«портрет петра 3» антропов картина 1762 г

Внешняя политика

Наиболее важными внешнеполитическими шагами Пётр считал:

  1. Объявление войны Дании.
  2. Заключение сепаратного мира с Пруссией. Император крайне дорожил мнением прусского посланника фон дер Гольца и во всём к нему прислушивался.
  3. Передачу Фридриху II территории Восточной Пруссии, завоёванные Россией во время Семилетней войны.

Заключённый 24 апреля 1762 года Петербургский мирный договор, противники Петра считали унижением для России. Тем не менее, в дальнейшем Екатерина II завершила начатое супругом.

По просьбе короля Фридриха, Пётр собирался спровоцировать конфликт между Австрией и Османской империей. Однако канцлеру Воронцову удалось убедить царя отменить это решение, как крайне нежелательное для России.

Правление

После смерти Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 года на престол вступил Петр Федорович. Но коронован не был, сделать это планировалось после военного похода на Данию. В итоге Петр III был коронован посмертно в 1796 году Павлом I.

Император Петр III

На престоле он провел 186 дней. За это время Петр Третий подписал 192 закона и указа. И это даже не считая представлений к наградам. Так что, несмотря на мифы и слухи вокруг его личности и деятельности, даже за столь непродолжительный период он успел проявить себя и во внешней, и во внутренней политике страны.

Важнейший документ царствования Петра Федоровича – «Манифест о вольности дворянства». Этот законодательный акт освобождал дворян от обязательной 25-летней службы и даже разрешил им выезжать за границу.

Оболганный император Петр III

Из других дел императора стоит отметить ряд реформ о преобразовании государственной системы. Он, находясь на престоле всего полгода, успел упразднить Тайную канцелярию, ввести свободу вероисповедания, отменить церковный надзор за личной жизнью подданных, запретить раздаривать в частную собственность государственные земли и самое главное – сделать суд Российской империи открытым. А еще он объявил лес национальным богатством, учредил Государственный банк и ввел в оборот первые ассигнации. Но после смерти Петра Федоровича все эти новшества были уничтожены.

Таким образом, император Петр III имел намерения сделать Российскую империю свободней, менее тоталитарной и более просвещенной.

Император Пётр III

Несмотря на это, большинство историков считают короткий период и итоги его правления одними из худших для России. Главной причиной этого является фактическое аннулирование им итогов Семилетней войны. У Петра сложились плохие отношения с военными офицерами, так как он прекратил войну с Пруссией и вывел русские войска из Берлина. Некоторые расценили эти действия как предательство, но на самом деле победы гвардейцев в этой войне приносили славу либо им лично, либо Австрии и Франции, чью сторону поддерживала армия. Но для Российской империи от этой войны пользы не было.

Также он решил ввести прусские порядки в русскую армию – у гвардейцев появилась новая форма, и наказания теперь тоже были на прусский манер – палочная система. Такие изменения не прибавили ему авторитета, а, наоборот, породили недовольство и неуверенность в завтрашнем дне как в армии, так и в придворных кругах.

Описание и цветовая палитра полотна

Картина «Портрет Петра III» — пример классического изображения монарха в торжественной обстановке. Алексей Антропов показал императора в воинственной, внушительной позе, облаченным в мундир Преображенского полка. В одной руке он держит жезл маршала, другая лежит на поясе, на эфесе шпаги. Символизма полотну «Портрет Петра III» придает картина на заднем плане, в проеме арки, изображающая конное сражение. Слева от императора Алексей Антропов изобразил столик с подушкой, на которой лежат корона и держава, справа – кресло с мантией.

Однако, несмотря на обилие регалий, претенциозный облик и претензию на величие, «Портрет Петра III» не скрывал слабости, тщедушности и несуразности нового монарха: расплывшаяся фигура, узкие плечи, маленькая голова, расслабленное, будто сонное выражение лица. Жалкий внешний вид урожденного Петера Ульриха, которого Алексей Антропов не сумел, или не захотел спрятать за роскошным фасадом композиции «Портрет Петра III», отражал внутренние пороки, ставшие причиной его скорого падения и репутации худшего императора России.

Как и в большинстве подобных работ, при написании полотна «Портрет Петра III» Алексей Антропов использовал теплую, насыщенную гамму оттенков. В композиции преобладают следующие цвета:

  • Серо-коричневый.
  • Насыщенный красный.
  • Кремово-белый.
  • Золотистый.
  • Изумрудно-зеленый.
  • Черный.

Фон картины «Портрет Петра III» выполнен в приглушенных, серовато-коричневых оттенках, на контрасте с которыми фигура на переднем плане кажется еще ярче. Самым заметным акцентом в композиции Алексей Антропов сделал изображение императора, уравновешиваемое с трех сторон красной тканью.

Память

  • 1934 – художественный фильм «Распутная императрица» (в роли Петра III – Сэм Джаффе)
  • 1963 – художественный фильм «Катерина из России» (в роли Петра III – Рауль Грассили)
  • 1987 – книга «Легенда о русском принце» – Мыльников А. С.
  • 1991 – художественный фильм «Виват, гардемарины!» (в роли Петра III – Михаил Ефремов)
  • 1991 – книга «Искушение чудом. «Русский принц» и самозванцы» – Мыльников А. С.
  • 2007 – книга «Екатерина II и Петр III: история трагического конфликта» – Иванов О. А.
  • 2012 – книга «Наследники исполина» – Елисеева О.И.
  • 2014 – сериал «Екатерина» (в роли Петра III – Александр Яценко)
  • 2014 – памятник Петру III в немецком городе Киль (скульптор Александр Таратынов)
  • 2015– сериал «Великая» (в роли Петра III – Павел Деревянко)
  • 2018 – сериал «Кровавая барыня» (в роли Петра III – Евгений Кулаков)

Петр III — биография

Петр Третий — император Российского государства, правивший около полугода в период с 1761 по 1762 г. Внук Петра Великого, видного государственного деятеля и реформатора, сын его родной дочери Анны. 

Традиционно исследователи оценивали период политической деятельности Петра III как время хаоса в управлении, приписывая императору всевозможные пороки. Более взвешенная позиция по вопросу его бытности главой государства появилась гораздо позже. Согласно ей, Петр был продолжателем дела своего знаменитого предка. Однако показать себя в достаточной мере он так и не успел, поскольку был свержен в результате дворцового переворота.

Жизнь Петра III во многом трагична. Он рано потерял родителей, попал в руки безразличных и жестоких воспитателей, подвергался унижениям. Не подготовленный к государственному управлению, он не получил сколь-нибудь приемлемого образования. Был человеком наивным, простоватым и неискушенным в политических вопросах.

С началом следующего периода отечественной историографии исследователи начинают пересматривать его образ, делая новые выводы.

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.

Дионисий. «Митрополит Петр с житием»

Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.

Парсуна «Иван Грозный»

Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками

Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану

С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений. Ведь в Европе во всю мощь расцвело Просвещение со свойственным ему гуманизмом и обращением к человеку

Это был тот сдвиг в культуре и сознании людей, который обратил внимание живописцев на реальных людей, обладающих индивидуальными чертами, неповторимыми характерами и душой. Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом

Так появились новые жанры, идеи, образы.

Краткая биография автора

Алексей Антропов появился на свет ранней весной 1716 г., в г. Санкт-Петербург. Отец его был чиновником Канцелярии от строений. Именно в этом учреждении начал свое обучение будущий художник в 1732 г. С 1739 г. Алексей Антропов входит в состав «Живописной команды», организованной одним из его учителей Вишняковым. В 1742 г. молодой живописец был приглашен в качестве декоратора коронационных торжеств в честь Елизаветы Петровны. С этих пор он получает крупные заказы от императорского двора – декорирует дворцы, пишет иконы, расписывает залы.

В 1750-х г. Алексей Антропов совершенствует свое мастерство, обучаясь у портретиста Пьетро Ротари. В Москве художник знакомится с меценатом и влиятельным политиком Шуваловым, который берет его под свое покровительство – сначала дает ему место преподавателя Московского университета, затем – рекомендует художника мастером живописи в Синод. Там, на должности надзирателя за художниками и иконописцами Алексей Антропов работает до конца своих дней. Именно Синод посылает его в качестве лучшего живописца, чтобы написать портрет Петра III в 1762 г. Параллельно он организует частную школу, обучает молодых живописцев. Умер Алексей Антропов в начале лета 1795 г. Покоится прославленный живописец в Александро-Невской лавре.

Личная жизнь

Петр III был женат на Софии Фредерике Августе, которая вошла в историю как Екатерина II. Супружеская жизнь пары была несчастливой. Жена презирала мужа, который отличался странностью интересов и довольно незрелым поведением. Той же монетой отвечал и сам супруг, который оскорбительно отзывался о своей законной жене.


Петр III и Екатерина II

Родителями они стали поздно. По информации ряда исследователей, причиной этому было заболевание, которое мешало Петру III зачать ребенка. Единственным выжившим потомком пары был Павел I. Дочка Анна умерла в младенчестве.

Супруг нередко сомневался в своем отцовстве, что было и не удивительно. Как сам император, так и его жена состояли в браке только юридически. Их редкие встречи назвать семейной жизнью можно лишь с натяжкой.

У Петра было полно любовниц. Наибольшую слабость он питал к фаворитке Елизавете Воронцовой. Екатерина не отставала от своего неверного мужа и могла похвастаться целой толпой возлюбленных.


Елизавета Воронцова, фаворитка Петра 3

Из биографии

  • Пётр III — внук Петра I, сын его дочери Анны. Отец — племянник Карла XII.
  • Правил чуть более полугода.
  • Елизавета Петровна в 1742 году объявила его наследников престола.
  • Детство прошло в городе Киле, столице небольшого германского герцогства Голштейн. С раннего возраста ему прививали нелюбовь к России- победительнице в Северной войне. Это презрение к России осталось в нём на всю жизнь. Пётр III  никогда не пытался узнать лучше Россию, её народ, традиции и обычаи. Правил страной, которую не любил.
  • Взойдя на престол, Елизавета Петровна сразу распорядилась привезти мальчика в Россию, где он принял православие. Ему подарили роскошный дворец, земли, объявили наследником престола.
  • Учиться он не любил, словно остановился в своём развитии, играя в игрушечных солдатиков.
  • В 1745 г. его женили на троюродной сестре Софье Августе Фредерике – будущей Екатерине II.  В 1754 году у них родился сын Павел, будущий император.
  • Смерть Петра III осталась загадкой. Официально он умер от болезни. Но есть версия, что причастен к его смерти фаворит Екатерины II- Григорий Орлов.
  • Интересен тот факт, что после смерти Петра III появилось несколько самозванцев, один из которых —  Пугачёв, выдававший себя за него.
  • Оценка деятельности Петра III долгое время была лишь отрицательная. Хотя в последнее время отмечается его активная государственная деятельность.

↑ Первые самостоятельные работы

Художник Антропов работал в стиле барокко, это стиль был популярен в те годы, однако, уже в своих ранних работах он вносил в свои произведения черты реализма, чем во многом опередил свое время.

Первой самостоятельной работой Антропова становится роспись храма, построенного в честь Андрея Первозванного. Храм этот был построен в Киеве. Особенно выделяется фреска «Тайная вечеря», которая сочетает в себе как традиции итальянской живописи эпохи Возрождения, так и традиции русской иконописи.

В 1752 году художник приезжает в Москву, где происходит его знакомство с покровителем искусств Иваном Шуваловым. Благодаря своим талантам и покровительству мецената, Антропов становится преподавателем «живописного мастерства» при Московском государственном университете. Позже он переезжает в Петербург, где основывает собственную частную школу живописи.

Этот период становится самым плодотворным в жизни художника: именно в эти годы он пишет наиболее известные свои портреты влиятельных людей того времени. Художник прожил долгую жизнь, он скончался в 1795 году и был погребен в Петербурге, в Александро-Невской лавре.

Переезд в Петербург и свадьба

В 1743 году императрица с наследником и двором переехала в город на Неве. Там обучение Петра пошло намного серьезнее и в некотором роде успешнее.

Через 2 года, в 1745 году 17-летнего Петра Федоровича женили на принцессе Софии Фредерике Августе, в крещении Екатерине Алексеевне.

После бракосочетания обучение наследника продолжалось, но уже менее строго. Новый учитель смотрел на увлечение Петра солдатиками и военщиной сквозь пальцы. Но такое положение дел не нравилось самой Екатерине Алексеевне. Спустя два года она настояла на замене учителя, выбрав супружескую пару Чоглоковых. Однако царственный ученик сумел обмануть преподавателей и продолжил играть в солдатики.

Екатерина Алексеевна была крайне недовольна супругом, что, впрочем, было взаимно: молодой жене не нравились книги мужа (лютеранские молитвенники и военные истории), его легкомысленные забавы. А вот многочисленные фаворитки беспокоили молодую супругу намного меньше, в основном потому, что у нее было не меньше поклонников. При этом Петр доверял ей и нередко обращался за советом в сложных делах.

В 1754 году Екатерина родила сына Павла, которого тут же забрала на воспитание императрица Елизавета Петровна. Отца разлука не волновала: ему хватало видеться с ребенком раз в неделю. Не беспокоил его и недопуск до государственных дел: императрица Елизавета никак не давала наследнику проявить себя. Это не мешало будущему императору критиковать правительство и высказывать симпатии врагу государства Пруссии.

↑ Портреты Антропова

Вершиной творчества художника становятся его портреты. Среди них известны портреты членов императорской семьи. Например, портрет Петра Великого, написанный в реалистической манере. Перед зрителями предстоит лицо уже немолодого человека с усталыми глазами.

Или портрет императрицы Екатерины Великой, написанный в 1766 году. Екатерина стоит, облаченная в прекрасное платье с вышитым на нем гербом Российской империи, в руках у царицы скипетр и держава, а на голове великолепная корона. Екатерина внимательно и чуть насмешливо смотрит на зрителей, она умна и полна энергии властвовать.

Не менее известен портрет графини М.А. Румянцевой (1764). Перед зрителем предстает уже немолодая женщина, которая по слухам когда-то пленяла самого Петра Великого. Румянцева полновата, широколица, но ее глаза светятся умом и добротой.

Другой портрет — А.М. Измайловой (1759). Перед нами предстает совсем другая светская дама. Она тоже уже немолода, однако смотрит на зрителей с гордостью и пониманием того высокого положения, которое занимает в обществе.

Таким образом, мы рассмотрели творческий путь художника Антропова кратко. Однако в этом кратком изложении отражается и биография Антропова, и его основные достижения.

Биография

Император Петр III Федорович при рождении был назван Карлом Петером Ульрихом, так как будущий российский властитель родился в портовом городе Киле, расположенном на севере современного немецкого государства. На российском престоле Петр III продержался полгода (официальными годами правления считаются 1761-1762), после чего оказался жертвой дворцового переворота, устроенного его женой Екатериной II, которая и сменила погибшего супруга.


Памятник Петру III в его родном городе Киле

Примечательно, что в последующие столетия биография Петра III подавалась исключительно с уничижительной точки зрения, поэтому его образ у людей складывался однозначно отрицательным. Но в последнее время историки находят доказательства, что этот император имел вполне определенные заслуги перед страной, и более длительный срок его правления принес бы ощутимую пользу жителям Российской империи.

Жизнь до России

Карл Петер Ульрих, будущий царь и император Петр III Федорович, родился 21 февраля 1728 года в немецком портовом городе Киль в семье герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского. Его матерью была Анна Петровна Романова, дочь императора Петра I. Она умерла практически сразу после рождения ребенка.

До 1741 года Карл Петер воспитывался отцом на военный лад. С 7 лет ребенок воспитывался офицерами герцогской армии, учился маршировать, стрелять, ходил в дежурства.

Изначально судьба никак не связывала Карла с Россией, и на то имелось две причины:

  1. Его родители отказались от каких-либо притязаний на русский престол, а царствование Анны Иоанновны, дочери Ивана V, и вовсе сделало этот курс невозможным. Императрица стремилась закрепить власть за семьей Милославских и откровенно ненавидела младенца Карла, чье рождение могло стать помехой.
  2. Сам же Карл Фридрих был племянником короля Швеции Карла XII и имел права на этот престол. Его помыслы были сосредоточены на возвращении оккупированного Данией Шлезвига и восстановлении единства своих земель. Эти мысли он вложил и в голову сына.

Скоропостижное правление

Начал свое правление Петр III с уничтожения «тайной канцелярии», дал вольность дворянам в 1762 году, помиловал многих людей. Но это не расположило народ к императору. Его стремление реформировать церковь и возвращение всех отвоеванных у Пруссии земель в Семилетней войне сделали императора предметом общенародного негодования. Екатерина II воспользовалась неприязнью к своему супругу, все это время готовя переворот, ко дню которого за ее спиной была 10 тыс. армия солдат и сторонники среди дворян, в том числе — братья Орловы. Которые, пока муж Екатерины Великой был в Ораниенбауме, тайно привезли ее в Санкт-Петербург и провозгласили императрицей, а Павла I в будущем, наследником российской короны 9 июля 1762 года.

На следующий день Петр III отрекся от престола. Сохранилось письмо Петра III к свергнувшей его супруге.

Несмотря на эту просьбу, во время своего заключения в Ропше, он погиб при невыясненных обстоятельствах, по одной из версий – от удара по голове во время попойки, по другой — был отравлен. Народу объявили, что он умер от «геморроидической колики». Это стало началом эпохи правления Екатерины II Великой.


Коронация Екатерины II в Успенском соборе. 1762 год. По рисунку Ж.-Л. Девильи и М. Махаева

Детство и образование

Мать Петра III — Анна Петровна
Отец Петра III — Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский

Муж Екатерины II родился в 1728 году в немецком городке Киле. Нарекли его Карл Петер Ульрих Голштейн-Готторпский, еще с детства он должен был унаследовать шведский трон. В 1742 году Елизавета Алексеевна объявила Карла наследником русского престола, он остался единственным потомком Петра I Великого. Петер Ульрих прибыл в Санкт-Петербург, где его окрестили и дали имя Петр Федорович. Прошла процедура с большим усилием, юный наследник противился православию и открыто заявлял о нелюбви к России. Воспитанию и образованию значения не предавали, это отразилось на будущих взглядах императора.
Цесаревич Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна, 1740-е Г.К. Гроот

Портрет Петра III — Антропов А.П. 1762
Волевой, честолюбивой, справедливой императрице российской с супругом не повезло. Муж Екатерины II был не достойным человеком, не слишком физически и умственно развитым. При первом знакомстве Петра III и Екатерины II, она была возмущена его невежеством и малообразованностью. Но выбора у молодых людей не было, будущее было предрешено Елизаветой Петровной. Брак не образумил Петра Федоровича, напротив, он расширял круг своих забав и увлечений. Он был человеком со странными предпочтениями. Император мог часами носиться по комнате с кнутом или собирать всех лакеев, дабы поиграть в солдатиков. Петр Федорович имел неподдельный интерес к военной службе, но исключительно в игровой форме, серьезно этим заниматься он не собирался.

Ранние годы

Будущий российский императора Петр 3 родился 21 февраля 1728 в немецком городе Киль. Это был не самый большой населенный пункт. Его жизнь началась в портовом захолустье.


Петр III в детстве

Родители молодого человека были связаны династическим браком. Отца звали Карл Фридрих. Он был племянником шведского короля, а также герцогом Голштинии, небольшого образования не территории Германии. Мать, Анна Романова, была дочерью Петра I, великого реформатора, который дал толчок развитию российской государственности.

Изначально ни Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский (полное имя Петра III), ни его родители права на престол не имели. По договору, который был заключен еще в момент оформления брака, мать и отец отказывались от претензий на правление. Теоретическая законная возможность сохранялась за их потомками, что и стало юридическим обоснованием восхождения Петра III на престол в будущем.


Юный Петр III

Император осиротел очень рано. Мальчику не исполнилось и нескольких лет, когда скончалась мать. Она простудилась во время фейерверка и не смогла прийти в себя. Отцу было не до сына. Все его мысли занимало возвращение владений в Шлезвиге, которые когда-то принадлежали Голштинскому Герцогству, а после окончания Северной войны перешли Дании.

Карл Фридрих стремился заручиться поддержкой Швеции или России. Он хотел поставить на русский престол своего сына. Однако после того как к власти пришла Анна Иоанновна, сделать это стало невозможно. Правительница взяла курс на усиление личной власти и закрепление престола за потомками своей двоюродной сестры.

Когда молодому Петру исполнилось 11 лет, скончался и его отец. Мальчик попал на попечение дальнему родственнику, епископу Адольфу Эйтинскому. Воспитание юноши доверили Брюммеру и Берхгольцу, людям порочным и недостойным. Они издевались над молодым человеком, частенько били и унижали мальчика.


Молодой Петр

Образование будущего императора оставляло желать лучшего. К своим 13-и он почти ничего не знал и не умел. Разве что немного говорил по-французски. Воспитателям до интеллектуального и нравственного развития Петра III дела не было.

Под влиянием жестоких наставников, а также в результате полного безразличия окружения, молодой человек рос боязливым, осторожным и вместе с тем простодушным и наивным. Он любил музыку и живопись, проявлял нездоровый интерес к армейской муштре и показательным войсковым событиям, парадам.

Крепким здоровьем Петр также никогда не отличался. Был слабым и болезненным молодым человеком. Есть сведения, что мальчик очень рано начал пить, пристрастившись к вину.

После смерти Анны Иоанновны в 1741 году престол заняла Елизавета Петровна, дочь Петра I. Она резко сменила курс своей предшественницы. Решив закрепить трон за потомками выдающегося предка, новоиспеченная императрица велела привезти мальчика из Германии.

Внешняя политика

Годы правления Петра III (а если точнее — месяцы, поскольку у власти он пробыл с 5 декабря по 9 июля 1762) ознаменовались катастрофой на международной арене. Император был человеком легкомысленным. Он совершенно не умел стратегически мыслить, и был пристрастным.


Портрет Петра III, худ. Антропов А.П. 1762 г.

В марте по настоянию Петра III Россия подписала перемирие с Пруссией. А уже в мае заключила союз, вышла из Семилетней войны и отдала все завоеванные территории без каких-либо претензий на обмен.

Более того, страна начала готовиться к войне со Швецией за прусские интересы. Самой России выгоды от конфликта не было никакой.

Император порывался насолить недругам его кумира, Фридриха II, что грозило новой политической катастрофой. Лишь стараниями дипломатов и двора неуемного монарха удалось отговорить от необдуманных шагов.

Если реформы Петра 3 общество принимало с недоумением, но без особой агрессии, безграмотная внешняя политика настроила всех против него, став последней каплей в чаше терпения.

Переворот, арест и последствия

Уже в мае 1762 года стало очевидно непрочное положение императора, но тот совершенно не принимал опасность всерьез. Поход на Данию задержался до празднования именин правителя. В это время весь двор с императором переехал в загородную резиденцию.

Накануне Петрова дня прошел слух, что Екатерина Алексеевна арестована. Это вызвало сильное волнение, что дало заговорщикам знак: промедление невозможно.

9 июля Петр III приезжает в Петергоф для проведения торжества по случаю именин, но супруга не встречает его. Екатерина тайно сбежала в Петербург, где ей присягнули на верность Сенат, Синод, население и гвардия. Последняя тут же выступила в поход на императора.

Вопреки совету бежать в Кронштадт, император решил обороняться в игрушечной крепости Петергофа с отрядом солдат. Узнав о приближении армии, он попытался бежать, но было поздно: Кронштадт присягнул новой императрице.

В тот же день Петр III подписал отречение от престола. На следующий день бывшего правителя отправили в Ропшинский дворец в 32 км от Петербурга. Через неделю при загадочных обстоятельствах Петр Третий скончался. Официальная версия гласит, что он умер из-за приступа геморроидальных колик, неофициальная — что Екатерина II решила избавиться от супруга. Современная медицина отмечает, что покойный правитель страдал от биполярного расстройства и геморроя, возможно, имел врожденные нарушения в развитии.

При оценке действий Петра III обычно сталкиваются два мнения:

Негативное: император был глупым и невежественным человеком, презиравшим Россию

Все полезные для страны указы принимались не по его инициативе, а итоги важной Семилетней войны оказались аннулированы.
Позитивное: несмотря на сложный характер, правитель отличался деятельностью и энергичностью. Он занимался государственными делами, а принятые им акты стали основой для политики Екатерины II.

Более 2,5 веков личность императора оценивалась как исключительно отрицательная. Это было связано с его преклонением перед Пруссией, нелюбовью к России, инфантилизмом и отсутствием желания править. Сильнее всего император ассоциировался с играми в солдатиков и военными парадами. Однако сегодня многие историки стремятся восстановить его настоящую биографию и отмечают положительные моменты полугодового правления Петра Федоровича.

Версии об убийстве

По одной из версий убийцей называли Алексея Орлова. Известны три письма Алексея к Екатерине из Ропши, из них два первых существуют в подлинниках.

Из этих двух писем исследователи поняли, что отрёкшийся государь внезапно занемог. Насильно лишать его жизни гвардейцам не потребовалось ввиду скоротечности тяжёлой болезни.

В третьем письме говорится о насильственном характере смерти Петра III:

Третье письмо является единственным известным на сегодняшний день документальным свидетельством об убийстве низложенного императора. До нас это письмо дошло в копии, снятой Ф. В. Ростопчиным. Оригинал письма был якобы уничтожен императором Павлом I в первые дни его царствования.

Алексей Петрович Антропов

АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716—1795) — живописец-портретист. Его живопись
связана с традицией парсуны, но уже несет на себе приемы стиля барокко (наиболее
известны «Портрет Петра III» (1762), «Портрет А. И. Измайловой» (1759), «Портрет
А. В. Бутурлина» (1763).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.
М., 2012, с. 20.

АНТРОПОВ Алексей Петрович(1716-1795),
русский художник. Учился с 1732 в Канцелярии от
строений у А. М. Матвеева, с 1739 работал там же с
И. Я. Вишняковым. В служебные обязанности
Антропова входило, совместно с Синодом,
наблюдение за состоянием иконописи. Участвовал в
выполнении декоративных росписей дворцов в
Петербурге (1744 — 50), его пригородах и в Москве,
Андреевского собора в Киеве (1752-55).

Антропов известен как портретист.
Среди работ Антропова можно отметить как
парадные портреты Петра III (1762), архиепископа С.
Кулябки (1760), так и камерные портреты А. И.
Измайловой (1759), атамана Ф. И. Краснощекова (1764), А.
В. Бутурлина (1763), М. А. Румянцевой (1764) и др.


Л. И. Вдовина

Антропов Алексей Петрович (1726-1795)
— главный живописец Святейшего Синода,
академик Имп. Акад. Худож., род. 17 марта 1716 г., умер 23 июля 1795 г.,
был предпоследним ревизором иконописания при Св. Синоде, учитель
знаменитого Левицкого, ученик Андрея Матвеева (Кобылина). Уже с 15-ти
лет А. учился живописи у разных мастеров и в 1739 г. принят учеником в
канцелярию строений; в 1752 г. послан в Киев для исполнения живописных
работ в отстраивавшейся, по проекту графа Растрелли, церкви Андрея
Первозванного; при чем как образа для иконостаса, так купол и стены были
писаны им самим без всякой посторонней помощи. Успев окончить работу в
четыре года (1752 — 1756 г.) А. А — в из Киева явился в Москву и там
выполнил в месяц 2 плафона в Гловинском дворце, где жила государыня.
Этими трудами он составил себе репутацию искусного мастера в живописи. В
портретах Алексий Петрович А-в следовал манере Ротари. Портрет
посетившего Петербург грузинского царя Теймураза Николаевича, весьма
удачно написанный, составил А. хорошую репутацию в Петербурге, где к
нему весьма охотно обращалась с заказами тогдашняя петербургская знать.
Заслужив известность, А-в был приглашен Шуваловым в Москву на службу в
университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию
Художеств, но так как это не состоялось, то по рекомендации Шувалова А.
П. А-в определен был (1761) в Синод живописцем, на обязанности которого
лежало наблюдение за копировщиками икон, с жалованьем по 600 р. в год,
для того времени очень большим. К коронации Екатерины II А. в числе
других живописцев отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в
писании эпизодов коронования. Тогда он написал портрет императрицы в
белом платье во весь рост, с регалиями, в порфире и короне. Оригинал
сохраняется в Синоде в числе 8 произведений А. П., который до конца
своих дней учил учеников и писал образа для подношения императрице и
портреты.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон
Энциклопедический словарь.

XVIII век: полупарадные варианты

Помимо официальных парадных портретов, существовали и так называемые полупарадные варианты. Царственные особы с удовольствием для них позировали, однако официальным такое изображение не считалось.

Помимо уже упомянутых выше «конных шалостей», множество вполне камерных изображений оставила нам Екатерина II. Существует портрет Екатерины в душегрее, и её же портрет в дорожном платье. В отличие от официальных парадных изображений, подобные камерные вещицы писали обычно русские художники, тогда как «официоз» при Екатерине доверяли лишь иностранцам.

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Вигилиус Эриксен

Кстати, очень существенная ремарка. Для знаменитого коронационного портрета 1763 года, написанного Рокотовым, Екатерина на самом деле не позировала. Её «геральдически отточенный профиль» был скопирован художником с портрета Екатерины перед зеркалом того же Эриксена. Необходимостью позировать отечественным живописцам государыня себя не утруждала.

Коронационный портрет Екатерины II. Ф. Рокотов, 1763

Кстати, это же правило подтвердилось и при создании портрета кисти Боровиковского, прославившегося благодаря «Капитанской дочке». Есть свидетельство, что в господском салопе и чепце Боровиковскому на самом деле позировала камер-юнгфера Екатерины Перекусихина. Добавить же к фигуре горничной лицо госпожи художнику потом труда не составило, к переписыванию императорских лиц с чужих полотен российские живописцы были привычны. Более того, портрет Боровиковского Екатерине не понравился, и дворцовым ведомством куплен не был.

По-видимому, Рокотов предполагал для себя ту же участь, не слишком радостную ещё и потому, что президент Императорской академии художеств, личный секретарь Екатерины II Иван Иванович Бецкой запрещал академикам брать частные заказы. Поэтому, едва получив в 1765 году звание академика, в 1766-м Рокотов уже покидает Петербург ради Москвы, и остаток жизни будет писать то, что мы и можем увидеть на его выставке.

Итоги деятельности

Как показала история, голштинский герцог не годился к государственному управлению. Биография Петра 3 была полна сложностей и испытаний. Тяжелое детство, а также неумелое воспитание морально искалечили молодого человека.

Неуравновешенный характер сказался и на политике государя в годы его непосредственного правления.

В целом Петр придерживался курса своего знаменитого деда и почившей тетушки Елизаветы. Однако отсутствие грамотного планирования посеяло в сердцах народа неуверенность в завтрашнем дне.

Наступление на права крепостных настроило против Петра крестьян. Попытки отобрать земли — церковь. Неумелая противоречивая политика — дворянство. Не в восторге была и армия. Правитель совершенно не уважал ни солдат, ни офицеров, стараясь перекроить устройство войск и насадить в рядах прусские порядки.

Для внутренней жизни страны в глобальном отношении за полгода правления Петра ничего не изменилось. Международная арена была совсем другим делом.

Последней каплей, которая переполнила чашу терпения, оказалась неграмотная и откровенно губительная внешняя политика. Петр III стал ненавистной фигурой.

Именно благодаря этому, а также безволию и неготовности государя к сопротивлению, заговорщики добились легкого успеха.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: