Алексей николаевич толстой

Михаил Врубель

Русский художник Михаил Врубель, работал во всех жанрах искусства. Известен как автор «демонического цикла». Это серия, куда вошли картины, иллюстрации и скульптуры с изображением демона.

Врубельеще в юности увлекся рисованием. Правда, сначала ему пришлось учиться на юриста, этого хотел отец Михаила.

Первое время юноша расписывал стены церквей и даже написал несколько икон. Этим он занимался и после учебы.

«Демонический цикл» появился благодаря Лермонтову. Врубель рисовал иллюстрации для его поэмы «Демон», его очень заинтересовала эта тема.

К сожалению, жизнь художника закончилась печально. У него возникли проблемы с психикой, а потом Михаил потерял зрение.

Самые известные работы: «Царевна-лебедь», «Девочка на фоне персидского ковра», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Алексей Толстой — биография

Алексей Николаевич Толстой — крупный писатель советского периода. Его биография была полна противоречий и парадоксальных фактов. Будучи человеком родовитого, знатного происхождения, он пользовался привилегиями представителя правящего класса.

Революция 1917-го года уничтожила прежний строй, положила конец сословному делению общества. Учитывая, какими трудами Толстому достался графский титул и официальное признание, коренные перемены серьезно ударили по статусу писателя. В одночасье он потерял практически все.

По многие сведениям, Толстой не питал к большевикам теплых чувств, презирал новый политический режим. Деятельным подтверждением этого факта была спешная эмиграция писателя сразу после свержения царской власти.

Однако вскоре литератор вернулся. Чтобы добиться прежнего положения, он стал преданным слугой нового режима. Удостоился лояльности властей Советского Союза. Его творческая деятельность была отмечена несколькими Сталинскими премиями.

Литератор отметился множеством повестей, рассказов, романов и публицистических заметок. Наибольшую известность получил благодаря произведениям «Аэлита», «Хождение по мукам», «Петр Первый».

В какой бесплатный архив стоит обращаться, чтобы узнать о предках бесплатно без регистрации

Если вы не знаете, с какого архива вам стоит начать, начните с главного архива региона, в котором проживал данный человек. К примеру, если вы живёте в области, то таким архивом может стать Центральный государственный Архив Московской области.

Ссылка: https://rusarchives.ru/state/moskovskaya-oblast/centralnyy-gosudarstvennyy-arhiv-moskovskoy-oblasti

С региональными архивами можно связаться по телефону или е-мейл (при должной доле упорства). Отправьте запрос в такой архив и регулярно проверяйте, дошёл ли он, каково состояние его рассмотрения, и получите ли вы требуемую информацию.

Поиск документов в местных ЗАГСах вам не очень поможет. Всё потому, что ЗАГСы были созданы уже после революции, и захватили с собой постреволюционный документальный период. Но если строк вашего исследования включает и революционное время, вы можете обратиться и в местный ЗАГС за информацией о своих предках.

Охота и война

На должность егермейстера, то есть управителя императорской охоты, Алексей Константинович был назначен вовсе не «за красивые глаза» или «по дружбе» с императором – граф действительно был страстным и весьма умелым охотником. Во многих источниках упоминается тот факт, что А. Толстой много раз ходил на медведя. Больше всего сам писатель любил охоту на вальдшнепов. Кстати, на известном портрете кисти К. Брюллова граф изображен как раз в охотничьем костюме.

Военная служба не входила в число увлечений писателя. Однако, когда началась Крымская война, он тотчас на собственные деньги снарядил полк и отправился в Севастополь, намереваясь оборонять город. Но этим планам не суждено было сбыться – в Одессе, где полк был расквартирован, быстро распространялся тиф. В полку было много заболевших, включая самого графа. Долгое время его жизнь висела на волоске, но, к счастью, от природы сильный организм сумел победить болезнь.

Граф Алексей Константинович Толстой в военной форме, 1856

Эмиграция

После свершившейся революции Алексей Толстой наблюдал за происходящим в стране. Ситуация приобретала опасный оборот.

В 1918-м году писатель решается на вынужденный шаг. Вместе с семьей он перебирается в Одессу. Оттуда литератор едет в Константинополь (Турция), а следом — во Францию. А уже в 1921-м отправляется в Берлин.


А. Толстой в эмиграции

Будучи из среды зажиточного сословия, Толстому с семьей было проще находиться на чужбине. В период вынужденной эмиграции литератор продолжает продуктивно трудиться. Из-под пера писателя выходит автобиографическая повесть «Детство Никиты».

Через небольшой промежуток времени Толстой заканчивает работу над первой частью трилогии «Хождение по мукам». В тот же период вышел фантастический роман «Аэлита», который стал одним из наиболее знаковых в творческой биографии Толстого.

Эмиграция тяготит писателя. Он привык к свободной, комфортной жизни. Попытки сменить место пребывания не приносят никакого удовлетворения. Его все больше раздражает соседство с другими эмигрантами из России.

Во многом именно тягостные ощущения от жизни за границей сыграли большую роль в дальнейшей судьбе литератора.

Библиография

ЧИТАТЬ СЛУШАТЬ

Список произведений:

Романы:

  • Чудаки (1911)
  • Хромой барин (1912)
  • Аэлита (1923)
  • Похождения Невзорова, или Ибикус (1924)
  • Гиперболоид инженера Гарина (1927)
  • Эмигранты (1931)
  • Хождение по мукам. Трилогия:

Книга 1. «Сёстры» (1922)

Книга 2. «18-й год» (1928)

Книга 3. «Хмурое утро» (1941)

Пётр Первый (1934)

Повести и рассказы:

  • Старая башня (1908)
  • Архип (1909)
  • Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)
  • Сватовство (1910)
  • Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
  • Актриса (Два друга) (1910)
  • Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
  • Неверный шаг (Повесть о совестливом мужике) (1911)
  • Харитоновское золото (1911)
  • Приключения Растёгина (1913)
  • Любовь (1916)
  • Прекрасная дама (1916)
  • Обыкновенный человек (1917)
  • День Петра (1918)
  • Простая душа (1919)
  • Четыре века (1920)
  • В Париже (1921)
  • Граф Калиостро (1921)
  • Детство Никиты (1922)
  • Повесть Смутного времени (1922)
  • Семь дней, в которые был ограблен мир, другое название «Союз пяти» (1924)
  • Василий Сучков (1927)
  • Бывалый человек (1927)
  • Великосветские бандиты (1927)
  • Морозная ночь (1928)
  • Гадюка (1928)
  • Хлеб (Оборона Царицына) (1937)
  • Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
  • Русский характер (1944)
  • Странная история (1944)
  • Древний путь
  • Чёрная пятница (1924)
  • На острове Халки
  • Рукопись, найденная под кроватью
  • В снегах
  • Мираж
  • Убийство Антуана Риво
  • На рыбной ловле

В кругу передвижников

В 1891 году художник вступает в круг передвижников и начинает участвовать в передвижных художественных выставках, не имевших предшественников на территории России. Целью выставок было знакомство жителей страны с современной живописью. Сами художники желали отойти от академического изображения и создавать картины о жизни простых людей, изображать жизнь такой, какая она есть. Эта идея очень импонировала Левитану. Несмотря на восхищение импрессионистами, художник стремился показать природу России такой, какая она есть, без прикрас.

В этот период Левитан создает такие произведения, как «У омута» и «Владимирка» (сейчас обе работы находятся в Государственной Третьяковской галерее), тепло принятые на выставках.

Художник много путешествует как по России, так и за рубежом. Везде он продолжает писать пейзажи, запечатлевая природу в разных ее состояниях. Так, он создает свои известные произведения «Март» (1895, Третьяковская галерея) и «Золотая осень» (1895, там же).

Малевич и Европа

К 1922 году в художественном сообществе осталось только два могущественных центра: Свободные мастерские в Москве, переименованные во ВХУТЕМАС (высшие художественно-технические мастерские) и Музей художественной культуры в Петрограде. Стремясь быть лидером авангарда, Малевич хотел завоевать международное признание. Весной 1922 года Лисицкий организовал для него встречу с зарубежными художниками, среди которых был голландский живописец Питер Альма. Также Малевич переписывался с голландскими художниками из группы «Де Стейл», Крисом Бейкманом и Робертом ван т’Хоффом. Одно из писем Малевич заканчивает фразой: «Да здравствует беспредметная Голландия». Однако Малевичу удалось посетить Европу только в 1927 году. С 1922 по 1927 годы он управлял Музеем художественной культуры в Петрограде и обучал студентов в мастерских.

В 1924 году, благодаря стараниям Малевича, музей был преобразован в Институт художественной культуры и был переименован в Государственный институт художественной культуры — ГИНХУК. Однако с 1925 года институт стало атаковать сообщество художников-реалистов, которое называлось Ассоциация художников революционной России (АХРР). Получив поддержку власти, ассоциация начала формировать бюджеты, наводить порядок в культурных организациях и реформировать художественные институции. В 1927 году АХРР добралась до ГИНХУКа и закрыла его.

Казимир Малевич в ГИНХУКЕ, 1925

Также Малевичу пришлось отложить поездку в Европу из-за семейных трудностей. В 1924 году его жена Софья заболела туберкулезом, в 1925 году ее состояние ухудшилось. Малевичу регулярно ездил из Петрограда в село Немчиновка, чтобы быть с семьей. В октябре 1925 года Софья умерла, Малевич продолжал навещать дочку Уну, которая жила в Немчиновке с бабушкой. Спустя полгода после смерти Софьи Малевич познакомился там с Натальей Манченко, которая была их соседкой. В 1927 году они обвенчались и переехали в Ленинград.

Серия «Книги Баухауза» — «Беспредметный мир»

После закрытия ГИНХУКа Малевич решил осуществить свою давнюю мечту — показать свои работы за рубежом. Этому во многом способствовали эмигрировавшие авангардисты: они отправляли приглашения на организацию персональной выставки. Малевич взялся за оформление выездных виз и столкнулся с сопротивлением со стороны властей, которые были обеспокоены, что Малевич намерен остаться в Европе навсегда. Но настойчивость художника сделала свое дело, и он получил разрешение на поездку. Малевич отправился в Варшаву, где в начале марта 1927 года открылась его персональная выставка. На ней было представлено более 70 работ разных периодов. Также художник планировал опубликовать свой главный научный труд «Мир как беспредметность» на польском языке.

Кроме того, Малевич получил приглашение на ежегодную Большую Берлинскую выставку, которая прошла в конце весны 1927 года. Для художника был отведен отдельный зал, в котором можно было проследить его творческую эволюцию. Малевич остался доволен выставкой: «Немцы меня встретили лучше не придумаешь. Я думаю, что еще ни одному художнику не было не было оказано такого гостеприимства». Также он посетил школу Баухаус в Дессау и обсуждал с Вальтером Гропиусом возможности преподавания в школе, однако Гропиус был вынужден ему отказать из-за нехватки бюджета. Несмотря на это, Малевичу удалось опубликовать свой трактат «Мир как беспредметность» в серии «Книги Баухауза». В начале лета он хотел продлить свою выездную визу, но ему пришло письмо с требованием срочно вернуться в Ленинград.

Видео-инструкция

В нашей статье мы рассмотрели способы узнать о всех своих предках, которые жили до революции, по имени и фамилии абсолютно бесплатно и без регистрации. В большинстве случаев понадобится обратиться в государственные архивы, в которых находятся многие метрические книги и прочие документы той эпохи. Поскольку государственные архивы довольно часто выполняют запросы на платной основе, есть резон обратиться за помощью к волонтёрам, работающим на базе поисковых генеалогических ресурсов. Многие из них работают лишь на личном энтузиазме, и смогут помочь вам в осуществлении ваших поисков.

Очень серьёзные балагуры

Его петербургскими приятелями и соавторами стали дальние родственники со стороны Перовских – братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Вместе они придумали Козьму Пруткова – поэта-графомана, сочинителя дурашливых афоризмов и директора Пробирной палатки. Что только не сочинялось под маской Пруткова – басни, пародии, назидательные стихи и афоризмы, водевили… Прутковский цикл стал эпохой в русской сатирической поэзии. Из него черпали Саша Чёрный, Аркадий Аверченко, Даниил Хармс… А начиналось всё с изобретательных и дерзких шуток и розыгрышей.

Министр финансов Фёдор Вронченко любил прогуливаться по Дворцовой набережной ровно в девять утра. Ему навстречу каждый раз шел Александр Жемчужников, а поравнявшись, снимал шляпу и произносил одну и ту же лишенную всякого смысла фразу: «Министр финансов — пружина деятельности!» После этого он с важным видом удалялся. Вронченко пожаловался обер-полицмейстеру, и тот пригрозил выслать министерского мучителя из города. Но друзьям всё сходило с рук, потому что защитники правопорядка знали: душа компании, Алексей Толстой – близкий друг императора. Такими же были и литературные выходки Пруткова – в абсурдистском духе, без пиетета перед чинами. Сарказм спасал от служебной скуки – и рождались афоризмы с двойным дном. На первый взгляд – прописная банальность, а по существу – едкая издёвка над рутинными устоями: «Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок», «Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти».

Кроме прутковианы, Толстой сочинил две виртуозные сатирические поэмы – «Сон Попова» и «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Цензура их долго отвергала – и толстовские сатиры расходились «в списках». Нечасто бывает, чтобы репризы позапрошлого века и в наше время трудно было перечитывать без улыбки. Вот, например, как объясняет поэт своё нежелание писать напрямую о царях, современником которых ему довелось быть:

  • Ходить бывает склизко
  • По камешкам иным,
  • Итак, о том, что близко,
  • Мы лучше умолчим.

Безусловно, в составе авторов «Пруткова» Толстой был самым талантливым и изобретательным. Его считали трагиком, а он легко бросался в юмористические авантюры – и получалось славно.

Детство

Никто не знает, как сложилось бы детство Алексея, останься мать и отец вместе. Но то, что в действительности получилось – получилось очень недурно.

Большое участие в судьбе юного графа принимал брат матери Алексей Перовский. Именно его перу принадлежит первое в русской литературе авторское произведение для детей — сказка «Черная курица», она написана специально для любимого племянника (вспомните, главного героя там как раз зовут Алёша). 

К. П. Брюллов. Портрет писателя Антония Погорельского. 1836

Мальчик получил разностороннее домашнее образование, с подачи дяди-писателя с детства пристрастился к чтению и в целом к литературе, в совершенстве знал несколько иностранных языков, чему способствовали многочисленные зарубежные поездки вместе с матерью и дядей.

Высокое положение их фамилии и талант членов семьи открывали многие двери. Так, Алексей еще в юности лично познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, во время путешествия по Германии общался с Гёте, в Италии был представлен художнику Карлу Брюллову. Когда сыну исполнилось десять, Анна Перовская-Толстая вместе с братом возвращаются в Петербург, где Алёша был представлен императорской семье и тотчас подружился с цесаревичем – будущим императором Александром II. Эта дружба сохранилась на всю жизнь.

Егор Ботман. Портрет Александра II (фрагмент). 1856. Государственный русский музей, Санкт-Петербург. Источник «Культура.РФ» 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: