Художник шилов александр: биография, личная жизнь, творчество и интересные факты

Личная жизнь

Художник Шилов женат был несколько раз. Первый брак зарегистрирован с художницей Светланой Фоломеевой. В 1974 году у супругов родился сын Александр. Он продолжает семейные традиции, и в настоящее время числится членкором РАИ. Александр Александрович Шилов, безусловно, потомственный художник, но техника его письма весьма индивидуальная, ярко выраженная.

После того, как с первой женой произошел разрыв в отношениях, Александр Шилов какое-то время проживал холостяком. Вторая жена Анна Шилова была музой художника, от нее он получал в своем творчестве большое вдохновение. В браке пара прожила двадцать лет (1977-1997 годы). За это время у художника родилось две дочери: Мария в 1979 году и Анастасия в 1996 году. Но спустя эти годы, последовал очередной развод в жизни мастера.

Детство и юность

Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в старинном селе Емецк, известном еще с 1137 года, расположенном у впадения реки Емцы в Северную Двину. Село было административным центром Емецкого района сначала в Северном крае и Северной области, а с 1937 года – в Архангельской области.

Дом, где родился Николай Рубцов уцелел.

Дом в с. Емецк Архангельской области, где родился Н. Рубцов

В семье Рубцовых было шестеро детей. Отец поэта, Михаил Андрианович Рубцов работал начальником отдела снабжения (ОРС) местного леспромхоза, был простым компанейским человеком, любил музыку, в его доме часто собирались друзья. Мать, Александра Рубцова (до замужества – Рычкова), вела хозяйство и воспитывала детей, пела, обладала редким по красоте голосом.

В 1937 году семья переехала в город Няндому. В этом небольшом северном городке Рубцовых постигла утрата – в 1940 году умерла сестра Николая, Надежда. Боль потери родной сестры Рубцов пронес через всю свою жизнь, он считал, что, если бы Надежда не умерла так рано, его судьба не была бы такой безутешно сиротской.

В январе 1941 года Михаил Андрианович был направлен на работу в Вологду, семья поселилась в вблизи древнего Прилуцкого монастыря.

В 1941 году началась Великая Отечественная война, отца Рубцова призвали на фронт, а через несколько месяцев, в 1942-м тяжело заболела и умерла мать.

Мать умерла,
Отец ушёл на фронт.
Соседка злая не даёт проходу.
Я смутно помню
Утро похорон
И за окошком
Скудную природу.

Н. Рубцов «Детство»

Летом 1942 года младших детей Рубцовых распределили в интернаты. Этим же летом, по словам старшей сестры поэта Галины Рубцовой-Шведовой, 6-летний Николай написал свои первые стихи.

Раз, два, три,
Гитара моя, звени
Про жизнь мою
Плохую –
Мне хлеба не дают,
А всё не унываю
Да песенки пою.

Вспомню, как жили мы
С мамой родною –
Всегда в веселе и в тепле.
Но вот наше счастье
Распалось на части –
Война наступила в стране.
Уехал отец
Защищать землю нашу,
Осталась с нами мама одна.
Но вот наступило
Большое несчастье –
Мама у нас умерла.
В детдом уезжают
Братишки родные,
Остались мы двое с сестрой.
Но вот еще лето
Прожил в своем доме,
Поехал я тоже в детдом.
Прощай, моя дорогая сестренка,
Прощай, не грусти и не плачь.
В детдоме я вырасту,
Выучусь скоро,
И встретимся скоро опять.
Счастливой, веселой
Заживем с тобой жизнью
Покинем эти края,
Уедем подальше
От этого дома,
Не будем о нем вспоминать…

Юный Рубцов

В своих воспоминаниях Галина Шведова-Рубцова рассказала историю этих первых рубцовских строк: после смерти матери ей с Колей разрешили жить вместе, а братьев Алика и Бориса отправили в детский дом. Коля очень горевал. Однажды он убежал в лес, пять дней его не было, а когда его нашли, он сообщил, что был в лесу под елкой, где ему никто не мешал, и он сочинил стихи.

Так случилось, что Галину забрала к себе сестра отца поэта, Софья Андриановна, а Коля, был оставлен в детском доме. Сначала он попал в местный Красовский детский дом вместе с младшим братом, Борисом, затем его одного перевели в детский дом в селе Никольском Тотемского района в Вологодской области. Брат Коли остался в Краскове. Так началась сиротская жизнь будущего поэта.

Откуда только —
Как из-под земли! —
Взялись в жилье
И сумерки, и сырость…
Но вот однажды
Все переменилось,
За мной пришли,
Куда-то повезли.

Детские и юношеские годы

В разгромленном фашистами Лиховом переулке Москвы 6 октября 1943 года в бедной интеллигентной семье родился Александр Шилов. Послевоенный город встретил нового жильца бедностью, теснотой и унылостью. Тяжесть заботы о троих детях легли на плечи мамы, Людмилы Сергеевны. Она работала в детском саду, две бабушки – сторожами, дворниками. В 1948 году, чтобы одеть детей к школе, женщина решилась на обмен квартиры с доплатой. Семья переехала на Сущеевский вал. Обмен получился неудачным – с деньгами обманули. Новым жилищем для 6 человек стала 13-метровая коммунальная комнатка.

В детстве

С детских лет Александр любил рисовать. Часто учителя поручали оформить выпуск стенгазеты. Победа Сережи, младшего на 6 лет брата, во Всемирном конкурсе детского рисунка, подтолкнула Сашу записаться в студию при Доме пионеров Тимирязевского района.

1957-1962 годы стали для мальчика самыми значимыми. Он разрывался между школой рабочей молодежи, студией, работой, а свободное время посвящал рисованию, мечтая вырваться из круга бедности и поступить в институт. Он понимал, как матери трудно содержать семью, работал грузчиком.

Вереница беспросветных будней преподнесла событие, сыгравшее важную роль в становлении живописца. Вместе с учителем изостудии Ворониным В.А. парень посетил выставку на улице Горького. Там и произошло знакомство с Александром Ивановичем Лактионовым. Впервые увидев работы Шилова и узнав, где и сколько тот работает, мастер возмутился и не позволил дальше уродовать талант.

Александр был направлен в студию президента Академии художеств В.Серову. Там прислушивался к советам, оттачивал технику рисования, готовился к поступлению в художественный институт, куда уже 2 раза сдавал экзамены и оба раза не добирал баллов.

В молодости

20 интересных фактов из жизни Голявкина В. В.

О Викторе Владимировиче Голявкине хорошо наслышано поколение, подрастающее в советские годы. Виктор Голявкин ‑это выдающаяся творческая личность. Головякин внес вклад в развитие детской советской и русской литературы как писатель, который также прекрасно рисовал и был книжным графиком.

Рожден В.В. Голявкин в 29 году 20 столетия, малая родина писателя – г. Баку в Азербайджане. Оба родителя Виктора служили музыкальными педагогами. В 1953 г., а именно 22 июня, Голявкин стал выпускником Академии художеств имени Репина, причем учился Виктор на «отлично». В художественном училище будущий литературный деятель освоил театральное декорационное оформление. Такова его специальность по диплому. Рожденный В Советском Союзе, тем не менее, Голявкин не вступал в партию. Участником Великой Отечественной Виктор не стал, так как был слишком молод. В Союз Писателей Советского Союза Социалистических Республик В. В. Голявкина приняли в 61 году прошлого столетия. Через 12 лет он получил членство в Союзе Художников в секции по графике. Впервые Головякин был напечатан в «Костре» с рассказом «Как решался сложный вопрос». Журнал был в Советском Союзе довольно популярным, об авторе узнало большое количество читателей, которые приняли публикацию довольно тепло. Рассказы Голявкина не только развлекательны для детворы, но и поучительны. Впервые книгу с повестями издали в «Детгизе» в 59 году 20 столетия. Романтика «Тетрадок под дождем» заряжала молодое поколение оптимизмом и позитивностью мышления. Головякин писал не только для детей, но и произведения для взрослых читателей. Первым сборником с названием «Привет Вам, птицы» в 68 году 20 века занимался «Лениздат». Многие из своих книг писатель и художник разрисовывал самостоятельно. Иллюстрации получались графичными и содержательными, иногда смешными. Из-под пера мастера вышло не только много рассказов, он также баловал досужую публику романами и повестями. Печатала произведения и «Детская литература», и «Советский писатель», и «Лениздат», и Московские издательства. Виктором Головякиным написано несколько сотен рассказов. Его индивидуалистичный стиль весел, самобытен, с особыми интонациями и построением фраз, с определенным ритмом, яркостью. Для автора характерно полное погружение в особый детский мир, удивительный и фантазийный. На основе произведений Головякина были сняты некоторые киноленты. Зрители до сих пор помнят и любят «Вальку – Руслана, и его друга Саньку», кино снимала студия им. Горького, в основу легла повесть «Ты приходи к нам, приходи». Восторженные отклики есть у «Моего доброго папы», кинолента снята на студии «Ленфильма», за основу взята одноименная повесть, а также у «Боба и слона», сценарий по оригиналу поставил режиссер Балтрушайтис

Голявкина не обошли вниманием и профессиональные художественные выставки. Впервые он смог поучаствовать в мероприятии международного масштаба, проводимом в столице России в 57 году

В 1975 году Головякин участвовал в Первой Всероссийской выставке книжной графики, проводимой Союзом Художников. Восьмидесятые годы ушедшего столетия были значимыми для Виктора Голявкина в плане реализации художественных замыслов. Например, Союз Художников организовал выставку. Для «Живописи графиков» автор подготовил ряд полотен. Экспозицию из 6 картин рассмотрел Государственный Русский Музей, который приобрел некоторые авторские творения для своей коллекции. В 90 – ом году 20 века для Головякина в Доме писателей организовали персональную выставку его живописных работ. Разносторонний творческий интеллигент был участником и множества других выставок. Российский ПЕН — клуб наградил писателя и графиста членством в 1996 году. У Виктора Голявкина было много друзей среди современной художественной братии, например, Минас Аветисян (уже нет в живых), Олег Целков, Таир Салахов, Тогрул Нариманбеков, Михаил Казанский. Писатель и художник Виктор Голявкин упокоился в Санкт – Петербурге в 2001 году (26 июля). Многие поколения чтут и помнят его вклад в культурное наследие России и стран ближнего зарубежья.

Детство Серова

Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Мать будущего художника, охваченная любовью к искусству и страстью к общественной деятельности, часто не находила времени на воспитание сына

Однако это пошло Валентину только на пользу: не избалованный чрезмерным вниманием, он развивался как самостоятельная личность. Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге

Автор «Распятия», «Тайной вечери» и прочих знаменитых работ проводил много времени с маленьким Валентином. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова.

Валентина Семеновна Бергман, заметив пристрастие своего сына к искусству, отправилась вместе с ним во Францию. В Париже Валентин поступил на обучение к знаменитому на тот момент Илье Ефимовичу Репину. Долгое время Серов оставался во Франции один: его мать, в виду активной общественной деятельности, вынуждена была отправиться в Россию.

Закончив обучение, пятнадцатилетний Валентин вернулся в Москву. Здесь он поселился в доме одного мастера. Вся его деятельность была направлена на копирование холстов и работу с гипсом. Здесь же начинают зарождаться первые картины Валентина Серова.

Самые известные картины Александра Шилова

Произведения, созданные кистью живописца, возвышают и очищают душу. К наиболее известным картинам Александра Шилова можно отнести:

  • «Хозяин земли» (1979) — портрет старого артиллериста, который после войны работал в колхозе. Тщательно прописанные мельчайшие детали картины передают гармонию человека и природы.
  • «Машенька Шилова» (1983) — образ милого и непосредственного ребенка, виртуозно написанный в технике пастели. Нельзя не почувствовать, что работа создавалась в порыве любви и особого творческого вдохновения.
  • «Весна. Федоскино» (1987) — изображение медленного перехода от зимней поры к весеннему пробуждению природы. Река в окрестностях села Федоскино освобождается ото льда.
  • «Дай Бог Вам здоровьица!» (1998) — жанровое откровение. Мутный взгляд молящихся глаз человека, который не прочь выпить. Он молится за монетку, брошенную прохожим в его полупустую кепочку.
  • «Абхазская вдова» (2015) — национальный портрет. Простая темная одежда, глубокие старческие морщины говорят о нелегкой доле пожилой женщины, потерявшей мужа.

Сформировав со школьной скамьи приверженность к стилистике реализма, Александр Шилов ни разу не отступил от этой традиции. По его мнению, нет ничего лучше, чем отображение реальных событий и людей. Такое искусство, являясь своеобразным посредником между человеком и временем, будет жить века.

Открытие галереи

Торжественное открытие галереи состоялось 31 мая в 1997 году. На нем присутствовали первые лица города, знаменитые, уважаемые люди: мэр Лужков, певцы Кобзон, Эсамбаев, артисты Шакуров, Никулин и многие другие. Шилов – художник, галерея которого могла теперь ежедневно принимать сотни посетителей, пообещал, что ежегодно будет пополнять коллекцию новыми работами. 2003 году архитектор Посохин представил проект нового здания галереи, которое по замыслу представляло единый архитектурный комплекс со старинным особняком (общая площадь старого здания занимала 600 квадратных метров). В том же году 30 июня состоялось открытие нового корпуса для галереи.

Площадь выставочных помещений галереи составляет 1555 квадратных метров, фондовые хранилища – 23 квадратных метра. Храниться в галерее 19420 единиц, основной фонд занимает 991 предмет. В год галерею в среднем посещает 110 тысяч человек. В рейтинге государственных музеев галерея Шилова занимает 11 место. Александр Максович лично руководит творческой деятельностью выставки, административно-финансовые вопросы решает директор галереи.

Зрелые годы

В 1976 году Александра Шилова принимают в Союз Художников СССР. После этого ему выделяют персональную мастерскую, он получает серию заказов от партии страны. К работе художник Шилов приступает уже как признанный мэтр. По распоряжению Правительства в 1997 году в самом центре Москвы, недалеко от Кремля открывают персональную галерею Александра Шилова. В тот же год народный художник СССР Шилов становится членом-корреспондентом Академии Художеств России.

В 1999 году Александр Максович занимает пост в Совете РФ по искусству и культуре. Все больше времени стала занимать политическая деятельность, и все реже мастер стал бывать в художественной студии. 2012 год окончательно затянул художника в политику. Шилов становится доверенным лицом президента Путина, входит в Общественный Совет при Федеральной службе безопасности. В марте 2014 года Александр Шилов ставит подпись под обращением президента, оно касалось политической позиции относительно событий в Украине.

Шилов – художник. Картины. Творчество

Творчество Шилова – это целый мир. Натюрморты, пейзажи, графика, жанровые картины – все это можно увидеть на выставке, но, безусловно, главными его шедеврами являются портреты. Целый раздел отводит людям старшего поколения Шилов-художник. Картины стариков очень трогательны, возле них многие задерживаются на долгое время. К ним относятся следующие полотна:

  • 1971 г. – «Старый портной».
  • 1977 г. – «Моя бабушка».
  • 1980 г. – «Зацвел багульник».
  • 1985 г. – «Солдатские матери».
  • 1985 г. – Забытый».

В творчестве мастера большую часть занимают портреты видных деятелей, дипломатов, знаменитых артистов, писателей.

  • Балет «Спартак» 1976 г. – «Народный артист СССР Морис Лиепа».
  • Балет «Жизель» 1980 г. – «Балерина Людмила Семеняка».
  • 1984 г. – «Портрет писателя Сергея Михалкова».
  • 1996 г. – «Мэр Москвы Лужков».
  • 2005 г. – «Народный артист СССР Этуш».

Создано художником множество портретов священнослужителей.

  • 1988 г. – «В келье» Пюхтицкий монастырь.
  • 1989 г. – «Архимандрит Тихон».
  • 1997 г. – «Монах Иоаким».

Натюрморты Шилова изображают многие предметы нашего обихода. Удивительно, как из изображения простых вещей (книги, посуда, полевые цветы) мастер создал шедевры.

  • 1980 г. – «дары Востока».
  • 1974 г. – «Фиалки».
  • 1982 г. – «Анютины глазки».

Пейзажи автора представлены работами:

  • 1983 г. – «Тишина».
  • 1986 г. – «Оттепель».
  • 1987 г. – «Последний снег в Переделкино».
  • 1987 г. – «Николина гора».
  • 1999 г. – «Золотая осень.
  • 2000 г. – Осень в Уборах».

Другие работы Александра Шилова, которые необходимо отметить, это:

  • 1981 г. – «В день рождения Ариши».
  • 1981 г. – «Портрет Оленьки».
  • 1988 г. – «Портрет матери».
  • 1993 г. – «Бомж».
  • 1995 г. – «Юная москвичка».
  • 1996 г. – «Автопортрет».
  • 1998 г. – «Судьба скрипача».

Интересные факты из жизни художника Валентина Серова

Разнообразные события и факты повлияли на жизнь и творческий путь Валентина Серова.

  1. Художника причисляют к основоположникам импрессионистского движения. Картины за его авторством сравнивались с произведениями Пьера Огюста Ренуара. Если верить мнению некоторых критиков, Серов смог превзойти французского живописца благодаря особой передаче освещения, благородству и интенсивности оттенков. Валентин был покладистым мастером, не упускавшим из виду даже маловажные детали. Востребованность он обрел не только в импрессионизме, но и в новом реализме.
  2. Несмотря на закрытость и неразговорчивость, Серов пользовался положением инициативного общественного деятеля. Мастер полотна организовывал передвижные выставки, иллюстрировал сатирическое журнальное издание «Жупел» и детские басенные сборники Крылова.
  3. Даже в создании сложных портретов Валентин не делал наброски. Он предпочитал сразу применять акварельные краски. Охотно использовал карандаши, уголь, кисти.
  4. Одним из светлых детских воспоминаний художника является событие 1869 года, когда родители поехали вместе с ним за границу. Особенно мальчику запомнилась резиденция немецкого дирижера Рихарда Вагнера.

Художник должен быть оголенным нервом

 — Когда вы пишете  — часто ли говорите себе: я этого не умею?

 — Вы даже не представляете, насколько важный вопрос задали. Если ты сам собой любуешься, то просто самодовольный глупец. Любой творческий человек должен быть самоед по натуре. Всегда должен видеть свои недостатки. Только тогда можно расти от работы к работе. Иначе художник штампует свои работы и падает все ниже и ниже…

Как думаете, будущее реализма под угрозой?

 — Из училищ выходят иногда талантливые ребята, замечательно пишут… А вот что с ними будет дальше  — зависит от того, настолько каждый призван служить искусству, насколько сильна в них любовь к нему. Ведь если ты будешь думать только о заработке  — ты не художник. Хотя лицемерить не собираюсь: художник должен жить хорошо. А если есть возможность  — пусть даже богато. Все великие были обеспечены множеством заказов, окружая себя красотой, но главное  — они служили самоотверженно искусству!

 — Поэт должен быть нищим, часто слышим мы.

 — Это оправдание тех, у кого нет покупателей на их книги, нет заказчиков на картины. Дай любому, чье искусство не востребовано, побольше денег  — возьмет с удовольствием, будьте уверены.

 — Но деньги разве не влияют на внутренний мир художника?

 — На деньгах да на власти судьба тебя проверяет: устоишь  — не устоишь? Уверен, хоть озолоти в свое время Карла Брюллова, Александра Андреевича Иванова, Исаака Левитана, Федора Васильева  — они все равно остались бы большими художниками, не могли бы жить без искусства. Или возьмите Исаака Дунаевского (для меня он лучший композитор советского времени): дай ему хоть миллиард  — не перестал бы писать музыки, ибо был полон ею, как рог изобилия, соткан из мелодий, не мог не творить… Он этим жил. А иной разбогатеет  — так сразу ко всему относится наплевательски и… погибает. Для меня самый важный стимул в работе  — чувство нужности людям. Без него невозможно работать. Некоторые деятели искусства говорят: я пишу музыку в стол. Это обман и жалкое оправдание своего неумения! Каждый художник хочет быть понятым и нужным людям! И мне приятно, что Международный астрономический союз в Нью–Йорке присвоил одной из открытых недавно планет мое имя. Я этим горжусь. Это признание работ. В конце концов о нации мы судим по искусству.

 — С каким чувством вы расстаетесь с картинами?

 — Меня часто спрашивают: не жалко ли вам дарить свои картины? Возникает щемящее чувство, когда работы, над которыми я долго трудился, покидают стены мастерской. Создается ощущение внутри, словно все эти месяцы я не работал. Но каждый раз приходя в галерею, общаясь со зрителями, вижу в их глазах столько благодарности и радости и слышу столько нежных слов, что хочется все больше работать и дарить картины нашей великой Родине, России, людям!

Биография

Родился 1 июня 1952 года в Ленинграде, СССР. Отец Владимир Сергеевич Орлов (1928—2014), художник-график; Мать Ариадна Борисовна Орлова (Смоликова) (1928—2018).

Супруга Ирина Геннадьевна Чередникова (р. 1950), художник по костюмам, сценограф; Сын Дмитрий Орлов (1973—2020), театральный художник;

Образование

В 1974 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), театрально-постановочный факультет. Учился на курсе Эдуарда Кочергина, главного художника АБДТ им. А. М. Горького.

Профессиональная деятельность

Работал главным художником в рижском ТЮЗе (1975—1980 гг.) и в Молодёжном театре на Фонтанке (1981—1986, 1989—1992 гг.) в Ленинграде-Санкт-Петербурге. В качестве художника-постановщика сотрудничал и продолжает работать с ведущими театрами в России и за рубежом, среди которых Большой театр, Мариинский театр, Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, Театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета, Малый драматический театр — Театр Европы, Театр на Литейном и другие. Оформлял спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Самары, Новосибирска, Омска, Красноярска, Иркутска, а также за рубежом — в США, Польше, Германии, Норвегии, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии.

В 1992 году в качестве художника-постановщика работал над светом и декорациями концертной программы Юрия Шевчука и группы «DDT», посвященной презентации альбома «Чёрный пёс Петербург».

А.Орлов. Макет декораций к концертной программе группы DDT “Чёрный пёс Петербург”, 1992

В разные годы сценограф Александр Орлов работал вместе с театральными режиссерами: Львом Додиным, Романом Виктюком, Владимиром Малыщицким, Ефимом Падве, Романом Козаком, Александром Галибиным, Сергеем Арцибашевым, Хансом Хенриксеном, Евгением Ратинером, Феликсом Дейчем, Адольфом Шапиро, Владимиром Тумановым, Семеном Спиваком, Татьяной Казаковой, Валерием Саркисовым, Григорием Козловым, Юрием Бутусовым, Львом Стукаловым, Аллой Сигаловой, Вениамином Фильштинским, Владиславом Пази, Анатолием Праудиным, Виктором Крамером, Александром Морфовым, Игорем Селиным, Александром Кузиным и многими другими.

  • А. Орлов. Эскиз сценографии. «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Мариинский театр. Санкт-Петербург. 1998

  • А. Орлов. Эскиз сценографии. «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Латвийская национальная опера. Рига. 2005

  • А. Орлов. Эскиз сценографии. «Мадам Помпадур» Л. Фалля. Театр музыкальной комедии. Санкт-Петербург. 2008

  • А. Орлов. Эскиз сценографии. «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Мариинский театр. Санкт-Петербург. 2014

  • А. Орлов. Эскиз сценографии. «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Мариинский театр. Санкт-Петербург. 2015

Над многими театральными постановками Александр Орлов работает в тандеме с супругой Ириной Чередниковой, известным петербургским художником по костюмам. Совместно художники оформили, в частности, большинство постановок опер Родиона Щедрина в Мариинском театре. Оба в 2021 году вошли в состав жюри фестиваля DIGITAL OPERA, организованного АНО «Петербургские сезоны».

Преподавание

В 2000—2005 гг Александр Орлов преподавал на кафедре сценографии и сценического костюма факультета сценографии и театральной технологии в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПбГАТИ), где выпустил собственный курс в 2005 году.

Выставки

Произведения Александра Орлова находятся в собраниях ГЦТМ им. А. А. Бахрушина и Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

Персональные выставки проходили в петербургской галерее «Борей» (1999), в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» (Москва, 1999), в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства (2019). Александр Орлов участвовал во всесоюзных и республиканских выставках Союза художников в Москве и Казани, в прибалтийских триеннале в Таллине и Вильнюсе, в выставках сценографии в югославском/сербском Нови Саде и пражской квадриеннале («PQ») (1983), в экспозиции произведений членов отделения театрально- и кино- декорационного искусства Российской Академии художеств в Галлерее искусств Зураба Церетели в Москве (2014);

Общественная деятельность

С 1980 года состоит в Ленинградской организации Союза художников РСФСР (Санкт-Петербургском Союзе художников);

Член ВТО, Союза театральных деятелей РФ с 1983 года, в Санкт-Петербургском отделении которого возглавляет Совет по театрально-декорационному искусству;

Член-корреспондент Российской академии художеств с 2007 года, отделение театрально- и кино- декорационного искусства;

Личная жизнь

1962 год для поэта был насыщен событиями. Николай Рубцов поступил в литинститут и познакомился с Генриеттой Меньшиковой, женщиной, родившей ему дочь. Меньшикова жила в Никольском, где заведовала клубом. Николай Рубцов приезжал в «Николу» повидаться с одноклассниками, отдыхал и писал стихи. В начале 1963 пара сыграла свадьбу, но без официального оформления отношений. Весной того же года на свет появилась Леночка. В Никольском поэт бывал наездами – он учился в Москве.

Николай Рубцов и Генриетта

В 1963 году в институтском общежитии Рубцов познакомился с начинающей поэтессой Людмилой Дербиной. Мимолетное знакомство тогда ни к чему не привело: Николай не произвел на Люсю впечатления. Девушка вспомнила о нем в 1967 году, когда в руки попался свежий сборник стихов поэта. Людмила влюбилась в поэзию Николая Рубцова и поняла, что ее место рядом с ним.

Николай Рубцов и Людмила Дербина

У женщины уже был за спиной неудавшийся брак и дочь Инга. Летом Людмила приехала в Вологду и осталась с Николаем, для которого поэтесса Люся Дербина стала роковой любовью. Их отношения ровными не назвать: у Рубцова было пристрастие к спиртному. В состоянии опьянения Николай перерождался, но запои сменялись днями покаяния. Пара то ссорилась и расставалась, то вновь мирилась. В начале января 1971 года влюбленные пришли в ЗАГС. День свадьбы назначили на 19 февраля.

Театральные премии

Дипломант «Пражской квадриеннале» (1983); Лауреат международного фестиваля «Балтийский дом » (1993, 1998); Лауреат Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит» (1999, 2000, 2002, 2004, 2009, 2015, 2016, 2017, 2019, 2021 гг.); Лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра» (2007), Номинации на премию «Золотая маска» за работу художника в спектакле (1999, 2005, 2009, 2010, 2014, 2017); В 2021 году эскизы декораций Александра Орлова к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» в постановке Мариинского театра (2020) номинированы на премию «Золотой Трезини».

  • А.Орлов. Декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в постановке Мариинского театра, Санкт-Петербург (2020)

  • Орлов. Декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в постановке Мариинского театра, Санкт-Петербург (2020)

  • А.Орлов. Декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в постановке Мариинского театра, Санкт-Петербург (2020)

  • А.Орлов. Декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» в постановке Мариинского театра, Санкт-Петербург (2020)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: