Тинторетто

Церковные заказы

Речь идет о картине «Поклонение Золотому тельцу», написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто. Она размещается слева от центрального произведения, выполненного в форме полуциркульной арки, и передает содержание ветхозаветной легенды о том, как спасшиеся из Египта и бродившие по пустыне в поисках Земли обетованной иудеи разуверились в Боге и снова стали поклоняться языческим идолам, один из которых являл собою быка, выполненного из золота. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне — Моисей. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить.

Условно картина делится на две части — большую нижнюю, выделенную затемнением, и верхнюю светлую. В нижней помещены все, кто погряз в грехах и ересях. В верхней — просветленный Моисей и те, кто пошел за ним. Вертикальной осью, вдоль которой идет деление и размещение персонажей, выступает гора Синай. Горизонтальной — темные облака и тенты над головами грешников. Картина вся пронизана активным движением и насыщена персонажами, что свойственно кисти живописца.

Личность

Христос у Галилейского моря (ок. 1575–1580)

Тинторетто почти никогда не выезжал из Венеции. Его ранние биографы пишут о его интеллекте и неистовых амбициях; по словам Карло Ридольфи , «он всегда думал о способах заявить о себе как о самом смелом художнике в мире». Он любил все искусства и в юности играл на лютне и различных инструментах, некоторые из которых были изобретены им самим, а также создавал театральные костюмы и украшения. Он также хорошо разбирался в механике и механических устройствах. Будучи очень приятным товарищем, ради работы он жил в основном уединенным образом и, даже когда не рисовал, обычно оставался в своей рабочей комнате в окружении слепков. Здесь он почти никого не допускал, даже близких друзей, и свои методы работы держал в секрете, делясь только со своими помощниками. Он был полон приятных остроумных высказываний, будь то великие личности или другие, но сам он редко улыбался.

На улице жена заставила его надеть мантию венецианского гражданина; если шел дождь, она пыталась заставить его носить верхнюю одежду, но он сопротивлялся. Когда он выходил из дома, она также заворачивала для него деньги в носовой платок, ожидая строгой отчетности по его возвращению. Тинторетто обычно отвечал, что потратил их на милостыню для бедных или заключенных.

Тинторетто поддерживал дружбу со многими писателями и издателями, включая Пьетро Аретино , который стал одним из первых покровителей.

Биография

Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата г. Свое прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Очень рано обнаружив необыкновенную способность к живописи, он поступил в ученики к Тициану и под его руководством делал столь быстрые успехи, что этот мастер, как гласит предание, не захотел держать его дольше у себя, предугадывая в нем опасного себе соперника. После выхода из школы Тициана, Тинторетто не перестал, однако, благоговеть перед своим бывшим наставником и стремился в своих произведениях соединять Тициановские блеск и силу красок с совершенством рисунка, которым, по его мнению, никто не обладал в такой степени, как Микеланджело. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano».

Но влияние великих флорентийца и венецианца не заглушило в нем самостоятельности: заимствованные от них элементы переработались у него в новый, индивидуальный стиль, отличительные качества которого — живая драматичность композиции, смелость мастерского рисунка, своеобразная живописность в распределении света и теней, теплота и сила красок, широкий прием письма. Сочиняя и исполняя свои произведения с удивительной легкостью, занимаясь ими день и ночь, простирая свою нестяжательность до такой степени, чтобы работать даром для своих товарищей и возмещать себе только расход на краски, Тинторетто не замедлил приобрести громкую известность наравне с Тицианом и Паоло Веронезе. Однако, не все его работы хороши в одинаковой степени, что объясняется поспешностью, с какой они иногда исполнялись. В первое время он занимался ими не торопясь, более внимательно, а потому почти все они выходили удачными; впоследствии же, будучи осаждаем заказами, он нередко писал наскоро, небрежно, и тогда из-под его кисти порой появлялись вещи, недостойные его имени.

Наиболее замечательны картины Тинторетто, относящиеся к первой поре его деятельности:

  • «Грехопадение Адама и Евы» и «Убийство Авеля», исполненные совершенно в духе Тициана (обе находятся в венецианской академии художеств)
  • «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный Суд», две огромные картины в хоре церкви Санта-Мариа дель Орто, в Венеции, в которых уже заметна его оригинальность
  • в полном блеске талант Тинторетто выказывают «Чудо св. Марка» (в венецианской академии), «Брак в Кане Галилейской» (в ризнице церкви Cанта-Mapиa делла Салуте), «Философ Диоген» (в Новой Библиотеке, в Венеции), «Открытие мощей св. Марка в Александрии» и «Перенесение их на корабль» (в Ст. Библиотеке, там же)
  • многие другие картины, рассеянные по разным европейским музеям, например «Венера, Вулкан и Амур» (в галерее Питти, во Флоренции), «Рождество Христово» и «Омовение ног» (в Эскориальском дворце, в Мадриде), «Несение креста» (в венской галерее), «Девять муз» (в Гемптонкортском музее в Лондоне), «Юдифь» (в мадридском музее дель-Прадо) и «Рождество Иоанна Крестителя» (в Эрмитаже, в СПб.).

Файл:Jacopo Tintoretto 001.jpg

Finding of the body of St Mark (1548).

Еще с большей яркостью, чем живопись масляными красками, выражают искусство Тинторетто его фресковые работы, дававшие его фантазии простор для развития обширных и сложных композиций и позволявшие ему пускать в полный ход свою смелую, широкую фактуру. Из сохранившихся его фресок особенно великолепны стенные картины и плафоны в здании Школы св. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др.) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др.).

Занимаясь преимущественно исторической живописью, Тинторетто охотно писал также и портреты, из которых многие поражают превосходной постановкой фигур, выразительностью, силой красок и широким приёмом исполнения. Таковы, например, портреты дожа Николо де Понте (в венской галерее), адмирала Н. Капелло (у герцога Девоншайрского, в Англии), медика А. Везаля (в мюнхенской пинакотеке), самого художника (в копенгагенском музее) и некоторые др.

Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Немецкий император Максимилиан и король Филипп II испанский приглашали её к себе на службу, но она не захотела расстаться с обожаемым родителем, которому суждено было вскоре после того оплакивать её безвременную кончину. Брат художницы, Доменико Робусти (1562—), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: