Первые шаги
В 1895 году в Астрахани под руководством выпускника Императорской Академии художеств П.А. Власова были организованы занятия в художественном кружке. Здесь же была открыта библиотека со специальными и художественными изданиями.
Борис страстно желал приблизиться, приобщиться к миру живописи. И хотя семья испытывала материальные трудности, мать смогла обеспечить сыну возможность обучаться у Павла Власова. Он и стал первым учителем будущего художника, сформировавшим его упорство в учении. П.А Власов как педагог направлял Бориса Кустодиева на получение необходимых знаний анатомии человека и тренировку зрительной памяти. «Искусство требует всей жизни» – это наставление учитель навсегда вложил в сознание своего ученика.
История
Борис Кустодиев родился в Астрахани, в семье преподавателя духовной семинарии. Позднее он писал: «Я бы теперь и десять Ялт, и столько же Черных морей не променял бы на Астрахань. Думаю, что у меня и душа-то по природе астраханка». В детстве, увидев выставку передвижников, мальчик твердо решил стать художником. Он учился в семинарии и гимназии, брал уроки у местного художника Власова. В 18 лет был принят в училище при Академии художеств, стал учеником Ильи Репина.
Закончив Академию, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дачу-мастерскую, которую он называл Теремом. В поисках собственного стиля он вдохновлялся народными гуляньями, ярмарками, лубочными изображениями. В 1909 году он получил звание Академика живописи.
В 1909 году у художника появились первые признаки опухоли спинного мозга. Он перенес несколько операций, последние 15 лет жизни был прикован к инвалидному креслу. Из-за болезни он был вынужден писать работы лёжа. Однако он писал даже больше, чем когда был здоров. В последние годы жизни он мог работать лишь два-три часа в день, и «Русскую Венеру», законченную за год до смерти, писал год.
Самые известные картины Кустодиева связаны с изображением купеческого и крестьянского быта и праздников: «Масленица», «Московский трактир», «Купчиха за чаем», «Ф.И.Шаляпин на ярмарке».
Главное
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) – выдающийся русский художник. Ученик Репина, он искал свой стиль в искусстве, связанный с отображением ярко-праздничного крестьянского и купеческого быта. Будучи прикованным в последние годы к инвалидному креслу, Кустодиев создавал красочные, жизнерадостные полотна из русской жизни. Он также был известен как великолепный портретист, разрабатывая жанр портрета-картины, в котором человек связан воедино с окружающим пейзажем или интерьером. Кустодиев оставил свой след как книжный иллюстратор, театральный художник, фотограф.
Жизнь и творчество Кустодиева тесно связаны с Астраханью, где он родился и провел детство, Костромской губернией (сейчас Костромская и Ивановская области), куда он выезжал на этюды, построил дом-мастерскую, где черпал вдохновение для своих работ.
Игорь Федорович Стравинский
Игорь Федорович Стравинский стал лидером неоклассицизма в музыке. Он свободно комбинировал жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Серия трех балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) моментально вывели Стравинского в ряды композиторов первой величины.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», его называли «композитором тысячи одного стиля». Его произведения отличают постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета. Он был космополитом и жил во многих странах, но всегда считал «я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков должен был продолжить семейную традицию. Он стал морским офицером, на военном корабле обошел много стран Европы и двух Америк, но музыкальный дар, унаследованный от матери, определил судьбу великого русского композитора.
Центральное место в его музыкальном наследии занимают оперы. Это 15 произведений, которые демонстрируют разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений Римского-Корсакова. Все они имеют особый почерк — мелодичные вокальные линии на фоне оркестровой музыки. Ключевыми темами произведений Римского-Корсакова были русская история и мир сказки и эпоса. Его даже называли «сказочником».
Александр Николаевич Скрябин
Александр Николаевич Скрябин творил на фоне трудных и горьких событий начала XX века. Пережил он и личную трагедию — его мать умерла рано, а отец служил послом в Персии и не мог уделять сыну достаточно времени и внимания. Отдушиной юного Александра Скрябина стала музыка.
Когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения, стало ясно, что в русской классической музыке появились новые шедевры.
Величайшей новаторской работой того времени стал «Прометей» («Поэма огня»), в которой Скрябин отступил от традиционной тональной системы.
«Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», — говорил Александр Скрябин.
Борис Кустодиев: биография
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.
Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова — талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.
[править] Литература
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1971. С.14.
- Наш современник. Каталог выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1972. С.20.
- Наш современник. Вторая выставка произведений ленинградских художников 1972 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1973. С.11.
- По родной стране. Выставка произведений художников Ленинграда. 50-Летию образования СССР посвящается. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974. С.23.
- Портрет современника. Пятая выставка произведений ленинградских художников 1976 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.19.
- Выставка произведений ленинградских художников, посвящённая 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982. С.21.
- Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1978 года. Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.15.
- Зональная выставка произведений ленинградских художников 1980 года: Каталог. Л.: Художник РСФСР, 1983. С.22.
- Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980. С.117.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007. С.397, 435.
- Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб.: Первоцвет, 2007. С.99.
- Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.380, 430.
Выставки ленинградских художников
Первая выставка ленинградских художников 1935 года • Выставка 1950 года • Выставка 1951 года • Весенняя 1954 года • Весенняя 1955 года • Осенняя 1956 • Выставка 1957 года • Всесоюзная выставка 1957 года • Осенняя 1958 года • Выставка 1960 года в ЛОСХ • Выставка 1960 года в ГРМ • «Советская Россия» 1960 года • Выставка 1961 года • Осенняя 1962 года • Зональная 1964 года • Весенняя 1965 года • «Советская Россия» 1965 года • «Советская Россия» 1967 года • Осенняя 1968 года • Весенняя 1969 года • Выставка ленинградских художников 1970 года • Наш современник 1971 года • По родной стране 1972 года • Наш современник 1972 года • Наш современник. Зональная 1975 года • Выставка женщин-художников 1975 года • Изобразительное искусство Ленинграда 1976 года • Портрет современника 1976 года • Выставка 60 лет Октября 1977 года • Осенняя 1978 года • Зональная 1980 года • Выставка к 150-летию железных дорог страны • Ленинградские художники 1994 года • Этюд в живописи 1994 года • Лирика художников военного поколения 1995 года • Живопись. Ленинградская школа 1996 года • Натюрморт. Ленинградская школа 1997 года • Памяти учителя 1997 года
Поиск себя
В 1905 году в Костромской губернии, неподалёку от Высоково, где художник познакомился с будущей женой, Кустодиев строит дачу, названную им «Терем». Это излюбленное место семьи. Здесь в 1905 году родилась дочь художника Ирина.
Художник много пишет: пейзажи, соседей, друзей, жену, своих и чужих детей, животных. Он хочет отойти от репинского реализма, опираясь на своё видение русской красоты. Особый восторг и вдохновение вызывают у Бориса Кустодиева народные гуляния: яркие, красочные, безудержные.
Пробовал себя художник и в графике, карикатуре. Сделал иллюстрации к «Шинели» Гоголя. Принял предложение стать помощником декоратора в Мариинском театре. Эта работа увлекала его и легко давалась.
В 1909 году Кустодиев удостоен звания Академика живописи.
Личная жизнь
Супругу Бориса звали Юлия Прошинская. Молодые люди познакомились в поместье Высоково. Первого сына Кустодиевы назвали Кириллом. Борис был очарован своей семьей, и личная жизнь супругов была счастливой. Они купили участок земли под Кинешмой, на котором построили дом. В семье его называли терем. Борису нравилось заниматься бытовыми делами, столярным ремеслом и хозяйством.
Борис Кустодиев и его жена Юлия Прошинская / История России в фотографиях
В 1905-м в семействе состоялось пополнение: появилась на свет дочь Ирина. Спустя 2 года родился сын Игорь. Мальчик скончался, не прожив и года. В этот период Кустодиеву поставили страшный диагноз.
После смерти сына художник побывал в продолжительной европейской поездке и отдалился от семьи. Его переполняли впечатления от Австрии, Германии и Италии. Юлия ревновала мужа и после его возвращения перебралась с Борисом в Петербург, где он начал пропадать, не заезжая в «терем». Жена поддерживала Кустодиева в болезни, ездила с ним по клиникам и заграничным врачам, оставалась рядом при операциях.
Биография Бориса Кустодиева
Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах.
Родился в 1878 г. Брал уроки рисования у П.А. Власова, окончившего Московское училище живописи.
После двухлетнего пребывания в общих классах Академии Художеств поступил в мастерскую И.Е. Репина, которому помогал в писании картины «Заседание Государственного совета» (Кустодиевым написана вся правая сторона картины, с этюдами к ней).
Получил заграничную командировку за картину «Деревенская ярмарка».
Выставлял свои работы последовательно на «Весенних Выставках» в Академии Художеств, на выставках «Нового Общества», на выставках «Союза», в «Салоне», а с 1910 г. на выставках «Мира Искусства», за границей — в Париже, Вене, Мюнхене, Будапеште, Брюсселе, Риме, Венеции, Мальме и других городах.
Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка — не только основоположник русской классики. Он был первым, кто добился широкого признания за рубежом. Его произведения легли на основу русской народной музыки, в свое время Глинка стал в этом вопросе новатором. Михаил Иванович лично знал величайших литераторов своего времени: А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.А.Дельвига. Благодаря своей поездке по Европе, длившейся несколько лет, великий русский композитор впитал и мировой опыт.
Успех настиг его после выхода оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836). Она получила восторженные отклики. В.Ф.Одоевский назвал оперу так: «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки». Вторая опера эпическая «Руслан и Людмила» (1842) была встречена публикой не так тепло. Это был трудный период в жизни композитора, Россия переживала смерть Пушкина. Опера была оценена позже, для страны того времени она оказалась слишком новаторской. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.
«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», — говорил Михаил Иванович Глинка.
Биография
1932 год.
Отец будущего художника направлен работать в Сталинград, на электростанцию в посёлок Стал ГРЭС , где 27 сентября 1933 года родился Борис .
1941 год.
С началом войны, когда немцы подошли к Сталинграду, семьи работников электростанции эвакуировали в город Фрунзе, Киргизская ССР. ( ныне гор. Бишкек, Государство Кыргызстан). Беженцы из Украины, Белоруссии, и многих городов России заселили город и его окрестности. Больницы и госпиталя были переполнены ранеными, инвалидами- фронтовиками. Детская память навсегда запомнила это.
1944 год.
Возвращение в Киев. Учеба в школе. Иногда вместо занятий очищали дворы и подвалы от битого кирпича и осколков стекла, находили боеприпасы, детские игрушки в грязи и черных пятнах засохшей крови, сгнившую обувь.
1947-50 г.г.
Учеба в киевской художественной школе.
1951- 1956 г.г.
Учеба в железнодорожном техникуме( лицей). Бесплатный проезд по железной дороге позволяет колесить по всей стране в поисках неординарных сюжетов, лиц и судеб, которые воплощаются в эскизы и картины.
1952-1955 г.г.
Служба в армии.
1959-1967
В конце 1959 года состоялась несанкционированная групповая выставка в Киеве в помещении художественной галереи на Крещатике. Все картины были изъяты. Участники выставки их больше никогда не видели. В 1960 году Борис Аксельрод переезжает в Донецк и женится. Нужно заботиться о семье, приходится работать на заводе, вечерами учиться в институте. Времени на творчество нет, и все-таки, из набросков того периода возникают ландшафтные этюды Крыма, Прибалтики, степей Украины. В 1967году в Донецком областном художественном музее состоялась выставка, организованная донецким филиалом Союза художников Украины, в которой участвовал Борис Аксельрод. Экспонировались линогравюры « Ожидание» 1967 год, « Фронт. Полковая артиллерия» 1966год, Илюстрации к роману «Хмель» 1966.год., « Казачка» 1967 год.
70-90 г.г.
Время глубокого застоя. Ни малейшей надежды на «Оттепель» 60-х. Поэтому все картины того периода пишутся «для внутреннего пользования», очень откровенно, для себя.
1990 год.
Перестройка. Появилось больше свободного времени и больше возможностей для творчества. Это время смелых экспериментов в картинах художника, время поиска скрытых внутренних резервов и пробуждения дремлющих душевных сил.
1997 год.
Киев. Центральный дом художника. Участие в международной художественной выставке «Осенний Салон- 97», где экспонировалась картина « Тревожное утро» 1997 года.
1997-1998 г.г.
Киев. Поступило предложение о постоянной выставке из галереи « Пектораль». Несколько картин отправлено в Киев.
1999 год — по настоящее время
С 1999 года художник постоянно живёт, работает и выставляется во многих городах Германии. За период с 1999 по 2010 годы Борис Аксельрод принял участие более чем в 50 выставках . Первая выставка состоялась в городе Бремен в галерее “Art on Tour” в1999 году, затем в Берлинe, Биттерфельдe, Магдебургe, Нью-Йоркe, Дессау, Вольфенe, Халле, Гамбургe, Хемницe. В августе 2007 года состоялась выставка в Нью-Йорке, организованная коллекционерами и друзьями.
В настоящее время Б. Аксельрод продолжает писать картины.
Впечатления
По мнению министра культуры и туризма Астраханской области Галины Зотеевой, «Само голосование, новое название аэропорта, несомненно, привлечет внимание к Борису Кустодиеву. Кто-то еще раз вспомнит его картины и полюбуется ими, а кто-то, возможно, впервые откроет для себя его уникальный талант
И мне кажется, что выбор пал именно на Бориса Кустодиева не просто так — это великий художник, который прославил Россию, красоту русской природы, русской женщины на весь мир».
Из впечатлений посетителя дома-музея художника:
«Лично для меня Кустодиев благодаря этой коллекции открылся с новой стороны… Отдельно отмечу сотрудников музея, очень приятные и доброжелательные люди, рассказали много интересных фактов о художнике и не только.»
«Очень милое место… Музей небольшой, уютный. Приветливые работники. А в заключении можно сфотографироваться в образе известной купчихи».
Великие русские композиторы
Русская классика — это важная часть мирового культурного наследия. Она самобытна и прекрасна, ее отличает особый характер и неповторимое величие. Русские композиторы писали свои произведения вне времени. В XXI веке они по-прежнему звучат мощно и современно. Мы составили список великих русских композиторов, которыми можно гордиться.
- Михаил Иванович Глинка (1804—1857)
- Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887)
- Модест Петрович Мусоргский (1839—1881)
- Пётр Ильич Чайковский (1840—1893)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908)
- Александр Николаевич Скрябин (1872 — 1915)
- Сергей Васильевич Рахманинов (1873 — 1943)
- Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 — 1975)
Окончание учёбы и первая поездка за границу
Осенью 1903 года Кустодиев с золотой медалью закончил учебный курс, получил звание художника и право на годовую поездку за границу – так называемой пенсионерской поездки удостаивались медалисты-выпускники Академии. В это же время художник получает гонорар за работу с Репиным и Куликовым (3,5 тысячи рублей).
В ноябре того же года с женой Юлией и сыном Кириллом, родившимся также в 1903 году, Кустодиев отправился в поездку во Францию и Испанию. Окунувшись в европейскую культуру, он жадно впитывает её, приходит в восторг от новизны впечатлений, музеи и выставки восхищают его, сам также много рисует. Причём, искусствоведы отмечают заметную свежесть палитры картин художника в парижский период.
Это стало временем первых побед и больших надежд.
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский — не просто великий русский композитор и член член «Могучей кучки», но и великий новатор. Его творчество потрясало и опережало время. В своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» он показал страницы русской истории так, как никто до этого не смог этого сделать в русской музыке.
Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского стали основной для музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.
«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной», — говорил Модест Мусоргский.
Живопись
Портрет был одним из любимых жанров Кустодиева. Он раскрывал характер изображаемого персонажа посредством деталей интерьера и фона. В полотнах присутствуют декоративность и зрелищность, среди которых есть место и бытовым сценам. Особый интерес для художника представляла провинциальная жизнь, изображаемая в пейзажах.
Картина Бориса Кустодиева «Автопортрет» / Галерея Уффици
На международной выставке в Мюнхене в 1901 году портрет Ивана Билибина кисти Кустодиева наградили малой золотой медалью. В этот период Илья Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета» и пригласил к совместной работе Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. Бывшие ученики сумели вырасти профессионально благодаря работе с мэтром.
В 1902-м живописец создал картину «Базар в деревне», которая, к сожалению, была утрачена. Полотно принесло ему золотую медаль Академии художеств и возможность поехать в качестве пенсионера во Францию. Париж открыл Кустодиеву всю прелесть европейской культуры. Он много работал, вдохновляясь всем, что его окружало. Любопытно, что во время пребывания в Париже автор стал использовать светлую палитру красок.
Картина Бориса Кустодиева «Красавица» / Арт-каталог
После Франции Кустодиев с семьей побывал в Испании, которая оказала на него меньшее впечатление. Он был восхищен работами Франсиско Гойи и Диего Веласкеса и неприятно удивлен происходящим на корриде. Не впечатлил живописца и Музей современного искусства.
Вернувшись в Россию, Кустодиев работал много и с упоением, наслаждаясь красотой родных земель, как и многие творческие личности русской национальности. Затем последовало сотрудничество с журналом «Адская почта». В первом выпуске художник создал карикатуры на правительственных лиц, которых ранее изображал на «Торжественном заседании Государственного совета».
Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» / Bert Christensen’s Cyberspace Gallery
Оба издания быстро оказались закрытыми, а Кустодиева не тронули только из уважения к таланту. В том же 1906-м живописец получил заказ на изображение портретов Александра I и Николая II. Работы были приурочены к 100-летию Финляндского полка. Он также принялся за изображение цесаревича Алексея в момент представления полку. Несмотря на оппозиционный настрой, Кустодиев согласился писать картины. Так из революционера и карикатуриста он стал портретистом императора.
Борис Кустодиев относил себя к большевикам. Когда в 1917 году в Петербурге прогремела революция, художник был доволен. Но вскоре его радость сменилась разочарованием. В отличие от многих деятелей искусства он не уехал за границу. Живописец много работал, а недуг, от которого он страдал, прогрессировал. Было осуществлено несколько операций, но временное облегчение сменялось новыми мучениями
В ходе одной из операций было необходимо принять важное решение: врачи собирались перерезать нервы и выбирали, обездвижить руки или ноги
Картина Бориса Кустодиева «Русская Венера» / Anzenberger Gallery
Жена Кустодиева, Юлия, настояла на том, чтобы мужу оставили работоспособными руки. С тех пор художник был прикован к инвалидному креслу, но продолжал работать. К этому периоду творчества относятся самые позитивные его работы. Проявляя жизнелюбие, храбрость и мужество, Кустодиев не щадил себя.
В 1920-м художник стал оформителем спектакля Мариинского театра «Вражья сила». Оперу ставил Федор Шаляпин. К этому времени относится и знаменитый портрет певца. После новой операции, состоявшейся в 1923 году, Кустодиев написал последнюю крупную картину «Русская Венера». Он также участвовал в оформлении спектакля «Блоха» и Международной выставки в Париже.
Самые известные работы
Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.
Лошади во время грозы
Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы — гроза — запечатлено на картине.
«Купчиха за чаем»
Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.
«Русская Венера
Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.
«Утро»
На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.
«Масленица»
Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.
Сергей Васильевич Рахманинов
Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.
Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.
Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.
«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.
Болезнь художника
Впервые приступ боли у Кустодиева случился в 1909 году. Причина была непонятна, и когда приступы участились, он поехал в Швейцарию на лечение. Это оказалась опухоль спинного мозга, болью отдававшаяся в руке. На протяжении нескольких лет художника оперировали несколько раз.
В 1916 году во время Первой мировой войны Кустодиев не смог попасть в Германию к лечащему его профессору Оппенгейму. Врачи Петербурга поставили жену (Кустодиев был без сознания) перед выбором: сохранить движение можно было только в руках или только в ногах. Юлия приняла единственно верное решение, и художник на последние годы жизни остался прикованным к инвалидному креслу. Но главное, он мог писать! Именно в эти годы его работы отличаются особенной яркостью и даже жизнерадостностью.
После революции Кустодиев не покидает родины, он исступлённо работает, ведь болезнь прогрессирует и торопит этого бесконечно влюблённого в жизнь и мужественного человека.
В 1927 году на лечение художника в Германии советским правительством были выделены средства. Но подготовка документов затянулась, Кустодиев не успел. Он умер в Ленинграде 26 мая 1927 года.
Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский стал одним из первых «профессиональных» композиторов. Теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Академические навыки и талант помогли ему стать композитором мирового уровня. Наследие Моцарта, Бетховена и Шумана Петр Ильич Чайковский сочетал с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Он был не только композитором, работал педагогом, дирижером, критиком, общественным деятелем, выступал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.
Произведения Чайковского любимы многими, потому что его музыкальный диалог со слушателем был практически универсален: его музыка отражала образы жизни и смерти, любви, природы, детства, духовная жизнь русского народа.
Работы художника
Воспитание и ранняя потеря отца повлияли на особенное «чувство семьи» у Бориса Кустодиева. Он был открытым и тёплым человеком, не расставался с близкими, а в разлуке старался перепиской восполнить недостаток общения. Кисть, карандаш, скульптура и гравюра – всё шло в ход, чтобы изобразить своих близких в разных ситуациях. Картины «Утро», «На террасе», «Портрет Ирины с собакой Шумкой», «Сирень», скульптура «Дети» и многие другие работы сейчас воспринимаются как обобщённые образы счастливого материнства и детства.
Постоянно работал художник и над автопортретами. Их несколько, разных периодов.
Среди его произведений есть портреты:
- императора Николая II (1915 г.);
- Фёдора Шаляпина (1922 г.);
- Великой княгини Марии Павловны (1911 г.);
- художника Ивана Билибина (ранняя реалистичная работа, 1901 г.).
и других известных личностей того времени.
Полотна живописца на тему зимних гуляний полны света и воздуха. Центральное место среди них занимает «Масленица» – вот где радость и веселье русского праздника с катанием на лошадях, балаганами и кулачными боями. А летнее народное гуляние на картинах «Троицын день», «Гуляние на Волге» притягивает теплом и светом, красотой людей и русской природы.
Милая сердцу художника глубинка красочна на картинах «В старом Суздале», «Вид с Воробьёвых гор», «Провинция». Солнечный летний день с множеством персонажей на картине под названием «Купание» привлекает яркостью и сочностью красок.
Но чаще всего главным персонажем его произведений становилась пышущая здоровьем, с округлыми формами красавица-купчиха. Это полотна «Купчиха за чаем», «Красавица», «Купчиха с зеркалом», «Русская Венера» и многие другие.
С годами Борис Кустодиев сформировал свой стиль живописи, динамика которого построена на композиционных приёмах, свойственных театрально-декорационному искусству: контраст света и тени, использование «кулис». Его полотна по колориту настолько декоративны, что напоминают расписные шкатулки. Красота и счастье – главные их признаки.
Начало учёбы в Петербурге
На первом курсе Борис Кустодиев обучался в мастерской В.Е. Савинского. Со второго года обучения его главным наставником стал И.Е. Репин. Это было для будущего художника очень значимо – он ещё в детстве увидел картины именитого живописца и был бесконечно восхищён его талантом. Такое наставничество вкупе с горячим желанием юноши стать художником не могло не принести результатов: Кустодиев много работает, пишет с натуры, особенно быстро растёт как портретист.
Учитель со своей стороны очень доволен учеником и возлагает на него большие надежды. «Даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьёзный; внимательно изучающий природу» – такими эпитетами Илья Репин отмечал своего ученика.