Первый учитель
В училище Суриков учился успешно
Важное значение для его будущего имела встреча с человеком, угадавшим дарование практически в самой начальной стадии развития. Это Николай Васильевич Гребнев, учитель рисования
Он и сам поверил в талант Василия, и ему внушил, что он непростой мальчик, и ему непременно надо много работать, оттачивая свой талант. Копирование гравюр с картин старых мастеров, этюды на природе, приёмы акварельной живописи – Гребнев стал первооткрывателем таланта Сурикова и первым его огранщиком. Художник впоследствии всегда будет с теплотой и чувством благодарности вспоминать своего наставника.
Русские учёные
Кирик Новгородец – учёный XII века, проводивший исследования в математике и астрономии. Летописец и музыкант, стал создателем первого русского учёного трактата «Учение о числах». Сумел рассчитать мельчайший временной отрезок, способный быть воспринятым. Существует предположение, что именно он является автором труда «Вопрошания Кирикова».
Дмитрий Менделеев – талантливый учёный, создавший периодическую таблицу элементов и периодический закон химитческих элементов. Благодаря ему Россия, экспортировавшая керосин из Америки, стала импортировать нефтепродукты в Европу. Учёный разработал масла из отходов нефтепродуктов, и выдал идею о новом способе перегонки нефти.
Иван Павлов – человек, открывший наличие рефлексов в живых организмах, что перевернуло содержание физиологии и биологии. Получил Нобелевскую премию. Уже умирая, описывал ученикам свои ощущения, чтобы наука могла исследовать механизмы смерти человека.
Личная жизнь
Портрет Матери
В начале 1878 года Суриков женился на Елизавете Шаре (Шарэ), француженке-дворянке. Это был союз по большой любви. Василий всегда подсознательно стремился к семейственности – искренне любя мать, сестёр, брата, и здесь, вдали от них, вспоминая вечера в отчем доме, в далёкой Сибири с родными людьми, он хотел создать свою семью и свой очаг, подобный родному.
Елизавета родила двух дочерей, Ольгу и Елену. Уклад был замечательный: отец самозабвенно и продуктивно работал, мать занималась детьми.
Летом 1887 года всей семьёй вместе съездили в Красноярск. На родине художник написал портрет матери (он в Третьяковке).
Зимой 1888 года Елизавета, здоровье которой с рождения не было крепким, заболела, в апреле умерла.
Талантливые поэты
Александр Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин». Тематика его текстов имела широкий диапазон: от любовной лирики до социального неравенства.
Михаил Лермонтов – автор прославленной поэмы «Герой нашего времени». Многие стихотворения посвятил Кавказу, где он воевал. Поднимал вопросы о ненужности войн, об отчуждённой позиции человека. Исследовал в своём творчестве воздействие любви на демоническую природу.
Владимир Маяковский – поэт, внедривший футуризм в Российскую поэтическую культуру. Обладал необыкновенным стилем письма — ступенчатым по форме. Уникальный поэт Серебряного Века русского стихосложения, был ярым сторонником и проповедником, рупором коммунистических идеалов и миропонимания.
Сергей Есенин – лирический поэт, утончённый и душевный. Одновременно с этим, оставался в душе хулиганом и подростком. Его поэзия затрагивала темы любви к женщине, Родине, природе, а также личной борьбы с окружением. Его стихам присуща особая напевность и щемящая пронзительность.
Владимир Высоцкий – создатель песен и стихов, бард, великий поэт Бронзового века и просто историческая личность России. В своём творчестве сумел подытожить социально-культурное наследие XX века. Его стихи пронизаны острой сатирой. Пел и писал о борьбе человека с обстоятельствами, о месте личности в обществе, и в мире.
Александр Суворов, актер: личная жизнь
У симпатичного брюнета никогда не было проблем с недостатком женского внимания. При этом нашего героя нельзя назвать бабником и ловеласом. Он дважды официально оформлял отношения. И оба раза актер женился по большой любви.
Со своей первой супругой Саша познакомился в 16-летнем возрасте. Он приехал в Москву, поступать в «Щепку». Именно в стенах этого вуза парень познакомился с очаровательной девушкой – Мариной Князевой. Им обоим удалось поступить в ВТУ им. Щепкина. Александр красиво и настойчиво ухаживал за Мариной. И спустя несколько месяцев со дня знакомства он переехал в ее московскую квартиру. Влюбленные жили мирно и счастливо. Родители настаивали на том, чтобы Саша и Марина расписались. Но парень и девушка считали штамп в паспорте обычной формальностью.
Пара сыграла свадьбу лишь после 5 лет совместного проживания. Торжество проходило в одном из столичных ресторанов. Друзья и родственники молодоженов были уверены в том, что они будут вместе до старости. Однако они сильно ошибались. В какой-то момент отношения двух творческих людей начали портиться. Марина все чаще устраивала скандалы. Александр мог несколько дней не приходить домой ночевать. К сожалению, сохранить этот брак сторонам не удалось. Инициатором развода выступил Александр Суворов. Актер и его жена официально разошлись в 2005 году.
Наш герой отодвинул личную жизнь на второй план. Он с головой ушел в работу. Но вскоре в его жизни появилась новая любовь. В одном из столичных кафе у актера было назначено интервью. К нему за столик присела журналистка Екатерина. Девушка задавала Александру вопросы, связанные с его профессией и личной жизнью. Катя сразу же приглянулась Суворову. По окончании интервью он пригласил красавицу в кино. Их отношения получили стремительное развитие. Катя и Саша поженились. Сейчас они воспитывают общего сына. В ближайшее время они хотят завести второго ребенка (желательно девочку).
Миф № 4. Парашютист-отличник
В своих книгах Резун утверждает, что совершал парашютные прыжки. Однако нигде не упоминает, сколько раз прыгал. Обычно люди гордятся самим фактом парашютного прыжка. Например, у меня всего 25 парашютных прыжков с высот 800–1200 метров. Хотел совершить больше, но они в разведке не главное. Да и не было времени прыгать в свое удовольствие.
Резун утверждает, что совершал прыжки с высоты 100 метров. В книге «Спецназ» пишет: «Групповые прыжки с высоты сто метров прочно вошли в программу подготовки и практику частей СпН. Именно такой прыжок совершает на учениях главный герой романа «Аквариум» вместе с группой диверсантов. Зима, снег, мороз, высота 100 метров, у каждого обычный десантный парашют Д-1-8 без запасного купола». Прыжки с малых высот совершались в качестве эксперимента очень опытными парашютистами. Впервые такой эксперимент был проведен 1 марта 1968 года. Далее Резун утверждает, что при прыжке со 100 метров выступал в роли выпускающего (книга «Аквариум»): «Роль у меня плохая: у всех вытяжные тросики пристегнуты к центральному лееру, лишь у меня он на груди покоится. Пропустив всех мимо себя, я в последний момент должен свой тросик защелкнуть над своей головой. А если промахнусь? А если сгоряча выйду, не успев его застегнуть? Открыть парашют руками будет уже невозможно». Снова ложь! Выпускающим обычно ставят инструктора ПДС (парашютно-десантной службы) или очень опытного парашютиста, имеющего несколько сотен прыжков. Например, при прыжках с самолета Ан-2 считалось особым шиком для выпускающего выйти из самолета и захлопнуть за собой дверь.
Кто сделал Резуна предателем?
Все началось с его детства, когда родители чрезмерно оберегали младшего сыночка от житейских забот. Отец с помощью своих фронтовых однополчан при высоких должностях двигал его в Суворовское училище, потом в офицерское училище и Военно-дипломатическую академию. Виноваты непосредственные начальники Резуна, которые писали необъективные характеристики в угоду вышестоящим протеже будущего предателя. Виновата существовавшая тогда система отбора кадров, которая допускала в армию проходимцев, стяжателей и карьеристов. Бездари занимали высокие должности без соответствующей профессиональной подготовки и нормального прохождения службы. В мирное время это ещё было не так опасно, а в условиях войны из-за их некомпетентности гибли целые части. Виноваты те, кто двигал Резуна в разведку. В ней выживают и побеждают сильнейшие. А слабые духом либо уходят из нее, либо западные спецслужбы делают из них предателей. Именно так произошло с папенькиным сыночком Резуном.
Возникает вопрос: а можно ли верить Резуну? Я назвал бы его злобным мистификатором. То есть человеком, умеющим дурачить людей, вводить их в обман или заблуждение. Неудивительно, что многие тупо повелись на «правду» предателя о Великой Отечественной войне. Он же предал своих родителей, предал своего старшего брата (тоже бывшего суворовца и офицера), предал кадетское и войсковое братство, предал страну, в которой родился и которая с младых лет растила его на полном государственном обеспечении, дала ему бесплатно уникальное образование. Резун – враг моей страны, а значит, и мой враг.
Валерий Симонов — полковник запаса, бывший начальник разведки 19-й отдельной армии ПВО
Обложка: Среди друзей-русофобов – слева – беглый Березовский, справа – украинский комментатор Гордон. Фото из архива автора
Детство
Биография Суворова гласит, что в раннем возрасте он был довольно болезненным ребенком. Но все же, даже невзирая на то что отец готовил его к гражданской службе, все-таки со временем выбрал путь воина. Для этого Александр Васильевич стал очень активно закалять свой организм и регулярно заниматься специальными физическими упражнениями. Также с детства он изучал фортификацию, артиллерию и военную историю благодаря богатой отцовской библиотеке. Немаловажную роль сыграл в жизни Александра и Абрам Ганнибал, который заметил у юного Суворова задатки тактика и поспособствовал поступлению его в Семеновский лейб-гвардии полк в 1742 году. Начиная с 1748 года, Александр Васильевич считался на действительной военной службе, постепенно получая повышения по карьерной лестнице.
Личная жизнь
Единственным фронтом, на котором Александр Суворов проиграл, оказался личный. Увлечение военным ремеслом отобрало у полководца юность и молодость. В 40 лет военачальник не имел ни семьи, ни детей. Исправить ситуацию взялся отец. Василий Иванович сосватал сыну красавицу-невесту. Ею оказалась 23-летняя Варвара Прозоровская, девушка из обедневшего дворянского рода.
Варвара Прозоровская, жена Александра Суворова
В декабре 1773 состоялась помолвка, в январе следующего года – свадьба. Под венец стали двое на удивление непохожих людей: невзрачный, тщедушного телосложения Суворов, рядом с которым цветущая красавица Варвара казалась еще лучше.
Но Александр Суворов был умнейшим и образованнейшим человеком эпохи, знавшим 5 иностранных языков, а Прозоровская писала с чудовищными ошибками, а круг ее интересов ограничивался нарядами и светскими раутами.
Наталья Зубова, дочь Александра Суворова
Напряжение между супругами росло. После рождения дочери Натальи у пары начались размолвки и ссоры. Александр Васильевич пропадал на фронтах и сражениях. Варвара Ивановна вела тот способ жизни, который вели все дамы той эпохи.
Узнав от «доброжелателей» об изменах супруги, Александр Суворов поступил согласно характеру: подал прошение о разводе в Духовную консисторию, описав поведение неверной жены в подробностях. Но расторгнуть брак не удалось – скандал уладила императрица. Екатерина Алексеевна вручила полководцу очередную медаль и попросила не выносить сор из избы.
Аркадий Суворов, сын Александра Суворова
Но в 1784 году Суворов во второй раз потребовал развода, объявив имя любовника жены. Через два месяца Варвара Ивановна родила сына Аркадия, которого Александр Суворов признал через 12 лет. Супругов не развели и второй раз, но вместе они больше не жили. Полководец установил жене скромное содержание в 1200 рублей, а дочь Наталью определил в Смольный институт, запретив видеться с матерью.
Александр, внук Александра Суворова
В 1796-м Суворов признал сына и определил 12-летнего мальчика в юнкера. Судьба Аркадия Суворова сложилась трагично: он утонул в 26 лет. Но четверых внуков отцу он успел подарить. Шесть детей родила и Наталья Суворова. Военачальник так и не простил супругу, до смерти жившую, как и он, в уединении.
Не в священники, а в художники
Многие родители хотят, чтобы дети пошли по их стопам, хотел этого и отец Виктора Михайловича Васнецова – сельский священник, в семье которого 15 мая 1848 года родился живописец. В то время многодетная семья жила недалеко от города Вятка в селе Лопьял. Мать будущего живописца рано покинула этот свет, сыновей воспитывал отец – Михаил Васильевич.
Детство Виктора прошло далеко от городской суеты, благодаря чему мальчик научился с ранних лет ценить красоту родного края. Отец рисовал пейзажи на прогулках с детьми по округе села, видимо, от него сыну и передалась тяга к живописи.
Виктор Михайлович Васнецов «Портрет М. В. Васнецова» 1870 г.
Мальчика, когда он подрос, Михаил Васильевич отдал в духовную семинарию. Отец был образованным человеком, привить знания он пытался и своим детям. Помимо наук, он занимался с сыновьями резьбой по дереву, рисованием. Обособленный уклад жизни позволил мальчикам прикоснуться к старославянским обычаям, поверьям и сказкам.
Именно этот быт повлиял на художественное восприятие Виктора Михайловича. Семинария была не тем местом, в котором хотел учиться творческий мальчик, поэтому он отправился в Санкт-Петербург поступать в знаменитую Академию Художеств.
Минин и Пожарский
Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.
Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.
Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.
Кинокарьера
Когда же на экранах впервые появился Александр Суворов? Актер получил эпизодическую роль в картине «Дронго». Это произошло в далеком 2002 году. Молодой артист справился со всеми задачами, которые поставил перед ним режиссер.
В 2003 году вышел второй фильм с участием Суворова – «Вкус убийства». Актер успешно вжился в образ фотографа Юрия Гурзо.
Всероссийскую известность и признание зрителей наш герой приобрел после съемок в сериале «Кармелита». Его персонаж – молодой и благородный цыган Миро. Зрители были поражены не только хорошей игрой актера, но и его внешними данными. Люди были уверены в том, что у Саши есть цыганские корни. Но это не так.
Портреты полководца
Ввиду нелюбви Суворова к позированию, прижизненных изображений великого полководца было создано немного, но всё же они есть. Их можно увидеть в главной экспозиции музея. Эти портреты легли в основу иконографических типов.
В контексте портретной выставки, иконографический тип — устойчивое воспроизведение последующими авторами именно тех черт лица и атрибутов персонажа, которые доносят до зрителя всё то, что лежит в основе почитания исторической личности.
Среди таких портретов:
- рельефный портрет А. К. Леберехта на медали в честь побед Суворова в Русско-турецкой войне;
- миниатюра Ф. Бэшона, запечатлевшая Суворова в фельдмаршальском мундире, в Варшаве, 1795 год;
- живописный портрет работы австрийского придворного художника Й. Крейцингера, созданный в Вене перед началом Итальянского похода 1799 года;
- пастельный рисунок саксонского портретиста И.-Г. Шмидта — последнее прижизненное изображение Суворова.
Во время посещения выставки стоит обратить особое внимание на посмертную маску и сравнить её с бюстом авторства Л. М
Гишара. Для создания изваяния скульптор использовал маску как образец. По мнению Дениса Давыдова, русского поэта и одного из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года, этот портрет наиболее похож на Суворова.
Портрет Суворова. Скульптор Л.-М. Гишар, 1804
Хотя последующие художники опирались в своём творчестве на прижизненные портреты, они не всегда были точны в воспроизведении исторических деталей. Например, на груди Суворова на более поздних изображениях в живописи и в гравюре иногда можно встретить награды, которые ему не вручались. Более детально о наградах полководца всегда можно расспросить экскурсоводов музея.
Пожалуй, самый непохожий на Суворова образ зритель найдёт в произведении Исаака Крукшенка, англо-шотландского мастера сатирико-политической карикатуры XIX века.
Карикатура «Генерал Суворов,
ведущий французскую Директорию в Россию».
И. Крукшенк, 1799 г.
Экспонаты на выставке сопровождаются цитатами из автобиографии А. В. Суворова. Читая их, можно задуматься над сходством и различием внутреннего и внешнего восприятия человека.
Посещение выставки можно завершить просмотром слайдов о том, как последователи метода Михаила Герасимова по восстановлению облика человека только по его черепу воссоздали портрет Суворова. Итог весьма похож на мраморный бюст работы О. К. Комова, который принадлежит музею-усадьбе А.В. Суворова в селе Кончанском и временно украшает парадную лестницу в особняке Якунчикова.
Миф № 5. Борец против системы
Резун называет свое бегство не изменой Родине, а уходом на Запад. В книге он пишет: «Но на один вопрос я обязан ответить сам себе: бегу я потому, что ненавижу систему давно, я всегда был против нее, я готов был рисковать головой ради того, чтобы заменить существующую систему чем угодно, даже военной диктатурой». В другой книге Резун говорит, что вынужден был бежать вместе с семьей – иначе с ним бы расправились люди из КГБ.
От себя скажу: можно не соглашаться с политикой руководства своего государства, но предавать свой народ ни при каких обстоятельствах нельзя. Принявший воинскую присягу должен служить своей Отчизне. Резун изменил присяге и перебежал в стан врагов. Честь может быть потеряна только однажды, потом всю жизнь бесчестье. В старой российской армии была традиция: опозорившему офицерскую честь давали револьвер с одним патроном. Кому было небезразлично отношение окружающих, тот стрелялся. Трусы оставались с позором до конца жизни.
В книге «Спецназ» прочел такие чудовищные измышления: «Командир группы не имел права брать с собой бойца, получившего тяжелую травму или ранение (это значительно снизило бы скорость движения разведгруппы и помешало выполнению поставленных задач), но и оставить его тоже не имел права. Поэтому единственно возможным решением в любой такой ситуации было убийство раненого. Это должно было делаться путем введения особой смертельной инъекции, которая называлась «блаженной смертью», в результате чего человек умирал легко, не испытывая мучений, словно проваливаясь в сон. Если же командир группы из сострадания принимал решение взять раненого с собой и такое решение со всей очевидностью ставило под угрозу выполнение поставленной задачи, заместитель командира группы был обязан убить обоих – и раненого бойца, и командира, причем последнего следовало убить без использования инъекции».
Мне самому приходилось водить разведгруппы. Ничего подобного, что написано выше, никогда не встречал. Я всегда говорил своим подчиненным: начали вместе и вернемся вместе, несмотря ни на что. Никого не оставим в беде.
Штурм Измаила Суворовым
И все же кульминацией второй русско-турецкой войны для Суворова стал Измаил. До Александра Васильевича уже были сделаны две попытки взять крепость штурмом. Обе закончились неудачей. Русские военачальники, считая, что взять Измаил невозможно, уже собирались отвести войска от крепости на зимние квартиры. Но в это время командующим был назначен Суворов.
11 декабря 1790 года, еще до рассвета, русская артиллерия с суши и с кораблей начала вести непрерывный огонь. Затем к крепостным стенам двинулись колонны. Осажденные встретили русских жестоким артиллерийским и ружейным огнем, сбрасывали атакующих со стен крепости. Первой в город ворвалась колонна под командованием Кутузова. Все попытки турок контратаковать были отбиты. Когда рассвело, началась бойня внутри крепости. Уличные бои продолжались около десяти часов. Драться приходилось за каждый дом. Это был самый кровопролитный штурм крепости во всей мировой истории.
За измаильскую победу Суворов получил высочайшую благодарность и звание подполковника лейб-гвардии Преображенского полка, полковником которого была сама Екатерина II.
Цитаты
- Глазомер, быстрота, натиск – вот мои руководители.
- Ученье свет, а неученье – тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть – хлеб не родится.
- Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.
- С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных.
- Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими.
- Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля дура, штык молодец.
- Праздность есть мать скуки и многих пороков.
- Кто храбр – тот жив. Кто смел – тот цел.
- Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
- Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний погибший на ней солдат.
Начало военной службы
На действительную службу в войсках Александра Васильевич попал через 6 лет, в 1748. Молодой человек постепенно рос и поднимался по карьерной лестнице. В Семеновском полку он провел 6.5 лет.
Даже в годы действительной военной службы Суворов даром времени не терял. Он обучался ремеслу, посещал кадетский корпус, где проходили специальные занятия. К концу службы в Семеновском полку молодой человек знал как военную науку, так и несколько иностранных языков.
До участия в реальных боевых действиях Суворов был переведен в Ингерманландский пехотный полк, а еще через 2 года, в 1756-м, занимал пост в Военной коллегии.
А.В. Суворов, худ. Н. Егорова
В период Семилетней войны (1756-1763) служил в тыловой части, где занимался обеспечением войск. Тут Суворов впервые подробно изучал особенности снабжения вооруженных сил. Эти знания очень пригодились полководцу позже.
Настоящее испытание выучки было еще впереди.
В июле 1759 Суворов участвовал в своем первом бою. В составе эскадрона драгун молодой офицер разбил немецкие военные силы и обратил их в бегство.
Уже в августе сражался под Кунерсдорфом. Русские в союзе с австрийцами триумфально победили армии Фридриха II. Уже в 60-м году был переведен и участвовал во взятии Берлина.
Сражение при Кунерсдорфе
В 1761 Суворов продолжил службу. После успешной операции поступил в распоряжении генерала М. В. Берга. Перед офицером стояла задача прикрыть отход русских войск. Александр Васильевич командовал казачьими, драгунскими отрядами.
Наносил точечные удары по прусской армии. Вел агрессивную и успешную партизанскую войну против неприятеля, лишая его снабжения, продовольствия. Как отмечали современники, он проявлял недюжинную смекалку и смелость, атакуя неприятеля малыми силами, проводя диверсии на виду у врага.
После этого еще несколько раз проявил себя как участник Семилетней войны. Конфликт оказался для Суворова ценным опытом, заложил основы дальнейшего развития его как полководца и умелого командира.
В сентябре 1762 года будущий военачальник получил звание полковника и был приписан к Астраханской пехотной роте. Во время выполнения обязанностей он впервые встретился с императрицей Екатериной II. Если верить источникам, это событие произвело на него сильное впечатление.
Василий Иванович Суриков. Портрет А.В. Суворова. 1907.
В 63-м году Суворова перевели в Новую Ладогу, где он командовал пехотным полком. Помимо своих прямых обязанностей, Александр Васильевич занимался теоретической работой. Из-под его пера вышел труд «Полковое учреждение», в котором описывались подходы к воспитанию солдат и боевой подготовке личного состава. Свою работу он писал вплоть до 1765 года.
Москва – как много в этом звуке…
Со своими друзьями – живописцами Репиным и Поленовым Васнецов год проводит во Франции в городе – законодателе мод Париже. После заграничной поездки все трое поселяются в Москве и начинают писать картины на исторические сюжеты. Васнецов обратился к “Слову о полку Игореве” и создал полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», из-за которого среди передвижников начался спор, брать ли эту картину на выставку или нет.
Эта дискуссия возникла потому, что главным критерием в живописи передвижников было изображение действительности, а картина Васнецова была сказочно красива, но и имела сказочный контекст.
Сам же автор говорил: “Перед моей картиной стоят больше спиной”, что, на мой взгляд, было не заслуженно по отношению к этому шедевру. Лишь немногие поняли и приняли эту картину, почувствовали в ней истинно русский дух. Одним из таких – тонко чувствующих искусство был Павел Третьяков, который купил «После побоища Игоря Святославича с половцами» для своей коллекции.
Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Васнецов продолжает творить в своём сказочном стиле, в 1881 году из-под его кисти вышла «Алёнушка». В абрамцевской усадьбе Саввы Мамонтова – крупного промышленника и мецената художник создал эскиз избушки на курьих ножках, которая была там построена для детворы. В то время в Абрамцево объявили конкурс на проект небольшой церкви для усадьбы, Васнецов его выиграл. Эскиз церкви он выполнил в неорусском стиле, к которому стал тяготиться в живописи.
В 1882 году приусадебная церквушка по проекту Васнецова была построена, именно она стала первой архитектурной постройкой в стиле зарождающегося русского модерна.С этой церковью связано и ещё одно событие в творческой жизни Виктора Михайловича, в ней он написал образ Богородицы с младенцем. Этот образ он ещё раз повторит уже в Киевском соборе, так этот образ запомниться всем как Васнецовская Божья Матерь.
Виктор Васнецов, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 год
Существует легенда о происхождении прототипа этого образа. Как-то раз вернувшись домой, Васнецов увидел свою жену в свете солнца, она была с ребенком на руках. Так воображение художника создало ещё один шедевр.
Виктор Михайлович Васнецов «Портрет А. В. Васнецовой» 1878 г.
Перебравшись из Абрамцева непосредственно в Москву, Васнецов строит дом по собственному эскизу. Там рождается картина «Иван-царевич на сером волке», которая будет выставлена на 17-й выставке передвижников. На этот раз публика и коллеги встречают полотно тепло и восторженно, Васнецов – сказочник уже стал привычен и полюбился многим. Художника окончательно признали и присвоили звание профессора живописи.
К девятисотлетию крещения Руси был построен Владимирский собор, расписывать который пригласили Виктора Михайловича. В связи с этим событием он создал несколько картин на религиозный сюжет, самые известные из которых «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира». Васнецов говорил:
Был в творчестве живописца и опыт декоратора, когда в 1884 году открылась Частная опера Мамонтова. Он декорировал оперу «Русалка» и «Снегурочка», благодаря которой появилась одноименная картина. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» появилась благодаря опере «Псковитянка».
Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия
В 1898 году кисть и воображение Васнецова создали, пожалуй, самую известную картину мастера «Богатыри», которую многие называют Три богатыря. Интересный факт: прошло целых 30-ть лет с тех пор, как у художника возник замысел полотна, был создан карандашный эскиз и появилась готовая картина.
Васнецов оформил переиздание сочинений Пушкина к его столетнему юбилею. Виктор Михайлович создал несколько книжных миниатюр к «Песне о вещем Олеге».
Войны
Формирование Суворова как полководца выпало на век Екатерины Великой и две победные Русско-турецкие войны. В 1770-м Александру Васильевичу присвоили звание генерал-майора. После победы над турками под Туртукаем и Козлуджи он стал генерал-поручиком. В это время Суворову посчастливилось служить под началом фельдмаршала Петра Румянцева. Дарование полководца раскрылось во второй Русско-турецкой войне. В 1788 году генерал-аншеф Александр Суворов отличился при обороне Кинбурна. Здесь он получил первое серьезное ранение.
Взятие крепости Кольберг в ходе Семилетней войны
За победное сражение военачальнику вручили орден Андрея Первозванного. Второй раз Суворова ранили при штурме турецкой крепости в Очакове. Между двумя турецкими войнами Александр Суворов доказал свою эффективность как военачальник и стратег, подавив бунт Емельяна Пугачева. Императрица отблагодарила его 2 тысячами червонцев. В сентябре 1789 года состоялось сражение при Рымнике. 25 тысяч русско-австрийских солдат разгромили 100-тысячное турецкое войско Юсуф-паши. Русские силы в этом бою возглавил Александр Суворов.
Александр Суворов и Емельян Пугачев
Победа при Рымнике продемонстрировала преимущество русского оружия на военном театре, изменив стратегическую обстановку на фронте. Яркой победой военачальника стало стремительное взятие в декабре 1790 года турецкой крепости Измаил, которую считали неприступной. Битва вошла в анналы истории России, ее ставят в один ряд с Полтавским и Бородинским сражениями.
Александр Суворов на коне
После смерти императрицы в 1796 году ее заменил Павел Первый. Отношения с сыном Екатерины Алексеевны у Александра Суворова складывались напряженные. Спустя год царь издал приказ об отставке военачальника. В феврале фельдмаршала сослали в родовое имение. Но после обострения политической обстановки в Европе об Александре Васильевиче вспомнили. Правители Австрии и Британии обратились к Павлу I с просьбой поставить во главе союзных войск Суворова.
Итальянская кампания, проведенная старым военачальником в 1799-м, вызывает восхищение у современников. Александр Суворов провел ряд молниеносных и блистательных сражений. Фельдмаршал занял Турин и Милан, разбил силы французов на реке Треббия, сократив армию врага наполовину.
Переход Александра Суворова через Альпы
Французы собрали остатки армии и во главе с генералом Жубером двинулись на Пьемонт. В августе они заняли город Нови-Лигуре. Союзническая армия во главе с Александром Суворовым приняла вызов. В 18-часовом сражении при Нови французская армия была разбита, потеряв 7 тысяч солдат убитыми. Погиб и командующий Жубер. Эта победа оказалась решающей в Итальянском походе. Пораженный победой император распорядился отдавать Александру Суворову те же почести, что и особам императорской фамилии.
Поход 1799 года золотыми буквами вписан в историю российской армии. Легендарный переход Суворова через Альпы и сегодня поражает воображение. Павел I с восхищением констатировал победу Александра Суворова над самой природой. Покорение швейцарских горных вершин и длиннейший перечень предыдущих побед принесли полководцу прижизненную славу и звание генералиссимуса – высочайшее в военной иерархии.
Книга Александра Суворова «Наука побеждать»
Александр Суворов создал новую военную доктрину. Основываясь на личном опыте боевых действий, разработал стратегию и тактику ведения войны. Написанное полководцем тактическое пособие «Наука побеждать» – настольная книга русских военачальников. Воспитанниками Суворова стали Михаил Кутузов, Николай Раевский, Петр Багратион. Полководец награжден всеми высшими воинскими наградами, в том числе орденом Святого Георгия трех степеней.
Орден Александра Суворова
Памятник генералиссимусу воздвигли при жизни. Появились суворовские училища, в которых воспитывали будущих военных. Во время Великой Отечественной войны орденом Суворова награждали героев, а именем полководца назван не один десяток кораблей. Среди них броненосец «Князь Суворов» и теплоход «Александр Суворов».
Теплоход «Александр Суворов»
Образ гениального военачальника неоднократно эксплуатировался режиссерами. Александра Суворова сыграли Николай Черкасов («Суворов»), Юрий Катин-Ярцев («Багратион»), Валерий Золотухин («Адъютанты любви»), Вадим Демчог («Фаворит»).