Биография Куинджи
Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи) родился 15 (27) января 1842 года в Мариуполе. Он рос в семье сапожника Ивана Христофоровича, который получил прозвище Еменджи, то есть «трудовой человек».
Мальчик осиротел, когда ему едва исполнилось 6 лет. После этого его воспитывали близкие родственники.
Детство и юность
Куинджи с самого детства много трудился. Довольно рано он успел поработать пастухом, помощником хлеботорговца и принять участие в церковной стройке.
Архип Куинджи любил животных, часто защищая их от издевательств хулиганов. Кроме этого он всегда приходил на помощь слабым товарищам. Первым учителем будущего художника был преподаватель-грек, который обучил его основам греческой грамматики.
Портрет работы В.М. Васнецова, 1869 г.
После этого Куинджи недолго обучался в местном училище. Стоит отметить, что его мало интересовали какие-либо дисциплины кроме рисования. Талантливый подросток рисовал при каждом удобном случае и использовал для этого все, что только мог.
Когда 11-летний Куинджи работал на стройке храма, он не переставал думать о художественном искусстве. После рабочего дня Архип шел в комнату, где проживал на тот момент, и до глубокой ночи расписывал ее стены.
Когда окружающие заметили в юноше творческие задатки, они посоветовали ему стать учеником Ивана Айвазовского.
В результате Куинджи пошел пешком в Феодосию, где проживал знаменитый маринист. Интересен факт, что Айвазовский не увидел в парне никакого таланта. И хотя он отказался обучать его живописи, художник не стал прогонять мальчика из мастерской.
Иван Константинович Айвазовский поручил Архипу красить забор и подготавливать краски. Через 2 месяца юноша решил вернуться домой, где начал трудиться в фотостудии. Позже Куинджи поехал в Петербург, мечтая стать студентом Академии художеств.
Первая работа по душе
В Мариуполе Куинджи удалось устроиться в салон местного фотографа ретушёром. Эта работа приближала его к заветной мечте и давала опыт в приобретении художественных навыков. Оставалось и достаточно времени для самостоятельных занятий. В Одессе, куда он уехал через несколько месяцев, целеустремлённый юноша продолжил заниматься ретушированием. Спустя три года, переехав в Таганрог, этой же работе посвятил следующие 5 лет жизни: в центральном фотосалоне С.С. Исаковича с 1860 по 1865 год Куинджи Архип, амбициозный и трудолюбивый, увлечённо и терпеливо работает, учится и оттачивает своё мастерство.
История жизни Архипа Ивановича Куинджи
Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».
«Лунная ночь на Днепре» (1880) — едва ли не самая прославленная картина Куинджи. Живописец настоял на том, чтобы зрители заходили в темный зал, а картину высвечивало несколько определенно направленных ламп. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.
«Радуга»(1900—1905)
«Его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, его река действительно совершает величественное свое течение, небо — настоящее, бездонное и глубокое», — писал Крамской. Отсюда и небывалый, сенсационный успех этой картины у современников, когда она была экспонирована на индивидуальной выставке художника в 1880 году.
«Лунную ночь на Днепре» хотел купить Солдатенков, но оказалось, что она уже не принадлежала Архипу Ивановичу, была продана еще пахнущей свежей краской, прямо в мастерской. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. «Да зачем вам — пожал плечами Куинджи.- Ведь все равно не купите она дорогая». — «А все-таки» — «Да тысяч пять», — назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму. И неожиданно услышал в ответ «Хорошо. Оставляю за собой». И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин.
«Лунная ночь на Днепре»(1880)
Репин смеялся «Разругав громко, на все корки Куинджи, противники не могли удержаться от подражания и наперерыв, с азартом, старались выскочить вперед со своими подделками, выдавая их за свои личные картины». Не удержался и такой известный пейзажист, как Лагорио. Он воссоздал «эффект Куинджи» в пейзаже «Ночь на Неве». Но вместо славы дождался только того, что на него стали указывать пальцем.
В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью. Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи, была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась».
С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Куинджи на протяжении почти тридцати лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи объяснял «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».
«Эльбрус. Лунная ночь»(1890—1895)
Однако художник продолжал работать. Он возглавляет в реформированной Академии художеств пейзажную мастерскую (1894-1897), воспитывает таких интересных художников, как Рылов, Богаевский, Рерих, Борисов, Пурвит.
Э.В. Кузнецова рассказывает:
«В 1897 году за участие в студенческой забастовке Куинджи был заключен на два дня под домашний арест и отстранен от профессорства. Но не заниматься с учениками художник не мог. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы. В 1898 году Куинджи на свои средства организовал для молодых художников поездку за границу и пожертвовал для этой цели в Академию сто тысяч рублей. Когда ученики задумали создать Общество имени А.И. Куинджи, художник передал в его собственность все имеющиеся у него картины и денежные средства, а также принадлежащие ему земли в Крыму».
«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»(1890—1895)
Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1880-1882), «Облако», «Закат в степи», «Ночное» (1905-1908).
Но как бы ни были многообразны произведения последних лет, как бы ни отражалось на творчестве Куинджи общее направление, в котором развивалось русское искусство, художник, очевидно, был прав, медля с выставкой новых произведений, имеющих значение итога всего творчества. Они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики и не были бы приняты художниками.
Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург)
Куинджи много путешествовал. После поездок в Крым и на Кавказ появились многочисленные этюды «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером», «Пятна лунного света» и другие.
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь
Полотно создавалось на протяжении пяти лет, с 1890 по 1895 годы. На нем изображено ущелье, носящее название Дарьяльское, располагающееся на реке Терек, на востоке от горы Казбек. По дну ущелья течет река, скалы вокруг уходят в высоту.
При написании полотна живописец использовал контрастные, яркие мазки, которые визуально создают объем из света и тени.
С помощью этой техники автор произведения сумел передать прохладу ночного воздуха ущелья, создать атмосферу тишины и умиротворения.
На картине заметны два ярких пятна, это луна и ее отражение в тихой воде реки. Они не нарушают спокойствие изображения, наоборот, уравновешивают тишину.
История создания
В 1880 году Куинджи окончательно прекратил сотрудничество с Обществом художников-передвижников. Этот разрыв оказал благотворное влияние на творчество живописца. В этот период он создал полотна, которые принесли ему настоящую славу:
- «После дождя»;
- «Роща»;
- «Сосна»;
- «Лунный серп на фоне заката»;
- «Стволы деревьев».
Реакция на его произведение была неоднозначной. Некоторые критики усомнились в таланте живописца. Художника упрекали в безвкусице и большом количестве зеленого цвета на полотне, но у настоящих ценителей искусства она вызвала настоящее потрясение.
«Березовая роща» — картина, которой Куинджи очень гордился и считал одной из лучших. Береза стала любимым деревом живописца. Она не отпускала его все последующие годы.
Спустя несколько лет он написал пять работ на эту тему с похожими названиями. Две из них принято считать законченными, другие — являются поисками художника в стиле символизма.
https://youtube.com/watch?v=nVIBelJfeSM
«Украинская ночь», 1876
Собрание Государственной Третьяковской галереи
В 1876 году V выставка передвижников прошла в неотапливаемой Академии наук: набирающих популярность конкурентов-передвижников Академия художеств не допустила в свои залы, и посетители рассматривали картины, не снимая шапок и калош. На этой выставке Куинджи представил картину «Украинская ночь», буквально ошеломившую публику, художников и критиков. Пейзаж поразил зрителей тем, как на фоне глубокой синей ночной тьмы изображен яркий лунный свет на белых стенах изб-мазанок.
В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Критики о. Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».
Вечер на Украине
Произведение было создано в 1878 году, но дорабатывалось в 1901 году.
Зритель видит на полотне хутор, белую украинскую хату под лучами заходящего южного солнца. При написании картины живописец активно использовал оттенки малинового цвета, который придает пейзажу неподвижность, особый покой.
Художественные критики считают, что основная сила этого произведения заключается в попытке мастера понять тайны и особые детали освещения, передать игру света и тени.
Некоторые исследователи творчества художника отмечают, что в этой работе декоративизм автора проявился наиболее зрело и четко.
Личная жизнь
Архип впервые влюбился в 17 лет. Это была любовь на всю жизнь. Со своей избранницей, Верой Кетчерджи-Шаповаловой Архип познакомился в доме ее отца. Тот был зажиточным купцом. Брать в зятья босяка никак не планировал. Однако дочь стояла на своем. Сказала, как отрезала: «Если не за Архипа, то только в монастырь».
Влюбленный Архип на это согласился. Чтобы заработать требуемую сумму, художник направился опять в Северную столицу. Прошло время, жених вернулся с деньгами. Отец Веры такой вариант не предугадал, отдавать дочь за Архипа не хотел и потребовал увеличить выкуп. Молодой человек был вынужден опять податься на заработки. Огромным усилием к 1875 году нужная сумма была собрана. Наконец Архип и Вера связали свои судьбы. После бракосочетания, художник написал портрет суженой.
Свадебный вояж молодожены совершили на остров Валаам. Поездка молодых чуть не закончилось трагедией. Разразился жуткий шторм, но молодые остались живы. Они посчитали это знамением неба: если Господь оставил им жизни, следует использовать их во имя добра.
Архип очень много трудился. Из-под кисти пейзажиста выходили произведения непрерывно. Работа была востребована. Достаток семьи стал более чем приличным. Однако молодые жили скромно. Почти все деньги раздавали неимущим. В трех квартирах, принадлежащих супругам, проживали нуждающиеся друзья.
Кстати, Вера была талантливой пианисткой, однако посвятила себя мужу. Не жалея рук, самостоятельно вела хозяйство: готовила, убирала только сама. К драгоценностям женщина была равнодушна. Господь супругам детей не дал. Жена пережила художника на десять лет.
Первые попытки учиться рисованию
С ранних лет Архипа влекло искусство рисования. При любой возможности он пробовал изобразить увиденное и это у него неплохо получалось
Один из его старших знакомых, обратив внимание на очевидные способности мальчика, подал идею ехать в Крым, где жил и работал знаменитый Айвазовский. Показать мастеру свои рисунки, проявить себя и поступить в ученики – мечты юного Куинджи
И летом 1855 года он, полный надежд, прибыл в Феодосию. Но обычно внимательный к молодым талантам, Айвазовский на этот раз упустил явное дарование. Попытка пробиться на уроки хотя бы к ученикам мастера также принесла жалкие плоды: горячего и решительного подростка допустили только красить заборы и размешивать краски. После 2-месячных мытарств он вернулся на родину.
Разрыв с передвижниками
Товарищество во многом сдерживало талант и ограничивало творчество Куинджи, уверенного в своих силах мастера с безупречной репутацией, осознающего степень популярности своего имени среди русских и европейских живописцев. Поэтому выход его из организации был предрешён и являлся делом времени. К решительному шагу художника подтолкнула анонимная газетная статья, в которой критиковались Товарищество передвижников и творчество Куинджи. Впоследствии автором статьи оказался друг по Товариществу Клодт М.К.
Тем не менее дружба со многими художниками, членами Товарищества, не прекращалась и после выхода Куинджи из состава к концу 1879 года.
Детство
Архип Куинджи – четвёртый, последний, ребёнок в семье обрусевшего грека, предки которого по решению Екатерины II в конце XVIII века в числе прочих христиан переселились с Крымского полуострова на северное побережье Азовского моря. Дата рождения будущего художника 27 января 1842 года (некоторые исследователи сомневаются относительно года, вероятны также 1841 и 1843). Семья жила в греческом селе под Мариуполем. Отец в сапожной мастерской шил-починял обувь. Трудились много, жили бедно. В раннем возрасте Архип лишился родителей, которых ему заменила сестра отца с мужем. Став старше, жил в семье старшего брата Спиридона. Происхождение и условия жизни приучили браться за любую работу: пастуха, помощника на стройке, разносчика у хлеботорговца.
Благотворительность и доброта как образ жизни
Действительно, Архип Иванович и во всём поддерживающая мужа Вера Леонтьевна сами жили очень скромно, при этом владели в Петербурге доходными домами и сдавали квартиры. Основную часть всех своих доходов, в том числе гонорары за картины, чета отдавала на благотворительность. Десятки и сотни тысяч рублей жертвовал живописец Академии, а также различным обществам на поощрение и поддержку художников.
По воспоминаниям Николая Рериха, ученика А.И Куинджи, великий мастер был необычайно хорошим, добрым человеком, чутко относящимся к природе и всяким пташкам и букашкам. Улыбающийся и совершенно счастливый седой мастер в минуты кормления бесчисленных налетевших птиц, знающих эти добрые руки, – одно из самых дорогих воспоминаний Рериха о своём учителе.
Одно только обстоятельство омрачало жизнь: в семье не было детей. Но и здесь Вера Леонтьевна проявляла себя как мудрая женщина: по-матерински заботилась об учениках мужа, который, со своей стороны, относился к ним по-отцовски.