«пионер-герой», партизан, пулеметчик и художник анатолий школин вспоминает войну (фоторепортаж)

2 марта 2021 года исполнилось 95 лет заслуженному художнику России Анатолию Фомичу Школину, учившемуся в 1948-53 гг. в Елецком художественном училище.

Анатолий Школин родился 2 марта 1926 года в Брянской области. Первые азы творчества получил в Бежицком доме пионеров, вместе с братьями Ткачевыми, с 1941 – подпольщик, в 1943-м доброволец, добавивший себе год, т.к. не брали в армию, с ручным пулеметом в пехоте 1-го Белорусского, тяжело контужен во время освобождения Гомеля

В госпитале обратили внимание на стену, где углем был нарисован Суворов и Чапаев на конях, доложили, что это тот контуженный изобразил. Так он попал в запасной полк, занимался оформлением стрельбищ и клубов

Нарисованная им фигура солдата была настолько правдоподобна, что однажды, генерал поздоровался с рисунком. И сегодня мастер уверен, что образцовое оформление нужно для того, чтобы солдаты знали и видели, что именно им надо защищать.

А.Ф. Школин вспоминает: «Я на
фронте, в окопах, ждал, верил, что скоро кончится война, и если останусь жить,
то скорее бы учиться, чтобы уметь и иметь возможность изобразить красоту и
поделиться этой красотой с другими». Его мечта осуществилась – всей своей
жизнью и творчеством служит он красоте природы.
А. Ф. Школин – заслуженный художник России, член Союза Художников СССР с 1970
года, ветеран Великой Отечественной войны. Он не только замечательный живописец,
но также талантливый фотограф и поэт. За боевые заслуги А.Ф. Школин награжден
орденами «Отечественной войны» II степени, «За служение Отечеству» III степени,
медалью «За Победу над Германией» и многими другими наградами. После войны он
со своими товарищами основал художественную мастерскую в г. Брянске, которая со
временем стала основой Брянского отделения Союза художников СССР.

В 1948 поступает в Орловское художественное училище в Ельце, которое заканчивает в 1953г., и в 1954 поступает во ВГИК.

По окончании в 1961 году
Всесоюзного Государственного института Кинематографии он более 35 лет
преподавал на художественном факультете ВГИКа и работал художником на
Киностудии имени М. Горького.

При разнообразии жанров, прозаичности сюжетов, разнообразии живописной техники и форматов полотен, основная содержательная категория его произведений – живописная «ода к радости», гимн всему сущему. Анатолий Фомич не беспристрастный наблюдатель, не репортер от живописи, а мастер, с юношеской жаждой жизни, следующий за натурой и объединяющий окружающее в одну философию приятия жизни. В его работах зритель не найдет состояния духовного онемения, банального равнодушия. Недоказанность его натюрмортов требует особого внимания от зрителя. «Когда предмет настоящий, ты сам становишься настоящим, а когда алюминиевая ложка в руках, то станешь алюминиевым». Анатолий Фомич остался верным еще полученному в детстве завещанию от матери: «Сынок, когда научишься писать и рисовать, не уставай цветы писать и людям радость доставлять». В каждой работе присутствует реалистическая установка на верность места и обстоятельств. Предмет задается так, чтобы ощущались запахи, гладь воды, набирающая ранней весной свою зелень листва. Тонкие пейзажи-настроения, древнерусская архитектура, портреты – все настроено на передачу не только эмоционально-архитектурного ландшафта, а события, где даже воздух является действием. Этому играет на руку собственная художественная живописная манера, поднимающая работы до блестящего пластического воплощения. Точный, энергичный, слитный по цвету мазок создает впечатление дрожания теплого воздуха, колебание языков пламени, упругость слежавшейся соломы на крыше. «В работах моих нет растирки, растирать и ждать когда будет благополучненько, это не для меня. Я лишь замечаю, а не кладу в рот, не пишу, а разговариваю со зрителем». Разговор получается разный. Задушевный («Колхозная ферма»1961, «Причал в городе Кемь»), хватающий за душу («Ждет. Вдова»1967), полный экспрессии, кричащий, бьющий в набат («На безымянной…»2005), полный тревоги и предчувствуя («Тревожная весна. Первая весна XXI столетия.»). Но всегда уверенный, с любовью к собеседнику и надеждой.

Для него война никуда не ушла. В окопах люди были дружны, мечтали о нерождённых детях, писали письма. «Война – это не стрельба, не пиротехника, война – это несоответствие жизненных начал. Это отсутствие возможности учиться, жить». «Я запрещаю вводить в творчество даже малую долю конъюнктуры. Если думать о коммерции, получается не произведение искусства, а просто изделие». На вопрос как же жить, отвечает просто: «Мы с Шукшиным уголь разгружали по ночам». А. Ф. Школин — участник большого числа разнообразных выставок, в том числе всесоюзных, всероссийских и международных. Произведения художника находятся во многих галереях, музеях и собраниях коллекционеров в России и за рубежом.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Об авторе

  • Иткин, А. З. Детство в Останкине : повесть : (спецвыпуск журнала «ХиП. Художник и писатель в детской книге» : приложение к журналу «Наша школа») / Анатолий Иткин, рисунки автора. — Москва : Московские учебники, 2010. — 127 с. : ил.
  • Иткин, А. З. Вдоль по памяти / Анатолий Иткин ; (ст. об авторе М. Переслегиной). — Москва : Нигма, 2017. — 217 с., (11) л. цв. ил. : цв. ил.
  • Кудрявцева, Л. Анатолию Зиновьевичу Иткину — 85 лет! / Лидия Кудрявцева // Мурзилка. — 2016. — № 1. — 1—4-я с. вкл.— (Галерея искусств Мурзилки).
  • Анатолий Иткин : (о нём) // Картинки и разговоры : сайт. — (Дата обращения: 10.09.2019).
  • Анатолий Зиновьевич Иткин : (о нём) // Книги с картинками : искусство книжной иллюстрации : сайт. — (Дата обращения: 10.09.2019).
  • Художник Анатолий Зиновьевич Иткин : (о нём) // Арт-Релиз.рф : сайт : архивы за день Март 26th 2013. — (Дата обращения: 10.09.2019).
  • «Человек с большой буквы»: Анатолий Зиновьевич Иткин // РГДБ-ТВ : портал. — (Дата обращения: 10.09.2019).
  • Мицул, С. Анатолий Зиновьевич Иткин : (о нём) / Светлана Мицул, Алла Рыбинская // Библиогид : сайт. — (Дата обращения: 10.09.2019).
  • Переслегина, М. Михаил Булгаков. Собачье сердце (с иллюстрациями А. Иткина) / Маргарита Переслегина // Библиогид : сайт. — (Дата обращения: 10.09.2019).
  • Переслегина, М. Ирина Пивоварова. О чём думает моя голова: рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса / Маргарита Переслегина // Библиогид : сайт. — (Дата обращения: 10.09.2019).

Книги

В 1921 году Федин получил первую премию за рассказ «Сад». Евгений Замятин оценил сочинение начинающего литератора как «на удивление зрелое, под которым подписался бы сам Иван Бунин».

В дебютном и наиболее значимом в библиографии романе Федина «Города и годы» автор задается вопросом, что делать в эпоху революции человеку, который не хочет убивать. Судьба центрального персонажа произведения Андрея Старцева перекликается с биографией писателя.

Перед Первой мировой войной герой оказывается в Германии и дружит с немецким художником Куртом Ваном. Начавшиеся боевые действия разрушают дружбу молодых людей и накладывают отпечаток на отношения Андрея с чувственной Марией Урбах. После революции судьба сводит героев произведения в мордовском Семидоле.

Раннюю повесть Федина «Трансвааль» обвиняли в апологии кулачества. В книге изворотливость, деловая хватка и трудолюбие Вильяма Сваакера противопоставлялись нецелеустремленности российских мужчин, окружавших героя.

В трилогии Федина «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер» критики находят множество аналогий с «Хождением по мукам» Алексея Толстого. В романе «Санаторий Арктур» рассказывается о духовном кризисе западной буржуазии. Причиной смерти владельца пансионата, не способного справиться с последствиями экономического кризиса, становится самоубийство.

Заслуги, награды

  • 1965 — поощрительный диплом на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за книгу С. А. Баруздина «Шёл по улице солдат».
  • 1970 — диплом II степени на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за книгу Л. В. Рубинштейна «В садах Лицея».
  • 1974 — диплом II степени на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за книгу А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
  • 1985 — диплом III степени на Всесоюзном конкурсе «Искусство книги» за книгу Н. Я. Эйдельмана «Братья Бестужевы».
  • 1998 — А. З. Иткину присвоено звание «Заслуженный художник России».
  • 2014 — А. З. Иткин награждён специальным дипломом «За особый вклад в искусство книжной графики, верность эстетическим принципам» на Всероссийском конкурсе книжной иллюстрации «Образ книги».
  • 2019 — лауреат 12 Международного конкурса книжной иллюстрации и дизайна «Образ книги» в категории «Лучшие иллюстрации к произведениям художественной литературы» за иллюстрации к книге Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

Личная жизнь

Роль Федина в советском литературном процессе менялась по мере старения писателя. Если в молодости Константин Александрович поддерживал опальных коллег, то в старости присоединялся к травле Александра Солженицына, Андрея Синявского и Юрия Даниэля.

В то же время Федин помогал материально Михаилу Зощенко, радовался литературным успехам учеников, прежде всего Юрия Трифонова. Литератор вышел из партии большевиков после подавления Кронштадтского мятежа и до конца жизни оставался беспартийным.

Важное место в личной жизни писателя занимала живопись. Федин — автор не только карандашных шаржей на литераторов Максима Горького и Всеволода Иванова, но и деревенских пейзажей и нарисованных пером бытовых сценок

Наиболее известные живописные произведения уроженца Саратова — ранний рисунок «Творец» (1910), выполненная маслом копия с картины А. А. Киселева «Забытая мельница» (1914), ныне хранящаяся в музее Федина, и акварель «Поморье», созданная в 1930-м.

Более полувека Константин Александрович дружил с писателем Иваном Соколовым-Микитовым. Дружеские отношения также связывали Федина с живописцем Кузьмой Петровым-Водкиным, дирижером Евгением Мравинским, композитором Константином Шапориным.

В начале 30-х годов 20-го века писатель болел туберкулезом. Выздоровление наступило благодаря лечению в санаториях Швейцарии и Германии. В конце жизни лечащим врачом Федина был Анатолий Бурштейн, которому литератор помог получить квартиру.

Несмотря на привлекательную внешность, которая запечатлена на фото, в законный брак Константин Александрович вступил лишь однажды — женился на машинистке частного издательства Доре Сергеевне Александер. Результатом союза стала дочь Нина, выучившаяся на актрису в ГИТИСе, но после смерти матери оставившая подмостки и посвятившая жизнь помощи отцу и сохранению его наследия.

В конце жизни Федин состоял в фактическом браке с Ольгой Викторовной Михайловой. Писатель успел принять участие в воспитании внуков — Вари и Кости Роговиных.

Детство и юность

Писатель родился в феврале 1892 года в семье саратовского управляющего писчебумажной лавки. Известно, что у Константина была сестра Александра, которой литератор посвятил роман «Братья». По настоянию отца, видевшего сына коммерсантом, Федин учился сначала в коммерческом училище города Козлова (ныне Мичуринска), а затем — в Московском коммерческом институте.

В 1913 году юноша опубликовал первые сатирические произведения, а в 1914-м для совершенствования немецкого языка уехал на учебу в Германию. Начавшаяся мировая война превратила россиянина в гражданского пленного. До возвращения на родину в 1918 году Константин служил актером в театрах Циттау и Герлица.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мир искусства
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: