Эмиграция в Европу
Сталинская Россия с ее ГУЛАГОМ, с могилами родственников, с ее военными затруднениями и страданием была позади. В Швейцарии он нашел мир, бедность и неуверенность. И еще раз живопись помогла Анатолию Соколову вернуть свою жизнь в нормальное русло. Чем дальше Соколов оказывался от Матушки России, тем более сильным было ее влияние на его работы. Несмотря на бесконечный поиск места, где можно жить и работать, в этот период художник задумал большую картину, посвященную Фельдмаршалу Александру Суворову. Соколов посетил все места в Швейцарии, связанные с известным полководцем, копался в исторических источниках, выполнял сотни эскизов темперой и акварелью прежде, чем написать это полотно. Анатолий Александрович провел больше чем три года над картиной «Захват Суворовым турецкой крепость Измаил». В дополнение к батальным сценам,Соколов был успешен также и в портретной живописи. В Лихтенштейне, куда его семья вскоре переехала, художник написал портрет принцессы Лихтенштейна, хорошего друга его отца, а также и других видных лиц. Он выставлялся на многих выставках в Европе — Тироль, Инсбрук, Фельдкиршен, и другие. Такие работы как «Последние шаги на Родине», «Пересечение» и «Вильгельм Телль» были чрезвычайно хорошо восприняты критиками. Анатолий Соколов был награждён за написание этих работ.
Однако, послевоенная Европа не могла гарантировать безопасность для художника и его семьи. Под давлением Сталина любой русский, который уехал из Советского Союза во время войны, мог быть выслан с молчаливого согласия европейских правительств в Москву, что фактически означало непосредственный арест и принудительную высылку в Сибирь — предназначение, которое уже получили целые составы прежних советских военнопленных, казаков, и солдат армии Власова, которая боролась на стороне Германии.
[править] Ссылки
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
Учителя
— Где учились и у кого?
— Главный учитель — мой духовник и духовник супруги Марии Вишняк отец Анатолий Яковин, который служил в деревне Пятница Владимирской области. Он погиб десять лет назад. Для меня, как и для многих иконописцев, он был знатоком номер один в области древнерусского церковного искусства, понимал и ценил его.
Причем сам отец Анатолий не был художником. Но он так обустроил свой деревянный храм (построенный, кстати, в 1925 году, в момент гонений на Церковь), что для меня это сейчас – эталон внутреннего убранства церкви. Там работали многие современные иконописцы. В том числе и я имел такую счастливую возможность.
Отец Анатолий мне всячески помогал, поддерживал. Когда мы с женой только поженились, у нас ничего не было: ни жилья, ни денег, ни работы. И отец Анатолий давал мне работу — писать списки с икон — причем обязательно интересную, творческую,чтобы думать о том, что ты делаешь, понимать.
В обучении технике мне в свое время очень помог человек, ныне покойный, иконописец Борис Андреев. С ним меня познакомила тетя, та самая, что привезла мне Библию… Тетя вообще в моей жизни сыграла большую роль. Она меня когда-то в художественную школу отвела, а потом, когда я решил креститься, проконтролировала, чтобы все было сознательно и осознанно. Хотя сама еще была тогда некрещенная.
Борис Андреев был в Художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря реставратором и полуподпольно писал иконы. В те годы еще существовала статья в УК «Производство предметов культа» (4 года с конфискацией имущества), оставшаяся от 20-х годов, хотя на практике в 70-80-е годы она не применялась.
Я тоже начал работать в центре Грабаря. Сначала, месяц, агентом по снабжению, а затем — в библиотеке, хранителем музейных экспонатов. Помогал организовывать выставки, нечто вроде «Плакаты первых пятилеток». Главное, у меня была возможность пользоваться библиотекой центра Грабаря, где было много интересных материалов, в том числе даже не опубликованных, в машинописном виде, переводы книг по технике средневекового искусства, по иконописи.
В центре Грабаря работал и работает Адольф Овчинников, разработавший доскональную и правильную технологию иконописи
Он еще в то время большое внимание уделял и тому, что в сакральном искусстве всем технологичным процессам необходимо придавать особый смысл
Год я проработал в центре Грабаря, потом поступил в Строгановку, где меня учили реставрации, технологии, копированию. С благодарностью вспоминаю замечательного педагога-технолога, художника-монументалиста Александра Александровича Комарова, автора грамотного учебника по монументальной живописи.
Два года учебы дали мне очень-очень много. Можно было продолжать учиться и дальше, но в 1983 году Церкви вернули Свято-Данилов монастырь, его начали восстанавливать и туда Патриархом был направлен знаменитый иконописец отец Зинон (Теодор). И я год проработал с ним в Свято-Даниловом монастыре.
Александр Соколов
— Если брать учителей в жизненном, духовном плане, кого назовете?
— Опять же – отца Анатолия. После его смерти мы, особенно моя жена, стали тесно общаться с митрополитом Антонием Сурожским (Блюмом). Она писала его портрет – единственный прижизненный. Он тогда уже был немощен, перестал сам приезжать в Россию, и мы несколько раз всей семьей, с детьми, отправлялись к нему.
Что он важного говорил людям, есть в его книжках. Хотя, на самом деле, он ни одной не написал
Все его издания – с диктофона записанные беседы. Когда ему однажды кто-то принес на подпись книгу, он сказал: «Представляете, я понятия не имею о том, что в этой книге». Владыка не раз говорил: «Я не могу отвечать за все, что написано в этих книгах». А в одной беседе с нами он произнес: «Имейте в виду: то, что я сейчас скажу, не нужно разносить дальше. Это мое мнение, которое может быть для кого-то соблазнительным». И высказался по богословскому вопросу.
Также лет шесть я каждый год ездил в Америку, к протоиерею Виктору Потапову, настоятелю кафедрального собора св. Иоанна Крестителя в Вашингтоне, который почти 30 лет вел православные передачи на «Голосе Америки». Когда мы с женой впервые увидели отца Виктора, услышали первые произнесенные им фразы, мы ахнули: он оказался удивительно похожим на отца Анатолия!
Его храм к моменту нашего знакомства был настолько ухожен, что трудно было придумать, что еще там можно сделать. В результате я сделал мозаики на фасадах храма, мозаики и росписи в часовню на приходском кладбище.
Сейчас он остается духовно близким для нас человеком. К сожалению, видимся мы редко.
Происхождение
Анатолий Александрович Соколов родился в 1891 в Петродворце, в семье придворного, отвечающего за охоту царя. Соколовы (Александр Николаевич и Александра Евстафьевна), как и многие другие придворные, жили в Знаменке. Мать будущего художника, урожденная Ольшанская, выросла в семье генерала наряду с ее 12 братьями, все из которых служили в армии царя. Военная карьера была семейной традицией, которую лелеяли поколениями. Отец Анатолия не был исключением. Все же он не видел ничего плохого в том, что с возраста пяти лет его сын никогда не расставался с мелками, красками и бумагой. На самом деле, когда ребенок показал склонность к красоте и искусству, это нашло большую поддержку родителей. Один из братьев Анатолия Александровича был опытным музыкантом, который играл на многих инструментах и пел.
Детские годы и юность
27 сентября 1948 года родился Романов Анатолий Александрович, будущий отечественный военачальник. Место рождения — Башкирская АССР, деревня Михайловка Белебеевского района. Он воспитывался в семье из 8 детей, родители по происхождению были крестьянами. Его отцом был Александр Матвеевич, прошедший Великую Отечественную Войну и получивший тяжелое ранение в боях на Курской дуге.
Вместе с матерью они прививали детям лучшие качества — честность, верность Родине, трудолюбие. А. А. Романов получил неполное среднее образование по месту жительства, затем обучался в Белебеевской школе до устройства на работу во фрезеровочный цех в 80-летнем возрасте. Уже в это время преподаватели отмечали у будущего генерала дисциплинированность, характер и желание учиться.
Сержант Анатолий Романов (1968)
[править] Биография
Анатолий Александрович Ивасенко родился 27 июня 1936 года в городке Дубовка Сталинградской области. В 1949 году поступил в ленинградскую Среднюю художественную школу, которую окончил в 1956 году. В том же году поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у А. Д. Зайцева, В. В. Соколова, Л. В. Худякова.
Ивасенко А. Портрет художника Виктора Попкова. 1980
В 1962 году А. Ивасенко окончил институт по мастерской А. Д. Зайцева с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «На мельнице».
С 1963 года участвовал в выставках ленинградских художников, писал портреты, пейзажи, тематические картины. Сотрудничал с ленинградским журналами как иллюстратор. Работал по договорам с ленинградским отделением Художественного фонда РСФСР и Комбинатом живописно-оформительского искусства.
Среди основных произведений, написанных А. Ивасенко, картины «Наташа» (1964), «Мастерица. Портрет А. А. Мамонтовой», «Портрет писателя С. А. Воронина», «Мать», «Женский портрет» (все 1972), «Люба Черепанова, фельдшер рудника имени В. П. Чкалова на Белом море» (1973), «Знамёна священные» (1975), «Встреча ветеранов Дороги жизни», «Портрет капитана Н. Д. Бобожина», «Портрет капитана теплохода № 103 ветерана “Дороги жизни” В. А. Кулькова» (все 1976), «Поезд. Триптих» (1977), «Сергей Воронин читает рассказ» (1978), «Портрет художника В. Попкова», «На дорогах войны» (обе 1980), «Прощание с Достоевским» (1989), «Похороны Льва Толстого» (1991) и другие.
Произведения А. А. Ивасенко хранятся в художественных музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Фильмография
Фильмы с Андреем Соколовым и роли в них:
- 1987 — Она с метлой, он в чёрной шляпе — Алексей Орлов, молодой врач
- 1988 — Маленькая Вера — Сергей Соколов, студент
- 1988 — Раз, два — горе не беда! — Данилов, царский техник
- 1989 — В городе Сочи тёмные ночи — Борис, фотограф, «сын» Степаныча
- 1989 — Искусство жить в Одессе — Саша Боровой
- 1990 — Наш человек в Сан-Ремо — Николай
- 1990 — Охота на сутенёра — Стас Шапкин, сутенёр
- 1990 — Палач — Андрей Алексеевич Арсентьев
- 1990 — Сломанный свет — Лёвушка, актёр
- 1990 — Холодная осень — Он
- 1991 — Пьющие кровь — Александр Андреевич Руневский, жених Дашеньки
- 1991 — Царь Иван Грозный — Афанасий Иванович Вяземский, князь
- 1991 — Шальная баба — Алексей Иванович, художник, отец Кирилла
- 1992 — Невеста из Парижа — Володя
- 1992 — Странные мужчины Семёновой Екатерины — Никита
- 1993 — Бездна, круг седьмой — Николай Гордеев
- 1993 — Предсказание — Олег Владимирович Горюнов (в молодости)
- 1993 — Сыскное бюро «Феликс» — Даниил Плещеев, аспирант
- 1993 — Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя — виконт де Бражелон
- 1994 — Любовь, предвестие печали — Алексей Юдин
- 1994 — Письма в прошлую жизнь — Вадим Арсеньев
- 1995 — Одинокий игрок — Вадим Коробов, сослуживец Мити Сухожилова
- 1996 — Несут меня кони… — Иван Андреевич Лешков, адвокат
- 1997 — Рикошет / Rikoshet — Арсений
- 1998 — Зал ожидания — Владимир Каретников, актёр
- 2000 — Потерянный рай — Витольд Непотач
- 2002 — Агентство «Золотая пуля» — Андрей Викторович Обнорский, директор агентства «Золотая пуля», журналист
- 2002 — Линия защиты — Андрей Зимогоров, адвокат
- 2002 — Время любить — Игорь Борисович
- 2002 — Смотрящий вниз — Александр Угаров
- 2002—2004 — Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… — Жан (Евгений Воробьёв), врач-остеопат
- 2003—2004 — Адвокат — Алексей Николаевич Зимин, адвокат
- 2004 — Близнецы — Пётр Ерожин, следователь прокуратуры
- 2004 — Кавалеры Морской Звезды — Олег Бабенко
- 2004 — Красная площадь — Игорь Иосифович Шамраев, следователь
- 2005 — Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… (2-й сезон) — Жан (Евгений Воробьёв), врач-остеопат
- 2005 — Адвокат (2-й сезон) — Алексей Николаевич Зимин, адвокат
- 2005 — Один день в Европе / One Day in Europe — Андрей
- 2005 — Охота на асфальте — Борис Сергеевич Мироненко, бандит по кличке «Мирон»
- 2005 — Три талера — Александр Александрович Тушинский, археолог, кандидат исторических наук
- 2005 — Чайка — Борис Алексеевич Тригорин, беллетрист
- 2005—2006 — Адвокат (3-й сезон) — Алексей Николаевич Зимин, адвокат
- 2006 — Последний бронепоезд — Херманн Дитрих, подполковник вермахта / Шевцов, старший лейтенант Красной армии
- 2006 — Охота на гения — Виктор Стрешинский
- 2006—2007 — Адвокат (4-й сезон) — Алексей Николаевич Зимин, адвокат
- 2007 — Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… (3-й сезон) — Жан (Евгений Воробьёв), врач-остеопат
- 2007 — Я остаюсь — Глеб Валентинович Шахов, начальник Евгении
- 2007 — Смерш — Юзеф Бернацкий, главарь банды
- 2007 — Формула стихии — Станислав Андреевич Ковалёв
- 2007—2008 — Адвокат (5-й сезон) — Алексей Николаевич Зимин, адвокат
- 2008 — Заходи — не бойся, выходи — не плачь — Геннадий Петрович Тимофеев, бывший муж Стеллы
- 2008 — Коснуться неба — Андрей Петрович Орлов, психолог
- 2008 — Московский жиголо — Вадим Степанович Озерцов, бывший муж Марии
- 2008 — Оттепель — Андрей
- 2008 — Эффект домино — Евгений Максимов, психолог
- 2008—2009 — Адвокат (6-й сезон) — Алексей Николаевич Зимин, адвокат
- 2009 — Когда растаял снег — Василий Кондратьевич Шувалов, майор госбезопасности
- 2009 — Гувернантка — Игорь Васильевич Громов
- 2009 — Дом без выхода — Стас Кириллов
- 2009 — Летом я предпочитаю свадьбу — Игорь
- 2009 — Логово змея — Сергей Юрьевич Радзин, владелец «Восток-Холдинга»
- 2009—2010 — Адвокат (7-й сезон) — Алексей Николаевич Зимин, адвокат
- 2010 — Седьмая жертва — Алексей Зимин, адвокат
- 2011 — Поцелуй Сократа — Владимир Седов, профессор криминалистики
- 2011 — Адвокат (8-й сезон) — Алексей Николаевич Зимин, адвокат
- 2012 — Новогодний брак — Андрей Знаменский, хозяин издательства
- 2012 — Белый мавр, или Интимные истории о моих соседях — Михаил Речников
- 2012 — Личные обстоятельства — Герман Кузнецов, хирург
- 2013 — Красные горы — Кирилл Львович Энгельгардт, капитан первого ранга
- 2013 — Департамент — Андрей Яковлевич Поль
- 2014 — До свидания, мальчики! — Василий Анатольевич Карпов
- 2014 — Я больше не боюсь — Владимир Луконин, спортивный доктор
- 2014 — Стартап — чиновник
- 2015 — Память осени — водитель грузового такси
- 2019 — Медный всадник России — Юрий Матвеевич Фельтен, архитектор
- 2019 — Уголь — Макаров, директор шахты
Соединенные Штаты Америки
Без задержки, Анатолий Соколов переехал в Соединенные Штаты, в 1962 к нему присоединились его жена,Александра, и его сын, Игорь. Казалось, всё закончилось благополучно, семья была наконец воссоединена. Но переехав в Калифорнию, Анатолий пережил очень сложную операцию на сердце, которая уничтожила все его сбережения. Но его огромная энергия и талант не позволили Соколову сдаться. В течение последних десяти лет его жизни в Соединенных Штатах (он скончался в 1971), художник написал 19 монументальных картин. Все они рождены благодаря его долгим дням в библиотеках, где он изучил историю своей новой родины.
Особенный интерес представляют картины периода «Лексингтон» (маленький городок в Массачусетсе, где произошла первая перестрелка между американскими колонистами и британскими постоянными войсками,19 апреля 1775), «Зимний март Генерала Джорджа Вашингтона» (эпизод 1777 г., отмеченный чрезвычайными затруднениями для Континентальной Армии), «Эмиссары лорда Корнуэльса в Штабе Джорджа Вашингтона» (19 октября 1781, британская Армия, возглавляемая генералом Корнуоллисом, сдалась Генералу Джорджу Вашингтону).
Умер Анатолий Александрович Соколов в мае 1971 года в Сан-Франциско (Калифорния,США), так и не завершив задуманный им цикл из 12 картин, которые должны были показать историю образования независимых американских Штатов.
Работы Соколова находятся в музеях и частных коллекциях Германии,Румынии,Австрии, в Rivadavias Gallery и Музее Генерала Хосе де Сан-Мартина в Буэнос-Айресе (Аргентина), в галереях Jamison и Maxwell в США.
Два художника в доме
— Два художника в семье: с супругой критикуете друг друга, советуетесь?
— Мне требуется поддержка, и я советуюсь со всеми: с детьми, с женой, со знакомыми, как понимающими, так и не понимающими. Ведь я работаю для людей, и мне необходим такой универсальный взгляд. И по природе я конформист, способен к компромиссу.
А жена, она – творит, ей замечания лучше не делать. Да и нет смысла: она самовыражается, какие тут могут быть замечания?
Так что творческих споров у нас не возникает: я пишу свое, жена – свое. Ну, еще я ношу ей этюдник, готовлю дощечки (она любит на дощечках писать). И делаю все рамы для ее картин.
— День начинается с мастерской?
— Утром я обычно на объекте, затем еду в мастерскую, где мы как раз работаем с женой.
Вечером обычно смотрим вместе кино. Так происходит последние лет пять. Раньше ни телевизора не было, ни видео. Потом у всех детей появились компьютеры, и мы решили себе купить dvd. А выросли дети без телевизора. Но не потому, что им категорически запрещалось! Они могли сходить к соседям, посмотреть что-то по своему выбору. Мы и сами ходили к соседям иногда смотреть телевизор. Просто иметь его дома невозможно: насилие над личностью, поскольку он буквально «затягивает», причем всякой ерундой.
Александр Соколов
— Дети – не художники?
— Старшая дочка закончила истфак МГУ, вышла замуж за скульптора, который занимается резьбой иконостасов, и помогает ему. Она может и золотить, и рисовать. Но у нее трое маленьких детей…
Другая дочка по образованию — дизайнер одежды. Тоже умеет золотить. Вот сейчас мне золотит для храма – подрабатывает.
Сын Ваня может все – лепить, рисовать, но он лепит котлеты. Он – повар. Жена как-то попросила: «Вань, свари борщ, ты же повар». На что последовал ответ: «Нет, не буду. Повар – это не то, что вы думаете!»
Младший сын тоже подрабатывает у меня в мастерской, но он компьютерщик и видит себя в этом.
Я считаю, что мы много чего неправильного допустили в их воспитании. Но то, что они сами себе выбрали путь и сами идут по нему, – это нормально.
— Дети выросли и не перестали ходить в храм?
— Они ходят в храм, но для них это не то, что для нас. То, что не куплено дорогой ценой, обычно не ценится. А они с самого детства в церковной жизни, для них все естественно, спокойно, просто, без откровений. Думаю, что у каждого еще впереди настоящее открытие Бога.
— Как успевали уделять время и работе, и детям, когда они были маленькие?
В этот момент в дверях появляется сын Иван.
— Вань, ответь, как мы вас воспитывали? —
— У меня встречный вопрос – семья не мешала творчеству? — спрашивает Иван.
— Мешала, — смеясь, говорит Александр Михайлович. — Все время…
— Нас же четверо, — продолжает Иван. – Можно сказать, что родители жили отдельно от нас — в мастерской, возвращаясь лишь ночевать. А дети дома. Ты меня один раз в школу привел – в первом классе.
— Сколько раз я приходил на родительское собрание, — вспоминает художник, — и не мог класс найти. И решил больше не ходить. Ваня сам решает все свои проблемы с детства. Вот сейчас за несколько дней ему нужно оплатить обучение в институте.
— Как насчет большой семьи и проблемы с самореализацией: часто приходилось делать что-то для заработка?
— У меня кризис среднего возраста, который продолжается вот уже 10 лет. Я очень хочу завязать с этими заказными работами и сделать что-нибудь для себя. То, что мне хочется. Но пока получается только эпизодически. Дети не совсем независимы. Только с этого года они перестали просто так получать деньги.
Так что никогда не было свободы делать то, что хочешь. Мне есть, куда рваться, о чем мечтать.
— Возникают ситуации, когда кажется, что все идет не так, как надо, опускаются руки, состояние близкое к депрессивному?
— Не было лет с 16. Да и тогда – только после активных дружеских посиделок.
На самом деле я счастливый человек, у меня чудесная жена, без которой себя не мыслю. Мы с ней – одно целое. Бывает, конечно, можем поругаться. Она у меня казачка, выросшая на Кавказе, с соответствующим темпераментом. Какая уж тут депрессия!
Подготовила Оксана ГоловкоФото Юлии Маковейчук
- Неживая икона, или о чем скорбит иконописец (+ Видео + фото)
- Александр Лавданский: из авангарда – в иконопись (+ Фото)
- Реконструкция чуда
Помогите Правмиру
Много лет Правмир работает для вас и благодаря вам. Все тексты, фото и видео созданы только благодаря вашей поддержке. Вы создаёте материалы, которые помогают людям.
Поддержите Правмир сейчас! Сделайте небольшой вклад: 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался!
Помогите нам быть вместе!
ПОМОЧЬ
Больше, чем чудо
— Вы автор чтимой иконы «Неупиваемая Чаша», которая находится в Высоцком монастыре в подмосковном Серпухове. Что такое чудотворная икона?
— Это таинственное и необъяснимое присутствие Божественной силы, которая проявляет себя в ответ на какие-то надежды, чаяния, просьбы людей.
Александр Соколов
Как это происходит – сказать не могу. Чудо – это не феномен, то есть не нечто необъяснимое с научной точки зрения
Чудо — то, что оказывает воздействие на душу, а естественным путем или сверхъестественным, не так важно. Если все проходит без каких-то последствий для человеческих душ, остается только пожать плечами и констатировать: «Ну, вот был случай»
Для человека, который участвует в таинствах Церкви, чудеса обычны. Если мы верим в чудо, что хлеб и вино превращаются в Плоть и Кровь Бога, верим, что через Причастие сами приобщаемся к Вечной Жизни, – это гораздо больше, чем исцеление какой-нибудь физической немощи.
— Ответственность есть, что написали чудотворную икону?
— Стыдно, что сам икону написал, а выпить иногда в хорошей компании не прочь, — со смехом отвечает художник. — А если серьезно – да, ответственность увеличивается, но не из-за конкретной иконы, а из-за возраста, осознания того, что с каждым годом времени остается меньше.
Как-то, когда еще жив был мой духовник, я раздумывал, согласиться мне или не согласиться на один заказ, выполняя который я бы делал не совсем то, что мне хотелось. На что отец Анатолий мне сказал: «Тебе сколько лет-то? (а мне было за 40). Зачем тратить время на то, что тебе не хочется делать?» Для меня ответственность больше вот в этом: стараться не делать то, что не по совести…