующемся большой математической строгостью, преобладающее место занимает женское тело. Любит вспоминать повсеместное распространение каменных идолов древних славян в детстве.
Пикассо разработал первые правила этой скульптурной грамматики: полихромия, интеграция самых разнообразных материалов, ритмичное использование планов, появление ажурных форм. Как и живопись, кубистическая скульптура в основном связана с отношениями между объектами и пространством, с объемами и пустотами, которые их разделяют или в которые они вписываются. Влияние итальянского футуризма , особенно через Боччони, с которым Архипенко познакомился в 1912 году, привело к формированию динамических форм. Архипенко более конкретно исследовал диалектику вогнутых и выпуклых форм.
Он разработал личный стиль со стереометрически упрощенными массами тела, фигурами, возвышающимися в пространстве, скошенными формами, острыми углами, хрустальными трещинами из формального инвентаря кубизма, а также вдохновлен маньеризмом .
За исключением Боччони , ни один скульптор не поставил анализ пространства, центральную проблему этого десятилетия, столь же абсолютным, как он. Ни один художник не продвигал взаимодействие объема и пустоты таким личным образом к выразительным и лирическим, динамичным и скульптурным областям. Он достиг союза формальной строгости и игривой привлекательности. Он объединил в одной форме неуловимые четыре: пространство, прозрачность, свет и отражение, в результате чего появилась современная скульптура вогнутой формы.
Конструктивизм и «конец живописи»
В октябре 1917-го года авангардисты начали активно сотрудничать с большевиками. Они создали профсоюз художников-живописцев, в котором Родченко занял место секретаря Молодой Федерации. Он поддерживал молодой большевистский режим, был сторонником левых идей, участвовал в большинстве художественных партийных проектов. Несколько лет Александр работал в Наркомате просвещения, затем стал членом Живскульптарха (комиссии при Наркомате, которая разрабатывала стилистический язык советской авангардной архитектуры), был одним из организаторов РАБИС — Союза работников искусств. В то время сами художники определяли, как будет развиваться советское «искусство для народа».
В Живскульптархе Родченко разрабатывал концепцию «города с верхним фасадом». Он верил, что в будущем, благодаря новым технологиям, люди будут летать над городом и любоваться городским пейзажем с непривычного для них ракурса — сверху. Он проектировал конструкции, переходы и висящие блоки на крышах и стенах зданий, которые и должны были стать «верхним фасадом города». Такая перспектива открывала бы для зрителя уникальные виды, новый взгляд на повседневность.
В 1920-м году сформировалось первое конструктивистское объединение — группа нового художественного видения в советской России. Ее участники считали, что творчество должно быть утилитарным, то есть практичным и удобным, а форма вещей максимально простой и запоминающейся. Советское правительство поддерживало эти идеи, потому что такой взгляд соответствовал большевистской идеологии об искусстве для народа — «производственном искусстве».
В 1921-м году Родченко объявил о «конце живописи»: «Я довел живопись до логического конца. Я выставил 3 холста: красный, синий и желтый. Все кончилось». «Искусство ради искусства» умерло, утверждал автор, наступил новый этап в жизни страны.
Александр Родченко. Красный. Желтый. Синий, 1921 год
В то же время Александр Родченко начал преподавать во е — на Высших художественно-технических мастерских. Преподаватели-конструктивисты обучали «производственному искусству»: учили проектировать многофункциональные предметы, используя возможности формы и трансформирующейся структуры. Красота нового искусства рождалась из практичности и удобства. Многие выпускники курсов ВХУТЕМАС стали ведущими советскими дизайнерами.
Эмиграция
После Великой Октябрьской социалистической революции художник и теоретик перестал вмещаться в советское мироустройство. Он переехал в столицу Франции и до конца жизни оставался за границей. Как режиссер-постановщик и автор сценических декораций Бенуа работал в миланском театре «Ла Скала» и сотрудничал с дягилевской труппой Ballets Russes.
Картина Александра Бенуа «Прогулка короля» / «Наследие Александра Бенуа»
Грусть по городским пейзажам Санкт-Петербурга отразилась в видовых альбомах, серии иллюстраций к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и ряде отдельных живописных работ. В середине 1920-х Бенуа корпел над оформлением французских изданий «Страданий юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, «Уроков любви в парке» Рене Буалева и «Грешницы» Анри де Ренье.
Последние годы жизни русского художника были посвящены адаптации дневников и созданию мемуаров «Мои воспоминания». В статьях, посвященных искусству и истории живописи Серебряного века, а также в сборнике писем под названием «Александр Бенуа размышляет» чувствовался профессионализм и национальный дух.
[править] Литература
- Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб.: Ф.78. Оп.5. Д.156.
- Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. Л.: Лениздат, 1951. С.15.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.18.
- 1917—1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958. С.23.
- Владимир Иванович Овчинников. Выставка произведений. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1984.
- Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. М.: Советский художник, 1981. Т.5. 1954—1958 годы. С.27, 121, 259, 376, 386, 420, 549, 572.
- Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957, 10 октября.
- Пышный И. Ленинградская живописная школа. Соцреализм 1930—1980. Некоторые имена. СПб.: Коломенская верста, 2008.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.39.
- 60 лет Великого Октября. Республиканская выставка произведений художников РСФСР. М., Советский художник, 1977. С.27.
- Matthew Cullerne Bown. A Dictionary of Twentieth Century Russian And Soviet Painters. 1900 — 1980s. London, Izomar Limited, 1998.
- L’ Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1990, 12 Mars. Р.62-63.
- Peinture Russe. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1991, 18 Fevrier. Р.7,29-30.
- Les Saisons Russes. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu. 1993, 29 Novembre. Р.41.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.9, 19-22, 24, 366, 389—396, 398—400, 402—406.
- Данилова А. Становление ленинградской школы живописи и её художественные традиции // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 21. СПб, 2011. С.94—105.
- Иванов С. В. Владимир Овчинников в воспоминаниях современников. К 100-летию со дня рождения //Петербургские искусствоведческие тетради. Выпуск 21. СПб, 2011. С.46-53.
- Иванов С. В. Овчинников Владимир Иванович // Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941—1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб., Петрополис, 2014. Кн.2. С.142—144.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.46, 48, 49, 58, 61, 74, 75, 96, 107, 121, 128, 171, 206, 216, 278, 284, 296, 297, 324—328, 336, 352, 373—379, 381—383, 385—389, 392—396.