жизнь и работа
Марке был сыном железнодорожника Жозефа Марке и его жены Маргариты, урожденной Дейрес. Отец был родом из Лотарингии , мать из Жиронды . Марке сначала учился в лицее в своем родном городе Бордо и переехал в Париж в 1890 году со своей матерью, которая открыла там магазин. Мартке начал там свое художественное образование в возрасте 15 лет, обучаясь в Национальной школе прикладного искусства. В 1892 году он встретил Анри Матисса , с которым с тех пор дружит на всю жизнь. В 1895 году он перешел в Школу изящных искусств , где Гюстав Моростал его учителем. После смерти Моро (1898 г.) Марке и Матисс поступили в частную академию на улице Ренн. В мае 1899 года у Марке состоялась его первая выставка в Национальном салоне изящных искусств .
Пайсаж дю Миди (1906)
Le sergent de la coloniale (около 1906/07), Музей изящных искусств Бордо
Marquet и Матисс вместе работали над декорациями для Гран Пале на выставке в Париже мире в 1900 году . В 1902 году они впервые выставились вместе в галерее Берты Вайль. В 1905 году Марке выставлялся в Парижском Осеннем салоне вместе с Морисом де Вламинком , Андре Дереном , Анри Матиссом и другими художниками. Выставка вызвала скандал, вдохновивший искусствоведа Луи Вокселя на создание термина «фовизм». Первые картины художника также относятся к этому периоду, и благодаря своим ярким декоративным цветам они соответствовали стилю нового направления в искусстве.
Порт д’Альжер в брюме (1943)
С 1906 года Марке совершил обширные поездки по Европе, в том числе во Францию, Германию, Россию и Скандинавию. В 1920 году он впервые остановился в Алжире , откуда родом его будущая жена Марсель Мартине. Они поженились в 1923 году. Во время круиза по Нилу в 1928 году были сделаны фотографии острова Элефантина и Асуана . С 1940 по 1945 год постоянно проживал в Алжире. Только тогда он наконец вернулся в Париж.
Русский писатель Илья Эренбург , долгое время живший в Париже, характеризует короткометражку художника как простого и скромного. «Жизненные удобства были ему совершенно безразличны». Он был близок к коммунистическим идеям, но не хотел иметь ничего общего с политикой. «Что поражает в его картинах, так это скудность средств выражения; они сложны своей простотой, артистичны своей простотой сердца. Немного серого, синего и зеленого — и мир оживает ».
Марке в основном создавал пейзажи и городские пейзажи. Le Sergent de la coloniale (Бордо, Музей изящных искусств и Нью-Йорк, Музей искусств Метрополитен) — один из немногих его портретов . Некоторые работы Марке были посмертно показаны в Documenta II (1959) и Documenta III в 1964 году в Касселе .
↑ Ранние годы
Французский художник, в ранние годы приверженец фовизма, родился в г. Бордо в простой семье в 1875 году. Когда ему было пятнадцать лет, семья перебралась в Париж, там его мать открыла скромный торговый бизнес.
В 1890 г. поступил в Школу декоративных искусств, где познакомился с Матиссом. Вместе с ним он вскоре стал студентом Школы изящных искусств и учеником Густава Моро. Следуя советам учителя, Марке много работал в Лувре, копировал картины известных мастеров Лоррена, Пуссена, Ватто.
С целью роста и совершенствования, Марке и Матисс продолжили обучение в столичной Академии Рансона, где их учителем был Поль Серюзье, у которого они черпали знания и мастерство. Серюзье восхищался искусством Эмиля Бернара и Гогена, но Марке все же предпочитал Коро.
Вскоре Марке познакомился с художниками-импрессионистами – Сезанном и Ван Гогом. Молодые художники писали пейзажи в Люксембургском саду. Картины Марке исполнялись в чистых, поэтичных тонах. Это было предвосхищением фовизма. И этой манере художник долго оставался верным. Об этом свидетельствует его известная картина «Пляж в Фекаме» (1906), хранящаяся в Парижском Национальном музее современного искусства.
↑ Марке – пейзажист
И все же знаменитым Марке сделали его пейзажные работы. Его друг Жорж Бессон говорил, что Марке писал везде, где есть берега и набережные, подъемные краны и доки, буксиры и колеблющиеся мачты, где сияющая вода перекликается с изменчивым небом, и всюду он как бы заменяет наше видение патетикой и очарованием своего.
Работая над картинами, Марке практически не прибегал к смешиванию красок. Он использовал их в чистом виде, и только иногда добавлял в них капельку бензина или масла.
Впрочем, с 1925 года он вполне успешно занимался и акварелью
Занимаясь пейзажной живописью, он с пристальным вниманием изучал эффект валёров и использовал его в своих работах.
Картины Марке есть во многих музеях мира, но больше всего их, конечно, во Франции: в Парижском Национальном музее и на родине художника – в г. Бордо – в Музее изящных искусств
↑ Портреты
Будучи в основном пейзажистом, Марке не обошел внимание и портретную тему. Так, в 1910-1914 годах он написал несколько странных портретов, вызывающих двойственное настроение: они достаточно серьезны, чтобы заставить задуматься о вечном, но и достаточно шутливы, чтобы увидеть в них авторское отношение к изображаемым
Это обнаженные или полуодетые женщины («Подруги» — 1912, «Блондинка» — 1912), но есть и полноценные портреты с попыткой традиционного подхода, как, например, «Портрет жены художника».
Марке много рисовал на улицах города: пейзажи, наброски случайных простых людей в разных ситуациях. Проявляя необыкновенную наблюдательность, он искал в лицах людей, в их движениях не просто сиюминутное состояние (хотя это было интересно), а характеры, жизненный опыт, мироощущение. Эти зарисовки он потом использовал в своих картинах. Недаром Матисс называл его «наш Хокусай». (Для справки: Хокусай – это японский художник 18 века, чьи произведения отличаются реалистической конкретностью, динамичным рисунком и насыщенным чистым цветом).