Евгений львович шварц

Театральные постановки

Ленинградский ТЮЗ
  •  — «Ундервуд» — режиссёры А. А. Брянцев и Б. В. Зон
  •  — «Клад» — режиссёр Б. В. Зон
  •  — «Кот в сапогах» — режиссёр П. К. Вейсбрём
  •  — «Снежная королева» — режиссёр Б. В. Зон
  •  — «Два клёна» — режиссёр П. К. Вейсбрём
Московский ТЮЗ
Театр Комедии
  •  — «Тень» — режиссёр Н. П. Акимов
  • (12 августа) — «Под липами Берлина» — режиссёр Н. Акимов
  •  — «Дракон» — режиссёр Н. П. Акимов
ЦДТ

«Снежная королева» — режиссёр А. А. Некрасова

Московский Театр киноактёра

1956 — «Обыкновенное чудо» — режиссёр Э. П. Гарин

«Современник»

1960 — Голый король — режиссёр О. Н. Ефремов

Московский драматический театр имени К. С. Станиславского

1960 — «Снежная королева» — режиссёр Е. Ю. Завадский

Театр Дождей (Санкт-Петербург)

1997 — «Снежная королева» — режиссёр Наталья Никитина

Московский театр музыки и драмы Стаса Намина

«Снежная королева» — режиссёр Г. В. Карпов

«Свободный Театр»

2003 — «Голый Король» — по сказкам Ханса Кристиана Андерсена и пьесе Е. Л. Шварца, режиссёр А. Л. Артименьев.

Театр «МЕЛ»
  •  — «Снежная королева» (спектакль театральной студии)
  •  — «Снежная королева» — режиссёр Е. Махонина
  •  — «Сказка о потерянном времени» — режиссёр Е. Махонина
  •  — «Голый король» — режиссёр А. В. Асташкина (спектакль театральной студии)
Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой

2006 — «Дракон» — режиссёр В. В. Мирзоев

Государственный музыкальный театр национального искусства п/р Владимира Назарова
  •  — «Тень» — режиссёр А. В. Назаров
  •  — «Золушка» — режиссёр А. В. Назаров
Немецкий театр

1947 — «Тень» — режиссёр Г. Грюндгенс

Театр на Юго-Западе

1981—2002 — «Дракон» — режиссёр В. Белякович

Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  •  — «Снежная королева» — режиссёр Ю. Мизецкий
  •  — «Два клёна» — режиссёр С. Шпанов
  •  — «Дракон» — режиссёр Валерий Белякович
  •  — «Два клёна» — режиссёр Анатолий Гуляев
  •  — «Красная Шапочка» — режиссёр Анатолий Гуляев
  •  — «Два клёна» — режиссёр Елена Бабаева
  •  — «Золушка» — режиссёр Герман Магнусов
  •  — «Обыкновенное чудо» — режиссёр Андрей Шляпин

Львовский Театр Юного Зрителя

2004 — «Дракон» — режиссёр Евгений Лавренчук, продюсер Дмитрий Балашов

Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола

1988 — «Дракон» — режиссёр Геннадий Егоров

Московский Художественный театр имени А.П. Чехова

2017 — «Дракон» — режиссёр Константин Богомолов

Русский драматический театр «Мастеровые» г. Набережные Челны

  •  — «Снежная королева» — режиссер Валентин Ярюхин, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан
  •  — «Золушка» — режиссёр Георгий Цнобиладзе

Личная жизнь писателя

Первой женой автора была актриса театра Ростова-на-Дону. Однако через некоторое время он с ней развелся и женился второй раз на Екатерине Зильбер, с которой прожил до смерти. Однако у них так и не появились дети. Евгения Шварца все называли чрезвычайно романтичным человеком, склонным к эксцентричным поступкам. Так, например, он добился согласия на брак первой жены тем, что прыгнул в холодную воду зимой. Этот первый брак оказался счастливым: у супругов родилась дочь Наталья, которая была смыслом жизни для писателя.

Однако вторая любовь драматурга оказалась намного сильнее, так что он решился пойти на этот разрыв. Автор скончался в 1958 году в Ленинграде. Причиной смерти стал инфаркт, так как раньше он долго страдал от сердечной недостаточности. В наше время творчество писателя по-прежнему актуально. Фильмы-экранизации часто можно увидеть по телевидению, не говоря уже о театральных постановках по мотивам его произведений. В школьной программе предусмотрено прочтение некоторых его сказок и пьес.

Краткая биография

  1. В 1914 г. Евгений поступил в Московский университет на юридический факультет, но проучился там недолго. Деньги, которые дали ему родители, юноша истратил на походы в театр, оперу и цирк. Когда средства кончились, студент вынужден был вернуться в Майкоп.
  2. В 1916 г. Шварца призвали в армию. Сначала он служит рядовым в царицынском (волгоградском) запасном батальоне. Затем его переводят и зачисляют в московское военное училище в звании юнкера. А в октябре 1917 г. Евгений получает звание прапорщика. Семья Шварца в это время перебирается в Екатеринодар.
  3. Во время Гражданской войны, в 1918 г., Евгений вступил в ряды Добровольческой армии. Он принял участие в Первом Кубанском («Ледяном») походе и его кульминационном сражении с красными войсками за Екатеринодар. В этом бою Шварц был контужен и, вследствие этого, всю жизнь страдал тремором рук. После контузии Евгений был демобилизован.
  4. В 1919 г. в Ростове-на-Дону молодой человек поступает в университет. Параллельно он работает в «Театральной мастерской», играет в спектаклях под руководством молодого режиссёра-экспериментатора Павла Вейсбрёма.
  5. В 1920 г. Шварц был зачислен в политотдел Кавказского фронта РККА как актёр и театральный инструктор.
  6. В 1921 г. вместе с театральной труппой Вейсбрёма Евгений переезжает в Петроград. Там он продолжает играть эпизодические роли в спектаклях, а также начинает писать статьи для газет.
  7. В январе 1922 г. труппа представила спектакль «Гондла» по пьесе уже расстрелянного на тот момент Николая Гумилёва. Весной этого же года «Театральная мастерская» прекратила свою деятельность.
  8. Шварц с женой подрабатывают в маленьких театрах. Некоторое время Евгений работает в книжном магазине, а затем – личным секретарём у писателя Корнея Чуковского.
  9. Также в эти годы, познакомившись с группой писателей «Серапионовы братья», Шварц пробует писать фельетоны, стихотворные сатирические обозрения и публикует их под различными псевдонимами.
  10. Летом 1923 г. Евгения Шварца и его друга Михаила Слонимского пригласили в город Бахмут в Донецкой области для работы в газете «Всероссийская кочегарка». Там Евгений начал сочинять небольшие рассказы на основе писем читателей. Также он занимался издательством приложения к «Кочегарке» – газеты «Забой».
  11. По возвращении в Петроград в 1924 г. Шварц публикует первое своё детское произведение под названием «Рассказ старой балалайки». О нём положительно отзывается С. Я. Маршак.
  12. С 1924 по 1925 г. писатель работает ответственным секретарём в журнале «Ленинград». Затем переходит в детское издательство «Радуга», где работает до 1928 г.
  13. В 1925 г. Маршак приглашает молодого писателя в «Госиздат» для работы редактором в детском отделе.
  14. В это же время Евгений сближается с литературной общиной ОБЭРИУ, которая сотрудничает с детскими журналами «Чиж» и «Ёж». Для них Шварц начинает писать рассказы, сказки, стихи, придумывает смешные подписи для картинок.
  15. В сентябре 1929 г. в ленинградском ТЮЗе была поставлена первая пьеса драматурга – «Ундервуд».
  16. В 1931 г. Евгений Шварц пишет сценарий для фильма «Товарный 717».
  17. В 30-е гг. писатель очень много и плодотворно работает, из-под его пера выходят пьесы, повести, рассказы, стихи, сценарии и пр. Он становится популярным. В 1934 г. Евгения Львовича принимают в Союз писателей СССР.
  18. В 1940 г. в ленинградском театре комедии вышла новая шварцовская пьеса «Тень». Она была запрещена сразу после премьеры.
  19. Во время Великой Отечественной войны Шварц пытается записаться добровольцем на фронт, но из-за тремора рук его не берут. В блокадном Ленинграде писатель работает в радиоцентре и в театре.
  20. В декабре 1941 г. писателя с женой эвакуируют из Ленинграда в Киров. Там он работает в местном драматическом театре.
  21. В 1943 г. вслед за эвакуированным Ленинградским театром комедии уезжает в Душанбе и становится завлитом театра. Там писатель работает над философской пьесой «Дракон», премьера которой состоялась в 1944 г. в Москве. После премьеры пьесу запретили.
  22. В 1947 г. по сценарию Шварца был снят художественный фильм-сказка «Золушка». Главную роль в нём сыграла актриса Янина Жеймо.
  23. В 1954 г. Шварц завершил работу над пьесой «Обыкновенное чудо», премьера которой состоялась спустя 2 года.
  24. В последние годы писатель пережил несколько инфарктов, почти не работал. Умер Евгений Львович Шварц 15.01.1958 в возрасте 61 года.

Евгений Шварц с котом

Особенности творчества

Писатель работал много и плодотворно. Он не только сочинял литературные произведения, но и писал либретто к балетам, придумывал смешные подписи к рисункам, делал сатирические обзоры, репризы для цирка. Еще одной характерной чертой его творчества было то, что он часто брал за основу своих уже знакомые классические истории.

Так, Шварц написал сценарий для культового кино «Золушка», который вышел на экраны в 1946 году. Старая сказка под пером автора заиграла новыми красками.

Например, Евгений Шварц тщательно прописал тех персонажей, которые в оригинальном произведении оставались обезличенными. Принц стал озорным и смешливым молодым человеком, король забавлял зрителей своими остроумными репликами и милым простодушием, мачеха оказалась не столько злобной, сколько хвастливой и честолюбивой женщиной.

Фигура отца героини также приобрела реальные черты заботливого и любящего родителя, в то время как обычно его образ оставался неясным. Итак, писатель мог вдохнуть новую жизнь в старые произведения.

Детство, отрочество, юность в Адыгее и первые попытки «писательствовать»

Появившись на свет в Казани в семье верующего врача и православной акушерки, Евгений просто обязан был стать верующим человеком. Но посещение церкви, стояние на службах, причастие никогда не были препятствием для его творчества. Служение Богу и творчество для людей не были двумя противоположностями для Шварца. Только перед кончиной родные Евгения Львовича пригласили священника домой, умирающий Шварц хотел исповедаться и причаститься. И хотя отношение к религии никогда не афишировалось писателем, «уходить» из жизни без душевного разговора со священников он не хотел.

Казань была для Шварца только тем, что рассказывали о городе родители, то есть, сказкой с мечетями и церквами, базарами и широким трактом. Самой Казани Шварцу так и не удалось увидеть, родителей постоянно переводили из одной больницы в другую, и детство Евгения было полно самых разных впечатлений. Дмитров, где мальчик только научился ходить и самостоятельно кушать, сменился на Армавир, затем были Ахтыри и Майкоп.

Именно «майкопская» юность привнесла в произведения Шварца какую-то неуловимую ностальгию по неизведанному. Именно здесь, на Кавказе, имеющем самобытную культуру с массой легенд, сказаний и флером Востока, он учился создавать собственные истории.

Родителей будущего «сказочника» не подвергали репрессиям, но политические высказывания Льва Борисовича Шварца не могли не сказаться на благосостоянии семьи. Евгений, как и большинство молодых людей, окончил реальное училище, потом решил поступить в главный Университет страны. Москва манила Евгения своими перспективами, к тому же постоянные переезды, а точнее ссылки отца, делали юношу все более чувствительным к несправедливости.

И, несмотря на желание сочинять, он поступает на юридический факультет МГУ, откуда через два года учебы с большим «облегчением» уходит полностью в литературу, в писательство. Евгений Шварц писатель по желанию души, он не мог быть никем иным, поэтому о дипломе юриста Шварц никогда не жалел и даже не вспоминал.

Работа в кино

Сказки Евгения Шварца неоднократно экранизировались. Выше уже было сказано о том, что именно он стал автором сценария знаменитой «Золушки». Помимо этой работы, массовый зритель наверняка еще помнит старый фильм «Марья-искусница», также снятый по мотивам его сочинения.

Писатель вновь в свойственной ему тонкой и философской манере пересказывает на новый лад с детства знакомую всем историю о злом водяном, похитившем прекрасную молодую женщину. Несомненная удача автора — введение в повествование ребенка в качестве одного из главных действующих лиц. Ведь прежние сказки с аналогичным сюжетом обходились, как правило, двумя положительными персонажами (похищенной царевной и ее освободителем) и одним отрицательным. Автор же расширил рамки сюжета, что пошло фильму на пользу.

Примечания

  1. ↑ Шварц Евгений Львович // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ . Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга. Дата обращения: 12 октября 2019.
  3. ↑ . Покажу Казань. www.kazan-guide.ru. Дата обращения: 11 октября 2019.
  4. Евгений Биневич. Евгений Шварц. Хроника жизни. Петрополис, 2008. Фёдор Сергеевич Ларин был незаконнорождённым сыном рязанского помещика Телепнёва, после женитьбы взял фамилию жены (Шелков). После ранней кончины мужа, бабушка писателя Александра Васильевна Шелкова воспитывала семерых детей сама. У матери были братья Гавриил (держал акциз на торговлю спиртным), Фёдор (присяжный стряпчий Одесского окружного суда), Николай (работал в конторе Тульского оружейного завода), сёстры Александра, Екатерина и Зинаида.
  5. Берка (после крещения Борис Лукич) Шварц, мастер по мебели, происходил из местечка Пяски Люблинской губернии, владел мебельным магазином и мастерской, его жена Хая-Бейла Гершевна (после крещения Бальбина Григорьевна) была домохозяйкой. Лев Борисович Шварц обучался в Керченской Александровской гимназии, затем в Екатеринодарской мужской гимназии (окончил в 1892 году и в том же году поступил на медицинский факультет Казанского университета). У Б. Л. Шварца были братья Исаак (врач-отоларинголог, актёр-любитель), Александр (адвокат) и Самсон (по сцене Григорий Кудрявцев, театральный актёр), сёстры Розалия и Мария (музыканты).
  6. ↑ . Арзамас. Аrzamas academy (17 июня 2019). Дата обращения: 12 октября 2019.
  7. , с. 834.
  8. Зубцов Ю. Оксюмороны Евгения Шварца // Домовой. — 2003. — № 12.
  9. Шварц Е. Из автобиографической прозы. Письма. Воспоминания о писателе. М., 1991.
  10. Чуковский Н. К. О том, что видел. — М., 2005. — ISBN 5-235-02681-0.
  11. ↑ . Культурология. Дата обращения: 12 октября 2019.
  12. Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. — С. 489.
  13. Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. — С. 491.
  14. . 2gis.ru. Дата обращения: 15 декабря 2018.
  15. Кроме четырёх широко известных сказок Шварца («Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо»), сборник содержит шуточную пьесу «Торжественное заседание», стихи, мемуарные и дневниковые записи, письма жене.

Личная жизнь

Евгений Львович был дважды женат. Первой женой стала актриса Гаянэ Холодова (1898-1983). С ней Шварц познакомился во время работы в ростовской «Театральной мастерской». Поженились они в 1920 году.

Евгений Шварц и его первая жена Гаянэ Холодова

Через год пара переехала в Петроград, где в 1929 году у них рождается дочь Наталья. В том же году Шварц бросает семью, чтобы жениться на другой женщине. Для Гаянэ это становится настоящей неожиданностью.

Евгений Шварц с дочерью и внуками

Второй женой Евгения Шварца становится Екатерина Ивановна Обух (1902-1988). С ней писатель знакомится на одном из творческих вечеров 1927 года, устроенном в доме друга по ОБЭРИУ. Для того чтобы выйти замуж за Шварца, Екатерина тоже уходит из семьи.

Екатерина Обух, вторая жена Евгения Шварца

С Екатериной Ивановной Евгений Львович живет до самой смерти, но назвать этот брак счастливым сложно – Шварц по поводу и без ревновал свою жену, что негативно отразилось на его здоровье.

Детство и юность

Родился будущий советский писатель и драматург 9 октября 1896 года. Произошло это в Казани. Родители маленького Жени были медиками: отец Лев Борисович – хирургом, а мать Мария Федоровна – акушеркой. По отцовской линии у мальчика были еврейские корни, от которых он отрекся в возрасте семи лет, после крещения в православной церкви.

Евгений Шварц с родителями и братом

После ареста Льва Борисовича в 1898 году по подозрению в тайной революционной деятельности семью подвергали гонениям, из-за чего Шварцам пришлось переезжать с одного места на другое.

Побывав в Дмитрове, Армавире, в Рязани (у родителей Марии Федоровны) и Ахтыри, семейство остановилось в Майкопе (ныне – столица Республики Адыгея), где прошли детство и юность Жени. Там же в 1902 году у него родился младший брат Валентин.

Евгений Шварц в детстве

После школы мальчик поступает в местное училище. Окончив его в 1913 году, Евгений едет поступать в Московский народный университет имени Альфонса Леоновича Шанялавского (ныне – Российский государственный гуманитарный университет).

По наставлению родителей поступает на юридический факультет, позже переводится на юрфак Московского государственного университета имени Михаила Васильевича Ломоносова. В это время его семья перебирается в Екатеринодар (ныне – Краснодар).

Евгений Шварц в юности

Осенним призывом 1916 года попадает на службу в армию, а весной следующего года был направлен из Царицыно (ныне – Волгоград) обратно в Москву, чтобы отучиться в военном училище. В том же году получает сначала звание юнкера, а после – прапорщика.

В 1918 году приехал к родным в Екатеринодар, где позже подался в Добровольческую армию. В ее составе участвовал в первом Кубанском походе под руководством генерал-лейтенанта Виктора Леонидовича Покровского, а также держал оборону Екатеринодара в марте того же года. Был контужен, что в качестве напоминания о себе оставило легкий тремор рук, усилившийся в последние годы из-за сильных волнений.

После восстановления в военном госпитале Евгений был демобилизован. Устраиваться работать по специальности Шварц не хочет, поэтому поступает в Ростовский университет, параллельно работая с «Театральной мастерской», на актрисе которого женится в 1920 году.

Так и недоучившись, в 1921 году Шварц вместе с женой и театральной труппой перебирается в Петроград (Санкт-Петербург). Там Евгений продолжает играть эпизодические роли в постановках. Чтобы было на что жить, устраивается работать сначала в книжный магазин, а после – личным литературным секретарем Корнея Чуковского.

Литература

Писать самостоятельно Шварц начинает только через два года. Под псевдонимом Дед Сарай публикует фельетоны во «Всероссийской кочегарке». Летом того же года издательство отправляет его в Бахмут, чтобы пройти стажировку в издательстве литературного приложения к «Кочегарке» – газеты «Забой».

Вернувшись в Петроград, Евгений пишет и издает свое первое детское произведение «Рассказ старой балалайки» (июльский номер альманаха «Воробей» за 1924 год). Этот рассказ замечает Самуил Маршак и в 1924 году приглашает писателя на работу в детское отделение «Госиздата» в качестве редактора. Писатели, которым довелось сотрудничать со Шварцем в это время, лестно отзывались об этом опыте, утверждая, что Евгений Львович делал важные замечания и давал ценные советы.

Писатель Евгений Шварц

Тогда же кто-то из молодых писателей предлагает Шварцу вступить в литературную общину ОБЭРИУ, сотрудничающую с детскими журналами вроде «Чиж» и «Еж». В них Евгений Львович публикует свои рассказы, сказки, а также некоторые стихи.

В 1928 году он пишет свою первую пьесу, которую называет «Ундервуд». Через год она уже ставится ленинградским Театром юного зрителя. В этом же году у писателя рождается его единственный ребенок – дочь Наташа. Когда девочке исполняется два месяца, Евгений уходит из семьи, чтобы жениться вновь.

Книги Евгения Шварца

С 1930 и до начала Великой Отечественной войны Шварц работает очень плодотворно. В 1931 году пишет сценарий к фильму «Товарный 717». В следующем году издает пьесу «Пустяки». В 1934 году одна за другой пишутся пьесы «Принцесса и свинопас», «Голый король» и «Клад», а также сценарий к фильму «Разбудите Леночку». Помимо этого в 1934 Шварц становится членом Союза писателей СССР. 1936 год – пьеса «Красная Шапочка» и сценарии «Леночка и виноград» и «На отдыхе».

В следующем году в журнале появляется сказка «Новые приключения Кота в сапогах». В 1939 году Шварц пишет пьесы «Снежная королева», по которой в 1966 году поставят фильм, и «Кукольный город». На следующий год Евгений Львович дописывает пьесу «Тень», ставшую второй частью трилогии пьес-памфлетов, в которую также входят «Голый король» (1934) и «Дракон» (1942-1943). В 1971 и 1991 году выходят одноименные экранизации «Тени». В 1940 году умирает отец писателя.

Евгений Шварц на репетиции спектакля “Тень”

Последними довоенными произведениями Шварца становятся «Сказка о потерянном времени», «Два брата» и антифашистская пьеса-памфлет «Под липами Берлина». Во время войны автор остается в блокадном Ленинграде, работая в радиоцентре. В 1941 году его эвакуируют в Киров, где он устраивается работать в местный театр. В 1942 году вслед за эвакуированным ленинградским ТЮЗом перебирается в Сталинабад (ныне – Душанбе, столица Таджикистана). ;

Там Евгений Львович пишет пьесы «Далекий край» и «Одна ночь», посвященные эвакуированным детям и защитникам Ленинграда соответственно. В том же 1942-ом умирает его мать. Спустя два года писатель перебирается в Москву, где издает пьесу «Дракон» и возобновляет сотрудничество с режиссерами театра и кино. В 1945 году выходит мультфильм «Зимняя сказка», снятый по его сценарию, и печатается сказка «Рассеянный волшебник».

Евгений Шварц с юными читателями

В 1947-ом выходит культовый фильм «Золушка», снятый по одноименной пьесе Шварца. Главные роли в этом фильме исполняют Янина Жеймо, Василий Меркурьев, Фаина Раневская, Эраст Гарин и Алексей Консовский. Кинопостановка возымела успех и на родине, и за рубежом. В 1948 выходит повесть Шварца «Первоклассница», ставшая основой для одноименного фильма.

Янина Жеймо в фильме по пьесе Евгения Шварца «Золушка»

В 1953 году умирает Сталин, который в тридцатых годах запретил публиковать произведения Шварца. Благодаря стараниям Ольги Берггольц этот запрет снимается. В тираж поступают первые авторские сборники.

В 1956 году писатель получает звание кавалера ордена Трудового Красного Знамени (до этого Шварца награждали медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в ВОВ»). Тогда же он заканчивает работу над самым известным своим произведением «Обыкновенное чудо». Годом позже выходит экранизация пьесы «Дон Кихот».

Евгений Шварц и Ольга Берггольц

Постановки на основе произведений Евгения Шварца можно было увидеть в московском и ленинградском Театрах юного зрителя, в петербургском Театре комедий, в московском академическом молодежном театре, в московском государственном Театре киноактера, в театрах «Современник» и «Свободный театр», в питерском театре «Дождь» и московском драматическом театре имени Константина Сергеевича Станиславского. Экранизации произведений автора выходили как при жизни, так и после смерти Шварца. В 1989 году были опубликованы «Дневники» писателя.

[править] Сочинения

Пьесы

  • «Ундервуд» — пьеса в 3-х действиях — 1928
  • «Пустяки» — пьеса для кукольного театра — 1932
  • «Клад» — сказка в 4-х действиях — 1934
  • «Принцесса и свинопас» — 1934
  • «Голый король» — сказка в 2-х действиях — 1934
  • «Похождения Гогенштауфена» — пьеса, 1934
  • «Красная шапочка» — сказка в 3-х действиях — 1936
  • «Снежная королева» — сказка в 4-х действиях на Андерсеновские темы — 1939
  • «Кукольный город» — пьеса для кукольного театра — 1939
  • «Тень» — сказка в 3-х действиях — 1940
  • «Сказка о потерянном времени» — «пьеса для кукольного театра» в 3-х действиях — 1940
  • «Брат и сестра» — 1940
  • «Наше гостеприимство» — 1941
  • «Под липами Берлина» (совместно с М. М. Зощенко) — антифашистская пьеса-памфлет — 1941
  • «Далекий край» — 1942
  • «Одна ночь» — пьеса в 3-х действиях — 1943
  • «Дракон» — сказка в 3-х действиях — 1944
  • «Сказка о храбром солдате» — пьеса для кукольного театра — 1946
  • «Сто друзей» — пьеса для кукольного театра — 1948
  • «Два клёна» — сказка в 3-х действиях — 1953
  • «Обыкновенное чудо» — сказка в 3-х действиях, 1956 (редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована).
  • «Повесть о молодых супругах» / «Первый год» — пьеса в 3-х действиях — 1957

Сценарии

  • 1930 — Настоящие охотники. Автор надписей
  • 1931 — Товарный 717. Немой фильм. Соавтор В. Петров. Режиссёр Н. И. Лебедев.
  • 1934 — Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
  • 1936 — На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
  • 1936 — Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Н. М. Олейниковым)
  • 1938 — Доктор Айболит
  • 1945 — Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), — мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского
  • 1947 — Золушка (сценарий 1945 года)
  • 1948 — Первоклассница
  • 1957 — Дон-Кихот
  • 1959 — Марья-искусница
  • 1963 — Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», — в соавторстве с Н. Р. Эрдманом)
  • 1966 — Снежная королева

Другие произведения

  • «Рассказы старой балалайки», 1925
  • «Два брата» (сказка), 1943
  • «Новые приключения кота в сапогах» (сказка)
  • «Первоклассница» (повесть), 1949
  • «Приключения Шуры и Маруси» (рассказ)
  • «Рассеянный волшебник» (сказка)
  • Стихи (1920-е — 1950-е гг.)
  • «Чужая девочка» (рассказ)
  • Мемуары. Париж, 1982
  • Дневники (опубликованы в 1989 г.)

Театральная работа

В 1921 году Шварц Евгений Львович со своим театром, в котором он работал, приехал в Петроград на гастроли. Критики отмечали его великолепные актерские задатки. Но и это он решил оставить и стал секретарем у детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, которому он помогал в многочисленных литературных вопросах.

А дальше, в 1923-1924 гг., Шварц Евгений Львович работал над фельетонами для печатных изданий города Донецка под псевдонимом Дед Сарай.

После, в 1924 году, он опять вернулся в Ленинград, в редакцию Госиздата, где помогал молодым авторам найти свои пути в писательском искустве. Шварц также учавствовал в создании детских юмористических журналов «Еж» и «Чиж». Писал туда стихи и рассказы, общался с группами ОБЭРИУ.

Другие произведения

В 1944 году Шварц написал философскую сказку «Дракон». В этом сочинении он снова прибег к своему излюбленному приему: переделал уже знакомые народные сюжеты, однако в этот раз в качестве первоначальной основы ему послужили фольклорные мотивы азиатских народов о страшном драконе, которого никто никак не может убить, поскольку в свое время победитель также превращается в диктатора.

В этой пьесе автор провел мысль о том, что люди предпочитают довольствоваться сносной жизнью при диктаторе, чем рисковать ею в борьбе за свободу. Никто из них не в состоянии почувствовать себя по-настоящему свободным, и поэтому главный герой, рыцарь Ланселот, победив чудовище, оказывается проигравшим, потому что так и не смог изменить психологию людей. Произведение было экранизировано М. Захаровым в 1988 году.

До сих пор пользуются популярностью те сказки, которые сочинил в свое время Евгений Шварц. «Потерянное время» (точнее, «Сказка о потерянном времени») — произведение, предназначенное для детей. В этой истории автор проводит мысль о необходимости дорожить каждой минутой времени и не терять его понапрасну.

Несмотря на узнаваемость сюжета, композиция, тем не менее, отличается оригинальностью, так как в этот раз писатель перенес действие произведения в современную эпоху. История рассказывает о непутевых детях, которые потеряли много драгоценных часов, украденных злыми волшебниками, превратившимися за этот счет в подростков, а главные герои стали стариками. Им пришлось пройти немало испытаний, прежде чем снова удалось вернуть себе привычный облик. Сказка была экранизирована А. Птушко в 1964 году.

Пик популярности и смерть Шварца

Пик популярности Евгения Шварца как писателя приходится на послевоенные годы. В этот период он начал работу над одним из самых популярных своих произведений — пьесой «Обыкновенное чудо».

Несмотря на то, что до войны его пьесы ставили в театрах довольно активно, в первые послевоенные годы он не пользовался расположением властей. Только после смерти Сталина положение изменилось. Инициатором возвращения пьес Евгения Львовича на сцену стала поэтесса Ольга Берггольц. На съезде писателей она назвала произведения Шварца самобытными, а самого Евгения Львовича — гуманным и своеобразным талантом.

В последние годы жизни Шварц вел дневник, который был опубликован под названием «Телефонная книжка». Писатель, по собственным словам, >рассказывал в нем о людях, которых рассматривал как явление природы.

Евгений Шварц скончался 15 января 1958 года в Ленинграде. Его последние слова: «Катя, спаси меня», были обращены к супруге. Она пережила Евгения Львовича только на два года.

Биография

Сегодня актуальна проблема выбора молодыми людьми своей будущей профессии. Зачастую из-за отсутствия планов на будущее, талантов, увлечений или из-за незнания предрасположенности, выпускники школ поступают в ближайший вуз, вуз, в который отправляют родители, или в тот же вуз, в который идут их друзья. Чтобы после 5 лет просиживания штанов на парах пойти работать не по специальности.

Евгений Шварц

Но так ли это плохо на самом деле? Ведь есть же в мировой истории примеры, когда отучившись по одной специальности, человек добивался значительных результатов на другом поприще. Взять, к примеру, Евгения Шварца…

Сказки Шварца

В 1934 г. Шварц входит в состав Союза писателей СССР. Спустя несколько лет он пишет пьесы «Красная шапочка», «Тень» и «Снежная королева». Одновременно с этим в печать выходит сказка «Новые приключения Кота в сапогах».

В начале Второй мировой войны Шварц находится в Ленинграде и почти сразу же переезжает в Киров. В этом городе он продолжает писать произведения и работать в театре.

В данный период биографии из-под пера Евгения Шварца выходят пьесы «Одна ночь» и «Далекий край», в которых он мастерски описывает ужасы военного времени, а также то, что пришлось пережить эвакуированным детям.

В конце войны Шварц написал пьесу «Дракон» и сказку «Рассеянный волшебник».

В 1947 г. состоялась премьера детского фильма «Золушка», снятого по мотивам одноименной пьесы Шварца. Интересно, что в съемках принимали участие известные советские артисты, в том числе и Фаина Раневская. Картина получила огромную популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Через год Евгений Львович опубликовал рассказ «Первоклассница» по мотивам, которого позже будет снят фильм.

Интересно, что при жизни Иосифа Сталина многие произведения Шварца были запрещены к печати. После смерти вождя народов этот запрет был снят, благодаря чему читатели смогли в полной мере насладиться творчеством выдающегося писателя.

В 1956 г. в свет вышло одно из самых известных произведений в биографии Шварца – «Обыкновенное чудо». На тот момент времени Евгений Львович находился в зените своей славы и считался одним из самых популярных и талантливых советских писателей.

Еще при его жизни на сценах театров ставились десятки его пьес, а также один за другим снимались мультипликационные и художественные фильмы.

Свобода

С наступлением настоящей свободы его пьесы сказки начали ставить за границей — в Германии, Израиле, США, Польше, Чехословакии и т.д. Наш современник режиссер Марк Захаров создал великолепный фильм «Обыкновенное чудо».

Зрители и читатели не устают восторгаться смелым полетом мысли писателя и его раскованностью, а когда-то это был «эзопов язык». Шварц восторгался и даже завидовал Пикассо, который был независим во взглядах, внутренне свободен и поэтому творил все, что хотел.

После смерти мэтра была издана его «Телефонная книга», где он записывал свои воспоминания о людях в алфавитном порядке. Эти мемуары необыкновенно интересны, ведь в них запечатлена эпоха 20-50-х, это его «вытоптанное поле» жизни.

В них Шварц не выступает как всепрощающий добряк, в своих воспоминаниях он предельно искренен и свободен. Здесь чувствуется некая беспощадность и изощренность, колкости и насмешки сыплются одна за другой. Его главным принципом было — смотреть фактам прямо в лицо и не уходить от них.

Литературное творчество

Первой работой, которая принесла Евгению Шварцу успех, стала пьеса «Ундервуд», написанная в 1929 г. В 1934 г., подвергшись уговорам Н. Акимова, он создал первую сатирическую пьесу «Похождение Гогенштауфена».

В 1940 году была написана драма «Тень», которая представляла собой политическую сатиру, но она недолго пробыла на сцене — ее просто убрали из репертуара. Во время этого спектакля хохот стоял неимоверный, но потом в головах зрителей были горькие раздумья.

После этого Евгений Шварц работал над несколькими реалистичными, на современные темы, произведениями. В годы Второй мировой в эвакуации он проживал в Кирове и Сталинабаде. Там он создавал свой шедевр «Дракон», который попал в классификацию вредной сказки и, как и другие драматические работы, не имел долгого века на сцене.

После ряда таких провалов драматург шутил с друзьями, что, может быть, ему написать пьесу об Иване Грозном и назвать ее «Дядя Ваня»?

Только после смерти Сталина благодаря усилиям Ольги Берггольц, которая высоко ценила творчество Шварца, свет увидел его первый сборник произведений.

Биография[ | код]

Александр Шварц родился 19 февраля 1945 года в семье композитора Льва Шварца и художницы Надежды Снежко-Блоцкой; племянник режиссёра-мультипликатора Александры Снежко-Блоцкой. В доме родителей бывали Сергей Прокофьев, Михаил Светлов, Александр Вертинский со своей семьёй, Марк Донской, Исаак Дунаевский, Поль Робсон.

В десятилетнем возрасте начал учиться рисованию и живописи в мастерской Веры Тарасовой, в доме которой также пользовался большой библиотекой с книгами по русскому искусству и литературе, включая малодоступные в то время издания русского футуризма и конструктивизма.

В семнадцатилетнем возрасте после смерти в 1962 году отца начал работать рабочим сцены и поступил на художественно-постановочный факультет Школы-студии МХАТ, который окончил в 1969 году. Получил распределение на работу в Киностудию имени М. Горького и работал там до 1971 года. После этого стал свободным художником и с 1972 года участвовал в известных в то время выставках художников-нонконформистов в полуподвальном выставочном зале Московского объединённого комитета художников-графиков на Малой Грузинской улице, 28. В год смерти отца начал также заниматься джазом как музыкант-любитель; сильное влияние на него оказала протестная молодёжная контркультура 1960—1970-х годов.

В 1976 году создал обложку концептуального альбома Давида Тухманова «По волне моей памяти».

Отстранённость от модных течений в искусстве способствовала тому, что Шварц начал работать иконописцем в Подарочном фонде Московской патриархии и увлёкся изучением перспективы и цветотехники старых русских мастеров. Побывав в 1980 году на Дальнем Востоке и Курильских островах, Шварц занялся живописной техникой и философией Востока, но при этом был не чужд экспериментам с инсталляциями, коллажами и другими изобразительными средствами.

С 1975 года картины Шварца начали покупать за рубежом, а с 1985 года он начал выставляться за рубежом постоянно. В Москве также постоянно участвовал в выставках, показывал перформансы, в которых выступал не только как художник, но и как автор музыки и исполнитель. В середине 1990-х годов участвовал в организации музыкального клуба «Бункер».

С 1993 года начал работать в двух- и трёхмерной компьютерной графике.

Умер 8 января 2020 года в Москве[].

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: