Живопись эпохи романтизма: знаменитые художники и лучшие картины

Интересные факты

Поскольку у Ван Гога не было классического образования, на многих картинах заметны ошибки в пропорциях и перспективе.
Художник серьёзно занимался живописью только десять лет, но написал больше двух тысяч работ.
Свои полотна Ван Гог подписывал именем, а не фамилией, потому что считал её непонятной и сложно произносимой для французов.
Существует альтернативная версия смерти Ван Гога: некоторые исследователи полагают, что это было не самоубийство. Возможно, в художника выстрелили в ходе деревенской потасовки.
Брат Тео, поддерживающий Ван Гога на протяжении всей жизни финансово и морально, скончался меньше чем через год после самоубийства Винсента. У него тоже произошло помутнение рассудка: он даже пытался убить жену и ребёнка.
Творчество Ван Гога стало популярным и продаваемым только после смерти художника

В его честь были организованы несколько выставок в Европе, на которых художественное сообщество наконец обратило внимание на работы.
Произведения Ван Гога занимают первые строчки в рейтингах самых дорогих произведений искусства. Например, «Портрет доктора Гаше» был продан за $ 82,5 млн

Большую часть жизни Винсент не мог содержать себя самостоятельно.

Нансен изобрёл корабль для полярных путешествий…

После возвращения из Гренландии все мысли Нансена занимала лишь одна цель – первым достигнуть Северного полюса. Гипотеза Нансена предполагала существование морского трансполярного течения, проходящего от района Берингова пролива через околополюсное пространство в Гренландию. Согласно его расчётам, если хорошо подготовленный корабль вмёрзнет в лёд где-то в районе русских Новосибирских островов, то спустя год он сам по себе окажется на Северном полюсе, а ещё спустя год благополучно освободится ото льда в районе Гренландии.

         Оставалось только добыть где-то 400 тысяч крон и построить такой корабль. Норвежский парламент Стортинг, проявляя уважение к молодому национальному герою, согласился выделить на его амбициозную экспедицию 200 тысяч крон — и при условии, что в состав экспедиции будут входить только норвежцы. Остальные средства удалось изыскать при помощи добровольной подписки.

Проект уникального корабля, способного выдержать многотонное давление сжимающегося льда Нансен разрабатывал совместно с Колином Арчером – ведущим кораблестроителем Норвегии. В итоге у них получился необычный корабль яйцевидной формы, которая позволяла «выдавливаться» изо льда без всяких повреждений, амортизируя давление при помощи тщательно продуманной многослойной конструкции из дерева. Он был спущен на воду в 1892 году и получил имя «Фрам», что по-норвежски означало «Вперёд».

         Экспедиция в составе 13-ти человек стартовала из Норвегии в июне 1893 года. Спустя месяц в русском Хабарово приняли на борт 34 остяцкие лайки. К сентябрю дошли до полуострова Таймыр, чтобы ещё спустя месяц в октябре 1893 года окончательно вмёрзнуть в лёд у острова Котельный. Ожидания Нансена не оправдались – «Фрам» дрейфовал мучительно медленно, со скоростью не более полутора миль в сутки и при таких темпах на преодоление всего пути могло потребоваться не два года, как он считал прежде, а гораздо больше – 5-6 лет.

Нансен пользовался невероятным успехом у женщин

От родителей и самой природы Нансену достались выдающиеся внешние качества – высокий рост, широкие плечи, белокурая шевелюра и пронзительный взгляд. Привлекательная внешность, жгучий темперамент и жёсткий характер обеспечивали ему успех у женщин, которым он пользовался без всякого стеснения.

Первая возлюбленная Нансена — Эмми Касперсен, отказалась от помолвки с нищим препаратором Бергенского музея в 1884 году, о чём, вероятно, потом не раз жалела.

В 1886 году в Неаполе Нансен познакомился с шотландкой Марион Шарп, которая путешествовала по Европе вместе со своей матерью. Из этого романа тоже ничего не получилось, но Марион осталась его подругой на всю жизнь и помогла Нансену перевести диссертацию на английский язык.

К этому же периоду относятся и свидетельства о его связи с Софьей Ковалевской, одной из самых умных женщин своего времени.

Софья Ковалевская

Со своей первой женой певицей Евой Сарс Нансен познакомился на лыжной прогулке в 1888 году. Спустя год, после своего возвращения из Гренландии, Нансен случайно встретил Еву на улице Кристиании. Он выскочил из экипажа на полном ходу, подбежал к Еве, схватил её за руку и прокричал «Половинка! Я выиграл!», а затем так же стремительно догнал пролётку и вскочил в неё одним прыжком. Когда озадаченная подруга спросила у Евы что всё это значит, та ответила, что год назад они с Нансеном играли в «Половинки» — игру, когда двое съедают по половинке грецкого ореха и при следующей встрече должны успеть крикнуть «Половинка!», — кто успеет первым, тот требует себе любой подарок. Нансен потребовал саму Еву. В том же году они поженились.

Их семейную жизнь нельзя было назвать безоблачной, Ева рожала Нансену детей, а он бессовестно ей изменял. Самым болезненным был роман с богемной артисткой Дагмар Энгельхарт по прозвищу «Драгоценность», а затем и наглый адюльтер с их соседкой Сигрун Мунте, которая буквально каждый день отправлялась на «конные прогулки» с Нансеном в близлежащий лес. Кроме того, Нансен проводил большую часть времени в своих экспедициях и турне по всему свету, а скромная Ева воспитывала пятерых детей и ждала его возвращения.

Ева умерла от воспаления лёгких в 1907 году, когда Нансен служил послом в Лондоне. Её смерть оказала на него сильное влияние, но свою натуру он изменить не мог.

В 1911—1912 ходили упорные слухи о его романе с Кэтлин Скотт – женой британского полярника Роберта Фолкона Скотта. Они почти не скрывали своих романтических чувств, и Нансен строил далеко идущие планы, но всё оборвалось с известием о трагической гибели Роберта Скотта в Антарктике в 1912 году, тогда Кэтлин решила прекратить общение с Нансеном.  Другие слухи утверждали о возможной связи Нансена и королевы Мод, жены норвежского короля Хокона VII, так близко дружившего с Фритьофом – но это всего лишь слухи.

В 1919 году многолетний вялотекущий роман Нансена и Сигрун Мюнте увенчался их браком. Сигрун Мюнте развелась со своим мужем – пожилым художником Герхаром Мюнте и до конца жизни Фритьофа стала новой хозяйкой семейного поместья Нансенов, переехав буквально в соседний дом.

Сигрун Мюнте в 17 лет.

Последней любовью Нансена стала американская журналистка и писательница норвежского происхождения Бренде Уеланд. Нансен познакомился с ней в 1929 году, когда приехал в США обсуждать строительство цеппелина для путешествий по Арктике. Юная Бренда договорилась с ним об интервью и влюбилась в пожилого уже полярника с первого взгляда. До самой своей смерти в 1930 году Нансен писал ей трогательные письма и отправлял не менее «трогательные» снимки — нагуглить их не составит труда, и надо признать, что в свои 68 лет Нансен выглядел более, чем достойно.

Едва ли в мировой истории найдётся ещё с десяток людей с биографией такого накала, но даже среди них Нансен выделяется своей практичностью и целеустремлённостью. Нансен не был авантюристом, но каждый свой шаг делал выверенно и каждой работе отдавался до самого конца. 

Знаменитые русские романтики

Наибольшее развитие романтизм в живописи получил в России. В XIX веке в стране царили патриотические настроения, поэтому преобладали исторические и батальные сюжеты. Но были художники, писавшие прекрасные портреты, пейзажи.

Карл Брюллов

ВсадницаКарл Брюллов

Самый яркий представитель романтизма в русской живописи XIX века. Героями его картин становятся простые люди, а не известные персонажи как было в классицизме.

Карл Брюллов прославился портретами, на которых ему удалось раскрыть характер человека, передать его переживания, радость. Он один из немногих, кому удалось объединить романтизм с основами классицизма.

Многие из его картин стали шедеврами мировой живописи — «Последний день Помпеи», «Всадница», «Итальянское утро».

Орест Кипренский

Портрет В.А. ЖуковскогоОрест Кипренский

Является одним из основоположников портрета в жанре романтизма. Его работы получили признание не только в России, но и в Европе. Творческий путь Кипренского пришелся на непростое время — войну 1812 года.

Поэтому на его картинах можно увидеть героев войны, декабристов, известных творческих личностей — «Портрет А.С. Пушкина», «Портрет В.А. Жуковского», «Бедная Лиза».

Василий Тропинин

Василию Тропинину («Кружевница», «Голова мальчика», «Старуха с курицей») в своих работах удалось показать социальные типажи того времени. Будучи сам из крепостных, художника особенно интересовали сюжеты деревенской жизни, простые люди.

В начале своего творческого пути писал картины в направлении романтизма. В поздние годы его портреты стали более реалистичными, но ему удается передать глубину характера своих героев.

Иван Айвазовский

Центральное место в творчестве И. К. Айвазовского («Девятый вал», «Всемирный потоп», «Буря») занимает стихия моря, его величие и бескрайние просторы. Еще при жизни художника его работы стали признанными шедеврами в живописи.

Айвазовскому удавалось с удивительной точностью передать красоту морских пейзажей, показать игру света на волнах. Его картины вдохновили других маринистов, но достичь такого уровня мастерства удалось немногим.

Алексей Венецианов

Один из первых русских художников, ушедших от классических канонов живописи. Его считают основоположником русской художественной школы.

Раньше живописцы подражали европейским мастерам. Центральное место в его творчестве занимала сельская жизнь, исконно русский быт («Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «Встреча у колодца»). Позже Алексей Венецианов основал свою школу и обучал молодых художников.

Владимир Боровиковский

Еще один мастер портретной живописи в Российской империи. Картины Владимира Боровиковского («Портрет М. И. Лопухиной», «Екатерина II на прогулке в Царкосельском парке», «Портрет Е. А. Нарышкиной») привлекают ореолом загадочности и чувственности.

Художнику удавалось раскрыть глубину характера своих натурщиков. Глядя на его картины, хочется узнать тайны героев, узнать их историю.

Лечебница Сен-Реми, прорыв в творчестве и самоубийство: «Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее » (1889-1890)

«Я не могу точно описать, что чувствую. Иногда это приступы тревожности без причины или ощущение пустоты и усталости в разуме» — в таком состоянии Винсент приехал в лечебницу в Сен-Реми. Здесь он познакомился с тяжело больными, вопли которых часто разносились по коридорам здания. Зверинец — так художник назвал свой новый дом.

Но странно: Ван Гог даже воспрянул духом! Он увидел, что есть состояния, гораздо хуже его собственного, понял, что должен и может справиться со своим недугом, чтобы вернуться в мир и творить. Природа располагала к живописи, да и лечащий врач оказался славным малым — Винсент испытывал к нему тёплые чувства и даже нарисовал несколько портретов.

Со временем ему было разрешено прогуливаться по окрестностям монастыря. Ван Гог писал много и в своём узнаваемом стиле: импрессионисты отвергнуты, академические уроки забыты. Особенно ему нравились кипарисы: он писал деревья тёмными густыми красками и вытягивал их через весь холст к небу.

Кипарисы и две женщины, 1889

Он писал матери: «И вот причина, почему в моих нынешних работах можно наблюдать гармонию: живопись — это нечто само по себе. В прошлом году я где-то прочёл, что написать книгу или создать картину — это то же, что и вырастить ребенка… Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее для меня».

С наступлением осени и холодов состояние ухудшилось. Винсент упорно продолжал работать и корил себя за то, что сидит на шее у Тео, оплачивающего его пребывание в больнице. Накануне Рождества у художника вновь случились приступы, однако не такие сильные, как первые. После одной из вспышек Винсент в порыве написал картину «Звездная ночь», любуясь пейзажем из окна.

«Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889

Неожиданно в одном из европейских журналов появилась большая статья художественного критика Альбера Орье, где он восхищался картинами Ван Гога, называя их «странными, насыщенными, горячечными творениями» и воспевая «его глубокую, почти детскую искренность». Винсент был удивлён, думая, что не заслуживает таких похвал. Неужели его труд наконец-то признали и оценили?

В душе Винсента неспокойно. Волнами накатывали приступы, он бредил и буйствовал, а в моменты облегчения ничего не помнил. Картины «Прогулка заключенных» и «На пороге вечности» отражают его внутренние переживания. Почему он ходит по кругу в темноте? Есть ли выход? Что ждёт дальше? Он писал Тео: «Ты видишь, я пытаюсь быть добродушным, но моя жизнь подорвана, мой шаг сбивается». Психическое расстройство приобрело затяжной и неконтролируемый характер.

27 июля 1890 года Винсент, как обычно, отправился на прогулку. Он долго бродил под палящим солнцем, дождался наступления ночи и выстрелил из пистолета себе в живот. Щелчок. Зачем мучаться дальше? Но убить себя не получилось. Художник прожил ещё два дня: много курил, не желал общаться с полицией и рассуждал о жизни с Тео, который приехал к брату первым же поездом. Тридцатисемилетний Винсент Ван Гог умер от потери крови на рассвете 29 июля 1890 года.

Нансен умудрился потолстеть там, где другие едва не погибли

Тогда Нансен решил действовать сам и достигнуть полюса на собаках. 14 марта 1895 года, спустя почти два года после начала плавания, Нансен вместе со своим напарником Ялмаром Йохансеном на трёх нартах и с 28 собаками стартовали к полюсу, намереваясь дойти туда примерно за месяц и затем вернуться на Шпицберген, либо на Землю Франца-Иосифа, где их могли подобрать промысловые суда. Затея была ещё более самоубийственной, чем поход по Гренландии.

         Но практика внесла свои коррективы – путь оказался куда более труден, чем это представлялось норвежцам. Нансен и Йохансен постоянно проваливались в трещины между льдинами, купаясь в ледяной воде при температуре воздуха в −30-40°C, одежда вскоре превратилась в ледяные панцири, а собаки выбивались из сил и отказывались тащить груз. На всём протяжении пути они боролись с сильным встречным ветром, который относил лёд обратно на юг, делая их продвижение практически незаметным. В день им удавалось проходить по 13-15 километров, чего было ничтожно мало для достижения цели.

ФВ итоге, после месяца мучительной борьбы, 8 апреля достигнув 86°13′36′′ с. ш. Нансен решил повернуть назад. Никто до них не забирался так далеко на Север, теперь оставалось самое главное – сохранить свои жизни, чтобы мир узнал об этом рекорде.

14 апреля путешественники обнаружили, что оба хронометра, с помощью которых они определяли своё географическое положение, остановились. Прошлым вечером они просто забыли их завести из-за усталости. Это делало возвращение домой практически невозможным – ошибка в один градус могла увести их с нужного маршрута и оставить ближайшую землю далеко в стороне.

Тем не менее, отталкиваясь от прошлых измерений и замеряя время «на глаз», норвежцы всё же тронулись в путь. В июне Нансен и Йохансен оказались заперты сплошным полем торосов и больше месяца ждали возможности снова тронуться на юг. Там же забили последних собак, корм для которых давно закончился.

В августе Нансен и Йохансен добрались до острова Соседний – первой земли за последние два года. К сентябрю удалось дотащиться до острова Джексона, где решили делать зимовку. Норвежцы построили на продуваемом всеми ветрами берегу каменную хижину, подобие жилища первобытного человека. До прихода зимы удалось застрелить нескольких тюленей и белого медведя, мясом которых питались всю зиму, так как запасы с Фрама уже покрылись толстым слоем плесени. Температура в их логове едва поднималась выше нуля; оно продувалось всеми ветрами; то, что двоим норвежцам удалось выжить и сохранить здоровье за 8 месяцев вынужденной зимовки, иначе как чудом объяснить нельзя.

21 мая 1896 года Нансен и Йохансен вылезли из своей берлоги и тронулись дальше. Разводья преодолевали на каяках, временами ставили парус на нарты. 12 июня во время ночёвки сильный ветер унёс каяк Нансена в море – это была настоящая катастрофа. Путешественникам повезло – они вовремя заметили пропажу и Нансен, рискуя жизнью, проплыл несколько сотен метров в ледяной воде и умудрился поймать своё судёнышко. Через три дня во время очередного перехода между большими льдинами на путников напал агрессивный морж. Своими клыками он распорол парусиновый борт каяка и едва не потопил Нансена, но тому удалось отбиться от зверя и быстро зашить пробоину.

17 июня во время короткой стоянки на берегу Нансен внезапно услышал собачий лай. Йохансен подтвердил, что это вовсе не галлюцинация и напарники, побросав весь свой скарб, побежали навстречу родному звуку. Это оказалась экспедиция британца Фредерика Джексона: по невероятному стечению обстоятельств они задержались на острове Нортбрук (архипелаг Земля Франца-Иосифа), ожидая пополнения запасов. Если бы не Джексон, норвежцы едва бы продержались ещё один сезон в Арктике, ожидая прихода случайного китобойного судна.

Но каково же было удивление британцев, когда экспедиционный доктор, осматривавший Нансена и Йохансена, с хохотом сообщил, что за время тяжелейшей зимовки первый набрал 10, а второй 6 килограмм живого веса. Диета из медвежьего и тюленьего мяса благотворно сказалась на жировом запасе путешественников, чего нельзя было сказать об их пищеварении, не привыкшем к такому количеству жира и белка.

26 июля 1896 года на Нортбрук прибыла яхта «Виндворд» с припасами для Джексона. На ней Нансен и Йохансен и вернулись в Норвегию, ступив на родную землю 13 августа 1896 года. Ровно через неделю в Норвегию прибыл и освободившийся изо льда «Фрам» — без единой пробоины и с полным составом наличного экипажа. 

Успехи в коммерции: «Чего мне ещё желать?» (1869-1875)

Семья переживала за будущее старшего сына: кем он станет и как будет зарабатывать на жизнь? Трое ближайших родственников Винсента, братья отца, занимались продажей картин — наиболее удачно дела шли у дяди Сента, который предложил племяннику пойти по его стопам в коммерции. И вот, в июле 1869 года шестнадцатилетний юноша начал работу в качестве торговца картинами в гаагском филиале крупной компании Goupil & Cie.

Винсент с рвением выполнял порученные ему дела. Ему нравилось вращаться в близких к искусству кругах, постепенно он всё лучше и лучше разбирался в живописи и модных течениях. Тео тоже получил должность в Goupil & Cie в Брюсселе, чему Винсент был несказанно рад — общая сфера деятельности ещё больше сблизила братьев.

Начальство отметило успехи Винсента и приняло решение о его повышении с соответствующим переводом в Лондонский филиал фирмы. В 1873 году молодой человек переехал в Англию. Для него этот год стал одним из самых счастливых в жизни: достаточно денег, хорошая работа, много свободного времени, частые походы в музеи и галереи, свой небольшой сад. Ван Гог писал: «‎‎У меня чудесный дом, и мне доставляет огромное удовольствие наблюдать за жизнью Лондона и привычками самих англичан. Также в распоряжении природа, живопись и поэзия — чего же ещё желать?»

В это время Винсент впервые влюбился — но увы! Девушка была помолвлена с другим и отвергла Винсента. Он тяжело переживал любовную неудачу и находился в подавленном состоянии. В его письмах всё чаще появлялись рассуждения о Боге и религии в целом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: