Самохвалов, александр николаевич (художник)

[править] Литература

  • Центральный Государственный Архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.3. Д.49.
  • Стругацкий Н. Александр Самохвалов. Искусство, №5, 1933.
  • Стругацкий Н. Александр Самохвалов. Ленинград — Москва, 1933.
  • Выставка лучших произведений советских художников. Путеводитель. М., Государственная Третьяковская галерея, 1941.
  • Выставка живописи, графики и скульптуры. Советские художники ко дню 60-летия К. Е. Ворошилова. М., Искусство, 1941.
  • Каталог выставки лучших произведений советского искусства. Новосибирск, Комитет по делам искусств при СНК СССР, 1942.
  • Героический фронт и тыл. Всесоюзная художественная выставка. Каталог. М., Государственная Третьяковская галерея, 1945.
  • Выставка этюдов ленинградских художников. Каталог. Л., ЛССХ, 1945.
  • Всесоюзная художественная выставка. Каталог. М., Государственная Третьяковская галерея, 1946.
  • Всесоюзная художественная выставка, посвящённая 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Каталог. М., Советский художник, 1957. С.69.
  • Всесоюзная художественная выставка «40 лет ВЛКСМ». Каталог. М., Министерство культуры СССР, 1958.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1963. С.16.
  • Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1961. С.36.
  • Александр Николаевич Самохвалов. Выставка произведений. Каталог. Л., Художник РСФСР, 1963.
  • Баршова И., Сазонова К. Александр Николаевич Самохвалов. Л., Художник РСФСР, 1963.
  • Молдавский Д. Выставка Александра Самохвалова // Смена, 1968, 31 января.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Том 3. 1941—1947 годы. М., Советский художник, 1973. С.7, 10, 15, 32, 68, 90, 93, 122, 137, 181, 213, 214, 215, 232, 263, 272, 335, 342.
  • Бродский В. О своих современниках // Ленинградская правда, 1975, 26 января.
  • Савин В. Встреча с «Метростроевкой» // Смена, 1975, 28 января.
  • Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. Л., Художник РСФСР, 1976. С.29, 187.
  • Самохвалов А. Мой творческий путь. Л., Художник РСФСР, 1977.
  • Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.5. 1954—1958 годы. М., Советский художник, 1981. С.9, 121, 141, 377, 387, 446, 535, 549.
  • Зингер Л. Александр Самохвалов. М., Советский художник, 1982.
  • Шевчук С. Фантазии Самохвалова // Вечерний Ленинград, 1986, 28 января.
  • L’ Ecole de Leningrad. Catalogue. Paris, Drouot Richelieu, 25 Novembre 1991. Р.60—64.
  • Самохвалов А. Моя Самаркандия. СПб, Искусство России, 1993.
  • Александр Николаевич Самохвалов. Каталог выставки. Тверь, Издательство «Приз», 1994.
  • Самохвалов Александр Николаевич. В годы беспокойного солнца. СПб, Всемирное слово, 1996.
  • Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Выставка произведений. СПб, Музей Н. А. Некрасова, 1996.
  • Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.2—3, 13, 20, 24, 28, 31, 80, 147, 369, 380—396, 398, 399, 401—406, 409—424, 439, 442—444, 446.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. Кафедра монументально-декоративной живописи. СПб., Искусство России. 2011. С.66.
  • Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.11, 32, 33, 47, 49, 58, 60, 75, 107, 108, 118, 143, 232, 315, 324—327, 329, 336, 352, 355, 365—379, 381, 382, 384—396, 430, 435.
  • Логвинова Е. Дейнека и Самохвалов. В петербургском Манеже представили искусство «мрака и преисподней». // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 58. СПб., 2020. С.78-84.

биография

Александр Николаевич Самохвалов родился 21 августа 1894 г. в г. Бежецк, расположенный в Тверская губерния из Российская империя.

В 1914 году Самохвалов поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Учился у Василия Беляева, Гуго Залемана, Кузьма Петров-Водкин, Василий Шухаев; Среди его учителей самым важным был Петров-Водкин с его размерной системой рисования и соотношением цвета и формы.

Кафе Гурзуф. 1956

Самохвалов поехал с Петровым-Водкиным в Самарканд в 1921 году в составе экспедиции Института истории материальной культуры, и это был переломный момент в его жизни и мировоззрении. Еще одно сильное влияние на его стиль оказало его участие в реставрации Георгиевского собора в Старая Ладога в 1926 году, где он обнаружил старинную русскую живопись.

Окончил Петроград. ВХУТЕИН (известный как Институт Ильи Репина с 1944 г.) в 1923 г. Его диплом был «Выносливость» (Государственный Русский музей ), где он попытался использовать «сферическую перспективу» в духе Петрова-Водкина и вплотную подошел к сюрреализм.

Самохвалов участвовал в художественных выставках с 1914 года, а в 1917 году участвовал в выставке Мир искусства. Писал портреты, жанровые и исторические картины, а также монументальную и станковую живопись, черно-белое искусство, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, иллюстрации к художественной и поэзии. Создавал книжную графику с середины 1920-х, сценографией начал в 1930-х годах в Большом драматическом театре и Государственном драматическом театре им. А.С. Пушкина в Ленинграде и Новосибирске.

Ему очень удались образы героев труда и спорта (Conductressa (1928); Девушка с ядром (1933), знаменитый акварельный сериал Строитель метро (1933-1934), всего на Государственный Русский музей ), каждое из которых обладало особым сюрреалистическим шармом. Он был создателем значительного произведения советской эпохи 1930-х годов с его живописью. Девушка в футболке (1932). В 1937 году он был награжден золотой медалью на Международной художественной ярмарке в Париже, Франция. В то же время Самохвалов получил два Гран-при за свою панель. Советская легкая атлетика и иллюстрации для История города к Михаил Салтыков-Щедрин.

Самохвалов был членом творческих объединений художников «Круг» (1926–1929) и «Октябрь» (1930–1932), состоял членом Ленинградский Союз художников начало 1932 года. Его ведущей темой была советская молодежь. В 1967 году удостоен почетного звания Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.

Самохвалов по заказу создал много жанровых и исторических картин; среди них были Сергей Киров. Парад спортсменов. (1935, Государственный Русский музей ), Явление Владимира Ленина на Всероссийском съезде Советов (1939, Государственный Русский музей ), Парад Победы (1947, эскиз для Дворец Советов, частное собрание), Сергей Киров и Иосиф Сталин у здания Волховской ГРЭС (1950, частное собрание, Лондон) и др. Среди его работ также станковые картины: Владимир Ленин и Иосиф Сталин на II съезде РСДРП (1939, Государственный Русский музей ), Фронт друзья (1946), Сталинградец, Думая о днях битвы (оба 1948 г.), Портрет Евгения Мравинского (1950), На солнце (1953), Кафе «Гурзуф» (1956), Портрет Марии Клешар (1958).

С 1948 по 1951 год Самохвалов преподавал на кафедре монументальной живописи Московского государственного медицинского университета Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной, и он написал мемуары под названием Мой путь творения (1977),Во время беспокойного солнца (1996).

Персональные выставки в Ленинграде (1963 г., г. 1968, 1975,Государственный Русский музей и «Дом писания»), Москва (1964), Санкт-Петербург (1994, 2014). Государственный Русский музей ), Тверь (1994).

В 1967 году Самохвалов был удостоен награды Орден Ленина за выдающийся вклад в развитие советского искусства.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года. Его живопись и графика находятся в Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская Галерея, другие художественные музеи и частные коллекции в России, Италии, Франции, США, Японии, Германии, Англии и во всем мире.

Награды

  • Золотая медаль на Международной выставке современного промышленного и декоративного искусства , Париж, 1925 (для плаката).
  • Гран — при из Exposition Internationale искусств и техники данс — ла — Vie Moderne , Париж, 1937 (для монументальной живописи «Физическая культура СССР»).
  • Гран — при из Exposition Internationale искусств и техники данс — ла — Vie Moderne , Париж, 1937 (для иллюстрации рассказа Михаила Салтыкова-Щедрина « История одного города »).
  • Золотая медаль из Exposition Internationale искусств и техники данс La Vie Moderne , Париж, 1937 (для окраски Девушка в футболке ).
  • Орден Ленина , Москва, 1967 (за выдающийся вклад в развитие советского искусства).

Самохвалов Александр Николаевич (1894-1971)

«Я художник, живущий взволнованной эмоциональной
жизнью, современностью» — так сформулировал свое творческое кредо А.
Н. Самохвалов в биографической повести «Мой творческий путь». И
действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни,
нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника,
стремящегося отразить свои впечатления.

Родился Самохвалов на тверской земле, где и
провел детские годы. Он рано пристрастился к рисованию, под
руководством школьного учителя писал этюды на природе.
В 1914 г. поступил на архитектурное отделение Высшего
художественного училища при АХ. Постигая премудрости профессии
архитектора, увлекся живописью, цветом.
В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где
участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской
революции.

После возвращения в 1919 г. в Петроград
Самохвалов поступает на живописный факультет ГСХМ, в мастерскую
К.
С. Петрова-Водкина . Пространственная система построения картины,
разработанная Петровым-Водкиным, поиски соотношения цвета и формы
увлекли начинающего художника. Выражение своего видения, ощущения
динамики времени стало непреложным спутником Самохвалова.

Путешествие в 1921 г. в Самарканд и работу в
экспедиции Института истории материальной культуры, в состав которой
входил и К. С. Петров-Водкин ,
формирующийся художник переживал как перелом в своем мировоззрении и
творчестве. Действительно, в работах самаркандского периода, а также
выполненных по возвращении, можно видеть уже руку взрослого,
самостоятельно мыслящего человека, вполне сложившегося художника («Шахи-Зинда»,
«У источника. Самарканд», «Продавец воды», «Бессонница», «Афрасиаб»,
все 1921).

Столь же сильное впечатление произвело на
Самохвалова участие в работах по реставрации Георгиевского собора в
Старой Ладоге (1926), где он был пленен древнерусской фресковой
живописью. Принимая практически безоговорочно строительство
социалистического общества,Самохвалов активно включается в художественную
жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи,
открытия и откровения с «гущей народной». Именно ему принадлежит
программное произведение советского искусства 1930-х гг. — «Девушка
в футболке» (1932). В этом произведении воплотилось стремление
художника к созданию образа современника, формировавшегося новым
обществом «в труде, в подвиге», «в торжестве достигнутого»,
выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось
фресково-монументальное ощущение действительности. Можно восхищаться
умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умениемвыявить то главное, что позволяло современникам
восторгаться созданным образом «духа времени», а нам, потомкам,
видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя
социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого
всему человеческому.

просмотров

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: