Библиография
- Кирилл Кустодиев / Кустодиев, Кирилл Борисович, Борис Кустодиев, воспоминания / Борис Михайлович Кустодиев: мемуары , Художник РСФСР,1967, 433 с. , О моем отце / О моём отце
- Богданов-Берёзовский / Богданов-Березовский, Валериан Михайлович, Знакомства / Встречи , Искусство,1967, 277 с.
- Всеволод Петров / Петров, Всеволод Николаевич (искусствовед), Очерки и исследования / Очерки и исследования , Советский художник / Советский хкодододоки1978 г., 303 с.
- МаркЭткинд (М. Г. Эткинд М. Г.), Б. Кустодиев / Борис Кустодиев , советский художник / Советский художник,1982 г., 453 с.
- Дологополов И.В. / Долгополов И. В. , Мастера и шедевры: Мастера и шедевры: в 3-х томах , Издательство «Изобразительное искусство»,1986 г., 784 с. , Б. Кустодиев / Борис Кустодиев
- Докучаев В.Н. / Докучаева В. Н. , Б. Кустодиев жизнь и творчество: Борис Кустодиев: Жизнь в творчестве , Изобразительное искусство,1991 г., 205 с.
- (RU)
Поздравляем, статья готова к публикации! Для этого переименуйте страницу
Обратите внимание: данное уведомление является личным уведомлением, подписанным его автором, а не официальной проверкой статьи или ее содержания со стороны Википедии. Статью может отредактировать, дополнить, оспорить или удалить в любое время кто угодно.
- Володарский В.М. / Володарский В.М. М. , Б. Кустодиев / Борис Кустодиев , Белый город / Белый город,2004 г., 47 с.
- (ru) Яков Брук / Брук, Яков Владимирович, Третьяковская галерея конец XIX начало XX / Государственная Третьяковская галерея: Живопись конца XIX-XX начала века , Москва / Москва, Красная площадь / Красная площадь,2005 г., 416 с.
- Arkadi Koudria / Кудря, Аркадий Иванович, Кустодиев / Кустодиев , Молодая гвардия,2006 г., 321 с. , Глава XVIII Война начинается / Глава XVIII. Война начинается
- Кустодиев / Кустодиев Борис Михайлович , Комсомольская правда / Директ-Медиа,2014 г., 49 с.
История создания
Автопортрет у окна, Кустодиев.
Как член объединения « Мир искусства» Кустодиев интересовался не только образами знати, но и провинциальной повседневной жизнью. Он настоящий поэт купеческого мира. Кустеновские купцы — это разновидность божеств, выразителей народных верований о счастье, сытости и легкости. Но во многих его картинах на тему купеческого мира русский идеал женской красоты приобретает монументальные и гиперболические пропорции, в которых одновременно сочетаются восхищение, ирония, гротеск, прошлое и современность, реальность и вымысел. Даже появилось выражение кустодевские красавицы , которое относится к красоте, присущей той или иной сказке, которая сохранилась с ее старым патриархальным укладом жизни, ее купцами и народными гуляниями в мирных старых провинциальных городах — все, что исчезло повсюду. Именно в этой Руси укрывается Кустодиев, прикованный болезнью к инвалидному креслу. Там он находит жизнь, свет и силу, изобилие и музыку, красоту и удовольствие, короче говоря, все, что ему нужно, чтобы избежать скуки повседневной жизни. Красота была написана в то время как Кустодии испытывают острые приступы из — за его опухоль в спинном мозге , который ногти в своем кресле с ногами парализованы в течение пятнадцати лет.
Фаина Шевченко в русском национальном костюме.
У Кустодиева другие вкусы к живописи, чем к жизни. Образцом для купцов служат полные интеллигентные женщины . Кустодиева не особо привлекает этот тип женщин, а его жена Юлия Евстафена не имеет роста моделей своего мужа, она хрупкая и сдержанная на вид. Кроме того, сам Кустодиев по этому поводу пишет, что «худые женщины не вдохновляют его на творчество». Когда он приглашает Фаину Шевченко , одну из звездных актрис МХАТ , интерпретировать пьесу Антона Чехова , как жанровая актриса она блестяще играет роль смелой женщины, характер, который критик Павел Марков резюмирует так. : «Она ослепительна своей простотой, светлая, полная темперамента и всегда щедрое сердце». Кустодиев познакомился с молодой Фаиной Шевченко, рыжеволосой и богатой, вАвгуст 1914 г.на репетициях спектакля «Смерть Пазухина» по роману Михаила Салтыкова-Щедрина , декорации для которого сочиняет Кустодиев. Она его очаровывает. В этом воплощении Василия Лужского Шевченко берет на себя роль жены статского советника Настасьи Ивановны Фурначевой, богатой дамы Михаила Салтыкова-Щредрина , легкомысленной, ленивой, лет тридцати, покрытой жемчугом — тип модели, который привлекает Кустодиева и заставляет задуматься о создании картины на эту тему. После премьеры3 декабряКустодиев присоединяется к ней в гримерке и ласково спрашивает, согласна ли она ему позировать. И она принимает. Однако, зная сюжет картины, она восклицает: «Ах ты! Я актриса МХАТ и собираюсь позировать обнаженной! Тогда меня увидят тысячи людей, какой позор! » . Кустодиеву удается убедить ее, что это «для искусства», но если она согласится раздеться во имя образа русской женщины, то, по крайней мере, не без согласия и моральной помощи Василия Луйского . Узнав об этой встрече, директор театра Константин Станиславский злится и называет Шевченко «распутником», потом понимает, что не стоит отказываться от перспективных талантов, превращает свой гнев в жалость и берет актрису на новые роли.
Эскиз Кустодиева карандашом. | Обложка , этюд для красоты . | Модель . Правая нога и левая ступня. |
В Москве Кустодиев начинал с рисования карандашом с натуры, затем, вернувшись в Петербург , рисовал на холсте. Сын артиста Кирилл Кустодиев вспоминает:
По словам сына, в начале августа его отец закончил « Красавицу» . Позже он услышал, как она сказала, что именно с этой картиной он нашел свой собственный стиль, который так долго тщетно искал
Вспоминая Павла Федотова и маленьких голландских мастеров , которыми он восхищался, он хотел, как и они, пленить взор зрителя, привлечь его внимание значительными деталями. Но основой его образов остались лубок , купеческие вывески, игрушки ручной работы, русская вышивка и костюмы
Картина отличается от карандашного наброска чертами лица, а также ироничной и преувеличенной стороной образа женщины, уже не имеющей ничего общего с образом модели актрисы Фаины Шевченко .
Семейное счастье
Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой. Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом. Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.
В браке у них родилось трое детей. Самого первого — Кирилла — можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.
Страшная болезнь
В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания — опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль. Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног
Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки
Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа. Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью. Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.
Критика и судьба
Купец и джин из дома (1922).
Красавица экспонировалась вместе с другими работами Кустодиева и этюдами на выставках « Мир искусства» в Санкт-Петербурге и Москве , организованных Константином Кандауровым (ru) . Кустодиев сам подготовил размещение картин на стенах и прикрепил к ним цены. Самая высокая цена — Beauty за 4000 руб. Художник Игорь Грабарь покупает 4 полотна для Третьяковской галереи . На выставке встречаются Кустодиев и его натурщица Фаина Шевченко . Этот вздыхает — Очень большой! , и художник продолжает «Это так» и целует ее руку. Мнения критиков о картине множественны и противоречивы: одни говорят о «печальном недоразумении», другие вызывают «тонкую иронию». Коллекционер Степан Кратчковский пишет Кустодиеву, что его красота — изюминка всей выставки. Полотно только вызвало гнев митрополита , который после посещения выставки признался, что «очевидно, что дьявол держал за руку художника Кустодиева, когда он писал свою Красоту , потому что он заставил меня навсегда потерять покой. Я видел его обаяние и нежность, и я забыл посты и бдения. Я иду в монастырь, где искуплю свои грехи ». Большой популярностью пользовалась красавица и у Константина Сомова , которому Кустодиев подарил специально созданное для него миниатюрное полотно, на котором изображена купчиха в своей постели, а рядом с ней в комнате находится гений, знакомый по русской традиции. Он был создан в 1922 году под названием: La Marchande et le Génie de la maison .
Кустодиев не раз обращался к теме картины, явно рассматривая ее как своего рода рабочую программу и результат своих поисков стиля в своем творчестве. Копию он предложил Максиму Горькому , а копию сделал специально для Федора Шаляпина , изобразив свою героиню сзади в довольно театральной манере (надо отметить, что Горький познакомился с Шаляпиным благодаря Кустодиеву). Имея близкие отношения с Фаиной Чевченко , Шаляпин обожал ее Красавицу и в 1922 году взял ее с собой в Париж . Известный как La избранница (или коммерсанта в сундуке ), в том же году картина была выставлена на Унтер — ден — Линден галерее в Берлине , где критик Жорж Loukomsky прозванного Koustodiev на русский Тициана и его портрет красоты Даная из Ярославля . Красоты , принадлежащий Шаляпина с 1919 года была продана в 2003 году на «русской продажи» На Сотбис аукционного дома в Лондоне анонимному российскому покупателю на сумму 845,000 фунтов стерлингов (или 1,200,000 долларов ).
Красавица 1918 года (Музей изящных искусств Тулы ) | Красавица 1919 г. (частное собрание) | Красавица 1921 ( ГТГ ) |
Оригинальная версия « Красавицы» 1915 года находится в Третьяковской галерее . До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных коллекциях, но в 1938 году поступила в Третьяковскую галерею через Ленинградскую акупозиционную комиссию, которая получила его в результате продолжения конфискации имущества арестованных во время Сталинские репрессии 1937 года. Вариант 1918 года — гордость собрания русского искусства Тульского музея изобразительных искусств, которому он был передан в дар Г.П. Маликову в 1959 году. В Третьяковской галерее хранится уменьшенная копия, датированная 1921 г., который идентично воспроизводит версию 1915 г., за исключением размера.