Аркадий пластов

Содержание

  • Слайд 1

    Составитель: Мамина Елена Васильевна.

  • Слайд 2

  • Слайд 3

  • Слайд 4

    Музей Пластова в г. Ульяновске

  • Слайд 5

  • Слайд 6

  • Слайд 7

  • Слайд 8

  • Слайд 9

  • Слайд 10

  • Слайд 11

  • Слайд 12

    Сенокос

  • Слайд 13

    Полдень

  • Слайд 14

  • Слайд 15

    Первый снег

  • Слайд 16

  • Слайд 17

  • Слайд 18

  • Слайд 19

    • Аркадий Александрович Пластов – известный русский художник.
    • Какие картины Пластова ты знаешь?
    • О чём любил рисовать художник А.А. Пластов?
    • Дополни предложение из текста.
    • Найди в тексте прилагательные, глаголы, существительные.
    • Подбери однокоренные слова к слову «рисовать».
    • Послушай, что лишнее (картина, художник, музей, гнездо).
  • Слайд 20

    Аркадий Александрович – известный русский художник. Его дед был иконописцем и архитектором. Отец расписывал вместе с дедом церковь в родном селе Прислониха. Он начал рисовать с детства. В Москве учился в училище живописи. Художник любил деревню, долго жил и работал в родной Прислонихе, рисовал для детей. О жизни деревенских ребят художник написал много картин: «По грибы», «Пастушок», «Первый снег» и другие.

  • Слайд 21

    А. А. Пластов со своим первым учителем — художником Дмитрием Ивановичем Архангельским и внуком Николаем.

  • Слайд 22

  • Слайд 23

  • Слайд 24

    Художник Николай Николаевич Пластов, внук и главный хранитель наследия деда (в мастерской на Верхней Масловке).

  • Слайд 25

  • Слайд 26

  • Слайд 27

  • Слайд 28

  • Слайд 29

  • Слайд 30

  • Слайд 31

  • Слайд 32

  • Слайд 33

    Картина Саша Маликов отражает весь трагизм послевоенных лет, где у детей нет детства, и где верный пес становится единственной отрадой и опорой. Разве это не страшно? Становится интересной судьба мальчика: что ему пришлось пережить? Есть ли у него родители? Что ожидает его в дальнейшем? На все эти вопросы дать точного ответа нельзя, но можно предположить, что мальчик – сирота, его родители погибли в Великой Отечественной войне, а сейчас он живет в одном из многочисленных детских домов СССР. Он испытывает нужду не только в еде, но и в родительской ласке и заботе, которых его лишила война. Такова была судьба многих подростков тех, не очень далеких лет, а Саня Маликов – это лишь один из ярких трагичных примеров, коими была полна вся страна.

  • Слайд 34

    • I Вступление. Слово о художнике.
    • II Основная часть. Описание картины.
    • Сюжет картины;
    • лицо мальчика;
    • фигура;
    • одежда;
    • щенок;
    • характер мальчика.
    • III. Заключение. Впечатление от картины.
  • Слайд 35

  • Слайд 36

    Примерный текст сочинения

    • Николай Аркадьевич Пластов – сын легендарного мастера живописи Аркадия Александровича Пластого. Сын тоже стал художником, мастером портретного жанра.
    • Одна из самых трогательных работ Н.А. Пластова – картина «Саня Маликов». Это портрет мальчика лет двенадцати, сидящего на стуле с высокой спинкой. Саня изображён на тёмном фоне, отчего лицо его кажется очень бледным. У мальчика тонкие, немного мелкие черты лица. Глаза карие, слегка прозрачные. Нос аккуратный, правильной формы. Рот небольшой, губы тонкие. Волосы у мальчика рыжеватые, он хорошо подстрижен. На портрете мальчик изображён только по пояс, но всё равно видно, что Саня стройный, очевидно, довольно высокого роста. Кисть руки, которая видна на портрете, худая, пальцы длинные и тонкие. Одет мальчик в тёмно-синий свитер. На руках он держит щенка. Он чёрного цвета, и только лишь мордочка светлая. Длинные уши свисают по бокам. Мне кажется, что Саня Маликов добрый, любит животных, заботится о них.
    • Мне эта картина понравилась. Глядя на неё, тоже хочется стать добрым и отзывчивым.

Посмотреть все слайды

Детство и юность

Художник появился на свет в конце января 1893 года. Его отец Александр был крестьянином и псаломщиком в церкви села Прислониха в Симбирском уезде. Его женой была Ольга Лейман, являвшаяся дочерью лекаря немецкого происхождения.

Аркадий был шестым ребенком в семье: трое старших братьев умерли в младенческом возрасте, перед ними в семье родились две девочки Люда и Надя, после Аркадия появилась дочь Лида.

Именно в родной деревне прошел творческий и жизненный путь Пластова. В детском возрасте он имел тонкую душевную организацию. Односельчане считали, что мальчик понимает язык земли. Аркадий вел беседу со всем окружающим миром.

Отучившись в простой школе три года, в 1903 году Аркадий начал учиться в Симбирском духовном училище. Окончив училище, он поступил на учебу в Симбирскую духовную семинарию. В пятнадцатилетнем возрасте Аркадий увидел работу иконописцев, которые занимались реставрацией церковной росписи в Прислонихе. Она произвела на него впечатление, и он принял твердое решение, несмотря ни на что стать живописцем.

Молодой человек приходит к выводу, что у него отсутствует желание становиться духовником. Он получает благословение ректора семинарии и, не окончив четвертый курс, в 1912 году отправляется в Москву. Сразу попасть в МУЖВЗ у него не получилось, так как он не имел достаточной подготовки. Аркадий попал в ученики к живописцу И. Машкова, а затем становится вольным слушателем в Строгановском училище.

Спустя два года он все-таки поступил в МУЖВЗ, но на факультет не живописи, а скульптуры. Завершить обучение у него не получилось из-за того, что в стране началась революция.

Биография

А. А. Пластов родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислониха (ныне Ульяновской области) в крестьянской семье, его дед был иконописцем.

Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву. Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. Проучившись в нём с 1912 по 1914 годы, Пластов поступил в МУЖВЗ на скульптурное отделение.

Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак.

Выставка Аркадия Пластова на Казанском вокзале

Все видео

В 1917 году вернулся в родное село, где начал заниматься живописью, постоянно работая с натуры.

С 1935 году выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным мастерством («Колхозный праздник», 1937, «Колхозное стадо», 1938). Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане.

А. А. Пластов умер 12 мая 1972 года в родном селе.

Творчество

Аркадий Пластов — «певец советского крестьянства». Одна из первых значительных работ «Купание коней» была им дополнена для выставки «20 лет РККА». Для выставки «Индустрия социализма» он тоже написал картину под названием «Колхозный праздник» (1937), в котором «красочно передал новый быт социалистической деревни». Другое яркое произведение — «Колхозное стадо» (1938). Общие черты его картин — жанровая сцена не мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете — хотя поэтическая выразительность образа при этом создается.

В работах Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны («Фашист пролетел», 1942), патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945, обе картины удостоены в 1946 Сталинской премии), праздник выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенный трудовой подъем («Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быт русской деревни («Родник», 1952, «Летом», 1954). Так же широко известна получившая широкий резонанс в обществе картина «Весна». Главная героиня картины была прозвана «Северной Венерой».

Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.), пейзажа, сельскохозяйственного плаката. Красочные образы деревенской жизни и родной природы Пластов запечатлел в акварелях к книгам для детей. Некоторым произведениям художника недостает глубокого раскрытия и обобщения черт нового в колхозной жизни; но в лучшей своей части творчество Пластова тесно связано с передовыми идеями современности и реалистическими традициями русского искусства и отличается ярко выраженным национальным характером, народностью образов, поэтичностью замысла, выразительностью колористических решений. Мастер при жизни стал признанным классиком советской живописи. Репродукции его картин постоянно включались во все школьные учебники и хрестоматии.

Краткая биография

  1. 31 января 1893 г. – будущий художник родился в с. Прислониха, Симбирского уезда.
  2. 1903 г. – учится в Симбирском духовном училище.
  3. 1908 г. – начинает учиться в Симбирской духовной семинарии, но уходит с 4 курса.
  4. 1912 г. – едет в Москву, где пробует, но не поступает в МУЖВЗ. Становится учеником И. Машкова и вольным слушателем в Строгановском училище.
  5. 1914 г. – поступает на скульптурное отделение МУЖВЗ.
  6. 1917 г. – возвращается в Прислониху.
  7. 1920-1930 гг. – рисует иллюстрации к литературным произведениям и плакаты политического содержания.
  8. 1925 г. – венчается на Наталье фон Вик.
  9. 1930 г. – на свет появляется сын художника, которого назвали Николаем.
  10. 1931 г. – во время пожара огонь уничтожает дом и работы художника.
  11. 1935 г. – работы Пластова впервые демонстрируются в Москве, он получает известность по всей стране.
  12. 1937 г. – пишет картину «Колхозный праздник», которая демонстрируется во время выставки «Индустрия социализма».
  13. 1938 г. – выход яркого произведения «Колхозное стадо».
  14. 1942 г. – создает картину «Фашист пролетел».
  15. 1945 г. – показывает труд детей, женщин и стариков в тылу во время войны в работах «Жатва» и «Сенокос».
  16. 1946 г. – полотна «Сенокос» и «Жатва» становятся экспонатами во время Всесоюзной художественной выставки в Третьяковке. Благодаря этим работам удостаивается Сталинской премии 1 степени. Создает самое свое лиричное полотно «Первый снег».
  17. 1947 г. – из-под руки художника выходит полотно «Едут на выборы». Является действительным членом Академии художеств Советского Союза.
  18. 1948 г. – создает иллюстрацию к поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный нос».
  19. 1948-1949 гг. – работает над иллюстрациями к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
  20. 1949 г. – пишет картину «Колхозный ток» — символ послевоенного трудового подъема.
  21. 1951 г. – создание картины «Ужин трактористов».
  22. 1952 г. – отражает деревенский быт в полотне «Родник».
  23. 1952-1954 гг. – работает над иллюстрацией к произведению Л. Толстого «Холстомер».
  24. 1953-1954 гг. – работает над иллюстрацией к рассказу Л. Толстого «Три смерти».
  25. 1953-1954 гг. – создает полотна «Весна» и «Юность».
  26. 1954 г. – выходит работа «Летом».
  27. 1956 г. – принимает участие в арт-биеннале в Венеции.
  28. 1958 г. – полотно «Ужин трактористов» демонстрируется на лондонской выставке. Принимает участие в венецианской арт-биеннале.
  29. 1962 г. – получает звание Народного художника Советского Союза.
  30. 1964 г. – из-под руки Пластова выходит работа «Мама», посвященная красоте материнства и русской женщине. Получает медаль «Белый лотос».
  31. 1964-1966 гг. – пишет полотно «Солнышко», которое посвящено красоте материнства.
  32. 1966 г. – получает Ленинскую премию.
  33. 1969 г. – создает картину «Из прошлого», в которой отражена глубокому чувству материнства.
  34. 1972 г. – 12 мая художник умирает в родном селе Прислониха. Посмертно получает государственную премию РСФСР им. Репина.

Художник Аркадий Пластов за работой

Описание главных героев картины

В эти годы у крестьян почти не было наличных денег, поэтому обувь зачастую не на что было купить. На зимнюю пору люди копили или валяли обувь сами из овечьей шерсти. Летом в основном ходили босиком, только в церковь надевали туфли.

Вот и девочка сидит босая. С непокрытой головой тоже тогда не ходили, это было неприлично. К тому же платки летом хорошо спасали от жары. Поэтому и у женщины, и у девочки на голове платочки.

Женщина, уставшая от долгой ходьбы, уснула, подложив под голову руку. Девочку художник застал за занятием — она обрывает ягоды с веточки. Описание картины Пластова «Летом» переходит к рассказу о месте привала.

Мать и дочь вышли из леса, нашли удобную поляну и устроили привал под двумя березками. Деревья хорошо спасают от жары, прикрыв путников своими ветвями, которые дают прохладу. Тут же в тени люди поставили корзины с грибами, глиняный кувшин с ягодами, иначе жара может подпортить лесные дары.

Рядом с девочкой отдыхает собака. Она служит путницам защитой. Если бы они сбились с дороги, верный пес без труда бы нашел ее. Что он верен своим хозяевам — это видно. Ведь собака легла у ног молодой хозяйки и никуда не отходит от нее. Так нарисовал А. А. Пластов. Летом хорошо не только людям, но и домашним животным, собакам. Есть возможность вволю побегать на просторе, поймать небольшую добычу в виде зверька или птицы. Предстоит еще обратная дорога, поэтому животное и люди пока отдыхают.

Вот такую картину написал А. А. Пластов. Летом радует ласковое солнце, есть ягоды, грибы, все это отразил художник в своей работе.

Аркадий Александрович Пластов написал свою картину «Летом» в 1954 году. Прошло почти десять лет после окончания Великой Отечественной войны, страна поднялась из руин, условия жизни рабочих и крестьян улучшались с каждым годом. Пластов отображал в своих полотнах жизнь современников, труд и отдых своих односельчан, крестьянский быт. В послевоенных картинах художника мы видим спокойные, лирические сюжеты из деревенской жизни.

Один из таких моментов запечатлён на картине «Летом». На переднем плане картины мы видим девочку лет 8-10 в белом платье. Она сидит босая на траве. Голова девочки покрыта красной косынкой, а волосы заплетены в косичку. На коленях у ребёнка стоит синяя металлическая кружка. Очевидно, героиня картины хочет налить или уже налила себе питья из глиняного кувшина, стоящего рядом. Лицо её спокойно, каштановые волосы, выбившиеся из-под косынки красивой волной, лежат у неё на лбу. У ног девочки примостился дворовый пёс. По его морде заметно, что он устал и лёг отдохнуть.

В этот жаркий день не только собака устала от долгого похода по лесу. Сзади девочки мы видим еще одну женскую фигуру. Лицо женщины прикрыто рукой и трудно определить возраст второй героини картины. Кто это: мама или бабушка девочки, понять трудно. На женщине яркое синее платье. Вся фигура её выражает усталость. Можно предположить, что женщина, сморённая полуденным зноем и долгим хождением за грибами, уснула. Голова её повязана синей косынкой, которая ярким пятном выделяется на зелёном фоне травы.

Радом с головой спящей женщины, чуть ближе к зрителю, стоят две большие корзины с грибами. Это то, ради чего две селянки пол дня ходили по лесу. В одной корзинке – белые грибы, во второй – рыжики или лисички. Грибы крупные и аккуратные. По всему видно, что «тихая охота» была удачной.

Обе селянки остановились для отдыха под большой берёзой. Тень от дерева ясно указывает, что сейчас середина дня, и солнце жарит нещадно.

Там, где отдыхают путницы, есть спасительная тень. Дальше на картине изображен зелёный луг, залитый полуденным светом. Вокруг крестьянок художник изобразил полевые цветы: васильки и ромашки.

В верхнем левом углу картины – две берёзы, которые дарят тень уставшим собирательницам грибов. На этой картине Пластова нет конфликтов, драматизма, особых ярких моментов жизни. Здесь – обыденная сцена из сельского быта простого русского народа. Но художник сумел через этот незамысловатый сюжет выразить свою любовь к родной природе, обыкновенным людям с их житейскими делами, своей стране. Реализм и в то же время поэтичность картины трогает душу зрителей.

Любовь к Родине выражается не только через борьбу, героизм и самопожертвование. Так же она выражается через честный труд, воспитание детей, приобщение их к родной природе.

Аркадий Пластов отобразил эту мысль через многие свои картины о жизни советских крестьян. Его произведение «Летом» показывает любовь к Родине и учит зрителей патриотизму.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: